В последние два десятилетия мир стал свидетелем глубокого экологического кризиса, наиболее яркими свидетельствами которого являются изменения климата, утрата биологического разнообразия и загрязнение естественных природных ресурсов. Моя родная республика в настоящее время тоже сталкивается с проявлениями экологического кризиса. Когда я еду в город Элисту, первое, на что обращаю внимание – это мусор, загрязняющий нашу степь. Гляжу на это, и невольно задумываюсь над вопросом, почему люди творят такое? В чем причина? Ведь мы все говорим о доброжелательном отношении к природе, о том, что это наш дом, и его надо беречь. Это знает каждый. И каждый из нас может долго и красиво говорить о нравственном отношении к природе, о том, что человек «в ответе за тех, кого приручил». Но тогда кто же делает всё наоборот? Тоже мы!
Я живу в Калмыкии, главная религия моей республики – буддизм. Я тоже отношусь к буддийской вере. Мне стало интересно, как может вероисповедание человека и калмыцкие традиции влиять на отношение к окружающей среде. Это я и решила выяснить в своей работе.
I. 2. Цель работы:
Выяснить влияние калмыцких традиций на отношение к природе и природопользованию.
I. 3. Задачи:
1.Изучить калмыцкие традиции и обряды, связанные с природой;
2.Показать историю взаимоотношений этноса и природы ;
3. Показать влияние национальных традиций калмыков на отношение к природе и природопользованию;
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rab_.docx | 952.97 КБ |
МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №4 имени Б. Б. Городовикова»
Природа в традициях калмыков.
Михайлинова Элина 9 «а» класс.
Учитель: Марминова Галина Георгиевна
г. Городовиковск 2014 г.
Содержание:
В последние два десятилетия мир стал свидетелем глубокого экологического кризиса, наиболее яркими свидетельствами которого являются изменения климата, утрата биологического разнообразия и загрязнение естественных природных ресурсов. Моя родная республика в настоящее время тоже сталкивается с проявлениями экологического кризиса. Когда я еду в город Элисту, первое, на что обращаю внимание – это мусор, загрязняющий нашу степь. Гляжу на это, и невольно задумываюсь над вопросом, почему люди творят такое? В чем причина? Ведь мы все говорим о доброжелательном отношении к природе, о том, что это наш дом, и его надо беречь. Это знает каждый. И каждый из нас может долго и красиво говорить о нравственном отношении к природе, о том, что человек «в ответе за тех, кого приручил». Но тогда кто же делает всё наоборот? Тоже мы!
Я живу в Калмыкии, главная религия моей республики – буддизм. Я тоже отношусь к буддийской вере. Мне стало интересно, как может вероисповедание человека и калмыцкие традиции влиять на отношение к окружающей среде. Это я и решила выяснить в своей работе.
Выяснить влияние калмыцких традиций на отношение к природе и природопользованию.
I. 3. Задачи:
1.Изучить калмыцкие традиции и обряды, связанные с природой;
2.Показать историю взаимоотношений этноса и природы ;
3. Показать влияние национальных традиций калмыков на отношение к природе и природопользованию;
I.4. Методы исследования:
I.5. Предмет исследования: культура калмыцкого народа.
I. 6.Место исследования: г. Городовиковск, п. Амур – Санан Городовиковского района.
I.7. Продолжительность исследования: сентябрь – ноябрь 2014 г.
I.8. Результат работы: Использование материала данной работы на классных часах, во внеклассных мероприятиях, на уроках регионоведения.
II.1.
Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии (Западная Монголия), пришли к берегам Волги в начале XVII века со своими сложившимися традициями, со своим жизненным укладом.
«Друг степей калмык» - назвал калмыков А.С.Пушкин. Это изречение верно: настоящий друг – это человек любящий, заботливый, верный.
Калмык, действительно заботился о природе, т.к. жизнь кочевников – скотоводов проходила в каждодневном общении с природой.
«Күн болх баһасн» - говорили калмыки.
У калмыков процесс воспитания начинался чуть ли не с самого рождения.
С детства детям внушали: будь добр с природой, со степью, бери, не разрушая её. Жизнь и быт кочевника почти полностью зависели от природной стихии, которой он старался противостоять, и в то же время калмык осознавал себя органической частью окружающей его естественной среды. А.М. Амур – Санан писал: « Калмык любит и понимает степную природу. .. Истинный степняк как бы читает сокровенные тайны природы. Он по утренним и вечерним зорям, по движению туч и по характеру ветра, по полётам птиц и по другим, ему одному ведомым приметам предсказывает, какая будет погода через день. Утром скажет, что будет вечером, а вечером скажет, каково будет утром. Степняк тонко чувствует красоту и музыку степи». Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. Я думаю, в их единстве – высшая гармония жизни на земле.
С родными местами, с неповторимым растительным и животным миром народ связывал свою судьбу.
II.2.
Земля всегда была объектом особого почитания у калмыков.
«Следы трёхлетнего верблюда – самца (т.е. место, где стояла кибитка) не уничтожаются в течении 10 лет» - гласит старая калмыцкая пословица
«Преклоняясь перед стихией, калмыки научились бережно, с пониманием относиться к земле, воде, флоре и фауне …» - пишет доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук Г. М. Борликов в своей работе «Природосообразность воспитания личности»[1].
Скот несколько раз в году перегоняли с места на место по мере скармливания травы на пастбищах. Эти перегоны были строго продуманы: на каждый сезон года отводились определённые территории, которые именно в этот период времени были богатые травой и давали возможность в той или иной степени укрыться от непогоды. Таким образом, выходило, что каждое из этих территорий в течении нескольких месяцев «отдыхало», при этом восстанавливался почвенный покров степи.
Согласно поверью, количество лошадей у одного хозяина не должно было превышать 10 тыс. голов. При нарушении, якобы, появлялся жеребенок с золотыми копытами и угонял табун в необитаемую пустыню.
Это говорит о том, что у калмыков уже тогда было в традиции беречь землю, учитывая климатические, растительные, географические особенности данной местности. Переезжая со стоянки на стоянку, на прежнем месте разжигали в двух местах костры, бросали по горсти соли, проезжали между ними сами, прогоняли скот. Такое «очищение огнём» проводилось для освобождения от болезнетворных микробов и накопившейся рухляди, т.о. на месте прежней стоянки оставался лишь след от очага.
Активная участница школьного клуба общения «Алтн булг» Вера Доржиевна Басанова нам поведала о том, что раньше калмыки на месте старого кочевья устраивали молебен, благодарили «хозяина» этой местности за здоровье, благополучие и просили, чтобы сила и богатство данной местности последовали за ними. Место старого кочевья убирали, не оставляли мусор, лишнее закапывали или сжигали.
Прежде чем обосноваться на новом месте, прогоняли меж двух костров скот, проходили сами вместе со своим скарбом, обязательно устраивалось большое очищение, молебны: просили небеса, милостивых богов пожелать им на новом месте удачи и размножения скота.
Ежегодно весной совершали жертвоприношение земле.
Земля также считалась оберегом. И поныне есть калмыки, уехавшие по каким – то причинам за рубеж, которые носят вместо амулета горсть родной земли. У калмыков в прошлом бытовал обычай «прятанья» в землю ногтей, срезанных с пальцев ног . Срезанные ногти нельзя оставлять открыто. Выкапывалась ямка, в нее прятали ногти, засыпали землей и произносили заговор-заклинание. Старейшая жительница п. Амур – Санан Улакчинова Елизавета Санджеевна считает, что в старину ногти калмыки закапывали, опасаясь попадания инородного предмета в желудок домашним животным.
Калмыки воспитывали у детей бережное отношение ко всему живому, к степным просторам, используя систему запретов « нельзя». Запрет плевания на землю - один из важных запретов у калмыков, он был связан с представлениями о том, что у каждого кусочка земли есть свой «эзн», т.е. хозяин-хранитель. Плевание на землю – это осквернение «хозяина земли». Считалось, что плевок на землю проникал вниз в землю на девять локтей и убивал все живое.
Запрещалось ковырять землю острым предметом, нанося этим ей вред.
Моя ээҗә не разрешает нам оставлять лопату, воткнув в землю. Нельзя было копать землю в определенные дни (мацг өдрмүд), бить землю кнутом, детям запрещалось ходить на пятках, ибо земля взрыхлится, земле «будет больно».
Чтобы не повредить верхний слой почвы, наши предки носили обувь с загнутыми носками.
Длительно сухая погода была для калмыков бедствием, т.к. это означало отсутствие корма для животных. В таких случаях проводили обряд «Һазр тәклһн». Старые люди разжигали огонь, совершали подношение богам (дееҗ), в огонь бросали кусочки жира, брызгали молоко, чай, читали молитвы: Пусть природа проявит к нам благосклонность,
Пусть пошлет воду, чтобы мы утолили свою жажду!
После такого большого молебна, действительно, шёл дождь. Влага впитывалась в сухую землю, степь зеленела и все вокруг оживало. В последние годы этот древний обычай возрождается. Многие стали собираться вместе с земляками, выезжать на земли, где жили до того, как калмыцкий народ подвергся жестокой депортации.
II.3. С особым уважением относились калмыки к воде. Вода являлась источником жизни. Поэтому особое внимание уделялось очищению природных водных источников, в частности родников. Ежегодно совершался обряд жертвоприношения воде. Раньше существовал календарный праздник Усн-аршани тәклһн ( поклонение живительной влаге), который отмечался осенью. В это время года вода в источниках становится целебной. Эту воду берегли, её употребляли в приготовлении лекарств. Новорожденного омывали этой водой, считая её святой.
Таким образом, вода имела очистительную силу. Каждый колодец был на счету и имел своё название. Вот как описывает расчистку старого колодца М. Нармаев в своём романе «Черноголовый журавль» после сообщения Нуглы о том, «что между двумя колодцами нынче можно опять остановиться. Наконец, наверх приходит радостная весть: в одном углу забил родничок. Ещё ведро сырой глины поднято наверх, ещё – и вот забил второй родник. Мужчины подходят к ведру и, сливая друг другу, моют руки, полоскают рты.[2].» Д. Н. Кугультинов сказал: « Степь без колодца подобна телеге без колёс[3]». Народные умельцы воду могли найти по её едва заметным признакам, которыми служили своеобразная растительность и её окраска, залегание пластов глины. Расположение нор степных зверьков, капли росы, оставшиеся на траве после восхода солнца также являлись признаком близости воды к поверхности. Калмыцкие кочевья располагались вдоль водоёмов. « Хутор Эльмута вольготно раскинулся вдоль глубокой балки, на дне которой даже в самую жаркую погоду блестит, отражая солнечные блики, вода, манящая к себе всё живое. Кажется, и сам хутор прильнул к этой влаге как к единственной спасительной среди бескрайной, пугающей пустоты и ровной, как ладонь, степи [4]…» - пишет в романе «Седая степь» А. Балакаев. Встретив на пути кочевья воду, калмыки останавливались, молились. У калмыков было запрещено осквернять воду, запрещалось также лить её в огонь. По пути в Элисту, проезжая Маныч, мы каждый раз останавливаемся, бросаем в воду монеты на счастье.
II.4.
Растущее дерево являлось для калмыков символом жизни, символом плодородия.
Праздник по случаю перехода на летние пастбища Үрс сар проходил у водного источника и дерева. Дерево являлось объектом почитания, которое калмыки выражали подношением ленточек.
В старину запрещалось рубить деревья без надобности, так как, считалось, что у каждого дерева есть свой «эзн». Дерево считается и оберегом. Например, из таволги делали ручки плети и кнута. Палочки из таволги клали в кровать. Существует определенные запреты в отношении дерева.
На месте тополиной рощи в Целинном районе близ посёлка Хар – Булук с 1846 года сейчас растёт величавый тополь, которого жители республики считают священным( рис.№1).. Высота его более 20 метров. Дерево очень раскидистое. Специально за целебной водой сюда приезжают люди из многих мест России и не только. В день нашего приезда здесь были люди из Украины. По их утверждению, они приехали, чтобы зарядиться энергией бодрости и здоровья. Воздух здесь очень чистый, легко дышится. У одинокого тополя совершаются молебны и обряды.
Калмыцкая степь богата разнотравьем. Много и лекарственных трав, которыми пользовались калмыки. Некоторые занесены в Красную книгу Калмыкии.
II.5.
Калмыки бережно относились и к живой природе.
Не на всякое животное и не на всякую птицу можно было охотиться.
В поэме Д. Кугультинова отводится место Притче о ласточке, которая спасла человеческий род от истребления. В этой поэме описывается два варианта этой притчи.
Мертвой нашли её на пути.
Было ей горько, было и тяжко…
Не пожалела жизни бедняжка,
Чтобы других от смерти спасти[5]
Запрещалось охотиться на журавлей, трогать их кладку или птенцов.
Наибольшим уважением пользовался лебедь. В него могли стрелять только знатные люди. В эпосе «Джангар» в главе о Хоӊһре говорится:
Как это конь и человек
Очутились на кряже таком,
Где не бывало жизни вовек!
Насытим их и напоим.
И лебеди вложили им
Живительные зёрна в уста.[6]
Почтительно относятся к ужу. Если он заполз в дом, его бережно выносят, поят молоком.
При подготовке к данной работе мне особенно понравился обычай, не разрешающий стрелять в сайгаков, стоящих кучкой. Считалось, что в это время их доит сам Белый Старец (Цаһан Аав), хозяин земли и всех животных. Волка калмыки считали "собакой неба" и почитали, несмотря на то, что он хищник. Возможно, за то, что он своеобразный «санитар»
III. Заключение.
Близко общаясь с природой, калмыки выработали в себе наблюдательность, что передавали детям. Наблюдательность развивала умственные силы, эстетические чувства, любовь и привязанность к родным местам. Можно сказать, что экологическое воспитание было сутью традиционной культуры воспитания калмыков.
Наши предки бережно относились к природе; сохранить её в дальнейшем – наша главная задача.
В ходе подготовке к данной работе было проведено анкетирование учащихся 7 класса, розданы памятки (рис.№2). Результаты таковы:
В 9 «а» был проведён запланированный классный час «Экология и мы» (рис.№3).
Об экологии шла речь на уроке ИКРК в 6 классе (рис.№4).
С древних времён взрослые учили своих детей жить в согласии с природой. Им внушалось, что природа – это дом, мы живём в нём. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы человек обречён. Природа – первоисточник вечной красоты и величия.
IV. Список использованной литературы.
Рис №1
Рис.№2
Рис.№3.
Рис.№4.
Памятка.
[1] Гегәрлт №1,2 2005г.
[2] Черноголовый журавль. М. Нармаев. Элиста. 1984г.
[3] Я твой ровесник. Д.Кугультинов. Москва. 1968г.
[4] Седая степь. А.Балакаев. Москва. 1988г.
[5] Сар –Герел. Д.Кугультинов. Москва 1970г.
[6] Джангар. Элиста 1989г.
Нарисуем попугая цветными карандашами
Хитрый коврик
Аэродинамика и воздушный шарик
Стеклянный Человечек
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца