Экомода - не просто новое направление в дизайне одежды, а шаг к спасению планеты от глобальной экологической катастрофы.
Цель данного исследования - доказать, что экологические направления в дизайне одежды – это способ изменить отношение людей к окружающему миру.
К этой цели помогут прийти следующие задачи:
1. Раскрыть взаимосвязь понятий «Мода» и «Экология».
2. Узнать, что такое экомода и историю её развития?
3. Выяснить, каковы критерии оценки экологичности тканей и одежды?
4. Провести опрос учащихся 7 класса 604 школы, чтобы исследовать отношение юных потребителей к их критериям при выборе одежды повседневного спроса.
Вложение | Размер |
---|---|
ekomoda.pptx | 1.02 МБ |
ekomoda.docx | 286.82 КБ |
Слайд 1
Эко мода . «Модная» экология или « Экологичная » мода? Выполнила: ученица 7А класса Шумейко Анна Руководитель : Кардаш Людмила Анатоьевна Предмет : географияСлайд 2
Цель исследования: Доказать, что экологические направления в дизайне одежды – это способ изменить отношение людей к окружающему миру.
Слайд 3
Литература http://eco-digest.livejournal.com/ http://www.lookatme.ru http://mariabystrova.ru/ http:// mrfashion.ru/ http://np-mag.ru http://ru.wikipedia.org http :// www . ecolopro . ru / http://www.ecotkani.ru/ http ://www.mk.ru/social/education/article/2013/09/01/908137-forma-zamedlennogo-deystviya.html http://www.pilipovich.narod.ru/
Слайд 4
Взаимосвязь: «Мода» и «Экология Эко-коллекция марки H&M « Conscious ». Лицо коллекции: Ванесса Паради
Слайд 5
Что такое экомода ? экология + мода
Слайд 6
Вернёмся к истокам… 1970-е года 2002 год, экоколлекция Линды Лаудермилк
Слайд 7
Где в Санкт-Петербурге можно приобрести эко одежду?
Слайд 8
Критерии оценки экологичности тканей и одежды Sustainable Organic. Fair Trade NT
Слайд 9
Популярные э коткани хемпа (ткань из конопли), рэми ( ткань из волокон крапивы), хлопок , лён , бамбук , поларный флис .
Слайд 10
Экотренд глазами дизайнера Катерины Горж.
Слайд 11
Результаты опроса учеников
Слайд 12
Вопрос № 4
Слайд 13
Спасибо за внимание!
ГБОУ 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проектная работа на тему:
Экомода.
«Модная экология» или «Экологичная мода»?
Выполнила ученица 7А класса Шумейко Анна
Руководитель: Кардаш Людмила Анатольевна
Предмет: география
г. Санкт-Петербург 2015 год.
Содержание
Введение …………………………………………………………………… . . . .3
Глава 1. Экологичная одежда – модное направление или необходимость?…………………………………………………………….. . . . .5
Глава 2. Экомода в природе и в жизни людей……………………………….. .8
Глава 3. Натуральные ткани для детской одежды…………………………… 9
Глава 4. Материалы для эко одежды………………………………………… 11
Глава 5. Производители и потребители – мнения об экоодежде…………… 15
Заключение………………………………………………………………… . . . .18
Список литературы………………………………………………………. . . . . .20
Приложения……………………………………………………………… . . . . . 21
В данном проекте я решила более подробно изучить историю и причины возникновения модного направления в дизайне одежды, получившем название ЭКОМОДА.
Актуальность проблематики:
В процессе работы над проектом я узнала, что
Гипотеза:
Экомода - не просто новое направление в дизайне одежды, а шаг к спасению планеты от глобальной экологической катастрофы.
Цель данного исследования - доказать, что экологические направления в дизайне одежды – это способ изменить отношение людей к окружающему миру.
К этой цели мне помогут прийти следующие задачи:
Краткий обзор литературы:
Глава 1. Экологичная одежда – модное направление или необходимость?
Экомода - самая актуальная тенденция мирового рынка производства одежды.
Итак, как же расшифровывается это слово:
Экологичность + Мода = Эко-Мода (экомоду еще называют этичной, так как она изготовляется в общем согласии с природой, при соблюдении баланса интересов людей и животных).
В последнее время довольно распространенным и популярным стало такое понятие, как "экологичная одежда". Что же это такое? Это понятие не так давно вошло в наш лексикон, но сейчас оно на пике популярности – его используют журналисты, часто можно встретить такое определение в описании коллекций различных производителей одежды. Не только женская, но и мужская мода одинаково следуют этой необычной тенденции.
Когда человек покупает себе косметику из натуральных ингредиентов, или выбирает какую-то новую диету, не наносящую вред здоровью, он редко задумывается о своём гардеробе. Очень часто приобретаются вещи той торговой марки, которая больше всего знакома. Но ведь и одежда, так же как и косметика имеет определенный стандарт качества. Сейчас одежда из экологически чистых материалов является яркой и модной тенденцией.
В экологической одежде используется только натуральное сырьё из экологически чистых регионов, там, где нет вредных химических выбросов в атмосферу. У экологической одежды есть ещё одно название - этичная одежда. Этичная - потому, что производится при балансном соблюдении интересов как человека, так и животного мира.
Самым важным свойством экологической одежды является то, что она на 100% произведена из натуральных волокон. Одежда из натуральных тканей очень благотворно сказывается на всем организме человека. Она не сушит и не раздражает кожу, в то время как одежда из искусственных волокон часто вызывает аллергии, кожа в такой одежде перестает дышать и на ней скапливаются и размножаются всевозможные болезнетворные бактерии. Основным сырьем для производства экологической одежды служит бамбук, хлопок и волокна кукурузы, которые выращены по специальным стандартам, именуемым Organic. Этот стандарт подразумевает, что данные виды культур выращены без применения тяжелой техники, и возделываемые площади не обрабатывались пестицидами. Основным сырьем является хлопок – в настоящее время эта культура выращивается при использовании большого количества химикатов. Выращивание хлопка по стандарту Organic позволяет улучшить экологическую обстановку возделываемых земель.
В зарубежных странах сейчас уже имеется достаточно большой выбор изделий с использованием 100% волокон стандарта Organic. Выбирая экологическую одежду, потребители обращают внимание, какие были использованы красители и отбеливатели: они не должны быть химическими. Список веществ, которые допустимы для использования в текстильной промышленности, выпускается природоохранными органами ежегодно. В основном, это красящие и отбеливающие вещества натурального происхождения. Такие вещества не наносят вред окружающей среде и организму человека (первое, что страдает от химикатов - это кожа человека). Экологическая одежда уже вышла на подмостки подиумов демонстрации одежды не только повседневной, но и "высокой моды" и завоевывает все больше поклонников. Она поражает своей комфортностью и функциональностью. Дизайнеры женской и мужской моды предлагают выбрать не только гардероб из экологической одежды, но и всевозможные аксессуары к ней.
Каждый год в Париже проводится Ethical Fashion Show. Здесь представляется женская и мужская одежда, которая по всем параметрам соответствует экологической этике. Но, кроме того, что в изделии используется продукция стандарта Organic, надо так же суметь доказать, что она произведена без использования детского труда, права работающих людей полностью соблюдены, а цена указана реальная, а не такая, за счет которой получают огромные прибыли. Поощряется часть прибыли использовать на благотворительность. Все чаще в рекламных посланиях производителей этичной одежды можно увидеть такой призыв: «Выбирая экологическую одежду, вы заботитесь об экологии всей Земли - нашего общего дома, а не просто удовлетворяете свою прихоть, или дань сезонной моде».
Как уже было сказано, мода на экологию дошагала до подиумов. Мир уже сходил с ума по эко-продуктам, экотуризму, эко-искусству и экодомам, теперь очередь эко-одежды - из тканей и материалов, создание которых не вредит окружающей среде. Рекламные слоганы гласят: джинсы из конопли носятся в разы дольше и не протираются; майки из льна, выращенного без применения пестицидов, не растягиваются и не мнутся; шерсть животных, выкормленных без добавления химикатов на фермах, куда теплее, чем шерсть убитых диких животных. Модные журналы Elle, Shape, Vanity Fair и Rolling Stone завели традицию ежегодных специальных «зелёных» выпусков. Интернет пестрит баннерами онлайн-магазинов, предлагающих клиентам исключительно eco-friendly (экодружелюбную) продукцию.
Мода (то есть, повышение покупательского спроса) на такой вид одежды зародилась совсем недавно: еще несколько лет назад экологическая одежда не пользовалась практически никаким спросом и товары, представленные на рынке, попросту пролеживали на прилавках, без какого либо покупательского интереса к ним. Сегодня же, благодаря большему признанию и пониманию у населения проблем экологии и охраны окружающей среды, мода на экологическую одежду набирает серьезные обороты и покупательский спрос на данный вид продукции постоянно растет.
Такое положение дел не осталось без внимания ведущих фирм производителей женской и мужской одежды, и сегодня они представляют все больше и больше модной одежды, отвечающей, как экологическим стандартам, так и самым притязательным ценителям красивой и модной одежды. Активное участие в этом процессе принимают и фирмы, производящие спортивную одежду: так, буквально на днях, компания Nike, известный производитель спортивной одежды и обуви, представила новую линию товаров, включающих в себя только экологически чистые продукты. Как отмечают представители компании, при изготовлении данной продукции, они использовали материалы, которые подлежат дальнейшей переработке, что имеет весьма важное значение с точки зрения экологии и заботы о планете.
А вот истоки зелёного тренда стоит искать в 70-х годах, когда в Америке и Европе впервые появилось движение хиппи. Именно они стали «предками» эко-фэшна, сформулировав новый постулат: натуральность ─ это и есть настоящая мода. Легко и с улыбкой они создали импульс, из которого родились такие мировые тренды, как здоровый образ жизни и здоровое питание. И мода, как яркий индикатор общественных процессов, просто не могла пройти мимо зелёной революции.
Одним из основоположников направления эко-моды в XXI веке является дизайнер Линда Лаудермилк (Linda Loudermilk), именно она в далеком 2002 году, когда многие дизайнеры и не слышали этого терминa, выпускала на подиум моделей, с ног до головы одетых в эко-одежду. Возможно, начинание Линды Лаудемилк и носило больше пиар-характер, чем искреннее стремление к сохранению ресурсов планеты, но это сработало. Сегодня ни один крупный бренд не может игнорировать эко-тренд, наряду с традиционной неделей моды в Нью-Йорке проходит «эко-неделя» The Green Shows. Российские модники тоже потихоньку «зеленеют», однако, достойный выбор одежды из органических тканей пока могут предложить только заморские дизайнеры.
Сейчас среди продавцов одежды от кутюр главным пропагандистом экостиля стала сеть магазинов Barneys. Так же можно назвать ещё как минимум 10 известных английских экобрендов: Amana, Annie Greenabelle, Beyond Skin, Ciel, Edun, Howies, Katharine E Hamnett, Kuyichi, People Tree и Stella McCartney.
Ответственность почувствовали даже масс-маркетовые марки: почти каждый известный брэнд - от Banana Republic до Guess и H&M - уже успел запустить собственную «зелёную» линию. Консервативные Levi’s и Seven for All Mankind начали выпускать экоджинсы. В мае специальную линию открывает и Target в партнерстве с лейблом (Лейбл от англ. label
жаргонное обозначение этикетки на товаре, торговой марки или фирменного знака) экодизайнера Рогана Грегори, получившего прошлой осенью престижную награду Vogue Fashion Fund Awards - фонда при Совете модных дизайнеров Америки.
Правда, дизайнеру, вставшему на путь «зелёной» моды, предстоит столкнуться с множеством проблем – поиск подходящих материалов одна из них. Например, органический хлопок (выращенный с подкормкой из смеси чеснока, перца чили и мыла) в составе одежды практически не отличается от хлопка, выращенного с использованием
химических удобрений. Но у некоторых популярных синтетических материалов - например эластичного нейлона - экологичных аналогов фактически нет.
Интересную концепцию экологического производства предлагают сторонники «альтернативной экономики», которые считают, что любое производство должно базироваться на совершенной технологии, обеспечивающей минимальные потери сырья, и на мелкосерийном производстве, учитывающем конкретные потребности небольших групп людей, что приведет к колоссальной экономии ресурсов. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но многообразие стилей, дифференциация проектирования (в конечном счете, рассчитанного на малую группу потребителей или на отдельного человека) оказываются гораздо менее расточительными и более экологичными, чем единообразие массового серийного производства. Ориентация на выполнение индивидуального заказа является, таким образом, одним из путей борьбы с избыточным производством (бренд Ada Zanditon: вещи отшиваются индивидуально, что позволяет экономно расходовать органические ткани, используемые в производстве).
Рассматривая процесс проектирования одежды, следует отметить технологию, основывающуюся на сокращении или отсутствии текстильных отходов при производстве одежды и являющейся частью более широкого понятия «устойчивая мода». Сокращение отходов в данном случае может проходить на двух уровнях: во время производства вещи – до её использования, после использования вещи – производя новую продукцию из оставшегося сырья. Второй метод используется очень широко, начиная от создания дизайнерами перекроенных винтажных вещей, до перерабатывающих заводов, подготавливающих сырьё для дальнейшего использования.
Остановимся подробнее на первой части технологии сокращения отходов. В отличие от стандартного создания коллекции, где задумка дизайнера определяет раскрой полотна, безотходное производство сначала формирует такой раскрой, который даст меньше потерь ткани, а потом подгоняет выкройку под дизайн задуманной модели. Таким образом, выкройка конструируется, как пазл, или модель собирается на манекене с помощью драпировок.
Идея безотходного производства не нова – с давних времен существуют кимоно, сари, хитоны и другие народные костюмы. Первой в использовании данной технологии в XX веке стала "королева косого кроя" Зандра Родз (Zandra Rhodes). Первый книжный труд, посвященный крою без потерь, написала в 1973 году Дороти Бёрнхэм. Её книга – результат многолетних исследований разрезов в традиционной одежде – показывает, как при условии ограниченного метража ткани сделать пару разрезов, пару сгибов и получить оригинальное изделие.
В наше время успешно разрабатывают и совершенствуют "моду без отходов" такие дизайнеры, как Maison Martin Margiela, Yeohlee Teng, Timo Rissanen, Holly McQuillan, David Telfer, Julia Lumsden. Также Тимо Риссанен и Элисон Гвилт выпустили практическое руководство для модельеров, желающих сократить потери и продлить срок службы своих изделий.
Глава 2. Экомода в природе и жизни людей.
По мнению Ребекки Эрлей из британского Колледжа искусств в Челси, разработка высококачественных «зелёных» заменителей - всего лишь вопрос времени, а вот проблема загрязнения окружающей среды из-за индустрии моды может оказаться фатальной, если не заняться ею прямо сейчас. По ее словам, средний британец сегодня покупает в два раза больше одежды, чем 10 лет назад. При этом на производство, скажем, одной хлопчатобумажной футболки уходит более 2000 литров воды и 40 граммов пестицидов[3]. К тому же мода с каждым годом меняется всё быстрее: система fast fashion, когда марки создают новые коллекции чуть ли не два раза в месяц, увеличила обороты на много миллионов даже хлопчатобумажных футболок. Их носят, выбрасывают и покупают новые - этот беспрерывный процесс приносит огромную прибыль, и отказаться от такого лакомого куска производителям и владельцам торговых марок, конечно, очень сложно.
Так что модельеров приходится подталкивать к созданию экоколлекций. С прошлого года организаторы влиятельной выставки Designers & Agents не берут с молодых «зелёных» дизайнеров комиссию за участие в своих весенних показах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Сегодня в числе участников выставки насчитывается более 50 «зелёных» дизайнеров, а два года назад их было лишь около десятка. В конце прошлого года Marks & Spencer и Harvey Nichols выступили с громким заявлением, обещая потратить по $2 млн на популяризацию экомоды. В середине апреля крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart запускает масштабный проект в поддержку фермеров - производителей органической продукции: компания будет закупать сертифицированный органический хлопок по завышенным ценам, тем самым стимулируя поставки ключевого экологичного материала.
До мейнстрима экомоде, конечно, еще очень далеко: по данным Маршалла Коэна, главного аналитика по текстильной промышленности из агентства маркетинговых исследований NPD Group, в объеме продаж одежды в США на долю «зелёных» приходится менее 1%. Правда, уже 18% потребителей знают о существовании экомоды; четыре года назад таких было лишь 6%. Только с 2001-го по 2005 гг. объемы продаж «органической одежды» в Штатах выросли на 55%. Сейчас на Западе уже введена специальная система маркировки - с так называемыми «эколейблами», которые означают, что были прослежены все стадии «жизненного цикла» продукта. Специалисты очень рассчитывают, что рано или поздно покупатели начнут обращать внимание на эти бирочки.[4]
Глава 3. Натуральные ткани для детской одежды
Казалось бы, все родители хотят для детей лучшего - это касается и выбора детской одежды. Как же много мам и пап проводят времени, сколько тратится сил и денег на ее выбор. Сколько разных критериев необходимо учесть: удобство, красота, практичность...
Как подросток я иногда задаюсь этим вопросом. В моей картине мира вопрос экологичности и безопасности детской и подростковой одежды – далеко не последний. Прежде всего, она должна быть безопасна для детей – а значит и для природы, как во время ее производства, так и во время использования и утилизации.
Честно говоря, некоторые наши знакомые давно бросили затею искать необходимое своим детям в обычных магазинах. Детская одежда стала, как это ни странно в эпоху изобилия, однообразной - часто либо повторяющей взрослый стиль, либо совсем уж игрушечной. Но самое удивительное – это абсолютное игнорирование особенностей деткой кожи и подвижности. Очень много одежды из достаточно грубых тканей, в которых и взрослым то неудобно, не говоря уж о детках. К примеру, сложно найти трикотажные натуральные прилично выглядящие брюки на мальчиков, в которых можно легко и удобно двигаться.
А вот, например исследование школьной формы:
Стандарты тканей для школьной формы в России
Прежде всего, это относится к тканям, из которых пошита школьная форма. Они должны быть произведены в соответствии с требованиями, которые предъявляются к их химическому составу, биологической и гигиенической безопасности. В тканях не должен быть превышен индекс токсичности, они должны быть устойчивы к воздействию внешней среды и не должны выделять вредных химических веществ. Поскольку ткани, не соответствующие критериям безопасности, могут стать причиной аллергических реакций, простудных и других заболеваний.
При анализе показателей заболеваемости детей и подростков на территории нашей страны за период с 2008 по 2012 годы выявлено: в структуре общей заболеваемости доля болезней кожи составляет 6,9 %, контактных дерматитов — 19,9%, простудных заболеваний — 66%. Этим, в частности, обусловлена и необходимость санитарно- эпидемиологического надзора на всех этапах изготовления школьной формы — от производства тканей, используемых для её пошива, до реализации готовой одежды потребителю.
Требования к материалам, которые применяются для пошива школьной формы, законодательно установлены с позиции сохранения детского здоровья. То есть ткани должны обладать хорошими гигиеническими свойствами — такими, как гигроскопичность, воздухопроницаемость, влагопоглощение, теплозащитность, устойчивость окраски и ряд других показателей.
Результаты анализа рынка детской одежды, проведённые Роспотребнадзором, свидетельствуют о том, что шёлковые костюмные ткани изготавливают из комплексных синтетических нитей и из штапельной пряжи. Для костюмов применяются также ткани из комплексных полиамидных или полиэфирных нитей, эластановых, вискозных волокон и др. Исходя из этого, в производстве школьной формы более широкое применение должны находить текстильные материалы с хорошими гигиеническими свойствами — прежде всего, натуральные хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазея и другие.
Беда в том, что решение по форме на высшем уровне принято, но наши известные предприятия, выпускающие качественную одежду, могут обеспечить своей продукцией примерно 3 миллиона школьников из 12 миллионов! Поэтому к этой теме подключились масса мелких производителей и импортеров, качество которых порой ужасное. Стандарты не предполагают определенный состав ткани в форме – сколько, скажем, шерсти, полиэфирных волокон, лайкры и т.д. Стандарты требуют определенных свойств ткани, которые могут быть достигнуты разным соотношением компонентов. Вот только определить качество на глаз порой невозможно – ткани с разными свойствами могут выглядеть и ощущаться на ощупь одинаково. Второй серьезной проблемой является прямой обман покупателей – на этикетке, скажем, пишут 20% вискозы, а на деле её 5-6% от силы – остальное - синтетика. Оптимально - до 65-70 полиэфирных волокон, остальное вискоза, шерсть или хлопок.
Было проведено исследование формы эконом-класса по многим регионам России – Москва, Московская область, Ростов, Краснодар, Ставрополь, Брянск, Тверь, Нижний Новгород и т.д. Было закуплено 65 образцов школьной формы, которые затем отданы на гигиенические исследования в лабораторию Научного центра здоровья детей. Из этого количества всем положенным параметрам соответствующими оказалось всего 6, т.е. только каждый десятый образец!
Скажем, пиджачок сшит из ткани, в которой почти 60% шерсти, о чем может быть честно написано на этикетке, но вот подкладка у него сделана из 100% полиэстера, о чем умалчивается. А это ведь сводит на нет весь эффект от качественной дышащей ткани верха! [5]
А спортивная одежда? Она же вся из синтетики! Производители так забили голову всем нам, что все остальное «сложно стирать», чтобы мы покупали только ее... А нарядные праздничные платья и костюмы? Многие из них очень красивые, с этим не поспоришь, но там в составе почти никогда нет натуральных тканей! А если и есть хлопок, то он облит такими составами, что от одних только названий кружится голова.
К примеру, когда моя знакомая пошла на танцы, её мама изучила ассортимент спортмагазинов, и поняла, что не представляет, как можно активно заниматься танцами в капроне, нейлоне и синтетике!
Тогда её мама взяла конопляный трикотаж, выкройку и сшила гимнастический купальник. Девочка отходила в нем год, и если он не будет мал, то отходит еще один, потому что стирать его надо не так часто, как синтетику (он-то дышит и меньше пачкается!) и выглядит он как новый.
Глава 4. Из чего изготавливается эко одежда?
Ответ на этот вопрос вполне логичен, прост и понятен: эко-одежда шьётся из экотканей. Следующий вопрос состоит в том, какие ткани можно называть экологичными, как их распознать среди остальных, в чём их достоинство. Давайте разберёмся. Экологичными тканями следует считать ткани, не оказывающие вредного влияния на природу, окружающую среду, человека. Экологичные ткани – это ткани, как правило, произведенные из натурального, природного материала, натурального волокна (натуральный шелк, хлопок и т.д.), выращенного без использования пестицидов и других вредных химикатов. При этом в производстве натуральных экологичных тканей не должны использоваться вещества, загрязняющие окружающую среду: вредные красители, отбеливатели, загрязняющие природу не только в процессе производства, но и после попадания на свалку. Экологические ткани не обрабатывают опасными отбеливателями, их не пропитывают огнеупорными веществами, они не контактируют с красителями, содержащими тяжелые металлы. Эти ткани не имеют контакта с веществами, вредными для здоровья человека.
На сегодняшний день человечеству известны следующие виды природного сырья для производства экотканей: наиболее известные и популярные – некрашеные, либо окрашенные натуральными (эко) красителями, хлопок и лен. Хлопок может быть разноцветным даже без окрашивания, изначально выращиваемые виды хлопка были цветными. Существуют ткани из кукурузного, конопляного, бамбукового и бананового волокон. Экологичной также может считаться кожа, дубленная растительными экстрактами.
Виды экологических тканей, материалов:
• Органический (био-) хлопок – это хлопок, выращиваемый без использования пестицидов и других вредных химикатов. Такой хлопок не вызывает аллергии, мягкий и легкий в уходе.
• Лён. Если он выращивается и производится «по старинке», без пестицидов и гербицидов.
• Рэми (рами). Особый вид крапивы. Производится из растения, произрастающего в западной Азии. Он в 5 раз прочнее хлопка, очень хорошо впитывает влагу и быстро сохнет. Выращивание в промышленных масштабах невозможно.
• Шелк. Этот материал давно известен своими антибактериальными свойствами и исключительной нежностью. Сейчас есть компании, которые собирают коконы от шелкопрядов уже после того, как они оттуда выбрались, вместо того, чтобы их убивать, это так называемый гуманный шелк.
• Хемпа (ткань из конопли). Материал из конопли мягок и прочен, долговечен, а при постоянном использовании удивительные свойства конопляной ткани даже усиливаются. Стойкость материала поддерживается особой структурой волокон конопли: устойчивость к внешним воздействиям, ткань не деформируется и не портится при стирке при температуре 90 градусов, не теряет форму в процессе носки. Конопляные ткани также использовали в мореходстве, так как это единственная ткань из натурального сырья, не портящаяся при контакте с морской водой. Из конопли в 19 веке делали самые тонкие батистовые рубашки.
Нет ничего приятнее для тела, чем мягкий, дышащий эко-хлопок: коробочки собираются вручную, что исключает попадание листьев, веток и семян. Такой хлопок начинает разрушаться не ранее, чем через 100 стирок, в то время как обычному вполне хватает 5-6. Органическая шерсть удивительно близка по составу к коже человека: содержащийся в ней природный ланолин служит смягчающей и антисептической добавкой. А купить ткани из конопли - значит выбрать для себя прочный и долговечный материал, способный сохранять тепло зимой и прохладу - летом. При этом с гектара земли собирают в несколько раз больше конопли, чем хлопка.
Но главное, исключительное достоинство экотканей - в том, что они производятся естественным путём, и потому полностью свободны от вредных пестицидов, гербицидов и тяжёлых металлов. Они гипоаллергенны и совершенно безопасны для здоровья, зачастую обладают антибактериальными свойствами. Это ткани премиального качества: разница между ними и обычными тканями не менее очевидна, чем разница между хот-догом и ужином в хорошем ресторане.
Но вещи, произведенные экологично, должны ещё соответствовать хотя бы некоторым из следующих принципов:
Изделия, которые были сделаны без использования кожи или тканей животного происхождения. Например, обувь и сумки из растительной кожи, которая производится из резины Амазонки вместо шкуры животных или переработанные, или искусственные материалы.
Экологическую моду еще называют этической, так как она производится в согласии с природой — с этическим отношением к людям и окружающей среде.
Hand-made. Изделия, сделанные своими руками, например вышивка, которые сохраняют исконные традиции.
Одежда, сшитая на заказ. Таким образом, вы получаете качественное изделие и будете носить его долго, в отличие от массовой моды, которая часто оказывается одноразовой.
Изделия, произведенные в соответствии с Международными стандартами труда:
- при соблюдении прав работников;
- без привлечения детского труда;
- цена соответствует реальным затратам, а не направлена на получение сверхприбылей.
Recycled. Все, что было сделано из уже существующих или переработанных материалов, ткани, металла или волокна. Старые изделия могут быть перешиты, переделаны на новые.
Vintage/Second- Hand — это общий термин для одежды, созданной в период с 1920 по 1975 год, которая может быть актуальна и в настоящее время. Тем не менее, этот термин часто используют и для подержанной одежды или для одежды секонд-хенд.
Без химии. При производстве экологической одежды не должны использоваться химические красители и отбеливатели.
Sustainable / eco-friendly. Производство из различных материалов с упором на вторично переработанные или искусственно созданные. Organic. Производится из материалов органического, натурального происхождения, выращенных без пестицидов и искусственных стимуляторов роста. Термин organic далеко не равнозначен sustainable — он гораздо уже и специальнее. Trade-in
Система, при которой уже существующий одежный бренд ценовой категории выше среднего запускает суббренд одежды из материала вторичной переработки NT. Не содержит токсичных химических веществ. 99 % производимой в мире одежды содержит их хотя бы потому, что подвергается окрашиванию.
Bio degradable. Разложимый биореагентами. Одежда производится из неорганических материалов, способных, в отличие от конвенционального пластика, разлагаться в естественных условиях среды без ущерба для нее же. Low carbon. С низким содержанием углерода. В искусственных волокнах — прежде всего шерсти и шёлка — очень высокое содержание углерода, что положительно сказывается на прочности волокна, но в процессе носки способно вызывать аллергические реакции кожи. Стоит также помнить, что углерод лишь изредка существует несцепленным, а значит, вырождается во всё тот же пластик. WOM. Произведен с использованием женского труда (приложение 1) |
Несмотря на все эти достоинства, долгое время экоткани использовали лишь отдельные неординарно мыслящие дизайнеры. В 1997 году ткань из волокон конопли (хемп) заинтересовала Джорджио Армани. Но настоящая популярность началась с нашумевшей New York Fashion Week 2005 года. По инициативе организации EarthPledge, известные дизайнеры представили эффектные ансамбли из конопли, бамбука и других экотканей. Мир моды заволновался, зашумел и... подхватил этот тренд.
Сегодня "эко-шик" стал неотъемлемой частью каждого крупного показа мод. Появились и совершенно особые мероприятия, такие как Eco Fashion Week в Ванкувере. Экоткани прошли по всем фронтам, от повседневной одежды до высокой моды, и охватили все стили, от голливудского ретро-гламура до авангардного деконструктивизма. Использование эко-хлопка, бамбука и конопли стало хорошим тоном для любого модельера. Не теряя своей элитарности, экоткани "отметились" и в массовом сегменте повседневной одежды от H&M, Gap, Levi's и других известных брендов.
Не каждый способен по достоинству оценить экоткани, но самые известные люди планеты выбирают именно их. Роскошное свадебное платье избранницы принца Уильяма, Кейт Миддлтон, сшитое из экологичного хлопка и шёлка - ещё одно убедительное тому подтверждение (прилжение 2).
Псевдоэкологичный текстиль
На сегодняшний день в мире на рынке экотоваров появилось множество возможностей отмывания производств. В том числе и распространение информации про так называемые новые экоткани. Только возникает вопрос: и как же раньше наши предки не додумались делать флис или бамбуковую ткань?
Бамбук, вискоза – это так называемые «искусственные» ткани, так как они имеют натуральное происхождение. Сырье, используемое для производства вискозы и бамбука –натуральные древесные волокна. Вискозу «изобрели» в конце 19 века и уже с начала 20 века она стала производиться в промышленных масштабах. Сам процесс производства волокна из древесины предполагает использование сложных химических реакций с помощью ядовитых химических веществ.
Флис, поларный флис – только недавно начали говорить о том, что эта новинка и супер открытие экологии. На самом деле как же сделать из пластика волокно? Опять же, процесс производства волокна из пластика предполагает использование сложных химических реакций с помощью ядовитых химических веществ.
Натуральный хлопок?
Как я выяснила, сегодня совсем непросто быть мелким фермером по выращиванию хлопка. Цены на хлопок постоянно падают из-за субсидий, что получают только самые крупные американские и китайские производители, производя все больше сырья. В то время, как цены на сельскохозяйственное оборудование растут с каждым днем, и мелкому крестьянину очень сложно закупить все необходимое. И если бы это было все, но – условия труда в этой области остаются самыми худшими из всех: использование детского труда, низкие зарплаты, полное попрание основных прав человека происходят именно в хлопковой индустрии.
Экологический баланс промышленно произведенного хлопка крайне низок:
Вы можете составлять свой гардероб из качественных вещей, которые долго служат и могут быть починены.
Главное помнить, что, несмотря на все загрязнение окружающей среды на этапах производства и утилизации текстиля, самым загрязняющим все же остается процесс использования – с использованием энергии, воды и моющих средств. Поэтому не забывайте о концентрированных безвредных экологически чистых средствах стирки и ухода за текстилем. По возможности избегайте сухую чистку, требующую вредной химии.
Вот уже несколько лет в мире моды происходят любопытные изменения. В европейских провинциях возрождают искусство домашнего прядения и ткачества, а звёзды ведущих модных домов выходят на подиум в нарядах из конопли и бамбука. С чего начался зелёный тренд в моде, как он развивается, есть ли у него перспективы в России? На эту тему я нашла интервью с дизайнером одежды Катериной Горж.
Катерина живёт и работает во Франции: именно здесь она освоила искусство ручного прядения, ткачества и окрашивания тканей. Её работы — это эксклюзивные вещи, доступные в единственном экземпляре. А ещё Катерина — инициатор и дизайнер проекта ЭкоТкани, продвигающего экологичную моду в России.
Мария Быстрова : Здравствуйте, Катерина! Ещё недавно органик-ткани не пользовались особым успехом в Европе. Правда, что всё так быстро изменилось?
Катерина Горж: Действительно, движение за эко-ткани началось ещё в 1950-60-х годах — с кучки «одержимых» энтузиастов, которых мало кто принимал всерьёз. И ещё несколько лет назад во Франции считалось страшным снобизмом купить что-то органическое. На жителей региона Лимузин, научивших меня домашнему прядению и ткачеству, чуть ли не пальцем показывали, потому что они носились со своими баранами, как сумасшедшие. Теперь они Ассоциация, и их воспринимают как фундамент местной экономики, как продолжателей древних искусств. И в Европе, особенно в больших городах, это действительно стало нормой жизни — покупать органическое, если не на 100%, то хотя бы для детей.
Дело в том, что люди идут в супермаркеты и хотят видеть там эко-продукты. В итоге даже просто для того, чтобы заработать, производители делают выбор в пользу органик-тканей и вносят свой вклад в сохранение экологии. В обществе происходят изменения, и им приходится это учитывать.
Мария Быстрова : Органик-ткани труднее производить, поэтому стоят они дороже обычных. А как насчёт качества?
Катерина Горж: В современном промышленном производстве качество тканей сильно пострадало. Вы и сами знаете, что вещи очень быстро изнашиваются: в лучшем случае, их можно носить год-два. В прежние времена ткани были гораздо прочнее. Высокое качество сохранялось вплоть до 30-х годов XX века, даже в промышленном производстве. Что и говорить про домотканые полотна! У нас есть свитера, которым двести лет, и они совсем как новые. Всё потому, что нить так спрядена, такое качество волокна, качество работы. Да, цена на органик-ткани выше, но и служить они будут дольше. Это другое, новое отношение к жизни: потреблять меньше, но качественнее.
Есть и другие свойства, благодаря которым качество эко-тканей можно назвать премиальным. Эко-хлопок собирают вручную, поэтому он мягче обычного и лучше пропускает воздух. Эко-шерсть сохраняет ланолин, смягчающий кожу. А ткани из крапивы и конопли даже обладают терапевтическими свойствами.
Мария Быстрова .: Как обычным брендам удаётся совершить переход на органик-ткани?
Катерина Горж: Сегодня органик-ткани очень быстро распространяются в двух основных направлениях. Первое я назвала бы greenwashing, или «зелёная отмывка». Дело в том, что многие компании заявляют о себе как эко-бренды, но на деле они лишь улучшают некоторые звенья своего производственного процесса. Кое-кто и просто жертвует деньги некоммерческим организациям, не меняя своего продукта. Все эти нюансы не слишком интересуют широкий круг потребителей, падких на модный префикс «эко».
Другое направление — это когда компании начинают своё дело «с нуля» и организуют весь процесс с учётом высоких экологических стандартов. Их продукция интересует совсем другую группу людей — чувствительных к теме экологии, готовых сделать осознанный выбор, поддержать устойчивое развитие и экологичный образ жизни.
Мария Быстрова .: Расскажите про ваш первый опыт работы с эко-тканями!
Катерина Горж: Моя первая коллекция одежды из органик-тканей была создана для друзей. Работая с этими тканями, я почувствовала разницу — на уровне физических, психологических ощущений. С тех пор органик-ткани — это моя судьба! И это прежде всего индивидуальные изделия, а не массовое производство. На рынке эко-моды пока не так много подобных предложений, а спрос на них уже довольно высок. Такую эксклюзивную, штучную продукцию можно представлять людям в блогах, на специализированных выставках, ярмарках. При этом главное — даже не прибыль, а качество, оплаченное по достоинству.
Мария Быстрова : Есть ли интерес к эко-тканям в России?
Катерина Горж: Интерес уже есть: конечно, он не такой высокий, как в Европе, но это только вопрос времени. Многие пользователи Рунета интересуются экологическим образом жизни, но на тему эко-текстиля мы до сих пор имеем полный информационный вакуум. Чтобы заполнить его, я сама начала писать и переводить статьи на русский язык.
Летом 2011 года мы создали проект ЭкоТкани, который приглашает всех желающих познакомиться с экологически чистыми тканями. Осенью наш проект принял участие в Первых московских выходных Эко-моды. Сегодня нам предстоит большая работа: нужно рассказать людям, что такое эко-ткани, чем они отличаются от обычных промышленных тканей, для чего нужна органик-сертификация. Эту информацию я распространяю как в своём личном блоге, так и на сайте проекта. Кроме того, проект приглашает к сотрудничеству всех, кто интересуется производством экологичных конопляных, льняных, крапивных и шерстяных тканей из местного сырья в России.
Мария Быстрова :Какие эко-ткани привозит в Россию ваш проект?
Катерина Горж: Экологически сертифицированный био-лён, био-шёлк, коноплю, их различные сочетания. Знаете, в индустрии моды существуют понятие «Тетрадь тенденций». Это что-то вроде гида, который рассказывает о главных трендах грядущего сезона: пользуются им как дизайнеры, так и представители фэшн-бизнеса. Так вот, в прошлом году почти все органические ткани, которые мы продвигаем в России, попали в парижскую Тетрадь тенденций. То есть, это действительно самые актуальные ткани в Европе.
Мария Быстрова . Расскажите о вашем последнем проекте!
Катерина Горж: Недавно я разработала для проекта ЭкоТкани коллекцию детской одежды, которая была представлена на выставке в Москве. Это очень удобная, прочная одежда, немного винтажная, с лёгкими этническими мотивами. Органик-ткани дают дизайнеру большую свободу творчества, обычно они не требуют какого-то особого подхода. Разве что мнутся гораздо сильнее обычного. Гораздо сложнее работать с домоткаными тканями: они очень сильно осыпаются, мнутся, одним словом, «живут своей жизнью» и требуют огромного внимания и сноровки. Поэтому продукция из домотканого жаккарда, например, не отличается разнообразием форм и стилей. Как дизайнер, я вижу в этой сфере большие возможности для изучения свойств органик-тканей ручной работы и экспериментов с ними.[7]
Заключение.
Итак, подведём итоги. Я напомню задачи моего исследования:
Это соединение возможно: теперь производители одежды думают не только о том какой крой, цвет, принт на ткани моден в этом сезоне, но и о том сколько природных ресурсов уйдёт на производство новой коллекции. Для примера можно взять известную фирму H&M: в феврале прошлого года был объявлен сбор старой, поношенной одежды для её дальнейшей переработки и компания заявила, что собирается выпустить коллекцию, материалами которой послужит эта переработанная одежда. И действительно, в феврале этого года H&M проанонсировала показ обещанной коллекции.
Экомода – экологическое направление в дизайне одежды, образовавшееся в70-х годах XX века, когда на Западе впервые появилось движение хиппи. Именно они утверждали: натуральность ─ это и есть настоящая мода. В наши дни это понятие находится на пике популярности. С 1970 года количество производителей, которые выпускают коллекции экологичной одежды, увеличилось. Сейчас одежду, сделанную из органических тканей, выпускают такие марки, как Amana, H&M, Nike, Adidas, Levi’s, Stella McCartney и многие другие, так же есть фирмы, которые специализируются на производстве эко одежды, например People Tree. Круг потребителей тоже расширился: теперь люди выбирают эко одежду не просто из-за того, что это модно, а потому, что они осознают необходимость экологичных материалов для собственного здоровья, из-за роста различных заболеваний (аллергии и т.д.).
При учете критериев экологичности производства следует учесть:
Несомненно, натуральность сырья. Только натуральное сырье имеет право в строгости называться экологичным. Сегодня популярны такие ткани как хемпа(ткань из конопли), рэми( ткань из волокон крапивы), хлопок, лён, бамбук, поларный флис и другие.
Запрет на использование вредных для здоровья человека веществ на всех этапах производства. (Согласно уже существующим международным стандартам)
Соблюдение этических норм в процессе производства тканей и одежды.
Вся инфраструктура должна быть направлена на минимальное использование транспорта (по возможности локализация всех этапов в одном месте). Сбор сырья, производство станков и всего необходимого оборудования, прядильный комбинат, ткацкий цех, реализация продукции, все в одном месте. Так отпадает необходимость в дополнительном транспорте (грузовики, поезда, самолеты…)
Итоги моего опроса радуют: более чем половина опрошенных слышала об экомоде и знает что это такое. Так же подавляющее число учеников знает о том, из каких тканей сшита их одежда и им это не безразлично. Большая часть опрошенных выбирая вместе с родителями школьную форму обращает внимание на состав ткани и знает такие разновидности тканей как хлопок, лён, шерсть, но лишь несколько из них знают о полиэстере.
В результате проведённого мной опроса я могу сделать следующий вывод: более половины опрошенных знают о существовании экомоды, о том, из каких тканей сделана их одежда. Забота о здоровье человека, экология человека, с недавнего времени включает в себя такое понятие как экомода, то есть забота о том, во что мы одеваемся.
Список литературы
Интернет-ресурсы
Книги
Журналы
«Натур Продукт», № 4, 2013 год, стр. 56 – 86.
Приложения
Пиложение 1.
Sustainable / eco-friendly Organic.
Vintage Fair Trade
Trade in NT
Recycable Bio Degradable
Low Carbon WOM
Приложение 2.
Свадебное платье Кейт Миддлтон.
Приложение 3.
Опрос учащихся 7-го класса.
1) | Встречалось ли вам слово «Экомода» (в газетах, журналах, ТВ, интернет)? | |
а. | да | |
б. | нет |
2) | Как вы считаете, экомода – это … (выбрать вариант) | |
а. | Одежда для специалистов-экологов | |
б. | Одежда зеленого цвета | |
в. | Одежда из натуральных материалов |
3) | Знаете ли вы, из каких тканей создана ваша одежда? | |
а. | Знаю. | |
б. | Не знаю. Это неважно, главное, что у меня клевая одежда! | |
4) | Знакомы ли вам следующие наименования материалов? | |
а. | Шерсть – да/нет | |
б. | Лен – да/нет | |
в. | Хлопок – да/нет | |
г. | Полиэстер – да/нет |
5) | Выбирая вместе с родителями школьную форму, вы обращали внимание на состав ткани? | |
а. | да | |
б. | нет |
Итоги:
[1] Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила принципы и гипотезы М., 1994, стр. 17.
[3] http://www.ecotkani.ru/( состояние на 30. 10. 13)
[4] http://eco-digest.livejournal.com/ ( состояние на 06. 01. 14)
[5] http://www.mk.ru/social/education/article/2013/09/01/908137-forma-zamedlennogo-deystviya.html ( состояние на 13. 12. 13)
[6] http://www.ecotkani.ru/ (состояние на 23. 11. 13)
[7] http://mariabystrova.ru/ (состояние на 24. 11. 13)
Хризантема и Луковица
Злая мать и добрая тётя
Повезло! Стихи о счастливой семье
Вокруг света за 80 дней
Браво, Феликс!