Дельфин и человек в физиологическом плане устроены очень схоже. У обоих четырехкамерное сердце, оба дышат легкими, вес мозга примерно одинаков. И люди и дельфины – теплокровные существа, и даже размеры у нас приблизительно равны: в среднем, дельфин достигает в длину 1,5- 2 метра и человек тоже. Существует версия, что когда-то в далеком-далеком прошлом у дельфина и человека был общий предок. В ходе эволюции дельфины остались в водном пространстве, а человек вышел на сушу, утратив некоторые уникальные способности. Возможно, это просто легенда, но существует еще много фактов, которые тесно связывают дельфина и человека.
Вложение | Размер |
---|---|
delfiny_i_chelovek.docx | 52.56 КБ |
Введение
Дельфины ( Delphinidae) — это самые прекрасные представители китообразных с изящным и изогнутым, как веретено, телом, которое идеально приспособлено для движения в воде и позволяет ему очень быстро плавать. Дельфины относятся к классу млекопитающих, отряду китообразные. В зависимости от вида спина дельфинов может быть черного, темно-коричневого или серого цвета, с белыми боками и брюхом. У них очень эластичная и гладкая кожа. Они практически не ощущают сопротивления воды благодаря маслянистым выделениям, которые облегчают скольжение воды по коже. У них очень характерная морда. У некоторых видов она даже заканчивается настоящим «клювом».
Дельфины дали человеку много и могут дать несравненно больше. С точки зрения гидроакустики представляется что это: технические идеи по сверхминиатюризации гидроакустических преобразователей давления и приемников колебательной скорости; по построению малогабаритных высокоэффективных голографических антенн; по кодированию информации в виде многомерных образов, их формированию, приему, хранению, передаче и распознаванию; по ультразвуковой медицинской диагностике и резонансной терапии.
Этот перечень можно продолжать и продолжать. Их коллективный мозг, хранящий в своей памяти массу сведений, недоступных человеку, в случае установления интеллектуального контакта дельфин – человек дал бы человеку очень много. Если, конечно, они будут живы и захотят сделать это.
Дельфин и человек в физиологическом плане устроены очень схоже. У обоих четырехкамерное сердце, оба дышат легкими, вес мозга примерно одинаков. И люди и дельфины – теплокровные существа, и даже размеры у нас приблизительно равны: в среднем, дельфин достигает в длину 1,5- 2 метра и человек тоже. Существует версия, что когда-то в далеком-далеком прошлом у дельфина и человека был общий предок. В ходе эволюции дельфины остались в водном пространстве, а человек вышел на сушу, утратив некоторые уникальные способности. Возможно, это просто легенда, но существует еще много фактов, которые тесно связывают дельфина и человека.
Глава 1
Предполагают, что киты, дельфины и морские свиньи произошли от группы наземных млекопитающих, называющихся мезонихиды. Эти странные существа были похожи на волков, но имели копыта подобно коровам и оленям. Они жили приблизительно 60 миллионов лет назад вокруг древнего моря Тетис, там, где теперь Средиземное море и часть Азиатского субконтинента. Мезонихиды, вероятно, охотились на рыбу и других водных животных в прибрежных болотах. Поскольку они проводили всё больше времени в воде, их тела начали изменяться. Они стали более обтекаемыми, и у них развивались мощные, сглаженные хвосты. Их передние конечности постепенно превращались в плавники, а задние деградировали. Появился толстый слой подкожного жира, а волосяной покров начал исчезать. Для облегчения дыхания с поверхности воды ноздри у них переместились наверх головы и постепенно превратились в дыхала.
Первые настоящие китоподобные животные, или АРХЕЦЕТЫ, появились приблизительно 10 миллионов лет назад и быстро распространились по всем океанам мира – их окаменевшие остатки найдены в Англии, Канаде, Австралии и даже в Антарктике.
Очень похожие на современных китов, дельфинов и морских свиней, они были менее приспособлены к жизни в море. Архецеты, вероятно, даже выбирались назад на землю, для размножения, так же как современные тюлени.
Исчез этот вид приблизительно 30 миллионов лет назад. К этому времени водные просторы нашей планеты уже населяют прародители современных китообразных. Большинство семейств известных нам китов и дельфинов сформировалось примерно 5 миллионов лет назад.
Семейство дельфиновых объединяет 46 видов (около 90% всех видов китообразных) разной величины – от 1 до 10м. Длина тела большинства видов не превышает 4.5м. У многих челюсти вытянуты в своеобразное рыло, над которым возвышается лоб, прикрыты жировой подушкой. На спине выражен спиной плавник. Представители этого семейства – чаще стайные животные, распространённые преимущественно в тёплых и умеренных водах мирового океана. Несколько видов живут в Чёрном море (обыкновенный дельфин и афалина). Есть дельфины в Балтийском, Баренцевом морях и в морях Дальнего Востока. В морях Северного Ледовитого океана и в Северных морях Тихого океана распространён крупный (до 6м) белый дельфин, или белуха. Все дельфиновые питаются рыбой и в связи с миграциями рыб широко кочуют. Многие виды дельфинов хорошо уживаются в неволе и легко поддаются дрессировке. Высокий уровень организации центральной нервной системы (ЦНС) способствует привлечению внимания учёных к этой группе млекопитающих. Особенно интересно понять смысл их звуковой сигнализации.
Киты, дельфины и морские свиньи имеют обтекаемую форму и хорошо приспособлены к жизни под водой. Внешне они выглядят похожими на акул и на другую крупную рыбу. Они даже имеют схожие спинные и грудные плавники и мощные хвосты. Но этот внешний вид может ввести в заблуждение. Схожесть между ними возникла из-за того, что эти две несвязанные группы животных приспосабливались одинаковыми способами к идентичным условиям окружающей среды. При более близком знакомстве различий между ними больше, чем подобий. Рыбы-холоднокровные, они используют свои жабры, чтобы извлечь кислород непосредственно из воды. Рыбы обычно мечут икру или рожают мальков, которые могут прокормить себя сами. Киты, дельфины и морские свиньи, напротив, - теплокровные. Они млекопитающие и, подобно нам, вдыхают воздух лёгкими и рожают детёнышей, которые питаются молоком матери в течении первых недель или месяцев жизни. Одна из наиболее поразительных особенностей любого китообразного- густой слой жира под кожей. Он помогает сохранить тепло в холодной воде: ведь вода охлаждает тело в 25 раз быстрее, чем воздух.
Большинство дельфиновых живут стаями и могут, как, например, дельфин-белобочка, образовывать огромные скопления. Однако обычно их группы небольшие: от 2–3 до приблизительно 100 особей. По крайней мере некоторым видам, похоже, свойственна четкая социальная организация.
Дельфиновые, как правило очень активны и часто чрезвычайно быстро плавают, периодически выпрыгивая из воды. Некоторые виды, например длиннорылый продельфин, даже выполняют в воздухе замысловатые фигуры, а другие любят качаться на волнах, расходящихся от носа движущегося судна.
Большинству дельфиновых свойствен широкий репертуар издаваемых звуков. Во-первых, это импульсные сигналы двух основных типов: эхолокационные и выражающие эмоциональное состояние. Во-вторых, дельфины издают монотональные звуки, напоминающие свист. У особей некоторых видов его частота индивидуальна и используется для распознавания друг друга членами стаи. Помимо этого, громкость и периодичность свиста отражают эмоциональное состояние дельфина. У некоторых особей отмечены вспомогательные монотональные сигналы – также стереотипные и характерные для каждой из них.
Нелокационные импульсы, называемые щебетом, делятся на множество типов, которые обычно характерны скорее для вида, чем для отдельной особи. Делаются попытки найти связь между различными щебетами и поведением дельфинов, однако все щебеты по большей части схожи между собой и плавно переходят друг в друга. Хотя такие сигналы отражают то или иное эмоциональное состояние, оно понятнее другим дельфинам, чем людям-наблюдателям, и нет доказательств того, что эти звуки действительно образуют язык в человеческом понимании. То же самое можно сказать и в отношении монотональных свистов.
Чтобы дышать воздухом, дельфины, как и все китообразные, периодически всплывают на поверхность, чтобы сделать вдох через единственную видоизмененную ноздрю – дыхало, расположенное на темени. Питаются преимущественно рыбой и кальмарами, хотя некоторые виды предпочитают креветок и других ракообразных, а касатки поедают также морских черепах, водных млекопитающих и птиц. У большинства дельфинов самцы крупнее самок и у некоторых видов отличаются от них более высоким спинным плавником. После периода беременности, составляющего, в зависимости от вида, от 12 до 16 мес, рождается единственный детеныш. Мать выкармливает его под водой молоком не менее полугода, а иногда до двух лет, начиная отлучать от соска через 6–18 мес. Отец, скорее всего, не играет никакой активной роли в заботе о потомстве, этим занимаются только матери. Наблюдая за китообразными, трудно оценить их возраст. Максимальная продолжительность жизни дельфинов 25–30 лет, хотя бывают особи возрастом около 50 лет. А вот гренландский кит и некоторые другие живут более 100 лет.
Научная классификация: семейство дельфиновые относится к отряду китообразных, классу млекопитающих, типу хордовые в царстве животные.
Роды дельфинов:
- пестрые дельфины
- дельфины-белобочки
- карликовые косатки
- гринды
- серые дельфины
- малазийские дельфины
- короткоголовые дельфины
- китовидные дельфины
- иравадийские дельфины
- косатки
- бесклювые дельфины
- малые косатки
- длинноклювые дельфины
- горбатые дельфины
- продельфины
- крупнозубые дельфины
- афалины.
Самым лекгоприручаемым дельфином, который «подружился» с человеком является АФАЛИНА. Это наиболее известный и типичный дельфин. Он является «звездой» большего числа телевизионных программ, фильмов, аквапарков по всему миру. Большинство людей, когда слышит слово «дельфин», представляют себе именно этот вид. Очень много его разновидностей живёт по всему миру; некоторые из них в два раза длинней других, и все весьма различны по форме и расцветке. В некоторых странах дикие афалины (в основном, самцы) ведут себя дружелюбно и плавают в компании людей и маленьких лодок чаще, чем со своими сородичами. Они часто остаются в одном и том же месте на протяжении многих лет. Афалина является лучшим «доктором» для людей, именно этот вид помогает в лечении людей методом дельфинотерапии.
Размер тела: 1,9-3,9м; 150-650 кг.
Распространение: Тропические, субтропические и умеренные воды по всему миру, в основном близко от берега, но также и в дали от него. Обитает и во многих небольших морях, включая Чёрное, Красное, Средиземное моря и Калифорнийский залив.
Питание: рацион очень разнообразен: различные виды рыб, кальмары, ракообразные и другая добыча.
Статус: в некоторых районах, таких как Чёрное море, на этих дельфинов ведётся охота, их также отлавливают для зоопарков и аквапарков, какое-то количество попадается в рыболовные сети. Но до сих пор афалины довольно обычны в большей части своего ареала.
Глава 2
Дельфинотерапия (Dolphin Assisted Therapy)
"Мы должны помнить о том, что мы - часть природы,
и взаимодействие с ней оказывает благоприятное
воздействие на нас".
В настоящее время при реабилитации пациентов, страдающих психоневрологическими заболеваниями, очень перспективной выглядит анималотерапия (animal [англ.] – животное + терапия) - направление терапии, использующее животных и их образы для оказания психотерапевтической и медицинской помощи. Этот вид терапии известен людям уже не одну тысячу лет. Родоначальником анималотерапии считают канадского детского психиатра - Болиса Левинсона, который применял собаку в своей терапевтической работе. Животное помогало ему налаживать контакт с пациентами, ускоряя и улучшая, таким образом, терапевтический процесс. Самым доступным и распространенным видом анималотерапии является «иппотерапия». В этом методе для коррекции поведения и настроения детей с последствиями детского церебрального паралича, или детей с расстройствами психики и поведения используют лошадей. Здесь следует отметить, что в целом терапия с участием животных способствует развитию коммуникативной сферы ребенка. Болис Левинсон обнаружил, что ее применение оправдано даже в случаях с детьми, которые страдают аутизмом и шизофренией. Катчер А. и Уилкинс Ф. установили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии становились более спокойными, менее возбудимыми и менее агрессивными, лучше сотрудничали с психотерапевтом, начинали лучше учиться и приобретали способность управлять своим поведением. Одним из перспективных направлений современной анималотерапии является дельфинотерапия. С давних времен известны предания и свидетельства о дружелюбном отношении между дельфинами и людьми, а также о помощи дельфинов людям, которые попали в беду в море. Общение с дельфинами целебно – об этом сейчас знают очень многие. А вот откуда берутся эти лечебные свойства? Из чего складывается полезный эффект дельфинотерапии?
По сути своей дельфинотерапия – это комплексное воздействие на организм. Оно складывается из ультразвуковых волн, излучаемых дельфином, двигательной активности, пребывания в морской воде, обладающей определенными целебными свойствами. И, конечно, мощного психологического эффекта. Дельфин побуждает человека, находящегося с ним в бассейне, к общению - совместному плаванию, играм, невербальному обмену информацией. И в результате мы получаем настолько эффективное и позитивное воздействие, которого не могут дать самые современные лекарства.
Основная составляющая дельфинотерапии – это ультразвук. Он применяется в медицине уже больше 40 лет. Для лечения ультразвуком в медицине есть специальный термин – сонофорез или фонофорез. Чем же так ценен этот метод лечения? В отличие от многих других методов, ультразвук действует не на отдельные органы или ткани, а на клетки, из которых состоит наш организм. При этом природный ультразвук вдвойне ценнее, чем «механический», испускаемый лабораторными установками. И этим объясняется уникальность дельфинотерапии. Дельфины – это природные «излучатели» ультразвука, которые охотно лечат человека.
Ультразвук производит массаж на клеточном уровне, благодаря этому полезны активные вещества лучше и быстрее проникают в клетки. Соответственно, улучшается межклеточный обмен веществ и циркуляция жидкости в организме. Ультразвук разгоняет жидкость в застоявшихся зонах, способствуя более эффективному и быстрому ее передвижению в тканях тела. А еще ультразвуковые сигналы дельфина способны действовать как анальгетик, снимая боль.
Дельфины могут менять силу и интенсивность испускаемых звуковых сигналов. Для них этот процесс более чем естественный. Без ультразвуковых волн они просто не смогли бы обнаруживать предметы под водой. Зрение у дельфинов не столь совершенное, как у орла, и под водой они пользуются тонким слухом и эхолокацией. Вода отлично переносит звуки, поэтому зрение здесь вторично.
На расстоянии менее полуметра от человека дельфин испускает импульсы частотой 500 Герц, которые повторяются каждые 2,5 секунды. Когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении черепа. В других случаях на близком расстоянии дельфин направляет эхолокационный пучок на позвоночник пациента.
Не менее сильно и психологическое воздействие дельфина на пациента. Дельфины исключительно коммуникабельны, они любознательны и добры. Пациент в бассейне не чувствует опасности, более того – общение с дельфином дает чувство защищенности. Большую роль играет интерес к умному и сильному животному, восхищение им, причем не только силой и ловкостью, но и моральными качествами. Совместное выполнение упражнений показывает, что дельфин может быть чутким партнером, оказывать помощь и поддержку. Все это вместе разрушает барьеры психики, неверные психологические установки.
В курсе дельфинотерапии общение с дельфином должно быть регулярным, а не эпизодическим. Нужна определенная система взаимодействия. Курс имеет определенную длительность и программу. Просто «поплавать с дельфином» вы можете и без всякой программы, а можете каждый раз делать одно и то же. При лечении программа меняется от сеанса к сеансу, появляются новые упражнения. Стоять на месте нельзя, иначе курс не даст результатов.
Дельфинотерапия для каждого пациента индивидуальна. Программу курса разрабатывают терапевты и психологи. Они учитывают все особенности состояния пациента. Дельфин, участвующий в лечении, перед началом курса обучается по специальной программе. А сами сеансы проводятся в присутствии терапевта, который наблюдает за происходящим и корректирует программу, если нужно дельфинотерапию можно совмещать с другими видами лечения. Это может быть психотерапия, виброакустическое воздействие или светолечение. Совместно с дельфинотерапией можно использовать и такие не слишком распространенные формы лечения, как талассотерапия – воздушные ванны, морские купания, лечение солнцем как единый комплекс процедур. Особенно удобно проводить такую терапию в лечебном центре, расположенном на берегу моря. Используется и кинезотерапия – лечение движением, массаж, гимнастика.
Перед началом сеансов будет нелишним посетить эндокринолога, невропатолога и психотерапевта. Грамотные врачи, обследовав тело и душу пациента, вынесут свой окончательный вердикт – можно ли ему лезть в морскую воду или нужно сначала, допустим, выровнять гормональный баланс.
Ученые сделали предположение о том, что общение человека с дельфинами может оказывать лечебное воздействие, и коммуникационная связь человек-дельфин может помочь людям более эффективно строить общение друг с другом, в том числе – и в терапевтических целях. В последствии были получены научные данные о том, что контакт с дельфином помогает при лечении самых разных болезней – от аутизма и синдрома Дауна до расстройств памяти, речи и слуха. Сегодня дельфинотерапия вызывает возрастающий интерес во всем мире, поскольку речь идет о болеутоляющих эффектах, снятии депрессии, улучшении обучаемости детей-аутистов. Существуют данные о зависимости уровня активности деятельности головного мозга от изменения уровня синхронизации деятельности медленных волн полушарий мозга. Метод дельфинотерапии является признанным во всем мире неспецифическим методом усиления защитных сил организма у лиц разного возраста. Дельфин относится к животным, которым присуще аллеломиметическое поведение (подражание без научения, или взаимная стимуляция). У таких животных происходит взаимное стимулирование к тем действиям, которые выполняют члены сообщества, например – к общению. В силу большой общительности и контактности, дельфины поощряют подобное взаимоотношения с людьми. Задача терапевта - моделировать эти контакты. Поведение и психика дельфинов на протяжении многих лет являются объектом внимания психологов и физиологов. Исследования показали, что когнитивные способности дельфинов приближаются по уровню развития к способностям приматов. В рейтинге самых умных животных планеты дельфины занимают почетное третье место (после обезьян и слонов).. Эффективность дельфинотерапии во многом обусловлена уникальными особенностями этих животных. Дельфинов легко обучать, они любознательны и обладают высокой степенью социолизации, проявляющейся в их общительности и дружелюбии как внутри собственной стаи, так и по отношению к представителям других видов. В процессе общения дельфины используют многочисленные звуки, которые напоминают рев, вой, стон, мычание, визг, треск, трель, пощелкивание, удар, грохот, хлопок и т.д. Импульсные и непрерывные звуки, издаваемые дельфинами, охватывают необычайно широкий спектр частотных характеристик – от нескольких герц до почти трехсот килогерц, т.е. инфразвуковые, звуковые и ультразвуковые составляющие. Наличие у дельфинов интеллекта и познавательных способностей объясняется высокой степенью развития коры головного мозга, продолжительным периодом взросления молодых дельфинов, высоким уровнем родительской заботы, но в первую очередь – сложной социальной жизнью. Высокое развитие мозга дельфинов и хорошие когнитивные навыки большинства представителей этой группы происходят от требований их социальной жизни, включающей взаимодействие и соревнование между особями. Эти когнитивные навыки и обеспечивают ту поведенческую гибкость, которая отличает семейство дельфинов и позволяет им быть эффективными терапевтами для пациентов с широким спектром нарушений развития.. Играя с дельфином, малыши с задержкой психомоторного развития обучаются новым движениям рук, ног, разговору. Зоотерапия относится к отдельному направлению психотерапии. По мнению психологов, любой контакт с животным положительно влияет на детей. В отличие от других "братьев наших меньших" дельфины - животные экзотические. Не всем малышам удалось их видеть вживую, но почти все слышали о них. От контакта с этими животными ожидают особых результатов. Дельфины умные, они просто идут на контакт и любят играть. В них так много добродушия и жизнерадостности, что их оптимизм передается и малышам. Эти животные - представители совершенно другой среды обитания. Они всегда интересны детям.
Случается, что контакта между дельфином и ребенком не происходит. Во-первых, не все дети любят общаться именно с этими животными. Некоторым из них дельфинотерапия неинтересна. Сами дельфины тоже по-разному реагируют на детей, как будто дифференцируя диагнозы. Так, например, они благоволят к малышам с ДЦП: играют с ними, приносят мячи. А вот со слепыми ребятишками общение происходит совсем по-иному. Они не видят животное, поэтому их движения приходится направлять и координировать. Тифлопсихолог озвучивает все, что делает: "Видишь, дельфин приплыл к тебе, он радуется, хочет, чтобы ты взял мячик...". Плавая с дельфинами в бассейне, слепые детишки чувствуют тепло их тел и форму плавников. После нескольких сеансов дельфинотерапии малыши передают свои ощущения на бумаге, рисуя рисунки, сочиняя сказки о стране дельфинов.
В группе одновременно занимаются максимум два человека. У каждого ребенка есть инструктор-помощник и "индивидуальный" дельфин. Когда дети объединяются в пары, они общаются и между собой тоже. Например, слепой ребенок и ребенок с ДЦП прекрасно играют и помогают друг другу. Для таких ребятишек важно расширять сферу контактов, взаимодействовать со сверстниками.
Программа, по которой занимается ребенок, составляется индивидуально. Есть некий общий набор общих упражнений. Врач решает, на какие из них делать упор, какие не "брать". На выбор программы влияет характер ребенка, его эмоциональность и заболевание. Программа постоянно корректируется в зависимости от самочувствия и настроения малыша.
Ребенок, который "работает" с дельфином становятся открытым, эмоциональным. Дельфины обладают "доброй" аурой, их "улыбку" трудно забыть. Благодаря положительным эмоциям, у детей улучшается речь, они лучше общаются. Иногда общение с дельфинами дает ошеломляющие результаты. Отмечено, что дельфинотерапия способствует установлению положительного контакта между родителями и детьми. Это имеет большое значение для семей, где воспитываются дети-инвалиды, т.к. постоянное эмоциональное напряжение родителей может отрицательно сказываться на эмоциональном, психическом и физическом развитии детей. Требовалось минимум 3 сеанса для установления духа товарищества, более интенсивной устной коммуникации, обмена, повышения уровня телесного контакта и улучшения отношений в семье.
Важно, в каком возрасте начать занятия. Лучше с четырех лет. Желательная минимальная продолжительность курса - три месяца. Хорошая динамика наблюдается у тех, кто ходит к дельфинам из года в год. Тогда дети становятся более жизнерадостными. Занятия с дельфинами для больных деток проводятся в Москве, в Петербурге, Евпатории, Ростове. Есть дельфинарий и в Ессентуках.
Дельфинотерапия имеет два способа взаимодействия: 1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов. 2. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста, где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется поставленной цели и может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - все зависит от конкретного запроса клиента и специалиста, который будет помогать клиенту реализовать его запрос и управлять терапевтическим процессом. Еще одним эффектом дельфинотерапии является гидромассаж внутренних органов и кожных покровов, который осуществляется за счет создаваемых при движении дельфинов областей турбулентности. Эти области представляют собой разнонаправленные потоки воды, модулируемые хвостовым плавником животного. Наблюдается также рефлексотерапевтическое воздействие дельфинов на человека: прикасаясь рострумом (носом) к биологически активным точкам на руках и ногах ребенка, дельфин стимулирует рефлекторные зоны нервной системы. Возникающие импульсы передаются в соответствующие нервные центры. А нервная система, в свою очередь, посылает к пораженному органу или органам импульсы, активизирующие системы самовосстановления. Кроме того, водная среда в целом снимает нагрузку на суставы и одновременно даёт оптимальные условия для осуществления тренинга мышц при наличии разного рода двигательных расстройств. Взаимодействие с дельфинами является мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством. Основными аспектами, влияющими на пациента, являются общение и игровая деятельность. Известно, что для детей, имеющих различные психоневрологические заболевания, нарушения развития или перенесших различные психотравмы, характерны ощущения отчужденности, изолированности, сопровождающиеся страхами и затруднениями в общении. Дельфин со своей природной «анатомической» улыбкой, дружелюбием и интересом к ребенку способствует формированию контакта и закреплению позитивных коммуникативных моделей поведения. Невербальный характер общения между ребенком и дельфином облегчает задачу взаимодействия для ребенка, делает его естественным процессом. Важным элементом этого общения является тактильный контакт ребенка и дельфина. Телесный контакт, который является первичной формой взаимодействия ребенка с окружающей действительностью и, особенно с матерью, является терапевтически ценным механизмом установления эмоциональных взаимоотношений между животным и ребенком.
Установление близкого, дружеского контакта с дельфином является предпосылкой дальнейшего построения позитивных отношений с окружающими людьми. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия с дельфинами, способствует подъему активности, улучшению настроения и общего состояния пациентов. Игра с дельфином является стимулом для развития психики и различных познавательных процессов. Благодаря дельфинам, у пациента возрастает волевая деятельность, желание и стремление к достижению положительных результатов. Поэтому ребенок быстрее и эффективнее справляется с игровыми задачами, которые ставит перед ним психотерапевт. Дельфин является стимулом для концентрации внимания ребенка, улучшению процессов памяти, мышления и речи. Индивидуально подобранный комплекс упражнений направлен на развитие моторной, сенсорной и познавательной сфер ребенка. В результате сеансов дельфинотерапии ребенок расширяет границы своего мира, приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более живой, творческой и яркой. Для того, чтобы достичь максимальной эффективности сеансов дельфинотерапии, для пациента недостаточно простого пребывания в одном бассейне с животными или тактильного контакта с ними. Необходимо создать тонкую психологическую связь между дельфином и пациентом. Формирование этой связи во многом зависит от грамотной работы дельфинотерапевта. Необходимо обеспечить оптимальное соотношение различных форм взаимодействия дельфина и пациента с целью повышения эффективности и динамичности процесса формирования коммуникационной связи дельфина с человеком. Сложность выполнения этой задачи, помимо психологических особенностей пациента зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности животного, предшествующий опыт его контактов с людьми. Важное значение имеют вид, пол, возраст и физиологическое состояние животного. Перед использованием дельфина в качестве терапевта в дельфинотерапии, животное обязательно проходит специальную подготовку. Недопустимо привлекать к участию в сеансах дельфинотерапии животных, не прошедших курс специальной подготовки (социальной адаптации); недостаточно прирученных; недавно перенесших стрессовые воздействия, имеющих негативный опыт общения с людьми; больных животных. К работе с дельфинами, участвующими в процессе реабилитации пациентов, не допускаются люди, не имеющие навыков подготовки животных к дельфинотерапии. Поскольку участие животных является необходимым условием проведения сеансов дельфинотерапии, необходимо строгое соблюдение этических и правовых норм, а также высоких стандартов содержания и обращения с ними. Все животные должны получать квалифицированный уход и полноценное питание, их здоровье должно находиться под постоянным контролем специалиста ветеринарной медицины. Желательно наличие собственной ветеринарной лаборатории оборудованной в соответствии с международными стандартами. Сеансы дельфинотерапии планируются таким образом, чтобы полностью исключить стресс и переутомление животных. Количество участников в одном сеансе сводится к минимуму, контакт животных и пациентов происходит без принуждения, только по инициативе животных. Интервал между сеансами с участием одного и того же дельфина должен составлять не менее часа, во избежание переутомления животных. Не следует забывать, что дельфины - социальные животные, в природе они живут многочисленными стадами, этим объясняется их высокая коммуникабельность и дружелюбие. Такая потребность дельфинов в общении выражается в том, что контакт с человеком (и особенно с детьми) сам по себе является для них позитивным стимулом, помимо пищевого поощрения. Тактильные контакты, совместное плавание, совместная игровая активность — также полезны дельфинам, как и их пациентам. Кроме того, подвижные игры с детьми позволяют исключить для детей проблему гиподинамии. Белухи спокойнее, медлительнее, с ними комфортнее тем, кто не очень хорошо держится на воде. Афалины – вечные дети. Отлично плаваете, ныряете? Обращайтесь к ним! - Самцы ведут себя «по-мужски», заставляют партнера делать то, что нравится им. Самки лабильнее – могут играть и по вашим правилам, и по своим.
Влияние дельфинотерапии на проявление различных заболеваний В одном из первых исследований, предпринятом Дэвидом Натансоном в 1978 году, рассматривалась способность двух пациентов с синдромом Дауна обработать и сохранить устную информацию с использованием дельфинов в качестве мотивации и положительного подкрепления к выполнению задания и закреплению необходимого поведения. Задачи были выбраны в соответствии с текущими познавательными способностями каждого объекта. Когда давался правильный ответ, пациенту разрешали кормить дельфина. Неправильные ответы пациента исключали возможность общения с дельфином. Обучение произошло в четыре раза быстрее, чем в обычных условиях. Хотя интерпретация этих результатов была ограниченной из-за малого числа объектов, этот эксперимент дал толчок другим проектам по развитию лингвистических навыков у умственно отсталых пациентов.
В настоящее время по всему миру наблюдают за пациентами лечащимися с помощью дельфинов. Три ребенка с аутизмом и четыре ребенка с эмоциональной неустойчивостью были обследованы до и после их взаимодействия с дельфинами в Панаме. Были отмечены улучшение познавательных способностей и рост времени концентрации на выполнении задания у детей с аутизмом, синдромом дефицита внимания и синдромом хронической усталости. В большинстве исследований речь идет об относительно краткосрочных курсах дельфинотерапии. Долгосрочной терапией занимаются в Dolphin Rееf (Еilat, Израиль). Там действует программа индивидуальных сеансов дельфинотерапии длиной в 1 год для пациентов с синдромом Дауна, депрессией, аутизмом, посттравматическим стрессовым синдромом и дизлексией. Половина курса включает условную работу над платформой с тренером, вторая половина - в воде, взаимодействуя с дельфином.
Исследования влияния дельфинотерапии при различных заболеваниях и нарушениях проводились на базе севастопольского военного океанариума Лукиной Л.Н. В терапии участвовало около 1500 испытуемых разных возрастов, в состав которых входили практически здоровые люди и пациенты с разными диагнозами. Испытуемые были разделены на следующие подгруппы: практически здоровые люди, дети из зон экологического неблагополучия, пациенты с синдромом хронической усталости, дети, страдающие невротическими расстройствами; дети с синдромом раннего детского аутизма и дети, больные ДЦП. В подгруппе практически здоровых людей дельфинотерапия улучшала самочувствие испытуемых за счет сбалансирования основных систем регуляции жизнеобеспечения организма. В подгруппе испытуемых из зон экологического неблагополучия основными жалобами до начала курса были: головные боли, быстрая утомляемость, повышенная возбудимость. В результате процедур дельфинотерапии интенсивность головной боли значительно снижалась. Подгруппу испытуемых с невротическими расстройствами составляли: 178 детей, страдающих энурезом, 87 детей с диагнозом логоневроз, 100 детей с депрессивными расстройствами, а также дети с фобическими расстройствами и неврастенией. В результате сеансов дельфинотерапии наблюдалось сокращение непроизвольных мочеиспусканий. Особенно значительным это снижение было среди детей 5-6 лет, у которых улучшения наблюдались в 90% случаев. Дополнительным показателем эффективности процедур дельфинотерапии для детей, страдающих энурезом, является изменение их психологического статуса — снижение показателей тревожности и агрессивности. Для пациентов с логоневрозами позитивных изменений удалось достигнуть в 75,9%. Было также зафиксировано снижение напряжения регуляторных систем организма, которое способствовало снижению психомоторных препятствий при произнесении слов. Наиболее высоких эффектов удалось достигнуть при работе с невротическими расстройствами с преобладанием психологического компонента. Здесь значительное улучшение наблюдается в 80% случаев. Было также зафиксировано, что наибольших результатов удалось достигнуть в возрастной группе 5-6 лет. С увеличением возраста пациента эффективность процедур снижается. Все вышеизложенное подтверждает тезис о том, что дельфинотерапия позитивно влияет на психологическое и физиологическое состояние пациентов, значимо улучшает клиническую картину заболевания и может быть использована в оздоровлении и реабилитации как детей, так и взрослых.
Стоять на месте нельзя, иначе курс не даст результатов. Дельфинотерапию можно совмещать с другими видами лечения. Это может быть психотерапия, виброакустическое воздействие или светолечение. Совместно с дельфинотерапией можно использовать и такие не слишком распространенные формы лечения, как талассотерапия – воздушные ванны, морские купания, лечение солнцем как единый комплекс процедур. Особенно удобно проводить такую терапию в лечебном центре, расположенном на берегу моря. Используется и кинезотерапия – лечение движением, массаж, гимнастика. Не стоит думать, что дельфинотерапия – это «детский» метод. Многие взрослые по количеству и «качеству» своих недугов могут служить живым пособием для медицинской энциклопедии. А ведь их проще предупредить на той стадии, когда организм еще не утратил сопротивляемость инфекциям! Взять хотя бы тот же самый синдром хронической усталости, которым сейчас страдает чуть ли не 90% трудоспособных людей.
Заключение.
В настоящее время при реабилитации пациентов, страдающих психоневрологическими заболеваниями, очень перспективной выглядит анималотерапия (animal [англ.] – животное + терапия) - направление терапии, использующее животных и их образы для оказания психотерапевтической и медицинской помощи. Этот вид терапии известен людям уже не одну тысячу лет. Родоначальником анималотерапии считают канадского детского психиатра - Болиса Левинсона, который применял собаку в своей терапевтической работе. Животное помогало ему налаживать контакт с пациентами, ускоряя и улучшая, таким образом, терапевтический процесс. Одним из перспективных направлений современной анималотерапии является дельфинотерапия. С давних времен известны предания и свидетельства о дружелюбном отношении между дельфинами и людьми, а также о помощи дельфинов людям, которые попали в беду в море. Общение с дельфинами целебно – об этом сейчас знают очень многие.
Установление близкого, дружеского контакта с дельфином является предпосылкой дальнейшего построения позитивных отношений с окружающими людьми. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия с дельфинами, способствует подъему активности, улучшению настроения и общего состояния пациентов. Игра с дельфином является стимулом для развития психики и различных познавательных процессов. Благодаря дельфинам, у пациента возрастает волевая деятельность, желание и стремление к достижению положительных результатов. Поэтому ребенок быстрее и эффективнее справляется с игровыми задачами, которые ставит перед ним психотерапевт. Дельфин является стимулом для концентрации внимания ребенка, улучшению процессов памяти, мышления и речи. В результате сеансов дельфинотерапии ребенок расширяет границы своего мира, приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более живой, творческой и яркой.
Не стоит думать, что дельфинотерапия – это «детский» метод. Дельфинотерапия позитивно влияет на психологическое и физиологическое состояние пациентов, значимо улучшает клиническую картину заболевания и может быть использована в оздоровлении и реабилитации как детей, так и взрослых.
Сила слова
Сладость для сердца
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Два Мороза