Научно-исследовательская работа учащегося 3 классса ,участника школьного НОУ в 2014-2015 учебном году,участника районного тура областного конкурса "Я познаю мир". По данным статисики 80% школьников имеют нарушения осанки.Выяснение причин возникновения и мер предупреждения нарушения осанки и возникновения сколиоза стало целью нашей работы.
Вложение | Размер |
---|---|
osanka_i_skolioz.docx | 464.99 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная образовательная школа д. Лаптево
Осанка. Причины возникновения
сколиоза и меры предупреждения.
Секция: естествознание.
Щегольков Алексей,
ученик 3 класса.
Научный руководитель:
Угарова Анна Николаевна,
учитель нач. классов.
2015 год
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………….3
2.Основная часть……………………………………………………4-10
Осанка………..…………………………………………………………...4
Что такое сколиоз......................................................................................5
Развитие нарушений осанки ………………………… .……………… 6
Опыт и тест………………………………………………………………7
Анкета……………………………………………………………………8
Причины нарушения осанки………………………………………….....9
Советы по предупреждению сколиоза…………………………...........10
3.Вывод………………………………………………………………….10
4.Приложения…………………………………………………………..11-13
5.Использованные материалы……………………………………….14
1.Введение.
На уроках физкультуры, окружающего мира и из бесед классного руководителя ,я узнал, что очень важна правильная осанка . В нашем классе 5 человек. К 3 классу ( по моему наблюдению) у трех моих одноклассников имеются первые признаки искривления позвоночника. Тему считаю важной, так как в первый класс все мои одноклассники пришли без проблем с осанкой. Мне хочется сохранить правильную осанку и помочь одноклассникам в профилактике сколиоза.
Одной из наиболее острых проблем, связанных с нарушением здоровья детей в школьный период их жизни, следует считать нарушение осанки. По данным статистики, 80% школьников к концу обучения имеют нарушения осанки. Так, например, "болезнью школьника" называют сколиоз, потому что приобретают его чаще всего в школьные годы.
Больше всего подвержены сколиозу школьники 6-7 и 12-15 лет, именно в этом возрасте очень быстро растет скелет. Неудивительно, что мышцы, призванные поддерживать позвоночник в прямом положении, не справляются с нагрузкой. Учащиеся низко склоняются над партой, горбятся, одно плечо становится выше другого, и позвоночник деформируется.
Цель моей научно-исследовательской работы:
Определение осанки и сколиоза, выяснение причин возникновения и мер предупреждения нарушений осанки.
Задачи:
1. Дать определение нарушений осанки.
2. Проследить развитие заболевания в нашем классе с помощью медработника школы ,анкетирования и тестирования учащихся.
3. Через анкетирование учащихся определить возможные причины возникновения заболеваний опорно-двигательной системы.
4. Посредством общения с учителем, взрослыми и с помощью интернета составить памятку для укрепления осанки младших школьников.
Методы исследования:
1. Сбор информации по проблеме средствами интернета и справочной литературы, изучение материала.
2. Наблюдение за посадкой одноклассников во время уроков.
3. Беседа с медсестрой школы, учителем, одноклассниками и родителями.
4. Анкетирование.
5.Тесты.
Я решил, чтобы понять что такое осанка и сколиоз, надо узнать как устроен наш позвоночник, как он работает. И вот что я узнал из интернета: Позвоночник представляет собой главную опору тела, благодаря которой человек может не только стоять, но и передвигаться в пространстве. Он представляет собой колонну из налагающихся друг на друга позвонков, количеством 33-34, которые на протяжении всего позвоночного столба имеют волнообразное строение, образуя изгибы.
Изгибы позвоночного столба по своему свойству имеют природный характер. Различаются следующие виды изгибов: в шейном и поясничном отделах наблюдается – лордоз (изгиб, направленный выпуклостью вперёд), а в грудном и крестцовом отделах – кифоз (выпуклость направлена назад). Такие изгибы выполняют роль амортизатора, они снижают толчки при ходьбе или беге, защищают спинной мозг от повреждений.
За подвижность позвонков отвечают суставы и связки, мышцы. Но связки в свою очередь предотвращают их чрезмерную подвижность, а мышцы дают возможность устанавливать правильное регулирование движений. Правильное положение спины зависит от мышц. Они прикреплены ко всем позвонкам, кроме копчиковых. Чем сильнее эта мускулатура, тем лучше.
Осанка.
Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет).
Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а также спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.
Признаки правильной осанки:
• голова приподнята, грудная клетка развернута, лопатки не выпирают,плечи - на одном уровне; живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций.
• если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
• если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Больше всего подвержены сколиозу школьники 6-7 и 12-15 лет, именно в этом возрасте очень быстро растет скелет. Неудивительно, что мышцы, призванные поддерживать позвоночник в прямом положении, не справляются с нагрузкой. Учащиеся низко склоняются над партой, горбятся, одно плечо становится выше другого, и позвоночник деформируется. На ранней стадии такой дефект еще можно исправить, однако, если вовремя этого не сделать, врачам остается лишь диагностировать сколиоз.
Что такое сколиоз.
Дефекты осанки могут быть самыми разными.
От "сутуловатости" - увеличение грудного изгиба в верхних отделах при сглаживании поясничного изгиба до сколиоза. Сколиоз – распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата. Характеризуется оно дугообразным искривлением позвоночника в боковой плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси. Опасность сколиоза состоит не только в косметических дефектах. При этом заболевании зажимаются нервные волокна, нарушается их коммуникация, происходит смещение или передавленность внутренних органов, а также ухудшение дыхательных функций. Чаще всего причинами сколиоза являются:
– неправильное положение тела как результат постоянного пребывания в одной позе (например, работа за столом, постоянно наклоненная голова, привычная неправильная поза на стуле, неправильная осанка);
– нерациональное питание;
– большие физические нагрузки или слишком редкие занятия физкультурой;
Вместе с медсестрой Любимцевой Т.К. мы проследили развитие нарушений осанки в нашем классе и показали эти данные в таблице 1.
Мы посмотрели с какими диагнозами пришли ребята в 1 класс. Диагноз сколиоз стоял только у одной ученицы. Тамара Константиновна провела осмотр опорно-двигательного аппарата нашего класса на сегодняшний день.
Фамилия,имя учащегося | 1 класс (09.2012 г.) | 3 класс (01.2015г.) |
1.Глотов Николай | норма | сколиоз |
2.Игнатьева Василиса | норма | норма |
3.Кривдина Алина | сколиоз | сколиоз |
4.Маструков Илья | норма | сколиоз |
5.Щегольков Алексей | норма | сколиоз |
Из таблицы видно, что за два с половиной года 60% ребят нашего класса испортили осанку.
Провели опыт:
С книгой на голове пройти по воображаемой линии. При искривлении позвоночника книга падает. Никто из ребят не прошел более 3 метров.
Провели тест на определение правильной осанки: Надо встать вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкнуть стопы, смотреть прямо вперед (голова должна касаться стены). Руки опущены по швам. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, , то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз).
На одном из классных часов, посвященных здоровому образу жизни, мы обсуждали проблему нарушений осанки. Вместе с моим учителем Угаровой А.Н. и одноклассниками, мы составили анкету для выявления факторов, способствующих развитию сколиоза. (Приложение №1)
Результаты я поместил в таблицу.
№ вопроса | Ответы учащихся (%) | |
1. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? | Да-2 | Нет-2 |
2. Посещаешь ли спортивную секцию? | Да-2 | Нет-2 |
3. Сколько времени в день ты проводишь у компьютера? | Менее 1часа-2 | Больше 1часа-2 |
4. Сколько времени в день ты тратишь на выполнение домашнего задания? | Менее 2 часов-2 | Больше 2 часов-2 |
5.Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания или сидя за компьютером? | Да-3 | Нет-1 |
6.Следишь ли за своей осанкой? | Да-3 | Нет-1 |
7.Любишь ли сидеть, подогнув ноги под себя? | Да-1 | Нет-3 |
8.Сколько времени в среднем ты проводишь на свежем воздухе? | Более 2 часов-2 | Менее 2 часов-2 |
9.Часто ли ты ешь продукты, содержащие кальций: молочные продукты, рыбу, холодец, мармелад, желе? | Да-3 | Нет-1 |
10. Жесткая или мягкая твоя кровать? | Жесткая-2 | Мягкая-2 |
11.Рюкзак носишь на одной лямке или двух? | На двух-3 | На одной-1 |
12. Имеют ли твои родители диагноз «сколиоз»? | Нет-4 |
По моим наблюдениям и по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Причинами нарушения осанки являются:
1.Большая нагрузка на позвоночник в положении сидя.
В день 4 - 5 уроков в школе. Выполнение домашнего задания занимает от 1 до 3 часов. Большинство ребят очень много времени проводят у компьютера, от 1 до 4 часов в день. Многие вечером смотрят телепередачи, от 1 до 3 часов в день, а еще любят играть в телефоне и планшете.
2.Невыполнение санитарно-гигиенических норм.
Советы по предупреждению нарушений осанки:
а) спи на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) носи удобную обувь
в)организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) кушай продукты, богатые кальцием.
г) будь активен, гуляй на свежем воздухе, занимайся физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием;
д) откажись от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контролируй правильную, равномерную нагрузку на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
ж)работая за письменным столом держи спину прямо.
Я нашел в интернете упражнения для укрепления мышц спины и живота.(Приложение № 2)
Вывод: Я узнал, что такое осанка и сколиоз. Это серьезное ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата, когда искривляется позвоночник человека. Виной этому несоблюдение правильной осанки и большая нагрузка на позвоночник в положении сидя(телевизор, компьютер, планшет, телефон). Однообразное питание, нехватка витаминов и наследственность тоже могут являться причинами сколиоза. Чтобы избежать этого заболевания врачи рекомендуют соблюдать правила правильной посадки, питаться полноценно, не забывать о витаминах, больше гулять на свежем воздухе, заниматься физкультурой.
Я решил выступить перед ребятами из начальных классов и рассказать им о данной проблеме.
Приложение №1
Анкету для выявления факторов, способствующих развитию сколиоза.
1.Делаешь ли ты утреннюю зарядку?
2.Посещаешь ли спортивную секцию?
3.Сколько времени в день ты проводишь у компьютера?
4.Сколько времени в день ты тратишь на выполнение домашнего задания?
5.Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания или сидя за компьютером?
6.Следишь ли за своей осанкой?
7.Любишь ли сидеть, подогнув ноги под себя?
8.Сколько времени в среднем ты проводишь на свежем воздухе?
9.Часто ли ты ешь:
Молочные продукты- , рыбу- ,холодец-
мармелад- , желе-
10. Жесткая или мягкая твоя кровать?
11.Рюкзак носишь на одной лямке или двух?
12. Имеют ли твои родители диагноз «сколиоз»?
Приложение №2
Упражнения для исправления осанки
1. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, вдох перед началом движения. 1-2 - наклон вперед до касания пола пальцами, выдох; 3-4 - выпрямиться, вдох.
2. Исходное положение - то же. Вращения головой слева направо и справа налево, дыхание произвольное.
3. Исходное положение - то же, но руки в стороны, вдох перед началом движения. 1-2 - поворот корпуса в сторону с отведением рук назад и прогибанием в груди, выдох; 3-4 - вернуться в исходное положение, вдох.
4. Исходное положение - то же, но руки на затылке, локти и голова отведены назад, грудь прогнута. 1-4 - круговые движения туловища; когда оно отведено назад - вдох, вперед - выдох.
Упражнения 1-4 выполнять по 6-8 раз в каждую сторону.
5. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки держат за спиной (на уровне лопаток) гимнастическую палку. 1-2 - наклон вперед, по возможности ниже, вернуться в исходное положение, вдох; 3-4 - отклонение назад и вернуться в исходное положение, выдох.
6. Исходное положение - то же; 1-2 - наклон влево как можно глубже, вернуться в исходное положение, вдох; 3-4 - наклон вправо, вернуться в исходное положение, выдох.
7. Исходное положение - стоя на коленях, опираясь руками о пол. 1-2 - прогнуться в груди, поднять голову и посмотреть на потолок, вдох; 3-4-опустить голову между рук и выгнуть спину («круглая спина»), выдох.
8. Исходное положение - сидя на полу, опереться руками сзади, вдох перед - началом движения. 1-2 - одновременно поднять руки в стороны, ноги вверх под углом 45 градусов, задержав дыхание; 3-4 - вернуться в исходное положение, выдох.
9. Исходное положение - лежа на животе, ступни закреплены, в вытянутых руках груз весом 2-3 килограмма (гантели, набивной мяч, мешочек с песком), вдох перед началом движения. 1-2 - прогнуться и поднять груз, выдох; 3-4 - вернуться в исходное положение, вдох.
10. Исходное положение - стоя, эспандер в руках за затылком. 1-2 - развести руки в стороны, одновременно прогнувшись в груди, вдох; 3-4 - вернуться в исходное положение, выдох.
Упражнения 5-10 выполнять по 8-10 раз.
11. Исходное положение - стоя, ладони на затылке. Отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук и задерживая дыхание. Опустить руки, вдох и выдох.
Использованные материалы:
1.Сонин Н.И.Биология.8 кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М: Дрофа,2004.
3.Терра-Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М: ТЕРРА,1998.
Растрёпанный воробей
Акварель + трафарет = ?
Невидимое письмо
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Разноцветное дерево