Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.84 МБ |
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ЖАРГОНИЗМЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Россия, Тюменская область, Белоярский район, поселок Верхнеказымский
АВТОР: Ильин Иван Александрович,
ученик 8 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная)
школа п.Верхнеказымский»
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Муртазова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
МОСШ п.Верхнеказымский
Жаргонизмы в речи учащихся
Ильин Иван Александрович
Россия, Тюменская область, Белоярский район, поселок Верхнеказымский
муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа п.Верхнеказымский»
8 класс
С течением времени ускоряется темп жизни, появляются новшества в технике и, соответственно, растет словарный запас, увеличивается количество слов, помогающих человеку кратко изъяснять свою мысль, обозначать словами новые события и явления. В официальном языке такие слова могут вызывать затруднения при произношении: звучать длинно и запутанно. Следовательно, у человека появляется потребность заменить их более короткими и простыми при произношении. Так появляются новые слова, не входящие в нормативную лексику - жаргоны.[1]
Знание того или иного жаргона и постоянное его использование ни в коей мере не свидетельствуют о речевой культуре и лингвистической грамотности. Постоянная ориентация на преимущественное использование какого-либо жаргонизма во многом обедняет языковую личность: человек, владеющий литературной нормой, интересен и способен найти общий язык со всеми, в то время как общающийся посредством жаргонизмов может быть принят и понят лишь ограниченной группой людей. И, тем не менее, мы не можем не замечать такого языкового явления, как социальные диалекты[2], или, как это было в недавнем прошлом, объявлять им непримиримую войну, запрещать, или искоренять.
В наши дни как никогда актуальна проблема молодежного жаргона. Это проблема, которая, как мне кажется, никогда не решится. Но если всё пускать на самотёк, не бороться с молодёжным жаргоном, то литературного русского языка просто не будет, он исчерпается среди молодёжной речи. Борьба с жаргоном поддерживает баланс речи в мире. Жаргонизмы становятся общепринятыми словами, которые мы часто слышим и употребляем в речи
Цель данной работы: выявить причины, влияющие на употребление жаргонизмов в повседневной жизни учащихся.
Задачи:
Объект данного исследования - речь учащихся Верхнеказымской школы
Предмет- состояние словарного запаса Особенности употребления жаргонных слов в речи школьника
Гипотеза Существует мнение, что употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может быть полезно учащимся средней школы в качестве пособия к урокам русского языка, на факультативных занятиях и при проведении внеклассных мероприятий и классных часов о культуре речи современного человека.
2.Анализ литературы
Анализ литературных источников показывает, что чистота родного языка не оставляет равнодушными
В статье: «О языке устном и письменном, старом и новом», Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о русском языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! …
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
Здесь Д.С.Лихачев подходит к очень важной и животрепещущей теме — он говорит о чистоте нашего разговорного языка:
«А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».[3]
Что означает слово циник? В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (М.,1995) циничный определяется как ‘бесстыдный’, а цинизм — как ‘пренебрежение к нормам общественной морали нравственности, наглость, бесстыдство’.[4]
Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из интервью 1976 года он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».
Д.С.Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном», в 19-м письме «Как говорить?», писал: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».[5]
И еще он писал молодежи: «Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».
Скворцов Л. И. в своей книге «Экология слова, или поговорим о культуре речи» метко подметил: «Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, когда они становятся опасными для жизни человека». [6] И, тем не менее, мы не можем не замечать такого языкового явления, как социальные диалекты, или, как это было в недавнем прошлом, объявлять им непримиримую войну, запрещать, или искоренять.
Жаргоны используются везде: на радио, телевидении. Даже в газетах нередко находишь жаргоны. Либерализация языка принимает дикие формы в отношение к ругательствам, «матерному языку», который, вопреки всем грозным протестам, извечно живуч в русском устно-речевом быту. Это традиционно даже по названию «непечатное слово» сегодня появляется на страницах газет, современных произведений спектаклей. Автор одной из статей, посвященных указанной проблеме, И.Овчинникова(«Свобода не отменяет приличий»), видит в этом утрату инстинкта самосохранения и заботы о здоровье нации. «Разумеется,- пишет автор,- ругательства, в том числе и самые грязные, знают все, потому что они написаны на всех заборах. Но любой из нас точно так же знает, что слова эти запретны. А когда площадная брань звучит со сцены, с экрана, тиражируется, они как бы получают права гражданства. .. И раз уж не умеют иные творческие себя ограничить, удержать в установленных веками пределах, значит, надо власть употребить, чтобы защитить глаз и ухо тех, кому не хочется, чтобы вся их жизнь превратилась в привокзальный сортир». [7]
Причины, факторы и мотивы, влияющие на употребление жаргонизмов в повседневной жизни подростков исследовали учёные-лингвисты М. В. Панов, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский, Л.И.Скворцов и было выявлено, что количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное время: в школе: 60% от общей лексики; вне школы: 80% от общей лексики. В нашем исследовании мы хотели убедиться, или опровергнуть мнение ученых.
Каковы же причины употребления жаргонизмов в речи? Работа над исследованием позволит ответить на данный вопрос.
3.Материалы и методы исследования
Исследование включало в себя теоретический и практический этапы. Для выявления причин частотного употребления жаргонизмов учащимися мы применили такие методы как опрос и анкетирование, наблюдение за устной речью, анализ полученных результатов.
Для изучения частотности и категорий жаргонов учащимся 13-17 лет была предложена анкета. (Приложение1)
Ожидаемые результаты:
1).Результаты исследования помогут учащимся увидеть себя со стороны, и обозначить «критический уровень», после которого речь становится малопонятной окружающим.
2). Результаты исследования будут интересны психологу, учителям, родителям
В результате анализа анкет (35 учащихся) пришли к следующим выводам:
1. Больше всего засоряется язык школьников жаргоном, который преобладает в неформальном очном общении. Сленг школьников в основном несет в себе негативный эмоциональный заряд. Среди сленговых выражений преобладают выражения с негативной смысловой окраской. Судя по проведённым опросам, количество учащихся, употребляющих жаргонные слова в школе и во внеурочное время, и старающиеся их не употреблять в большей или меньшей степени, существенно различается:
в школе- 49 %; вне школы- 82 % (приложение 2).
Следовательно, находясь в школе, учащиеся чувствуют контроль со стороны педагогов и следят за своей речью. По мнению опрошенных это происходит из-за боязни замечаний и, если бы контроля со стороны педагогов не было, как отмечают многие
учащиеся, то употребление жаргонов было бы гораздо шире. Итак, мнение ученых лингвистов подтвердилось.
2. В ходе анкетирования были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:
1) Наименование людей, характеристика их по действиям, качествам характера. Наиболее ходовыми являются выражения, просто называющие человека или негативно характеризующие его умственные или физические способности: братан, тормоз, жмот, лох, шестерка, ботаник, дятел.
2) Наименование людей по родству: предки, братан, сеструха, родоки.
3)Пища, процесс ее поглощения: хавать, хавчик.
4)Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
5) Деньги: бабки, бабло,
6)Части тела (особенно много синонимов для головы) бубен, котелок, крыша, репа, тыква, чайник. Клешни, копыта, локаторы, ласты. Фейс, табло, торец, пачка, моська
7) Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк, окейно, западло. Оценки чаще всего крайние и резко антонимичные: отпад – отстой, клёво – стрёмно и т.д. (приложение 3).
Школьный жаргон включает в себя наименования учебных предметов (матеша - математика, пеша - пение, музыка, физра - физкультура и пр.), школьных оценок (,пара - оценка ''2'', тройбан - оценка ''3'' и пр.), некоторых школьных помещений (столовка - столовая, тубзик, - туалет и пр.), отдельных работников школы (училка - учительница,), видов учебной деятельности (домашка - домашняя работа, контроша - контрольная работа) и т. д. К указанной группе примыкают единицы (их количество не превышает один десяток), представляющие собой наименования педагогических работников по преподаваемому предмету (например, физичка - учительница физики, биологичка - учительница биологии, англичанка - учительница английского языка и т. п.)). По результатам анкетирования использование жаргонов именно школьной тематики составило у 92%. учащихся.
Таким образом, область применения жаргонизмов достаточно широка и разнообразна.
Обобщив жаргонизмы учащихся, мы пришли к выводу, что чаще всего среди них встречаются следующие части речи:
1) существительные: лох, чувак, прикид, прикол, базар, фигня, дискарь, халява, крышка, мрак, мелочь и др. – 50 % от наиболее употребимых слов;
2) глаголы: отвали, гонишь, заколебать, обломать, прикинь, офигеть, приколоться, притаранить, подорваться, отмочить, зашиваться, борзеть и др. – около 27 %;
3) значительно реже встречаются наречия: клёво, западло, беспонтово, прикольно, окейно, прикольно, слабо и другие – 12 %;
4) примерно столько же, сколько наречий, устойчивых словосочетаний и односоставных предложений: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе и др. - 11 %. (приложение 4).
Анализ источников возникновения жаргонизмов школьников привёл к неутешительному выводу, что очень много слов имеют:
1)уголовную подоплёку: авторитет, базарить, разборки, стрелка, что говорит о криминалицации общественной жизни;
2)взяты из жаргона наркоманов: глюки, кайф, колбасить, пруха, угорать, отъехать и др.
И это печальное свидетельство того, что наркомания стала очень распространённым явлением, почти повседневным атрибутом современной жизни;
3)СМИ: ежедневно с экранов телевизоров льется поток негативной информации криминального характера;
4)Интернет изобилует играми, создатели которых явно не заботятся о чистоте нравственности и языка;
5) в выступлениях депутатов, видных политиков: (В.В.Путин: «Мочить в сортире».; Д. А. Медведев: «Врубайтесь в тему») также присутствуют жаргонизмы.
Далее была проанализирована устная речь школьников. Материал исследования получен путём письменной фиксации неподготовленной устной речи в естественных условиях, в школе и вне школы. В качестве основного материала анализа использованы тексты 5 диалогов (приложение 5).
Наблюдения свидетельствуют о том, что спонтанная разговорно-обиходная речь учащихся 7-10 классов на лексическом уровне представляет собой результат взамодействия литературного языка и жаргона (например: домашка, не кисло, бодряжки, выёживаются, гонишь, дятел, глобус, тормоз, прикинь, стырть, дубак, базарить, ладно, на фиг, блин, чё, неохота и т.д.).
2.1 Причины возникновения жаргонизмов у учащихся школы
Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему молодежь предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. Для молодежного жаргона, в отличие от жаргонов других объединений, характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий. Забыв старинные заповеди – не поминать ни Бога, ни черта всуе, – современная молодежь использует бранные обороты речи как своего рода междометия или просто способы связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций.. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка. Кажется,
все стало ясно. Объект борьбы – жаргон. Как оказалось, явление это не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Учёный-лингвист Л. И. Скворцов отмечает, что жаргонизмы – это не особые языки, а особый словарь, который возник в силу разных причин и которым пользуются группы людей близких по профессии или социальному положению.[8]
Выводы:
Сегодня все меньше людей посещают библиотеки, читают произведения классиков, способные дать нам образец правильной и красивой речи. Дикторы радио и телевидения проходят не столь жесткий отбор, как это было принято раньше. Информация радио, ТВ, интернета несет в себе массу ненормативной лексики.
Из представленной диаграммы видно, что с возрастом употребление жаргонизмов увеличивается. Отношение к ним, равно как и употребление, в большинстве случаев
положительное. В младшем возрасте дети более контролируемы, подвержены влиянию родителей, педагогов.
По частотности употребления жаргонов видно, что большинство опрошенных жаргон считают речевой нормой.
Итак. Жаргон - это маска, игра, попытка преодолеть неяркую обыденность, постоянно обновляется, обладает внутри себя определённым лексическим и словообразовательным богатством, эмоционально окрашен.
Мнение учащихся.
Можно ли обойтись без жаргонов Желание обойтись без жаргонов
Данные по результатам анкетирования, приведенные в диаграммах, все же оставляют надежду. Подавляющее большинство либо считают, что можно, либо не задумывались над этим. Значит, они просто отдают дань моде. Желающих обойтись без жаргонов, не задумывающихся об этом, тоже большинство. Разве этот факт не обнадёживает? То есть молодые люди всё-таки понимают преимущества литературного языка, делают, пусть пока и в перспективе, выбор в сторону правильной, ясной, красивой речи.
Заключение.
Итак, в результате анализа анкет, изучения соответствующей литературы, наблюдений за устной речью учащихся мы определили, что причины, влияющие на употребление жаргонизмов в повседневной жизни учащихся:
1. делают речь более краткой, привлекают внимание слушателей;
2. способствуют самоутверждению в молодежной среде;
3. помогают преодолеть недостаток слов в речи;
4. создают «тайную», «засекреченную» речь, понятную лишь узкому кругу посвящённых.
В заключение позвольте привести еще одно замечательное высказывание Дмитрия Сергеевича о слове и языке.
«Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.
Явление, которое не имеет названия, как бы отсутствует в мире. Мы можем его только угадывать с помощью других, связанных с ним и уже названных явлений, но как нечто оригинальное, самобытное оно для человечества отсутствует. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство „культурного осознания“ мира.[9]
Список литературы.
Интернет ресурсы
[1] Иногда термин «жаргон» используется для обозначения искаженной неправильной речи. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова.
[2] Социальный диалект- ответвление общенародного языка, употребляемое в среде отдельных социальных, профессиональных, возрастных и других групп населения
[3] Д.С.Лихачев «О языке устном и письменном»
[4] С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М., 1995г.
[5] Д.С.Лихачев, «Письма о добром и прекрасном» http://likefeo.narod.ru/books/lihachev/pisma.html
[6] Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре речи», М., 1968, с. 52
[8] Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 1968, с. 24-25
[9] Д.С.Лихачев «О языке устном и письменном, старом и новом». «Русская культура». М.,«Искусство», 2000г.
Вокруг света за 80 дней
Весёлые польки для детей
Лист Мёбиуса
На горке
Рисуем "Осенний дождь"