«Секреты бабушкиного сундука» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.
Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции.
В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, которые были традиционной игрушкой в быту русской деревни и несли определенный символический смысл, а так же старинная одежда (сарафаны, кокошники, кашемировые и репсовые платки), фотографии и старинные музыкальные инструменты.
В проекте на основе проведенных исследований, обзора литературы, Ресурса Интернет учащимися 4 и 5 классов рассматриваются вопросы сохранения и передачи традиций подрастающему поколению. Проект знакомит с прикладным творчеством старинных вещей, нацеливает на самостоятельную и исследовательскую деятельность, активизирует учащихся к творческой работе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мохченская средняя общеобразовательная школа»
Управление образованием МР «Ижемский»
Направление:
«Исследовательская работа»
Название проекта:
«Секреты бабушкиного сундука».
Автор проекта: Вокуева Т.В.
Участники проекта: учащиеся 4 класса Вокуева Я., Ануфриева С., учащаяся 5 класса Блинова А.
Мохча, 2015
Введение
Актуальность проекта.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
«Секреты бабушкиного сундука» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.
Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции.
В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, которые были традиционной игрушкой в быту русской деревни и несли определенный символический смысл, а так же старинная одежда (сарафаны, кокошники, кашемировые и репсовые платки), фотографии и старинные музыкальные инструменты.
В проекте на основе проведенных исследований, обзора литературы, Ресурса Интернет учащимися 4 и 5 классов рассматриваются вопросы сохранения и передачи традиций подрастающему поколению. Проект знакомит с прикладным творчеством старинных вещей, нацеливает на самостоятельную и исследовательскую деятельность, активизирует учащихся к творческой работе.
Ожидаемые результаты:
- проведение информационно-исследовательской деятельности по изучению истории бабушкиного сундука (см. Приложение №1 «История старинных сундуков») и секретов, находящихся в нем;
- презентация о секретах бабушкиного сундука;
- стихи о бабушкином сундуке;
- рисунки старинных музыкальных инструментов;
- выставка старинных вещей из бабушкиного сундука.
Практическое использование проекта:
- проведение творческих мероприятий и мастер-классов.
Целью проекта является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, как страны, так и региона, малой родины.
Примечание 1: данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей учащихся, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта.
Задачи:
1. Провести исследование истории возникновения сундука и вещей в них находящихся;
2. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.
3. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через беседы на классных часах и уроках чтения (литературы).
4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: учащиеся 4 и 5 классов, учитель физической культуры, родители, бабушки.
Открыв бабушкин сундук, мы «увидели» секреты старины: какими игрушками играли дети на Руси, во что одевались, в какие музыкальные инструменты играли. Но нас больше всего заинтересовали старинные платки (см. Приложение №2 «История старинных платков»). Приглашаем открыть для себя мир тайн бабушкиного сундука, приобщиться к истокам русской народной культуры, традициям и быту!
Этапы работы над проектом.
Первый этап - аналитический (октябрь 2014):
- определение мотивации, цели и задач;
- формирование рабочей группы;
Второй этап - организационно-подготовительный (октябрь 2014 - ноябрь 2014):
- определение основных направлений действий;
- оформление визитки участников проекта (представление команды в виде слайда в презентации «Секреты бабушкиного сундука»).
Третий этап - практический (декабрь 2014 – февраль 2015):
- самостоятельная исследовательская работа, накопление и систематизация информации о содержимом бабушкиного сундука, осознание ее места в русской культуре;
- рисование старинных музыкальных инструментов;
- поиск стихов (см. Приложение №3 «Стихи о бабушкином сундуке»);
- краткий рассказ о секретах бабушкиного сундука (см. Приложение №4 «Секреты бабушкиного сундука»).
- подготовка презентации проекта.
Четвертый этап - результаты представленных исследований (март - 2015)
- с использованием собранного материала подготовить творческое мероприятие (классный вечер с родителями) по защите проекта;
- выставка рисунков, старинных вещей, тряпичных кукол;
- демонстрация презентации;
Сроки проведения проекта - октябрь 2014г. - март 2015г.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point.
- компьютер, цифровой фотоаппарат, сеть Интернет.
Содержание работы:
Совместная деятельность учащихся и взрослых.
Межпредметные связи - ОБЖ, ИЗО, технология, музыка, физическая культура.
Познание |
|
Безопасность |
|
Здоровье |
|
Физическая Культура
|
|
ИЗО
|
|
Труд |
|
Музыка | Песни и музыкальные инструменты наших прадедушек и прабабушек. |
Итог проекта:
- создание презентации «Секреты бабушкиного сундука»;
- выставка семейных реликвий, тряпичных кукол, рисунков «народные инструменты», чтение стихов о бабушкином сундуке на классном вечере с родителями.
Самооценка
Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о старинных бабушкиных сундуках и раскрыли один из них - это старинные кашемировые и репсовые платки.
Заключение
Вот такие были и есть старинные платки. В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель и задачи были достигнуты. Мы выяснили историю старинного сундука и, что именно в нём хранилось.
Раньше сундуки были на видном месте, сейчас же в основном на чердаках, но всё так же по-прежнему в нём хранятся предметы и вещи старины и опять же в основном одежда.
Сегодня появляются всё больше и больше разнообразных и по цветовой гамме, и по рисункам, и по размерам платки, но те старинные шали это память о наших предках и им нет цены.
Домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. И куклы можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству.
Литература:
Оглавление
- Актуальность проекта и гипотеза исследования…………………………………………………...2
- Практическое использование проекта………………………3
- Участники проекта…………………………………………...4
- Этапы работы…………………………………………………4-5
- Содержание работы…………………………………………..6-7
2.Заключение………………………………………………………. 8
3.Список литературы……………………………………………… 9
4. Приложения:
Приложение №1 «История бабушкиного сундука»
Приложение №2 «История старинного платка»
Приложение №3 «Стихи о бабушкином сундуке»
Приложение №4 Рассказы «Секреты бабушкиного сундука»
Приложение №5 «Список информантов»
5. Презентация «Секреты бабушкиного сундука»
Положение о II дистанционном Фестивале педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности 1. Общие положения и ключевые сроки 1.1 II дистанционный Фестиваль педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности (далее - Фестиваль) проводится государственным автономным учреждением дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр дополнительного образования» (далее - РЦДО) в целях представления и популяризации педагогическими работниками Республики Коми педагогического опыта, вовлечения в единое образовательное пространство сетевого сообщества по обмену опытом работы по проектной и исследовательской деятельности. 1.2. Фестиваль проводится с 15 января 2015 г. по 30 марта 2015 г. 1.3. Для участия в Фестивале необходимо направить в Оргкомитет в срок - с 15 января по 23 марта 2015 г. в электронном виде на e-mail – fest-rcdokomi@mail.ru: ∙ заявку на участие в Фестивале (Форма заявки - Приложение 1); ∙ материалы (Отправка материалов означает согласие участника Фестиваля на публикацию материала в сетевом образовательном сообществе «Сообщество педагогов Республики Коми, занимающихся дополнительным образованием детей, внеурочной и проектно-исследовательской деятельностью» на портале сетевого образовательного сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/node/437105); ∙ сведения об оплате оргвзноса – 200 рублей (электронная копия квитанции. Оргвзнос оплачивается за материал вне зависимости от количества авторов). Реквизиты для оплаты - Приложение 2. Оргвзносы участников Фестиваля используются для экспертных и организационных работ. Материалы также можно направлять на CD/DVD дисках по почтовому адресу: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ГАУДО РК «РЦДО», ул.Коммунистическая, д.3, кааб. 408 (с пометкой – «Фестиваль»). 1.4. В срок до 30 марта 2015 г. материалы, оформленные согласно требованиям и имеющие педагогическую ценность, публикуются в сетевом образовательном сообществе «Сообщество педагогов Республики Коми, занимающихся дополнительным образованием детей, внеурочной и проектно-исследовательской деятельностью». Авторские права на материалы сохраняются за участниками Фестиваля. Ответственность за соблюдение авторских прав третьих лиц несут авторы работ. 1.5. Все участники Фестиваля будут награждены электронными дипломами, авторы публикаций – электронными сертификатами, удостоверяющими факт публикации материала. Дипломы и сертификаты рассылаются в срок до 30 марта 2015 г. 1.6. Содержание и объем материалов, представляемых участниками Фестиваля, не ограничиваются, однако эти материалы должны раскрыть тему Фестиваля, должны быть отнесены к одному из направлений Фестиваля, носить педагогический характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации. 1.7. Цель экспертизы работ Фестиваля - возможность публикации для трансляции материала по проектной и исследовательской деятельности. Рецензии, экспертные оценки на материалы, присланные на Фестиваль, участникам не высылаются, не публикуются. 2. Направления Фестиваля ∙ Проектная деятельность. ∙ Исследовательская деятельность. 3. Участники Фестиваля 3.1. К участию в Фестивале приглашаются педагогические работники, специалисты дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций. 3.2. Каждый участник может участвовать в разных направлениях Фестиваля с целью обмена опытом работы с предоставлением не более одного материала. Организационный взнос оплачивается за каждую работу. 3.3. Участие в Фестивале может быть индивидуальным или совместным (не более трех авторов). 4. Требования к оформлению 4.1. Материалы на Фестиваль принимаются только в электронном виде согласно пункту 1.3. 4.2. Материал должен содержать краткие тезисы работы (Требования к оформлению тезисов – Приложение 3). 4.3. Форма представления материала любая (описание опыта работы, методические рекомендации, статья, реферат, презентация, фильм и т.д.). Требования к оформлению по различным формам представления материала – общепринятые. 5. Руководство и контроль 5.1. Подготовку и проведение Фестиваля осуществляет Оргкомитет ГАУДО РК «РЦДО». 5.2.Экспертизу материалов проводит экспертная группа, формируемая Оргкомитетом. Контактная информация Телефоны: 8(8212) 21-63-62 – Кулик Ольга Николаевна, заместитель директора по научно- методической работе ГАУДО РК «РЦДО». 8(8212) 24-28-57 – Максименко Валерий Анатольевич, Максименко Татьяна Александровна, методисты ГАУДО РК «РЦДО». E-mail: fest-rcdokomi@mail.ru Сайты: РЦДО: http://rcdokomi.ru/ , Проектно-исследовательская деятельность РЦДО: http://dorcdo.ucoz.org/, Сообщество педагогов Республики Коми, занимающихся дополнительным образованием детей, внеурочной и проектно-исследовательской деятельностью: http://www.openclass.ru/node/437105 Приложение 1 Положения Фестиваля В Оргкомитет дистанционного Фестиваля педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности Приложение 2 Положения Фестиваля Банковские реквизиты для оплаты оргвзноса: Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр дополнительного образования» (ГАУДО РК «РЦДО») Государственный регистрационный номер – 2111101019775 Основной государственный регистрационный номер - 1021100508131 Учредитель – Правительство Республики Коми Юридический и фактический адрес – 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая,3 Телефоны: директор – Арабова Наталья Валерьевна 8(8212) 24-65-80 телефон, факс – приемная 8(8212) 24-10-48 Адрес электронной почты – rcdo@minobr.rkomi.ru Расчетный счет – ИНН 1101481870, КПП 110101001 Банк получателя ГРКЦ НБ Респ. Коми Банка России г. Сыктывкар БИК 048702001 р/с 40601810400003000001 ОКПО 28879933 Наименование получателя: Минфин РК (ГАУДО РК «РЦДО») л/сч А 8751100401-ЦДопО Назначение платежа: оргвзнос «Фестиваль» Сумма: 200 руб. Приложение 3 Положения Фестиваля Требования к оформлению тезисов Тезисы – это основное содержание Вашей работы, изложенное по требованиям. Объем тезисов 1-2 страницы формата А4. Текст тезисов должен содержать следующие требования: ∙ название, направление Фестиваля; ∙ сведения об авторе; ∙ актуальность; ∙ новизну; ∙ практическую значимость; ∙ краткое содержание.
Приложение №1
«История бабушкиного сундука»
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
(Вадим Шафнер.)
Что хранит бабушкин сундук?
Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.
В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохраняться.
Для чего же сундук был нужен нашим предкам? Что в нем хранилось?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратилась к различным источникам - энциклопедиям, книгам, Интернету. Термин сундук (сандук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI века. Позднее он начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов.
Изготавливались они из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина.
К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.
В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева (дуба, ясеня).
Приложение №2
«История старинного платка»
Много сотен лет шаль и платок выполняли крайне важную роль и являлись ключевым элементом в традиционной русской женской одежде.
Шаль - это крупный прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом; мерная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения. В XV в. в Кашмире делались шали из тонкой шерсти тибетских коз.
Внешний вид каждого экземпляра был уникальным и кроме декоративной функции выполнял еще информационную, свидетельствуя о семейном и социальном положении обладательницы. Методы вышивки, плетения и ткачества крепко переплелись в народных технологиях изготовления этой функциональной и яркой одежды.
Подлинные кашемировые шали распространились в Европе в эпоху Директории. Они дополняли одежду, имитирующие античный образец - присборенную, без рукавов и с глубоким декольте. Дорогостоящие настоящие кашемировые шали очень скоро начинают заменяться более дешёвыми подделками.
Шали в Европу прибывали как из английской колонии - Индии, так и распространились через Францию (где шали появились в конце XVIII в. после египетских походов Наполеона I).
Производство русской шали началось уже в самом начале XIX в., но первые образцы подражали восточным. Шали были очень большого размера, и умению носить их придавалось большое значение. В углы шали вшивались золотые шарики, своей тяжестью удерживавшие шали в нужном положении. Эти шарики иногда вплетались в кисти.
Цвет шали и соотношение каймы с фоном подчинялись моде. В начале XIX в. предпочитали резкие контрасты. К тому моменту, когда шали перестали быть обязательным дополнением к “греческому” платью, они не вышли из моды, но их оформление претерпело значительные изменения - орнаментами покрывались не только края шали, но вся её поверхность. Излюбленным орнаментом оставались восточные “огурцы” или “миндаль”, сплошь затканные мелким цветочным узором.
По мере того как шали старинного образца начали выходить из моды, им нашли иное применение - стали шить из них платья, мужские жилеты и др. Под влиянием моды на шали, появилась и ткань шали, выполненная в той же технике, их того же сырья, так же орнаментированная, как шали второй трети XIX в. (со сплошным узором по едва выступающему полю). Декор ткани был подвержен моде. Орнамент стал не только тканным, чем изначально славились восточные и первые русские шали, но и набивной, с вышивкой шёлком. Новой моде более подходили квадратные шали, которые было удобно носить на плечах.
Название “шаль” стало относиться и к большим шёлковым, бумажным и шерстяным платкам с печатными букетами из разнообразных цветов или восточных мотивов. Изменения в моде шалей-платков отразились и в моде на узоры мерных тканей, в которых стали преобладать “розаны”. Отсюда следует, что шаль так же может относиться к платкам.
Платок – это большой квадратный или прямоугольный кусок ткани.
В ране христианскую эпоху (300-600гг.) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма.
Уже гораздо позже платки стали носить исключительно для красоты. В Европе моду на это украшение ввел не кто иной, как Людовик XIV. На одном из парадов он увидел хорватское войско, форменная одежда солдат которого включала шейные платки, и был настолько впечатлен этим ярким предметом гардероба, что на следующий день заказал для себя целую дюжину подобных. А позже Король-Солнце сделал платки символами принадлежности к дворянству, и носить их стало настоящей роскошью.
В отдельных районах Германии элементами женского народного костюма, частично сохранившегося и до наших дней, являются широкая юбка и в особенности огромный (особенно увеличившийся при жизни последних поколений) головной платок из светлого ситца или набивной шерсти. Его складывают вдвое таким образом, чтобы один конец падал на спину, два других конца перекрещиваются на затылке и завязываются на темени большим бантом. Концы широкого платка из цветного ситца перекрещиваются на груди и пропускаются под белый передник с вышивкой.
В мужском народном костюме Бадена (Германия) до сих пор сохранился старинный предмет одежды – нагрудный платок.
Еще задолго до испанского завоевания жительницы Гватемалы вместо юбок носили большие шерстяные платки, обернутые вокруг бедер.
Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым), а замужние надевали платок поверх головного убора.
2. Коми ижемская шаль
Ижемская шаль у коми девушки была самой дорогой и самой красивой из всех украшений. Этот платок передавался из поколения в поколение. Каждая шаль имеет свою историю появления в нашем (Ижемском) районе. Отдельные шали привозили купцы из Новгорода, которые приплывали до Ижмы на лодках и привозили разные вещи из Китая и из Индии. В наше время уже редко увидишь такую прелесть. Дело в том, что многие шали захоронены вместе со своими хозяйками, а ещё больше платков было продано в голодные военные и послевоенные годы, чтобы прокормить свою семью. Коми девушки ижемскую шаль не стирали, хранили в сундуках надевали в праздничные дни. Самыми красивыми и дорогими считались разноцветные репсовые платки. Ценились так же шёлковые и кашемировые платки. По словам М. И. Вокуевой: «В старину богатые женщины носили платки больших размеров, что даже их уголки до земли касались».
Платки девушки получали в подарок от родителей, женихов либо в приданое от бабушек, как например, получила я от моей прабабушки Вокуевой Марии Ивановны (1928г.р.), ей подарила её тётя, Рочева Аграфена Матвеевна (1912г.р.), она получила в наследство от своей бабушки Филипповой Варвары Константиновны, которая получила в свою очередь от мамы.
В жизни женщины платок имел большое значение. В старину нельзя было появляться перед гостями без платка, иначе о ней могли подумать, что она девушка лёгкого поведения. Закрытые платком волосы указывали, что женщина почитает и уважает своего мужа. Без платка показываться считалось грехом. В Древней Руси, если у девушки отнимали платок, виновные платили большой штраф.
Приложение №3
«Стихи о бабушкином сундуке»
Часть 1. БАБУШКИН СУНДУК - ДЫХАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ. |
В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука –
Истории семьи строка.
«Чем пахнет бабушкин сундук? Теплом её любимых рук,
Гвоздикой, тмином, имбирем... А уж диковинок-то в нем!
Вот - позолоченная пряжка, а это - дядина рубашка,
Он до войны её носил, и на вечёрки в ней ходил.
Вот бусы, запонки и брошки, а тут - чудесные серёжки.
Какой узор, какая скань, ну, просто чудо - филигрань!
А вот - альбом, и в нем цветок, то ль роза, то ли василек,
Так долго бережно храним - подарен мужем дорогим.
Тут в уголке - конфеты, сладости, для внуков милых много радости,
Былых годов воспоминания, любовь, надежды и страдания.
(Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?)
« Обитель ветхой старины -
Сундук объёмного размера,
Невольник духа адюльтера
Манил мой взгляд…»
«Туфельки, шляпки с вуалью,
бисером шитый кисет,
Куклы тряпичные, старый корсет…
В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух.
Защекочет в горле запах нафталина
И необъяснимый от вещей старинных.
Как-то я решила перебрать старьё,
Может что-то ценное? Нет, одно рваньё...
В свёрточке газетном - рыжая лиса,
Вяло лапки свесились, бусинки глаза,
Ротик приоткрытый с зубками кривыми,
Грела чьи-то плечи гордо в выходные.
Скатерти льняные, по краям мережка,
От храненья долгого дырки да прорешки.
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Гладью лепесточки, стебельки цепочкой
И ажурной вязью мелкие цветочки.
Вот китайский веер, хрупкие пластинки,
Где-то ещё целые, где-то половинки.
Весь рисунок выцвел, лишь снежок по краю,
Кажется, раскроешь и в руках растает.
А на дне - газеты, пачки с нафталином.
Выступили слёзы, сердце защемило:
Кто теперь расскажет, для чего хранили
И какие чувства к тем вещам таили...
(Автор под ником Гостья Из Прошлого, 2010)
Веяние времени – бабушкин сундук.
Сталью нержавеющей он навек окован,
Сколько лет стоит? И прабабкин внук
Прочный твой запор откроет снова.
Кофты с рюшами, ботинки до колен,
Плюшевая юбка вся в «татьянку».
Я брожу по комнате – странный манекен…
Эх, сюда б гармошечку, да тальянку!
Брат смеется звонко, сам того не зная,
Что настанет время женственных одежд,
Жаль, давно не мчится тройка удалая
К милому избраннику. Нет на то надежд.
Растрепались волосы, я слегка устала,
А ведь собиралась впрок напечь блинов.
Бабушку не знала, время разбросало.
Познакомил нас сундук из своих оков.
Представляю бабушку – дивная красавица!
В этой милой кофточке, с ленточкой в косе.
И хочу я бабушке мысленно понравиться,
Жаль, что люди встретиться здесь не могут все.
Сундучок окованный пахнет нафталином,
Стариной далекою, жизнью той, другой.
Ценности меняются, век у них недлинный,
А сундук тот, бабушкин, самый дорогой!
Зинаида Маркина, 2007 г.
Открываю бабушкин сундук,
В ожиданьи сердце замирает,
На мгновенье, позабыв все вдруг,
Окунуться в прошлое желает.
Шаль с кистями, вышитый кисет,
Старая, с щербинками, шкатулка
Вмиг проносят нас сквозь толщу лет,
В прошлое свершается прогулка.
С фотографии тех давних лет
Смотрят мне в глаза родные лица,
В них вопрос: "Ну, как вы? Всем привет!"
Благодатный свет от них струится
Прялку старую в руках я подержу,
Как держала бабушка когда-то,
И, закрыв глаза, на миг замру,
Словно перед ней я виновата.
Закрываю бабушкин сундук,
Со щеки смахнув слезу рукою,
В тишине лишь слышен сердца стук,
Да глаза наполнены тоскою...
(Бабушкин сундук. Валентина Гурбаналиева).
Закрываю бабушкин сундук,
Со щеки смахнув слезу рукою,
В тишине лишь слышен сердца стук,
Да глаза наполнены тоскою...
(Ода бабушкиному сундуку. Ян Таировский).
Бабушкин сундук стоит в чулане,
Очень мало занимает места.
Серый он, как хуторок в тумане,
Где промчалось бабушкино детство.
Нет, сундук не назову я хламом.
Может, в нём поэзии истоки?
Может, из поэтов первым самым
Сундуку я посвящаю строки.
Он и школьной партою мне служит,
И лабораторией для фото,
И, как лучший друг, со мною дружит.
Может, не поймёт всё это кто-то?
Был он раньше чащей леса дикой,
А потом пилы познал ужимки.
Ночь. Над ним фонарь горит гвоздикой,
Плавают в кюветах фотоснимки.
Нравится сундук мне. Он чудесен,
Сделанный рукою человека.
Хоть и нет о нём пока что песен,
Но ведь сам он - песня дровосека.
Иногда мне кажется роялем –
Под моими пальцами играет,
Не подвластный, кажется, печалям.
Хочется назвать его мне раем,
Как свою хатыночку давненько
(Наизусть учил я строки в школе)
Называть любил Тарас Шевченко,
Стих неся свой по сиротской доле.
Скажет критик: «Тема тут – не слишком,
Темой ты, по-моему, не блещешь:
Воспевать не стоит ящик с крышкой,
Где хранятся всяческие вещи!
Так что ты – поэт не настоящий!»
Критику ответить мне придётся:
– Для тебя сундук – обычный ящик,
Для меня же – жизни нашей солнце.
Бабушка на нём неутомимо
Швейную свою машинку крутит,
Грезя, чтобы внук её любимый
Выбился, как говорится, в люди.
Может крышкой он взмахнуть, как птица, –
Радуется, вижу, нашей встрече.
Тут портрет улыбчивый хранится
Сталинских усов в зелёном френче.
В книге Льва Толстого – дуба листик,
Ситец в незабудках, чьё-то фото…
Был сундук и у Агаты Кристи –
Прочитал в газете я какой-то…
Шаль, очки, день свадьбы, веер старый
(Даже прячет, может, чьи-то души?)
И бинокль, и струны от гитары –
Всё вместил в себе сундук из груши.
Из какой губернии далёкой
Привезла его сюда каруца?
Он, как море, кажется глубоким –
Мне до дна никак не дотянуться.
О, сундук! Жизнь бабушек и дедов
Ты хранишь, о юности тоскуя!..
Может, самым первым из поэтов
Оду посвящаю сундуку я.
ЧАСТЬ 2. ТАЙНЫ БАБУШКИНОГО СУНДУКА. |
На свете есть тайна одна,
Скрывается на дне сундука.
Узнать хочешь ты секрет поколений?
Не стесняйся, дружок, и вставай на колени...
Бальные туфельки, шляпки с вуалью,
Бисером шитый кисет.
Платья, монисто, ангел хрустальный,
Веер, шкатулки, корсет.
И кружева, кисея, чьи-то фото,
Лент разноцветных букет.
Письма и старый альбом со стихами,
Шубка, манто и лорнет.
Старые вещи забытой эпохи,
Светлой романтики дух…
Будит фантазии внученьки-крохи
Бабушкин старый сундук.
(Бабушкин старый сундук. Лариса Филиппова).
Обитель ветхой старины -
Сундук объемного размера,
Невольник духа адюльтера
Манил мой взгляд из глубины.
Дух прошлого из сундука
Вдыхаю с пылью и чихаю,
И чертыхаясь представляю
Большие дедовы рога…
Ненужной мелочи хранитель
Открыл мне истину вещей,
Под тихий говор сизарей
Узнал истоки этих нитей.
Пурпурной ткани абажур -
Огонь несбывшихся желаний,
Дыханье вековых посланий -
Дурман стареющих микстур.
Кокошника каймой узорной-
Прикрыт очей немой испуг.
Веретена лоск рукотворный -
Зим вдовьих пуховой досуг.
Истлевших красок колера
На гобеленовой картине -
Ласкают взор седой графине
Гусаров бравых кивера.
Зачем чердачная вуаль
Корысть сундучную не скрыла?
Зачем на память бабка встарь
Свою печаль в него вложила?
P.S.
Свидетель тайной стороны.
Сундук вселенского размера,
Радетель духа адюльтера,
Молящий взгляд из глубины
Печальной ветхой старины
( Автор под ником Серенада, 2008 ).
Бабушкин сундук стоит в чулане,
Очень мало занимает места.
Серый он, как хуторок в тумане,
Где промчалось бабушкино детство.
Нет, сундук не назову я хламом.
Может, в нём поэзии истоки?
Может, из поэтов первым самым
Сундуку я посвящаю строки.
Он и школьной партою мне служит,
И лабораторией для фото,
И, как лучший друг, со мною дружит.
Может, не поймёт всё это кто-то?
Был он раньше чащей леса дикой,
А потом пилы познал ужимки.
Ночь. Над ним фонарь горит гвоздикой,
Плавают в кюветах фотоснимки.
Нравится сундук мне. Он чудесен,
Сделанный рукою человека.
Хоть и нет о нём пока что песен,
Но ведь сам он - песня дровосека.
Иногда покажется роялем –
Под моими пальцами играет,
Не подвластный, кажется, печалям.
Хочется назвать его мне раем*,
Как свою хатыночку давненько
(Наизусть учил я строки в школе)
Называть любил Тарас Шевченко,
Стих неся свой по сиротской доле.
Скажет критик: «Тема тут – не слишком,
Темой ты, по-моему, не блещешь:
Воспевать не стоит ящик с крышкой,
Где хранятся всяческие вещи!
Так что ты – поэт не настоящий!»
Критику ответить мне придётся:
– Для тебя сундук – обычный ящик,
Для меня же – жизни нашей солнце.
Бабушка на нём неутомимо
Швейную свою машинку крутит,
Грезя, чтобы внук её любимый
Выбился, как говорится, в люди.
Может крышкой он взмахнуть, как птица, –
Радуется, вижу, нашей встрече.
Тут портрет улыбчивый хранится
Сталинских усов в зелёном френче.
В книге Льва Толстого – дуба листик,
Ситец в незабудках, чьё-то фото…
Был сундук и у Агаты Кристи –
Прочитал в газете я какой-то…
Шаль, очки, день свадьбы, веер старый
(Даже прячет, может, чьи-то души?)
И бинокль, и струны от гитары –
Всё вместил в себе сундук из груши.
Из какой губернии далёкой
Привезла его сюда каруца?
Он, как море, кажется глубоким –
Мне до дна никак не дотянуться.
О, сундук! Жизнь бабушек и дедов
Ты хранишь, о юности тоскуя!..
Может, самым первым из поэтов
Оду посвящаю сундуку я.
(Ода бабушкиному сундуку. Анатолий Яни, 1959 г.).
ЧАСТЬ 3. И ВНОВЬ О БАБУШКИНОМ СУНДУКЕ |
ЧАСТЬ 3. И ВНОВЬ О БАБУШКИНОМ СУНДУКЕ.
Этот старый расписной, бабушкин сундук,
Да платок до бровей белый, белый.
К нам в окошко смотрел лунный, призрачный круг.
Я уткнулась котёнком в колено.
Эти сказки сквозь марево чёрных ночей,
Да узоры холщовых рубашек.
Тени восковых длинных и тонких свечей
И озноб по спине до мурашек.
Мои думы от бабушки в сердце сквозят.
В сундуке расписном все разгадки.
И сквозь ночь грозовую всё в душу глядят
Её очи и руки на складках.
А мои кружева через край, через край.
На коленях туманом клубятся.
Я прошу тебя Господи: не убивай,
От мечты не смогу отказаться.
От огня, от любви, от волненья в крови,
Моя верность ему - до предела.
И о том, что мы встретимся с ним на пути,
В расписном сундуке подсмотрела.
(Бабушкин сундук. Антонина Прядка).
Открою бабушкин сундук,
Вдохну былое
И на колени упаду…
Щемит… Не скрою.
Для патефона амулет
Укрыт платочком…
Вертинский из незримых лет…
В тумане очи.
Уснуло здесь веретено,
А как жужжало!
Здесь сарафан, почти что нов,
В цветочках алых.
В крахмале стопкой – кружева,
Очки – в футляре,
Крючок… Он славно танцевал
С бабулей в паре.
В багете скромная чета
Молчит на донце.
Стихи от Пушкина… Читал
Мой дед в оконце.
Здесь память сердца бережёт,
Лелеет время.
Вдруг звёздный дождь стеной пошёл…
От них… я верю.
(Открою бабушкин сундук . Галина Шенина).
Старый бабушкин сундук в маленькой прихожей
Нёс корабликом двоих в дальние края -
Книжку стали мне читать, значит я пригожий,
И ведёт нас сундучок по морским боям.
Старый бабушкин сундук – нет удобней ложа,
А тем более сестра треплет хохолок.
Ключ потерян, ну и что? Унывать негоже.
Нам беду преодолеть сундучок помог.
Бой затих и корабли снова на приколе,
Море спряталось, уснув в ворохе страниц.
На губах оставил бриз привкус моря, соли,
И развеялся дымок из-под половиц.
Всё расставит по местам мамина походка,
Никогда не пропадём с мамочкой вдвоём.
Открывается замок и впускает ловко…
Хорошо на сундуке, но милее дом.
(Старый бабушкин сундук. Владимир Алиханов).
ЧАСТЬ 4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ.
На свете есть тайна одна,
Скрывается на дне сундука.
Узнать хочешь ты секрет поколений?
Не стесняйся, дружок, и вставай на колени...
(Автор под ником Arianna Alitto).
Приложение №4.
Рассказы «Секреты бабушкиного сундука»
«Что вы думаете о бабушкином сундуке?»
1.Для чего был нужен сундук нашим предкам? Что в нем хранилось?
2.«Что вы думаете о вашем бабушкином сундуке?»
3. какие у вас имеются семейные реликвии (старинные предметы вашего дома)?
4.Составьте рассказ о семейных реликвиях.
5.Какими игрушками играли ваши бабушки?
Блинова Алина, 5 класс.
Моей бабушке, Александре Фёдоровне, сундук достался от соседки Александры Потаповны (Потап Саш), а ей – от родителей. Раньше в этом сундуке хранили одежду, обувь, а когда куда-нибудь уезжали брали с собой и клали туда ещё и еду. Сейчас мы тоже там храним одежду и обувь. Сундуку уже 150-200 лет.
Петровская Юлия, 7класс.
1. Сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, молодостью мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришёл в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная нить между поколениями. В сундуке хранились очень важные вещи: иконы, ценные украшения, предметы быта, старинная одежда, похоронная одежда.
5. Играли разнообразными самодельными игрушками: глиняными и костяными фигурками, тряпичными куклами, а так же игрушками из дерева.
Канева Анна, 7 класс.
1. В сундуке хранили вещи и одежду. Он был нужен, чтоб хранить всё что захочешь, использовался в качестве шкафа.
2.Я думаю, что прабабушкин сундук уже очень старинный и в семье он как реликвия, ценная и нужная вещь.
3.У нас есть дома старинные фотографии, кашемировый платок.
4.Давным–давно моя прабабушка, Витязева Домна Егоровна, купила сундук и там хранила одежду и вещи. Потом, когда моей бабушке, Вокуевой Анне Яковлевне, было около 40 лет моя прабабушка оставила ей большой пуховый платок коричневого цвета, а другой моей бабушке, Вокуевой Любови Яковлевне, оставила большой сундук с красивыми узорами. Сундук куплен из магазина и ему более 60 лет.
5.Моя бабушка играла в учительницу и в продавца.
Ануфриева Снежана , 7класс и Ануфриева Виктория, 4 класс.
1.Сундук был нужен для того, чтобы хранить в нём свою похоронную одежду или приданое. Сейчас там хранятся старые вещи, сарафаны, зимняя одежда.
2.Этот ценный сундук прошлого века хранится в семье уже 55 лет. Был подарен моему дедушке, Михаилу Александровичу, от матери (моей прабабушки), Ануфриевой Елизаветы Михайловны. Она приобретала в ижемском комбинате.
3.Кашемировый платок.
4.Платок передавался от прабабушки к бабушке и т.д.
5.Тряпичными игрушками.
Вокуева Янина, 4класс.
1. По моему мнению, сундук был очень важной и нужной вещью для наших предков. В первую очередь, как я думаю, он служил вместо гардероба, куда помещали свою одежду и личные вещи. Девушки хранили в нем свое приданое. Так же в сундуке хранились сарафаны, платки, кокошники, украшения ну и, наверное, вещи, которые были особо дороги владельцу сундука, что хотелось их сохранить и передать своим детям. | ||||||||||||||
2.У моей прабабушки со стороны материнской линии и крёстной бабушки есть магазинские сундуки, которым примерно более 60-ти лет, а у бабуш- ки со стороны отца есть сундук, сделанный своими руками моим пра-пра -пра – прадедушкой и сундуку уже 150 – 200 лет. | ||||||||||||||
3. В нашей семье есть старинный репсовый платок, которому более 200 лет. Он передавался из поколения в поколение. Моей семье он достался от моей прабабушки, Вокуевой Марии Ивановны. | ||||||||||||||
4 | Семейная реликвия – это вещи, которые хранят дорогие нам воспоминания они передаются по наследству от близких и родных нам людей. Реликвией может быть как маленькая вещь, так и большая. Необязательно эта вещь должна быть дорогостоящей по цене, главное в том, чтобы она была дорога сердцу. Они не дают забыть нам о наших предках и о их жизни. А это самое главное. | |||||||||||||
55. Моя прабабушка рассказывала, что они играли в самодельные куклы. ДелалДелались они из обычной соломы, а потом из лоскутков сами шили им одеж одежду. |
Приложение №5
«Список информантов»
Список информантов
№ | Ф.И.О. информанта | Год рождения | Место жительства |
1 | Ануфриева Анна Александровна | 1954 г.р. | с. Мохча |
2 | Вокуев Алексей Яковлевич | 1961 г.р. | д. Гам |
3 | Вокуева Анна Яковлевна | 1960 г.р. | с. Мохча |
4 | Вокуева Любовь Яковлевна | 1958 г.р. | с. Мохча |
5 | Вокуева Мария Ивановна | 1928 г.р. | с. Мохча |
6 | Истомина Лидия Степановна | 1959 г.р. | д. Гам |
7 | Малявко Александра Фёдоровна | 1954 г.р. | с. Мохча |
8 | Петровская Нина Васильевна | 1955 г.р. | с. Мохча |
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды