Проект в номинации №1 «История, право, обществознание, экономика»
Тема проекта: «В поисках работы».
Автор проекта: Канева Надежда Андреевна, 10 класс.
Научный руководитель проекта: учитель истории и обществознания Крушельницкая Марина Анатольевна.
Наряду с эффективным использованием энергетических ресурсов, инновационное развитие общества невозможно без решения проблем воспроизводства высококвалифицированных кадров, повышения их образовательного и профессионального уровня. Государству нужны профессионалы способные думать и действовать в сложноорганизованной, быстроменяющейся среде, что приводит к конкуренции на рынке труда.
Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно разнообразен. В него входит и слесарь и инженер и врач и ученый и министр. Все они предлагают на рынке труда свои трудовые услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у всех различна: кто-то находит место без проблем, а кто-то месяцами мается без работы. Не исключением являются выпускники нашей школы, получившие профессиональное образование. 65 % не могут устроиться по специальности, 45 % длительное время находятся в поисках работы, у 83 % недостаточно сформированы социальные компетенции, необходимые участникам отношений на рынке труда.
Проблема является актуальной и для выпускников нашей школы, так как учащиеся 10-11 классов не знают какие профессии востребованы на рынке труда, каковы требования к соискателям, какие документы необходимо представлять при трудоустройстве. Не имеют представления о трудовых отношениях и трудовом договоре, не имеют навыков составления резюме и навыков поведения во время собеседования. Из чего следует вывод, что у выпускников школы и профессиональных учебных заведений недостаточно сформированы социальные компетенции, необходимые участнику отношений на рынке труда в реализации своих жизненных планов, профессионального самоопределения, карьерного роста.
Актуальность выявленной проблемы определили выбор темы проекта,
Цель: разработать информационно-правовой консультант «В поисках работы»
Вложение | Размер |
---|---|
проект "В поисках работы | 195.32 КБ |
информационно-правовой консультант | 392.2 КБ |
приложения к проекту | 421.12 КБ |
Учебный проект «В поисках работы»,
Автор: Канева Надежда Андреевна учащаяся 10 класса МОСШ п. Верхнеказымский
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа поселка Верхнеказымский»
«В поисках работы»
АВТОР: Канева Надежда Андреевна
10 класс
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа
п. Верхнеказымский»
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Крушельницкая Марина Анатольевна
учитель истории и обществознания
МОСШ п. Верхнеказымский
п. Верхнеказымский 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………….. 2
Основная часть
1.Труд ………………………………………………………………………………...5
1.1. Понятия «труд», «рабочая сила» …………………………………………...5
2.1.Источники трудового права………………………........................................5
2.2. Трудовые отношения ……………………….................................................. 6
3. Рынок труда
1.1.Особенности рынка труда ………………………………………………..12
1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда………..13
1.3. Сущность рынка труда……………………………………………………14
1.4. Анализ конъюнктуры спроса на рынке труда…………………………..16
Заключение …………………………………………………………………………. .18
Список используемой литературы …………………………………………………20
Приложения ……………………………………………………………………………21
«Истинное сокровище людей – умение трудиться»
Эзоп
Введение
В XX в. индустриальная экономика пережила стремительный взлет, вызванный научной и технической революцией, а также новыми формами организации труда. Мировая экономика превращается в единую замкнутую систему. К началу XXI в., как и вся цивилизация, Россия оказалась на историческом распутье. В сложившихся обстоятельствах перед ней стоит задача выработать оптимальный формат существования в новом мире, что предполагает модификацию экономической стратегии на путях социально ориентированного рыночного хозяйства. Наряду с эффективным использованием энергетических ресурсов, устойчивое инновационное развитие невозможно без решения проблем воспроизводства высококвалифицированных кадров, повышения их образовательного и профессионального уровня. Следовательно, государству нужны профессионалы способные думать и действовать в сложноорганизованной, быстроменяющейся среде, что приводит к конкуренции на рынке труда. «Рынок труда – совокупность экономических и юридических взаимоотношений позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги»[1].
Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно разнообразен. В него входит и слесарь и инженер и врач и ученый и министр. Все они предлагают на рынке труда свои трудовые услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у всех различна: кто-то находит место без проблем, а кто-то месяцами мается без работы. Не исключением являются выпускники нашей школы, получившие профессиональное образование. 65 % не могут устроиться по специальности, 45 % длительное время находятся в поисках работы, у 83 % недостаточно сформированы социальные компетенции, необходимые участникам отношений на рынке труда.
Проблема является актуальной и для выпускников нашей школы, так как учащиеся 10-11 классов не знают какие профессии востребованы на рынке труда, каковы требования к соискателям, какие документы необходимо представлять при трудоустройстве. Не имеют представления о трудовых отношениях и трудовом договоре, не имеют навыков составления резюме и навыков поведения во время собеседования. Из чего следует вывод, что у выпускников школы и профессиональных учебных заведений недостаточно сформированы социальные компетенции, необходимые участнику отношений на рынке труда в реализации своих жизненных планов, профессионального самоопределения, карьерного роста.
Актуальность выявленной проблемы определили выбор темы проекта: «В поисках работы»
Цель проекта: разработать информационно-правовой консультант «В поисках работы»
В соответствии с целью, проекта ставились и решались следующие задачи:
Теоретическая значимость проекта состоит в следующем:
Практическая значимость проекта заключается в следующем:
Структура проекта: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложений
План реализации проекта
№ п/п | Дела | Сроки |
1 | Изучение и анализ литературы по теме | ноябрь-декабрь |
2 | Сбор и обработка информации в форме анкетирования и практической работы обучающихся 10-11 классов | декабрь |
3 | Создание информационно-правового консультанта «В поисках работы» | январь |
4 | Оформление и представление результатов работы над проектом | февраль |
Основная часть
1.1.Понятия «труд», «рабочая сила»
Самый сложный из всех рынков ресурсов – рынок труда, имеющий дело с человеческим капиталом. Труд является особым, занимающим исключительное положение ресурсом. «Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг»[2].
Труд делится на две большие категории – производительный и непроизводительный. Производительным считается всякий труд, создающий продукты или предметы являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создает товары, он оказывает услуги. Труд врача, учителя, менеджера – пример непроизводительного труда.
Подобное деление имеет тесную привязку к экономике. Ее основное предназначение – создание богатства общества. Но в богатство входят все товары и не входят услуги. Но вот другая закономерность: в современном мире сфера услуг все больше теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономической активности. И чем боле развитым является общество, тем больше там сектор обслуживания. Но, несмотря на это, оба вида экономической активности – создание товаров и оказания услуг – по-прежнему остаются одинаково важны, и значимы для общества. Синонимом слова «труд» является «работа».
Работой называется любой вид деятельности, который осуществляется за определенное вознаграждение.
Карьера и работа являются прямым результатом усилий в учебе. Но не только. Многое зависит от того, каким престижем будет пользоваться избранная специальность, насколько трудно и легко ее добиться, насколько повезет в ее поиске.
2.1. Источники трудового права
Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России.
Трудовое право – это отрасль права, которые регулируют общественные отношения по применению труда на предприятиях.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.
Главный из них – Конституция РФ.
Статья 37 Конституции Российской Федерации определяет основные принципы использования труда:
«- труд в нашей стране свободен; это означает, что каждый гражданин в праве по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбрать себе род занятий и профессию;
- принудительный труд запрещен, и из этого правила нет никаких исключений;
- каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (то есть разная оплата за равный труд) недопустимы; кроме того, труд должен быть оплачен не ниже минимального размера оплаты труда;
- каждый человек имеет право на защиту от безработицы;
- за каждым человеком признается право на трудовые споры: индивидуальные (работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;
- каждый имеет право на отдых»[3]. (Приложение 1)
2.2.Трудовые отношения, стороны трудовых отношений,
основания возникновения трудовых отношений.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Рисунок 1 Стороны трудовых отношений
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Если иное не предусмотрено федеральным законом, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.
Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).
Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.
Основные права и обязанности работника
Работник имеет право на:
Работник обязан:
Основные права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право:
Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;
Работодатель обязан:
Основания возникновения трудовых отношений
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
«В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен»[4].
Рынок труда
«Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда»[5].
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:
Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.
Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.
Спрос и предложение труда
Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.
Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.
Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.
Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается (Приложение 2 )
Особенности рынка труда
Особенность национального рынка заключается в том, что в нем не может быть достигнуто состояние полной занятости населения. Это связано с тем, что для развития национальной экономики необходимо наличие незадействованных или еще не освоенных ресурсов, к числу которых относятся трудовые ресурсы. Наличие свободных трудовых ресурсов, не задействованных в экономике, позволяет ей развиваться. При тотальной занятости развитие либо полностью прекращается, либо происходит медленными темпами.
По отношению к рынку труда выделяются следующие категории населения:
«экономически неактивная часть населения. Это население, которое не выполняет никаких экономических функций либо по причине нахождения в нетрудоспособном возрасте, либо в силу неспособности к ней по физическим причинам — инвалиды. Оно не участвует в функционировании экономики, а поэтому не рассматривается как часть рынка труда;
экономически активная часть населения. Это население, которое принимает активное участие в экономической деятельности, находится в трудоспособном возрасте и обладает физическими возможностями к осуществлению экономической деятельности. Его делят на население занятое и не занятое в национальной экономике. Рынок труда состоит именно из этой второй группы населения, которая и определяет его функционирование»[6].
На особенности функционирования рынка труда оказывают влияние:
Таким образом, рынок труда является основополагающим элементом национальной экономики. От его динамики и состояния зависит функционирование национальной экономики. В процессе своего функционирования он подвержен влиянию множества факторов.
Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда
Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.
Основными факторами, под влиянием которых формируется размер оплаты труда, относятся:
Изменение уровня и размера оплаты труда находится в прямом взаимодействии с изменением спроса и предложения на рынке труда. Другим важным фактором, который оказывает определяющее воздействие на функционирование рынка труда, является спрос — потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой.
Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов:
Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов:
Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства.
Таким образом, рынок труда развивается, как и любой рынок, по законам спроса и предложения, равновесие на нем восстанавливается, а продолжительной безработицы не может быть.
Сущность рынка труда
«Рынок труда (рабочей силы) — важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т.д.»[7]
Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товаров рынка. Регулятором здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.
В реальной экономической жизни на динамику рынка труда действуют ряд факторов, влияющих как на предложение рабочей силы, так и на спрос на нее. Так, предложение рабочей силы определяется в первую очередь факторами демографическими — уровнем рождаемости, темпами роста трудоспособного населения, его половозрастной структурой.
Помимо демографического, важным фактором динамики рынка является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения. Например, быстрое вовлечение женщин в состав рабочей силы, обусловленное активизацией их социальной роли, привело к росту предложения рабочей силы.
Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции. В США она составляет в среднем 20 % прироста населения страны. Помимо легальных в США проживают несколько миллионов нелегальных иммигрантов, в основном выходцев из стран Латинской Америки. Ясно, что процесс иммиграции в страну увеличивает общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливает на нем конкуренцию.
Изменения структуры рабочей силы
«К рабочей силе статистика в развитых странах обычно относит всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом понятию является категория «экономически активное население». В статистике также выделяется гражданская рабочая сила, исключающая военнослужащих»[8].
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда.
В 70-80-х годах происходит также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях экономики. Занятость здесь растет в два раза быстрее, чем в промышленности в целом. В России пока отраслевая структура занятости прямо противоположна той, которая сложилась в развитых странах — в материальном производстве у нас занято 54 % численности рабочей силы, а в сфере услуг лишь 46 %.
Заметна эволюция и профессионально-квалификационного состава рабочей силы. Само понятие "профессионально-квалификационная структура рабочей силы" неоднозначно. Она включает три самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой понятия:
Особенно быстро растет численность специалистов принципиально новых профессий, связанных с развитием научно-технического прогресса, аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, инженеров по электронно-вычислительной технике. В то же время внедрение ЭВМ и иной информационной техники сокращает потребность в ряде категорий высококвалифицированных служащих и низшего управленческого персонала, занятых сбором, систематизацией и первичной обработкой экономической информации.
Говоря о квалифицированной структуре, необходимо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня.
Научно-техническая революция вызывает неоднозначные сдвиги в квалификации рабочей силы. В принципе воздействие новой технологии на содержание труда может быть трояким — в результате внедрения могут быть ликвидированы некоторые производственные функции, созданы новые функции и, наконец, сами функции, сохранившись, переданы машине.
Основное направление происходящей эволюции в содержании квалификации состоит в переходе от преимущественно физической работы, состоящей в ручном управлении станками и агрегатами, к преимущественно не физическому труду, выражающемуся в анализе и контроле производственных процессов. Разумеется, это лишь тенденция, в таком положении находятся еще меньшинство рабочих, поскольку новая технология не является господствующей.
Анализ конъюнктуры спроса на рынке труда
Строители. Вокруг нас постоянно что-то строят: дома, торговые и промышленные центры, мосты и дороги. И все чаще эти сооружения напоминают кадры из фантастических фильмов. А значит, квалифицированные инженеры, архитекторы, дизайнеры и рабочие на строительном производстве нужны будут всегда. По прогнозам ведущих кадровых центров, в ближайшие несколько лет на вершине рейтинга профессий будет инженер-строитель.К 2030 году прогнозируют спрос на работников машиностроительной области, например, разработчиков и производителей альтернативных транспортных средств нового поколения.
IT-специалисты. В эпоху современных технологий популярность профессии IT-шника не вызывает сомнений. Web-дизайнеры, системные администраторы, специалисты по социальным сетям, способные к самообучению, хорошо разбирающиеся в современных языках программирования, будут востребованы во многих областях.
Менеджеры. Менеджер – это руководитель, который отвечает за работу конкретного отдела (отдел продаж, рекламы, кадров, связей с общественностью) или компании в целом (топ-менеджер). С каждым годом они завоевывают всё новые и новые сферы. Уже существуют менеджеры по экологии офисов, музыкальные менеджеры.Но особенно в цене менеджеры по продажам. Менеджеры – это люди грамотные и активные. Специалисты, умеющие строить отношения с клиентами и разбирающиеся в предлагаемых товарах (услугах) всегда найдут себе применение и высокооплачиваемую работ. Следует отметить, что у менеджеров всегда есть шанс продвижения по карьерной лестнице.
Переводчики и лингвисты. Не останутся без работы и специалисты по языкам. Развиваются международные отношения. Крепнут связи со странами Азии. Поэтому вместе с европейскими языками от квалифицированных лингвистов будут требовать и знание восточных языков. Владение одним языком уже не будет считаться профессией.
Нанотехнологи. Прогресс в науке – неотъемлемая часть современного мира. Уже сегодня нанотехнологии используют во многих отраслях: медицине, промышленности, строительстве. Следовательно, такая профессия, как нанотехнолог, будет одной из самых престижных и востребованных в обозримом будущем. (Приложение 3)
В процессе работы над проектом мы изучили и проанализировали рынок труда в поселке Верхнеказымский. (Приложение 4)
Заключение
Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ литературы, дает основания сделать вывод, Самый сложный из всех рынков ресурсов – рынок труда, имеющий дело с человеческим капиталом. Труд является особым, занимающим исключительное положение ресурсом. Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд делится на две большие категории – производительный и непроизводительный. Синонимом слова «труд» является «работа».
Работой называется любой вид деятельности, который осуществляется за определенное вознаграждение. Карьера и работа являются прямым результатом усилий в учебе. Но не только. Многое зависит от того, каким престижем будет пользоваться избранная специальность, насколько трудно и легко ее добиться, насколько повезет в ее поиске.
2. Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
3. В ходе работы установлено, что основными источниками права, регулирующими трудовые отношения являются: Конституция РФ, определяющая, основные принципы, труд: свободный, безопасный, добровольный, оплачиваемый. Трудовой Кодекс РФ, в котором определены основания возникновения трудовых отношений, понятия «работник», «работодатель», понятие «трудовой договор», права и обязанности сторон.
4. В ходе исследования установлено, что рынок труда — это экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. Выделяют две главные функции рынка труда: социальную и экономическую. Определены особенности современного рынка труда: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда.
В 70-80-х годах происходит также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях экономики.Заметна эволюция и профессионально-квалификационного состава рабочей силы. Быстро растет численность специалистов принципиально новых профессий, связанных с развитием научно-технического прогресса, аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, инженеров по электронно-вычислительной технике.
5. Исследование национального рынка труда позволили определить, что самыми востребованными профессиями являются: строители, IТ-специалисты, менеджеры, переводчики и лингвисты, профессии связанные с нанотехнологиями. Социологические исследования показали, что самыми высокооплачиваемыми профессиями являются: программист, специалист по IT- технологиям, юрист, Web-программист, стилист – визажист, врач-стоматолог, инженер – проектировщик, личный водитель, аудитор, менеджер по закупкам
6. Таким образом, предложением на рынке труда является рабочая сила, спросом –спрос на рабочую силу, который значительно меньше, чем предложение. Что создает конкуренцию между рабочей силой на рынке труда. Частичное решение проблемы связано с овладением социальными компетенциями, необходимыми участнику отношений на рынке труда в реализации своих жизненных планов, профессионального самоопределения, карьерного роста. Помощником в данном вопросе может стать наш «Информационно-правововй консультант «В поисках работы».
[1] Трудовой Кодекс РФ
[2] Трудовой Кодекс РФ
[3] Конституция РФ
[4] Трудовой кодекс РФ
[5] Липсиц И.В. Экономика без тайн. М., 1993 г.
[6] Липсиц И.В. Экономика без тайн. М., 1993 г.
[7] Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах. М., 1998 г.
[8] Липсиц И.В. Экономика без тайн. М., 1993 г.
Учебный проект «В поисках работы»,
Автор: Канева Надежда Андреевна учащаяся 10 класса МОСШ п. Верхнеказымский
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа поселка Верхнеказымский
«Информационно-правовой
консультант
«В поисках работы».
Форма резюме.
Сразу следует оговориться, что единой стандартной формы, бланка или шаблона резюме не существует. Резюме составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные:
Ф. И. О., год рождения (возраст), контактные телефоны (домашний и/или рабочий).
Цель (зачем Вы обращаетесь в данную фирму, какую работу ищете).
Образование (в каком хронологическом порядке, то есть начиная с последнего места учебы) по схеме:
Опыт работы (в обратном хронологическом порядке, то есть начиная с последнего места работы) по схеме:
Дополнительное образование – курсы, семинары, тренинги (по приведенной выше схеме).
Дополнительные навыки (владение ПК, степень владения иностранным языками, наличие а/м, водительских прав, машинопись и другое).
Ваши преимущества (укажите несколько своих личностных черт, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов в работе).
«15 правил оформления резюме»
«Составление резюме для публикации в газете»
Начни свое резюме с указания должности, на которую претендуете.
Следующее, что следует указать в резюме, - это образование. Если оно профильное, но непременно об этом упомянуть. Если же ваше образование никак не связано с профессией, лучше просто ограничиться сокращением в/о или определение среднее специальное.
Опыт работы. Если он у Вас есть, непременно стоит указать стаж работы в этой должности. Но если он небольшой (менее года), лучше ограничиться фразой «есть опыт работы».
Один из самых важных моментов – что вы умеете делать, Ваши навыки в этой работе. Постарайтесь вспомнить все, что Вам доводилось когда-либо делать, может быть даже давно или не очень много, но о чем Вы имеете представление и что может заинтересовать работодателя. Если претендуете на должность бухгалтера, напишите слова «балансы», «налоги», «оптовая и розничная торговля», «услуги», «склад», «валютные операции» и др. Если это важно для работы, укажите компьютерные программы, которыми вы владеете, пусть не в совершенстве, и непременно укажите знание языка. Владение языком, пусть даже на базовом уровне, может дать Вам приемущства.
ПАМЯТКА
«КАК «ПРОДАВАТЬ» СЕБЯ РАБОТАДАТЕЛЮ
(О СОБЕСЕДОВАНИИ)»
1. Помните, что приглашение на собеседование, то есть на встречу с работодателем, можно воспринимать как приглашение на переговоры по заключению сделки.
2. Помните о своем внешнем виде. Не рекомендуется «забегать» в поисках работы женщинам с нагруженными сумками, пакетами, коробками. Не совмещайте поход в магазин с собеседованием! То же касается и мужчин, которые пытаются совместить визит в кадровое агентство с посещением автосервиса или мойкой автомобиля. Абсолютно недопустимо являться на собеседование в спортивном костюме, майке, шортах, с авоськами.
3. не приходите на прием в сопровождении родственников. Например, активная жена приводит на работу недотепу мужа. Она сразу перехватывает инициативу разговора, не давая мужу открыть рот. Подобную антирекламу делают своим женам и заботливые мужья. То же самое можно сказать и о выпускниках вузов, которые приходят со своими родителями. Необходимо самостоятельно проводить собеседование.
4. Перед поездкой в агентство постарайтесь собрать предварительную информацию о фирме.
5. К собеседованию следует подготовиться заранее: желательно продумать возможные вопросы и свои ответы на них, составить резюме.
6. Вы должны назубок знать, чем Вы лучше других соискателей. Не забудьте подготовить небольшой доклад о том, что получит работодатель после того, как вы будете принята на работу.
7. Обговорите материальные условия приема на работу.
8. Главное, что бы все, о чем Вы говорите, звучало корректно и точно.
9. Будьте готовы обговорить причины своего увольнения с прежней работы. Не стесняйтесь говорить о том, что Вас не устраивало, но не увлекайтесь излишней критикой прежнего руководства.
10. Собираясь на собеседование, задумайтесь, что будет с Вами, если Вы, например:
- опоздаете на встречу с работодателем на 15 минут;
- получив предложение от агентства о новой вакансии, снова опоздаете на встречу с работодателем;
- вообще не придете на встречу с работодателем, о которой Вас заранее предупредили сотрудники кадрового агентства;
- забудете вымыть голову, надеть носки … в общем, привести себя в порядок;
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.[1]
Трудовой договор (образец)
№ от 27.01.2011г.
п.Верхнеказымский 27 января 2011г.
1.Место работы
Работник принимается на работу в МОСШ п.Верхнеказымский, расположенное по адресу: 628 172 ХМАО- Югра, Тюменская область, Белоярский район. п.Верхнеказымский, 3 мкр. д.16.
2. Трудовая функция согласно штатному расписанию
2.1. Работник принимается для выполнения работы по должности
__________________________________________________________
2.2. Конкретные виды поручаемой работнику работы:
- Анализирует библиотечный фонд, читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.
-Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.
Осуществляет:
- текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
- выдачу и сбор учебников;
- выставки литературы;
- совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по
пропаганде книги;
- просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
- контроль за сохранностью библиотечного фонда;
- изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
- совместную деятельность школьной и поселковой библиотек.
Принимает участие в координации работы классных руководителей по обеспечению
учащихся необходимой учебной литературой.
Контролирует:
- соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;
- соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой.
Формирует заявку на комплектование библиотечного фонда.
Составляет каталоги и картотеки.
Консультирует:
- учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;
- родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся.
Обеспечивает:
- разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;
- своевременное комплектование библиотечного фонда. Принимает поступающую в образовательное учреждение корреспонденцию, передает ее в соответствии с указаниями руководителя образовательного учреждения в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов.
- Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3. Вид договора
Настоящий трудовой договор является договором по основной работе.
4. Дата начала работы. Срок действия договора
Работник приступает к исполнению трудовых обязанностей 27 января 2011г.
Настоящий трудовой договор заключен на неопределенный срок.
5. Условия оплаты труда
5.1. На работника распространяется система оплаты труда, установленная для работников действующем у данного Работодателя положения об оплате труда и стимулировании персонала.
5.2. Базовая единица устанавливается в размере 3710 руб. 00 коп. в месяц согласно тарификации.
5.3. Доплаты (надбавки) устанавливаются в размере:
- базовый коэффициент - 30% ;
- районный коэффициент – 70% ;
- северную надбавку –50 % .
5.4.Стимулирующие выплаты, премии и иные надбавки устанавливаются в соответствии с Положением о фонде надбавок и доплат работникам МОСШ п.Верхнеказымский.
5.5. При совмещении профессий (должностей), увеличения объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора, с учетом содержания или объема дополнительной работы.
5.6. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в двойном размере.
5.7. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы не менее чем в двойном размере. По желанию Работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
5.8. Время простоя по вине Работодателя, если Работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Время простоя по вине Работника не оплачивается.
5.9. С суммы заработной платы и иных доходов Работодатель уплачивает налоги в размерах и порядке, предусмотренных федеральными законами РФ.
5.10. Работодатель выплачивает Работнику заработную плату два раза в месяц: «7» и «22» числа.
5.11. Выплата заработной платы, осуществляется по заявлению Работника, путем перечисления на указанный в заявление счет в банке.
5.12. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ.
6.Режим рабочего времени и времени отдыха
6.1. Работник исполняет трудовые обязанности в течение времени, установленного в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя, а также в иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
6.2. Продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю с учетом нормируемой части рабочего времени.
6.3. Работнику устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.
6.4. Время начала и окончания рабочего дня, а также время и продолжительность перерывов в работе определяется Правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя.
6.5. Работнику предоставляются все полагающиеся ему в соответствии ТК РФ виды отпусков, в том числе ежегодный основной оплачиваемый отпуск длительностью 28 календарных дней.
6.6. Предоставляется оплачиваемый отпуск за работу в районах приравненных к Крайнему Северу 16 календарных дней.
7. Условия об обязательном социальном страховании
Работнику гарантируется страхование в системе обязательного социального страхования, страховым обеспечением по отдельным видам которого являются:
8. Права и обязанности работника
8.1. Работник имеет право на:
8.2. Работник обязан:
9. Права и обязанности Работодателя
9.1 Работодатель имеет право:
9.2. Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять Работнику работу, обусловленную трудовым договором;
- содействовать аттестации Работника на заявленную квалификационную категорию;
обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для использования им трудовых обязанностей;
- выплачивать в полном размере причитающую работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящим трудовым договором;
- знакомить Работника под роспись с локальными нормативными актами, связанными с его трудовой деятельностью;
- осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- по письменному заявлению Работника выдать ему не позднее трех рабочих дней копии документов связанных с работой;
10. Ответственность сторон трудового договора
Стороны трудового договора несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим трудовым договором, законодательством РФ. Работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) увольнение по соответствующим основаниям.
11. Порядок разрешения трудовых споров
Споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением условий настоящего договора, разрешаются в порядке, установленном трудовым законодательством РФ.
12. Заключительные положения
Настоящий договор составлен в двух экземплярах.
Условия настоящего договора могут быть измены по взаимному соглашению сторон.
Работодатель: Адрес: Телефон ОКПО ОГРН ИНН Директор___________ | Работник: Дата рождения: . Домашний адрес: Паспорт: Дата выдачи: Страховое свидетельство ИНН
__________ |
Экземпляр трудового договора мною получен:
_________________ ______________
(дата) (п
Приложение
к трудовому договору
от 27.01.2011г.№ 1__
ПЕРЕЧЕНЬ
локальных нормативных актов, с которыми
работник ознакомлен до подписания трудового договора
№ п/п | Название документа | Отметка об ознакомлении | |
Дата | подпись | ||
1. | Коллективный договор | ||
2. | Устав школы | ||
3. | Правила внутреннего трудового распорядка | ||
4. | Должностная инструкция | ||
5. | Положение о фонде надбавок и доплат | ||
6. | Положение об оплате труда работников МОСШ п.Верхнеказымский |
[1] Трудовой кодекс Российской Федерации ст. 65
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Твёрдое - мягкое
Вокруг света за 80 дней
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Сверчок