В последнее время водные объекты нашей области испытывают большое антропогенное воздействие, которое отражается на количестве и качестве их вод. Ежегодно потребность в питьевой воде в мире возрастает на 4 процента. В результате усиленной эксплуатации подземных вод их уровень смещается на все большую глубину, ухудшается биологическая ценность водных ресурсов. На поверхности воды можно увидеть пену, которая затрудняет вентиляцию водоема. В руках человека очень многое: он может как навредить, так и помочь планете.
Идею данного проекта нам предложила учитель биологии и географии, мы заинтересовались и решили принять посильное участие в исследовании.
Объектом исследования мы выбрали реку Валуй, протекающую на территории нашего селаНасоновоВалуйского района.
Цель проекта: получить информацию, связанную с экологическим состоянием реки Валуй, расположенной на территории села и последующее представление этой информации для заинтересованных сторон (государственных органов, общественности), для принятия мер по улучшению экологической ситуации.
Задачи проекта:
1. Знакомство с местностью, где протекает река.
2. Визуальная оценка прибрежной зоны
3. Оценка внешнего вида воды: мутность, цвет, запах.
4. Визуальная оценка экологического состояния водного объекта.
5. Сосчитать и собрать мусор в пределах береговой полосы.
Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический методы
Выполняя данную работу, мы поняли главное: мы являемся частичкой природы как загрязняющей ее, так и способной спасти от нас самих. Если мы хотим жить в гармонии с окружающей средой, то делать это можно, лишь поняв ее законы, подчинив себя им, уразумев свое могущество.
Чтобы улучшить экологическое состояние реки Валуй нужно:
1. Развернуть самую широкую пропагандистскую и просветительскую компанию в СМИ по воспитанию бытовой экологической культуры населения.
2. Ввести огромные штрафы за нанесение экологического загрязнения, в том числе и за выброс бытового мусора.
3. Запретить мойку автотранспорта в реке Валуй и других притоках реки Оскол.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 912.19 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Насоновская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области.
Российский национальный юниорский водный конкурс
Проект
«СОХРАНИМ НАШУ РЕКУ ГОЛУБОЙ И ЧИСТОЙ»
Автор проекта: Сорокина Ирина
Дудкина Инна
Руководитель: Дусь Елена Антоновна,
учитель биологии и географии
с. Насоново – 2014
Анотация
В последнее время водные объекты нашей области испытывают большое антропогенное воздействие, которое отражается на количестве и качестве их вод. Ежегодно потребность в питьевой воде в мире возрастает на 4 процента. В результате усиленной эксплуатации подземных вод их уровень смещается на все большую глубину, ухудшается биологическая ценность водных ресурсов. На поверхности воды можно увидеть пену, которая затрудняет вентиляцию водоема. В руках человека очень многое: он может как навредить, так и помочь планете.
Идею данного проекта нам предложила учитель биологии и географии, мы заинтересовались и решили принять посильное участие в исследовании.
Объектом исследования мы выбрали реку Валуй, протекающую на территории нашего селаНасоновоВалуйского района.
Цель проекта: получить информацию, связанную с экологическим состоянием реки Валуй, расположенной на территории села и последующее представление этой информации для заинтересованных сторон (государственных органов, общественности), для принятия мер по улучшению экологической ситуации.
Задачи проекта:
Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический методы
Выполняя данную работу, мы поняли главное: мы являемся частичкой природы как загрязняющей ее, так и способной спасти от нас самих. Если мы хотим жить в гармонии с окружающей средой, то делать это можно, лишь поняв ее законы, подчинив себя им, уразумев свое могущество.
Чтобы улучшить экологическое состояние реки Валуй нужно:
1. Развернуть самую широкую пропагандистскую и просветительскую компанию в СМИ по воспитанию бытовой экологической культуры населения.
2. Ввести огромные штрафы за нанесение экологического загрязнения, в том числе и за выброс бытового мусора.
3. Запретить мойку автотранспорта в реке Валуй и других притоках реки Оскол.
Описание проекта.
Американский философ Г. Торо сказал: «Встает только та заря, к которой мы пробудились сами». Пришло время пробуждаться, от наших конкретных дел зависит судьба нашей планеты, а значит всего человечества.
На территории села Насоново протекает река Валуй – левый приток реки Оскол. Оскол – главный левобережный приток Северского Донца, впадающий в него на территории Харьковской области. Его общая длина 472 км, а в пределах области – 220 км. Общая площадь бассейна 14,8 тыс.км2 на территории Белгородской области находится 8,49 тыс. км2. Таким образом, около 0,5 длины реки и 0,6 ее бассейна приходится на Белгородскую область. Истоки Оскола находятся на Тимской гряде, расположенной в Курской области. Почти на всем протяжении в пределах области река Оскол имеет направление, близкое к меридиональному.
Наша группа провела работу по изучению экологического состояния реки села Насоново. Работая над данным проектом, мы нашли в сети Интернет фотографию какой была река Оскол несколько десятков лет назад. (Фото 1.)
Фото 1
2
А так сейчас выглядит красавец Оскол (Фото 2). Можно ли поверить, что по этому ручейку раньше ходили баржи с грузом.
Фото 2
Это трагедия не только реки, но и двух тысяч жителей нашего села, а также обычных людей, которые проживают вдоль всей реки. Мы, молодое поколение и нам небезразлична судьба и экологическое состояние нашего населенного пункта.
Свое исследование мы начали с визуальной оценки прибрежной зоны. Это важно для того чтобы определить, в каком состоянии находятся берега реки. Берега высокие и крутые, с тонким слоем почв, подверженные эрозии. В укреплении берегов большую роль играет прибрежная растительность, корни которой укрепляют почвы берегов и физически защищают их во время паводков. По берегам растут деревья и кустарники, а также имеется воздушно-водная растительность (осока, рогоз).
После этого мы оценили внешний вид воды, включающий мутность, цвет, запах. (Фото 3). Мутность создается главным образом взвешенными частицами почвы и растворенным органическим веществом. Вода в нашей реке мутная большую часть времени, особенно после обильных дождей, поскольку в реку с поверхностным стоком поступает большое количество взвешенных веществ с прилегающей территории. Прозрачность снижается от 15 до 50 см. В местах с замедленным течением наблюдается зеленая окраска воды. Камни и погруженные предметы покрыты пленками. Запах придан воде живущими и отмершими организмами, растительными остатками, почвами, специфическими веществами, выделяемыми водорослями и микроорганизмами – плесневый, болотный запах. Для определения интенсивности запаха использовали 5-балльную шкалу. Посовещавшись, мы дали запаху оценку – 4, т.е.запах отчетливый, он обращает на себя внимание.
Часть растений и животных приспособлена к обитанию на определенном дне. Поэтому имеющийся тип дна определяет, какие живые организмы здесь могут быть встречены. Обследовали участок дна и заполнили таблицу.
Таблица 1
1.Дно покрыто живыми растениями | 1 |
2.Слой полуразложившихся частей растений (обычно листьев) | 2 |
3.Илистая грязь (разложившиеся части растений, на ощупь маслянистая масса, имеет специфический запах) | 3 |
4. Глина | - |
5.Песок (сыпучий, как на пляже) | 4 |
6 Мелкая галька, крупный песок (2-20 мм) | - |
7. Камни (2-20 см) | - |
8. Валуны, скальные породы | - |
4
Цифрой 1 отметили наиболее характерное, цифрой 2 – следующее по степени обычности и т.д. Если что-то из перечисленного отсутствует, ставили прочерк (Фото 4)
Фото 4.
Следующая задача заключалась в том, чтобы сосчитать и, по возможности, собрать весь мусор в пределах береговой полосы шириной 10 м, считая от кромки воды, а также того, что находится в воде. Взяли с собой мешки для мусора (Фото 5).
Все, что в них собрали, пересчитали и занесли в таблицу. В результате мы собрали 5 пакетов мусора.
Таблица 2
Наименование мусора | Количество (штук) |
Обувь | 2 |
Бумажные упаковки, картонные из-под молока, сока | 7 |
Пластмассовые бутылки | 9 |
Части машин, велосипедов | 2 |
Автомобильные шины | 2 |
Стеклянные банки, бутылки | 3 |
Тряпки, изделия из тканей | 3 |
Деревянные материалы, куски мебели | 3 |
Металлические банки | 8 |
Куски пластмассы, резины | 3 |
Как же весь этот мусор ведет себя в природе, и как сказывается на жизни сообщества? Мы нигде не встретили остатков пищи, несмотря на то, что людей здесь бывает немало. Пища становятся легкой добычей муравьев, червей и даже мелких грызунов типа землероек и мышей. В общем-то, вреда от неё нет, уже скоро от еды не остается и следа.
Бумажные упаковки, картонные из-под молока, сока — материал, который не встречается в природных условиях. Но молекулы, из которых она сделана, встречаютсяи в живой природе. Поэтому бумага живет недолго и скоро (через 3 - 4 месяца) на земле от нее останется лишь еле заметный слой праха.
Металлические банки сделаны из жести — тонкой листовой стали. Но сталь — это железо, которое легко разрушается на воздухе (появляется ржавчина) и при соприкосновении с пищей (могут образоваться вредные вещества). Поэтому железо сверху покрывают тонким слоем лака или другого металла, не так легко поддающегося разрушению. Пока мы используем банку, это хорошо, но когда она остается лежать на земле — не очень, ведь железо разрушилось бы примерно за год. Теперь же такая банка пролежит несколько лет. Частицы металлов разойдутся в слое почвы, потом будут поглощены растениями и будут расползаться от места, где была оставлена банка. Полезно ли это? Скажем так, это в пределах нормы (если, конечно, банок не гора).
Пластмассовые бутылки, куски пластмассы, полиэтиленовые пакеты — это материалы, которые сделаны из таких молекул, которых нет в природе (Фото 6). Они могут оказать вредное влияние и на растения и на животных и на человека. Еще хуже, если пластик начинают жечь. От горения образуются очень вредные вещества — диоксины. Диоксины легко проникают в организмы растений и животных и приводят к заболеваниям. Никогда не стойте возле костра, в который могли положить пластик!
Ну а сам костер? Пока он горит, сколько вреда приносит! Горит трава, умирают насекомые, горит и верхний слой почвы вместе с полезными земляными червями. За год в лесах наших широт нарастает слой почвы всего в 2-3 миллиметра. А сгорает он за несколько минут. Долго затягивает природа свои раны, много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. Подумайте, стоит ли так глубоко ранить землю ради минутного удовольствия небольшой группы людей?
Во многих странах за разведение костров и разбрасывание мусора полагается огромный штраф. Наверное, не стоит дожидаться, пока все леса в окрестностях городов России будут завалены мусором и умрут из-за выжженной подстилки (а до этого уже не так далеко). Отдых на природе может принести огромное удовольствие и без пресловутых шашлыков. Ну а банки, бутылки и пакеты несложно забрать с собой и довезти до ближайшей свалки, откуда их увезут на мусороперерабатывающие заводы.
Фото 6.
7
Выполняя следующую задачу, мы визуально оценили экологическое состояние реки Валуй. Данные записали в таблицу 3.
Таблица 3
Визуальная оценка экологического состояния водного объекта.
5 баллов | 3 балла | 0 баллов |
1.Воду хочется пить | Пить, но только после очистки и кипячения | Не хочется ни в каком виде |
2.Хочется искупаться | Только если очень жарко | Ни за что |
3.Мусор отсутствует | Иногда встречается | Много – почти свалка |
4.Стоки отсутствуют | Есть труба, но не действует | Действующий сток |
5.Предприятия, дома в 500 м от уреза воды | Предприятия, дома в 100 м от уреза воды | Предприятия, дома в 10-50 м от уреза воды |
6.Гидротехнические сооружения отсутствуют | Гидротехнические сооружения есть, но не действуют | Гидротехнические сооружения действующие |
7.Русло естественное | Русло измененное | Русло заключено в трубу |
8.Берега сильно заросшие | Мало растительности | Растительности нет |
9.Течение водотока сильное | Течение водотока слабое | Течение водотока сильно замедленное или отсутствует |
10.Рыбы много | Рыбаки вылавливают единичные экземпляры | Рыба отсутствует |
11.Раки есть | Иногда встречаются | Отсутствуют |
12 Беспозвоночных много | Встречаются отдельные особи | Визуально не наблюдаются |
13.Имеется научная информация о качестве воды | В СМИ-редкие сведения | Нет никаких сведений |
14.По имеющимся данным – вода чистая | По имеющимся данным – вода умеренно-загрязненная | По имеющимся данным-вода грязная |
Итог: 56-70 баллов – 1 категория (у водного объекта отсутствуют экологические проблемы)
42-56 баллов – 2 категория (состояние водного объекта удовлетворительное)
41-0 баллов – 3 категория (у водного объекта серьезные экологические проблемы)
В результате визуальной оценки, река набрала 42 балла - состояние водного объекта удовлетворительное.
8
Выводы
Выполняя данную работу, мы поняли главное: мы являемся частичкой природы как загрязняющей ее, так и способной спасти от нас самих. Если мы хотим жить в гармонии с окружающей средой, то делать это можно, лишь поняв ее законы, подчинив себя им, уразумев свое могущество.
Воды на Земле и много, и в тоже время мало. Её много в морях и океанах, но соленая морская вода непригодна для питья. Пресной же воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Только общими усилиями мы сможем решить эту проблему, если каждый человек будет беречь воду, экономить и не загрязнять ее.
Как писал Н.Ф. Реймерс в «Экологическом манифесте»: «Миллион транзисторов не заменит куска хлеба голодному, миллиард телевизоров не спасет от жажды, триллион автомашин не даст глотка воздуха задыхающемуся. Умереть под горой технических побрякушек – удел лишь жадных глупцов. Мы не технофобы. Нелепо призывать к отказу от успехов физики и химии, любых других наук. Нам по пути с техническими новшествами. Но только с теми, что возникают не за счет горя и беспросветности будущего человечества. Мы за науку и технику здоровья и жизни, мы против техники и науки разрушения».
Способность водоема к самоочищению не безгранична. Во время проведения исследовательской работы мы очистили места скопления бытового мусора в прибрежной зоне реки Валуй. А так же в местах массового пребывания людей установлены щиты, призывающие к сохранению природной среды. Помимо этого, в сельском доме культуры для учащихся 5-9 классов было проведено мероприятие «Река Валуй в опасности». Мы также планируем произвести подворный обход личных хозяйств граждан, проживающих в близи прибрежной зоны, с целью предупреждения попадания бытовых и хозяйственных отходов в реку и ознакомления с наказаниями за
нарушение экологического законодательства. Кроме того, необходимо рассказывать автолюбителям о вреде мытья машин около реки.
Мы считаем, что еще не все потеряно и нашу реку можно спасти от экологической катастрофы. В ней имеются раки, рыба: ерши, сазан, щука, плотва, красноперка, вьюн. В нашем селе нет крупных предприятий, которые выбрасывают отходы в реку. Но Валуй – это только приток более крупной реки Оскол, которая проходит через города и промышленные центры.Сейчас мы учимся в 8классе, поэтому еще в течении 3 лет продолжим следить за судьбой нашей родной речушки.
9
Чтобы улучшить экологическое состояние реки Валуй нужно:
1. Развернуть самую широкую пропагандистскую и просветительскую компанию в СМИ по воспитанию бытовой экологической культуры населения.
2. Ввести огромные штрафы за нанесение экологического загрязнения, в том числе и за выброс бытового мусора.
3. Запретить мойку автотранспорта в реке Валуй и других притоках реки Оскол.
10
Литература
Интернет ресурсы
11
Анкета автора проекта
1.Полное название проекта:Сохраним нашу реку голубой и чистой.
2.Источник информации о конкурсеСообщила учитель биологии и географии
3.Данные об авторе проекта
3.1. ФИО, дата рождения, класс
Сорокина Ирина Александровна, 02.04.2000год 8класс
3.2. Краткая биография
Родилась в селе Безгодовка, Валуйского района, учусь в МОУ «Насоновская СОШ», увлекаюсь историей, танцами, спортом.
3.3. Основные достижения
Участвую в школьных и районных предметных олимпиадах
3.4.Планы на будущее
Планирую поступать на учителя истории
3.5. Контакты: Белгородская обл. Валуйский район с. Безгодовка, ул. Луговая дом 23.телефон – 8-951-145-24-54
3.6. Наличие заграничного паспорта - нет
3.7. Знание английского языка – не знаю
4.Полное название и адрес учебного заведения, в котором выполнялся проект.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Насоновская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
309960 Белгородская обл. Валуйский р-он, с. Насоново, ул. Школьная, 32
5.ФИО научного руководителя проекта: Дусь Елена Антоновна, учитель биологии и географии МОУ «Насоновская СОШ» Валуйского района Белгородской области, телефон – 8-910-20-74-17.
6.Рекомендации по сохранению воды в семье, в школе, на предприятии.
1. Рационально использовать воду в быту.
2. Очищать воду перед применением от примесей
3. Развернуть широкую пропагандистскую и просветительскую компанию в СМИ по воспитанию бытовой экологической культуры населения.
4. Ввести штрафы за выброс бытового мусора в реку.
5. Запретить мойку автотранспорта в реке.
6. Строить эффективные очистные сооружения.
Анкета автора проекта
1.Полное название проекта:Сохраним нашу реку голубой и чистой.
2.Источник информации о конкурсе: Сообщила учитель биологии и географии
3.Данные об авторе проекта
3.1. ФИО, дата рождения, класс –Дудкина Инна 15.11.2000 год, 8 класс
3.2. Краткая биография
Родилась в селе НасоновоВалуйского района учусь в МОУ «Насоновская СОШ», увлекаюсьисторией, биологией, читаю, слушаю музыку.
3.3. Основные достижения
Участвую в разнообразных мероприятиях, в школьных и районных предметных олимпиадах
3.4.Планы на будущее
Планирую поступать насотрудника ОВД
3.5. Контакты: Белгородская обл. Валуйский район с. Насоново ул. Школьная дом 12, телефон – 8-951-138-64-50
3.6. Наличие заграничного паспорта - нет
3.7. Знание английского языка – не знаю
4.Полное название и адрес учебного заведения, в котором выполнялся проект.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Насоновская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
309960 Белгородская обл. Валуйский р-он, с. Насоново, ул. Школьная, 32
5.ФИО научного руководителя проекта: Дусь Елена Антоновна, учитель биологии и географии МОУ «Насоновская СОШ» Валуйского района Белгородской области, телефон – 8-910-20-74-17.
6.Рекомендации по сохранению воды в семье, в школе, на предприятии.
1. Рационально использовать воду в быту.
2. Очищать воду перед применением от примесей
3. Развернуть широкую пропагандистскую и просветительскую компанию в СМИ по воспитанию бытовой экологической культуры населения.
4. Ввести штрафы за выброс бытового мусора в реку.
5. Запретить мойку автотранспорта в реке.
6. Строить эффективные очистные сооружения.
Глупый мальчишка
Мороз Иванович
Воздух - музыкант
Эта весёлая планета
Сказка "Морозко"