Вложение | Размер |
---|---|
sotsiolingvisticheskiy_aspekt_nadpisey_na_odezhde.doc | 142.5 КБ |
prezentatsiya.rar | 2.79 МБ |
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 3 »
г. Братска
Социолингвистический аспект надписей на одежде
Автор:
Родионова Полина,
ученица 6 Г класс МБОУ «Лицей № 3»
Руководитель:
Горонинова Оксана Александровна,
учитель английского языка МБОУ «Лицей № 3»
г. Братск, 2015
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….. | 3 |
Основная часть | |
Историческая и смысловая характеристика надписей на одежде. Развитие надписей на одежде…………………………………………………………..................................... | 6 |
Смысловая классификация надписей на одежде……………………………………... | 8 |
Язык надписей на одежде……………………………………………………………….. | 10 |
Отражение современного общества в надписях на одежде…………………………... | 12 |
Заключение……………………………………………………………………………….. | 14 |
Список использованной литературы……………………………………………………. | 16 |
Приложение……………………………………………………………………………….. | 17 |
Введение
Оценивая, человека мы отмечаем насколько, одежда соответствует, возрасту, социальному статусу, моде. У одних желание походить в одежде на тех, кто значим, у других стремление выделиться. Ученые психологи установили, что за 40 секунд оцениваем человека мы и он оценивает нас, а потом от сложившегося мнения мы отступаем неохотно. Тем сильнее впечатление от одежды, снабженной разного рода модными сейчас надписями.
Английский язык проникает в повседневную жизнь из-за своей универсальности и моды на этот язык. Изучая английский язык, я все чаще стала обращать внимание на обилие иностранных слов вокруг нас и задумываться о значениях и причинах их употребления. Мы их встречаем везде: дома, на улице, в школе, в газетах и журналах. Большинство производителей одежды, обуви, мебели, автомобилей, электронного оборудования используют английский язык в инструкциях и в надписях. Все это повлияло на выбор темы моего исследования «Социолингвистический аспект надписей на одежде».
Выбор данной темы обоснован ее актуальностью, поскольку незаменимым атрибутом молодежного гардероба является одежда с украшениями в виде надписей. Они могут сказать нам многое о человеке, в частности о возрасте, об уровне владения английским языком. Если разобрать гардероб среднестатистического старшеклассника, то можно выявить как минимум восемь вещей, которые висят в шкафу у каждого молодого человека — причем как юноши, так и девушки – джинсы, кепка, трикотажная куртка, юбки, рубашка, кроссовки, и конечно же футболки. Все чаще можно встретить на этих предметах гардероба различные надписи. Данный стиль давно завладевший Европой и Америкой, завоевывает все большую популярность и среди российской молодежи. Именно сегодняшняя молодёжь, словно в зеркале, отражает новые веяния, насущные проблемы и интересы общества.
Большинство учащихся не понимают смысл написанного на английском языке и не придают особого значения надписям на их одежде, которые могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. Учитывают ли владельцы вещей смысловую нагрузку надписей на одежде, особенно, если они написаны на иностранном, чаще всего на английском языке? Мое исследование направлено на поиск ответа на этот вопрос.
Мы далеки от мысли использования зачастую примитивных текстов, «напечатанных» на одежде, в качестве учебных пособий по изучению языка. Тем не менее, встречаясь с англоязычными надписями повсюду, мы не можем не реагировать на их содержание с точки зрения людей, интересующихся английским языком. Встречающиеся образцы часто поражают полной бессмысленностью, граничащей с глупостью, изредка откровенной пошлостью, доходящей до неприличия, иногда курьезными нелепицами, приводящими к неловким ситуациям. По-настоящему достойные и интересные надписи не так уж часты. Слепое следование моды заставляет людей разных возрастов, профессий, социальных групп облачаться в одежду, «украшенную» непонятными им надписями.
Идея изучения социолингвистических проблем на материале англоязычных надписей возникла в результате личного опыта, общения со сверстниками, наблюдений на улицах и в торговых точках города. Я пришла к выводу, что тема интересна и актуальна, требует творческого подхода, позволяет самостоятельно проанализировать текст написанный на одежде. Так как являясь неотъемлемой частью гардероба современного человека, футболка или рубашка с надписью уже давно перестала быть лишь предметом одежды. Она является средством коммуникации, отражает многочисленные социальные изменения, следовательно, изучение надписей на одежде помогает понять и охарактеризовать развитие современного общества. Помимо этого, на начальном этапе исследовательской работы мною был проведён социологический опрос среди подростков, открыт Интернет – форум, выявивший наличие интереса к проблеме смыслового содержания надписей на одежде (результаты анкетирования размещены в Приложении). Выявилось, что в нашем форуме участвовали более 60 человек, что ещё раз доказывает актуальность нашей темы.
Материалом для исследования послужили англоязычные надписи на одежде.
Предметом исследования является соотношение надписей на английском и русском языках. Значимым для анализа является текст англоязычных надписей, а именно их содержание, соответствие грамматическим и орфографическим нормам английского языка. Я сосредоточила главное внимание на надписях, размещенных на футболках. Особого внимания заслуживает надписи в соотношении с осознанностью их выбора.
В работе мною была поставлена цель: выявить смысловое содержание надписей на одежде и обосновать его с точки зрения социолингвистического аспекта.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить историю появления надписей и причины их проникновения в гардероб человека.
- выявить смысловые особенности надписей на одежде;
- исследовать своеобразие языкового строя надписей на одежде;
- проанализировать степень влияния общества на смысловое содержание надписей на одежде от уровня владения английским языком на примере учащихся нашего лицея.
Мною, для достижения цели и выполнения поставленных задач, применялись следующие методы и приёмы: поиск материала, анкетирование, социологический опрос, использование компьютерных технологий, консультации с учителем английского языка, описательный метод с приемами наблюдения языковых явлений, перевод; анализ и сравнение.
Историческая и смысловая характеристика надписей на одежде.
Развитие надписей на одежде
Невозможно представить себе гардероб современного человека без футболок. У каждого человека их несколько – на все случаи жизни. Это культовая часть стиля рокеров, необходимая часть одежды спортсменов и рабочих. Сегодня трудно даже поверить в то, что еще лет 70 назад футболок не носили вовсе. Футболка, как любая вещь, созданная людьми, имеет свою оригинальную историю. Первая футболка появилась в середине сороковых годов, именно в то время, когда шла первая мировая война. Затем она стала частью униформы, спортивной формы. Шестидесятые годы прошлого столетия можно считать моментом зарождения первых надписей на футболках. Объясняется это тем, что спустя 20 лет после окончания второй мировой войны, во многий странах отмечается рост материального благополучия, стремление к комфортной жизни. Поколению 60-х характерны свобода, раскрепощённость, желание всё успеть и всё попробовать, открыть новое или некогда запретное, будь то искусство, музыка или одежда. В этот период надпись на одежде стала своего рода транспарантом, который люди использовали для выражения общественного, политического протеста: «Stop the War», «No More Wars». Кроме того, это была попытка выделиться из серой массы людей, заявив тем самым, о своей индивидуальности. Рисовать и писать на футболках придумали представители молодёжного и очень популярного в те времена движения хиппи. В основном они наносили на свои футболки различные социальные надписи, начиная с обыкновенного знака «пацифик», и заканчивая развернутыми манифестами против войны во Вьетнаме. Когда музыкант Джонни Роттен на своих футболках собственноручно писал «I hate» к надписи Pink Floyd или выводил «Kill All Hippies», он сотворил тот самый «fashion statement». С этих пор надпись, выражающая отношение к окружающему миру, стала одним из самых популярных и удобных средств общения. Из предмета массовой культуры футболка незаметно стала стремиться к выделению своего носителя. Футболка с надписью – это не просто вещь, «одна из» вашего гардероба. Это нечто большее, это вещь, отражающая ваше отношение к окружающим, рассказывающая о ваших интересах.
Являясь средством международного общения и одним из самых распространённых языков на планете, английский был выбран в качестве основного языка надписей на одежде. Помимо этого, в речевой обиход уже давно вошло понятие глобальной деревни, т.е. любое изобретение, новая тенденция в моде не может быть достоянием одной части населения. Всё новое, то, что англичане называют «appeal», моментально принимает мировые масштабы. Это одна из причин чрезвычайной популярности футболки с надписью, помимо этого она является универсальной частью гардероба, а смысловое содержание надписи решает ряд коммуникативных задач.
Таким образом, заурядная часть одежды, благодаря сильному смысловому потенциалу надписи, прошла путь развития от униформы до средства выражения собственного мнения.
Смысловая классификация надписей на одежде
Надпись на одежде – это не просто декоративный элемент, это коммуникативное средство, имеющее разнообразное смысловое содержание. Все надписи на одежде (футболке) мы попытались условно разделить на несколько смысловых групп. Надписи, имеющие в своём составе:
-название бренда, фирмы-производителя. Среди молодежи популярны такая символика спортивной одежды, как «Nike», «Adidas», «Puma», «Reebok» и так далее. Футболки с надписями брендов популярны и от того, что по ним окружающие могут судить о материальном благосостоянии человека;
- названия музыкальных групп или просто направлений в музыке, названия спортивных команд. Часто можно встретить футболки с такими надписями: «Metallica», «Linkin Park», «Green Day», «Punk you», «Madonna for you», « punk not dead», «All you need is rock-n-roll», «Manchester United».Увидев человека с такой надписью на одежде, сразу можно сделать вывод о том, что он фанат той или иной группы, или болельщик, то есть мы получаем часть информации о нем, о его вкусах и предпочтениях. Это один из самых лёгких способов встретить единомышленников, или, наоборот, людей, имеющих противоположные взгляды;
- шуточные слова или фразы. Люди с юмором останавливают свой выбор на: «Princesses don’t do dishes and take out garbage», « Same Shirt different day», «Space for free advertisement»[6]. Такой человек кажется нам позитивным и общительным, мы интуитивно тянемся к людям с юмором. В данном случае надпись на одежде - это способ поднять настроение себе и окружающим;
- негативные, оскорбительные, нецензурные слова и выражения. Это ещё одно из доказательств того, что надпись на одежде - это способ выражения своего мнения и отношения к окружающим, в данном случае – отрицательного, возможность, не произнося вслух слова, выразить своё недовольство, презрение, неудовлетворённость. Например: «Devilish girls», «Don’t copy me!», «Minimum of the contact with surrounding». Очень часто, к сожалению, встречаются нецензурные надписи, но стиль и формат данной работы не позволяет привести подобные примеры. Такие неэтичные надписи не только оттолкнут окружающих от их обладателей, но и могут вызвать конфликт, хотя некоторые люди намеренно носят такие надписи, чтобы эпатировать окружающих;
- призыв, выражение личного отношения к политике, окружающему миру, экологии. Люди, стремящиеся выразить свое мнение об окружающей их действительности, предпочитают футболки с призывами: «Stop pollution», «Save the earth!», «Stop and think», «Peace and love», «Don`t worry! Be happy!»;
- призыв установить контакт с противоположным полом, завязать знакомство: «Call me!», «Take me to paradise», «Follow me», «My boyfriend is out of town»;
- нейтральное значение надписи, не несущее никакой конкретной информации, а, следовательно, не выполняющее в полной мере свою коммуникативную задачу: «Sunday», «Space», «Summer time», «Butterfly»;
-характеристику человека.Например: «Forever Young», «Legendary», «I was born to be blond», «The best kisser in the world», «People like people but I am the Queen», «Born to be Free». Именно поэтому так важно знать, как переводится собственная надпись, чтобы не оказаться в нелепом положении;
- цитаты. В основном, это строки из популярных песен: «Diamonds are best Girls’ Friends», «All you need is rock-n-roll».
Безусловно, являясь продуктом общества, надписи на одежде очень динамичны, то есть находятся в состоянии постоянного изменения. Зачастую они отражают какие-то сиюминутные проблемы, которые через некоторое время теряют свою актуальность, им на смену приходят новые веяния в обществе, что тут же находит своё отражение в надписях на одежде. Уже почти не встретишь «Eurovision in Russia», зато огромное количество «Sochi 2014» напоминает о месте проведения будущих олимпийских игр.
То есть, как видно из приведённой выше классификации, смысловая нагрузка надписей на одежде очень разнообразна. Помимо этого, надпись имеет очень мощный коммуникативный потенциал, поэтому к надписям стоит относиться настороженно. Окружающие воспринимают их зачастую, как слова, произнесенные вслух хозяином футболки, что естественно, иначе правомерен вопрос – если ты не поддерживаешь написанные слова, зачем надел эту вещь? Чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несём на себе, ведь мы в каком-то смысле солидизируемся с ней, становимся её носителями в массы, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают английского языка и не понимают, что написано на вашей одежде.
Социолингвистический аспект надписей на одежде.
Язык надписей на одежде
Надпись на одежде, являясь вербальным носителем информации, имеет свои языковые особенности. Следует предположить, что язык надписей будет схож по стилю, выбором слов с разговорной речью, так как зачастую содержание надписи определяется самим носителем, вне зависимости от его образования. То есть, вряд ли можно говорить о цензуре, богатстве стилистических приёмов, выразительности и разнообразии лексики.
В качестве объекта исследования лингвистического аспекта я выбрала футболки с надписями учащихся 8-11 классов МБОУ « Лицей № 3» и участников нашего Интернет - форума. В процессе изучения выявилось, что для языкового оформления надписей на одежде характерно следующее:
- сокращенные формы: «It’s show time» «Don`t forget me», «Let`s up the volume», «Wonna get you now». Обилие сокращенных форм подтверждает тот факт, что надпись на одежде – это одна из форм разговорной речи, следовательно, надпись является своеобразным средством повседневного общения разных слоев общества. Следует отметить, что упрощение языка – это современная тенденция. Наш век обязывает говорить быстро и кратко. Всё вокруг быстро меняется и совершенствуется. Надписи на одежде характеризуют современные тенденции развития языка, когда под влиянием СМИ, Интернета наша речь унифицируется, становится проще, теряет свою выразительность, красочность и богатство. Язык же в свою очередь определяет сознание человека, влияет на уровень его культуры. Следует признать, что современный человек в огромном потоке информации стремится к ускорению, а значит, упрощению всего, даже языка, а формат одежды создаёт для этого благоприятные условия;
- обилие грамматических и лексических ошибок: «Two special girl», «Of wold The same of wold DETEAM the same of DETEAM », «I can to fly», «Stop and thinks», «A long speci men», «I love my». Зачастую надпись очень сложно понять или вообще она состоит из набора слов: «Trouble here I come», «Camal Brain city Design». Так как одежда с надписями чрезвычайно популярна, то получается, что мы ежедневно вынуждены встречаться с безграмотным словосочетанием, предложением, которые невольно отпечатываются в нашем подсознании. Следовательно, можно говорить о засорении языка, кроме того надписи с ошибками мешают правильному изучению языка;
- преобладание вопросительных и восклицательных предложений: «Don`t worry! Be happy! », «Have you found me?», «Сan you find a rabbit?», «war is over?». Императивные, побудительные предложения ещё раз доказывают коммуникативную направленность надписей на одежде, ведь на такие надписи окружающие невольно обращают внимание;
- предложения, разбитые на отдельные части, не несущие никакого смысла: «princ iple ofsuc cess», «fan tas tic» (фразу или словосочетание следует читать слитно). Такие примеры встречаются крайне редко, но человек, знающий язык, обязательно заинтересуется такими надписями. Они вызовут у него недоумение или интерес, желание, во что бы то ни стало выяснить смысл содержимого надписи. Следовательно, и на самого носителя футболки будет обращено внимание, что подтверждает основную речевую задачу надписей на одежде.
Отражение современного общества в надписях на одежде.
Являясь универсальным средством взаимодействия человека и общества, надписи на одежде отражают многие социальные тенденции. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под «социальным» подразумевается «относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе». По данным моего опроса, выявилось, что большинство респондентов (67%) обращает внимание на надписи на одежде и знают, как они переводятся. Это ещё раз подтверждает мою мысль, высказанную в первой главе, о том, что к выбору надписи следует относиться осторожно. Около 33% учащихся не имеют ни малейшего представления о смысле того, что написано на их одежде. (Приложение 1).В этом нет ничего страшного, если содержание надписи нейтральное. Проблема состоит в том, что производители футболок уже давно перестали беспокоиться об этической стороне надписей, что ещё раз характеризует наше общество не с лучшей стороны. Приведу пример: на футболке учащейся из 8 класса была надпись: «Y`all gon`make me lose my mind up in HERE up in here. Y`all gonа f». Перевести полностью такую надпись сложно, но понять сексуальный подтекст довольно просто. Ученица же не имела никакого представления о том, какой посыл она ежедневно отправляет окружающим. Приведу ещё один не менее драматичный пример. Надпись на футболке одного из участников нашего Интернет-форума гласит: «Kill Barbie». О чём свидетельствует такой призыв? К сожалению, о духовном падении нашего общества, о некотором цинизме. Ведь имя Barbie давно стало нарицательным и ассоциируется с образом красивой, хорошенькой девушки или девочки. Слово с таким положительным значением ставится в один ряд со словом, имеющим резкий, негативный оттенок.
Вообще, подобное использование слов с противоположными ассоциациями довольно рапространено. Например, «God hates you cry» . Слово God у каждого человека непременно ассоциируется с всеобщей любовью, всепрощением. При этом вновь, слово, вызывающее трепет у многих людей, стоит рядом с негативным словом hate. Безусловно, всё это яркие примеры сегодняшнего общества, где идёт не только переоценка, но и утрата некоторых ценностей. Мы можем считать подобные случаи в качестве характеризующих, так как футболка с надписью – это продукт массового производства, то есть не менее ста человек одновременно будут носителями одной и той же информации.
Если рассматривать выбор надписи в зависимости от пола, то мы увидим, что большинство подростков-парней выбирают юмористические надписи: «Redskin», «Juicy days are here again». В то время как около половины девочек предпочитают надпись с именем любимой группы или исполнителя, а также известное выражение или строчку из песни. Такой выбор обусловлен психологическими особенностями. Девочкам характерен романтизм, девушкам постарше (10-11 классы) свойственна серьёзность, в то время как молодые люди взрослеют позже, и на первом месте у многих развлечение, стремление всё обратить в шутку: «Mice will play», «Tigers don’t eat butterflies».
Положительным моментом можно назвать тот факт, что никто из наших учащихся не имеет футболки с надписью пессимистичного характера. Лишь 13% молодых людей и 10% девушек выбрали бы подобную футболку. Значит, большинство современной молодёжи всё-таки настроено положительно и оптимистично.
Вообще, взглянув на несколько футболок современных подростков, можно сразу же получить достоверное представление о том, какой певец или группа сейчас популярны, какие спортивные клубы пользуются большим успехом: «Tokio Hotel», «Arsenal» и так далее.
В ходе исследования выяснилось, что молодым людям не безразличны проблемы окружающей среды. На мою Интернет-страницу были представлены такие надписи: «Save the Earth», «WWF».
На предложение продолжить фразу: «надпись на футболке это…» большинство подростков отвечали примерно одинаково: надпись на футболке - это способ привлечь внимание, способ выразить своё настроение. Ведь многим окружающим сразу понятно, настроен человек общаться или нет, если надпись гласит: «Don’t worry, be happy» или, наоборот, «Angr-r-ry». Кроме этого, ответы подростков ещё раз доказывают коммуникативную направленность надписей на одежде. Это удобный способ постоянного взаимодействия с обществом. Следует, однако, помнить, что незнание содержания надписи не освобождает её носителя от ответственности за ту информацию, которую он передаёт обществу.
Заключение
В ходе своей исследовательской работы я попыталсь рассмотреть надпись на одежде через призму социальных изменений и лингвистических особенностей, то есть, как и в какой мере, это средство общения отражает современное общество, и как языковое содержание характеризует его коммуникативную направленность. Изучение Интернет-ресурсов, средств массовой информации, использование исследовательских методов позволили не только составить определённую классификацию надписей, но и выявить основные тенденции в развитии этого средства общения.
В ходе исследования выяснилось, что только 67 опрошенных учеников при покупке вещи обращали внимание на перевод английских фраз. Однако, некоторые из них отмечали, что их затруднения в переводе не останавливают их от покупки понравившейся одежды. 33 ученика не обращали внимание на перевод надписей и воспринимают их как украшение их одежды, то есть это некая дань современной моде подростков, своеобразный «дресс код», не расшифрованный ими. Анализ собранного материала показал, что уровень владения английским языком, который определялся возрастом опрашиваемых учащихся лицея, позволяет ориентироваться в надписях и правильно использовать написанную информацию. Исследование также показало неразрывную связь языкового уровня с культурой самого человека.
В ходе моего исследования я пришла к следующим выводам:
1. В ходе исторического развития футболка с надписью прошла путь от униформы до коммуникативного средства, доступного любому человеку.
2. Популярность надписей обуславливается их доступностью и «обширным смысловым потенциалом».
3. Разнообразное смысловое содержание надписи на футболке обязывает её обладателя не только знать перевод, но и отвечать за основную идею высказывания.
4. Язык надписей является одним и разновидностей разговорной речи.
5. Языковое содержание надписей отражает уровень современного языка.
6. Интересы современных людей и уровень их культуры находят своё отражение в надписях на одежде.
Бесспорно, личное дело каждого человека, во что ему одеваться. Однако, то, что подавляющее большинство людей, предпочитающих надписи на одежде, не подозревают, с какими текстами они выходят в свет, кажется ненормальным. Многие не в ладах с иностранными языками, а просить помощи знающих людей просто стесняются. Изучить английский язык не в такой мере тяжело, как иногда кажется. Проблема часто прячется у нас самих в мозгу. В наше время английский язык встречается повсюду: на товарах и вывесках магазинов, на электротехнике, одежде, в интернете. Его изучают в школах, университетах, на специализированных курсах. Но как проще и быстрее выучить английский язык? Надписи на английском языке могут стать тем самым экспресс способом, который поможет быстро, дешево и эффективно пополнить свой словарный запас.
Большинство подростков не придают особого значения надписям на их одежде, которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. В гардеробе каждого есть и даже не одна вещь, содержащая надпись на английском языке. Иногда она может содержать просто набор бессмысленных слов и фраз, иногда обидную и нецензурную лексику, а иногда на самом деле наполненную смыслом и хорошим юмором фразу. Для подростков, страдающих от школьных запретов на слишком короткие майки или слишком глубокие декольте, футболки с надписями предоставляют возможность выглядеть откровеннее, не обнажая кожи (проявить индивидуальность и привлечь внимание).
Чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несем на себе, мы, в каком – то смысле солидизируемся с ней, становимся ее носителями в массы, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают иностранного языка и не понимают, что написано на вашей одежде.
Стоит отметить, что моё исследование было бы невозможно без языковых знаний, а значит, при помощи одного предмета мне удалось повысить свой уровень и в других дисциплинах: истории, социологии, обществознании.
Мне кажется, что в ходе исследования мне удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить очередную модную вещь с непонятным текстом.
Футболка – это одна из самых заметных вещей нашего гардероба. На неё вольно или невольно обращают внимание, то есть если надпись несет нейтральную и позитивную информацию, он может помочь вам. В противном случае надпись может стать плохим «другом»: помешает установить контакт, вызовет недоумение и даже неприязнь. Следует помнить, что мы в ответе за то, что написано на нашей одежде.
Список литературы
Приложение
Есть ли лёд на других планетах?
Что такое музыка?
Кто самый сильный?
Новый снимок Юпитера
Горка