В данной работе содержатся сведения об истории исследования Арктики с древнейших времён, о вкладе российских исследователей в изучение полярных широт. Рассмотрены перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития Арктического региона. Готовя данную исследовательскую работу, я изучил ряд источников, из которых ясно, что изучение Арктики продолжается и сегодня.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 407.3 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №4
городского округа г.Выкса Нижегородской области
«История и перспективы изучения Арктики»
естественнонаучное отделение
секция географии
Работу выполнил:
ученик 7 «Б» класса
Ремизов Михаил Андреевич
Научный руководитель:
учитель географии
МБОУ СОШ №4
Киселёва Наталья Алексеевна
г. Выкса. Нижегородская область
2014г.
Оглавление:
Аннотация...........................................................................стр.3
Введение………………………………………………….. стр.4-5
Глава I. Обзор литературы……………………………..стр.5-6
Глава II. История исследования Арктики……………стр.6-8
2.1 Вклад русских учёных в изучение Арктики…стр.9-12
2.2 Современные исследования ………………….стр.12-13
Глава III. Арктика: перспективы развития для
России в 21 веке ……………………………..стр.14-16
3.1 Проблемы Арктического региона…………….стр.16-17
Глава IV. Результаты и их обсуждение………………стр.17-22
Выводы…………………………………………………....стр.23
Список использованной литературы………………….стр.24
Приложение………………………………………………стр.25-28
Аннотация
В данной работе содержатся сведения об истории исследования Арктики с древнейших времён, о вкладе российских исследователей в изучение полярных широт. Рассмотрены перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития Арктического региона. Готовя данную исследовательскую работу, я изучил ряд источников, из которых ясно, что изучение Арктики продолжается и сегодня.
Цель моей работы: Рассмотреть исторические процессы, связанные с изучением и освоением Арктики, определить перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития Арктики Россией.
Мною поставлены следующие задачи:
- познакомиться с историей освоения Арктики;
- провести анкетирование среди учащихся 7 классов;
- определить основные направления дальнейшего развития Арктики и познакомить с этой информацией одноклассников.
Основные методы моего исследования:
Анализ информации следующих источников:
- исторической, географической литературы; журнала «Вокруг света»;
- посещение библиотеки, просмотр фильма «Земля Санникова»
- системный метод – анализ основных экспедиций по изучению Арктики и выявления в ней роли и значения российских исследователей;
- структурно-функциональный метод – определение роли России в освоении Арктических широт и его значение;
На основе этих методов и поставленных мною целей, я получила результаты своей работы: мною составлены таблицы: «Значительные экспедиции по изучению Арктики», «Вклад русских учёных в изучение Арктики»; «Основные направления развития Арктики», составлен буклет «История и перспективы изучения Арктики».
Введение
Прочитав книгу Жуль Верна «Приключения Капитана Гаттереса» и посмотрев фильм «Земля Санникова», по одноимённому роману
В.А Обручева, я заинтересовался вопросом: что же сегодня известно о северных широтах и какие исследования проводятся в настоящее время?
Проведя опрос среди семиклассников, я выяснил, что большинство ребят интересуются вопросом изучения Арктических широт, многие знают, для чего ведутся современные исследования и называют некоторые проблемы Арктики, но ребята почти не знакомы с исследователями и учёными полярных широт, не знают для чего необходимо осваивать этот регион(См.приложение № 1, диагр.№1,2,3). Поэтому я и занялся рассмотрением этого вопроса.
Актуальность этой темы связана с тем, что в последние годы заметно активизировалась научно-исследовательская деятельность ряда стран в Арктике. Чем вызван этот интерес и каковы дальнейшие перспективы освоения этого региона, мне очень интересно узнать.
Гипотеза: При условии, что Россия продолжит дальнейшее изучение Арктических широт, то перед ней откроются новые возможности.
Цель исследования: Осмыслить исторические процессы, связанные с освоением Арктики и определить перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития.
Для исследования мною поставлены следующие задачи:
1) проанализировать научно-популярную литературу, содержащую сведения об экспедициях по изучению и освоению Арктики;
2) познакомиться с историей российских исследований Арктики;
3) рассмотреть основные пути дальнейшего развития и изучения данной территории;
4) сформулировать выводы по проделанной работе.
Над своим исследованием я работал три месяца. Для получения результатов, я посещал Центральную городскую библиотеку, просматривал интернет – сайты.
Глава 1. Обзор литературы
Книга «Человек открывает Землю» - своеобразная антология наиболее интересных публикаций журнала «Вокруг света»[1]. Известные путешественники, учёные, писатели в увлекательной форме рассказывают о своих странствиях, об экспедициях в самые отдалённые уголки планеты. Здесь С.Н.Марков знакомит нас с последними минутами жизни Георгия Седова; Э.Т.Кренкель, советский полярник, рассказывает о создании первой полярной научной станции «Северный полюс-1»; В.И.Аккуратов, заслуженный штурман, описывает полёт к полюсу недоступности. Эти истории завораживают дух.
В энциклопедии для детей том «География» [2] авторы живым и понятным языком рассказывают, как устроен окружающий нас мир, как люди в течение многих столетий стремились увидеть и познать его. Многие статьи посвящены темам, которые до сих пор никогда не освещались, поскольку география занялась ими совсем недавно. Из этой книги я узнал о первой дрейфующей станции, о путешествии к северному полюсу на дирижабле, о подвиге ледокола «Красин», о полёте через полюс в Америку.
Книга замечательной детской писательницы Марты Гумилевской «Где мороз, а где жара» [4] рассказывает о самых холодных и самых жарких местах на Земном шаре. Я познакомился с историями покорения Арктики и Антарктики, полными драматизма, выдающимися географическими исследованиями и открытиями.
В книге Арикайнен А.И. «Во льдах Североамериканской Арктики» [5] можно узнать об основных этапах географического изучения и транспортного освоения морского пути в Арктике. Начиная от плаваний решительного Эйрика Рыжего, автор доводит рассказ до наших дней. Особый интерес представляют разделы книги, посвященные новейшим ледокольным концепциям и последним исследования Арктики.
Вывод: Авторы литературы, статей журналов и книг по изучению Арктики сходятся во мнении, что дальнейшее изучение Арктики необходимо и от этого во многом зависит дальнейшее развитие нашего общества. Жизнь в Арктике – это романтика и тяжёлый труд, красота и экстремальные условия, одиночество, но в то же время человеческое общение и взаимовыручка.
Глава 2. История исследования Арктики
А́рктика (от греч. ἄρκτος - «медведица», ἀρκτικός - «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный»).[2, 164] В соответствии с общепринятым географическим определением Арктикой считается район, расположенный севернее полярного круга (66о33" с.ш.), площадь которого составляет 21 млн. кв. км [3,203].(См.приложение №2, рис 1.)
В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств - России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Максимальную протяжённость границ в Арктике имеет Россия.
Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы «Мамонтовая курья» (Республика Коми) и в устье р. Яна «Берелех» (Республика Саха).
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.
В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI в. появилась 1-я карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д. Герасимова. [2,164]
В 1648г. отряд торговцев и казаков, ведомый Федотом Поповым и Семёном Дежнёвым, пройдя от устья Колымы через Восточно-Сибирское и Чукотское моря, обогнул безымянный крайний северо-восточный мыс Евразии, и несколько кочей вошло в пролив разделяющий Азию и Северную Америку. Столетия спустя, благодарные потомки, нарекли мыс именем Дежнёва, а пролив – именем другого русского землепроходца Витуса Беринга. Так была пройдена вся будущая трасса Великого Северного морского пути, ледовая дорога вдоль всего «фасада России».
В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. [2,166]
Норвежская полярная экспедиция 1893—1896 годов на корабле «Фрам»
Фритьоф Нансен в 1889 году Отплытие «Фрама» из Бергена 2 июля 1893 г.
Экспедиция под руководством Ф.Нансена стала существенным прорывом в методах полярных исследований. Экспедиционное судно «Фрам» было вморожено в паковые льды с целью комплексных исследований бассейна Северного Ледовитого океана. Нансеном и Ялмаром Йохансеном была предпринята попытка достижения Северного полюса на собачьих упряжках. В результате 6 апреля 1895 года они добрались до 86° с. ш., что было на тот момент абсолютным мировым рекордом. Это была первая полярная экспедиция XIX века, в ходе которой не был достигнут северный полюс. [10]
Арктическая экспедиция Роберта Пири (1908—1909гг.)
6 апреля1909 года Роберт Пири вместе со слугой Хенсоном, четырьмя эскимосами и четырьмя десятками ездовых псов ступает ногой в точку полюса. Сразу после возвращения, достижение Пири было поставлено под сомнение Ф. Куком, который заявил, что достиг Северного полюса ранее — 21 апреля 1908 года. Точка в этом споре не поставлена по сей день, а во второй половине ХХ в. распространились версии, что Пири вообще не достиг Северного полюса. [2]
Идею исследования Арктики с самолёта впервые высказал Руал Амундсен. В 1925 году. Добраться на самолёте до Северного полюса впервые удалось Ричарду Бэрду. 9 мая 1926 года он вылетел из Конгсфьорда к полюсу и через 15 часов после старта вернулся обратно. В мае того же года через Северный полюс из Шпицбергена в Америку на дирижабле был совершен первый в истории полёт. В полёте участвовали Амундсен, а также конструктор дирижабля, итальянский военный инженер Умберто Нобиле. Дирижабль «Норвегия», специально оборудованный по указаниям Амундсена для полёта в Арктике, вылетел из Конгсфьорда на север, прошел над полюсом и через 42 часа достиг мыса Барроу. Этот первый полёт над Арктикой - от Шпицбергена к Аляске - позволил доказать, что обширная «Земля Харриса», расположенная якобы между полюсом и Аляской, на самом деле не существует.
С 1946 ведутся океанографические исследования восточной части Чукотского моря и моря Бофорта американскими учёными. В 1944 канадец Г. Ларсен на шхуне «Сент-Рок» впервые прошёл Северо-западным проходом в одну навигацию. С 1951 США организовано ряд высокоширотных воздушных экспедиций и дрейфующих станций в Арктическом бассейне.
2.1. Вклад русских учёных в изучение Арктики
Начиная с 1920-х годов, арктические исследования русскими учёными начали вестись планомерно с использованием ледоколов, авиации, радио и других технических средств. С 1930 по 1935 многочисленные экспедиции: на «Седове» под руководством О. Ю. Шмидта (1930), «Таймыре» - М. Лаврова (1932), «Русанове» - Р. Л. Самойловича (1932), «Садко» — Г. Ушакова (1935) провели большие и весьма ценные исследовательские работы на водных пространствах, расположенных между Гренландией, Землёй Франца-Иосифа, северной оконечностью Новой Земли и Сев. Земли. Было открыто много островов, мысов, заливов и проливов. В 1930—32 Г. Ушаков и Н. Н Урванцев впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля. Экспедиция на «Сибирякове» (под руководством О. Ю. Шмидта) в 1932 прошла Северный морской путь за одну навигацию.
Этим было положено начало широкому освоению Северного морского пути. В 1933 было проведено первое опытное плавание по Северному морскому пути неледокольного парохода «Челюскин». В 1937 в районе полюса была организована первая дрейфующая станция «Северный полюс» («СП-1») под руководством И. Д. Папанина. В этом же году В. П. Чкалов, Г, Ф. Байдуков и А В. Беляков совершили первый трансарктический перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — США. Вынужденный дрейф «Седова» (октябрь 1937 — январь 1940) (под командованием К. С. Бадигина) позволил провести цикл наблюдений совершенно неисследованной ранее части Арктического бассейна. [1,52]
В 1937 транспортному судну «Моссовет» впервые удалось пройти трассу Северного морского пути за одну навигацию в обоих направлениях. В 1941 была организована советская воздушная экспедиция в район полюса относительной недоступности (лётчик И. И. Черевичный и штурман В. И. Аккуратов).[1,55] С 1948 начали применять новый метод изучения Центральной Арктики: небольшими группами учёных с помощью самолёта, садящегося на непродолжительное время на лёд в заранее намеченных пунктах. Этими группами был открыт подводный хребет Ломоносова. В 1950 во льдах Центральной Арктики была создана 2-я дрейфующая станция («СП-2») во главе с М. М. Сомовым. С 1954 в Центральной Арктике беспрерывно несут круглогодичную вахту одновременно две советские дрейфующие станции «СП». В Советской Арктике организована также большая сеть дрейфующих автоматических радиометеорологических станций (ДАРМС), обслуживающих навигацию. Экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института ежегодно в летний период проводят физико-географические и океанографические исследования в морях и на побережье Арктики.
Станции «Северный полюс» В 1937 году было принято решение об организации гидрометеорологической станции на льдине в районе Северного полюса. Для облегчения доставки туда грузов на острове Рудольфа была устроена самолётная база. 21 мая 1937 года самолёт, имевший на борту четырёх участников экспедиции - начальника Ивана Дмитриевича Папанина, радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Фёдорова, благополучно сел на ледяное поле. Очень скоро выяснилось, что льды дрейфуют в сторону Гренландского моря. Станция «Северный полюс» («СП-1») превратилась в дрейфующую. За 274 дня её существования было пройдено более 2500 километров от полюса до берега Гренландии, причём огромное ледяное поле сократилось до размеров льдины. 19 февраля 1938 года ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» взяли зимовщиков на борт вместе с приборами.
Экспедицией было установлено, что по пути дрейфа станции никаких земель нет. Изучен рельеф дна на всём протяжении дрейфа. Обнаружено, что тёплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря к самому полюсу. Были опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района. Изучено движение верхних слоёв воды под действием ветра.[2,187]
В 1950 году возобновились долгосрочные исследования на дрейфующих научных станциях по образцу «СП-1», но с увеличением количества людей. Весной 1950 года под начальством М.М. Сомова была организована «СП-2». Все работники по два-три человека размещались в каркасных палатках. Для лаборатории и приборов имелись отдельные полярные юрты.
В 1954 году на заранее выбранные два ледяных поля с самолётов со всем оборудованием высадились сотрудники сразу двух дрейфующих станций «СП-3» и «СП-4», которые должны были эвакуироваться лишь в случае их выноса из Арктического бассейна. В распоряжении каждой станции имелись вездеход, трактор с бульдозером и вертолёт. С зимовщиками поддерживалась регулярная живая связь: ежемесячно их посещали самолёты, доставлявшие свежие продукты, дополнительное оборудование, снаряжение. Жилые и рабочие помещения размещались в разборных утеплённых передвижных домиках на полозьях.
В итоге многолетнего изучения Северного Ледовитого океана было установлено, что его дно расчленено тремя подводными горными цепями - Ломоносова, Менделеева и Гаккеля. Обнаружена котловина Нансена, характеризующаяся преобладанием глубин более 4000 метров. Удалось доказать существование антициклонической циркуляции льдов и водных масс в Центральной Арктике.
«Арктика» на Северном полюсе. Попытки прийти на судах через Полярный бассейн предпринимались с 60-х годов XVIII века. Но лишь с появлением атомных ледоколов проблема покорения Центральной Арктики стала реальной.
В 1976 году сотрудники Института Арктики и Антарктики, подняли вопрос об организации высокоширотной экспедиции через Полярный бассейн к Северному полюсу на атомном ледоколе. 9 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» отправился в плавание из Мурманска. Обогнув северную оконечность Новой Земли, он двинулся на юго-восток, прошёл проливом между островами Арктического Института и островом Свердруп. Далее корабль следовал обычной трассой на восток-северо-восток. 13 августа проник в море Лаптевых через пролив Вилькицкого и повернул на северо-северо-восток. Утром 14 августа «Арктика» подошла к границе сплошных льдов и взяла курс прямо на север. Утром 17 августа впервые в истории мореплавания надводный корабль, преодолев за трое суток более 1100 км, вышел к полюсу планеты. На полюсе, вклинившись в большой многолетний массив, «Арктика» простояла около 15 часов.
Обратный путь был значительно труднее. Уже на следующий день ледокол форсировал огромное ледяное поле. К вечеру судно наткнулось на ледяной остров. Затем «Арктика» одержала победу над грядами торосов и утром 21 августа, вышла на чистую воду и взяла курс на Мурманск, прибыв туда вечером следующего дня. На весь путь длиной около 7100 км она затратила 13 суток, около трети этого расстояния пройдя в сплошных льдах.
Вывод: История открытия, исследований и освоения Арктики богата яркими, масштабными, порой драматическими событиями, благодаря которым северная полярная область стала достаточно изученной, более доступной областью планеты. Преодолевая неимоверные трудности, путешественники проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту. [4,20]
2.3. Современное изучение Арктики
В настоящее время научные исследования в Арктике сосредоточены в Кольском научном центре, Тюменском и Якутском научных центрах Сибирского отделения РАН.
30 августа 2005г впервые в истории мореплавания российское транспортное судно «Академик Фёдоров» в ходе экспедиции «Арктика- 2005» без сопровождения ледокола достигло Северного полюса.(См.прил.№3,рис.1) В ходе экспедиции была проведена геологическая разведка дна Ледовитого океана, обследованы крупнейшие подводные возвышенности Арктики, в частности хребет Менделеева.
Россия первой побывала в точке полюса на дне Северного Ледовитого океана. 2 августа 2007 в рамках полярной экспедиции «Арктика-2007» в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4,2 тыс. м. на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир2»(См.прил.№3, рис.2,3). Несмотря на то, что хребет Ломоносова был открыт в Северном Ледовитом океане советскими учеными в 1948 году, его серьезные исследования начались недавно. В частности, в 2007 году институт "ВНИИ Океангеология" на ледоколе "Россия" провел геолого-геофизические исследования в зоне сочленения хребта Ломоносова с шельфом морей Лаптевых и Восточно-Сибирского по обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ. Для этого ученые опускались в батискафе на дно океана возле Северного полюса. Там они установили на дне российский триколор и взяли пробы грунта. В сентябре того же года предварительный анализ материалов экспедиции "Арктика-2007" подтвердил, что хребет Ломоносова и поднятие (плато) Менделеева - это продолжение континентального шельфа РФ.
Российские ученые продолжают исследование дна Северного Ледовитого океана в районе хребта Ломоносова. Главная задача экспедиций - определить мощности донных отложений. Их толщина служит еще одним критерием в определении границ континентального шельфа страны, речь идет об участках дна общей площадью около 1,2 миллиона квадратных километров, принадлежность которых к российскому шельфу предстоит доказать. Если это удастся, Россия получит возможность осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, расположенные под толщей океанской воды.
Вывод: Пора рекордов во многом осталась в прошлом. Наступил этап содержательной деятельности. Россия проводит научные исследования и регулярные наблюдения с использованием стационарных станций и судов, адекватных условиям Арктики. Несмотря на это Арктика хранит в себе много тайн и загадок, которые предстоит разгадать нашему поколению, используя новейшие разработки, технику и космические средства.
3.Арктика: перспективы развития для России в 21 веке
«Россия есть здание, фасад которого
обращен к Ледовитому океану»
Адмирал Макаров
Сегодня, в середине второго десятилетия XXI века, стало очевидным то, что было только прогнозом на рубеже веков. Новое освоение Арктики, повышение ее экономического и хозяйственного значения становится необходимостью для России.
Мысль об освоении Арктического региона, как о важнейшем направлении развития страны, к сожалению, до сих пор остается неочевидной для многих. Поэтому, в своей работе, я попытался рассмотреть Арктический регион и понять, каковы главные перспективы развития на новом этапе освоения.
Северный морской путь. Несколько столетий человечество искало короткий северный путь между океанами, способный подстегнуть экономическое развитие цивилизации. Первая реальная возможность использовать северный путь появилась в XX веке с созданием уникального ледокольного флота, который в послевоенное время пополнился атомными кораблями. Именно это способствовало интенсивному освоению всего Арктического региона – от Мурманска до Чукотки. Изменения климата позволяют предположить улучшение условий судоходства . Готовиться к росту нагрузки на Севморпуть необходимо уже сейчас, обновляя и создавая необходимую транспортную инфраструктуру и собственный современный торговый и ледокольный флот [11].
Основным направлением научных исследований является формирование ресурсной базы углеводородов и другого стратегического сырья в пределах континентального шельфа и в прибрежной зоне Российской Арктики. Эта территория чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. Сегодня идет активное освоение Ямала, проведена разведка и начата разработка шельфовых газовых и нефтяных месторождений Баренцева и Карского морей. По данным геологической службы, потенциальные запасы нефти в этом регионе составляют 90 млрд. баррелей, газа - 47,3 трлн.куб.м, газового конденсата - 44 млрд. баррелей [6]. Значение этих месторождений для энергетической и политической безопасности Российской Федерации достаточно велико, так как ресурсный потенциал и реальное производство (к которому относится и добывающий сектор) являются базой для развития любой национальной экономики.
Интенсивное освоение арктических территорий невозможно без создания надежной и эффективной системы энергообеспечения. Один из реальных путей решения данной задачи – развитие малой автономной энергетики как разумного дополнения централизованного энергоснабжения.
Арктика должна стать громадным полигоном для использования новых энергетических установок: малогабаритных АЭС, ветроэлектростанций. На арктической «площадке» можно опробовать системы теплоизоляции, энергосбережения, автономные системы тепло- и энергообеспечения.
Арктическая морская среда является ареалом распространения множества уникальных видов животных, среди которых наиболее редкими являются белый медведь, нарвал, морж и белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска и американская камбала. Именно рыбохозяйственный комплекс арктической зоны обеспечивает до 15 % вылова водных биоресурсов и производимой в Российской Федерации рыбной продукции. [6,19-20]
В Арктике все виды деятельности прочно связаны с интересами военной безопасности России. Этот регион имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для решения задач обороны. Здесь базируются силы главного, Северного флота РФ, находится его операционная зона, сосредоточены важнейшие предприятия оборонной промышленности.
3.1 Проблемы Арктического региона.
Природа Арктики в высшей степени чувствительна к антропогенному воздействию и очень медленно восстанавливается после неразумного вмешательства. В Арктике сходятся основные атмосферные потоки, речные и морские течения. Атмосферные массы и течение Гольфстрим приносят на запад российского сектора Арктики загрязняющие вещества из Западной Европы. Особо сильное антропогенное воздействие испытывают экосистемы Белого, Баренцева и Карского морей. [9]
Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, в огромном количестве накапливающихся вокруг промышленных предприятий.
Последние два десятилетия стали для Арктики особенно драматичными. Площадь летнего таяния льдов увеличивается почти на 50 тыс. кв. км каждый год. Арктические обитатели быстрее всех чувствуют такие быстрые и кардинальные изменения. И если эти условия меняются, такие виды просто погибают. Это животные, жизнь которых тесно связана со льдом и снегом, – атлантический морж, белая чайка, тюлень-хохлач, нарвал, а также белый медведь. Эффект глобального потепления может привести к тому, что уже через 20 лет в Арктике начнется массовое вымирание белых медведей и тюленей.
Для предотвращения и снижения угроз окружающей среде необходимо:
Вывод: Из вышеизложенного видно, что Российский арктический регион занимает исключительно важное место в обеспечении ведущих отраслей промышленности страны разнообразными видами ресурсов. Через Арктику проходит Северный морской путь, значение которого стало особенно велико после потери Россией большинства портов на Балтике, Черном и Каспийском морях. Основной задачей является сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества и сбережения уникальных экосистем.
Глава 4.Результаты и их обсуждение
Изучив литературу по данной теме, я составил таблицы значительных экспедиций по изучению Арктики и вклад русских учёных в освоение Арктики.
Таблица №1 Значительные экспедиции по изучению Арктики
Годы | Исследователи, путешественники, экспедиции | Транспорт | Значение экспедиции |
В XI веке | русские мореплаватели | кочи и лодьи | вышли в моря Северного Ледовитого |
в XII—XIII вв в конце XV в | поморы | морские суда | открыли острова Вайгач, Новая Земля; острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий |
1648г. | Семён Иванович Дежнёв | морские суда | прошёл Берингов пролив, отделяющий Америку от Азии |
1733—1743гг. | Великая северная экспедиция | морские суда | исследовано, описано и нанесено на карты все сибирское побережье Северного Ледовитого |
С 1874 г. | Карские экспедиции | паровые суда | начались плавания через Карское море в устье Оби и Енисея |
1893—1896г. | Норвежская полярная экспедиция Фритьофа Нансена | на корабле «Фрам» | была предпринята попытка достижения Северного полюса на собачьих упряжках. |
1908—1909г. | Арктическая экспедиция Роберта Пири | На собачьих упряжках | покорение Северного полюса. |
9 мая 1926г. | Ричард Бэрд. | на самолёте | Добрался на самолёте до Северного полюса. |
20мая 1926г. | Умберто Нобиле, Руаль Амундсен | на дирижабле | совершен первый полёт через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. |
Лето 1932г. | Экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта | ледокольный пароход «Сибиряков» | прошла Северный морской путь за одну навигацию. |
1937г. | И.Д.Папанин | На льдине | организована первая дрейфующая станция «Северный полюс» |
1937г. | В. П. Чкалов, Г, Ф. Байдуков, А В. Беляков | Самолёт АНТ-25 | трансарктический перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — США. |
21 февраля 1968г. | Уолтер Уильям Херберт | На четырёх собачьих упряжках | выполнили первое полное пересечение океана по его большой оси. |
В 1941г. | лётчик И. И. Черевичный и штурман В. И. Аккуратов. | Самолёт СССР Н-169 | организована воздушная экспедиция в район полюса относительной недоступности. |
9 августа 1977г. | сотрудники Института Арктики и Антарктики | атомный ледокол «Арктика» | Впервые в истории надводный корабль вышел к полюсу планеты. |
30 августа 2005г | транспортное судно «Академик Фёдоров» | транспортное судно без сопровождения ледокола достигло Северного полюса. | |
2 августа 2007 | полярная экспедиция «Арктика-2007 | на глубоководных обитаемых аппаратах«Мир-1» и «Мир-2». | в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4,2 тыс.м. |
Г.Я. Седов | В августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Архангельска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. 15 февраля 1914 г. на трех нартах он предпринял ледовый поход к полюсу. Умер от цинги 5 марта 1914 г. недалеко от северной оконечности о. Рудольфа, где и был похоронен. |
Б.А. Вилькицкий | Впервые северным морским путем– из Владивостока в Архангельск в 1913-1915 гг. прошла русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на судах «Таймыр» и «Вайгач», которая открыла целый ряд островов, в том числе Северную Землю. Это было последним крупным открытием в Арктике. |
О.Ю. Шмидт | В 1919 г. руководил на ледокольном пароходе «Г. Седов» экспедицией, которая водрузила советский флаг на Земле Франца Иосифа и исследовала его северную часть. В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию. |
И.Д. Папанин | Возглавил первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1» из четырех человек. Она изучила рельеф дна Северного Ледовитого океана на всем протяжении дрейфа, установила, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса, изучила движение 200-метровой толщи воды под действием ветра. |
В.П. Чкалов | Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты через полюс в Америку летом 1937 г., положив начало межконтинентальной трассе XX в. |
Сегодня изучение Арктики продолжается. Поэтому, в своей работе, я попытал понять, каковы же главные перспективы развития на новом этапе освоения. Свои выводы я оформил в виде таблицы.
Направления развития | Примеры | Проблемы |
формирование ресурсной базы углеводородов и другого стратегического сырья | Нефть и газ – в Баренцевом и Карском морях, в Тазовской и Обской губе; золото, платиноиды- п-в Таймыралмазы, редкие металлы -Архангельское и Анабарское месторождение;олово -Северо-Ляховское;золото,олово -побережье Ц Восточной Чукотки и др. | нефтяное загрязнение при добыче и транспортировке; |
развитие транспортно-коммуникационной системы. | Северный морской путь; создание нефти- и газопроводов | риск аварий судов с разливом нефтепродуктов в Арктике. Резкое сокращение объёма перевозок |
создание эффективной и надёжной системы энергообеспечения. | Малая автономная энергетика: малогабаритные АЭС, ветроэлектростанции. | захоронение радиоактивных отходов |
развитие рыбохозяйственного комплекса | Лов трески и камбалы, сельди, палтуса, наваги, пикши. | истощение промысловой фауны; сокращение видового разнообразия ихтиофауны. |
сохранение военной безопасности России. | Северный флот РФ; предприятия оборонной промышленности. | риск радиационного загрязнения. |
Утилизация промышленных отходов. | Сокращение видового разнообразия ихтиофауны. | Нефтяное загрязнение. | Увеличение летнего таяния льдов. |
Заключение Северный Ледовитый океан, самая северная и наименее изученная часть Мирового океана. Научные работы в этой части земного шара еще в прошлом веке приобрели широкий размах. Однако, лишь в начале третьего тысячелетия мировое сообщество, наконец, подошло к пониманию особого места Арктики в геополитическом пространстве, осознанию ее стратегической роли в решении глобальных проблем человечества. Исходя из вышеизложенного мною, можно сделать выводы: - Уникальный по своим климатическим условиям, природным ресурсам регион давно стал объектом пристального внимания учёных и политиков - Современная Россия приступила к новому этапу освоения и завоевания непокорной Арктики. И сейчас в этом направлении сделаны только самые первые несмелые шаги. - Колоссальные минерально-сырьевые и водные ресурсы обусловили определяющее значение региона в мировой экономике; - Развитие и освоение Арктики открывает перед нами всё новые возможности. Это и добыча полезных ископаемых, и лов рыб и СМП. - При её освоении необходимо помнить, что арктическая экосистема очень хрупкая. Необходимо разрабатывать технологии и методики, которые позволят бережно осваивать Арктический регион, сохраняя его биоразнообразие. Дальнейшее изучение и освоение Арктических широт открывает для России новые возможности. Если мы остановим освоение Арктики, то уже в недалеком будущем потеряем морские и континентальные территории Севера «в пользу» других стран. Список используемой литературы 1.Полещук А.А. Человек открывает Землю.-М.:Мысль,1986-287с. 2.Исмаилова С.В.Энциклопедия для детей. География. -М.:Аванта+,1994-638 |
|
3. Большая Советская Энциклопедия. - М., 1970. - Т. 2. - С. 203.
4. Гумилёвская М.В. Где мороз, а где жара. -М.:Просвещение, 2007 – 175
5. Арикайнен А.И. Во льдах Североамериканской Арктики. Л.:Гидрометеоиздат, 1989-206
6. Филиппов В. В., Жуков М. А. Проблемы экономического развития арктической зоны Российской Федерации // НЭП - ХХI век. Наука Экономика Промышленность. - 2006. - № 2. - С. 19-22.
7. Леонов Ю. Исследования Арктики продолжаются // Наука в России. - 2008. - № 3. - С. 104-112
8. http:// www.novayagazeta.spb.ru Зернова Л. Дорога в белое безмолвие // Новая газета. -2.02. 2006.
9. http://arctictoday.ru/region/ecology/200000055 Загрязнение арктических морей России [Электронный ресурс] // Арктика сегодня.
10. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия
11. http://www.popmech.ru/article/-pochemu-arktika-vazhna-dlya-rossii/photo
Почему Арктика важна для России?
Приложение № 1 Результаты социологического опроса
Диаграмма№1
Диаграмма№2
Диаграмма№3
Приложение № 2
Рис.№1 Географическая карта арктического региона России
Рис.№2 Арктика - северная полярная область Земли,
включающая Северный полюс.
Приложение №3 «Современные исследования Арктики»
Рис.№1 Подводный глубоководный обитаемый аппарат “Мир” готовится к погружению
Рис №2 Научно-исследовательское судно “Академик Фёдоров”, предназначенное для комплексного изучения океана.
Рис.№3 Отбор проб льда и снега
Как нарисовать небо акварелью
Как зима кончилась
Сказка "Колосок"
Плавает ли канцелярская скрепка?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"