Презентация посвящена 300-летней годовщине со дня создания села Оркино Петровского района Саратовской области. В презентации рассказывается о времени становления села Оркино, основных занятиях жителей села Оркино. Научных исследованиях о создании села Оркино А.А.Шахматова - русского языковеда, исследователя летописания, академика (1897 г.), профессора (1909 г.) и А.Минха - известного историка краеведа, одного из учредителей Саратовской Ученой Архивной Комиссии (СУАК), предшествинницы Саратовского областного музея краеведения.
Вложение | Размер |
---|---|
zemli_est_i_krasivey._-_kopiya.ppt | 2.04 МБ |
Слайд 1
Из истории села Оркино Петровского района Саратовской областиСлайд 2
Географическое положение. Природные условия. с.Оркино основано в 1712 году. Население 650 человек. Расположено на Юго-Востоке Петровского района в урочище одного из истоков р.Чардым в 47 км от г.Петровска. А.Н.Минх в 1910 году дал следующее описание села: «Оркинские дачи представляют первую гористую местность, разделены на южную и северную части широкою и плодородною долиной, в которой лежит село. Южная часть оркинских дачь представляет собой ряд параллельных хребтов, тянущихся с запада на восток, перерезанных глубокими оврагами и долинами…. Северная часть оркинских дачь не менее гориста».
Слайд 3
Повсюду горы и горные склоны, за весьма редкими исключениями, покрыты лесом и лесной порослью. Здесь растут преимущественно дуб, береза, осина и липа, затем вяз, клен, неклен, рябина и ива. По оврагам – ивняк, ольха и во множестве терновник и орешник. В лесах водятся волки, лисы, белки и зайцы. Из птиц много куропаток и тетеревов. Извлечения из мордовского этнографического сборника, составленного А.А.Шахматовым
Слайд 6
А.А.Шахматов довольно часто упоминает родники окрестностей, но скупо отзывается о качественных параметрах здешних ключей. Современные исследователи А.А. Орлов, А.П.Зотов и В.С. Белов в своей работе «Родники Саратовской губернии» в статье «Холодные ключи Петровского района» отмечают: «В Оркинских лесах много хрустальных родников с чистейшей водой, однако, и они, к сожалению, подвластны времени – засоряются, заиливаются и, наконец, просто исчезают. Испокон века люди помогали родникам, чтобы потом всласть попить ключевой воды. В селе Оркино еще в 1912 году сельское земство обустроило лесной колодец – большой накопитель, из которого вода по трубам шла в село. У « Холодного » родника по сей день, сохранился старый бетонный колодец, а рядом сельчане сделали новый каптаж. Кроме «Холодного» есть еще славные родники: например, «Монашкань латка» или «Ганина впадина». Многие городские жители, имеющие Оркинские корни, родственники, друзья, да и просто, знающие не понаслышке о нашей воде, часто приезжают к родникам за ключевой водицей. «Кяльме лисьма пря» (Холодный родник)
Слайд 8
История заселения села Оркино.
Слайд 9
Коренное население с.Оркино – мордва, но откуда они пришли не помнят. Называют они себя Эрьзя. По генеральной ревизии 1745-47 г.г. уже показана деревня Оркина Петровского уезда, заселенная мордвой из Пензенского уезда деревень Мачима и Садома. Шахматов дает три варианта названий: Рождественское, Кучугуры и Оркино. Жители села настаивают на последней версии. Существует предание, что пришедший сверху мордвин Орька, облюбовав эти места, выпросил у правительства позволение поселиться здесь, с несколькими семьями других мордвов: полагают что это было в начале XVIII века. Узнав о привольном житье Орьки и его товарищей пришло к нему еще несколько мордовских семей из верхних деревень: Козловки, Еремовки, Сарайкина и поселились на месте нынешнего Оркина отдельными хуторами и дворами. Имя Орьки перешло впоследствие к образовавшемуся селению, которое правильно должно называться – Орькино. До сих пор есть в селе несколько семей, носящих фамилию первого засельщика – Ортины, Орькины. Извлечения из мордовского этнографического сборника, составленного А.А.Шахматовым История заселения села Оркино.
Слайд 10
Хозяйственная деятельность и промыслы. А.Н.Минх, исследуя мордву села Оркина, отмечал: «…сеют они пшеницу, овес, ячмень, просо, гречу и особенно много подсолнечников; картофель сеется на своих полях и в огородах…». Кроме полеводства оркинские крестьяне занимались усадебным земледелием. Большое развитие получило огородничество. Из огородных культур мордва разводила свеклу, морковь, капусту, огурцы, репу, редьку, лук. В первой половине XIX века важнейшим продуктом питания стал картофель. Садоводство было развито слабее, фруктовые сады появились лишь в конце XIX века. По замечанию А.А.Шахматова , «…сначала в с.Оркине совсем не было садов. Прежде всех рассадили яблоневый сад Богомоловы, а после все остальные стали рассаживать каждую весну и каждую осень, кто сколько успеет. По замечанию А.Н.Минха, на юге прямо напротив села находится возвышенность – Самодурова панда, у подножия которой расположен фруктовый сад, орошаемый естественным источником одного из южных отрогов Самодуровой. Важное место в хозяйстве мордвы занимали скотоводство и птицеводство, основной целью которых было получение продуктов питания: молока, масла, мяса, а также шерсти и меда.
Слайд 11
Старинные и современные жилые постройки села Оркино
Слайд 12
Семейные обряды. Свадьба Свадьба - это важное событие не только в семейной жизни крестьянства, но и в жизни сельской общины. Свадьба проходит в несколько этапов и включает значительный круг действующих лиц. Важными чинами на мордовской свадьбе являлись "сваха", "уредев" (дружка), праздничные костюмы которых имели отличительные элементы: наряд из ленточек на шляпе уредева и букет из ковыля и исскуственных цветов на головном уборе свахи. Самый богатый костюм женщины надевался на второй день свадьбы. Он был многосоставным, с обилием украшений. Подобные костюмы молодуха также могла надеть в первый год замужества на большие престольные праздники. Отдельные предметы костюма новобрачных имели значение оберегов. Так, в течении свадьбы жених должен был оставаться в меховом головном уборе и рукавицах. Совершаемые в ходе свадьбы действия тоже были своего рода охранительными и содержали пожелание благополучия, согласия, плодовитости. К ним относятся: печение пирогов, укладка сундуков, осыпание молодых зерном и хмелем, битье глиняной посуды и т. д.
Слайд 13
Культура села. Фольклорно-этнографический ансамбль «Кучугуры» Перевод песни «Кучугуры»
Слайд 14
Село мое А.С.Кузнецов – житель села Оркино, руководитель КФХ «Оркинское» О Оркино, село мое родное! Сады, поля, леса - все дорого мне здесь, Я жизнь свою навек связал с тобою, Как хорошо, что ты на свете есть! «Кучугурами» ты раньше называлось, Село мое так предки нарекли. С тех пор, как ты образовалось, Тебя преображали, как могли. И я горжусь: в округе нет селенья краше! Гряда холмов - подобие Кавказских гор, И тянутся вдоль них дома в садах, постройки наши- Невольно обращается к ним взор. Красиво Оркино, особенно весною, Когда цветут сады, кругом белым-бело. И ароматом трав, и свежестью лесною В то время наполняется село. Живут в селе богатые душою Мордва-эрзяне, трудовой народ В беде и радости всегда с тобою И никогда не подведет. Село мое, ровесник ты Петровску, Тебе от роду 300 лет. Слывешь ты старшим братом сел мордовских И для меня дороже тебя нет.
Слайд 15
Песня об Оркино Средь равниной Саратовской области Есть село, все в сиянии гор. Здесь потомки живут вольной вольности Предки с Разиным брали топор. Здесь веками с нуждой вел сражение Терпеливый мордовский народ… … Здесь природа сама сходна с песнею Вот лесистый запев, косогор. И леса, словно хор, стеной тесною Загляделись в небесный простор. Автор стихотворения: Кузнецова Вера Петровна – ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы Оркинской школы
Слайд 16
А.Н. Минх - известный историк, краевед, один из учредителей Саратовской Ученой Архивной Комиссии (СУАК), предшественницы Областного музея краеведения, член Императорского московского археологического общества при Московском университете, член Императорского Русского географического общества, член Нижегородской, Тамбовской и Владимирской Архивных Комиссий, Саратовского губернского статистического комитета и корреспондент Министерства земледелия.
Слайд 17
Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1929 гг). Русский языковед, исследователь русского летописания, академик (1897), профессор (1909). В 1905-06 гг. изучал диалекты двух эрзянских сел Саратовского уезда – Сухого Карабулака (Арчилова) и Оркина. В 1910 году выпустил «Мордовский этнографический сборник», ставший сенсацией в широких научных кругах. Сборник содержал предания, обычаи, сказки, пословицы, поговорки, песни, рассказы, письма, очерки звуковых особенностей местных диалектов. Его исследовательская деятельность была высоко оценена императорским географическим обществом. С 1911 года являлся действительным членом финно-угорского общества в г.Гельсингфорсе. В 1918-20 гг.принимал активное участие в создании кафедры финно-угроведения в Саратовском университете.
Слайд 18
Фольклорно-этнографический ансамбль «Кучугуры» в 1997 году как часть центра Мордовской культуры села Оркино Петровского района Саратовской области. Его создатель и бессменный руководитель – А.С.Кузнецов, житель с.Оркино, общественный деятель , настоящий подвижник и пропагандист традиционной культуры мордвы-эрьзя. Почти сразу же ансамбль заявил о себе характерным «оркинским» мощным звуком, ярким мордовским колоритом, сложными старинными распевами. Вскоре ансамблю было присвоено звание «Народный художественный коллектив», они стали востребованы не только на областном, но и на международном уровне. Ансамбль неоднократно становился лауреатом районных и областных смотров-конкурсов художественной самодеятельности. Они принимали активное участие в десятках фольклорных фестивалей. Например: областной фестиваль традиционной культуры «Наши песни, как росы» – Саратов, 1999 г, Всероссийский этнофестиваль национальных культур «Волжское подворье» - Саратов, 2007 г, Всемирный всеэрзянский религиозный праздник «Раскень озкс» – Саранск, 2003 г, «Волга-река мира» - Поволжье, 2003, 2007 гг. Записи ансамбля «Кучугуры» хранятся в фондах радио «Россия» и ГТРК «Саратов»
Слайд 19
Наше село очень большое – Кучугуры. Живущие в нем – и бедные и богатые. Жили-были дед и баба, Васька был главой семьи. Был у них очень хороший сын Звали его Миколь. Миколь пас стадо вместе с отцом. Васька и не заметил, как его сын повзрослел. Пас, пас отец стадо, его сын повзрослел. Пришла порушка жениться Миколю. «Давай, сынок, мы тебя женим», - сказала ему мать. - Как вы меня жените, если у нас ничего нет. «Пойдем, сынок, свататься», - сказал ему отец. - Нет у нас ни пшеницы, ни денег, никто за меня не пойдет. Автор перевода – Занкина З.А.
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Под парусами
Привередница
Сверчок
Рисуем ананас акварелью