Цель работы заключается в том, чтобы выявить причины возникновения засорений русского языка и возможность их ограничения употребления.
Данная тема очень злободневна и актуальна. Автор попытался выяснить, в чём заключается популярность молодёжного сленга, матерных слов, слов-паразитов в русском языке. В своей работе ученик использует следующие методы: теоритический, практический и статистический.
Данное исследование можно применить на уроках русского языка, элективных курсов, различных викторинах. К работе прилагается презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 89.01 КБ |
IX
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«АКАДЕМИЯ»
Тема: «И мы сохраним тебя, Русская речь, великое русское слово.
А.А.Ахматова».
Россия
Краснодарский край
Город-курорт Анапа
Автор: Дергачёв Иван Андреевич
МБОУ ООШ №21 5 «А» класс
Научный руководитель: Боталова Карина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
I категория, МБОУ ООШ №21
Анапа 2014год
Оглавление
Аннотация ………………………………………………………………………………. | 3 | |
Введение. ………………………………………………………………………………. | 4 | |
Слово – дело великое………………………………………………………………… | 6 | |
Русский молодёжный сленг и его особенности…………………................................ | 6 | |
Подростковыйсленг.……………………………,………………………… …………. | 7 | |
Основные угрозы русскому языку. Распространение употребления нецензурных выражений………………………………………………………………………………. | 7 | |
Неужели новое поколение выбирает мат?.................................................................... | 8 | |
Наступление американизмов………………………………………………………….. | 9 | |
Проблема чистоты русского языка…………………………………………………… | 9 | |
Заключение…………………………………………………………………………….. | 10 | |
Список использованных ресурсов……………………………………………………. | 11 | |
Приложение…………………………………………………………………………….. | 12 |
Аннотация
Данная работа выполнена учеником 5 «А» класса, Дергачёвым Иваном.
Название проекта - «И мы сохраним тебя, Русская речь, великое русское слово.
А.А.Ахматова».
Цель работы заключается в следующем:
выявить причины возникновения засорений русского языка (молодёжного сленга, матерных слов, слов-паразитов, американизмов) и возможность их ограничения употребления.
Задачи работы таковы:
Актуальность темы заключается в выяснении того, насколько русский язык популярен в современном мире.
Автор пытался выяснить, в чём заключается популярность молодёжного сленга, матерных слов, слов-паразитов в русском языке.
В своей работе использует следующие методы: теоретический, практический и статистический.
Данное исследование можно применить на уроках русского языка, элективных курсах, различных викторинах и тому подобное.
Введение.
Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же
неприличием, как не уметь читать и писать.
А.П.Чехов
В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.
Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Сейчас наш великий язык теряет свою красоту и силу. Истинно русские слова уходят из лексикона человека, а сменяет их дворовый жаргон, все больше и больше слов иностранного происхождения приживаются в нашей речи. Вследствие этого — неграмотное, подражающее поколение. К большому сожалению, правильная речь стала редкостью. «Гнилые» слова стали нормой. Слышится нецензурная брань повсюду: во дворах играющие дети сквернословят, никто не запрещает ругаться подросткам, мат появился и в школе, и в кино, и на сценах некоторых столичных театров, и даже в СМИ. И самое страшное, что на «этом» языке взрослые обращаются к детям. Мат начинает приобретать масштабы общенационального культурного бедствия. Легализация нецензурной лексики и повсеместное её употребление стало знамением времени, связывают это с демократизацией общества и языка. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Вот поэтому тема моей работы «И мы сохраним тебя, Русская речь, великое русское слово. А.А.Ахматова».
Цель моей работы –выявить причины возникновения засорений русского языка (молодёжного сленга, матерных слов, слов-паразитов, американизмов) и возможность их ограничения употребления.
Задачи работы таковы:
Проблема чистоты языка – это не только ругательство матом, употребление жаргонов, но и обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе не понятны большинству людей. Употребление людьми иностранных слов часто используется как дань моде или чтобы затемнить смысл сказанного.
Засоряют нашу речь и слова-паразиты, употребление которых является вредной привычкой наряду с курением, ленью. Это слова – связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают её пониманию. Сам человек, употребляющие слова – паразиты, их не замечает. А слушатель устаёт, изнемогает. Многим из нас знакомы примерно такие фразы: «Вот, так сказать, прихожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать, на своё место».
В своей работе я пытался выяснить, в чём заключается популярность молодёжного сленга, матерных слов, слов-паразитов в русском языке. Данное исследование можно применить на уроках русского языка, элективных курсах, различных викторинах и тому подобное.
С учётом поставленных задач в работе применялись следующие лингвистические методы: описательный (такие приёмы, как сравнение, сопоставление, обобщение, метод опроса и анкетирования, а также приёмы наблюдения.
Научная новизна исследования состоит в том, что предложено описание молодежного жаргона, охарактеризованы особенности его бытования, состав носителей, обрисован речевой портрет представителя современной молодежи - носителя изучаемого жаргона, выявлена специфика его лексики и фразеологии, отмечены потенциальные возможности молодежного жаргона для развития лексической системы современного русского языка.
Практическая значимость исследования.
Материалы и основные результаты данного исследования представляют интерес как в учебных, так и в научных целях с точки зрения социальной дифференциации современного русского языка.
Я проводил социологический опрос среди учащихся 5-9 классов. В опросе участвовало 201 ученик и 10 учителей. Для опроса использовались анкеты с выбором ответа и анкеты со свободным ответом. Результаты опроса по выявлению отношений учителей и учащихся к сквернословию было следующими:
1.Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?- 87% учащихся ответили «да».
2. Волнует ли тебя проблема чистоты русского языка?-51% учащихся ответили «волнует», 40% -не задумывались об этом, 9% - не волнует.
3. 80% учащихся считают, что нецензурные слова молодёжь употребляет как способ самоутверждения в глазах других людей, 20% думают, что не хватает других хороших слов.
4. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?- 33% считают, что это бесполезно, 30% - можно попробовать, но не думают, что изменится что-либо, 37% - борьба необходима в любом случае.
5. 45% полагают, что бороться со сквернословием необходимо системой штрафов, 19% - воспитанием, 36% - самовоспитанием.
Все учителя признались, что употребляют в своей речи(хоть изредка) жаргонный(молодёжный сленг).
Но вот что интересно: 0% опрашиваемых желают, чтобы их дети – настоящие или будущие – ругались бы матом. И никто не хочет, чтобы его близкий друг или подруга даже изредка бы вставляли в речь «этакое словечко». И при этом 87% на вопрос «Зачем ты ругаешься?» самый распространённый ответ – « для разрядки». Окружающие так же легко «разряжаются» в ответ. Матом снимают стресс, психологические перегрузки. Иногда «общий» мат объединяет, позволяет установить контакт.
Я исследовал сленг учащихся и составил мини-словарь:
Хавчик – обед
Чувак – парень
Фигня – ерунда
Притащился -пришел
Клево – хорошо
Фиолетово, по барабану – все равно
Слово – дело великое.
Язык – самое опасное оружие: рана, нанесённая
от меча легче залечивается, чем от слова…
О вежливости человека мы, прежде всего, судим по его речи. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны.
«Слово – дело великое, писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом же можно служить вражде и ненависти».
В подтверждение этому приведу такой исторический пример. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки, раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войну; язык несёт зло, горе, оскорбление.
Русский молодёжный сленг и его особенности.
Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой. Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, клёво, бабки, видак, оторваться, фигеть, стрёмно, тачка, кидать, разборки, халява, пудрить мозги, и т.д.
Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога? Так каковы же источники их образования? По мнению лингвистов, большинство новых сленговых слов возникает вполне естественным образом из конкретных ситуаций, отражая появление новых предметов, вещей, объектов, идей или событий.
Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В качестве примера можно рассмотреть причины бурного образования компьютерного сленга. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. Вот некоторые из них: вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; смайлы – смешные мордочки в чатах; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка; юзер – пользователь компьютером.Электронное письмо не вернуло школьников к грамматике и орфографии, как ожидалось ранее. Оно «узаконило» молодежный сленг и не привило детям навыков грамотного письма.
Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса, попсятина – поп-музыка; свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацать.
Подростковый сленг.
В чем прикол?
Я внимательно прислушивался к молодежному жаргону и обнаружил, что в ней встречается очень много слов заключенных, а также исковерканные английские слова.Я даже встречал такие выражения, которые, будучи вырванными из контекста, звучат вполне литературно, например: «Не наезжай!» или «Не тормози!»
Можно назвать несколько причин, по которым мы, школьники, активно употребляем сленг. Первая из них весьма печальна: нам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.Многие мои друзья объясняют употребление жаргона стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно!То есть нежелание следовать правилам, которые придумали взрослые.Наконец, мы часто заявляем, что просто не желаем, чтобы нас понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании или «враждебному» молодежному течению. Если две последние причины вполне объективны, то первую можно постараться устранить.
Основные угрозы русскому языку.
Распространение употребления нецензурных выражений.
Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. К сожалению, у многих современных носителей русского языка речь бывает «пересыпана» матерными словами и выражениями. Причём, многие подростки, а также и студенты вузов, почему-то считают даже модным нецензурно выражаться. Я считаю, что это дурная «мода», от которой следует решительно избавляться!«Грязными» словами человек истребляет себя. Когда человек сквернословит, он не только оскверняет. «пачкает» свои уста, но и льёт грязь в уши окружающих, развращает их, наводит на дурные мысли, сеет зло, сам того не осознавая. Понятным становится тот факт, что после применения огромного количества бранных слов у людей появляется головная боль, головокружение, скачки давления.
Сквернословие незаметно становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
Особенно уродливо звучит матерная брань в устах школьников, как мальчиков, так и девочек.Когда я спрашивал у ребят, почему они матерятся, некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Мне хотелось скорее перестать разговаривать с этими людьми. Как-то я прочитал, что в XVII веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесённые, полагалась смертная казнь, а в XIX веке матерщинников воспринимали как безбожников и анархистов.
Неужели новое поколение выбирает мат?
Раньше с помощью непристойных слов и выражений изгоняли из домов разную нечисть, спасали скот и урожай от бесплодия и слова эти назывались «чёрными», сближая понятия «чернота» и «чёрт», т.е. проклятый. Попусту такими словами не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и наблизких. Опасным считалось бранить детей.
В доме, где родители хранят целомудрие речи, у детей вырабатывается стойкое отвращение к сквернословию, что является надёжной защитой от общения с дурными компаниями.
Если мы не желаем множить зло в себе и других, мы должны отказаться от сквернословия и беречь великий русский язык!От каждого из нас зависит здоровье языка, который мы хотим сохранить для новых поколений во всей чистоте и накопленном веками богатстве.
Наступление американизмов.
Когда я смотрю современные фильмы, читаю книги, я встречаю много американских слов, которые всё шире используются не только в рекламе и названиях торговых организаций, но также и в бытовом общении и даже в выступлениях общественных и политических деятелей. Все эти «ток – шоу», «хит – парады», «прайс – листы», «супермаркеты», а также «спикеры», «саммиты», «имиджмейкеры» мы слышим сегодня буквально на каждом шагу. «Я дал вам презент. Эй, пипл. У нашего радио модныйсаунд. Растрепанныйхаер(волосы)».«Вместо слова великолепно сейчас можно-потрясно; ясно, как в танке.Мы начинаем привыкать к американизмам типа: «имидж», «массмедиа», «шоумен», «спонсор», «рейтинг».
Сегодня довольно часто используются гибридные англо- русские словосочетания, которые не соответствуют никаким нормам русской грамматики. Например, «Горбачёв – фонд» (имеется в виду Фонд Горбачёва), «Айс – Фили», «Иванушки – Интернешнл».
К сожалению, никаких действенных мер для противодействия этому процессу в России сегодня не принимается, так как его опасность как информационной угрозы ещё должным образом не воспринимается. А напрасно. Я считаю, что эта опасность вполне реальна, и она нарастает.
Проблема чистоты русского языка.
Состояние языка культуры речи всегда являлось индикатором культуры общества в целом. Русский язык превращается в косноязычное мычание, он беднеет, скуднеет, отходит от литературных норм.
Проблемы сохранения чистоты русского языка становится уже проблемой национальной безопасности России. Русский язык пережил в своей истории немало трудных времён и до сих пор выходил из них победителем. Окажется он сильнее и нынешних угроз.
Экология слова - есть сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.
Сегодня погубить РУССКИЙ ЯЗЫК – значит уничтожить и саму Россию.
И пусть своеобразным девизом станут для нас слова И.А.Бунина:
…И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Заключение.
В результате проделанной исследовательской работы я нашёл ответ на вопрос, в чём заключается популярность молодёжного сленга, матерных слов, слов-паразитов в русском языке. Вследствие проведенной работы следует сделать ряд выводов:
Таким образом, экология слова есть сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты. Сегодня погубить РУССКИЙ ЯЗЫК – значит уничтожить и саму Россию.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агузарова К. Молодежный сленг. // Дарьял. -№ 6. 2004.
2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование. // Вопр. языкознания. - М., 1996. - № 3.
4. Введенская Л.А., Червинский П.П.. Теория и практика русской речи.с. 174–175.
5. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка . – Л., 1971.
6. Дубровина К.Н. Студенческий жаргон // Филологические науки. - 1980. - № 1.
7 Запесоцкий А. С., Фаин Л. П. Эта непонятная молодежь. М.: 1990.
8. Земская Е.А. Русский язык. Справочно-информационный канал. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия – ХХ век, часть 1. http://www.gramota.ru/mag.new.html
9. Лапова Е.Б. О молодежном жаргоне // Русский язык. - Минск, 1990. - Вып.10.
10. Липатов А. Т. Русский слэнг и его семантическая соотнесенность с жаргоном и арго // Семантика и уровни ее реализации. Краснодар, 1994.
11. Молодой. - 2000. № 46-47.
12. Молоток. - 2000. - № 33.
13. Мордвинов А.Б., Осипов Б.И. Учебная практика по изучению народно-разговорной речи города. - Омск, 1990.
14. Рабинович Е.Г. Поэтика жаргона: О некоторых приемах стереотипизации речи // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб., 1991.
15. Рожанский Ф.И. Сленг хиппи: Материалы к словарю. – СПб.-Париж: Издательство Европейского Дома, 1992.
16. Уздинская Е.В. Семантическое своеобразие современного молодежного жаргона. // Активные процессы в языке и речи. - Саратов, 1991.
Словари
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1998 (компакт-диск: репринт).
д
Просто так
Петушок из русских сказок
Рисуем зимние домики
Сладость для сердца
По морям вокруг Земли