Исследовательская работа по русскому языку по теме: "Части речи".
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi._issledovatelskaya_rabota.docx | 232.13 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балайская средняя общеобразовательная школа»
(исследовательская работа)
Авторы: Герц Роман Григорьев Никита Маркина Вероника ученики 3 класса МБОУ «Балайская СОШ» Научный руководитель: _ Шнайдер Н.М. учитель начальных классов МБОУ «Балайская СОШ»
п. Балай
2014
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . 1
Часть 1. Части речи. . . . . . . . . . 2
Часть 2. Анализ текстов. . . . . . . . . 4
Выводы. . . . . . . . . . . . 9
Литература. . . . . . . . . . . 10
ВВЕДЕНИЕ.
В этом учебном году на уроках русского языка мы изучали различные части речи, в том числе имя существительное, имя прилагательное и глагол. Работая с ними, мы задались вопросом: «А каких частей речи встречается в текстах больше?» Для ответа на этот вопрос мы решили провести исследование. Есть в русском языке и другие части речи, но с ними мы пока ещё недостаточно знакомы, поэтому не всегда сможем определить их. Поэтому в своём исследовании мы будем работать только с теми частями речи, про которые уже много что знаем, и можем определить их в любом тексте.
Цель исследования: определение той части речи, слова которой встречается в текстах чаще других.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Гипотеза. Имя существительное – самая многочисленная часть речи, слова этой части речи встречается в текстах чаще, чем слова других частей речи.
- 1 -
ЧАСТЬ 1.
ЧАСТИ РЕЧИ.
Что такое часть речи? Для того чтобы это понять, вернёмся в те далёкие времена, когда люди начали говорить, когда они звуками голоса научились обозначать окружающие их предметы и выражать словами своё отношение к ним и друг другу. Тогда начали появляться первые слова, и сначала они были очень простыми. Видел человек растение с листьями и съедобными плодами – придумывал ему название: яблоня. Капала с неба вода – называл: дождь. Слышал, как жужжанием летит насекомое, - называл: жук. Так появились слова, обозначающие предметы и вопросы к ним: Кто это? Что это?
А когда люди делали орудия труда и охоты, им надо было рассказать друзьям и соседям, как и из чего эти орудия сделаны. Так появились слова, обозначающие действие, и первые вопросы: Что сделал человек? Что надо делать? Что не надо делать? Постепенно люди стали обращать внимание на качество предметов, которые их окружали, на качество своих действий и предметов, которые они сделали своими руками. Так появились слова, обозначающие качество предмета: Какой это предмет? Какая это пища? Какие это стрелы?
Проходили тысячелетия, образовалось множество новых слов, люди изобрели письменность, появились первые школы и учителя. Понадобилось разобраться во всём многообразии слов и разделить их на части в зависимости от вопросов, которые можно к ним подставить.
Если каждое слово будет находиться в своей категории и в своей части речи, то их легко можно будет изучить и запомнить.
И вот учёные решили разделить все слова по частям речи, по классам. Учение о слове как части речи получило название морфология.
Имя существительное – очень важная часть речи. Если из языка убрать все имена существительные, то нам станет не о чем разговаривать. Почему? Имена
- 2 -
существительные – это те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. Такие слова отвечают на вопрос кто? или что?
Имя прилагательное. «Прилагательное» - какое интересное название. Что-то к чему-то прилагается. Для чего? Продаётся в магазине магнитофон, или фотоаппарат, или пылесос, и к каждому предмету прилагается своя инструкция. Посмотришь на инструкцию – и становится понятно, чем именно этот магнитофон отличается от других, в чём особенность именно этого конкретного пылесоса.
Вот для чего нужны имена прилагательные! Они обозначают признаки разных предметов, то есть отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные связаны с именами существительными, они делают нашу речь более точной и выразительной.
Глагол. Эта часть речи не менее важна, чем имя существительное. Раньше в нашем языке было такое слово «глаголить», значит – говорить. Глагол обозначает любое действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал?
- 3 -
ЧАСТЬ 2.
АНАЛИЗ ТЕКСТОВ.
Для проведения своего исследования мы взяли два текста: художественный и научный. Для чистоты эксперимента обратились к текстам одной тематики. И в одном и в другом тексте говорится о радуге. Первый текст – это авторская сказка. Второй текст – статья из детской энциклопедии.
Сначала мы отделили слова известных нам частей речи от неизвестных. И слова тех частей речи, которые мы ещё не знаем, в текстах обозначили жирным курсивом, чтобы они не отвлекали нас от исследования.
Далее для удобства исследовательской работы мы ввели условные обозначения для каждой части речи, которыми и пользовались при нахождении и подсчёте слов. Имя существительное мы обозначали зелёным кружочком (над словом), имя прилагательное – красным, а глагол – синим.
Сказка о радуге.
Жила-была маленькая девочка Катюша. Она была очень любознательная, ей все было интересно. Из-за этого она все время попадала в удивительные истории. На этот раз с ней приключилось вот что.
Одним летним днем Катюша гуляла на улице и вдруг увидела, что внезапно потемнело, поднялся ветерок, набежало много тучек, солнышко исчезло, и пошел дождик.
- Как интересно – подумала Катюша, - почему же идет дождик! Наверное, потому что серые облака закрыли солнышко!
- 4 -
Только она об этом подумала, как к ней обратилась маленькая капелька.
- Привет! Меня зовут Капелька. Давай дружить! Я прилетела из вон той серенькой тучки!
- Давай! – ответила Катюша – а расскажи, почему идет дождик?
- Дождик идет, потому что тучи, которые мы видим на небе, состоят из воды, и эта вода попадает на землю в виде маленьких капелек! Но я хочу тебе показать нечто другое, еще интереснее! Смотри!
В этот момент дождик закончился, выглянуло солнышко, и в небе появилась разноцветная дуга. Она была очень красива и светилась разными красками.
- Вот это чудо! – воскликнула Катюша. – Что это?
- Это – РАДУГА! – сказала Капелька.
- А можно на нее как-нибудь попасть и рассмотреть поближе? – спросила Катюша.
- 5 -
- Конечно, я отнесу тебя туда! – ответила Капелька и подхватила Катюшу.
В один миг Катюша и Капелька оказались вверху на радуге. Она была необыкновенная. У нее было семь цветов, один ярче другого! Катюше во что бы то ни стало, захотелось узнать, как называются эти яркие цвета, в которые окрашены полоски у радуги. И подружки оказались на самой верхней полоске.
- Это Красный цвет – сказала Капелька – в этот цвет окрашено множество предметов. Самые вкусные из них – это клубника, малина, вишни, помидоры, яблоки. Еще разные цветы, бабочки, даже бантики у тебя в волосах красного цвета!
- Это Оранжевый цвет – перешагивая, продолжала Капелька - это цвет абрикос, моркови, апельсинов, тыквы, даже веснушек на носиках и щечках у деток!
- Этот цвет – Желтый. В него окрашено солнышко, звезды, некоторые бабочки и цветы, лимоны, бананы, дыни, а еще маленькие цыплята, песок и подсолнухи!
- Сделай еще шаг, и ты окажешься на полоске Зеленого цвета – цвета лесов, полей, весенней листвы, травы, еще огурцов, капусты и кабачков, крыжовника и арбузной корки.
- Следующий цвет – Голубой. Это цвет неба, васильков и незабудок
- Это – Синий. Цвет морей и океанов, рек и озер
- А это последний цвет – Фиолетовый. Цвет фиалок, ежевики, слив, смородины и баклажанов.
- 6 -
- Как жалко, все цветные полоски у Радуги закончились! – огорчилась Катюша.
- Ты не расстраивайся! – поспешила утешить Капелька – ведь вокруг тебя все такое разноцветное, и ты сможешь во всем увидеть частичку радуги, а иногда и саму Радугу! А теперь мне пора на облачко!
- Спасибо, Капелька! Прилетай еще, я буду ждать тебя и обязательно запомню все цвета такой яркой и интересной Радуги! – крикнула вслед улетающей Капельке Катюша.
С тех пор, когда на небе появляется Радуга, лицо Катюши светится от счастья, ведь она изучила все ее цвета!
Татьяна Куликова
Таблица 1. Результаты исследования художественного текста.
Имена существительное | Имена прилагательные | Глаголы |
142 | 32 | 73 |
Радуга
После жаркого, душного дня сгустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под тёмной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой, - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Что это такое – радуга? Почему в воздухе возникло такое чудо?
- 7 -
А причина этому – солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.
Когда лучи солнечного цвета проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но вот на их пути встречается дождевая капля. А капля по форме близка к призме – геометрической фигуре. Когда солнечный свет проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи отклоняются на неодинаковые углы. Меньше всего отклоняются лучи красного цвета, больше всего – фиолетового. Белый луч распадается на составные лучи, и на стене за призмой появляется красивый разноцветный «зайчик», а на небе – радуга.
Наружный край изогнутой полосы радуги обычно оказывается красным, за ним по внутреннему краю следуют другие цвета радужного спектра, вплоть до синего и фиолетового. («Радуга» из энциклопедии «Что такое. Кто такой»)
Таблица 1. Результаты исследования научного текста.
Имена существительное | Имена прилагательные | Глаголы |
49 | 36 | 16 |
- 8 –
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Полученные результаты мы занесли в таблицу.
Текст | Имена существительное | Имена прилагательные | Глаголы |
художественный | 142 | 32 | 73 |
научный | 49 | 36 | 16 |
всего | 191 | 68 | 89 |
А теперь покажем результаты исследования в диаграмме.
Из результатов исследования видно, что в текстах чаще остальных встречаются имена существительные. Слова этой части речи встретились 191 раз. Имена прилагательные – 68 раз, а глаголы – 89 раз.
ВЫВОДЫ.
В результате исследования гипотеза о том, что имя существительное – самая многочисленная часть речи, подтвердилась. Слова этой части речи встречаются в текстах чаще слов других частей речи даже не зависимо от того, художественный это текст или научный. Возможно, это происходит потому, что слова этой части речи возникли в языке раньше, чем другие.
ЛИТЕРАТУРА:
- 10 -
Рисуем акварельное мороженое
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Голубая лягушка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
В поисках капитана Гранта