Фотография, это то, с помощью чего мы можем выстроить череду событий, историю родного города. Фотография – это искусство, благодаря которому мы можем запечатлеть такие прекрасные вещи как, природу, памятники архитектуры, просто какие-то «кусочки» нашей жизни, сохраняя их на долгие времен. В данной работе ученицы 10 класса исследовали, как появилось и развивалось искусство фотографии в России и в родном городе Екатеринбурге. Сравнив фотографии прошлого и настоящего , ученицы пришли к выводу, что некоторые памятники культуры города Екатеринбурга и по сей день остаются неизменными, а некоторые из них изменились до неузнаваемости.На основе данных, полученных в ходе исследования, был составлен фотоальбом : «Екатеринбург вчера и сегодня».
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Фотография как зеркало памяти" | 153.5 КБ |
Слайды из презентации "Фотография как зеркало памяти" | 2.49 МБ |
Тема проекта Фотография как зеркало памяти
Авторы: Кузьмина Дарья Владимировна и Первакова Полина Сергеевна, ученицы МАОУ Гимназии №8 «Лицей им. С.П. Дягилева». Научный руководитель: Банных Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназии №8 «Лицей им. С.П. Дягилева» г. Екатеринбург, 2015 |
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
Глава 2. История фотографии на Урале.
Глава 3. Практическая часть Стр.19
Заключение
Список литературы Стр.29
Приложения Стр.30
ВВЕДЕНИЕ
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало неповторимый вид искусства – фотографию. История русской фотографии насчитывает более 160 лет, и напоминает захватывающий роман, действие которого происходит в декорациях различных исторических эпох.
В течение многих столетий художники работали над тем, чтобы наиболее точно отразить окружающую их действительность. Но в XIX веке возникло совершенно новое направление искусства – фотография.
Практически у каждого на рабочем столе в рамках стоят снимки любимых и дорогих людей, любой просматриваемый в интернете сюжет сопровождает фото отчет; по снимку в паспорте нас идентифицируют на паспортном контроле, а личные и семейные фотоальбомы позволяют сохранить память о событиях и значимых моментах, праздниках, путешествиях, запечатлеть и запомнить себя и родных в каждый период жизни.
Так что же такое фотография? Где и когда сформировалось это искусство? Можно ли провести аналогию между фотографиями прошлого и настоящего? – именно эти вопросы поспособствовали написанию нашей исследовательской работы.
Предмет исследования: фотография как искусство.
Объект исследования: искусство фотографии города Екатеринбурга.
Цель исследования: изучить историю фотографии нашего города, выяснив значение фотографий старого Екатеринбурга.
Для того чтобы достичь этой цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) собрать материал об истории и развитии искусства фотографии на Урале;
3) выявить разницу между фотографиями прошлого и настоящего.
4) определить значение фотографий нашего города для его жителей.
Гипотеза исследования: если сопоставить и проанализировать все фотографии прошлого и настоящего, дополнить их вырезками из фильмов и статей о городе, отбросить явно противоречивые факты, то мы, бесспорно, сможем воссоздать образ старого Екатеринбурга.
Об истории и развития фотографии на Урале достаточно информации (см. Список используемой литературы). Мы её изучили, систематизировали и представили в нашей работе.
Материала о сопоставлении фотографии родного города в 19, 20,21 веках мы нашли очень мало. Следовательно, материал собранный нами в данном исследовании актуален.
Методы исследования: сбор и систематизация материала, наблюдение, сопоставительный анализ, обобщение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. ЧТО ТАКОЕ ФОТОГРАФИЯ?
Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение изображения при светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере.
В более широком смысле, фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка.
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ.
Портрет - фотография человека или группы людей, передающая индивидуальное сходство, раскрывающая внутренний мир и характер, выявляющая в облике типические черты эпохи и социальной среды
Жанровый портрет - портрет как кино. Человек, органично существующий в неком окружении или ситуации. Портрет с историей за кадром.
Природа - изображение фрагментов живой природы, растительности.
Пейзаж - реальный вид какой-либо местности (лес, поле, горы, роща, море и др.), в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображённая человеком природа с передачей настроения, навеваемого их созерцанием.
Город - городской пейзаж, раскрывающий особенности городской среды и застройки, а также панорамы, виды улиц, кварталов.
Архитектура и интерьеры - фотографии зданий, сооружений, архитектурных ансамблей, жилых и общественных интерьеров. Снимки должны раскрывать художественные, стилистические и/или конструктивные особенности архитектурных объектов. К фотографиям не могут применяться манипуляции, искажающие объекты съемок.
Натюрморт - изображение вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Репортаж - информационный жанр, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.
1.3. КАК ФОТОГРАФИЯ ПОЯВИЛАСЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?
Замысел о создании фотографии, появился одновременно у нескольких ученых и изобретателей - Г.Табольта, Ж.Ньепса, Л.Дагера. Необходимость «иметь под рукой» большое количество перспективных изображений в то время стояла приоритетной задачей во многих областях. Это было время, в котором мощный толчок для развития науки.
Теперь можно, наконец, с удовлетворением подчеркнуть, что Жозеф Нисефор Ньепс, который более века находился в тени своего бывшего партнера Луи Ж.-М. Дагера, снова начинает по праву считаться первым в мире фотографом. Ньепс не только создал фотографию в камере-обскуре и изобрел диафрагму для исправления дефектов, которые он наблюдал при открытых линзах (изобретение было забыто более чем на пятьдесят лет, и его пришлось вновь изобретать). Но прежде всего Ньепс был первым, кто сделал изображение постоянным. Он называл эти изображения, полученные в камере-обскуре, «отражением видимого», чтобы отличать их от его «гравюрных копий».
Как утверждает историк Жорж Потонье, можно доказать, что Ньепс получил стойкое изображение в камере-обскуре в 1822 году. Однако лишь одно из его сохранившихся «отражений видимого» может быть определенно датировано 1826 годом. Эта фотография вполне могла быть сделана в 1826 году, потому что именно в том году Ньепс стал использовать сплав олова со свинцом вместо медных и цинковых пластин. Экспозиция была равна восьми часам, а потому солнце успело осветить обе стороны здания, которое он снимал из окна своей комнаты. Ньепс написал своему сыну Исидору, объясняя свое предпочтение сплава олова со свинцом тем, что этот сплав темнее, чем медь, и светлый, когда его очистишь, а потому контраст белых и черных линий остается более резким.
Ньепс обрабатывал стеклянную пластину так же, как и металлическую, но с одной существенной разницей: когда битум растворялся лавандовым маслом, пластина промывалась и просушивалась, и на ней оставалось видимое изображение. Странно, что Ньепс, который старался разрешить проблему многоразовых репродукций, никогда, кажется, не попытался использовать полученное изображение на стекле как негатив, чтобы с него сделать отпечатки на светочувствительной бумаге. Этот принцип — негатив — позитив, от которого берет начало вся современная фотография, — был предложен Фоксом Тальботом несколькими годами позже в Англии.
Луи-Жак-Манде Дагер (1787—1851) не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной. В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света.
Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса.
Поиск в области технологий создания зрительных иллюзий шли в том же направлении, что и передовое машиностроение.
Уильям Генри Фокс Табольт (1800-1877г.) - математик, ботаник, лингвист, член Королевского общества. Как-то раз, на берегу горного озера Италии, где У.Табольт проводил свой отпуск и делал зарисовки при помощи камеры-люциды, но почувствовал что его рука стала неметь и хуже слушаться. Тогда он задумался - как было бы хорошо, если б свет сам оставлял зарисовки на бумаге!... Эх, мечты, мечты!...Так и остались бы они мечтами, но У. Табольт был не простым мечтателем, он был изобретателем - деятелем! Путем ошибок и проб, используя химические растворы разного состава, в 1834г. он изобрел светочувствительную бумагу! У.Табольт клал на нее листья растений и прижимал сверху стеклом. На бумаге, пропорционально освещенности проступало негативное изображение, которое, в конце, закреплялось простым раствором соли ( ПРИЛОЖЕНИЕ №1, 2).
Это были первые фотограммы. Чуть позже, скомбинировав микроскоп с камерой-обскурой, У.Табольт получил первый позитивный фотоотпечаток с негатива, который сам автор назвал «фототипическим рисунком». Эти изобретения сыграли существенную роль не только в развитии фотографии, но и анимации. Интересный факт - время действительно ускоряется! Изначально экспозиция (проявление изображения) могла длиться целые сутки, спустя две сотни лет затрата времени на нее сократилась до 8-10 часов. Открытие Табольта позволило производить экспозицию в течение 1 часа! Для сравнения - в современных фотокамерах экспозиция длиться 1/1000, 1/500 доли секунды! Сегодня 1 минуту анимации можно сделать с помощью мобильного телефона и компьютерных программ всего за 1 час. У первых авторов на создание одной минуты уходили годы. То, что кажется нам сегодня фантастикой, завтра вполне может стать реальностью!
1.4. КАК ПОЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ В РОССИИ?
В России фотография начала развиваться стремительными темпами практически сразу же после обнародования принципов фотографирования. Этому способствовали русские ученые и изобретатели, которые приняли самое активное участие в совершенствовании фотографической техники и развитии фотографии как отдельного направления в искусстве. История фотографии в России насчитывает уже более ста семидесяти лет и может похвастаться многими славными страницами. Начало российской фотографии было положено в 1839 году, когда член российской Академии наук И. Х. Гамель отправился в Великобританию. В Англии он познакомился с В.Тальботом и его методом получения фотографического изображения. Все собранные материалы, в том числе фотоизображения и документы с описанием способа Тальбота, академик Гамель отправил в Санкт-Петербург. Ознакомившись с присланными материалами, академик Юлий Федорович Фрицше первым в России освоил технику получения фотографического изображения.
В конце мая того же года состоялось заседание Санкт-Петербургской Академии Наук. На нем Ю.Ф. Фрицше сделал доклад на тему «Отчет о гелиографических опытах». Им был сделан полный анализ калатопии на основе материалов, собранных Н. Гамелем. Было признано, что негативно-позитивный процесс, изобретенный Тобальтом, наиболее пригоден для выполнения научных снимков с плоских предметов, к примеру, с гербария. Так же выдающийся русский химик представил на рассмотрение значительное усовершенствование данного способа — он предложил применять аммиак во время проявления вместо теосульфата натрия, применявшегося Табольтом. Фрицше подтвердил на практике, что такая замена существенно улучшает изображение, предъявив снимки, сделанные собственноручно. Весной 1839 года в России академиком Ю. Ф.Фрицше был сделан один из первых снимков — фотограмма листьев растений. «Отчет о гелиографических опытах» академика, химика и натуралиста Ю.Ф. Фрицше — это одна из первых научных работ на эту тему в нашей стране и в мире, которая полностью исследовала данную тему.
В октябре 1839 г. Ф.Теремин делает дагеротипный снимок Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, что положило начало стремительному развитию искусства фотографии в России.
На рубеже XIX-XX века отечественные фотографы полноправно участвовали во многих международных выставках, а также состояли членами международных фотографических обществ. И что особенно приятно, их работы получали самые престижные премии и награды.
Постепенно появляется большое количество фотостудий, и фотографией начинают заниматься совершенно разные люди, начиная от дворян и купцов и заканчивая крестьянами и рабочим.
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии был московский гравер и изобретатель А.Греков. В 1804 он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной съемки и применил кресло с особыми подушечками для поддержки головы, что обеспечило резкость фотографии.
Значительный вклад в развитие фотосъемки внес С. Левицкий , который первым предложил изображать объект фотосъемки в разных позах и даже разной одежде, так же он одним из первых в Европе ввел декоративные сменные фоны, а его снимки Пятигорска и Кисловодска были отмечены золотой медалью на выставке в Париже.
Большой вклад в развитие портретной, документальной и жанровой фотографии внесли такие талантливые отечественные мастера как И.Барщевский, А.Карелин, С.Прокудин-Горский. Бурное развитие фотографии, огромный интерес общественности способствовали появлению тематических журналов по фотографии и созданию фотографических обществ.
Непрерывно идет усовершенствование фототехники: улучшается качество оптики, изобретается затвор, наблюдается тенденция к уменьшению размеров фотоаппаратуры.
Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагерротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.
Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике.
Годом основания фотографического заведения Деньер считал 1849 год — о чем он неоднакратно напоминал на оборотах своих бланков В 1851 году он окончил Академию художеств в Петербурге. В ателье Деньера снимались все слои населения, в том числе и Царский Двор. Еще в 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга, которое позволило ему много лет позже в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного Почтового Союза. С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи.
Вывод 1: Таким образом, во всем мире фотография начала стремительно развиваться, этому способствовали сразу несколько ученых, таких как: У. Табольт, Л.Дагер, Ж.Ньепс. Так же в России тоже с большой скоростью начало развиваться такое искусство, как фотография, благодаря таким русским ученым и изобретателям как: И.Х.Гамель, И.Ф.Фрицше.
Глава 2. ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ НА УРАЛЕ.
2.1. ТЕРЕХОВЫ.
Основоположникам фотоискусства на Урале считается –Иван Терехов, который в 1842г создал уральское заведение «Фотография Терехов и Сын»
Семейное предание связывано с Дагером, изобретателем фотографии: кто-то из Тереховых ездил к нему учиться, купил фотоаппарат и необходимые материалы. Как бы то ни было, но в последующие годы фотокамеры Тереховы предпочитали приобретать во Франции. В Российской национальной библиотеке в Петербурге есть два фолианта — два тома "Альбома костюмов России, 1878". В них более 500 фотоснимков: представители всех народностей России в своих национальных одеждах. Одним из авторов числится Иван Терехов из уездного города Екатеринбурга. Несмотря на столь дальнее местожительство, фотограф уже активно поддерживал связи с центром, и не безуспешно. Начав в 1853г. с безвестной "Фотографии", он — единственный на Урале — удостоился титула "Фотограф Его Императорского Величества" от Великого князя Владимира Александровича, когда тот посещал Екатеринбург (1868г)
«Иркутский ярмарочный листок» за 1869 г: «В Екатеринбурге г. Терехов приобрел себе прочную репутацию: здесь работа его, как сказывают, всегда предпочитается всем другим фотографам, иногда заезжающим к нам, и поэтому эти господа, встречая столь неприятного конкурента, обыкновенно весьма скоро оставляют наш город!» В 1875г. тот же торговый вестник публикует статью «Фотограф-художник И.А.Терехов». В ней, в частности, говорится: «Настойчивым неутомимым трудом, с врожденным и развитым художническим чутьем, если можно так выразиться, он достиг замечательного совершенства в своих произведениях. С технической стороны дела г. Терехов не оставляет подвергать самому тщательному выбору приобретение и самых мелких принадлежностей и не щадит никаких средств, чтобы следить постоянно за всяким усовершенствованием по фотографии. Нам остается еще сказать, что богатый город Екатеринбург, где постоянно живет г. Терехов, заключает в среде своей много хорошо образованных и развитых людей, которые при частом посещении ими наших столиц и центров цивилизации западных государств, до утонченности развили свой вкус ко всему изящному, и потому г. Терехов, став уже в уровень с требованиями общества и превосходя его ожидания, будет постоянно находить в их среде хороших ценителей своих артистических произведений»
Кроме портретных работ Иван Терехов занимается и съемкой видов. Один из его альбомов — «заключающий 25 видов Екатеринбурга, снятых им с разных пунктов». Его снимок «Каменные палатки — обнажение гранита» вклеен уже в самый первый том ученых «Записок УОЛЕ» ( УОЛЕ - это Уральское Общество любителей естествознания) (тираж был 980 экземпляров!), за что, И.А. Терехов был награжден бесплатным изготовлением фотокарточек. И это не единственный случай. Воспоминания очевидца: «Пять человек с фотографом И.А.Тереховым сами по себе во время всего нашего пути к Чертовому городищу 7 верст несли фотоаппараты, приборы, воду и вообще все необходимое, что требовалось для фотографии. Плодом трудов этой экспедиции стали три фотографических снимка для тома записок Уральского общества». Для ученого доклада фотограф изготовил цветной — собственноручно подкрашенный - снимок редкого растения. Однажды он подарил обществу каменный отпечаток древней растительности.
Первой фотографической наградой И.А.Терехова была от «Общества любителей естествознания». Еще одна - серебряная медаль за фотографию на Всероссийской промышленной выставке 1882 г - пришла уже посмертно.
2.2 ФОТОГРАФИЯ БРАТЬЕВ КОЗЛОВЫХ
Братья Николай, Александр и Иван Козловы профессионально фотографией начали заниматься на привокзальной площади: небольшой мобильный павильон обслуживал скучающих в ожидании поезда пассажиров. Со временем дело развивалось и фотографические ателье Козловых появлялись в Камышлове, Тюмени, Самаре, Саратове, Ялте. В Екатеринбурге о них впервые услышали в 1910г. - Фотография «Рембрандтъ» на Покровском проспекте. 22. Козловых отличали необычайная изобретательность в фонах, подставках и костюмах. Не в пример другим фотографам, они активно участвовали в общественной жизни города: старший из братьев - Николай, многие годы был старостой мещанского собрания, Александр - большевик. Конец успешному делу Козловых положила Февральская революция: в апреле 1917г. мастерскую пришлось срочно закрыть и продать. Дальше жизнь развела братьев: Николай стал художником, Александр - техруком «Фотоартели», Иван – цинкографом в типографии.
2.3 СВЕТОПИСЕЦ УРАЛА
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
В 1883 году в Екатеринбурге появился фотограф Вениамин Леонтьевич Метенков (1857—1933), родом из Миасса. Помещение арендовал на Вознесенском проспекте, напротив Терехова, и фактически вступил в борьбу не только за «лучший в городе», но и «лучший на этой улице». И весьма преуспел. Наряду с портретной деятельностью стал планомерно снимать виды Урала (выпустил их в альбомах и почтовых открытках — более 400) и открыл свой фотомагазин.
Вениамин Леонтьевич родился в Миассе в старообрядческой семье. Фотографией увлекся в юности во время работы на золотых приисках. В 1883 г. Метенков переезжает в Екатеринбург, где продолжает заниматься фотографией, успешно сочетая творчество с издательской деятельностью и содержанием фотомагазина. Оптовая и розничная торговля Метенкова быстро стала известной по всему Уралу и Сибири, высокое качество портретов гарантировали популярность фотоателье, художественные достоинства его работ и изобретения в области фототехники были высоко оценены на выставках в Париже и Москве. Первоначально фотоателье и магазин Метенкова располагались по Вознесенскому проспекту 22, но в 1898г. он переезжает на новое место - Вознесенский проспект 36. Сегодня в этом доме открыт Фотографический музей «Дом Метенкова».
Вениамин Леонтьевич Метенков был вполне удачным предпринимателем, но деньги и слава не заслоняли для него главного: «Я никогда не помышлял о накоплении, - писал мастер, - все средства потреблялись мной только на развитие любимого дела». Во многом благодаря подвижнической деятельности Метенкова Россия и мир узнали неповторимую красоту уральской природы и своеобразный быт местного населения. Вениамин Леонтьевич Метенков был одним из первых фотолюбителей в городе, который фотодело поставил, что называется, на широкую ногу. Его стараниями дом превратился в первое фотоателье.
Фотография быстро завоевала умы людей, и когда желающих заниматься ей стало очень много, при ателье открылся магазинчик, в котором фотолюбители могли приобрести фотопластинки, реактивы и фотобумагу, литературу по фотографии.
В. Л. Метенков понимал возможности фотографии оставлять вещественные свидетельства быстротекущего времени. Он более 40 лет путешествовал по Уралу, создавая его фотолетопись. В наше время было обнаружено более 500 негативов, отснятых самим Метенковым. Отпечатки с них, кроме большого количества авторских работ мастера, заняли достойное место в экспозиции фотографического музея «Дом Метенкова», открытого в 1998 году в доме, где жил известный фотохудожник. В музее воссоздана атмосфера старого фотографического ателье.
Здесь же представлены работы современников Метенкова, которые смогли привнести традиции классической живописи и психологического портрета в искусство фотографии.
Посетив музей В. Л. Метенкова, мы познакомились с восхитительным фотографистом – Бирюковым Евгением Михайловичем, создателем этого фотографического музея. Бирюков Е. М. убедил нас в исторической ценности старых фотографий, в том, что фотографии Екатеринбурга в 20-ом веке являются , зеркалом памяти нашего города сегодня.
2.4 ПОСЛУШАНИЕ ФОТОГРАФИЕЙ
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 4, № 5, №6)
Более чем вековая история монастырской фотографии на Урале берёт своё начало в 1897г. в одном из самых крупнейших женских монастырей – Ново-Тихвинском. Случилось это во времена управления монастырём игуменьи Магдалины (Досмановой) по распоряжению Екатеринбургской Духовной Консистории. Историк Н.П.Штейнфельд в 1901 г. в своей книге, посвящённой столетию Екатеринбургского Ново-Тихвинского первоклассного Девичьего монастыря, писал следующее: «Из сестёр (монастыря), занимающихся иконописанием и рисованием, более способные под руководством местного фотографа (вероятнее всего, В.Л.Метенкова) ознакомлены с делом фотографических работ, в чем весьма преуспев, самостоятельно теперь ведут фотографическое искусство...».
Фотографическая мастерская была оснащена необходимой аппаратурой, оборудованием и материалами, которые были приобретены всё у того же фотографа В.Л.Метенкова, имевшего оптово-розничный магазин и склад фотопринадлежностей на Вознесенском проспекте г. Екатеринбурга. Первоначально сёстры монастыря под руководством матушки Августины производили копирование древних икон, литографированных ликов святых и достопамятных по святыне и древности реликвий при помощи фотографической аппаратуры. Позднее они стали производить съёмку портретов священнослужителей, сестёр и послушниц монастыря стандартного формата, так называемых «визиток». Монастырской фотографией и иконописанием занимались послушницы Поспелова и Ежевских. Архивные данные:
Поспелова Раиса Александровна – рясофорная послушница. Родилась в 1881 г. в семье Грязковского сельского учителя Камышловского уезда. Поступила в монастырь в 1886 г., где обучалась чтению и письму. Послушание проходила в
иконописной и фотографической мастерских.
Ежевских Наталья Григорьевна – послушница. Родилась в 1879 г. в крестьянской семье Закамышловской волости Камышловского уезда. Чтению и письму обучалась в доме родителей. Поступила в монастырь в 1893 г. Послушание проходила в иконописной и фотографической мастерских.
Деятельность монастырской фотографии, как и других мастерских, была прервана революцией. Монастырь был закрыт Советской властью. Ныне Ново-Тихвинский женский монастырь возрождается, восстанавливаются его храмы, воскрешая былую славу и величие.
Фотография, на сегодняшний день, значима в жизни каждого человека.
Прошел XX век. Какими мы пришли в новое тысячелетие, сумели ли сохранить то, что дали прошедшие поколения, в том числе и в сфере искусства фотографии. Все, что когда-то было новым, непривычным, со временем приобретает контуры реального, повседневного явления. Можно много говорить о достоинствах и возможностях фотографии, но все-таки «бытовая» фотография по праву может быть названа доброй и близкой знакомой каждого из нас. Благодаря её памяти, мы имеет возможность сохранить с снимках моменты собственной жизни, познакомиться с людьми, оставшимися в далеком прошлом, смотреть на любимые лица, отдаленные расстоянием и временем. Сегодня в нашем городе десятки фотоателье, студий и различных фотографов, которые продолжают дело Вениамина Метенкова. Есть среди них одно фотографическое заведение, которое является мастерской фотографа – профессионала, чье имя София Черных. Эта талантливейшая девушка, снимает в стиле арт – фотография:« Я снимаю лет с 10, поэтому нет такого снимка. Но осознание, что фотография стала моей частичкой пришло только на первом курсе института, когда стало получаться выразить то, что было у меня в голове» .
Так же у меня, Полины Перваковой, есть свой блог, в который выкладываю свои фотографии https://vk.com/public59342242.
Стать профессиональным фотографом – это моя мечта. Это то, чему я хотела бы посвятить всю свою жизнь. Фотографирую я много: это и улицы городов, и случайные прохожие, и интересные пейзажи. Тематика фотографий очень разнообразна. Стараюсь с помощью фотографии запечатлеть мгновение. Фотография для меня - это удивительное явление. Она помогает сохранить яркие моменты жизнь, лица родных и близких, памятные места, великолепную природу.
Фотография - это то, без чего мы бы никогда не узнали, как люди одевались, что ели, чем занимались, какова была их жизнь. Я надеюсь, что в будущем и мои фотографии сыграют такую же роль, как и фотографии великого В. Метенкова
Вывод 2: Русская культура XIX века обладала подлинным интересом к современности, почти утраченным сегодня. За столетие неузнаваемо изменился быт и весь уклад жизни, навсегда потеряны многие памятники архитектуры, и только в фотографии или на страницах книги сохранилась маленькая частица утраченного времени. Но мы надеемся, что фотография в ХХI веке будет развиваться, а современные фотографы будут зеркалом памяти для следующих поколений.
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Просматривая фотографии старого Екатеринбурга и его современные изображения, мы убедились в том, что город за это время кардинально поменялся, некоторые места и памятники архитектуры стали более усовершенствованными, но, к сожалению, наш город очень быстро застраивается, и местами для этих новостроек становятся именно памятники архитектуры, которые не дают стереть из нашей памяти старый Екатеринбург, историю нашего родного города.
В данной части работы мы сопоставили фотографии, Сделанные В.Л.Метенковым вначале 20 века и В.В.Фоминым в 21 веке.
1.1. ДОМ МЕТЕНКОВА
( ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 )
На данных фотографиях мы видим дом известного уральского фотографа Венеамина Метенкова. Глядя на первую фотографию, мы как будто с головой окунаемся в прошлое. На ней изображен сам дом Метенкова, карета с лошадью, стоящие неподалеку люди.изображенные предметы, и сама стилистика здания передает дух того времени.
При Метенкове дом перестраивали дважды. На первом этапе был сооружен фотографический деревянный павильон в торце здания с витражным окном, обращенным к современной ул. Первомайской. Оба уличных фасада 1-го каменного этажа имели идентичную отделку. Парадный вход в здание защищал кованный козырёк. Во двор вели деревянные ворота, за которым располагался небольшой сад с беседкой и ледником.
На втором этапе, когда торговля фототоварами стала приносить больше прибыли, чем фотографии, павильон разобрали и на его месте соорудили дополнительные жилые комнаты. Окна 1-го этажа растесали, превратив в витрины, устроили металлические жалюзи над ними, из-за чего переделали весь штукатурный декор главного фасада. Сооружены были и новые ворота в модном тогда стиле модерн с каменными и кованными створками. В 1993 было решено создать в дом Музей фотографии урала, инициатором этой идей был Е.М.Бирюков. 11 декабря 1993 года состоялась открытие первой фотовыставки. В 1996 году «возобновил» свою работу «Фотографический магазин Метенкова». А 10 августа 1998 года открылся «Фотографический музей Метенкова».
Смотря на вторую фотографию, мы видим, что горожанам удалось сохранить первозданный облик дома.
1.2. АРХИЕРЕЙСКАЯ УЛИЦА
( ПРИЛОЖЕНИЕ № 8 )
На данных фотографиях изображена Архиерейская улица. Ныне, улица–Чапаева.
В начале 19-ого века, по распоряжению властей, промышленные предприятия начинают переноситься за пределы границ города. Вместе с этим меняется и облик улицы - идет перепланировка усадеб, строительство новых особняков в классических и эклектических формах, благоустройство реки Исети. Во второй половине XIX в., улица считалась одной из самых респектабельных и среди немногих была замощена каменно-булыжной кладкой.
В 1920-х гг. в зданиях по Архиерейской улице размещались разные детские учреждения и улица получила название Детский городок. В 1930-е гг. на пространстве улицы, примыкающем к улице Большакова (берег реки Монастырки), выстроен жилой комплекс, получивший название Городок милиции. В 1930-е гг. улица получила современное название в честь красного командира Чапаева.
Сегодня же, сравнивая фотографии XIX и XX веков, можно заметить, что на современной улице Чапаева за последние 100 лет мало изменилась: вместо брусчатки лежит асфальт. Рядом с домом, который виден на снимке справа, за это время выросли деревья, немного изменилась отделка зданий. Сегодня на улице размещаются также дом-музей П. П. Бажова, выдающегося уральского писателя, завод «Радиатор», пульмонологический центр, общежития Уральского государственного университета и жилая многоэтажная застройка.
1.3. ВИД НА КИНОТЕАТР КОЛИЗЕЙ
( ПРИЛОЖЕНИЕ № 9 )
Здесь мы видим кинотеатр «Колизей». Здание построено в стиле классицизма. На пр. Ленина выходит южный (главный) фасад с ионическим портиком высотой в два этажа. Восьмиколонный портик состоит из полуколонн, между которыми находятся выходы из театра. На ул. Карла Либкнехта выходит восточный (боковой) фасад, также с ионическим портиком с выступающими четырьмя колоннами.На уровне второго этажа, над дверями, расположены высокие полуциркульные окна, такие же окна, только более широкие, — по углам здания. Декоративное убранство фасадов также соответствует стилю классицизма: это растительные орнаменты, венки.
Каменное здание театра на перекрёстке Главного проспекта (сейчас проспект Ленина) и Вознесенского проспекта (сейчас улица Карла Либкнехта) было возведено в1845 по проекту архитектора К. Г. Турского по инициативе горного начальника генерала В. А. Глинки. Зрительный зал театра был рассчитан на 625 человек.
7 ноября 1896 года в Городском театре состоялся один из первых сеансов кинематографа в Екатеринбурге. Проекционный аппарат установили на сцене, экран повесили на месте театрального занавеса. Особого впечатления кино на зрителей не произвело, однако через год в Екатеринбург прибыли агенты кинематографа братьев Люмьер, дали 9 сеансов и покорили публику. Так что, когда в Екатеринбурге в 1912 году появилось новое здание театра (ныне театр «Оперы и балета»), а первый городской театр арендовал мещанин И. Н. Волков для сеанса кинематографа.
В 1914 году Городской театр был переименован в «Колизей» и до нынешнего времени используется в качестве кинотеатра.
Глядя на фотографию нашего времени, можно заметить, что здание не особо изменилось. Появились высотные здания, рекламные щиты, вместо брусчатки сейчас асфальт.
1.4. ВИД НА ГОРОДСКОЙ ПРУД
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 10 )
Городской пруд – это водохранилище на реке Исеть и одно из самых живописных мест Екатеринбурга в самом центре города. Время появления городского пруда относится к году основания Екатеринбурга – 1723. В этот период было принято решение построить плотину на реке Исеть. Неподалеку образовались первые заводы, с которых, собственно, и началась история города.
Если посмотреть на фотографии конца XIX-начала XX веков, то можно увидеть, что вдоль набережной располагались в основном деревянные постройки, преимущественно это были купеческие дома. Часть из них осталось, правда, они сейчас находятся в очень плачевном состоянии, не считая нескольких
отреставрированных зданий.
Естественно, что не всегда существовали набережные в том виде, в котором они есть сейчас. За последние сто лет существования Городского пруда много чего произошло не только с водоемом, но и с постройками, которые сейчас находятся вдоль его бассейна. В частности, появилось спортивное сооружение – стадион «Динамо», Академический театр драмы, «Белый дом».
Сейчас ведется строительство других объектов, жертвами которых традиционно становятся памятники архитектуры.
1.5. ПЛОЩАДЬ 1905 ГОДА
( ПРИЛОЖЕНИЕ № 11 )
Перед нами центральная площадь нашего города, площадь 1905 года. В современном виде площадь находиться с 1930 года, после сноса стоявшего здесь Богоявленского собора, как общее пространство двух ранее существовавших площадей: Кафедральной и Главной торговой.
Площадь возникла в первые годы строительства Екатеринбурга и скоро стала центральным местом торговли, в связи с чем её звали Торговой.
В XVIII веке на южной стороне площади был выстроен одноэтажный, Гостиный Двор (Старый Гостиный двор). В XIX веке площадь вымощена брусчаткой, сохранившейся до наших дней. В 1833 году собор приобрел статус кафедрального, площадь стала называться Кафедральной. В 1845 в восточной части построено здание мужской гимназии. В 1860-х гг. к Кафедральному собору была пристроена галерея с западной стороны. В 1890-е годы на северной стороне построен особняк Тупиковых. К началу XX века Старый Гостиный двор пришел в ветхое состояние и в 1902 сильно пострадал от пожара. После этого был возведен Новый Гостиный двор, двухэтажный.
Смотря на эти фотографии, Мы видим значительную разницу между прошлым и настоящим. Во-первых, площадь три раза меняла свое название, Так же был снесен собор, за место которого сейчас стоит памятник В.И.Ленину. Так же, если присмотреться, то на нынешних фотографиях видно, что дом купцов Коробковых деформирован и в него встроено новое здание. Один из элементов площади, который сохранился и по сей день, это брусчатка, которая была вымощена еще в 19 веке.
Сейчас историческая часть города – место проведения всех главных городских событий: с 1947 года в Новый год здесь устанавливается городская елка, 9 мая проводится военный парад. В настоящее время обсуждается проект восстановления Кафедрального собора на площади 1905 года.
1.6. ДОМ СЕВАСТЬЯНОВА - ДОМ ПРОФСОЮЗОВ - ДОМ ПРИЕМОВ
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 12 )
Дом Севастьянова – это самый красивый старинный особняк, который стоит на берегу городского пруда. Он является главным украшением города Екатеринбурга.
Впервые о доме стали упоминать к 1817 году. Прежде чем стать владением коллежского асессора Севастьянова Николая Ивановича, здание принадлежало нескольким хозяевам. Воплощение новой готики является единственным в своем роде на территории Урала.
Новый собственник принялся за реконструкцию вследствие чего дом был украшен сложным готическим декором с барочными элементами. Дом вошел в историю Урала как «Дом Севастьянова». Н.И. Севастьянов - чиновник горного ведомства.
В 2008 году указом президента начинается реконструкция усадьбы, работы завершились весной следующего года. Капремонт, обновление фасадов и появление нового корпуса с залом для парадных приемов появились в результате реконструкции. Историческая цветовая гамма фасада была возвращена, дом вновь был расцвечен белым, зеленым и терракотовым тонами.
После здесь разместилась екатеринбургская резиденция президента России.
Дом Севастьянова получил статус архитектуры федерального значения и памятника архитектуры. С домом Севастьянова связано несколько городских легенд. По одной из них, Николай Иванович Севастьянов планировал украсить крышу ротонды золотом, о чём неоднократно подавал прошения даже на высочайшее имя. Но так как золотом покрывают только купола храмов, это прошение утверждено не было. Сравнивая две фотографии, мы видим, что дом остался неизменным, поменялось окружение.
1.7. СТАРЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ЕКАТЕРИНБУРГА
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 13)
Просматривая фото старого Екатеринбурга и его современные изображения, можно увидеть здание бывшего железнодорожного вокзала. Вид с улицы Вокзальной. Снимки сделаны примерно с одного и того же места, для того чтобы можно было заметить изменения, которые произошли в этом месте за последние 100 лет.
Само здание, построенное в 1878 году екатеринбургским архитектором П. П. Шрейбером, мало изменилось. Несколько другой облик имеет бывшая привокзальная площадь: нет верениц экипажей и постовых. Их место заняли скульптуры, воплощающие железнодорожные профессии разных эпох.
После постройки нынешней железнодорожной станции в 1914 году, старый вокзал стал использоваться только для принятия и отправки поездов, связанных с перемещением представителей вооружённых сил по стране.
В 2003 году после реконструкции здание было превращено в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом.
На примере этих двух снимков можно сделать вывод, что некоторые достопримечательности Екатеринбурга не подвержены влиянию времени, оно течет мимо них, не оставляя заметного следа.
1.8. ДОМ ЖЕЛЕЗНОВА
( ПРИЛОЖЕНИЕ № 14)
О годе постройки можно судить по выбитой на венчающем здание флюгере дате - 1895 год. Долгое время не было известно, кто является архитектором дома, не было ясности и с именем заказчика работ, датой постройки. Одни считали архитектором усадьбы екатеринбуржца Ю. Дютеля, другие пермяка А. Турчевича. Лишь недавно историки доподлинно выяснили, что архитектором был А.П. Турчевич. Заказчиком же выступал известный в городе Алексей Никитич Казанцев. Он был потомственным почётным гражданином, преуспевающим присяжным поверенным и активным общественным деятелем Екатеринбурга. Казанцев приобрел участок на аукционе в 1891 году у разорившегося золотопромышленника Харитонова. Дом Железнова, построенный в псевдорусском стиле, - одно из самых интереснейших старинных строений в Екатеринбурге. Дом издавна окружен неким ореолом таинственности. В публикациях о нем упоминают про якобы появляющееся здесь приведение, то пишут про существовавшие здесь некогда тайные подземные ходы.
Этот дом всегда привлекает внимание проходящих или проезжающих мимо людей, особенно тех, кто оказывается здесь первый раз. По своей необычной форме он напоминает собой русский терем из красного кирпича. Некоторые выполненные из кирпича детали здания создают подобие деревянной резьбы. Другого подобного дома вы не найдете больше нигде в Екатеринбурге!
Недавно Дом Железнова был основательно отреставрирован, серьезно внешне преобразился. Почистили и подновили кирпичи, отремонтировали и покрасили в исторический зеленый цвет крышу. Около дома каким-то чудом сохранились гранитные плиты тротуара XIX века. Во время реконструкции их хотели убрать, заменив современной брусчаткой, но сотрудники Института Истории и Археологии отстояли. А вот старый дубовый паркет гостиной отстоять не удалось. Его сняли и заменили линолеумом.
Вывод №3: В практической части нашей исследовательской работы мы сопоставляли фотографии прошлого и настоящего. Мы считаем, что старые фотографии несут огромнейшую ценность и значимость, так как именно просматривая фотографии старого Екатеринбурга, мы сможем «воспроизвести» короткометражный фильм о том, каким же был Екатеринбург 100, а может и больше лет назад. Так же, именно с помощью фотографии, в наше время реставраторы могут восстановить памятники архитектуры, и приблизить их к изначальному виду. Мы надеемся, что в будущем фотографии, сделанные нами, сыграют такую же роль.
Результатом нашей практической работы стал фотоальбом «Екатеринбург вчера и сегодня», в котором 18 фотографий. На 9 из них мы соединили фотографии В.Л. Метенкова и В.В.Фомина, а 9 остальных - это наши фотографии тех же улиц и памятников архитектуры только отснятых в 2014 г. Мы надеемся, что и наши фотографии, может быть, для наших внуков станут зеркалом памяти прошлого (страница из альбома представлена в ПРИЛОЖЕНИИ №15)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над данной темой, мы выяснили, как появилось и развивалось искусство фотографии в России и в нашем родном городе. Искусство фотографии тоже не стоит на месте, оно развивается. Сравнив фотографии прошлого и настоящего, мы убедились в том, что некоторые памятники культуры нашего города и по сей день остаются неизменными, а некоторые из них изменились до неузнаваемости.
На основе данных, полученных в ходе исследования, мы составили фотоальбом : «Екатеринбург вчера и сегодня».
Фотография, это то, с помощью чего мы можем выстроить череду событий, историю родного города. Фотография – это искусство, благодаря которому мы можем запечатлеть такие прекрасные вещи как, природу, памятники архитектуры, просто какие-то «кусочки» нашей жизни, сохраняя их на долгие времена.
Наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования, оказалась верной. Действительно, рассматривая фотографии старого Екатеринбурга, читая статьи из газет, или смотря короткометражные фильмы о нашем городе, можно понять каким же был Екатеринбург раньше.
Фотографии нашего города – это зеркало памяти для его жителей.
Список литературы.
1. Пожарская С.И. «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»
«Пента», 2001г.
2. Бирюков Е.М. «Метенков и Ко – фото», Екатеринбург «СВ - 96», 2007 г.
3. Кантен Бажак. «История фотографии. Возникновение изображения». АСТ
Астрель, 2003 г.
4. Кораблев Д.И. «Фотокомпозиция и визуальное восприятие», Корона-Век,
2010 г.
5. http://metenkov.org/museum/Salon.htm.
Слайд 1
Фотография как зеркало памятиСлайд 2
Дом Метенкова
Слайд 3
Архиерейская улица
Слайд 4
Площадь 1905 года
Как нарисовать зайчика
Ёжикина Радость
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Можно от Солнца уйти...
Сказка "12 месяцев". История и современность