Исторический клуб "Алые маки" в нашей школе был основан в 1978 г.
В 2011 году бывшие выпускники - представители седьмого поколения клуба, передали нам эстафету поисково - краеведческой работы и мы решили воссоздать историю «Алых маков», что и является целью нашего исследования.
Исходя из этого решаются задачи:
Совместно с активом школьного музея, мы собирали, оформляли весь наработанный материал и сегодня представляем коллективный результат нашего исследования по теме «История создания исторического клуба «Алые маки»».
В своей работе мы использовали следующие формы работы:
- встречи с учителями – ветеранами;
- встречи с участниками клуба прошлых лет;
- работа с архивными документами и периодической печатью;
- публикации о краеведческой работе на сайте школы;
- встречи поколений.
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_klub_alye_maki.docx | 51.17 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1
Выполнила: Троценко Алина- учащаяся 8 А класса. Научный руководитель: Нефедова Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания высшей категории.
г. Белогорск - 2014 г.
|
Исторический клуб "Алые маки" в первой школе города Белогорска был основан в 1978 г. Его основателем является заслуженный учитель школы РСФСР, учитель истории Каредина Клавдия Андреевна. С 1988 года и по настоящее время руководит клубом Нефедова Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания. В 2011 году бывшие выпускники - представители седьмого поколения клуба, передали нам эстафету поисково - краеведческой работы и мы решили воссоздать историю «Алых маков», что и является целью нашего исследования.
Исходя из этого решаются задачи:
Совместно с активом школьного музея, мы собирали, оформляли весь наработанный материал и сегодня представляем коллективный результат нашего исследования по теме «История создания исторического клуба «Алые маки»».
В своей работе мы использовали следующие формы работы:
- встречи с учителями – ветеранами;
- встречи с участниками клуба прошлых лет;
- работа с архивными документами и периодической печатью;
- публикации о краеведческой работе на сайте школы;
1. История создания клуба «Алые маки».
В 1978 г. Клавдия Андреевна вместе со старшеклассниками школы основала политический клуб "Алые маки", существующий и сегодня. На базе кружковой работы проводились открытые занятия. В областном конкурсе на тему "Исторические памятники" её ученики заняли I место. Юные следопыты под руководством Клавдии Андреевны вели большую поисковую работу. Они первыми собрали материал об учителях и выпускниках школы - участниках войны. Много интересного узнали мы из рассказа Клавдии Андреевны. Клуб создавался как политический. Девиз клуба был лаконичен:
"В бой же ум и сердца молодых".
Первым президентом клуба была Никитина Светлана – бывший Председатель Комитета по образованию и делам молодёжи. А членами клуба были десятиклассники: Семерова Жанна, Ермолаев Игорь, Рыженкова Марина, Погребниченко Слава, Бойко Сергей и другие. При клубе был образован вокально-инструментальный ансамбль, которым руководил Игорь Ермолаев. Именно эти ребята стояли у истоков создания нашего клуба «Алые маки». Со многими из них Клавдия Андреевна поддерживает дружественные отношения.
У клуба как объединения учащихся был свой устав, который гласил о том, что:
5. Участнику клуба необходимо быть примером гражданского поведения, политической зрелости для всех окружающих.
Клуб решал следующие задачи:
1. Пробудить у учащихся интерес к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами;
С 1988 года клубом руководит учитель истории и обществознания Нефедова Ольга Юрьевна. В последнее время неуклонно возрастает роль исторического краеведения, которое становится обязательной составляющей школьного образования. Велика его роль не только применительно к истории как к учебному предмету, но и как распространенной и весьма успешной формы внеклассной работы. Вся краеведческая работа в школе осуществляется через исторический клуб «Алые маки».
клуба.
Исторический клуб - добровольное объединение школьников, интересующихся историей нашей страны, области, города и родной школы.
Своеобразным эпиграфом работы является высказывание римского историка Цицерона: "История-учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком". А девизом клуба служат слова поэта Эдуарда Асадова: « Плохой ли, хорошей рождается птица, ей суждено летать. Человеку же так не годится, человеком мало родится, им ещё надо стать».
Цель работы нашего клуба состоит в воспитании личности, любящих свой край, бережно относящейся к человеческим ценностям. Одной из задач клуба является привитие интереса к истории, обществознанию, не только как к школьному предмету, но и как к науке жизни.
Принципы работы:
(нельзя давать задания ради самого задания, учащиеся должны видеть необходимость этой работы, его полезность, видеть перспективу работы).
Основной принцип работы «Алых маков» - исследовательский. Есть два вида открытий: первый — открытие нового, ещё неизвестного (школьное краеведение стремится к таким открытиям, но редко их делает); второй вид открытий — открытие известных истин, но неизвестных самому школьнику. Ученик выступает в роли исследователя, а тем самым это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску. Поэтому и определили «Алые маки» основным принципом своей деятельности – поисково - исследовательскую работу.
В процессе исследования мы учимся работать с разнообразной литературой, использовать социологические методы исследования, формируем научный стиль написания работ. В целом научная работа позволяет расширить нашу деятельность в тех направлениях, на которые в процессе учебного урочного времени просто не хватает времени. Очень важно и то, что такая работа позволяет привлечь к активным поисковым исследованиям одарённых ребят, заинтересованных в предмете и желающих углубить свои знания в нём.
Работа ведётся одновременно с несколькими ребятами в разных направлениях в течение ряда лет. И поэтому 15 лет назад возникла необходимость создания младшей группы в структуре клуба «Алые маки», в которой бы занимались учащиеся среднего звена (5-8 классов). Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Мы учимся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности.
Важно и то, что учащиеся среднего звена во время работы школьной конференции могут воочию наблюдать выступления старшеклассников с их более солидными исследованиями, а это играет свою роль в выборе будущего профиля обучения.
В ходе подобной работы реализуется преемственность обучения. Учащиеся ведут свою научно-исследовательскую работу в течение нескольких лет, постоянно расширяя и углубляя свои знания по отдельным интересующих их вопросам.
В последние три года мы определили следующие направления работы исторического клуба «Алые маки»:
Помимо исследовательской деятельности клуба, не менее значимой является система краеведческой работы, сложившаяся в нашей школе. Её основа - движение «Отечество» - форма массовой туристско-краеведческой деятельности учащихся, которое служит целям воспитания всесторонне развитых, творческих личностей, готовых защищать Родину, хранить и умножать её духовные и материальные богатства. Участие в движении «Отечество» является частью воспитательного процесса клуба.
Решаются следующие задачи краеведческой работы:
Одной из форм внеурочной краеведческой работы является музей. Главный итог многолетней работы клуба «Алые маки» - открытие школьного комплексно – исторического музея, которое состоялось 6 мая 2005г. Его основательницей стала Нефедова Ольга Юрьевна. Ещё в 1994г. она вместе с ребятами создали школьный музейный уголок на базе кабинета истории. И все последующие годы вынашивали мечту о настоящем школьном музее. Была проделана колоссальная работа по сбору, оформлению краеведческого материала. Сегодня наш музей - хранитель исторической памяти школы, в нём оформлена вся её история. В создании музея принимали участие учителя - ветераны, учащиеся и их родители. Музей является центром всей краеведческой работы и местом встреч поколений учащихся и ветеранов школы и города. На Интернет - сайте школы любой желающий может осуществить виртуальную экскурсию в наш музей.
Два года подряд, в 2007 и 2008 гг., наш музей становился победителем городских конкурсов музеев общеобразовательных учреждений. А в 2008 г. стал лауреатом заочного областного смотра - конкурса «Музей года - 2008» в номинациях «Отражение тематики к 150-летию Амурской области» и «Развитие поисковой исследовательской деятельности музея». В 2008-2009 г. учащиеся нашей школы приняли активное участие в областном конкурсе исследовательских работ «Мы этой памяти верны», и в номинации «Оружие Победы» поисково-краеведческое объединение МОУ СОШ № 1 заняло первое место.
В 2010-2011 гг. - I место в городском и II место в областном заочном конкурсах на лучшее детское объединение.
В 2012 году в областном конкурсе «Музей года» наш музей стал победителем в номинации «Разработка и реализация модульных образовательных школьного программ и проектов на базе музея».
Члены клуба «Алые маки» - постоянные участники городских краеведческих слётов, областных, российских конкурсов и конференций.
Поскольку клуб «Алые маки» - это добровольное объединение всех учащихся 5 – 11 классов, то внутри этого разновозрастного коллектива должна действовать определенная воспитательная система, основанная на краеведческих началах. Поэтому руководитель клуба Нефедова Ольга Юрьевна разработала и успешно применяет такую воспитательную систему. Программа «Воспитательный аспект деятельности исторического клуба «Алые маки» дает положительный результат. Опыт работы нашего исторического клуба обобщён в городе и области. На Интернет-сайте школы можно познакомиться с «Алыми маками».
учащихся школы.
Нельзя не сказать и о важности патриотического воспитания учащихся современной школы. Активными участниками научно – исследовательской секции «Алых маков» являются учащиеся кадетских классов, интересующиеся военной историей. С заинтересованностью и увлечением работают они над проектами по военной тематике.
В соответствии с этим решаются задачи:
1. Изучение избранных страниц военной истории России, личностей
полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;
За последние три года учащимися 10-х – 11-х профильных классов подготовлено 20 групповых и типовых (индивидуальных) проектов по истории и обществознанию, в том числе 11 их них по военной истории. Многие выпускники школы охотно занимаются проектной деятельностью, и ее результаты выносят на школьную научно-практическую конференцию «Человек. Природа. Общество». Ежегодно растет количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.
Можно привести следующие примеры проектов:
и Амурской области.
В ходе ежегодной предметной НЕДЕЛИ ИСТОРИИ «Алые маки» проводят конкурсы среди кадетских классов:
Одним из результатов проектной деятельности учащихся является их заинтересованное и успешное участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество». Так, в 2007-2008 учебном году Савенко Сергей стал лауреатом в номинации «Сталинградская битва», а Кротовский Михаил занял III место в номинации "Боевая техника сегодняшнего дня». Сегодня они курсанты третьего курса ХПИ ФСБ РФ. В 2009-2010 учебном году стал лауреатом в номинации «Никто не забыт, ничто не забыто» учащийся 10 «Д» класса Шлома Алексей, а Веклич Илья занял III место в этой же номинации. В мае 2011 года Морозов Антон и Горин Дмитрий стали лауреатами в конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Московская битва: оборонительный период».
Крючка Илья трижды становился лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество»:
- зимний тур, 2012/2013 учебный год - номинация «Легендарные спортсмены Советского Союза», 4 место;
- осенний тур, 2012/2013 учебный год – номинация «История государства Российского»;
зимний тур, 2013/2014 учебный год – номинация «Флотоводцы России».
Таким образом, проектное направление в работе «Алых маков» углубляет и развивает наши знания по военной истории России, способствует формированию национального самосознания, уважения к многовековой российской истории, развивает обучающихся гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные ценности.
III. Заключение.
В 2013 году историческому клубу «Алые маки» исполнилось 35 лет. За это время поисково – исследовательскую школу прошло 8 поколений выпускников. Мы воссоздали его историю, представили весь материал в презентации. Поэтому считаем, что с поставленными в нашем исследовании задачами, мы справились.
Убеждены, что материалы исследования могут быть использованы при проведении уроков истории с элементами регионального компонента, а также в подготовке внеклассных мероприятий для учащихся нашей школы.
Историческое краеведение способствует решению задач нашей
социальной адаптации в обществе, формированию у нас готовности жить и трудиться в своём городе, области, участвовать в их развитии, социально – экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально - педагогических задач нашего времени, успешно решаемая в нашей школе.
Список литературы.
Приложения.
маки».
Акварельные гвоздики
Плавает ли канцелярская скрепка?
Позвольте, я вам помогу
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка