Введение: мы , учащиеся 7 класса МБОУ-СОШ № 15 под руководством Степаревой Елены Владимировны регулярно проводим встречи с ветеранами, участниками ВОв и людьми, которые росли в послевоенное время. О жизни одного из таких людей мы много узнали из его книг и личных встреч и решили поделиться с вами.
Проблема: Нынешние школьники даже представить не могут, какое этот было трудное время. Иногда с удивлением смотрят на взрослых, если те произносят имена полководцев или места великих сражений. Да и взрослые уже остыли и не хотят вспоминать, что воевали их деды, погибли в той войне родственники. Страшно, если забудем: в каждой семье должна сохраняться память о близких, которые выстояли, выдержали в то лихолетье. Иначе бы мы сейчас не жили…
Цель и задачи: изучать историю своей страны, своего народа; формировать патриотические чувства; воспитывать уважение к прошлому и настоящего своей страны; развивать коммуникативные навыки.
Вложение | Размер |
---|---|
arkadiy_peterson_proekt.docx | 672.01 КБ |
Краевой очно-заочный краеведческий конкурс учащихся образовательных учреждений края «История Кубани», посвященном Международному дню музеев и 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.
Номинация «Свидетели войны»
Проект: «Он из тех, кто не видел отца…»
Авторы: Школин Никита Андреевич,
Моргунова Лия Олеговна,
Атанян Кристина
учащиеся 7 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 15 г. Армавира
Руководитель проекта: Степарева Елена Владимировна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 15 г. Армавира
Апрель 2015г.
Введение: мы , учащиеся 7 класса МБОУ-СОШ № 15 под руководством Степаревой Елены Владимировны регулярно проводим встречи с ветеранами, участниками ВОв и людьми, которые росли в послевоенное время. О жизни одного из таких людей мы много узнали из его книг и личных встреч и решили поделиться с вами.
Проблема: Нынешние школьники даже представить не могут, какое этот было трудное время. Иногда с удивлением смотрят на взрослых, если те произносят имена полководцев или места великих сражений. Да и взрослые уже остыли и не хотят вспоминать, что воевали их деды, погибли в той войне родственники. Страшно, если забудем: в каждой семье должна сохраняться память о близких, которые выстояли, выдержали в то лихолетье. Иначе бы мы сейчас не жили…
Цель и задачи: изучать историю своей страны, своего народа; формировать патриотические чувства; воспитывать уважение к прошлому и настоящего своей страны; развивать коммуникативные навыки.
Вывод: мы изучили творчество А. А. Петерсона, записали его воспоминания, которые он излагал со слезами на глазах и поняли, что чем больше мы будем знать об истории жизни людей, видевших и переживших войну, тем сильнее будем любить свою Родину –Россию и делать все для сохранения Мира на Земле!
Он из тех, кто не видел отца…
Аркадий Петерсон - кубанский поэт. Его стихи затрагивают тему войны, тем самым не оставляют читателя равнодушным. Жизнь писателя шагала по одной дороге с войной. Мама вкладывала в него всю душу, но не хватало отцовской любви , отцовской защиты. Он доносит нам свои чувства и воспоминания через свое творчества .
Немного расскажем о его родителях. Его мама , Ирина Ильинична Абакумова, (1918) уроженка Кубани. С детства она познала всю боль и одиночество сиротства. Она жила с братом и двумя сестрами. Старшой сестре было 14 лет , в то время, как самой Ирине был лишь один год. Как они выжили- один Бог знает. Соседи , кто чем мог , помогали. Училась она в сельской школе, а затем в армавирском педучилище. Работать послали с подружкой в Кабардино-Балкарию. В городе Нальчике познакомилась с курсантом военного пехотного училище, который после Казанского училища начал военную службу в г. Пензе. И вот ,лейтенант Петерсон Александр Мартынович вызывает к себе в Пензу будущую мать Аркадия. 15.01.1941 года родился у них сын ,то есть Аркадий Петерсон.
Молодая семья, большие планы на жизнь, да не суждено им сбыться. Июнь 41-ого началась война. На третий день войны 61-ая стрелковая дивизия , в которой служил Александр Мартынович , отправилась на фронт в сторону г. Брест. В день отъезда было много людей к фотографу, чтобы сделать единственное фото, где они все вместе.
А вечером за час до отправки эшелона отец забежал домой, чтобы еще раз попрощаться с любимой женой , посмотреть на первенца-сына. Времени было немного для расставания, поэтому он обнял жену и сказал :”Ира, береги Аркашку”. После этого он козырнул по-военному и ушел в мрак ночи. Это был последний раз ,когда маленький Аркашка видел папу…
И наступила совсем иная тревожная жизнь. Еды не хватало. Цены на рынке г. Пензы , как и везде, подскочили до небес .Дети многих маминых подруг по военному городку стали умирать от болезней и голода , а их мамы тоже ушли на фронт .
Мама маленького Аркадия заболела и попала в госпиталь , а за ее сыном смотрела ее самая лучшая подруга Валя Казанская, у которой был сынишка Женя . Так эта Валя кормила своего сынишка и Аркашку . Когда Ирина подлечилась , то заболела ее подруга ,и тогда Женю и своего сына кормила она.
От отца пришло письмо 22 июля 1941г. , спустя месяц начала войны . Всю жизнь Ирина Ильинична берегла это письмо . А с ее уходом из жизни , хранит письмо Аркадий Петерсон . Очень жаль , что он не помнит своего отца ,ему тогда было лишь пол годика . Там в Пензе заболел сильно и сам Аркадий . Врач посоветовал Ирине увозить сынишку , по возможности в деревню .
Мама совет врача послушала , согласилась, поэтому она решила ехать на Кубань, где жила старшая сестра и брат. Но ехать сразу не получилось, пришлось ждать, когда Сталинград освободят от немцев и освободят Кубань наши защитники.
В конце 1943 г. ,когда Аркадию было около 3-ех лет, мама повезла его на Кубань в станицу Михайловскую , Курганинского района. Эти моменты ему помнятся смутно, но помнит , как они с мамой ехали в товарном вагоне, где было много раненых. А когда проезжали Сталинград , то военная проводница попросила всех закрывать глаза и дышать через что-то (тряпку , носовой платок) по причине наличия в воздухе трупного запаха , от которого срабатывал рвотный рефлекс у людей и слезились глаза . Когда Аркадий Александрович рассказал нам об этом , то мы были удивлены , мы не могли представить , какой ужас пережил он в те моменты .
Как бы трудно не было им , но до Курганинского района они добрались , и их ожидала радостная встреча в кругу близких родственников . Было много слез , но слезы были не от горя , а от радости . Аркадий рассказал нам интересное событие при той встречи со слов его мамы : «…А когда моя тетя , мамина старшая сестра Мария , при всех дала мне куриное яичко , то я посмотрел на это яичко , которое ни разу не видел и не ел – взял и бросил его на стену , словно камень…» После этого все родственники плакали навзрыд от того , что дитя не знает что это такое .
Вначале Ирина и маленький Аркадий жили у ее старшей сестры , а когда мама стала работать в сельской школе , то им дали жилье – хатенку в школьном жилом дворе . Небольшая комнатка и плита с деревянным отоплением . Недолго пришлось жить в ней – мама болела , из школы ушла и пошли они по квартирам жить , а это все непросто , особенно в военные годы. Пришлось им выживать на отцовскую пенсию .
Вот однажды зашел к ним почтальон , дабы передать маме бумагу , но он боялся этого . Конце концов он вручил ее , это было известие о том , чтобы не ждала она мужа-отца с фронта .Ирина потеряла сознание, и пришлось «…мне - мальчонке бежать к родной тете , чтобы пришли к маме , так как мама ,наверно , умрет …» Но мама выжила и как могла, растила Аркашу , бедно ,холодно , но он рос...
«…Помню первый класс , перед Пасхой . На переменке ученики кто играл , кто что-то ел , принесенное из дома , а я сидел за партой один . У меня не было , что поесть . И вот , моя первая учительница Сухинина Полина Васильевна пальчиком позвала меня к себе , к столу . Достала из своей сумочки крашенное пасхальное яичко и сказала : «Возьми , Аркаша , яичко и съешь». Я же его не съел в школе , зажав в руке , бежал со слезами на глазах домой к маме похвалиться таким дорогим подарком от своей классной , школьной Мамы . И моя мама , увидев мой подарок , плакала и плакала…» . Сейчас , в наше время , пасхальное яичко – это не редкость , мы можем себе их позволить , но в те времена оно было почти как золото . Это еще один показатель того , как людям трудно жилось в те времена . Трудно было им . Они не жили , а выживали .
С юных лет мальчику нравилась музыка. Ему очень-очень хотелось иметь свой музыкальный инструмент. Но просить у мамы он не смел, ведь это было очень дорого. А любящая внимательная мамочка все понимала. И вот, счастье, праздник – мама купила старенькую гармошку! Радости не было предела!
Аркадий часто видел слезы матери и в детстве , и в жизни . Не без слез слушала она песню «Журавли» Расула Газматова . Видя в слезах маму , плакал и сам Аркадий.
Хорошо , что была мама , но не хватало отцовской защиты , отцовской помощи . Всю жизнь Аркадий Петерсон завидовал тем , у кого есть Папа . Он помнит как весной 1945 заехал в станицу солдат с котомкой на плечах . Это был отец моего дружка . Он заехал повидаться и опять уехать на фронт .
Он видел вместе со своей Мамой, как солдат держал своего сынишку Вадика на руках и как сотни жителей станицы тоже пришли его проводить (это был 1945 год). Солдат уехал. И вот пришло извещение, что он, солдат Сазанов, погиб в Берлине в День Победы.
И как же Аркадию хотелось в те дни и во всей жизни , чтобы его Папа хотя бы раз взял его на руки и поднял высоко к небу. Но судьба есть судьба и этому было не суждено произойти. И эти чувства он вылил в свое стихотворение “ Я не помню отца”:
Я не помню родного отца,
Слишком рано война разлучила.
Он уехал, где дождь из свинца,
Мне тогда лишь полгодика было.
А сегодня я дедушка, дед,
Осень жизни под ручку шагает.
Мне исполнилось 70 –т лет,
А что дальше лишь Бог один знает.
Очень жаль, что мечта не сбылась,
За всю жизнь не сказал слово «Папа»,
А причина-война началась:
Мы остались вдвоем: я и мама.
За три дня до смерти матери- она просила у Аркадия прощения , зато что нет у него ни сестры, ни брата ,потому что во всем виновата война. После этих слов Аркадий также попросил у Мамы прощения, стоя на коленях перед ее кроватью. Прощение зато, что он тоже ведь не ангел. Все дети остается в долгу перед своими Мамами. А то ,что жили бедно, недоедали – это , как ему казалось неглавное, вот только бы были рядом Мама и Папа.
Было двадцать второе число.
Детский сон вдруг надолго прервался,
Так как с Запада смерть принесло,
А день летний тот скорбным остался…
Тому времени 70-т лет
Память в детство меня возвращает.
Я был маленький - нынче я дед,
А за батькой сердечко страдает.
Извините, что вновь повторюсь,
Не хватало отца мне родного.
Я не помню его, но клянусь,
Что с войны его ждал хоть какого.
Но судьба нас с отцом не свела.
Жизнь прожил без сестренки и брата.
Хорошо, что хоть мама была,
Она всех заменяла когда-то.
Потому я ночами молюсь,
Чтоб войны никогда не бывало
И не сыпались бомбы на Русь,
И ничто детям спать не мешало.
Что касается письма с фронта, то насчет этого у него есть одно потрясающее стихотворение:
Пожелтело письмо фронтовое,
Попримялись листка уголки…
Сохранить его дело святое,
Не забыть ни одной мне строки.
А в строках тех – любовь и тревога
За семью, за военных друзей.
«Есть убитые, раненых много»
Так отец писал маме моей.
Он писал: «Приходилось встречаться
И смотреть смерти прямо в глаза,
Но за Родину будем сражаться –
Отступать нам не шагу нельзя!»
Прикасаясь к письму, будто вижу,
Как солдаты идут в смертный бой,
И отца голос твердый я слышу:
«За отчизну, ребята, за мной!»
Пожелтело письмо фронтовое,
И не только в годах здесь вина.
Море слез на письмо дорогое
Моя мать по ночам пролила.
Письмо с фронта пришло жарким летом
В сорок первом военном году.
Мой отец не дождался ответа,
А его я письмо берегу.
Жизнь Аркадия Петерсона была очень сложна. Он родился в один год с войной. Эта война и поставила большой крест на его детстве. Но главной трудностью для него оказалась разлука с отцом. Аркадий хотел жить , как обычный ребенок, играть во дворе, что бы родители были рядом…но детям той поры не получилось построить такую красивую жизнь… Таких людей, как Аркадий Александрович Петерсон называют «дети войны». Поэтому вся его нынешняя деятельность направлена на противодействие любым конфликтам. Он очень болезненно, близко к сердцу принял события в Чечне в 90-ых и посвятил погибшим там героям и их матерям целый ряд стихов.
В настоящее время А. А. Петерсон ведет активную работу в городском Совете ветеранов, является лектором – пропагандистом и членом клуба «Озарение». Аркадий Александрович воспитал двух прекрасных детей. С малых лет отец учил их делать только добрые дела и хранить память о прошлом. Поэт большое внимание уделяет воспитанию не только своих детей, а всего молодого поколения города. Он активно работает со многими школами , средними и высшими учреждениями . Наша классная руководительница Степарева Елена Владимировна регулярно приглашает Аркадия Александровича на наши мероприятия. Он мало рассказывает о своей жизни. Это порой очень тяжело. А на примерах других учит нас быть внимательными, добрыми к окружающим, почитать , любить и беречь своих родителей, любить Родину и делать все для ее процветания. В его простых стихах слова идут из самой глубины сердца. Желать мира могут многие люди, но так слышать , чувствовать и передать свои ощущения могут лишь единицы. Мы называем его – Поэт Добра!
Доктор исторических наук, профессор В. М. Кононенко писал: « Аркадий Александрович Петерсон относится к тем редким авторам, которые одинаково хорошо пишут как на героико-патриотическую, так и на лирическую тематику… Каждое его стихотворение – это крик души, набат совести, искренний призыв любить свою Родину… Открываешь его стихи – и не можешь оторваться, потому, что талантливо!»
А. А. Петерсон является членом ЛТО «Радуга». Стихи начал писать в 1961году. Темы стихов самые разные: о Родине, войне, матери, добре, любви, городе, переживания за чужую боль, о творчестве и поэтах.
- 2005г.стал обладателем диплома городского конкурса стихов о сладостях;
- в 2006году вышел первый сборник стихов «Пусть душа ваша горя не знает»;
-в 2009году стал лауреатом краевого конкурса в номинации «Художественное чтение»
-в 2010году изданы две брошюры: «Офицером Корчагин не стал…», «Подвиг длиною в жизнь»;
-в 2010г. стал лауреатом премии им. Шолохова Южно – Российского конкурса в номинации «Публицистика»;
-в 2011г. был инициатором и составителем брошюры «Земляку армавирцу – защитнику Отечества»;
-в 2013году был награжден Грамотой за произведения представленные на конкурс журнала «Мозаика Юга».
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Самый главный и трудный вопрос
Ручей и камень
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью