В данной работе представлен подробный анализ стихотворений на экологическую тему поэтов Шатковского района Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_vzglyad_na_ekologiyu_lesnyh_rasteniy.docx | 149.16 КБ |
МОУ Смирновская СОШ
На конкурс
исследователей окружающей среды
Номинация:
« Сохранение природы и бережное
отношение к лесным богатствам»
Тема:
«Экология лесных растений»
Потрясение, вызванное прекрасным
произведением искусства, заставляет
людей смотреть на мир добрыми глазами.
Н. Акимов
Наша страна уникальна, ее природа удивительна. Природные ресурсы России являются важнейшими не только в нашей стране, но и во всем мире. Это запасы древесины, пресной воды, важнейших источников энергии - нефти и газа, разнообразие уникальных представителей животного мира и др. Но, несмотря на такой высокий природный капитал, природа России - это еще, несомненно, и культура народа. Хрустальные воды рек и озер, неописуемо красивые леса, пение птиц, шелест травы всегда вдохновляли деятелей искусства, в частности поэтов. Миссия прославлять матушку-природу досталась таким поэтам как А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Ф.И. Тютчеву, С. Есенину, Н. Заболоцкому, Р. Рождественскому и многим другим. В Шатковском районе тоже есть свои певцы природы: В.П. Винидиктова, В.П. Агафонов, В.Н. Моисеев, Н.М. Мирскова… Прочитав их произведения, можно заметить помимо поверхностного описания и глубокий анализ окружающей нас обстановки и деятельности человека, т.е. экологическую обстановку. Экологическая проблема давно стала злободневной. Чтобы решить такую проблему, нужно, прежде всего, привлечь внимание человека. Это можно сделать с помощью поэзии. Прочитав стихотворение, человек начинает задумываться о его смысле. Оно вдохновляет на благородные поступки. Если за основу стихотворения взять экологию, человек не только задумается, но и предпримет меры по сохранению природы.
В настоящее время экология рассматривается как комплексное междисциплинарное направление, предметом которого является изучение, прогнозирование и управление факторами внешней среды в процессе их взаимодействия с живыми организмами на всех уровнях их организации. Как ни парадоксально, но главным врагом человечества сегодня стал именно человек. Символом нашего времени стали уже не полеты в космос, а загрязнение воды, воздуха и почвы, растущие горы промышленного и бытового мусора. Возникла опасность глобальных экологических катастроф, которые могут привести к гибели разумной, высокоорганизованной материи, а возможно и к гибели всего живого. С развитием прогресса человек стал использовать все больше и больше видов ресурсов. А проблема состоит в том, что многие ресурсы исчерпаемые. И даже, несмотря на все богатства и их количество, угроза разорения грозит и каждому отдельно взятому региону, и всей стране в целом.
В данной исследовательской работе изложена концепция состояния лесов России, в частности Шатковского района, и взгляд на эту проблему через поэзию.
Новизна работы состоит в том, что экология природы в художественной литературе рассматривается в основном на материале прозаических произведений крупной формы (циклы рассказов, повесть, роман), в то время как экологическая тема в лирике практически не затронута. Несмотря на это её значимость не стоит приуменьшать. В отечественном литературоведении достаточно хорошо изучена русская пейзажная лирика и пейзаж как литературно-эстетическая категория. Рассмотрение лирических стихотворений о природе под углом экологической проблематики предполагает исследование текста с точки зрения антропоцентричности / натуроцентричности изображённой в нём картины мира, наличия / отсутствия элементов «экологического сознания» в авторском мироощущении (осмысление сложного взаимодействия мира природы и мира человека, технического прогресса и его границ, темы защиты природы и ответственности человека за её преобразование и т. п.).
Выполняя исследование, мы столкнулись с трудностью в том, что специализированной литературы по теме «Экология в стихотворениях поэтов Шатковского района» мы не нашли. Нам пришлось прочитать все имеющиеся сборники со стихотворениями Шатковских поэтов, выбрать из них стихи на экологическую тему и произвести их анализ.
Актуальность темы, выбранной для исследования, в том, что в последнее время человек перегружен информацией, которая совсем не воздействует на чувства. Современному человеку некогда любоваться красотами природы, восхищаться ей. В погоне за цивилизацией человек стал просто потребителем природных богатств. Люди практически перестали читать книги, особенно поэзию. Своей работой мы хотим затронуть хоть какие-то струнки души ребят нашей школы. Ведь в проблеме охраны лесных растений немаловажную роль играет любовь к этим самым растениям. А поэзия – источник зарождения или возрождения такой любви.
Данная работа состоит из трех частей. Первая часть – теоретическая. В ней говорится о состоянии лесов на территории России и, в частности Шатковского района. Изучены различные документы, в которых представлены статистические данные, а также экологические проблемы, связанные с лесом. Вторая часть – поэтическая. В ней мы пытаемся пропустить проблемы экологии лесных растений через призму поэзии. С этой работой мы планируем познакомить ребят нашей школы, поэтому воздействие на чувства – главная наша задача. Третья часть практическая. Здесь описываются конкретные дела, которые были выполнены в ходе работы над проектом.
Выполнить практическую часть проекта нам помогли партнеры: директор школы Урвин Вячеслав Анатольевич, учитель ИЗО Кирюхина Галина Серафимовна, группа ребят нашей школы из экологического общества «Истоки».
Работа на данным исследовательским проектом продолжалась в течение февраля – марта 2013 года.
Цель работы созвучна со словами эпиграфа: пробудить в людях добрые чувства к лесным растениям с помощью стихотворений на экологическую тему.
Задачи:
Лес - исключительно важный фактор поддержания процессов жизни на Земле. Древесные породы, как и другие лесные растения, синтезируют органические вещества - пищу многочисленных живых существ. Несмотря на то, что леса занимают в настоящее время лишь 38 процентов суши, они включают в себя 92 процента биомассы всей Земли. Ежегодно они дают 46 процентов продукции фотосинтеза, их продуктивность в среднем в четыре-пять раз выше, например, чем продуктивность пашни. Лес поставляет кислород, очищает воздух от пыли и вредных химических, радиоактивных соединений, стерилизует его. Оберегает землю от разрушения, почву - от смыва, сохраняет и перераспределяет воду, чем стабилизирует и повышает урожаи сельскохозяйственных культур. Является поставщиком древесины - ценнейшего строительного материала и сырья для химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Поддерживает в норме и сохраняет от уничтожения среду обитания всего живого.
Пожалуй, никто не оценил лучше роль леса в нашей жизни, чем Леонид Леонов в своем бессмертном романе "Русский лес". Вот он, этот гимн: "Было бы неблагодарностью – не назвать и лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа. Точно так же, как степь воспитала в наших дедах тягу к вольности и богатырским утехам в поединках, лес научил их осторожности, наблюдательности, трудолюбию и той тяжкой, упорной поступи, какою русские всегда шли к поставленной цели. Мы выросли в лесу, и, пожалуй, ни одна из стихий родной природы не сказалась в такой степени на бытовом укладе наших предков. Дерево является сырьем, годным к немедленному употреблению, и любой кусок заточенного железа, насаженный на рукоять, превращал его в ценности первобытного существованья. Еще круглее будет сказать, что лес встречал русского человека при появлении на свет и безотлучно провожал его через все возрастные этапы: зыбка младенца и первая обувка, орех и земляника, кубарь, банный веник и балалайка, лучина на девичьих посиделках и расписная свадебная дуга, даровые пасеки и бобровые гоны, рыбацкая шняка или воинский струг, гриб и ладан, посох странника, долбленая колода мертвеца и, наконец, крест на устланной ельником могиле. Вот перечень изначальных же русских товаров, изнанка тогдашней цивилизации: луб и тес, брус и желоб, ободье и мочало, уголь и лыко, смола и поташ... По мере роста человеческих потребностей лес все щедрей раскрывал свои кладовые... Итак, лес кормил, одевал, грел нас, русских..."
Люди с древних времен пользуются чудесным свойством растений – давать пищу и тепло. Но помимо этих свойств наши предки заметили, что растения могут влиять на судьбу человека, а также исцелять его от болезней и физических и духовных. Издавна люди почитали деревья и священные рощи. К ним приходили лечиться, молиться, просить защиты или любви. Испокон веков деревьям приписывалась волшебная сила. Считалось, что в них живут духи - хранители человека. С деревьями связано множество примет, поверий и обрядов.
Дерево в наpодной культуре славян - объект поклонения. В дpевнеpyсских памятниках XI – XVII вв. сообщается о поклонении язычников"pощениям" и "дpевесам", о молениях под ними. Это были, как пpавило, обнесенные огpадой yчастки леса. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. У славян множество рощ имеют «священные» названия: «Божелесье», «Гай-бог», «Пpаведный лес», «Святибоp».
K категоpии почитаемых и священных деpевьев относились и отдельные деpевья, особенно стаpые, одиноко pастyщие в поле или вблизи целебных источников. K этим деpевьям пpиходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и дpугих напастей. Они пpиносили даpы и жеpтвы (вывешивали на деpевьях полотенца, одеждy, лоскyты), молились, пpикасались к деpевьям. Через дyпла и pасщелины таких деpевьев пpолезали больные, как бы оставляя за пpеделами этого отвеpстия свои болезни. При появлении на Руси христианства, дабы привлечь людей в храмы, церкви строились прямо в свещенных рощах. Об этом свидетельствyют многочисленные пpедания, легенды и сказания о постоpойке цеpквей вблизи почитаемых деpевьев. Вблизи священных деpевьев совеpшались pазличные обpяды.
Рассмотрим отдельные деревья, особо почитаемые нашими предками – славянами.
Дуб
Славяне считали дуб храмом Перуна, в ветвях которого он будто бы пребывал во время грозы. И горе, если молния ударяла в дуб – то был гнев божества, вызванный чьим-то неблагочестием. Чтобы вымолить прощение, нужно было принести многочисленные жертвы.
Мифология славян сохранила обряды, связанные с культом дуба. Само слово «друиды» происходит от кельтского «дерв», т. е. дуб. Между тем у славян этот корень сохранился только в слове «дерево», поэтому, вероятно, когда-то название «друиды» означало «почитатели дерева» вообще и дуба в частности.
Рябина
В Древней Руси олицетворением женского начала считалась рябина. Также она была символом скромности и нарядности. Этому дереву посвящалось множество ритуальных песен и обрядов.
Рябина – дерево новобрачных. В старину к красавице-рябине обращались для защиты новобрачных: в их обувь и карманы постилали и прятали ее листья. Считалось, что они помешают злым делам колдунов и ведьм. Да и вообще для благополучия в доме старались посадить возле него рябину. Древние славяне верили: в дом, под окнами которого посажена рябина, не войдет человек с недобрыми намерениями.
В русском народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник». Приходится он на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки рябины срывали в пучки, развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек.Также ветки втыкали на краю каждого поля. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить от всяких бед. Рябина считалась оберегом в магии и народном целительстве. Славяне говорили: «Постой под рябиной– болезнь отпугнешь».
Верба
Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Вербе приписывалась магическая сила влиять на орошение полей и лугов (верба растет в сырых местах, у воды), а значит, она, верили предки, способствовала плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем скот и людей, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы. В древности существовал обычай: вернувшиеся из церкви родители стегали освященной вербой детей и приговаривали: «Верба – хлест! Бьет до слез. Верба красна, бьет не напрасно». Это делалось с целью оделить детей здоровьем.
На Руси было принято освященную вербу хранить дома в переднем углу за иконами весь год. А в самый праздник веточками вербы стегают скотину и приговаривают: «Как вербочка растет, так и ты расти» - помимо пожелания здоровья домашним животным, это должно было предохранить их от нечистой силы. Веточки освященной вербы укрепляли в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.
Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады и т. д. Следуя убеждению, что верба обладает универсальной целебной силой, наши предки съедали с освященной вербы по девять шишечек (сережек), считая, что это предохранить их от лихорадки. Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник – верили, что это спасет от попадания молнии.
Береза
Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Так было во все века.
В традиционной культуре береза символизирует женское начало. Во многих поверьях, обрядах, и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу. Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.
Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома. Считалось, что дерево не «обидится», если его срубить с любовью во имя такого большого праздника.
Береза – дерево «счастливое», оберегающее от зла. Про нее говорили: «Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет». Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Особенно целебными считали почки, ветки, листья, кору, сок березы, наросты на стволе. Освященными в церкви в календарные праздники ветками хлестали больного, чтобы сообщить ему силу растения. Из почек, листьев и наростов изготавливали отвары от разных болезней. Березовый сок издавна считался омолаживающим и очищающим средством. Весной, особенно в праздничные дни, девушки и женщины пили сок и умывались им для красоты и здоровья.
Осина
Осина – дерево, исполненное достоинства и красоты, считается в народных представлениях как проклятое; вместе с тем широко используемое в качестве оберега.
Осину запрещалось сажать около домов во избежание несчастья, в том числе – болезней; ее не использовали при строительстве, не топили ею печь, избегали сидеть в тени дерева, не вносили в дом осиновых веток и т. п. Кое - где у восточных славян осину считали также «чертовым» деревом.
В фольклоре, поверьях и обрядах осина выступает действенным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами. На огне из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, чтобы они не вредили людям. В русской сказке богатыри побеждают Бабу Ягу, придавливая ее корнями осины; Добрыня Никитич вешает побежденного им Змея Горыныча на «осину кляплую» (былина«Добрыня и Змей»). Заговоры от укуса змей обычно читают над осиновой корой, а затем трут ею укушенное место. Костер из осиновых дров считается наиболее действенным средством борьбы с нечистой силой, отсюда и пословица: чтоб он на осиновом дереве сгорел!
Об экологическом состоянии лесов России мы узнали из «СПРАВКИ об экологических аспектах охраны и использования лесов России», подготовленной по материалам Первого Национального доклада «Сохранение биоразнообразия в России».
Россия обладает самыми большими в мире запасами леса и лесными площадями. Примерная площадь покрытых лесом земель составляет около 800 млн.га, а общий запас древесины - 80.7 млрд. куб.м., что составляет соответственно 21.7 и 25.9%% мировых запасов. Превышение второй цифры над первой говорит о том, что Россия располагает более зрелыми и более продуктивными лесами, чем остальные страны мира. По оценкам Института Мировых ресурсов (Вашингтон) еще выше роль России в сохранении девственных (первичных, старовозрастных) лесов. На нашей территории находится более 26% неосвоенных лесных экосистем мира, благодаря которым в решающей степени обеспечивается устойчивость биосферы и климата планеты и, соответственно, благополучие всех расположенных на ней стран, государств и народов. Признание мировым сообществом глобальной опасности перехода биосферы в неустойчивое состояние вылилось в заключение соглашений по регулированию выброса парниковых газов. В рамках этого соглашения признается исключительная роль лесов, как глобальной подсистемы аккумуляции углекислого газа, в массе выбрасываемого при сжигании топлива, преимущественно развитыми странами. По далеко не полным оценкам леса России ежегодно связывают около 600 млн. тонн углекислоты, значительная часть которой выброшена в атмосферу за пределами России. Связывание этих гигантских объемов газов существенно стабилизируют газовый состав и климат планеты.
При очевидной глобальной значимости лесов России национальную систему их оценки и управления лесными ресурсами нельзя признать удовлетворительной.
Серьезную угрозу статусу мирового лидера в сохранении лесов создает ситуация с лесными пожарами. Так компенсация воздействий на углеродный баланс лесных пожаров на площади в один миллион гектаров (среднегодовой уровень горимости для России) требует создания 5 миллионов гектаров новых лесонасаждений. В Сибири и на Дальнем Востоке пожары являются определяющим фактором состояния лесного фонда (Рис.1).
Безусловно, передовым в мире является опыт России по выделению лесов, выполняющих защитные функции, в отдельную управленческую категорию. К лесам первой группы, в которых законодательно запрещены рубки главного пользования, органы лесного хозяйства относят 247 млн. га или 21% от общей площади лесного фонда России. На карте размещения лесов первой группы (Рис.2) видно, что статус “охраняемых” имеют многие леса в малоосвоенных районах Сибири.
Серьезные экологические проблемы обнаруживаются при анализе данных о лесозаготовках. По оценкам международных экспертов неучтенный объем лесозаготовок в основных лесозаготовительных регионах России достигает 40%. Наибольшее влияние рубок леса на экологическую обстановку наблюдается в центре Европейской России, в Поволжье и Волго-Вятском районе (см. Рис.3). А вот сокращение объема рубок затронуло наименее хозяйственно освоенные регионы как внутри страны (Сибирь).
Есть достаточно свидетельств того, что внутри каждого региона наблюдается тот же процесс - сокращение рубок в малоосвоенных дальних районах и их активизация под видом рубок ухода и прочих - в центральных и наиболее освоенных частях областей, краев, республик.
Шатковский район относится к среднелесным районам области. Общая площадь лесов Шатковского района составляет 45 тыс. га. Территория Шатковского района по лесорастительным условиям расположена в переходной от лесной сосново-широколиственной зоны к лесостепной зоне. Лесная площадь составляет 31, 2% территории района. На песчаных почвах значительную часть занимают сосновые леса, представленные сосняком – беломошником, брусничником, черничником. Дубравы сохранились лишь небольшими отдельными островками, а значительные площади приходятся на мелколиственные породы – березы и осины. Восточные и северо-западные части района практически безлесны. В возрастном отношении в районе преобладают средневозрастные леса – 34% покрытой лесом площади, спелые и перестойные – 32%. Приспевающие леса занимают 22% лесных земель, молодняк – 12%.
Проанализировав «Лесной план Нижегородской области», мы пришли к следующим выводам:
Наряду с поэтизацией природы, акцентирующей внимание на восторженном описании красоты, существует и иная тенденция, характеризующаяся наличием тревожно-печального восприятия природного мира. Речь идет об экологизации поэзии, становящейся сегодня не менее существенным фактором формирования экологического сознания, чем научные исследования, раскрывающие перед людьми удручающую картину деградационных изменений в природе, способных обернуться глобальной экологической катастрофой. Как и поэтизация природы, экологизация поэзии выступает в качестве важного фактора, играющего заметную роль в воспитании экологической культуры людей.
Обращение поэзии к экологической тематике характерно не только для наших дней. Уже в XIX столетии, наряду с разнообразными описаниями красот природы, и русской поэзии начинают звучать экологические мотивы, связанные с разрушительным отношением людей к природному миру. Наиболее экологическим произведением того времени является, пожалуй, стихотворение Лермонтова "Три пальмы" (1839), в котором дается восточное сказание о судьбе гордых пальм, росших в песчаных степях аравийской земли. Эти пальмы роптали на то, что, находясь в гордом одиночестве, они не радовали ничей взор. И вот всевышний ниспослал им людей, которые, утолив жажду ключевой водой из ручья, протекающего между пальмами, с наступлением сумерек срубили деревья и сожгли их, так что утром на земле остался лишь седой и холодный пепел:
"И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с дремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит".
Однако обращение к экологической проблематике как постоянной теме поэтических размышлений стало преобладающим только во второй половине XX столетия. В 50-60-х годах эта тенденция еще только набирала силу. У одних поэтов экологизация поэзии носила эпизодический характер. У Е. Евтушенко, например, экологическая проблематика подспудно звучала в призыве к человеку любоваться красотами природы, не нанося ей ущерба:
"Иди в тайгу с берданкой утром,
но не бери к берданке пуль.
Любуйся выводками уток
или следи полет косуль.
Иди поглубже.
Будь смелее.
Как птица певчая, свисти,
А повстречаешься с медведем -
его брусникой угости".
У других поэтов экологические мотивы становятся центром раздумий. Поэзия В.Бокова оказалась, пожалуй, наиболее чувствительной к экологической проблематике. Это не значит, что в его стихах не находит отражение тенденция к поэтизации природы. Напротив, во многих из них наблюдается лирическое описание изумительных пейзажей. Однако поэтизация природы сопровождается у него отстаиванием авторской позиции, связанной с осторожным и бережным отношением к природному пиру. Считая, что земля достаточно натерпелась от людей, он ратует за проявление любви к ней, за установление той взаимной любви между человеком и природой, без которой растительный я животный мир обречены на исчезновение:
"Не учебник природа, не справочник -
Мать, кормящая всех молоком.
Не ругай меня, милая травушка,
Что тебя я топчу каблуком.
Нагибаю черемуху белую”,
Говорю: - Дорогая, прости,
Ничего я с тобою не сделаю,
Как цвела, так и будешь цвести!"
Причем В. Боков не только выступает за бережное отношение к природным богатствам страны, но и преследует воспитательные цели, стремится оказать благотворное воздействие на других людей:
"Милые звери! Не буду стрелять”
Я ведь в природе поэт, чтоб вы знали,
Я ведь хочу на других повлиять
И попросить, чтобы в вас не стреляли!"
С.Островой говорит о своей любви к "лесным жителям", о красоте растительного мира, предлагая людям поклониться светлой березке и встать перед ней на колени. Он призывает человека по-доброму относиться к природе;
"Пройди по ней. Лесами. Лугом.
Пей чудеса, как из ведра.
И если сможешь стать ей другом -
Не расточай ее добра".
Постепенно набирая силу, данная тенденция к экологизации поэзии стала широко распространенной среди советских поэтов. В 70-80-е годы многие из них посвящают свои стихи экологической проблематике, высказывая явную озабоченность по поводу деградационных процессов, происходящих в природе. Обращение к экологическим сюжетам характерно, в частности, для таких поэтов, как К.Ваншенкии, С.Викулов, А.Вознесенский, Г.Горбовский, Н.Доризо, А.Дементьев, М.Дудин, Ю.Друнина, Р.Рождественский, и для многих других.
Разумеется, это не означает, что современной поэзии свойственны отрешенность от образного описания природы и отказ от художественного воспевания ее красот. Поэтическое мировосприятие по-прежнему насыщено образными ассоциациями, позволяющими высветить то индивидуально-личностное и в то же время общезначимое, что всегда проявляется в отношениях человека к природе. Как лирически-трогательно и очаровательно певуче звучат, например, следующие строки, принадлежащие перу Я.Козловского:
"Гроза иссиня-бурая космато
Ушла, ворча, за потемневший лес.
И просочилась киноварь заката
Сквозь пепел вечереющих небес.
И в окруженье вымокших черемух
Как на столах, шампанским залитых,
В серебряных подсвечниках черненых
Стояли свечи сосен золотых".
Тенденция к экологизации поэзии проявляется и в тех многочисленных произведениях, в которых повествуется о безрассудном истреблении растительного мира, загрязнении рек и озер, гибели обитателей водоемов. "Убили дерево, убили.
Сначала топором рубили,
А где не взяли - там пилой!"
- так описывает С. Островой свое восприятие гибели лесов в одном из своих стихотворений с весьма характерным названием "Убийство" (1983). Та же тональность присутствует в стихах Викулова. Как трогательно-печально и сурово-осуждающе звучат, к примеру, следующие его строки:
"Ах, трудно ли, ножом вооружась,
раздеть березку - тихую простушку,
и нацедить прохладной крови кружку,
и затоптать ее сорочку в грязь.
Она в лесу останется стоять,
как черный вскрик о том, что где-то рыщет
двуногий зверь с ножом за голенищем...
И роща будет в страхе трепетать".
В последние годы в стихах поэтов все отчетливее звучат экологические мотивы, связанные о преднамеренным уничтожением лесных массивов, о варварским отношением к растительному миру тех туристов, которые, вырвавшись из городской суеты на лоно природы, бездумно обрывают цветы, разоряют птичьи гнезда и крушат муравейники, ломают и жгут кустарники, деревья. Бездумное отношение к природному миру особенно болезненно воспринимается в том случае, когда показывается беспросветная глупость и бессердечность людей, обрекающих птиц, зверей на неминуемую гибель. Так, Г. Горбовский не может примириться с мыслью, что именно безалаберные носители технического прогресса наносят непоправимый ущерб природе. Его описание гибели пернатых в стихотворении "Стрижи" (1975) с глубинной остротой высвечивает недомыслие и кощунство "покорителей природы":
"Но вот в карьере взвыл гудок:
пришли копать... И, как Помпеи,
погиб стрижиный городок.
И смерти не было глупее.
Вся глыба полная птенцов,
осев, распалась, затихая.
И тут один из мудрецов
сказал: "Яичница какая!"
Подобное кощунство - проявление бездуховности, свойственной "покорителям природы", лишенным чувства элементарного сострадания ко всему живому. В большинстве же случаев, выполняя намеченные планы и осуществляя порученную им работу, люди просто не задумываются над тем, что происходит в природе после их вторжения в нее. И только впоследствии они обнаруживают негативные последствия своих преобразований в природном мире. Вот как пишет об исчезновении лесов С. Орлов:
Леса уходят.
Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья.
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают – океан зеленый.
Однако прозрение людей, расточающих природные богатства, наступает лишь со временем. Чаще всего в погоне за сиюминутными выгодами они не задумываются над возможными последствиями своей недальновидной деятельности в природном мире. Они берут все, что только можно взять у природы. Вырубают леса, отравляют окружающую среду, загрязняют водоемы. По этому поводу Островой с недоумением и тревогой вопрошает, обращаясь к людям:
"Вам нравятся прохладные сады?
Тогда зачем так часто в наши годы
Глумятся осквернители воды
Над синеокой свежестью природы?!"
Привлекая внимание к бедственному положению, сложившемуся за последние десятилетия в природном мире, некоторые поэты неизменно подчеркивают, что сегодня как никогда ранее природа нуждается в защите от посягательств на нее со стороны тех, кто считает себя вправе переиначивать в ней все на свой собственный лад. Необходимы не разбазаривание природных богатств, а бережливое к ним отношение, не насильственное подчинение плодоносящей земли требованиям скорейшего удовлетворения необузданных потребностей людей, а спасение ее от необдуманного вмешательства в протекание природных процессов. Эта мысль отчетливо выражена в стихотворении Острового "Красная книга" (1984):
"Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты оговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей".
Природа, по выражению Доризо, "строгий бухгалтер". Люди должны помнить об этом, не забывать, что природные богатства не беспредельны. Они должны постичь ту простую истину, что человек не может быть вне природы:
"Нам понятней теперь
Год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа.
Без нее мы не можем прожить".
Поэтому каждый человек должен с пониманием относиться к природе. Дорожить животным и растительным миром, проявлять повсеместную заботу о сохранении природных богатств, любить природу во всех ее проявлениях, ибо жизнь наша целиком и полностью зависит от нее. Как замечает Доризо:
"В дни электрона и металла,
Как благо, каждое растенье.
В наш век любовь к природе стала
Инстинктом самосохраненья".
Во многих стихах звучит страстное обращение к человеку быть Человеком. Творцом и созидателем, а не грабителем и разрушителем, не отдающим себе отчета в своих действиях, наносящих ущерб природе. В поэтическом мироощущении Викулова это обращение к человеку выражено следующими словами:
"Ты - Человек. Ты - царь Природы. Так,
поскольку все в ней сущее подвластно
тебе... Живи, сверяя каждый шаг
С природою - и будет все прекрасно!
И царские замашки не лелей
в душе, и не давай себе свободы...
Ты - царь Природы, так.
Но знай; трудней
почувствовать себя венцом Природы!"
Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира. В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Дудина:
“Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас”.
Экологизация поэзии свидетельствует, таким образом, о том чувстве ответственности здравомыслящих людей, которое становится неизменным спутником сознания и самосознания тех, кто чутко реагирует на изменения, происходящие сегодня в природном мире. В системе разнообразных и тесно связанных между собой средств воспитания экологически грамотной личности она оказывается неотъемлемой частью воспитательного процесса, включающего в себя как рациональные научные объяснения мотивов экологического поведения человека, так и эмоциональные, чувственные образы, предопределяющие соответствующий образ мышления и действия людей в окружающей их природе.
В Шатковском районе с 1995 года существует общественная организация «Вдохновение», которая объединяет поэтов, художников, фотографов, краеведов. Возглавляет ее В.П. Винидиктова, человек творческий и инициативный. Именно она занималась выпуском многих сборников. Нами было прочитано 10 сборников шатковских поэтов: «Память. Шатковские напевы», «Стихи+я=стихия», «Сборник стихов М.И. Николаева», «Прикосновение», «Отчий свет», «О чем сердца поют и плачут», «Осенняя рапсодия» и др. Проблемы экологии лесных растений в своих стихотворениях затрагивают В.П. Винидиктова, Т.Е. Тихонова, В.П. Агафонов, Н.М. Мирскова, И.П. Каравашкин, В.Н. Моисеев. К этой же теме примкнул сборник арзамасского поэта Александра Ивановича Плотникова «Земная чаша», т.к. темы его стихотворений очень актуальны для нашей работы. В общий анализ мы также включаем стихотворения, написанные нами в ходе выполнения работы, это стихи Макаровой Валентины, Балимановой Юлии и учителя русского языка и литературы Новиковой Г.А.
Читая стихотворения местных поэтов, можно обратить внимание, что во многих их них повторяются одинаковые образы – основные виды деревьев нашего края. Самый яркий образ, который встречается чаще всего – это образ русской березы. Оглянемся в наше далекое прошлое и вспомним, что береза - священное дерево многих народов, символ «Святой Руси». Берёза в славянской мифологии – это дерево начала жизни. Оно символизирует чистоту и верность, весну и воскресение. Среди исследуемых стихотворений пять посвящено березе. Рассмотрим их подробнее.
Стихотворение Татьяны Евгеньевны Тихоновой «Две березки росли на горе» очень близко известному нам стихотворению М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Оба поэта одинаково скорбят о погубленной красоте. Люди живут своими заботами, не замечая, что их окружает прекрасное. А когда это прекрасное погублено их рукой, они все равно не видят потери. Тяжесть утраты ощущает только сама природы. Если у Лермонтова пальмы были срублены, чтобы в последний раз принести людям пользу – дать тепло от костра, то у Тихоновой березки «совсем не понять по причине какой были срублены чьей-то злодейской рукой». Здесь природа уже выступает не только как источник различных благ для человека, но и как страдалица, терпящая варварское отношение к себе со стороны человека.
Две березки росли на горе – две сестренки, Словно свечки из воска изящны и тонки. И совсем не понять по причине какой Были срублены чьей-то злодейской рукой. Изумрудной листвой зеленели весною, А в жару нас спасали от лютого зноя, По зиме были в кружеве и в серебре… Как же пусто сегодня без них на горе. | Ветер листья срывает с деревьев живых, На несчастных березках не тронув листвы, Безутешно скорбя, как о детях своих, Осень слезы дождя проливает на них. Не спешит их она своим золотом тронуть, И еще зелены островерхие кроны. Мы спешим все в заботах своих и печалях И погибшей красы этой не замечаем. |
Продолжает «березовую тему» Василий Петрович Агафонов в стихотворении «Береза». Используя яркие сравнения «Стоишь девчонкой разодетой в льняного платья полотно», поэт описывает достоинства березы: она и «вдохновение поэтов», и «Большой Руси на радость, гербом зеленым на Руси», и красива «в жару, в морозы, когда снежинки и листва». Все стихотворение построено на антитезе – автор противопоставляет красоту березы и потребительское к ней отношение. Человек видит в березе только дрова.
Стоишь девчонкой разодетой Вльняного платья полотно Как вдохновение поэтов И не поэтов Все равно. Всегда светла: В жару, в морозы, Когда снежинки И листва… А мы пилим тебя, береза, Все на дрова да на дрова. | К тебе я выйду под окошко И буду у тебя просить: Ты дай мне тонкие сережки Моей подруге поносить. В сиянье синих зорь и радуг, В прохладе утренней росы Ты всей большой Руси на радость Гербом зеленым всей Руси. Тебя буравят в сердце слезы - К чему высокие слова, А мы пилим тебя, береза, Все на дрова да на дрова. |
Владимир Николаевич Моисеев в стихотворении «Белая березонька» использует обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «березонька», «рядышком», «листики», «вечерком». В них передано отношение автора к березе: нежное, ласковое, трепетное. В.Н. Моисеев показывает взаимосвязь и взаимозависимость всего живущего на земле. Березе без старой сосны, которая ей только мешает, будет лучше, просторнее, но «если нет соседки – на душе печаль». Экологические проблемы угадываются в подтексте: человек уничтожает все живое вокруг себя, а когда уже ничего вокруг не останется, вот тут-то и наступит «на душе печаль». Это стихотворение-предупреждение.
Белая березонька рядышком с сосной
Проросла по осени у тропы лесной!..
Больно исколола ей листики сосна,
Та, что погибала, без корней гнила.
Ничего, березонька! Скоро вновь весна!
Скоро отряхнешься ты уже от сна.
Но мешать не будет старая сосна,
Ведь она погибнет! Старая она!
Вскинешь руки-ветки, встретишь ты рассвет,
Вырвешься из клетки ввысь, где солнца свет!..
Отряхнешь иголки старые с листвы…
Что от них-то толку? Ведь они мертвы!
Дунет вечер шалый вечерком с пруда.
Все! Гляди: упала старая сосна,
Корни-то отгнили, но грядет мораль:
Если нет соседки – на душе печаль!
Очень созвучны по настроению стихотворения Владимира Николаевича Моисеева «Сок березы» и Галины Александровны Новиковой «Березовая молитва». Одушевленная природа способна чувствовать, терпеть боль, плакать, молиться. Береза ничего не жалеет для человека; она как донор, поит его целительным соком, а он «к ней с ножом подходит», «по живому режет», «шрамы оставляет», «топор берет», «все рубит ствол». Оба автора показывают беззащитность и искренность березы, готовность служить людям до последней капли сока: «Но береза зла не держит, всех она прощает», «Березка белая молчит, даже не вздрогнула». Новикова Г.А. призывает человека опомниться, умерить свое потребительское отношение к природе: «Не выпьешь столько, человек, не жадничай!»
Новикова Галина Александровна Березовая молитва Была весенняя пора – Сокодвижение. Березка нежная с утра Стоит в волнении. Подружек рядом хоровод – Все просыпаются. А человек топор берет, К ним направляется. Он подрубил стволы. На снег Наставил баночек. Не выпьешь столько, человек, Не жадничай! Березка белая молчит, Даже не вздрогнула. Молитву, может быть, твердит: «Я буду донором. Я жажду людям утолю Соком целительным. О Господи, тебя молю: Будь мне спасителем!» Березка белая весной Стоит и молится. А человек все рубит ствол, Не успокоится. | Моисеев Владимир Николаевич Сок березы Как у раненой березы Сок течет из раны… Капает… кап-кап, как слезы, На края стакана. К ней с ножом подходит каждый Как бы ненароком. Утолить людскую жажду Сладковатым соком. По живому каждый режет, Шрамы оставляет. Но береза зла не держит, Всех она прощает. |
Четыре стихотворения из исследуемых посвящены дереву, которому, также как и березе, приходится терпеть от человека массу проблем. Это ель. Все стихотворения объединены одной темой: «Зима – Новый год – елка». Лейтмотивом становится рубка елок перед новогодними праздниками.
В стихотворениях Валентины Павловны Винидиктовой «В дома опять приходят елки» и Василия Петровича Агафонова «Елки» описана лесная красавица в новогоднем наряде. У Винидиктовой: «звезда, игрушки, мишура, гирлянды елку украшают». У Агафонова: «звезда украсит их большая», «и снова будут посыпать снежок искусственный на лапы». И в том и в другом стихотворении отмечается чудесный еловый аромат: «запах терпко-горький, смолистый, праздничный…», «вдыхать в себя еловый запах». Но оба поэта с горечью говорят о том, что вся эта красота затеивается людьми лишь на несколько дней. А потом предмет любования, символ нового года ждет печальный конец: «и елки, сняв все украшенья, поставят во дворе в сугроб», «их выбросят… умрут они тихи, несмелы».
Винидиктова Валентина Павловна В дома опять приходят елки В дома опять приходят елки, И с ними запах терпко-горький, Смолистый, праздничный, недолгий, Как… слезы новогодней елки, Что на ветвях ее горят, Всего лишь миг – две-три минуты, И нам безмолвно говорят О горечи утрат, о боли, Невозвратимости потерь, О собственной, не «звездной» доле. Звезда, игрушки, мишура, Гирлянды елку украшают. Она блестит, она сверкает, Но чувствует, хоть и не знает, Что скоро кончится игра. И на ковер ее иголки Дождем осыплются, шурша, Исчезнет запах терпко-смолкий, Закончит песни детвора. И елки, сняв все украшенья, Поставят во дворе в сугроб. Где смотрят все без сожаленья На их печальный хоровод… | Агафонов Василий Петрович Ёлки Стояли елки до поры, Снежок укутывал их белый. И вот стальные топоры Свое вершат привычно дело. Потом нарядят их во все, Звезда украсит их большая. И кто-то скажет: «Им везет, Ведь нас-то так не украшают». Детишки песни им поют, Пройдут веселым хороводом. Они всем радость принесут И поздравленье с Новым годом. Красивыми их станут звать, Вдыхать в себя еловый запах И будут снова посыпать Снежок искусственный на лапы. Когда же Новый год пройдет, И праздник всем себя покажет, Мы их увидим у ворот Домов, Таких радушных Наших. Их выбросят, Вот так, дружок, Умрут они тихи, несмелы… И будет сниться им снежок, Лесной снежок, Он белый-белый. |
В стихотворении «Спит зимний лес» Валентина Павловна Винидиктова смотрит на зимний лес глазами эколога. Он для поэта живой, он спит, но сон у ели очень чуткий: «она лишь дремлет и каждый звук с тревогою приемлет». Винидиктова предостерегает людей о том, что «не приживутся елки в теплом доме»; радостные новогодние дни «убийством елок … не омрачай». Какой же выход из этого? Как создать праздничное настроение? Поэт предлагает: «в лесу ты с ними встречи назначай, в лесу, признаюсь даже интересней». Можно, конечно найти и много других способов, чем заменить лесную красавицу. Но результат будет один: «елки будут долго-долго жить».
Спит зимний лес. Кругом бело и тихо…
Все звуки словно пролетают мимо:
Взлетит ворона, пробредет лосиха.
Стряхнув с ветвей шуршащую лавину.
Но чуток ели сон. Она лишь дремлет
И каждый звук с тревогою приемлет:
Вон скрип саней. Вот звуки топора,
Вот с жутким треском рухнула сестра.
О, человек! Пожалуйста, запомни:
Нельзя губить волшебную красу!
Не приживутся елки в теплом доме,
Им лучше здесь, в заснеженном лесу.
Предновогодья суетные дни…
Пусть только радость принесут они!
Убийством елок их не омрачай:
В лесу ты с ними встречи назначай!
Ведь хоровод под Новый год водить
В лесу, признаюсь, даже интересней.
А елки будут долго-долго жить
И вспоминать самих людей, их песни.
В стихотворении «Зимушка-зима многоснежная» В.П. Винидиктова, используя образные эпитеты, олицетворения и метафоры любуется елью: «красавица-елочка», «чудо спящее», «в шубке плотной – в зеленых иголочках», «украшение Земли», «спит торжественно неподвижная», «красавица стройная, нежная». В конце строки «И не слышит: подходим все ближе мы…» многоточие настораживает: человек может быть угрозой. Но здесь показана полная гармония человека с природой: «сон тревожить однако не хочется, сладкий сон, что зимой уготован ей». В этом стихотворении показан образец человеческого поведения в природе. Только не потревожив природу, не нарушив ее спокойствия, человек может насладиться ее красотой, почувствовать душевное удовлетворение.
Зимушка-зима многоснежная, Саваном – пурга над деревнями, Спят поля вокруг безмятежные И кусты – в лесу, под деревьями. Нету тут ни следа, ни тропочки, Лишь на лыжах путь не заказан нам. Подойдем к красавице елочке И замрем в удивленье несказанном: Заколдована, чудо спящее – В шубке плотной – в зеленых иголочках, Украшение Земли настоящее Эта елка, красавица-елочка, | В небеса стрельнувши верхушкою, Вся усыпана шишками рыжими, Спит торжественно неподвижная И не слышит: подходим все ближе мы… Запорошена, снегом укутана (Нелегка ее ноша снежная!), Спит красавица зимою лютою, Спит красавица – стройная, нежная, Дотронуться до ветки так хочется – Сбросить все, что пургою наметано. Сон тревожить однако не хочется: Сладкий сон, что зимой уготован ей… |
Еще два стихотворения объединены одной темой: у Василия Петровича Агафонова «Подснежники» и у Валентины Макаровой «Подснежник». В этих стихотворениях встречаются похожие эпитеты и метафоры. У Агафонова: «тоненькие, нежные, вестники весны, синий хоровод, глазками ясны». У Макаровой: «маленький, хрупкий, тихий, нежный, первенец весны». В стихотворении В.П. Агафонова автор любуется первым весенним цветком, испытывает эстетическое наслаждение, этот цветок вызывает вдохновение, пробуждает любовь, т.е. этот «тоненький, нежный» имеет огромную силу над человеком. Напротив, в стихотворении В.Макаровой показана беззащитность цветка, здесь «героями» выступают люди, которые «жизни отнимали, не дав расцвести». Люди названы «бездушным врагом».
Агафонов Василий Федорович Подснежники Тоненькие, нежные, Глазками ясны, Выросли подснежники – Вестники весны. Там, где травка реденькая Теплый воздух пьет, Собрался букетиком Синий хоровод. Ветерок гуляющий Налетел и встал: Как же я вчера еще Их не увидал? Тоненькие, нежные, Глазками ясны, Выросли подснежники – Вестники весны. В этом вот осиннике Тучкой синева. Самый-самый синенький Я тебе сорвал. Мчатся воды вешние, Звонче небеса… Пусть цветут подснежниками У тебя глаза. | Макарова Валентина Подснежник Вот уж к нам пришел апрель, На дворе звенит капель. Стало ясно и тепло, Солнце светит нам в окно. И подснежник маленький Вылез на проталинке. Он тянулся к солнцу И старался жить, Радовался пчелке, Что над ним кружит. Но в какой-то ясный Из весенних дней Вышли на поляну Четверо друзей. Все они топтали На своем пути. Жизни отнимали, Не дав расцвести. И маленький подснежник Увидели они, Хрупкий, тихий, нежный, Первенец весны. …………………………….. Что же вы наделали, Милые друзья! Вы подснежник маленький Погубили зря. Он взошел на радость Людям на лугу. А попался под ноги Бездушному врагу. |
Стихотворения Нины Михайловны Мирсковой «Живем сегодняшним лишь днем» и Александра Ивановича Плотникова «Природа дикая цвела» звучат трагически страшно. Человек совсем забыл, что он тоже часть природы. Ведь именно «Природа Человека создала себе на шею». Плотников называет Человека «Самоуверенный нахал», который и создал все экологические проблемы: «он полпланеты распахал, а пол – застроил», «людей и землю отравил дождем кислотным», «поднялся …на звездный гребень», «озоновая брешь зияет в небе», «создал бомбу», «может опрокинуть век». Человек отличается от других живых существ тем, что только он имеет разум, но поэт Плотников говорит об этом с неуверенностью: «Нас может опрокинуть век всех в бездну разом… А говорят, что человек имеет разум…». Уничтожая природу, человек забыл о духовности, ведь природа источник прекрасного. Поэтому Н.М. Мирскова взывает не к разуму, а к душе человека: «А где же русская душа, как перед Богом оправдаться?» Живя только сегодняшними проблемами, человек рвет связи между поколениями. Здесь появляется антитеза: временное «Живем сегодняшним лишь днем» и вечное «Коль после – все гори огнем, то что же детям остается?»
Плотников Александр Иванович * * * Природа дикая цвела, Все хорошея. И Человека создала Себе на шею. Самоуверенный нахал Её «освоил»: Он полпланеты распахал, А пол – застроил. Наставил дач, дворцов и вилл – Забором плотным. Людей и землю отравил Дождем кислотным. Поднялся – трудный взят рубеж – На звездный гребень. Уже озоновая брешь Зияет в небе. И с тайны дерзкою рукой Сорвал он пломбу. Чтоб уничтожить род людской, Он создал бомбу. Нас может опрокинуть век Всех в бездну разом… А говорят, что человек Имеет разум | Мирскова Нина Михайловна Живем сегодняшним лишь днем Не бережем земной красы, Не умножая, всюду губим. Тяжелой чашей на весы – О Русь – леса под корень рубим. Не жаль пылающих рябин, Родных берез, что с детства святы, Как журавлей прощальный клин В лучах багрового заката. Бредем под горку, чуть дыша, Растратив прежние богатства. А где же русская душа, Как перед Богом оправдаться? Уходят старые друзья, Все чаще тучи в небе звездном. Вернуться в прошлое нельзя, И верить в будущее поздно. Живем сегодняшним лишь днем, Дел натворили – сердце рвется, Коль после – все гори огнем, То что же детям остается? |
О том, что еще не все потеряно для природы, а значит и для самого человека пишут поэты Александр Иванович Плотников в стихотворении «И нам напоминают соловьи» и Владимир Николаевич Моисеев «Экология». Плотников уверен, что есть еще места на земле, которые можно назвать «зеленый рай», где «рычание моторов» заглушают соловьи. Поэт с верой говорит о мире: «Не сгорит он в одночасье. И нам напоминают соловьи, что на земле еще возможно счастье». В.Н. Моисеев учит, как этого счастья достичь: «Семь раз отмерь, но резать не спеши», «Помочь лесам расти и родникам потечь, помочь земле, чтоб залечила она шрамы». Далее поэт ставит экологическую задачу, которую мы должны решать сообща, всем человечеством: «Природу сохранить, себя сберечь – основа нашей в экологии программы».
Плотников Александр Иванович И нам напоминают соловьи Зеленый рай. Березовый приют. Вблизи дороги Роща небольшая, Здесь соловьи Заливисто поют, Рычание моторов Заглушая. Мир не однажды был В дыму, в крови. Но верим: Не сгорит он в одночасье. И нам Напоминают соловьи, Что на земле Еще возможно счастье. | Моисеев Владимир Николаевич Экология Щедра природа, но не бесконечно… Нам сберегать и умножать богатства надо. Нельзя к природе относиться так беспечно, Лишь за труды воздастся нам награда. Семь раз отмерь, но резать не спеши… Природа нам ошибок не прощает. Природа, как отдушина души, Храни ее, богатства умножая! Помочь лесам расти и родникам потечь, Помочь земле, чтоб залечила она шрамы. Природу сохранить, себя сберечь – Основа нашей в экологии программы… |
Нам никуда не деться от прогресса, от цивилизации. Но несмотря на желание улучшить условия своей жизни, мы не должны забывать об окружающей нас природе. Уничтожив ее, другой взамен не получим. Александр Иванович Плотников в стихотворении «Над водой наклонилось дерево» показывает, что у каждого человека есть потребность общения с природой: «Просто надо хоть раз единственный мир увидеть не на бегу». Живая природа – это бессмертие человечества.
Над водой Наклонилось дерево, А вода, Как хрусталь, чиста, Есть на Теше У Личадеева Левитановские места. Стрелы солнечные Без промаха Бьют по листьям. Журчат ручьи. А вдоль берега Все черемуха, А в черемухе Соловьи. Убаюкан Пастушьей дудочкой, Спит камыш, Синевой сквозя. В тростниковых зарослях С удочкой Ты охотишься На язя. | Рядом ходят Плотвички стаями. Подступает природа вблизь. Все печали твои Растаяли, Все волнения Улеглись. От грохочущих тех Бульдозеров, Телевизоров, Этажей Просто хочется К речке, к озеру, В шелест листьев И камышей. Просто надо Хоть раз единственный Мир увидеть Не на бегу. Помолчать Над водой таинственной У бессмертья На берегу. |
Мы увидели, что растительные образы помогают поэтам создать образ Родины, и первую очередь – образ малой родины, выразить любовь к ней, тревогу за будущее планеты, страны и родного края.
Выполняя исследовательский проект, нами было реализовано несколько конкретных дел, объединенных одной целью: пробудить в ребятах нашей школы добрые чувства к лесным растениям через поэзию и другие виды искусства. Выполнить эти дела нам помогли наши партнеры.
(См. Приложение 5)
Живая природа всегда была для человека источником его существования. Но во взаимоотношениях с природой человек руководствовался не только экономическими и хозяйственными соображениями. Людям было свойственно и эмоциональное, эстетическое восприятие природы. Именно поэтому уже с давних времен под особую охрану попадали красивейшие участки природы, отдельные виды животных и растений.
Проблема сохранения природы и сегодня является одной из самых важных. Задача состоит в том, чтобы все, что нас окружает сейчас осталось нашим потомкам не памятником когда-то существовавшей природе, а живыми природными комплексами, распространяющими свое влияние и своих обитателей на всю территорию района, области, страны, планеты.
В дальнейшем мы продолжим изучать экологические проблемы и будем искать более оригинальные решения этих проблем. Первый наш шаг – решение проблем экологии через воздействие на чувства читателей с помощью стихотворений местных поэтов – выполнен.
Литература и источники
Как зима кончилась
Золотой циркуль
Браво, Феликс!
Муравьиная кухня
Ледяная внучка