Вся система русского правописания рассматривается в современном методическом пособии вне природы логико-семантических связей. Данная работа - попытка системного подхода в изучении грамматики.
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-grammaticheskie_svyazi.doc | 58 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32
«Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие»
г. Волжского Волгоградской области
Логико-грамматические связи в русском языке
и их визуализация
Работу выполнил:
ученик 7б класса
Сеник Максим
г. Волжский
2015
Логико-грамматические связи в русском языке и их визуализация
Система – (от греч. «целое»; составленное из частей; единение) комплекс взаимодействующих элементов.
Способ – образ действий, прием осуществления чего-либо.
Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Аспекты метода: предметно-содержательный, операциональный, аксиологический.
Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.
Критериальное свойство элемента – его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т.е. без какого-либо одного элемента, система не существует.
«Один из принципов нашего правописания этимологический, он дает массу постоянных поводов для применения в орфографии» [4, с. 201-202].
«В основе нашей пунктуации лежит грамматическая структура предложения. Так отделяются друг от друга простые предложения в составе сложного, выделяются (обособляются) второстепенные члены, находящиеся в определенной позиции и выраженные определенными частями речи и т.д.
Ведущим принципом современной пунктуации является логико-грамматический. Поскольку грамматическое членение речи является одновременно и смысловым, то и можно говорить о логико-грамматическом или, уже, логико-синтаксическом принципе нашей пунктуации. Интонация, т. о., не рассматривается как основа современной пунктуационной системы» [3, с. 298-299], а «… характерной чертой нашей орфографии является сохранение на письме единства одних и тех же морфем…» [2, с. 116-117]
При всяком методе процесс обучения будет процессом интеллектуальным. Языковая действительность с орфографической точки зрения – не разрозненные «образы» слов, а такие факты явления языка, которые могут быть научно обобщены и систематизированы.
Данный подход позволяет выстроить, структурировать части речи в следующей последовательности:
Существительные Числительные Прилагательные Местоимения |
Глагол Деепричастие Причастие Отглагольное прилагательное |
Первичные Производные
Для восприятия правила необходимо не просто «увидеть и запомнить», но и осмыслить языковые факты, посмотреть на них с особой точки зрения, обобщить их, установить различие или сходство. Поэтому механическая память далеко не основной, а, может, и совсем не нужный процесс. Самое главное – осмысление, осознание, интеллектуальный порядок действия.
Психология мышления давно уже пришла к выводу, что мышление возникает из необходимости разрешить затруднения. В учебной деятельности самое главное – создать проблемную ситуацию. Это должно привести к обобщению, которое вызовет интеллектуальную деятельность.
Синтаксис является структурным звеном грамматики, с ним связана система знаков препинания. Здесь также необходимы обобщение, логико-семантические схемы, позволяющие вникнуть в природу постановки знаков препинания.
Члены предложения
Главные
Сказуемое Подлежащее
Второстепенные
Определение Приложение Обстоятельство Дополнение
: - «раскрытие, пояснение»
- «сопоставление, противопоставление»
, - «перечисление близких понятий»
; - «самостоятельность тематическая, осложнение грамматическое».
Аналогичная структурная и смысловая организация | |
: А : «П» [ ] : [ ] | , , - «П» - а [ ] – [ ] |
Алгоритм – схема
Подход
Этимологический
Славянского происхождения [o] [и]. [ы]: [э] Жёрдочка Жердь [о] [э] Исключение: шов, жор, шорох | Западноевропейский Капюшон Шофер Шоколад |
Лексико-семантический и этимологический принципы
Наречие
Раздельно Значение сохраняется На ходу ход «во время движения» «движение» | Слитно
Значение меняется Накануне канун «недавно» «день перед праздником» |
Предлоги
Значение сохраняется Раздельно В течение дня течение «движение времени» «движение визуализированное» |
Значение меняется Слитно Вследствие следствие «из-за» «процесс» |
Данный подход позволяет соединить «с минимумом слепых формул максимум зрячих мыслей».
Источники информации:
Философские стихи Кристины Россетти
Зимний лес в вашем доме
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году