работа посвящена прадеду, погибшему во время Великой Отечественной войны, останки которого най дены на Смоленщине поисковым отрядом по смертному медальону
Вложение | Размер |
---|---|
работа "Жил человек маленький" | 58.5 КБ |
«Жил был человек маленький...»
(Р. Рождественский)
Каждому школьнику известно, что в этом году вся страна готовится встретить ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ — ДЕНЬ СЕМИДЯСИТЕЛЕТИЯ СО ДНЯ ПОБЕДЫ НАД ФАШИСТКОЙ ГЕРМАНИЕЙ.
Но что было тогда семьдесят лет назад? Жёсткая мясорубка под гнётом немцев, плач женщин, отчаянные взгляды солдат? Или героизм Красной армии, решительность главнокомандующих и поражение Германии. Что знает об этом современная молодёжь, что она чувствует, когда учитель истории с гордостью рассказывает о Жукове, Панфилове, Рокоссовском, Зайцеве? Что чувствует ученик, сидящий за партой, когда учительница повествует о Битве под Москвой, Коренном переломе, Блокаде Ленинграда, защитниках Брестской крепости или Смоленском сражении; о людях, переживших войну: самих солдат, матерей, жён, детей?
По — секрету говоря, ученик вспоминает картинки из недавно прочитанного параграфа. Так было и со мной до 2011 года.
Цель и задачи моей работы:
Объектом исследования явились документы, фотографии, реликвии семьи Селезнёвых, воспоминания военноначальников Жукова Г.К. из книги «Воспоминания и размышления» и Ерёменко А.И. «Смоленское сражение».
Глава 1 История семьи.
1.1.Семья Селезнёвых.
В 1941 году жила семья с фамилией Селезнёвы в селе Старая Лопатка, Петровского района Саратовской области. Вера Дмитриевна — мать, Михаил Иванович — отец и трое деток: Саша (10 лет), Маша (3 года) и совсем маленький Петруша, проводящий всё свое время или в зыбке, или на руках матери. Михаил Иванович работал в колхозе на тракторе, Вера Дмитриевна сидела дома с Петрушей. (Приложение 1)
22 июня, ровно в четыре часа в нашу страну постучалась жестокая война. В этом же месяце Петровским военкоматом, отец трёх детей ушёл на фронт. (Приложение 2). Жена не получила ни одного военного треугольника, лишь в ноябре 1941 года повестку о без вести пропавшем муже.
Холодная зима 1941 забрала с собой навсегда Петрушу. Вера Дмитриевна, боровшаяся за жизнь своих детей, устроилась дояркой в три смены. Старший сын, который был единственным мужчиной в доме, тоже работал, помогал матери на ферме, в уборочную пору в поле и на току, да ещё и огород на его плечах.
Закончилась война, а Михаил Иванович всё так и не вернулся с полей войны. Но его по - прежнему ждали верная жена и дети, мечтавшие кинуться на шею мужчине, примерно лет 38, одетому в военную форму с радостными криками: «Папка вернулся». Из воспоминаний дочери Марии Михайловны праздник 9 мая не был радостным для семьи. (4)
Шли года, а папки так и не было. Жена искала своего мужа, посылая письма в разные организации и инстанции. (Приложение 3) Старший сын, создавший свою семью, продолжал поиски отца, искренне любивший, искренне желавший увидеть отца Александр Михайлович принял активную позицию в вопросе поиска отца, но так и не дождался его. Умер в 1998 году.
Жизнь шла неумолимыми шагами вперёд.
Человек впервые побывал в космосе. Родились внуки, правнуки, изобретена водородная бомба, началась перестройка. Начался новый век — век компьютерных технологий, рождаются праправнуки. Умерла Вера Дмитриевна.
Имя Михаила Ивановича стало забываться, забываться стала война.
1.2.Возрождение без вести пропавшего воина.
В 2011 году поисковыми отрядами «Обелиск» и «Надежда» проводились раскопки под Смоленском. В этом же году в нашу дверь постучался, на первый взгляд, самый обычный человек и рассказал нам, что найдены останки Селезнёва М.И.
В братской могиле их было пятеро, но лишь у него одного был подписан медальон химическим карандашом. (Приложение 4). Остальные солдаты не подписали, потому что примета плохая, что подписавшие медальон гибнут, но мой дед хотел быть найденным, найденным для детей и внуков. Узнав об этом, душа вспомнила боль тех лет, страдания невинных, душа увидела кровь деда. Сердце облилось кровью. Именно память человечества заставляет сердце биться, разум возмущаться и слёзы литься.
Глава 2. Смоленское сражение.
В 2011 году приходилось 70 лет со дня ухода на фронт моего деда. Когда началась война, Гитлер разработал план «Барбаросса», предусматривавший ведение «молниеносной войны» против СССР на трёх основных направлениях — на Ленинград, на Киев и на Москву. Наиболее опасным направлением было смоленское, где действовала главная группировка вражеских войск, предназначенных для захвата Москвы. В новом наступлении на Московском направлении немецкое командование рассчитывало добиться решающего успеха. Общий замысел предусматривал рассечение фронта советской обороны на три части, окружение и ликвидацию полоцко-невельской, смоленской и могилёвской группировок Западного фронта и создание тем самым благоприятных условий для беспрепятственного наступления на Москву. (Приложение 5) К началу Смоленского сражения соотношение сил было в пользу противников. Фашистская армия превосходила советские войска: в людях — почти в 2 раза, в орудиях и миномётах — в 2,4 раза, в самолётах в 4 раза, и только в танках несколько уступала советским войскам (1:1,3). 30 сентября 1941 года началось генеральное наступление немцев на Москву. Им удалось не только прорвать оборону, но и окружить четыре армии западнее Вязьмы и две — южнее Брянска. В этих котлах, в плен к немцам попали 663 тысячи человек.(3)
Смоленское сражение занимает важное место в операциях лета 1941 года. Хотя разгромить противника, как это планировала Ставка, не удалось, но его ударные группировки были сильно измотаны и ослаблены. По признанию немецких генералов, в Смоленском сражении гитлеровцы потеряли 250 тысяч солдат и офицеров.(2)
«...во второй половине дня непривычный рёв реактивных мин потряс воздух. Как краснохвостые кометы, метнулись мины вверх. Частные и мощные разрывы поразили слух и зрение сильным грохотом и ослепительным блеском. Эффект одновременного разрыва 320 мин в течение 10 секунд превзошёл все ожидания. Солдаты противника в панике бросились бежать…», - вспоминал маршал А. И. Ерёменко о миномёте «катюша», которая помогла советским героям в победе.(1)
Под Смоленском родилась советская гвардия. Здесь 14 июля 1941 года в боях под Оршей батарея капитана И. А. Флерова впервые применила установки реактивных минометов — легендарные «катюши». (2)
1.2.Память.
Одним из участников Смоленского сражения был мой дед — боец 615 стрелкового полка, 91 стрелковой дивизии. Для фашистов русские воины оказались пушечным мясом, живым из котла никто не вышел. Пали смертью храбрых наши солдаты, сражавшиеся за Родину. На братской могиле лежит ржавая, дырявая каска, каких миллионы. Но для меня - это каска символ победы, символ отваги, ведь это каска моего деда. К сожалению, он не узнал, что 9 мая был салют Победы на Красной площади, он не узнал что в Смоленском сражении погиб не зря.
Смоленское сражение стало важным этапом в срыве немецкой стратегии «блицкрига» и плана «Барбаросса». Несмотря на тяжелые потери, советские войска замедлили продвижение противника на восток и выиграли время для подготовки к обороне на московском направлении. Исход Смоленского сражения имел важное значение для последующего хода войны. Хотя сам город Смоленск 16 июля оказался в руках противника, все же оборона армий Западного фронта не была сломлена и крепко стояла, преграждая путь к столице. Среди гитлеровских офицеров, генералов и даже солдат, привыкших к легким победам на Западе, начали появляться сомнения и разочарования.(2)
Глава 3. Поисковые отряды.
Кто же помог найти останки моего деда? Кто эти люди, которые занимаются таким благородным делом?
«Московский поисковый отряд «Обелиск» - это общественная организация, образованная в 1989 в результате слияния поисковых отрядов Московской специальной средней школы милиции МВД СССР, НПО «Геофизика» и завода МЭЛЗг.Москвы.
Целью создания отряда является увековечение и сохранение памяти о защитниках Отечества, павших в период Великой Отечественной войны, просветительская деятельность, а также работа по патриотическому воспитанию молодого поколения граждан, объединение на основе этой цели отдельных лиц, молодежных и иных течений.
Бойцы Московского поискового отряда «Обелиск» - это люди различных возрастов, темпераментов и профессий. Общей чертой для всех из них является искренняя любовь к своей стране, ее истории и людям. Сформированные на основе этих чувств убеждения не только составляют основу мотивации к поиску, но и находят отражение в повседневной жизни. Воспитанная на поиске молодежь отряда отличается осознанным подходом к гражданскому долгу и армейской службе. Эти же качества обелисковцы стараются прививать и своим детям, занимаясь поиском целыми семьями.
Работа отряда на протяжении более двадцати лет заключается в проведении архивных изысканий, относящихся к периоду контрнаступления под Москвой и наступательных операций советских войск на западном направлении в период 01.1942г. – 03.1943г, мероприятий по поиску непогребенных останков советских военнослужащих на местах боев, эксгумации неизвестных воинских захоронений, установлению судеб пропавших без вести военнослужащих, поиск и информирование их родственников. Отряд «Обелиск» непрерывно осуществляет связанную с этими событиями информационную работу и иным образом участвует в формировании и осуществлении государственной политики по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Неотъемлемой частью такой работы является консультационно-экспертная и просветительская работа в СМИ, организация вечеров памяти с привлечением ветеранских организаций, выступления на патриотических митингах и концертах в рамках городских и муниципальных программ, привлечение подростков и молодежи к указанным мероприятиям.
«Наша миссия – способствовать возрождению государства через сохранение и преумножение памяти о делах и мужестве земляков, ради будущих поколений и ценой собственной жизни совершивших невозможное». (5)
Глава 4.Социологический опрос.
А что же знают мои сверстники о Великой Отечественной войне, есть ли у них своя история?
Был проведён социологический опрос, в котором участвовали 69 учеников
9 – 11 классов.
1) Дата Великой Отечественной войны? (Приложение 6)
На основании опроса можно сделать вывод, что только один человек из пятидесяти не усваивает информацию, данную на уроке или же не заинтересован в знании истории своей страны.
Учитывая, что в нашей стране проживает
146 270 033 человека, то таких граждан 2 925 400!
2)Основные сражения Великой Отечественной войны? (Приложение 7)
Из 69 человек трое не дали ответа на этот вопрос. Большинство знают о битве под Москвой, обороне Ленинграда, Смоленском сражении и Сталинградской битве.
3) На вопрос «Знаете ли вы имена героев Великой Отечественной войны?», практически каждый пятый не смог ответить (Приложение 8)
4) Знает ли современная молодёжь «историю своей семьи»?
На вопрос «Знаете ли вы имена своих родственников - участников Великой Отечественной войны?» (Приложение 9)
Половина опрошенных знает о своих родственниках, другие 50% приняли пассивную позицию относительно этого вопроса. 26% «слышала», но не углубилась в этот вопрос, 23% «не слышали имена родственников», а ведь это дедушки и бабушки их родителей. Одному из шестидесяти девяти, говоря на современном молодёжном сленге, по — барабану.
5) Суть пятого вопроса была в том, что хочет ли современная молодежь сохранить память о войне?
Принимают ли они участие в акциях посвящённых ВОВ? (Приложение 10)
Акции, проводимые в школе и посвящённые Великой Отечественной войне, носят лояльный характер. Прочитать стих про войну, сделать стен.газету и.т.д. Поэтому с учётом выше полученных результатов, ученики которые ответили «да, добровольно», по — моему мнению, делятся на два лагеря, которые действительно заинтересованы в сохранении истории России и на тех, кто хочет заработать оценку. Двоих из 69 заставляют принимать участие. А остальная часть, которая составляет чуть меньше половины, не проявляет интерес, как ни к прошлому, так и к настоящему истории страны.
6) Не затрагивая прошлого, а говоря только о настоящем вопрос звучал так : «Как вы относитесь к армии РФ?» (Приложение 11)
В свете событий, происходящих на Украине, вмешательства Америки во внешнюю политику Украины и России и, учитывая тот факт, что ученики проживают на территории военного городка и у каждого второго родители военнослужащие. 60% опрошенных относятся к армии РФ - положительно. И только 5% - отрицательно.
Вывод: опираясь на проведённый опрос среди учащихся 9 — 11 классов, основная масса с первыми тремя вопросами справилась, что касается школьной программы, а с вопросами, касающимися патриотического воспитания, положительный результат дала лишь половина. Решить эту задачу не совсем просто. Интересуются военным временем, в основном те, у кого есть «своя история», те, кому не безразлично. Поэтому нужно поднимать архивы и с трудом, и любопытством, просматривать старые, черно - белые, бабушкины фотоальбомы, вглядываясь в лица и расспрашивая родственников, кто это? Также, я считаю что нужно увеличить количество часов уроков истории в девятом классе, для того чтобы учитель мог задавать больше творческих заданий, а дети с усердием искать информацию о родственниках, героях, сражениях и гражданском населении во время войны.
Заключение.
75 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родилось и возмужало несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, будучи совсем ребенком, ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у поколения наших мам и пап. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко (лишь в канун праздника Победы) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. А оставшиеся в живых, из-за возраста и болезней, к сожалению, всё реже и реже встречаются с нами детьми.
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, она, память, является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности.
Ученики и учителя нашей школы к Дню Победы каждый год оформляют стену Памяти, где помещают фотографии и рассказы о своих родственниках участниках Великой Отечественной войны. Впервые я приняла участие в этой акции, когда училась в седьмом классе. В том же году рассказала о своём деде ученикам начальной школы в ходе акции «Вечно живой». Материал хранится в школьном Музее Боевой Славы и используется лекторами, когда проводятся экскурсии «Герои - земляки». (Приложение 12, 13)
Источники:
Медведь и солнце
Плавает ли канцелярская скрепка?
Флейта и Ветер
Как нарисовать зайчика
Повезло! Стихи о счастливой семье