Матрешка – моя любимая игрушка. В детстве я часами занималась с ней: собирала и разбирала её, любовалась ей, играла с ней в различные игры. Приятные воспоминания детства и подтолкнули меня к созданию авторской игрушки. Много раз я задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Вот я и решила больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka_-_simvol_rossii.doc | 705.5 КБ |
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Культурология»
МАТРЕШКА – СИМВОЛ РОССИИ
Автор: Наместникова Анастасия, ученица 2 б
класса ГБОУ-СОШ № 1 г.Чапаевска
Руководитель: Евсеева Оксана Павловна,
учитель начальных классов
высшей категории
ГБОУ СОШ №1 г.Чапаевска
г.Чапаевск, 2015 г.
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. История появления матрешки. | 5 |
1.1. Происхождение русской матрешки. | 5 |
1.2. Имя деревянной игрушки – Матрешка. | 5 |
1.3. Матрешкины секреты. | 6 |
1.4. Интересные факты. | 8 |
1.5. Результаты анкетирования учащихся. | 9 |
Глава 2. Технология изготовления матрёшки. | 10 |
2.1. Технология изготовления матрешки мастерами. | 10 |
2.2. Хохломская роспись. | 11 |
2.3. Виды росписи. | 12 |
2.4. Выполнение росписи матрешки. | 13 |
Заключение | 15 |
Источники информации | 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Моя подруга пригласила меня на день рождения и передо мной встала проблема – что же подарить ей? Игрушку? Мир игрушки удивительно многообразный.
Говорят, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками от всего сердца. Тема народных игрушек интересовала меня давно. Рассматривая игрушку, всегда можно узнать что-то новое. В игрушке отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ, создавая свои игрушки, передавал в них свое мироощущение.
Свой выбор я остановила на матрешке с хохломской росписью. Почему именно матрешка? Матрешку с хохломской росписью уже много лет считают самым популярным российским сувениром. Что подарить главе иностранной державы в качестве чисто русского подарка? Опять-таки – матрешку!
Матрешка – моя любимая игрушка. В детстве я часами занималась с ней: собирала и разбирала её, любовалась ей, играла с ней в различные игры. Приятные воспоминания детства и подтолкнули меня к созданию авторской игрушки. Много раз я задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Вот я и решила больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.
Цель работы: - выяснить, в чем же секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России.
Задачи:
1. изучить историю появления матрешки;
2. узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России;
3. изучить технологию создания матрешки;
4. узнать основные приемы хохломской росписи;
5. изготовить собственный (авторский) вариант матрешки
Методы исследования:
1.1. Происхождение русской матрешки.
Сегодня самая распространенная история о происхождении популярнейшего русского сувенира, такова: в конце XIX в гости к известному русскому меценату Савве Мамонтову прибыл гость, а в качестве сувенира привез статуэтку одного из буддистских святых. Фигурка была сделана в Японии, на острове Хонсю, а затем привезена, как сувенир в один из магазинов Парижа. Необычность игрушки заключалось в том, что она делилась на две половинки, а внутри находилась другая фигурка, поменьше, которая, в свою очередь, также делилась надвое. Однажды эту игрушку увидел русский художник С.В.Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант фигурки.Токарь Московской мастерской В.П.Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин расписал её.
1.2. Имя деревянной игрушки – Матрешка.
Почему этой деревянной игрушке дали такое необычное имя? Мнений на этот счет много. Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.
Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название .
Кстати, имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", по-церковному писалось Матрона. На наш взгляд, "матрешка" название очень удачное, кукла действительно стала "знатной".
На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так имя и закрепилось за игрушкой.
Сегодня мы не воспринимаем название матрёшки как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным - названием игрушки. И пишется оно теперь с прописной буквы.
Матрешка является отражением души своего народа. В ней, как в зеркале, просматривается весь национальный характер. Возьмёшь такую игрушку в руки и чувствуешь: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». Рассмотрим матрешку более подробно. Какие секреты таит в себе эта игрушка?
Матрёшку изготовляли из мягких пород дерева, чаще всего из липы. | Материал безвреден. Если матрёшку подержать в руках, то почувствуешь от неё тепло. |
Все куколки матрешки, построены в ряд. Можно быть самостоятельными, отделиться друг от друга, а в нужный момент соединиться снова, спрятаться под надёжной защитой куколки-мамы. | «Мы дружная семья!». Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Наша матрёшка - символ дружной, крепкой семьи. |
Матрёшка первоначально была в основном в ярком красном сарафанчике. | На Руси люди старались самую нарядную и яркую одежду приберечь для праздника. Самым праздничным и красивым считался красный цвет. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» - красивая девица, «красный угол» - самый нарядный угол в избе |
Глаза у матрёшки большие, открытые. Ресницы чёрные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щёчки румяные, губки алые. | Такая внешность у матрёшек тоже неслучайна. Рисуя матрёшке лицо , мастера старались передать истинно народное представление о женской красоте. Вот например, как описывались русские красавицы в народных сказках: «девица красная, очи ясные, брови соболиные, щёки румяные, уста алые». |
Если посмотреть внимательно на матрёшек, то у некоторых куколок можно увидеть одну или две косы. | Всегда ценилось во внешности девушки, считалось её особой красотой – коса. Существует и по сей день такая поговорка: «Коса- девичья краса». По обычаю существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней –две. Когда девушку выдавали замуж, то косу расплетали. |
Голова игрушки всегда в платочке. | Оказывается, это тоже особенности древнерусской культуры. Раньше женщине было неприлично показаться на людях без головного убора. Считалось позором «опростоволоситься» («опозориться», )т.е показать постороннему человеку простые волосы. |
Фигура у матрёшки толстенькая, округлая. | На Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, что женщина худенькая и бледная не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжёлую крестьянскую работу. |
Наряд матрешки - простой сарафан, передничек, платочек. | Раньше женщины носили просторные сарафаны и рубахи (сарафан – русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами). Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной, а сарафан и рубахи для этого исключительно подходили. |
Одежда матрёшки украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой. | Русские женщины любили принарядиться, они с удовольствием украшали себя и свою одежду. |
Русская матрёшка добрая, сердечная, весёлая, приветливая, улыбчивая в ней отразились черты русского национального характера. | В женщине испокон веков почитались такие черты характера как доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. |
Благодаря обилию и яркости цветов матрёшка создаёт праздничное, радостное настроение. Когда мы смотрим на неё, на лице невольно появляется улыбка. |
1.4. Интересные факты.
Первые матрёшки были не такими пёстрыми, как сегодня. Краски были неяркими, тёплыми, лица тонко выписаны. Дело в том, что росписью матрёшек занимались в основном иконописцы Троице-Сергиевой лавры. Конечно, они использовали те же живописные приёмы, что и в росписи икон.
В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности. Так, к 100-летию со дня рождения Н.В.Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажи комедии "Ревизор". В 1912 г., к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки "Кутузов" и "Наполеон". Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др.
Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку.
В 1900 году русские матрёшки "дошли" до Парижа - они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду "научились" ходить: ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название "матрёшки-ходилки".
Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. А в 2004 году, открылся музей матрёшек и в Нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! В 1970 г. в Японии на выставке «Экспо-70» была представлена самая большая в мире матрешка – 72-местная красавица из Семенова диаметром полметра, а высотой метр. Этот рекорд до сих пор не побит!
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.
Я провела анкетирование среди педагогов и учеников нашей школы, в котором приняли участие 111 человек. Полученные результаты представлены на рисунке. Видно, что мы мало знаем об истории развития матрешечного промысла, но интерес к этой игрушке не угас.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТРЕШКИ
2.1. Технология изготовления матрешки мастерами
Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. У каждого мастера есть свои секреты.
Первый этап – выбор дерева. И быть оно должно ровным, без сучков. Как правило, это липа, береза, осина. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.
Второй этап – заготовка. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Сначала вытачивает мастер голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!
Третий этап – шлифовка и грунтовка. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Когда смотришь на некрашеные «слепые» фигурки, трудно поверить, что это и есть будущие красавицы. Но поставьте рядом, и вы заметите, какие они разные! Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Четвертый этап – роспись. Начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. В XIX веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.. Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек по-разному. Среди росписей различают: гжельскую, городецкую, полхов-майданскую, хохломскую, дымковскую.
С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".
2.2. Хохломская роспись.
Расписать мою подарочную матрешку я решила в технике хохломской росписи. Почему?Даже на Олимпийских играх в Сочи официальным сувениром утвердили именно хохломскую матрешку.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. В царских, княжеских, боярских теремах знатные и богатые семьи ели из золотой и серебряной посуды. А откуда взять драгоценности даже в самый большой праздник бедному крестьянину? Но лес у крестьян рядом. Кроме того, у крестьян всегда существовало стремление к красоте и умение эту красоту творить. Мастера - земледельцы вырезали и вытачивали из липы и ольхи – миски, чашки, ложки и даже большие посудины, где можно было хранить муку и заводить тесто. Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи. Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды.
Есть русская пословица: “Голь на выдумки хитра”. Это ли не хитрость – превратить липу в золото!
2.3. Виды росписи.
Чтобы правильно выполнить роспись матрешки в технике хохломской росписи, я побеседовала с учителем рисования, Беспаловой Г. И.
Из нашей беседы я узнала, что существует два типа письма: верховое и фоновое. При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок».
«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку».
Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым.
Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрина».
Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной.. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.
Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.
2.4. Выполнение росписи матрешки.
1. Берем заготовку матрешки и с помощью наждачной бумаги шлифуем её, чтобы поверхность стала более гладкой.
2. Разводим клей ПВА с водой 1:3 и наносим кисточкой раствор на заготовку. Необходимо для того, чтобы в дальнейшем краска не впитывалась в дерево и не растекалась. Обрабатываем 3 раза с перерывами на сушку.
3. Теперь приступаем к рисованию с помощью карандаша. Начинаем с лица и платка, затем все остальное: руки, сарафан.
4. Приступаем к росписи красками: сначала самые большие части, затем более мелкие.
Матрешка готова!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
Матрешка, несмотря на свое иностранное происхождение, является русской национальной игрушкой, символом России известным во всем мире.
Эта работа помогла мне не только многое узнать о русской матрешке, но и прикоснуться к истокам русской народной культуры, которая веками создавалась нашими предками. Мы должны знать, уважать и гордиться своей национальной культурой!
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
По морям вокруг Земли
Свадьба в Малиновке
Шелковая горка
Смекалка против Змея-Горыныча
Одеяльце