Мы живем в сложное и интересное время. Человечество перешагнуло порог XXI века. С чем мы подошли к нему? Что мы захватили с собой в новое столетие? Чьи имена станут близкими и почитаемыми для грядущих поколений? С кого они захотят «делать» свою жизнь? Трудно ответить на эти вопросы. Но я совершенно убежден, что среди таких имен, несомненно, будет имя Владимира Ивановича Вернадского.
Актуальность. В нынешнем году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося естествоиспытателя-мыслителя академика Владимира Ивановича Вернадского. Творчеству одного из последних ученых-энциклопедистов посвящена огромная литература, и вряд ли можно добавить что-либо к тем оценкам его научных, философских, науковедческих, мировоззренческих или публицистических трудов. Но мы хотим представить свое видение этого самобытного мыслителя.
Проблема. Свои идеи взаимодействия косного, живого и социального начал нашей планеты он сформулировал еще в первой половине прошлого столетия и продолжал работать над ними до конца своих дней, именно сейчас они приобретают реальное общественное звучание. Наступает время их практической реализации.
Объект. Жизнь и деятельность В.И. Вернадского
Предмет. Научное наследие В.И. Вернадского
Цель. Доказать, что научное наследие Вернадского ознаменовало начало нового мировоззрения и его имя стало символом ноосферного мышления XXI века.
Задачи. 1. Проанализировать основные даты жизни ученого;
2. Определить и изучить основные труды Вернадского;
3. Посетить музей-кабинет академика Вернадского;
4. Приобщиться к истории и выставкам Государственного геологического музея им. Вернадского; 5. Найти материалы по увековечиванию памяти ученого.
Рабочая гипотеза. Если В.И.Вернадский выделял огромную роль человечества в новейшей геологической истории Земли и учению о ноосфере, то возможно активное приложение его идей в сфере современного образования школьников.
Методы исследования.
1. Накопление и изучение литературы вопроса;
2. Анализ и синтез полученных результатов;
3. Наблюдение и сравнение;
4. Консультации с работниками музеев;
5. Уточнение фактов.
Предполагаемая новизна. Выявление конкретного применения полученных результатов исследования в практике школьного образования.
Практическая значимость. Просветительская деятельность о Вернадском человеке и ученом через систему классных часов, школьной конференции, заседании школьной Академии «Мудрых сов». Предоставление результатов работы в школьный музей и кабинет географии.
Состояние научной разработанности вопроса.
Следует отметить длительное замалчивание идей Вернадского в нашей стране. До сих пор его новаторские идеи не получили достойной оценки. Казалось бы, приоритет В.И. Вернадского в формулировке основных идей биосферологии должен быть признан во всем мире. Однако, с сожалением приходится отмечать, что во всех официальных документах, посвященных проблеме устойчивого развития, хотя они и опираются целиком на идеи нашего великого соотечественника, нет ни одной ссылки на его труды. Мы представляем его научное наследие как целостное инновационное явление для учащихся школ.
Хронологические и географические рамки исследования включают хронологию событий жизни и деятельности ученого на территории России и Украины в XX веке.
Сроки выполнения. Сентябрь 2012- Февраль 2013
Ресурсное обеспечение. Научно - популярная и специальная литература, материалы экспозиций музеев, поисковая система сети интернет.
Форма представления результатов. Работа реализована в двух вариантах – электронном и печатном. Первый вариант представляет электронное пособие. Печатный вариант - это исследовательская работа с фотоприложением и буклет о В.И. Вернадском.
Структура исследовательской работы: Титульный лист. Содержание (оглавление). Введение. I. Основная часть. II. Заключение. III. Список использованных источников и литературы. IV. Приложение.
Вложение | Размер |
---|---|
zaremba_proekt_izmenennyy.docx | 55.27 КБ |
Введение
Мы живем в сложное и интересное время. Человечество перешагнуло порог XXI века. С чем мы подошли к нему? Что мы захватили с собой в новое столетие? Чьи имена станут близкими и почитаемыми для грядущих поколений? С кого они захотят «делать» свою жизнь? Трудно ответить на эти вопросы. Но я совершенно убежден, что среди таких имен, несомненно, будет имя Владимира Ивановича Вернадского.
Актуальность. В нынешнем году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося естествоиспытателя-мыслителя академика Владимира Ивановича Вернадского. Творчеству одного из последних ученых-энциклопедистов посвящена огромная литература, и вряд ли можно добавить что-либо к тем оценкам его научных, философских, науковедческих, мировоззренческих или публицистических трудов. Но мы хотим представить свое видение этого самобытного мыслителя.
Проблема. Свои идеи взаимодействия косного, живого и социального начал нашей планеты он сформулировал еще в первой половине прошлого столетия и продолжал работать над ними до конца своих дней, именно сейчас они приобретают реальное общественное звучание. Наступает время их практической реализации.
Объект. Жизнь и деятельность В.И. Вернадского
Предмет. Научное наследие В.И. Вернадского
Цель. Доказать, что научное наследие Вернадского ознаменовало начало нового мировоззрения и его имя стало символом ноосферного мышления XXI века.
Задачи. 1. Проанализировать основные даты жизни ученого; 2. Определить и изучить основные труды Вернадского; 3. Посетить музей-кабинет академика Вернадского; 4. Приобщиться к истории и выставкам Государственного геологического музея им. Вернадского; 5. Найти материалы по увековечиванию памяти ученого.
Рабочая гипотеза. Если В.И.Вернадский выделял огромную роль человечества в новейшей геологической истории Земли и учению о ноосфере, то возможно активное приложение его идей в сфере современного образования школьников.
Методы исследования. 1. Накопление и изучение литературы вопроса; 2. Анализ и синтез полученных результатов; 3. Наблюдение и сравнение; 4. Консультации с работниками музеев; 5. Уточнение фактов.
Предполагаемая новизна. Выявление конкретного применения полученных результатов исследования в практике школьного образования.
Практическая значимость. Просветительская деятельность о Вернадском человеке и ученом через систему классных часов, школьной конференции, заседании школьной Академии «Мудрых сов». Предоставление результатов работы в школьный музей и кабинет географии.
Состояние научной разработанности вопроса.
Следует отметить длительное замалчивание идей Вернадского в нашей стране. До сих пор его новаторские идеи не получили достойной оценки. Казалось бы, приоритет В.И. Вернадского в формулировке основных идей биосферологии должен быть признан во всем мире. Однако, с сожалением приходится отмечать, что во всех официальных документах, посвященных проблеме устойчивого развития, хотя они и опираются целиком на идеи нашего великого соотечественника, нет ни одной ссылки на его труды. Мы представляем его научное наследие как целостное инновационное явление для учащихся школ.
Хронологические и географические рамки исследования включают хронологию событий жизни и деятельности ученого на территории России и Украины в XX веке.
Сроки выполнения. Сентябрь 2012- Февраль 2013
Ресурсное обеспечение. Научно - популярная и специальная литература, материалы экспозиций музеев, поисковая система сети интернет.
Форма представления результатов. Работа реализована в двух вариантах – электронном и печатном. Первый вариант представляет электронное пособие. Печатный вариант - это исследовательская работа с фотоприложением и буклет о В.И. Вернадском.
Структура исследовательской работы: Титульный лист. Содержание (оглавление). Введение. I. Основная часть. II. Заключение. III. Список использованных источников и литературы. IV. Приложение.
I. Основная часть.
Глава 1. Жизнь и творческий путь В.И. Вернадского.
Известный ученый Владимир Иванович Вернадский ярким пятном выделяется среди своих современников. Его недюжинному и пытливому уму заслуженно принадлежит честь многих важных открытий. Среди них наука о биосфере, о единстве водного покрытия земли, науке биогеохимии, русском космизме. Он является одним из инициаторов исследований урана на добычу ядерной энергии. Жизненный путь Вернадского начался в 1863 году в городе Санкт-Петербурге. Родители его были украинскими дворянами. Образование Владимир Иванович начал получать в Харькове, куда семья была вынуждена переехать в связи с неблагоприятным климатом. Через несколько лет Вернадские вернулись обратно в Санкт-Петербург, где Владимир окончил среднюю школу и поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Именно тогда он заинтересовался минералогией и кристаллографией под влиянием Сеченова, Менделеева, Бутлерова. В 1888г. Под руководством своего научного руководителя В.В.Докучаева Вернадский написал свой первый самостоятельный научный труд "О фосфоритах Смоленской губернии". Будучи студентом, Вернадский принимал участие в либеральных просветительских группах, активно участвовал в различных студенческих волнениях, принимал участие в издательствах. С 1885 года Владимир был хранителем кабинета Минералогии в Петербургском университете. Благодаря нему коллекция минералов приобрела музейную ценность, и именно в том самом кабинете берет свое начало школа Вернадского. Готовя научную диссертацию, он совершает многочисленные поездки по России и Европе, изучая различные геологические, метеоритные, минералогические коллекции. Также Вернадский не забывает и об общественной деятельности. Он становится земским гласным в Тамбовской губернии, а в 1891 году, объединившись с Л.Н. Толстым, организовывает организацию для помощи голодающим.
В 1898году Вернадский становится профессором Московского университета. Он поддерживает связи с мировыми учеными, и в 1906 году становится адъюнктом в Императорской Академии наук, заведует минералогическим отделом в Геологическом музее. С 1908 года он проводит активную организацию экспедиций для изучения радиоактивных материалов. Чаще всего это были экспедиции в направлении Урала, Зауралья, Кавказа, Байкала, но Вернадский, рано понявший важность подобных исследований, настаивал на проведении таких экспедиций на юге. Также Вернадский занимается историей российской науки. Он постоянно переиздает опубликованный еще в 1902 году очерк «О научном мировоззрении», публикует «Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии" и "Академия наук в первое столетие своей истории". Он также работает над очерками об истории кристаллографии и почвоведении, статьями о русских и иностранных ученых. После революции Вернадский уезжает на юг, где становится основателем и президентом Украинской академии наук. Он был также ректором университета в Симферополе. После возвращения в Санкт-Петербург, в 1922 году, принимал участие в организации Радиевого института. Работал в крупнейших европейских научных центрах – в Праге, Сорбонне, Париже. Издал на французском языке научный труд «Геохимия». Вернадский внес неоценимый вклад в изучение минерально-сырьевой базы России, став председателем комиссии по ее изучению. После он занялся самостоятельным научным трудом. Исследовав структуру мирового океана, он сформулировал концепцию его биологической структуры, придя к выводу, что океан состоит из слоев-плёнок различного масштаба. В Академии Наук им был организован новый Отдел живого вещества. И с 1927 года был директором Биогеохимической лаборатории при нем. В 1940 году Вернадский инициировал исследования урана с целью получения ядерной энергии. К восьмидесятилетию Вернадский был награжден Сталинской премией.
Глава 2. Учение о ноосфере как единство биосферы и человечества.
2.1.Учение о ноосфере.
В.И. Вернадский рассматривает ноосферу как новую высшую стадию эволюции биосферы, которая связана с развитием человечества, и человек, зная все законы природы, влияет на ход природных и космических процессов. Одной из основных идей, которые лежат в основании теории о ноосфере стоит человек, который живет по своим законам, но существует в природе и всегда является её частью. Академик Вернадский представил несколько условий необходимых для существования ноосферы:
Заселение человеком всей планеты; способы связи и обмена между странами; усиление политических связей между странами; расширение биосферы и выход в космос; открытие новых источников энергии; равность людей всех религий и рас; свобода научной мысли; продуманная система народного образования и рост благосостояния народа; преобразование природы Земли для материальных, эстетических и духовных потребностей населения.
Непостежимо, насколько эти условия выполняются в современном мире. Условия о заселении людьми Земли выполнены. На Земле практически не осталось мест, где бы не ступала нога человека, человек поселился даже в Антарктиде. Он настолько вторгся в природу, что это вызвало тяжёлые экологические последствия. Выполнены условия открытия новых источников энергии. Атомная энергия давно служит человеку в мирных и военных целях. Но её неумелое использование в мирных целях может привести к трагедиям. Так было, например, в Чернобыле.
Сам Вернадский отмечал разрушительные последствия хозяйствования человека на земле. Он писал: «Человек - это геологическая сила, способная разрушить мир». Но считал эти последствия временными. Он верил в разум человека, гуманизм научной деятельности, победу добра и красоты. Ноосфера - это символ веры в идею сохранения жизни на Земле.
2.2.Труды в минералогии
До него минералогия считалась скучной описательной наукой. Вернадский создал новую минералогию с генетическими основами, внес в нее дух динамизма. Своим вдохновителем в этом отношении он считал французского ученого 18 века Бюффона. Получив кафедру Московского университета, Вернадский разделил кристаллографию и минералогию, считая, что первая опирается на физику и математику, а вторая – является химией земной коры и связана с геологией. За время работы В.И.Вернадского в Московском университете неузнаваемо преобразились и кафедра минералогии, и кабинет. Были составлены каталоги, а коллекция минералов кабинета увеличилась почти вдвое и стала одной из лучших в России. Кабинет постепенно вырос в научный институт, снабженный современным оборудованием. Работая на этом месте, ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук. К 1911 году вышел в свет первый том крупного труда Вернадского «Основы кристаллографии». Отдельными выпусками публикуется первый том огромной сводки о самородных элементах – «Опыты описательной минералогии». Один за другим появляются курсы лекций минералогии и работы, посвященные отдельным минералам.
2.3. Атомная энергия
29 декабря 1911 года Вернадский на общем собрании Академии наук произносит речь «Задачи дня в области радия», посвятив ее вопросу атомной энергии. Вернадский обращает внимание на необходимость немедленно приступить к изучению свойств и запасов радиоактивных минералов России. Он предсказал, что овладение атомной энергией положит начало новой эре. В предисловии к сборнику "Очерки и речи" он писал, что мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравниться все ранее пережитые. Недалеко то время, когда человек получит такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить на добро, а не на самоуничтожение? Атомную энергию ученый часто называл "лучистой". Еще на заре века он предвидел безграничную мощь энергии расщепленного атомного ядра и безграничную опасность неразумного с нею обращения. В. И. Вернадский приложил много усилий по организации экспедиций для изучения месторождений радия в России. Вместе с В. Г. Хлопиным в 1922 году создал радиевый институт, ставший впоследствии одним из ведущих центров по изучению атомной энергии в стране. В 1926 году выходит его знаменитая работа «Биосфера», после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы – области жизни и геохимической деятельности живого вещества.
Глава 3. Увековечивание памяти В.И.Вернадского
3.1. Мемориальный кабинет - музей им. В.И.Вернадского
Мемориальный Кабинет-музей академика Владимира Ивановича Вернадского является структурным научно-исследовательским подразделением Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН). Музей был открыт в мае 1953 г., в связи с 90-летием со дня рождения академика В.И. Вернадского, занимает комнату площадью около 50 кв.м. и находится в здании ГЕОХИ по адресу: 119991, Москва, ул. Косыгина 19. Экспозиция представляет собой домашний кабинет В.И. Вернадского с обстановкой (мебель, книги, картины, фотографии), которая была перевезена из последней квартиры учёного (Москва, Дурновский пер., 1б). Основным направлением научно-исследовательской работы музея является всесторонняя популяризация идейного наследия В.И. Вернадского, изложенная в его трудах, дневниках, переписке, а также освещение биографии учёного. Музей организует экспозиции и выставки, посвящённые В.И. Вернадскому, в различных городах России и за рубежом. В традицию музейной работы вошли ежегодные посещения музея студентами высших учебных заведений и школьниками старших классов. Музей посещают свыше 300 человек в год. Среди посетителей учёные из России, США, Китая, Индии, Японии, Германии, Франции и других стран.
Музей – это комната большая, светлая с тремя большими окнами. В середине комнаты стоит небольшой письменный стол из красного дерева, перед ним стоит – простое жёсткое кресло, покрытое зелёной плотной тканью. Слева от письменного стола – кушетка, на которой Вернадский имел обыкновение читать. На столе – три миниатюрные фотографии: жены – Натальи Егоровны, отца и племянницы Нюты, умершей в молодости.
По словам экскурсовода, на письменный стол были положены те книги, которыми Владимир Иванович пользовался в последние дни своей жизни. Здесь же находятся текущие номера журналов, между ними английский журнал “Nature” который Владимир Иванович читал систематически с тех пор, как в 1881 году поступил в Петербургский университет.
Большой, старинный, чёрный письменный стол-бюро с многочисленными ящиками, принадлежащий ранее отцу учёного, стоит в левом углу кабинета. У стен стоят небольшие шкафы с выдвижными ящиками. Здесь хранилась огромная переписка Владимира Ивановича. На всех шкафах и столиках стопками лежат книги. Стены музея увешаны портретами и фотографиями. Над низкой лавкой висят два портрета, написанные маслом. Один из них, отца, Ивана Васильевича – профессора политической экономики и статистики, и его первой жены – Марии Николаевны.
3.2 Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского Российской академии наук.
Идея создания музея принадлежит М. В. Ломоносову.
Обучаясь в Германии основам рудного дела он пришел к выводу, что «учить надо не только по книгам, но и по натурным предметам».
Эта идея была заложена в Устав Императорского Московского университета.
Московский Университет был учрежден 12 января 1755 г., а уже в феврале семья уральских заводчиков Демидовых передает в дар университету "минеральный кабинет Генкеля", на образцах которого учился Ломоносов, пополненный образцами уральских и сибирских руд (более 6000 предметов, стоимостью свыше 20000 тыс. руб).
В 1759 г. коллекции были размещены "для обозрения" в библиотеке Аптекарского дома медицинского факультета. В 1770 г. была создана кафедра естественной истории и земледелия. Профессор М. И. Афонин составил полный перечень имевшихся образцов.
В 1778 г. П. Г. Демидов пожертвовал свою коллекцию и "сохранный капитал" (100000 руб.) для содержания кабинета. Кафедра получила название "Демидовской".
В 1791 г. кабинет был преобразован в "Музей натуральной истории". Музей был перемещен в главное здание на Моховой и занял в Актовом зале 220 м2, а в 1805 г. переведен в левую половину бельэтажа площадью 1000 м2. Директором музея назначен Фишер фон Вальдгейм.
1812 г. музей горел вместе с университетом, наиболее ценные образцы удалось вывести в Нижний Новгород, но значительная часть собрания погибла. После изгнания французов музей начал быстро восстанавливаться частью пожертвованиями, частью покупкой.
1813 г. очередное пожертвование "демидовской династии". Николай Никитич Демидов передает музею новое "собрание естественных произведений", закладывая основу для возрождения музея.
1814 г. В здании на Большой Никитской восстановлен музей Натуральной Истории.
В 1880 г. На должность хранителя геологического кабинета назначен А. П. Павлов, в 1881 г. В. О. Ковалевский стал его заведующим, а в 1892 г. В.И. Вернадский получает должность хранителя минералогического кабинета. Палеонтологический музей возглавила М. В. Павлова.
С их приходом музей становится не только просветительским и учебным, но и научным центром. В музее начинают работать студенты А. Е. Ферсман, А. Я. Самойлов, К. А. Ненадкевич и др.
В 1910 г. по инициативе В. И. Вернадского и А. П. Павлова в связи с юбилеем М. Ломоносова перед Правительством был поставлен вопрос о строительстве для музея нового здания. Деньги из казны были выделены, и в 1914 г. по проекту Р. И. Клейна началось строительство нового корпуса на Моховой. Музей въехал в новое здание в 1918 г., однако из-за недоделок смог открыться для публики только в 1924 г.
1930 г. на базе музея Университета, Московской горной академии, Высших женских курсов и Народного университета создается новое высшее учебное заведение - Московский геологоразведочный институт (МГРИ). Основная задача - подготовка кадров "разведчиков недр", успешно работающих на всей территории страны и за рубежом.
Новый этап начался в 1988 г. с Правительственного постановления о воссоздании единого Государственного геологического музея. Тогда музею было присвоено имя В.И. Вернадского, как символ целостного подхода к изучению природных явлений. В 1993 г. открылась первая экспозиция "Летопись в камне". В 1996 г. для посетителей открылись основные экспозиции двух этажей, начали работать видеолекторий и зал временных тематических выставок. 1990 г. Коллекция тенгизитов (стекла нефтяного пожара на м-нии Тенгиз) В.А. Канаева. 1992г. Комплексная литолого-палеонтологическая коллекция "Синяя балка", Тамань. Сборы сотрудников музея. 1996 г. Крупногабаритный образец чароита и 7 сопровождающих его редких минералов - дар ПГО Сосновгеология. 1996-1997 гг. Комплексная геологическая коллекция Подмосковья - сборы сотрудников музея.
1997 г. Коллекция синтетических минералов ВНИИСИМС"а. 1997 г. Окаменевший ствол дерева высотой 2,5 м (штат Арканзас, США) и жеода аметиста 1 х 0,7 м из Бразилии - дар Джильды и Прима Ровес, Триест, Италия. Сегодня собрание музея насчитывает свыше 300 000 минералов, горных пород и окаменелостей. Фонды музея создавались учеными, коллекционерами и меценатами XVIII-XX вв. Уникальны исторические коллекции, в числе которых собрания Демидовых, графа Н.П. Румянцева, графа С.Г. Строганова, князей Гагариных. Музей, являясь учреждением Российской академии наук, продолжает научные, образовательные и просветительские традиции. Проводятся исследования в области геологии, недропользования и экологии, истории геологических наук, ведется активная выставочная деятельность. Музей участвует в различных федеральных и международных программах, осуществляет тесное сотрудничество с научными, образовательными и общественными организациями
Глава 4. Географические объекты, названные именем В.И.Вернадского.
Имя Вернадского навсегда увековечено в памяти российского и украинского народов. Его именем названы учреждения науки, культуры, улицы, проспекты, станции, а также:
Особое место в городе Москве занимает проспект Вернадского.
Проспект Вернадского — проспект в Юго-Западном и Западном административных округах города Москвы. Проходит от улицы Косыгина, являясь продолжением Комсомольского проспекта, параллельно Ленинскому проспекту, к которому затем примыкает. Пересекает Университетский и Ломоносовский проспекты (площадь Джавахарлала Неру), улицы Удальцова и Лобачевского. Слева примыкают улицы: Строителей, Крупской, Марии Ульяновой, Кравченко, 26-ти Бакинских Комиссаров. Справа примыкают улицы: Академика Хохлова, Коштоянца, Покрышкина,Тропарёвская.
По плану реконструкции Москвы 1935 г., территория столицы должна была быть прорезана широкими магистралями, отходившими от проектировавшегося на месте снесённого Храма Христа Спасителя грандиозного здания Дворца Советов. Из центра города от него через Лужники должны были идти две широкие магистрали, которые носили у проектировщиков условные названия «Восточный луч» и «Западный луч». Реализации этих планов помешала война, но всё же частично проект прокладки дорог был осуществлён. 30 марта 1956 года «Западный луч» получил название Мичуринского проспекта, а «Восточный луч» — проспекта Вернадского — в честь Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945)— одного из основоположников геохимии, радиогеологии, биогеохимии; создателя учения о биосфере и ноосфере; основателя и директора Биохимической лаборатории (ныне Институт геохимии и аналитической химии РАН им. Вернадского (ГЕОХИ); расположен на Воробьевых горах, в начале проспекта Вернадского).
Проспект образован в результате планировки в конце 1940-х гг. Юго-Западного района, произведённой под руководством архитектора А. В. Власова, как «восточный луч», ограничивающий территорию МГУ. Первоначально проспект проходил от Воробьёвского шоссе (ныне улица Косыгина) до Ломоносовского проспекта. В 1958 году в результате открытия Лужнецкого моста соединён с Комсомольским проспектом, а также продлён в другую сторону до 4-й ул. Строителей (ныне ул. Кравченко). В1959 году по проспекту провели троллейбусную линию. В 1962 году проспект продлён до ул. Лобачевского, в 1967 году — до станции метро Юго-Западная, в 1971 году — до села Тропарёва, в 1974 году — соединён с Ленинским проспектом. В 2001 году сооружена транспортная развязка с Ленинским проспектом и ул. Островитянова.
На Проспекте Вернадского находится примечательные здания, сооружения, а также памятник Ю. А. Гагарину (1985, скульптор Ю. Чернов) возле кинотеатра «Звёздный». Следует отметить следующие достопримечательности и организации:
II. Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Кратко учение Вернадского сводится к тому, что он первый стал воспринимать Землю, как целостный живой организм. Он доказал, что все процессы происходящие в атмосфере, литосфере и гидросфере – едины. А жизнь на Земле – является космическим явлением. Вернадский считал, что жизнь была разнесена из космоса по всем планетам и может развиваться и эволюционировать в зависимости от условий на конкретной планете, при этом посылая зародыши жизни во все космические стороны. Вернадский был первым, кто настолько целостно и законченно сформировал представление о «космизме жизни», хотя зародыши этой теории встречались и в работах его предшественников.
2. Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба. Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом («взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.
3. Необходимо иметь в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Устремленность в будущее, таким образом,— характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.
4. Вернадский был великим ученым-натуралистом, Академиком Императорской Санкт-Петербургской академии наук, одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук, основавшим целый ряд научных школ. Он один из немногих русских ученых, научное наследие которого оказало огромное влияние на весь современный, стремительно меняющийся мир.
5. Науке во имя человека и для человека посвятил всю свою сознательную жизнь академик В. И. Вернадский. Он сумел увидеть Землю из космоса за полвека до первого космического полета, не только взглянуть на нее как на одно из тел Солнечной системы, но и различить континенты и океаны, горные породы и живые существа, минералы, атомы и молекулы, увидеть, что «человек впервые становится геологической силой, меняющей лик нашей планеты».
Смекалка против Змея-Горыныча
Рисуем лошадь акварелью
Рисуем "Осенний дождь"
Акварель + трафарет = ?
Лиса-охотница