Выступление на школьной научно - практической конференции подготовлено учеником 7В класса.
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_erofeeva_7v.docx | 29.03 КБ |
Доклад
по математике на тему:
«Математика для ПОБЕДЫ»
Подготовили: ученицы 7 «В» класса
Иванова Екатерина
Ерофеева Анастасия
Руководитель: учитель математики
Виноградова Светлана Анатольевна.
Саратов 2024
Оглавление:
Прошло 79 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов; миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Размышляя сегодня об истоках нашей победы в Великой Отечественной войне, мы, прежде всего, обязаны отдать дань уважения нашим советским учителям. Ибо они помогли молодежи в короткое время получить те прочные знания, которые потребовались в страшные годы войны для быстрого создания передовой гражданской и военной техники, надежного овладения ею. История военных лет показала, что большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и после нее сыграла физика. А что можно сказать о математике?
Роль математики и математиков в военном деле велика. Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты, проявляли величайшее мужество, были храбрыми и расчетливыми воинами. Многие из тех, кто ушел на фронт, не возвратились. Страна потеряла огромное количество талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки.
Еще одним из факторов, приближавшим победу нашего народа, следует считать решения прикладных задач, которые осуществили в предвоенные годы и в годы войны советские математики. Они помогали успешно решать важнейшие практические вопросы освоения природных богатств, проблемы, связанные с созданием новой совершенной военной техники, с увеличением выпуска танков, самолетов и другой продукции, в которой так нуждался фронт.
__________________________________________________________________________________
Эффективность стрельбы:
Математические знания были нужны непосредственно в бою. В апреле 1942 года коллектив математиков под руководством академика Сергея Натановича Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам.
Существенное значение для решения некоторых практических задач имело развитие номографии, изучающей теорию и способы построения особых чертежей-номограмм. Работу специального бюро возглавлял известный геометр Нил Александрович Глаголев. Номограммы, подготовленные в этом бюро, применялись в военно-морском флоте, зенитной артиллерии, оборонявшей советские города от налетов вражеской авиации.
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками выдающийся математик и педагог Алексей Андреевич Ляпунов. Он храбро воевал и внес много значимого в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы.
Эту же проблему решал и академик Андрей Николаевич Колмогоров. Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наиболее выгодного рассеяния артиллеристских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффектность действия артиллерии, которую заслуженно называли богом войны.
__________________________________________________________________________________
Статистика в военном производстве:
Ещё один аспект работы советских математиков на помощь фронту - это работа по организации производственного процесса, направленная на повышение производительности труда и на улучшение качества продукции. Здесь было огромное число проблем, которые нуждались в математических методах и в усилиях математиков. Одна из проблем – контроль качества продукции и управления качеством в процессе производства.
Эта проблема со всей остротой возникла перед промышленностью уже в первые дни войны, поскольку прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену пришли женщины и подростки без квалификации и общего опыта работы. Некачественный патрон мог испортить пушку и причинить вред стрелявшему.
__________________________________________________________________________________
Совершенствование военной техники:
В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов позволило Александру Сергеевичу Яковлеву и Семёну Алексеевичу Лавочкину создать грозные истребители, Сергею Владимировичу Ильюшину - неуязвимые штурмовики, Андрею Николаевичу Туполеву, Николаю Николаевичу Поликарпову и Владимиру Михайловичу Петлякову - мощные бомбардировщики. Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета. Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш исследовал причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила авиационной науке защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций.
В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков.
Видная роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику – Алексею Николаевичу Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
Изобретательский талант, непрерывный поиск более совершенных решений и неистовый труд конструктора М.И. Кошкина, его соавторов были заложены в прославленный танк Второй мировой войны Т-34.
В начале войны молодые ученые мехмата Александр Анатольевич Космодемьянский и Лев Петрович Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».
Участие математиков в военных действиях:
С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами. В самые тяжелые для страны дни они показали себя верными сыновьями Родины, способными на самопожертвование и готовыми отдать жизнь во имя свободы Отчизны. И действительно, многие из тех, кто ушел на фронт, не возвратились и не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых математиков, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в прогресс наших знаний.
Вклад Саратова:
По словам маршала Г.К. Жукова: «Огромную, титаническую работу в годы войны проделали тылы». Саратовская область входила в первый эшелон стратегического тыла нашей страны, ее промышленный, экономический, научный, сельскохозяйственный, культурный потенциалы максимально использовались для приближения Великой Победы.
С первых дней войны научная деятельность физико-математического факультета СГУ была перестроена и подчинена нуждам обороны. Было выполнено большое число различных оборонных заданий: организация производства, разработка технологии и серийный выпуск автоматический запальников к противотанковым зажигательным бутылкам; создание системы автоматической защиты механических прессов и парового молота от несчастных случаев; установка для испытания пробойной силы противотанкового ружья; систематическое измерение магнитной восприимчивости и коэрцитивной силы специальных магнитов; изготовление узлов к оптическим прицелам; создание прибора для экспресс-анализа в процессе варки танковых башней; градуировка и паспортизация эталонных спидобарографов для измерения экстремальных значений «потолка» и скорости самолетов-истребителей Саратовского производства; создание приборов для измерения температуры спинно-мозговой жидкости в целях диагностики и лечения специфических ранений; сконструирована установка по регенерации электрических лампочек.
Таким образом, мы считаем, что тема нашей работы очень актуальна в наши дни, особенно для наших сверстников.
Во – первых, она приближает математику к истории страны, к жизни.
Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни.
Во – вторых, эта работа помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем ни занимались, что бы мы не выбрали, знания математики нам будут необходимы.
В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно уже в школе
Математику узнать.
На войне ли современной,
В годы ль мирного труда,
При расчетах непременно
Математика нужна.
Список литературы.
Алые паруса
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Прекрасная химия
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев