презентация содержит материал о положении детей в царской России, об отражении этой темы в творчестве русских писателей и художников
Вложение | Размер |
---|---|
deti_rabochih_i_krestyan.ppt | 2.04 МБ |
Слайд 1
Дети рабочих и крестьян в царской России Выполнили учащиеся 8 класса МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»: Климочкина Ксения, Кудинов Петр, Наботов Андрей. Руководитель : Ненахова Н.И.Слайд 2
Цели и задачи: Образовательная: Создать учебные пособия для демонстрации на уроках литературы, русского языка, внеклассной деятельности. - Способствовать основанию новых форм поиска, обработки и анализа информациии.
Слайд 3
Развивающая: Развивать творческую активность учащихся; Способствовать развитию навыка поисковой, аналитической, обобщающей деятельности; Развить умение работать в группе;
Слайд 4
Воспитательная: - воспитывать стремление учащихся расширять знания, совершенствовать интеллектуальный потенциал; Приобщать учащихся к нравственным ценностям, воспитывать интерес к истории, сострадание к обездоленным, гражданскую позицию у учащихся; Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, направленное в получение конечного результата, Показать, что во все времена положение народа зависит от существующей в стране власти.
Слайд 5
План: Собрать материал для проекта: а) изучить литературу по данной теме (Кудинов Петр). б) воспользоваться услугами Интернета для поиска информации (Наботов Андрей). в) провести наблюдения, сравнения (Климочкина Ксения) г) сделать анализ произведений русской литературы и живописи по данной теме (Климочкина Ксения) 2. Обобщить свои знания. 3. Сделать выводы.
Слайд 6
Подавляющее большинство населения царской России жило в чудовищной нищете. Особенно наглядно это видно на положении детей.
Слайд 7
Подпись под фотографией: Аксютка, утоляя голод, жует белую огнеупорную глину, имеющую сладковатый вкус
Слайд 8
«Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят, и если бы у хозяина, имеющего хороший скот, смертность телят была так же велика, как смертность детей у мужика, то хозяйничать было бы невозможно…. Если бы матери питались лучше, если бы наша пшеница, которую ест немец, оставалась дома, то и дети росли бы лучше и не было бы такой смертности, не свирепствовали бы все эти тифы, скарлатины, дифтериты. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаём кровь нашу, то есть мужицких детей» ( Ученый-химик и агроном А.Н.Энгельгардт)
Слайд 9
Детский труд
Слайд 10
В России закон 1 июня 1882 г . устанавливал запрет на работу детей до 12 лет , для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах. Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю. Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.
Слайд 11
В действительности же детей продолжали эксплуатировать, и, если в крупных городах производилось инспектирование, то в глубинке детский труд и детское бесправие существовало вплоть до 1917 года, пока не был принят первый кодекс о труде, гарантировавший 8-часовой рабочий день и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.
Слайд 12
Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.
Слайд 13
Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Движущиеся части машин — шестерни, ременные передачи, трансмиссии — не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. Больше всего страдали дети. Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми. Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб.
Слайд 14
Мужской, женский и детский труд на 1000 человек. Мужской Женский Детский Обработка металлов 972 чел. 28 чел. 11 чел. Обработка дерева 898 чел. 102 чел. 12 чел. Обработка бумаги 743 чел. 257 чел. 58 чел.
Слайд 15
Спичечные фабрики 518 чел. 482 чел. 141 чел. Табачные 322 чел. 678 чел. 69 чел. Водочные 570 чел. 430 чел. 23 чел. Свеклоса- харные 876 чел. 124чел. 17 чел.
Слайд 16
Из выше приведенной таблицы видно, что больше всего труд малолетних был применен на спичечных и табачных фабриках. С каждым годом детский труд находит себе все большее и большее применение, что иначе и быть не может при той поддержке, какую находят в правительстве собственники заводов и фабрик. Это нарастание детского труда , и все большая и большая замена им труда мужского
Слайд 17
А теперь давайте оценим, как же в Российской империи оплачивался труд рабочего вообще и детский труд в частности. Возьмем обычного чернорабочего. По данным Вашингтонского бюро труда 1904 г., средний заработок чернорабочего в месяц равнялся: В Соединенных Штатах – 71руб. (при 56 рабочих часах в неделю); В Англии – 41руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю); В Германии – 31руб. (при 56 рабочих часах в неделю); Во Франции – 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю); В России – от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).
Слайд 18
Продажа «живого товара» Внутренний вид гуты (стеклодувного цеха) Никольского хрустального завода Бахметьевых Пензенская губ.ХIХ в. (?) Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками». Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Родители снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы–промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка.
Слайд 19
В России даже во второй половине ХХ столетия можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями, и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован. Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников. Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Родители снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику.
Слайд 20
С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы–промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка. За каждого ребенка, сданного в учение на 4—5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3—4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться.
Слайд 21
Многие русские писатели Х I Х века затрагивали в своих произведениях жизнь детей простых рабочих и крестьян. Это мы видим в произведениях Л.Н. Андреева «Петька на даче», А.П. Чехова «Ванька», А.А. Куприна «Белый пудель», В.Г. Короленко «Дети подземелья» и др.
Слайд 22
Изображение детей в произведениях литературы и живописи С какой целью художники и писатели того времени поднимали тему о тяжелом положении детей? (Это был своеобразный призыв к обществу: посмотрите, в каких условиях живут дети. Так быть не должно, общество должно помочь им, не отнимать у них радостей детства!» Это была та самая «милость к падшим», о которой говорил А.С.Пушкин.)
Слайд 23
Изображение детей в произведениях литературы и живописи Не только писатели показывали страшные картины отнятого детства. Этих детей мы встречаем и на картинах художников-передвижников.
Император Акбар и Бирбал
"Разделите так, как делили работу..."
Почему Уран и Нептун разного цвета
Пятёрки
Разлука