1. «Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки» // Лихачев Д.С. Заметки о русском // Избранные работы в 3-х томах. Т.2. – М., 1987. – С. 483.
В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, Лихачев попытался самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
В своих письмах он не пытался объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Он стремился к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры. Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
Вложение | Размер |
---|---|
творческая работа Идеи Лихачева | 392 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А. И. Хуаде»
аула Гатлукай г. Адыгейска ул. А. И.Хуаде,76
телефон: 9-81-39
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Заверил: Шумен А.М. Директор школы
МБОУ «СОШ № 4
им. А. И. Хуаде»
Выполнила: Тлюстен Диана Адамовна ученица 10 класса
Научный руководитель: учитель географии и
Хеж Сусанна Азиковна обществознания
2012 учебный год
ПЛАН:
1. Введение
«Истинная доброта заключается в
благожелательном отношении к людям».
(Жан-Жак Руссо)
Дмитрий Сергеевич Лихачев – академик, выдающий исследователь древнерусской литературы, общественный деятель радевшего за нашу страну и культуру, - развитии гуманитарных наук, культуры и образования. Представьте, каким замечательным человеком надо быть, чтобы заслужить такую честь. Он действительно был выдающимся ученым, общественным деятелем. Человек, с именем которого всегда ассоциируется представление о высокой культуре, добре, справедливости.
Имя Лихачева стало символом нравственных ценностей.
Очень большую роль сыграл Д.С.Лихачев в возрождении древнерусской литературы, придавал огромное значение гуманитарным наукам, их общественному значению, их огромной роли в воспитании патриотизма. Лихачев выдвинул особое понятие – «экология культуры», поставил задачу бережного сохранения человеком среды, созданной «культурой его предков и им самим». Он сыграл исключительную роль в спасении от гибели крупнейшего в мире собрания русских рукописей Государственной Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова- Щедрина. Он миссионер русского искусства. Он убежден, что памятники культуры принадлежат всему миру.
В 1996 году он награжден орденом « За заслуги перед Отечеством» второй степени, в 1997 году Международный Литфонд присуждает ему премию «За честь и достоинства таланта», в 1998 году за вклад в развитие отечественной культуры становится первым кавалером учрежденного Российским правительством ордена апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству», в том же году он награждается Международным серебряным памятным знаком «Ласточка мира» (Италия) за большой вклад в пропаганду идей мира и взаимодействия национальных культур.
Среди многочисленных работ Дмитрия Сергеевича есть одна особая – « Письма о добром и прекрасном», она составлена в форме писем и адресована молодому поколению. В ней говорится о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте поведения и окружающего мира. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывающая письма Лихачева связана с воззрением многих выдающихся мыслителей. Еще в 4 веке до нашей эры утверждал древнегреческий философ Платон: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке нашей эры римский философ Сенека: « Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других».
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист несчастлив.
Не только ко всему живому надо относится по доброму, но и к природе надо относится исключительно бережно, ведь русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие.
В своем письме Дмитрий Сергеевич на первое место ставит доброту. Именно говорит о том, что её не бывает много, что её нужно увеличивать в окружающем мире. Еще он говорит о любви ко всем окружающим. И это большое чувство. Но, прежде всего надо любить человека в человеке. Лихачев пишет в своем письме и о патриотизме. Он говорит, что патриот не только тот, кто любит свою Родину, но и тот, кто умеет уважать и другие народы. И еще Дмитрий Сергеевич учит, что большая цель добра начинается с малого – с желания делать добро своим близким и окружающим тебя людям.
Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Отрадно, что нынче возрождаются такие забытые понятия, как: доброта, человечность, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам – афганцам. Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей- сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых предают на благотворительные цели.
В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, Лихачев попытался самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
В своих письмах он не пытался объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Он стремился к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры. Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
И хотелось поговорить об одном из идей: «Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки»
2. Доброта не есть качество самого человека,
она аспект того бога, что носим мы в себе.
Из добрых дел, достигает творческого результата только то, что сделано легко и просто. Человеку нужно быть честным до конца, бдительным и добрым, остальное к нему придёт само собой.
Закон жизни совершается, если мы творим свой обычный день в доброте. Человек, готовящий себя к новой жизни, развивает свой дух, вкладывая в него доброту и мудрость, тем самым укрепляет его, но есть ещё сотни дел, когда он может и должен побеждать свои предрассудки сам. Все люди от них не свободны. И часто воображают, что выполняют самый священный долг перед жизнью, так себя закрепощают, что не имеют даже времени в полном внимании, при полной освобождённости помыслить о величии и истинной мудрости той минуты, которую проживают в данное мгновение.
Трудно понять до конца пути человеческие. Но, пока человек способен совершенствоваться, он живёт. Он борется, терпит поражения, разочаровывается, падает, но не теряет мужества и цельности в своих исканиях и вере, живёт и побеждает. Его сердце всё растёт, а сознание ширится. Он ещё может принести творчество в свой день. Ещё способен отдавать просто свою доброту и поэтому живёт.
Но бывает, что человек десятки лет ведёт бесполезную жизнь. Живёт эгоистом в днях своих. В старости становится никому не нужным стариком и всё же живёт. Живёт потому, что жизнь великая и мудрая видит в нём ещё какую-то возможность духовного пробуждения. И она живёт. Она даёт ему сотни испытаний, чтобы смог он духовно возродиться.
И, наоборот, бывают люди, так щедро отдавшие в своих днях доброту и творчество сердца, что вся мощь его превращается в огромный свет. И их прежняя физическая форма уже не способна нести в себе этот новый свет. Она рушится и сгорает в пламени новых вибраций мудрости, куда проникло их сознание. И такие люди уходят с земли, чтобы вернуться снова более радостными, чистыми и высокими.
В сочетании с добротой, в человеке могут находиться ум, талант и благородство. Доброта и сила обаяния подчиняют себе всех. Нужно быть сильным и добрым в простых делах своего дня. Оберегать всех, кто будет встречаться на нашем земном пути жизни.
Жизнь только внешне безжалостна к людям. На самом же деле все действия несут в себе великий смысл доброты и мудрости. В каждом из нас живёт такая чрезмерная впечатлительность, которая делает нас беспомощными перед суровыми фактами жизни. А на самом деле человек должен встречать их закалённым, принимая как можно проще и легче. До такой степени бывает, впечатлителен человек, что иногда целыми днями чувствует себя потерянным, к примеру, только из-за того, что были сказаны определённые слова.
От человека должна исходить доброта и мужество, и такое чистое сострадание, в котором нет осуждения. Стремиться к тому, чтобы жизнь проходила в чистоте и доброте. Доброта, краткость и трудолюбие человека всегда будет вознаграждено, если даже он этого и не хочет. Вот те истинные награды и богатства человека, к которым он должен устремляться в своей жизни.
Исходящее от человека доброжелательство каждый ощущает на себе, но мало тех, кто озаряется, поняв истинную суть его.
Нужно идти по жизни в простой доброте. И как только доброта станет привычным ежедневным действием нашей жизни, мы лишь тогда каждую встречу сумеем начать и окончить в мире и радости. Жизнь и встречи в ней показывают, что человек может быть болен только потому, что не может противостоять вибрациям, исходящим от находящегося рядом с ним другого человека. В этом случае человек должен понять, что нужно закалить себя в пламени доброты и чистоты и лишь тогда многие сильные пламенные вибрации ему будут не страшны и безопасны.
Нужно оставить все мечты, действовать каждое мгновение, творя доброту. Путь доброты ведёт человека так, как в нём живущая гармония его допускает. Но не исключено, что человек может, так же как и отрицатель, увязший во зле закрепоститься в своём добре. А значит, они оба не поднимутся в своём духовном понимании выше обид и объяснений, личных драм и переживаний, самолюбия и самовлюблённой гордости. Надо жить так, чтобы исходила только лишь одна доброта от человека, когда он смотрит на других.
Истинно несущий доброту уже не видит зла в окружении своём, а видит нераскрывшиеся сознания людей.
Есть люди, чья долгая жизнь была посвящена богу, постам, молитвам и толкованию священных писаний. Каждый из них стремился основать какое-либо общество, братство, отдавая всю жизнь разъяснениям, что такое бог, каковы его аспекты и в чём задача человека в связи с деятельностью во имя Божие. Но каждый из них не видел одного, духа Божья в самом человеке и естественно не умел поклониться ему до конца. Человеку надо понять, что вся задача исканий бога состоит только в том, чтобы пронести полное уважение и доброты благословение той форме, в которой пребывает единый в человеке. Чтобы труд наш для этой формы был нам священной задачей дня. Чтобы единый не формально был для нас символом любви, но живая временная форма соединялась бы для нас в чудесный звук общей гармонии, когда мы встретим кого-то на своём пути. Если мы полны сияющей радостью, то сразу видим в людях чудо, они связаны с гармонией и идут в ней, несут её в себе, хотя сами этого не видят. Не видят потому, что не могут вырваться из ряда предрассудков долга и личной любви или залезли в клетку технической науки и не могут освободиться, вылезти и войти в творчество интуиции, стоя на задворках узкого ума. Для любой науки основой должен быть дух. Не яд пошлости нужно вдыхать, вбирая в себя, но вдыхать, сжигая вокруг себя то несчастье, что выносят люди на поверхность как показное и условное, думая, что оно лучше. Легка жизнь тому, кто знает, что каждый миг, каждое его дыхание, только простая, чистая доброта. Не на словах, не в мечтах и обетах, а на деле дня искать возможности подать помощь и доброту людям. Важно соединить в себе понимание истинной чести и доброты с умением передать это понимание каждому встречному.
С годами значение Лихачева и его величина вырастают именно потому, что мы живем все в более безнравственное время. Нравственные ценности девальвируются, обесцениваются очень энергично. Честность, порядочность, бескорыстие, милосердие, отвращение ко всякого рода сделкам, взяткам — все уходит. На этом фоне нравственные принципы Лихачева растут в цене".
Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он фактически стал светлым символом, идеалом современника для миллионов россиян. Воспоминания современников, людей, знавших академика Лихачева лично, позволяют нам постигать личность Дмитрия Сергеевича. Из воспоминаний В.А.Гусева, директора государственного русского музея: "Дмитрий Сергеевич Лихачев разделил с Россией все испытания, сохранив при этом в себе то, что и является, по существу, главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях, внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть, проще говоря, природное человеческое достоинство".
3. Заповеди человечности Лихачева
"Мало кто знает о десяти заповедях Лихачева и о том морально — нравственном климате, который он порождал вокруг себя. Дмитрий Сергеевич — это совершенно особый тип личности, я бы сказала — концентрированная совесть России. Я убеждена, что тип личности человека определяет и концепцию его науки, его философии. Демократическая сущность Дмитрия Сергеевича породила своеобразную гуманистическую философию. «Он нас гуманно мыслить научил»,- сказал Некрасов о Белинском. Это абсолютно точные слова, которые можно было бы применить и к Лихачеву.
Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков также появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям. По Лихачеву эти заповеди человечности звучали примерно так:
Эти десять заповедей были завещанием Лихачева и его автопортретом. У него было ярко выражено совмещение ума и добра.
Д. И. Менделеев сказал, что знания без нравственности — меч в руках сумасшедшего. Сегодня это особенно остро чувствуется. Дмитрий Сергеевич нес в себе высочайший интеллект, энциклопедические знания, умноженные на нравственность. Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то, на мой взгляд, в наибольшей степени для этой цели подошло бы имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он, как никто другой, воплощает черты российской интеллигенции, духовности, доброты, образованности, благородства, подлинно народной мудрости.
Одна из главных идей Лихачева состояла в том, что человека нужно воспитывать не извне — человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины.
Дмитрий Сергеевич говорил вещи совершенно обыкновенные.… Но у него была такая сила духовного авторитета и обаяния, что люди слушали, как впервые, как божественную истину, и под впечатлением этой истины ходили очень долго, вспоминали и размышляли. …Он всей своей жизнью пробуждал в людях добрые чувства. Рядом с ним неприлично было громко разговаривать. А он говорил очень тихо, но его тихий голос слышала вся страна.
Дмитрий Сергеевич всегда отстаивал свои убеждения, принципы в искусстве, в литературе, в жизни. Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек. Я верю в волю человека. От нас зависит, станем мы проводниками добра или не станем. Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет. К сожалению, нас постоянно приучают к тому, что мы не вольны управлять ни собой, ни нашим обществом. Может быть, именно в этом причина роста преступности в нашей стране. Возьмите хотя бы следующее: в газетах часто печатаются астрологические предсказания… Человек, выходя из дому, смотрит в астрологический прогноз и решает, будет ли он сегодня что-либо делать или не будет.…Это лишает человека свободы воли.
Академик Д.С. Лихачев подчеркивал: Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, …. так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Память — основа совести и нравственности…
4. Что такое добро для меня?
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает многих людей. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь и добро, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
Добро - благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.
Это когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен, корыстливость отсутствует. Мы можем перевести пожилого человека через дорогу, или уступить в транспорте место, но это происходит крайне редко. Сами добрые люди мало верят, что молодежь бывает доброй. Молодых подростков уже не так воспитывают как раньше, и общество становится жестоким.
Что такое доброта? Доброта - это самое прекрасное на земле. Люди забыли о своем земном назначении - творить добро, любить ближнего своего, как самого себя. Забыли о существовании универсального морального правила: “Не делай другому того, чего не желаешь себе”. Слишком медленно возвращаемся к утраченной духовности. Часто чувствуешь желание отомстить за оскорбление или же потребность отблагодарить добрым поступком за проявленное к тебе внимание. В первом случае сдерживает рассудительность, во втором - леность. А вкус настоящей доброты так и остается непознанным. Сейчас не каждый сможет помочь человеку, попавшему в беду. Помощь близким когда-то была неотъемлемой частью традиции.
«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»- говорил В.Ключевский. Для меня добро- ЭТО БЕСКОРЫСТНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ.
Добро это те чувства, которые вызывают радость в сердце. Нужно прислушиваться к сердцу.
Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, с радостью, видеть во всех людях только добро. Если не получается, нужно учиться этому, стараться исправиться, увидел что-то плохое в ком-то, значит надо найти что-то оправдывающее, чтобы, в конце концов, относиться к людям положительно.
Есть еще очень действенный способ, найти очень доброго человека, и стараться подражать ему.
У меня есть много друзей, и все они для меня очень хорошие.
Я стараюсь быть доброй, так как для меня быть доброй означает находиться в добрых отношениях с людьми, считаться с другими, уметь им уступать. Но только в сравнении противоположностей можно понять, что такое добро, так что добра без зла не бывает.
Доброта - осознанное совершение добрых поступков. Свеча ничего не теряет, если от нее зажигают другую свечу, но позволяет другим свечам сделать что-то хорошее.
У каждого свои мотивы для доброты, кто-то не может пройти мимо страдающего, кому-то важна оценка, общественное мнение, кто-то думает об эффекте поступка, кто-то заботится о том, чтобы доброта достигла назначения.
Быть добрым это не так легко как кажется, ведь на каждом шагу, если сказать грубое слово или задеть чем либо можно обидеть человека.
Если говорить, в общем, о добре, то добро - это, то на чем держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира на земле, дружбы, радости, друзей и всего того, чем мы дорожим.
Человек должен жить, чтобы приносить людям добро, радость, облегчить их страдания при болезнях. Доброта – ценное качество, которое присуще человеку. Она украшает человека.
Сенека писал: «Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра даёт уже большую радость».
Как определить доброго человека? Добро – это связующий фактор между всеми живыми существами. Это та божественная энергия, которая соединяет сердца, открывая путь от сердца к сердцу. Даже между животными появляется доверие, если они делают друг другу только добро. Как же нам понять, что такое добро? Добро – это состояние сердца. Сердце доброго человека характерно тем, что не меняется даже в том случае, если его грубо оскорбили. В ведах приводится в этом случае такое сравнение: море не может закипеть, если его подогревать горящим пучком травы.
Поэтому мудростью в этом мире называется желание держаться рядом с добрыми людьми. Почему? Потому что даже после разрыва дружбы с добрыми, их добрые качества не меняются, как если сломать стебель лотоса, нити, заключенные в нем, остаются целыми и прочными, как веревки. Есть даже ещё более необычное высказывание, которое говорит о том, что даже войну лучше вести с благородными, потому что это будет благородной войной, а не подлой. Поэтому и дружить лучше с благородными, потому что при возникновении ссоры, это хотя бы будет благородной ссорой, а не низостью или предательством.
Вечное стремление людей к добру неодолимо. Значит, нельзя уничтожить добро на нашей Земле, потому что оно «живет» в нас самих. И пока на ней будут жить люди, добро никуда не исчезнет.
5. Доброта - это качество наше, человеческое,
как нам кажется, и каким мы его считаем.
На самом деле это не наше качество, но качество бога в нас живущего. Оно не может изменяться в зависимости от качеств тех людей, которым подаём свою доброту. И подаём её не потому, что так хочем и что есть видимый глазами человек, но тому свету, что живёт внутри каждого встречного, который вечен и неизменен, как наш собственный свет и он есть в нас как доброта. Доброта, поданная как молитва, как поклон единому в человеке проникает не в те видимые оболочки, что доступны разложению и "смерти", но в то вечное, которое неизменно и что мы восхваляем, радуясь, ибо могли подать встречному свою доброту.
Свой день труда всюду проходить легко, где остановит нас встреча и знать, что день был, если наша улыбка привета помогла расшириться и светлее засиять единому во вселенной от нашей встречи с человеком. Важно одно, что наша доброта вызвала к деятельности доброту другого. Жить не в рамках одного места и времени, где всё подвержено изменению и разложению, но во всей необъятной вселенной, всюду поклоняясь неизменному, что живёт внутри всякой видимой формы. Сохранять спокойствие при всех приходящих обстоятельствах жизни и отдавать каждому, без слов и наставлений, свою молитву к его единому.
Перед нами лежат бесчисленные миры, которых мы не видим глазами, но можем увидеть лишь сердцем, если оно захочет познать это. Во всех этих мирах бесчисленное множество форм в них живущих. И поэтому наша молитва, наш поклон огню человека не должен зависеть ни от места, ни от времени, но только исходить от нашей чистоты, бесстрашия и доброты.
В жизни нужно понять, что не люди встречные мешают быть добрыми, а в самом себе лежат камни условности, на которых мы сами выдолбили, так или иначе, образы своих встречных, видя в них не вечное, но преходящее.
Так же нужно понять, что доброта может не только вредить движению человека, но может и погубить его, низведя его из высшей формы в низшую. Чем выше ступень, тем яснее видит и понимает человек невозможность перетащить другого в его духовную ступень. И тем проще он понимает ту несравненную доброту-пощаду, в которой может вознести свою чистую чашу творческой любви к человеку.
Чем выше ступень самого человека, тем яснее, в каком месте вселенной стоит тот, с кем он общается. Самая частая ошибка начинающих свои вселенские ступени - это чрезмерное старание привлечь человека к тем откровениям, которыми озаряется сам, думая, что он их примет. Но уже потом с каждым новым днём убеждается, что принятие действенное идёт только лишь через очищение и чистоту того человека, которого он старался привлечь. И видит, что не принимающий не желает пока отходить от условностей своего быта, они его удовлетворяют и, понимания того, что они же и заковали его божественное предназначение в своём склепе к нему не приходит.
Из тех людей, кто ищет мира и счастья, достичь их может тот, кто в своём сером дне пронесёт доброту своим встречным. Доброту в условиях и пониманиях его современности, а не по кодексу условных правил, которые определяют, что такое доброта, придерживаясь всех своих предрассудков. Такая доброта, которая идёт не от ума человека, то есть, когда человек не успевает спросить свой ум, как мне поступить, а мгновенно, любовно обнимает всего встретившего человека со всеми его пороками, скорбями, упрямством и страданиями, составляет не личное человеческое качество, но является действием аспекта его единого, ожившего, творящего и движущего его к единению с людьми. Тут не форма управляет действиями человека. Тут непосредственно единый согревает форму человека своей любовью так, что она становится мягкой как пух и отогревает слои условностей на встречном. Они размягчаются от такой встречи с добрым, поры их расширяются и дают возможность собственной доброте выбраться в верхние слои формы и соприкоснуться с добротой-любовью доброго.
Но случаи путешествия по земле этой категории людей добрых редки. Чаще люди, проходящие свой путь земли добротою, и несут её в себе закутанную во многие одежды, такие как: разум, скептицизм и даже может быть отрицания.
Если человек идёт к другу, то нужно так же точно идти и к врагу и тогда он может принести в его дом и сердце, в его условности величие и силу собственной доброты.
Своею излишней добротой можно допустить разлад в другом человеке, - это называется слабостью доброты. Если видно, что человек не способен достичь внутренней самодисциплины, то надо своею строгостью защитить его и помочь ему внешней дисциплиной. Иные верят и надеются, что, живя в полной свободе, в атмосфере мира и любви, человек найдёт путь к самодисциплине легче и проще, но не все, с некоторыми нужно быть строгим.
Человек действием дня должен будить в людях желание жить выше, чем они живут сейчас. Вся задача нового человека, продвинуть в понимании людей, что такие силы, как честь и честность, доброта и сострадание, суть вовсе не качества самого человека, но аспекты того бога, что он носит в себе., то есть добро.
6. Природа и человек
Дмитрий Сергеевич прожил долгую и трудную жизнь. В какое необыкновенное время я посетил« свою страну. Я застал все роковые ее годы». На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: в чем вы видите смысл жизни? Он ответил: «Жизнь — это драгоценнейший дар… Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря». Доброта — это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки«.
Давно известно, что общение с природой благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее. Любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах имеют большое нравственное значение. С любви к природе начинается любовь к родному краю, к Родине.
Природа,, не являясь носителем общественной морали,, в то же время учит нравственному поведению благодаря гармонии,, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков.
В своей работе Заметки о русском Дмитрий Сергеевич Лихачев размышляет о том, «как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека» и о том, «как в свою очередь воздействует человек на природу».
Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно создавал в ней человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушал человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим« пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали человечность и приволье.
Отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему социальна… И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна, а развитие природы сравнительно с ее многомиллионнолетним развитием — недавно, и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие.
Пейзаж страны — это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить родную природу — это то же, что не хранить родную культуру.
Пейзаж — выражение души народа. Природа — поразительной одаренности художник, — пишет Дмитрий Сергеевич. — Стоит оставить ее без человеческого вмешательства на десяток лет, и она создает красивый пейзаж. Посаженные в «коробочном» городе деревья быстро его облагораживают.
Для меня загадка в природе — это эстетическая согласованность цветов: например, цвет цветка и его листвы, цвета полевых цветов, растущих на одной поляне, цвет осенних листьев… Природа — великий пейзажист. (Заметки и наблюдения С.408)
В другой своей работе "Письма о добром и прекрасном", адресованной прежде всего — молодым, « кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями». Д.С .Лихачев на конкретных примерах показывает, «что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и природой». С присущим ему педагогическим тактом Дмитрий Сергеевич учит мудрости.
« …Вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.
Вы идете в парк, чтобы отдохнуть — без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам все новые виды — поляны, боскеты, аллеи… Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи; какие-то звуки настигают вас издалека и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создает особую "симфонию" — красок, объемов, звучаний и даже ощущение, которое приносит вам воздух, ветер, туман, роса…
Сады и парки — это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа… Исторические воспоминания и поэтические ассоциации — это и есть то, что больше всего очеловечивает природу в парках и садах… Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. Временная перспектива…не менее важна, чем перспектива зрительная. »Воспоминания в Царском Селе» — так назвал Пушкин лучшее из ранних своих стихотворений« .
Читая Лихачева, постепенно приходишь к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатств, в том числе — красоты.
"Надо брать под охрану не только архитектурные памятники, но и целые пейзажи…Одним из первых должна быть взята на учет вся зона города Плес на Волге….Другой охраняемый пейзаж — это от земляного вала Новгорода к югу… Бородинское поле…, Куликово поле, заливные луга по Десне Новгорода — Северского и многое другое. Пейзажи России должны быть учтены.
7. Заключение
А для чего нужно совершать добрые поступки? А стоит ли быть добрым в современном мире, где на первом месте деньги, богатство, власть? Легко ли быть добрым?
Да, все это очень важно. Добрым быть легко, если добрые поступки совершаешь от чистого сердца. Поспешим делать добрые дела. Ведь для нас, для детей, доброта самое главное в жизни.
Каждый человек имеет право на доброе отношение к себе. Мы добрые поступки должны совершать просто так, из хороших побуждений. Но и добро надо делать с умом. Добро без ума - плохо. Например, вы сделали за друга домашние задания или контрольную работу, а он не научился решать задачи, примеры. Доброта, милосердие, радость и переживания за других, создают основу человеческого счастья.
Надо так жить каждому из нас: любить людей, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, не завидовать, не вредничать, не грубить.
В нашем современном мире такие качества, как доброта, милосердие, начали уступать место себялюбию, эгоизму, черствости, равнодушию, хамству, высокомерию. Этого нельзя допускать. Мы, будущее поколение, должны прислушаться к словам наших предков, мудрых людей и стать настоящими людьми. Слово «человек» звучит гордо. И поэтому нельзя терять человеческие качества.
Доброта никогда и нигде не теряет своего достоинства. Быть добрым - это не значит все прощать. Быть добрым - значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным, отважным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга и тогда победит добро.
Даже наши сказки нас учат быть добрыми.
В одном из последних интервью Дмитрий Сергеевич обращается с напутствием к молодому поколению: "Спешите учиться, спешите получать образование. Образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира".
Хочется верить, что слова Дмитрия Сергеевича Лихачева будут услышаны, ибо "понять Лихачева — означает понять лучшее, что есть в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих".
«Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство» Булат Окуджава. Этими словами Б. Окуджавы можно охарактеризовать внутренний облик академика Лихачева. Дмитрия Сергеевича всегда отличала четкая гражданская позиция во всех его деяниях.
8. Литература
1. Земля родная / Д.С. Лихачёв. — М.: Просвещение, 1983.
2. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. — М.: Дет. лит., 1988.
3. Раздумья о России / Д.С. Лихачёв. — СПб.: Логос, 1999.
4. Избранные труды по русской и мировой культуре./ Д.С. Лихачёв. — СПб,
2006.
5. Д.С. Лихачёв — университетские встречи. 16 текстов. СПб., 2006.
Эта весёлая планета
Рисуем подснежники гуашью
Сказка про Серого Зайку
Повезло! Стихи о счастливой семье
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский