Современная молодежь является своеобразным результатом мощного научно-технического прогресса и социально-политических преобразований, последних 10-15 лет. Объектом нашего исследования стала сельская молодежь, которая в силу ряда причин (отдаленности от культурно-образовательных центров, низким уровнем информатизации и т.п.), находится во «втором эшелоне» модернизации.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.8 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МОУ Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Социологическое исследование
«Проблема адаптации сельской молодежи в модернизированном обществе»
Выполнил: Нимаев Цырен ученик 11 «а»
руководитель: Шоноев Тимур Иванович
Сосново-Озерское, 2013 год.
Введение
Программа социологического исследования
Актуальность темы исследования.
Современная молодежь является своеобразным результатом мощного научно-технического прогресса и социально-политических преобразований, последних 10-15 лет. Объектом нашего исследования стала сельская молодежь, которая в силу ряда причин (отдаленности от культурно-образовательных центров, низким уровнем информатизации и т.п.), находится во «втором эшелоне» модернизации. Сегодня существует обоснованное мнение, что сельская молодежь менее конкурентоспособна, по сравнению с городскими сверстниками, что её представители, не вписавшись в ритм городской жизни, не справившись с трудностями учебы, пополняют ряды, так называемых «головаров» и криминалитета, опуская тем самым планку культурного уровня города и республики.
Но существует и другая, не менее обоснованная, точка зрения, которая утверждает, что молодые, выходцы из села, лучше работают, более ответственно относятся к обязанностям, по сравнению с городской молодежью. И эти качества делают сельскую молодежь востребованной, но на рынке труда не требующем высокой квалификации.
Актуальность нашего исследования заключается в исследовании проблемы адаптации сельской молодежи в городское сообщество и некоторых особенностей этого процесса. Мы исходим из того, что значительная часть сельской молодежи, не найдя применения своему потенциалу в городском сообществе, либо занимаются непрестижной работой, не имея при этом постоянного жилья, прописки, либо возвращается в село, где оказывается в невыгодном положении в силу того, что хорошие рабочие места уже заняты. Данное положение обостряет проблему маргинализации общества и влечет отрицательные явления сопутствующие этому процессу (пьянство, разрушение семьи, рост преступности и т.п.).
Поэтому основная проблема нашего исследования заключается не только в идентификации факторов, влияющих и обуславливающих адаптацию сельской молодежи в городском сообществе, но и в исследовании некоторых важных аспектов общего социального самочувствия и настроения молодых людей, от которых напрямую зависит социализация.
Гипотеза исследования.
Способность к адаптации к быстро меняющимся условиям социальной действительности, то есть способность к успешной социализации у поколения 14-30-летних в достаточно высокой степени фрагментирована. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга степенью мотивации к успешной социализации, самим пониманием этого процесса (нередко встречаются респонденты, считающие главным показателем успешной социализации высокий уровень жизни, а как он достигнут, нечестным путем или наличием высокого покровителя и т.п., неважно), стартовым уровнем компетенций (познавательной, коммуникативной, социокультурной).
Предполагаем, что все эти различия могут зависеть от следующих факторов :
От психологического климата в семье; от особенностей воспитания в семье и школе; от уровня образования молодых людей и их родителей; тем, что на протяжении последних лет, до недавнего времени, в стране отсутствовала осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы.
Объект исследования: молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Данная генеральная совокупность разделена на возрастные подгруппы – 14-17 лет – учащиеся Сосново-Озёрских средних школ №1 и №2, курсанты СПТУ; 17-22 –студенческая молодежь; 22-30 – работающая группа. В выборку также включена категория «незанятые». При исчислении выборочной совокупности учитывались также такие критерии как этнический (русские, буряты, другие национальности) и профессиональный (вид деятельности).
Предмет исследования: факторы, обуславливающие успешную адаптацию сельской молодежи в городское сообщество.
Цель исследования: Определение факторов, обуславливающих успешную социализацию сосновоозерской молодежи, а также выявление важных аспектов общего социального самочувствия и настроения молодых людей от которых напрямую зависит будущее Еравны.
Задачи:
Выборка исследования. При определении объекта исследования использовался метод квотной выборки. В качестве контрольного признака выступила степень адаптации молодых людей в городе.
Для достижения однородности генеральной совокупности объект исследования был поделен на 4 группы: успешно адаптировавшиеся выпускники, молодые люди от 20 до 30 лет; молодые люди испытывающие трудности вхождения в городскую жизнь; в третью группу вошли лица, не адаптировавшиеся в городе; в 4 группу включены будущие выпускники школы-старшеклассники для выяснения личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях города.
Проблема социокультурной адаптации в современной науке.
Основу исследования составили фундаментальные произведения классиков мировой и отечественной социологии, философии, культурологии, психологии, а также труды ряда отечественных, современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением процессов самоидентификации личности, внесших определенный вклад в разработку теоретических положений современной социологии. В основу исследования были положены социологические теории П. Бурдье, Э. Дюркгейма, К. Дюбара, И. Гофмана и др.
В основу исследования был положен социокультурный подход, позволяющий рассматривать изучаемые явления культуры и личность во взаимосвязи и взаимозависимости. Использование системного и структурно-функционального подходов позволило дать определение социокультурной самоидентификации личности, проанализировать социокультурные механизмы данного процесса.
Проблемы, заявленные в исследовании, обусловили необходимость использования междисциплинарного подхода, с помощью которого возможно исследование проблемы в комплексе, и обусловливающего необходимость использования методов, применяемых в социологии, культурологии и психологии.
Для сбора информации мы провели анкетирование, интервьюоирование и опрос.
Современная социология выделяет три типа социальных характеров, отражающих поведение индивида в условиях перехода человека из традиционного состояния в современное: 1) активный (производное «активист»); 2) обывательский (производное «обыватель»); 3) традиционалистский (производное «традиционалист») (2).
Данная типология социальных характеров хорошо прослеживается в интервью у нашего респондента, который обучался в республиканском интернате №1 в 1970-е годы, сейчас этот человек работает учителем в школе, является прекрасным специалистом.
«…В наше время в интернате обучались в основном дети из бурятской глубинки, многие из них плохо владели русским языком, общались в основном на бурятском языке. Среди нас выделялись ребята, которые были очень активны в общественной жизни, хорошо учились, занимались спортом, танцами, были комсомольскими вожаками. Как правило, они все хорошо говорили по-русски, и когда они выступали на собраниях, других мероприятиях, некоторые из нас, не все понимали из их речи. И эти, не все понявшие ребята, старались разговаривать с ними по-бурятски. Иногда по этому поводу возникали конфликты. Но, несмотря на это, наши товарищи продолжали придерживаться своей тактики в общении с нами и учителями…» В этом отрывке четко прослеживаются два из приведенных типов социального характера: активного и традиционалистского. В дальнейшем рассказе нашего респондента мы узнаем и третий тип социального характера, обывательский. «…В основной массе мы, видя прекрасное отношение к активистам педагогов, как администрация поощряет их, старались тянуться за ними, подражать им во всем, манере говорить, одеваться, держаться на людях… ».
Наш следующий респондент перевелся из городской школы №35 в лицей №1, в 5-м классе, родители, выходцы из села, врачи, проживают в городе. На сегодняшний день, студент двух учебных заведений; ВСГАКИ и училища искусств, автор и исполнитель песен.
«…Конечно же, перейдя из городской школы в интернат, я ощутил совершенно другую обстановку. Бурятский язык я лишь понимал, но не говорил, хотя таких как я было немало. Бурятские традиции и быт я знал достаточно хорошо, так как часто ездил к дедушке и бабушке в Кижингу, кстати, язык я освоил достаточно быстро, этому способствовала среда. Я искренне благодарен судьбе за то, что учился в лицее. Там я нашел все условия для занятия любимым делом, нашел понимание со стороны ребят и педагогов. Уже в 9-м классе у нас была своя студия, аппаратура, зрители. Вообще, мне кажется, что поддержка молодежи во всех добрых начинаниях, и есть бурятская традиция. Учеба в национальном лицее многое дает, ведь там не просто изучают национальные традиции, там стараются ими жить. Такие качества как порядочность, обязательность, трудолюбие, которые прививают в национальном лицее, играют в жизни его выпускников решающую роль…».
В данном отрывке интервью прослеживаются типичные качества активного типа социального характера. Условия созданные в лицее, лишь способствовали успешной социализации данной личности.
Следующим респондентом стал выпускник из Сосново-Озерского, воспитанный в традиционной бурятской семье, на сегодняшний день студент-отличник горного университета Санкт-Петербурга.
«…Оказавшись в Санкт-Петербурге, я попал в совершенно непривычную для себя среду, и испытал определенные трудности. Бабушка наказала мне, по приезду в Питер, сразу сходи в дацан, что я и сделал, и поверьте, мне стало намного легче и сейчас я регулярно посещаю его. Не секрет, что и среди преподавателей, и среди студентов существуют проявления национализма, отношение как к не совсем полноценному человеку. Но, положа руку на сердце, мне это было «пофигу». Еще дедушка, напутствуя меня перед отъездом, говорил «В лесу есть высокие и низкие деревья, в народе есть плохие и хорошие люди». Одним из важных условий успешной учебы, является способность доводить начатое дело до конца. Еще с детства, в нашей семье, это было обязательным требованием. Сделай все домашние дела, подготовься к завтрашнему учебному дню и тогда ты свободен. Эта привычка сильно помогает мне в учебе. Я не осуждаю тех ребят, которые успевают везде, но я бы так не смог и мне жаль тех ребят, которые живут, забывая обо всем, о родных, о себе, лишь бы поразвлечься. Поначалу это вызывало определенную напряженность в отношениях с товарищами, но я стал замечать, что некоторые из них стали следовать моему примеру. Самому мне нравиться ходить на землячества, люблю рэп, но это не значит, что этому нужно уделять слишком много времени. Вообще, сейчас такое время, что, потерявшись лишь один раз, упустив что-то важное, можно этого никогда не догнать…». В этом рассказе хорошо видно, как из традиционного типа, личность превратилась в модернизированный. В этом человеке прекрасно ужились и гармонично дополнили друг друга черты обоих типов социального характера. Это личность, по-нашему мнению, может стать образцом успешной социализации бурятской молодежи. По-нашему мнению, большую роль в становлении молодого человека сыграло то обстоятельство, что молодой человек первичную социализацию проходил в семье. Какими бы ни были условия в интернате, все-таки они не смогут заменить домашнее воспитание, когда родители выступают примером уважительного отношения друг к другу, сами являются носителями традиций и обычаев. Значимость родительского примера в становлении личности подтверждается наблюдениями наших респондентов, окончивших лицей.
Эрдэм, это интервью переделай под студента, вместо трудностей с языком вставь трудности с учебой, бытом. В деталях измени, чтобы он подходил под нашего современного какого-нибудь знакомого периферийного, не из Сосновки, парня. Вывод сделай под нашу тему.
«В 1964 году, когда мне было одиннадцать лет, меня привезли в Улан-Удэ и отдали учиться в среднюю школу №35. Жил у родственников. В начале было трудно освоиться из-за того, что я практически не знал русского языка. Но я быстро научился и понял, что смогу учиться на равных с другими. Большую помощь в обучении русскому языку мне оказала моя тетя и особенно ее старшая дочь (моя двоюродная сестра), которая была старше меня на пять лет. С первых дней она взяла надо мной настоящее шефство. И если бы не эта помощь с ее стороны, то вряд ли я бы смог учиться в городской школе.
Через два года я мог бегло читать и учился почти без троек. Отвечая на вопрос о важных событиях в моей жизни, могу отметить два из них, которые считаю наиболее важными. Первое — это то, что после переезда в город судьба свела меня с такими замечательными родственниками (с
сестрой с тех пор в самых близких отношениях) и второе - это то, что они помогли мне выучить русский язык.
Значимость овладения русским языком я начал осознавать еще ребенком, когда жил в деревне. В младших классах мы завидовали тем, кто умел говорить по-русски. Это считалось очень престижным. Знание языка предопределило весь мой последующий жизненный путь. Важность для себя этого факта я осознал в полном объеме, конечно, позже.
Нас детей в семье было двенадцать человек. Я десятый по счету и первый из братьев и сестер получивший высшее образование. Младшим помогал уже я сам. Я учил их тому, чему научила меня жизнь в городе. Самая младшая сестра также закончила ВУЗ».
Наш респондент в полном смысле слова двуязычный - он владеет бурятским и русским языками одинаково хорошо. Его первичная социализация прошла в моноэтническом традиционном обществе. Вторичная социализация состоялась уже в совершенно иных условиях. Здесь имела место так называемая «альтернация» — радикальная трансформация идентичности.
Лиса Лариска и белка Ленка
Где спят снеговики?
Плавает ли канцелярская скрепка?
Разноцветное дерево
Свинья под дубом