Самарская область обладает очень богатыми ресурсами для отдыха и туризма. Туризм – одна из наиболее перспективных отраслей экономики Самарской области, потенциал которой в масштабах России имеет ощутимый вес. При этом практически все Самарские районы обладают определенной туристической привлекательностью и потенциалом для развития туристической инфраструктуры. В своей работе я остановлюсь на рассмотрении вопроса походного мусора в Красноярском районе Самарской области. Проблема заключается в том, что наряду с туристической привлекательностью встают неотложные вопросы мусора от походов, от туристических мероприятий, да и любого выхода на природу [8]. Количество мусора, как известно, находится в прямой зависимости от качества жизни. С научно-техническим прогрессом в нашу жизнь приходят горы мусора одновременно с проблемой его утилизации. Отдых на природе - не исключение. Не было одноразовых подгузников - не было проблемы куда их выбрасывать в походе. Замусоренность популярных мест отдыха горожан - стоянок, кемпингов, мест для пикников превратилось в настоящую проблему. И, хоть повинны в том зачастую не туристы, а горожане, приезжающие на пикники, долг каждого туриста (по нашему убеждению) оставлять после себя стоянки чистыми, причем лучше, еще чище, чем по приходу на них
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_otdyha.docx | 49.25 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Самарскую область легко найти на карте России по неповторимой излучине, образуемой Волгой вокруг единственных в Европейской части страны Жигулевских гор. Именно в этом уникальном месте 160 лет назад была образована Самарская губерния, которая стала одним из самых развитых и богатых регионов нашей великой Родины.
Если внимательнее посмотреть в карту, можно увидеть, что современная граница нашей области напоминает контуры сердца. Это символично. Область обладает очень богатыми ресурсами для отдыха и туризма. Туризм – одна из наиболее перспективных отраслей экономики Самарской области, потенциал которой в масштабах России имеет ощутимый вес. При этом практически все Самарские районы обладают определенной туристической привлекательностью и потенциалом для развития туристической инфраструктуры. В своей работе я остановлюсь на рассмотрении вопроса походного мусора в Красноярском районе Самарской области. Проблема заключается в том, что наряду с туристической привлекательностью встают неотложные вопросы мусора от походов, от туристических мероприятий, да и любого выхода на природу [8]. Количество мусора, как известно, находится в прямой зависимости от качества жизни. С научно-техническим прогрессом в нашу жизнь приходят горы мусора одновременно с проблемой его утилизации. Отдых на природе - не исключение. Не было одноразовых подгузников - не было проблемы куда их выбрасывать в походе. Замусоренность популярных мест отдыха горожан - стоянок, кемпингов, мест для пикников превратилось в настоящую проблему. И, хоть повинны в том зачастую не туристы, а горожане, приезжающие на пикники, долг каждого туриста (по нашему убеждению) оставлять после себя стоянки чистыми, причем лучше, еще чище, чем по приходу на них [6].
Мусор бывает органический и неорганический. От органического мусора (овощные очистки, остатки приготовленной еды) избавляемся на месте - их можно прикопать (прикрыть дерном, мхом). Неорганический же мусор можно либо сжечь, либо унести с собой, третье - недопустимо, это самое главное и нерушимое правило, которое должны знать все, включая детей.
Опыт туристов из западных стран, которые увозят с собой каждую консервную банку, (предварительно расплющив ее топором), находит все большее распространение и у нас. Это и другие "зеленые правила" должен принять на вооружения каждый походный коллектив [3].
По научным и статистическим данным, школьные уроки физкультуры (трижды в неделю по 40 мин.) дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. И, конечно же, практические знания экологического воспитания [8]
Представьте себе: Вы причаливаете к живописному месту на берегу красивой реки с прозрачной бирюзовой водой, сквозь которую на глубине нескольких метров видны разноцветные камни, лежащие на дне. Поднявшись по тропинке на террасу к месту стоянки, Вы обнаруживаете кучи мусора, все близлежащие кусты превращены в общественный туалет, а на сосне у заваленного пустыми консервными банками кострища гордо висит табличка с названием родного города предыдущей туристической группы. Какое у Вас останется впечатление от реки? Могу себе представить
Всё вышесказанное определило выбор темы научного исследования.
Актуальность исследования: заключается в необходимости экологического воспитания школьников
Объект исследования: походный мусор
Предмет исследования: практические действия по нейтрализации природного мусора.
Цель работы: показать, как грамотно решать вопрос утилизации мусора, выходя на природу
Гипотеза: распространение информации об утилизации «походно-туристического» мусора – прямой путь к сокращению его на лоне природы
Задачи:
1. Поиск материалов по интересующей проблеме.
2. Выяснить, что походный мусор – составная часть вопроса отходов в экологических проблемах Самарской области
3. Показать значение информированности школьников в вопросе походного мусора в системе их экологического воспитания
4.Оценить экологическую ситуацию в районе отдыха на берегу р. Сок (Малая Царевщина). Оповестить отдыхающих о результатах исследования.
5. Сформулировать комплекс мер по сокращению мусора в районе Сокского отдыха
6.Выработать «зеленый кодекс» и памятку туриста и распространить их среди учащихся МБОУ СОШ №27
7. Создать собственную экологическую табличку. Расстановка табличек в самых загрязненных местах по берегу р. Сок в районе Малой Царевщины
8. Обобщение подобранного материала и создание рекламного буклета.
Методы работы:
Поисковый: поиск информации об походном этикете и его значении в экологическом воспитании школьников
Описательный: описание ситуаций по убеждению значимости вопроса мусора в природной среде
Социологический: опрос одноклассников 5-в; опрос отдыхающих по вопросу решения проблемы мусора на берегу р. Сок.
Наблюдения: наблюдение, как одноклассники решают вопрос мусора в походных условиях
Математический: построение диаграмм
Материал работы был взят из исследуемой литературы:
1. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие для вуза. - М.: ТАНДЕМ, 2000. – 304 с.
2. Камычек Я. Походный туризм на каждый день – Просвещение : Москва, 2008.- 165 с.
Может быть, более пристальное знакомство с проблемой мусора поможет лучше услышать слова индейского вождя Сиэттла. В 1854 г., обращаясь к бледнолицым, к нам с вами, он сказал: «Вы должны учить своих детей тому, что земля у их ног – прах наших предков. Тогда они будут почитать землю как кров жизни нашего рода… Что бы ни случилось с землей, это случается и с ее детьми… Когда человек плюет на землю, он плюет в самого себя… Вот что мы знаем: не земля принадлежит человеку, а человек принадлежит земле. Вот что мы знаем: все в мире взаимосвязано, как кровь, которая объединяет целый род. Не человек плетет паутину жизни, он лишь одна нить в ней. Если он делает что-то с паутиной, то делает это и с самим собой. Продолжайте пачкать свое ложе, и однажды ночью вы задохнетесь в собственных отбросах» [8].
ГЛАВА I Походный мусор
1.1 Как решить проблему мусора, при посещении природы (предварительный этап)
Итак, объект нашего исследования – походный мусор. Его количество в природной среде увеличивается с приходом тепла, как только сходит снег, мы видим на красивейших полянках, по побережью Волги, Сока и других притоках горы мусора (прил.1) . Первое, что мы можем и должны сделать - это подумать об утилизации отходов еще на стадии подготовки к походу. Задать себе вопрос "а что мы будем делать со стеклянными/жестяными банками, пластиковыми бутылками, использованными влажными салфетками, памперсами, флакончиками от мыльных пузырей, где мы будем полоскать посуду, вымытую с современным средством для мытья посуды?"[1]
В сентябре 2012 года мы пригласили на классный час Иванова Андрея Владимировича, работающего в центре детско-юношеского туризма г.Самара, живущего на Управе. Он провел с нами беседу о спортивном туризме. И особенно, по нашей просьбе, остановился на вопросе утилизации мусора, оставляемого на лоне природы. То есть, по - сути речь шла об экологическом, походном этикете. Андрей Владимирович познакомил нас с выработанной в секции памяткой туриста (прил. 2).
Мной был поведен опрос среди учащихся 5-в класса: «Задумывались ли они о вопросе мусора, посещая природу?» Мной было опрошено 26 человек и лишь 10% (3 человека) ответили, что задумывались о вопросе мусора. И сделали вывод: « Нагрузка на географическую оболочку увеличивается, люди пытаются восполнить свои физические и духовные силы в природной среде, поэтому они должны знать правила поведения на природе». 90% (23 человека) не задумывались об утилизации природного мусора. После выступления на классном часе с работой, знания учащихся о проблеме мусора изменились: 95% (24человека) одноклассников четко уяснили, что нужно уже перед выходом на природу думать о проблеме мусора и собираться в поход с минимальными упаковками и пластиком. А вот 5% учащихся остались при мнении, что о мусоре нужно думать, при завершении похода (прил. 3).
Мы привыкли к мысли о том, что «венец творения» может позволить себе оставить любое своё действие безнаказанным. На первый взгляд. На самом же деле у любого явления есть свои причины и свои последствия, о которых никто почему-то не задумывается. Так и сейчас, выезжая на Природу, оказываешься в буквальном смысле на помойке: кучи ПЭТ-бутылок, пакетов, консервных банок и прочих отходов, «заботливо» оставленных homo sapiens. Видимо sapiens – не латинское «разумный», а производное от слова «сопёт» (сопёт, как свинья). И всё это не было бы так печально, если бы не достигло масштабов катастрофы: мало того, что производство (каким бы чистым оно не считалось) наносит огромный вред окружающей среде, так ещё и неразумные дети Матушки-Природы загаживают остатки некогда чистых ее уголков [4]. После теоретического занятия, Андрей Владимирович предложил нам провести практическое занятие по походному «этикету» на природе и предпринять экологический рейд в район Малой Царевщины. В августе 2013 года мы отправились в 3-х дневный поход к берегу р. Сок. В походном занятии приняло участие 20 человек (76%) от класса. Так как у меня уже возникла мысль о написании работы, я вызвалась быть помощником (туристическим экологом) в проведении занятия, главной задачей которого было разработать экологическую памятку для 5-в класса. Мной был задан вопрос одноклассникам: «Как правильно спланировать поход, чтобы минимизировать количество оставляемого мусора?» 20% (4 человека) ответили, что нужно позаботиться об этом заранее, а именно - никогда не следует брать с собой стеклянную тару (бутылки-банки и т.д.). Кроме того, что она может легко разбиться в рюкзаке и ее содержание перепачкает вещи, утилизировать стекло на природе практически невозможно. Содержимое стеклянных сосудов следует перелить в пластиковую тару или в металлические фляги. 80% (16 человек) подметили: «При упаковке продуктов, средств гигиены нужно использовать многоразовую легкую тару, которую можно носить из похода в поход, либо легкосжигаемую одноразовую тару. Для продуктов можно завести матерчатые мешочки, легкие завинчивающиеся баночки с широким горлом. Что-то можно паковать в картонные пакеты из-под молока, которые потом сжечь (прил. 4). Нами был разработан маршрут выходного дня – от п. Управленческий до Малой Царевщины, с выходом к берегу Сока (прил. 5).
Наконец, мы на месте – на берегу р. Сок. Природа, чистый воздух., песчаный пляж р.Сок.. Здесь мы можем отдохнуть от города, развести костер, сготовить туристический обед, поиграть в подвижные игры, искупаться. Но задача нашего похода – собрать фотоматериал и составить рекламный проспект об экологической обстановке в районе отдыха на берегу р. Сок.
При прибытии на место, мной были проверены рюкзаки участников – с целью проверки их грамотности, при комплектовании рюкзаков, с экологической точки зрения. У 90% (18 ребят) в рюкзаках была либо бумажная тара с продуктами, либо судочки, которые они после похода вернут домой. А главное почти у каждого был обнаружен в рюкзаке пакет для мусора (емкостью 30 и 60 литров). А вот у 10% участников были обнаружены и полиэтилен, и пластик. Значит, они еще экологически не воспитаны и не смогли грамотно подготовиться к походу. А ведь цикл полного разложения тоненького пищевого полиэтиленового пакетика исчисляется несколькими сотнями лет (прил. 6).
По предварительной подготовке (сбор рюкзака), можно сформулировать уже начальные пункты нашего «зеленого» кодекса (пункты с 1-4) (прил. 7).
После проверки рюкзаков, нам нужно было разбить палатки. Но вместо этого мы взяли приготовленные мешки для мусора и принялись расчищать площадки. Мы увидели, что открывается прекрасный вид не только на речку, но и на кучи мусора. Поэтому фото в приложении можно озаглавить так: "Мы поели и попили, только мусор вот забыли" (прил. 8,9). Около часа было потрачено на уборку. Все пакеты с мусором были отнесены в контейнеры, при чем контейнеры подписаны по классификации отходов (прил.10). Мы задавались вопросом: «Почему же люди оставляют мусор там, где стояли палатки? Ведь контейнеры расположены совсем рядом !» [6].
С каждым годом берега реки Сок становятся все более замусоренными. Пройдя вдоль речки, мы увидели сотни пластмассовых, стеклянных бутылок, обрывки полиэтилена и другой мусор. С каждым годом становится все опаснее заходить в воду - можно поранить ноги об острый край консервной банки или разбитой бутылки. Все больше свалок образуется в непосредственной близости к воде. Летом мусор зарастает травой и так как основная масса людей отдыхает на берегах реки Сок летом то и проблема замусоренности берегов для общественности становится более актуальна. В итоге, на всех туристических стоянках образуются горы мусора. Надо отметить, что мусор оставленный даже в 200 метрах (в зависимости от рельефа) от кромки воды весной смывается в реку (прил.11) [7]. А в этом году держалась высокая вода длительный период и берег, на котором мы хотели разбить палатки, был до конца июня в воде, можно представить, сколь пластика, ПВХ и другого мусора оказалось в реке!
Наглядевшись на всю красоту мусорных куч, мы сформулировали предложение (комплекс мер) всем отдыхающим в данном районе (прил.12). Кроме того, мы создали свой вариант экологической таблички, которую постарались разместить в самых загрязненных участках берега р. Сок (прил. 13,14)
1.2 Место для стоянки, костровище
Итак, первыми нашествие мусора ощутили крупные города. Очень скоро за ними последовали города провинциальные, поселки и даже самые маленькие глухие деревушки. Не избежали печальной участи знакомства с «цивилизацией» леса и реки, ведь россияне так любят «отдохнуть на природе»! А отдых на природе подавляющее большинство населения представляет себе так. Выбрать полянку покрасивее и почище и расположиться на ней с максимально доступным комфортом: с костром (выжигающим растительный покров и провоцирующим лесные пожары), магнитофоном (заглушающим пение птиц и разгоняющим все зверье в округе) и, конечно же, с богатым ассортиментом напитков и закусок [2].
Все наверняка десятки раз видели компании, отдыхающие подобным образом, и сами были такими отдыхающими. Но, припомните, часто ли вы видели, чтобы «наотдыхавшаяся» всласть компания собрала за собой весь мусор и унесла его с собой? Маленькая помоечка, оставленная «на природе» одним человеком или одной компанией, кажется незначительной. Соединяясь с другими, она становится стихийным бедствием пострашнее тайфуна [5].
Следующим этапом нашего похода, после очистки территории, было установка палатки и создание костровища.
Установка палатки. Старайтесь выбирать уже использованные стоянки (даже если придется их немного прибрать). Не нужно плодить новые стоянки, т.к. каждая новая стоянка убивает какое-то количество кустов, деревьев и дерна под ногами. Тоже самое относится к костровищу. Не стоит выжигать новое место, если рядом имеется еще одно. Трава на месте костра не вырастет несколько лет. Если вы все-же встали в нетронутом месте, снимите на месте костра слой дерна толщиной 5 см, и лишь затем разводите огонь. Уходя со стоянки, обильно залейте угли (до полного их «утопления»), а затем верните дерн на место. Есть вероятность, что трава снова примется расти на старом месте. Даже, если нет – кострище будет надежно спрятано и следы вашего пребывания будут минимальны. Спрячьте в кустах костровые колья, бревна-сидушки и др. костровой мусор, чтобы полянка казалась нетронутой. Возможно, после вас здесь никто больше не остановится (прил.9, пункт 5) [4]. А если все же пренебречь правилами походного этикета, при выборе места стоянки, могут произойти необратимые процессы в окружающей среде (прил. 15)
После грамотной установки палатки (прил. 16), а участники похода все справились с правилами установки ее, нужно было подумать о костровище.
Дрова для костра При заготовке дров нужно соблюдать следующее правило приоритета:
• Сплавная древесина – дрова, принесенные рекой. Это самые лучшие дрова, их легче всего заготавливать, и сжигая их мы не калечим лес. В нашем случае такого типа дров не было.
• Сухостой – сухие стоящие деревья. Тоже очень хорошие дрова, нужно стараться пилить дерево поближе к земле, чтобы пенек был минимальным. В нашем походе именно такой сухостой и встретился. Топор, конечно, нам не доверили, а вот сухие нижние, тонкие веточки мы осторожно обламывали.
• Сухой хворост – нижние ветки хвойных деревьев обычно сухие. Они быстро сгорают, но при этом дают очень хороший жар. Идеально подходят для быстрого приготовления пищи (на перекусе). Такой вид дров нам тоже не встретился [6].
Если при разжигании костра Вы пользуетесь берестой (березовой корой), срезайте ее с мертвых (поваленных) деревьев. В березовых рощах всегда есть несколько сгнивших на корню или упавших деревьев. Их кора ничем не уступает живой, но срезая ее, вы не калечите дерево. Над костровищем трудились наши мальчики – 5 человек (25%), им удалось найти место старого костра, поэтому главная заповедь о разведении костра была нами соблюдена. Перед тем как жечь дрова, мальчики обложили костровище камнями и немного расчистили пространство от сухой травы (прил.9, пункт 6). Девочки же – 25 человек (75%) собирали стоящий сухостой. После каждого пользования огнем, костровище обязательно заливалось водой. Все участники похода с данным пунктом «зеленого» кодекса туриста успешно справились (прил.17).
Основная идея любого похода - это прежде всего забота об окружающей природной среде, которую используют в туристских целях. Именно использование в туристских целях богатств природы в сочетании с воспитанием любви к ней, утверждением важности ее защиты и является отличительной чертой экологического воспитания. Всегда нужно помнить, что мусор на природе не только выглядит неэстетично. Он, в прямом смысле слова, каждодневно отравляет нашу жизнь. Ведь каждая свалка – настоящая химическая мина, поражающая сотни гектаров земли вокруг и выделяющая в атмосферу опасные яды. В результате химических процессов концентрация ядов, производимых свалками, увеличивается в сотни раз и грозит страшной экологической катастрофой [8].
Глава II Утилизация отходов
Следующая, самая важная часть нашего, да и любого похода - вновь проблема мусора. Со сбора которого мы начали обустраивать стоянку. Не следует оставлять после себя мусор - ни на маршруте, ни на стоянке. В нашей группе я выполняла роль главного эколога. Упаковка (20-30 шт.) полиэтиленовых пакетов средних размеров, с ручками не отяготил мой рюкзак. Съела наш группа на привале по конфетке, я пробежалась со своим пакетиком и собрал все бумажки. И так - со всеми отходами. По ходу движения, кому не трудно наклоняться, можно подбирать кое-какой мусор вдоль тропы (к счастью, его всегда немного). Он тоже попадает в действующий "мусорник", который, кстати, совсем не обязательно нести в руках, а можно за ручки привязать к рюкзаку. По приходу на стоянку, "мусорник" приобретает постоянную прописку, скажем, "вон у того дерева", адрес которой сообщается всем участникам группы. Минут за 15-20 до ухода с места стоянки, дежурные забрасывают остатки дров в костер и, на получившийся большой огонь ложится весь накопившийся за предыдущий день мусор. Предупреждение: не бросайте полиэтиленовый мусор в огонь во время посиделок вокруг костра или приготовления пищи - неприятный запах может подпортить эмоциональную окраску походного мероприятия [4].
Консервные банки. Утилизировать консервные банки легко. Сначала бросьте пустую банку в самое жерло костра. Там она как следует прокалится (при этом сгорает поверхностный защитный слой, что ускоряет ее коррозию), в идеале банка может прогореть насквозь в нескольких местах. Когда костер прогорит и банки остынут, нужно расплющить их обухом топора или камнем и в таком виде зарыть в землю/дерн или спрятать под камень. Там банки не будут видны и превратятся в ржавую труху за 1-2 сезона [3].
Пластиковые пакеты, бутылки, изолента и т.д. Весь этот пластиковый хлам нужно сжигать. Подождите, когда закончится приготовление и употребление пищи, посиделки с гитарой у костра, подкиньте в костер побольше дров и бросайте мусор в огонь. Конечно, при этом образуется ядовитый дым, поэтому сжигать мусор нужно, когда у костра никого нет. Но в хорошем костре полиэтилен сгорает очень быстро и практически полностью. А оставленный в лесу будет валяться там десятилетиями (до лесного пожара) [8].
Бытовой мелкий мусор (сигареты, конфетные обертки, и т.д.)
Многие мелочи, такие как фольга от конфет, сигаретных пачек, бульонных кубиков и жвачки, очень долго и трудно разлагаются на природе. Брошенные во время движения по маршруту, они будет долгое время валяться и портить вид, пока во время паводка их не унесет река. Такие вещи нужно складывать в карман и сжигать в костре на стоянке или во время перекуса. Или обратиться к главному экологу группы и отправить мусор в пластиковый пакет [5]. Так как я заранее знала, что буду заниматься в походе экологической тематикой, следя за походным этикетом, за две недели до похода мной было проведено наблюдение за членами моей семьи по объему выбрасываемого мусора за сутки. Наша семья состоит из трех человек. Каждый день мы выбрасываем мусор в объеме – 30 литров, т.е. на каждого приходится по 10литров. В среднем пакет с мусором весит около 3 кг, т.е. на каждого приходится по 1кг. Исходя из этих расчетных данных, можно предположить, что за один день похода наша группа из 20 человек могла бы «загрузить» окружающую среду 20 л бытового мусора. А если сделать расчет на год для нашей группы, то получится 7 т 300 бытового мусора. Поэтому, никогда нельзя оставлять за собой отходы (прил.18). Мусоp, оставляемый людьми буквально повсюду, обезобpаживает лицо пpиpоды. Выбpасывая мусоp в водоемы ли даже пpосто оставляя его на беpегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья как природе, так и дpугим людям [6].
Человеческие отходы (как правильно ходить в туалет на природе).
Довольно пикантная тема . Итак, в походе ничто человеческое нам не чуждо, и мы вынуждены оправлять малую и большую нужду (или ходить «до витру»). Конечно, человеческие фекалии разлагаются не в пример быстрее полиэтилена, но их вид оскорбляет наши чувства куда сильнее брошенной бумажки от конфет. Отсюда вывод – фекалии нужно прятать. Как это делать? Очень просто – рыть ямки. Уходя «до витру», надо выбрать место с подходящим грунтом, и с помошью подручной палки-копалки вырыть ямку глубиной около 25 см и достаточной вместительности для вашей «кучки» (прил.19). Сделав свое дело, надо похоронить фекалии вместе со всей туалетной бумагой. Сверху лучше положить несколько веток или камень, чтобы кто-либо не провалился случайно в Вашу ловушку. Запомните: если Вы пользуетесь туалетной бумагой, когда идете по малой нужде, все равно зарывайте бумагу! Она способна изуродовать любую стоянку, и разлагается не так быстро, как кажется (прил.19). Отдельно хочу остановиться на гигиенических прокладках и других предметах женской гигиены. Их нужно непременно сжигать в костре! Другой способ – более цивилизованный, но затратный – закупить биотуалет (прил.20, пункт 1) [4] По данным пунктам походного этикета у участников нашей группы просматривались уже не такие стабильные знания, как по установке палатки и разведению костра. Главная проблема заключалась именно в уборке за собой мусора и в стирке на природе белья. Поэтому, нами было решено разработать еще один пункт в нашем «зеленом» кодексе – о мытье посуды и стирке белья в походных условиях (прил.20, пункт 2).
Походное этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Окружающая среда ставит перед каждым из нас задачу вести себя не только правильно, но и в соответствии с экологическими требованиями, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного. Чтобы последующее поколение могло бы восполнить свои силы на лоне природы. Тем самым походный этикет влияет на эстетическое и экологическое самосознание подрастающего поколения. И в то же время, экологические азы знаний помогают формированию походного этикета [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, походный мусор – составная часть экологических проблем Самарской области. Мы рассмотрели данную проблему на примере берега р. Сок. В течение трех дней похода мной было предложено восьмерым ответственным участникам оказать мне помощь. Они должны были исследовать береговую линию р. Сок на предмет разного вида мусора, оставленного отдыхающими. Для этого каждой паре были выделены фломастеры, которыми они помечали уже встреченный, но не вывезенный мусор. Маршрут каждой пары пролегал перпендикулярно береговой линии. Каждой группе был выдан рабочий лист с таблицей по учету мусора. В конце третьего дня нашего исследования, информация трех рабочих групп была объединена в общую таблицу, данные которой просто ужасающие (прил. 21). Учет мусора – это не просто получение абстрактных цифр. Он позволяет выделить наиболее загрязненные участки и грамотно организовать последующую уборку. Данные учетов мусора могут использоваться в школьных научных работах. Наконец, имея на руках точные сведения о размерах и масштабе загрязнения, можно обращаться к администрации, ответственной за этот район. Но мы решили вновь пройтись по берегу и оповестить отдыхающих о полученных плачевных результатах. А так же провести социологический опрос: «Как бы вы решили проблему мусора на берегу р. Сок? Читали ли они наши экологические таблички?»
Предложенные отдыхающими пути решения проблемы походного мусора были следующими: 32% - предлагали организовать регулярный вывоз мусора, 18 % - поставить дополнительные мусорные баки, 44 % - повысить экологическую культуру населения, 6% - отказались отвечать на наш опрос. Нашим экологическим патрулем отдыхающим был задан дополнительный вопрос: «Что вы делаете с пластиковой упаковкой?» 35 % - сжигают (что так же экологически опасно); 50% выбрасывают где попало, 5% используют вторично, 10% выбрасывают в мусорные баки. Стеклянную тару подавляющее большинство жителей выкидывают и только 5 % - используют вторично. Отрадно, что 73 % жителей сжигают бумажные упаковки, но есть и такие (23 %), которые несут бумагу на места сбора мусора (прил.22). Больше половины опрошенных обратили внимание на наши талички и сделали правильные выводы.
Итак, наш поход – исследование показал, что, придерживаясь основ походного этикета, можно разрешить вопрос походного мусора. В наших силах отодвинуть трагические последствия пренебрежительного отношения людей к природе. Все отдыхающие должны думать над тем, что можно сделать, чтобы места отдыха стали краше, зеленей, богаче Нужно активнее изменять отношение к окружающей среде. Сложившаяся ситуация требует формирования экологического мышления, то есть введения экологии во все науки и во все сферы деятельности человека. Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете [4].
С мусором бороться очень сложно. Но все же, человечество должно принимать меры по сокращению отходов, иначе вскоре планета превратится в одну большую свалку.
Исследуя проблему походного мусора в долине р.Сок нам удалось:
Практическая значимость работы заключается в том, что участниками похода начата длительная и кропотливая работа по формированию экологической грамотности учащихся МБОУ СОШ №27. Выступая с работой на классных часах, показывая презентацию, помещая рекламные буклеты на классных досках, мы делаем практические шаги к экологическому воспитанию наших учащихся.
Если Вы решили выйти на природу, собрались в поход, поддержите и используйте наш "Зеленый кодекс туриста". Присоединяйся к нам, можете скопировать данный текст и распространить его среди своих друзей.
Если у вас нет возможности выйти на природу, вы можете присоединиться к акции, распространяя и теоретически изучая "Зеленый" кодекс со своими друзьями.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дорохов А. Это стоит запомнить – Просвещение: Москва, 1972.- 26 с.
2. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие для вуза. - М.: ТАНДЕМ, 2000. – 304 с.
3. Глухой В. В., Лисичкина Т. В., Некрасова Т. П. Экономические основы экологии. Учебник для вузов. - СПб.: Специальная Литература, 1995. – 206 с.
4. Камычек Я. Походный туризм на каждый день – Просвещение :Москва, 2008.- 165 с.
5. Шейнов В.П. Искусство убеждать: учебно-практ. пособие. – М., 2000. – 304 с.
6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Фаир –Пресс, 2003. – 320 с.
7. Драгачев, С.П. Туризм и здоровье / С.П. Драгачёв. - М.: Знание, 1984. - 96 с
8. Захаров, А.С. Информационный портал Губерния [Электронный ресурс] // Название сайта : guberniatv.ru›material/8272.html (22.02.2013).
Флейта и Ветер
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Есть ли лёд на других планетах?
Ласточка
Швейня