Тема представленной работы «Проблемы социализации современной молодежи: курение, алкоголизм, наркомания».
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных ресурсов, содержит 28 страниц и 1 приложение – презентацию. Содержание соответствует теме. Тема раскрыта полностью. Автор провела исследование по одним из актуальных проблем на сегодняшний день – табакокурение, ранний алкоголизм, наркомания. Почти все учащиеся знают о их, о последствиях, однако число курильщиков, алкоголиков и наркоманов не уменьшается! В работе четко прописаны актуальность темы, объект исследования, методы исследования, предмет исследования, цель и задачи.
В основной части представлены: история табакокурения, обозначены состав табака, последствия курения; особенности действия никотина на организм; история алкоголя, обозначены его состав , последствия ; особенности действия на организм; история наркомании, обозначены состав наркотиков, особенности действия на организм.
В данной работе была проведена эмпирическая форма исследования, в виде анкетного опроса, результаты которого представлены в работе.
Практическая значимость работы заключается в ряде дальнейших мероприятий, направленных на борьбу с этими социальными проблемами:
1. Ознакомление учащихся с работой и данными исследования на классных часах;
2. Последующая разъяснительная работа о вреде курения, алкоголя и наркотиков предполагает: показ социальных видеороликов, выступлений агитбригады школы, выпуск стенгазет и др.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_npk_shiret-y_e.docx | 70.01 КБ |
Доклад | 1.65 МБ |
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
«Проблемы социализации
современной молодежи:
курение, алкоголизм, наркомания»
Выполнила:
Ширеторова Эржена,
ученица 11 «Б» класса
Руководитель:
Булутова Н.Н.,
учитель обществознания
г.Улан-Удэ
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Социализация современной молодежи и ее проблемы.
Глава 1 . Проблема курения.
1.1. История знакомства человечества с табаком.
1.2. О вреде курения.
1.3. Результаты эмпирического исследования.
Глава 2. Проблема алкоголизма.
2.1. История распространения алкоголя в мире и России. Развитие алкоголизма в России.
2.2. Алкоголизм как социальная угроза. Причины алкоголизма среди современной молодежи.
2.3. Результаты эмпирического исследования.
Глава 3. Проблема наркомании.
3.1. История знакомства человечества с наркотиком. Развитие наркомании в России.
3.2. Причины развития наркомании.
3.3. Результаты эмпирического исследования.
Заключение.
Список использованных ресурсов.
Трудно себе представить то благотворное изменение,
которое произошло бы во всей жизни людской,
если бы люди перестали одурманивать и
отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.
Л.Н.Толстой.
Введение. Социализация учащихся и ее проблемы.
Социализация – (от лат socialis - общественный), процесс становления личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и установок, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
(Краткий словарь по социологии. с. 318)
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой- то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.
Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества, однако в реальной жизни это сделать практически невозможно.
На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.
Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с с открытостью границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.
Процесс социализации молодежи имеет ряд особенностей, они связаны и с гормональными изменениями в организме, черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертвам и т.д., усугубляемые переживаниями неуверенности и амбивалентности (двойственности) социального статуса учащегося-подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый). Перед учащимся стоит ряд социальных задач: освоить новые роли, перенять семейно-брачные установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни, интернализовать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально ответственного поведения.
Для учащихся с их социальной неуверенностью характерно объединение в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников с особой молодежной субкультурой. Ценностные ориентации и нормы группы адаптируют подростка к самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и специфически молодежные потребности в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие подростковую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды. В таких условия группы учащихся-подростков и молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения – от социально отчужденных форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и такие формы поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Данные формы поведения становятся проблемой не только определенной рассматриваемой нами группы, но и всего общества в целом. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей, здоровье нации. Ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы. Таким образом, эти социальные проблемы наносят большой урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям, будущему нации, страны. Поэтому далее в своей работе остановимся на каждой из проблем подробнее.
Актуальность работы определяется темпами распространения и проблемами предотвращения табакокурения, алкоголизма и наркомании в России, в частности среди современной молодежи.
Объект исследования: учащиеся 10-11 классов МБОУ СОШ № 37.
Предмет исследования – последствия воздействия табачных, алкогольных, наркотических препаратов на организм человека.
Метод исследования: основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса. При этой форме опроса респондент отвечает наиболее правдиво, так как анкетирование – это тайное изучение мнений, где респондент неизвестен и нельзя обнаружить его фамилию, таким образом, гарантируется полная анонимность респондента.
Цель работы – раскрыть проблемы социализации учащихся: курение, алкоголизм и наркоманию.
Задачи:
· Выявить особенности социализации учащихся;
· Изучить теоретический материал и результаты различных исследований по данной проблеме;
· Доказать необходимость применения различных профилактических мер для остановки развития данных проблем.
Любая теория, какой бы она ни была четкой и понятной, не имеет смысла без практики. Ни одно великое открытие не являлось бы таковым, если бы не было исследовано практически.
Поэтому, прежде чем говорить о существовании проблемы, необходимо исследовать данную проблему с точки зрения отношения к ней общественности, что и было сделано во время работы над докладом.
В работе руководствуюсь работами российских и зарубежных авторов, различными публикациями о проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании в России, а также международной информативной сетью Интернета.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных ресурсов.
«Каждая выкуренная сигарета –
это вбитый железный гвоздь
в крышку своего гроба»
Народная пословица
Глава 1. Проблема курения.
1.1. История знакомства человечества с табаком
Курить – втягивать в себя дым измельченного тлеющего табака как возбуждающее средство; иметь соответствующую привычку. Первые курильщики завезли семена табака из Южной Америки во времена Колумба и стали его культивировать. Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуравал в стену. В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. Но постепенно запреты на курение отменялись в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательно принадлежностью теле - и киногероев стала сигарета.
1.2. О вреде курения
О проблеме курения и его вреде сказано немало. Однако беспокойство ученых, педагогов и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.
Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету.
Статистика: курильщики всего мира (а их более миллиарда) ежегодно закупают от четырех до пяти триллионов сигарет (около 1000 сигарет на каждого жителя планеты), затрачивая на это от 85 до 100 миллиардов долларов. Ежегодно потребление сигарет в мире возрастает на 2,1%, то есть увеличивается быстрее, чем население планеты. На Земле ежегодно умирает 1,5 миллионов человек от заболеваний спровоцированных курением. Оно, кроме того, приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также болезни, вызванные никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. По данным Всемирной организации здравоохранения, 90% всех заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов и эмфиземы легких, а также 25% всех сердечных заболеваний приходиться на курильщиков. (http://www.high.ru/cgi-bin/wb.cgi )
Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого.
Ученые пишут, что курение учащихся, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).
Курение и школьник не совместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
1.3. Результаты эмпирического исследования
Любая теория, какой бы она ни была четкой и понятной, не имеет смысла без практики. Ни одно великое открытие не являлось бы таковым, если бы не было исследовано практически.
Поэтому, прежде чем говорить о существовании проблемы, необходимо исследовать данную проблему с точки зрения отношения к ней общественности.
Таким образом, целью данного исследования является изучение мнения молодежи относительно употребления табачных изделий.
Исследование было проведено среди учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ № 37 г. Улан-Удэ. Всего в ходе исследования было опрошено 66 респондентов.
Анализ результатов анонимного опроса дал следующие результаты:
1. Пробовали ли Вы курить?
А) Да- 42чел.(64,6%) Б) Нет-23чел.(35,4%)
2. Курите ли Вы?
А) Да- 18чел.(27,7%) Б) Нет - 39чел.(60%) В) Иногда-8чел.(12,3%)
3. Как Вы считаете, во сколько лет начинают курить современные подростки?
А) 7-10- 13чел.(20%) Б) 10-14- 42чел.(64,6%) В) 15-17-10чел.(15,4%)
4. Курят ли ваши родители (мать или отец)?
А) Да- 44чел.(67,7%) Б) Нет-21чел.(32,3%)
5. Вредит ли курение человеку и обществу в целом?
А) Да – 54чел.(83,1%) Б) Нет – 11чел.(16,9%) В) Не знаю
6. Почему курят подростки?
А) Чтобы забыть о проблемах и расслабится-15чел.(23,1%)
Б) Чтобы выглядеть крутым и модным- 43чел.(62,2%)
В) Другое-7чел.(10,7%)
7. Сколько сигарет можно выкурить в день и это не будет опасным для здоровья? А) 0- 54чел.(83,1%) Б) 1-2-6чел.(9,2%) В)3-5- 5чел.(7,7%)
8. Достаточно ли вы получаете информации в школе о вреде курения?
А) Да- 49чел.(75,4%) Б) Нет-16чел.(24,6%)
Таким образом, в ходе исследования я пришла к следующим выводам:
1. Большинство ребят понимает , что курение вредит в целом человеку и обществу (54 чел. , что составило 53,1%);
2. Большинство ребят пробовало курить-42 чел., что составило 64,6%, но осталось верным этой вредной привычке 18, что составляет 27,7%.
3. У большинства ребят оказывают негативное влияние курящие родители- 44 чел., что составляет 67,7%;
4. Большинство ребят считает, что причиной курения является желание быть крутым и модным-43 чел., что составляет 62,2%.
5. К сожалению, ни 1 из 66 опрошенных не посчитал , что выкуривание в день 1-2 сигарет является также опасным для здоровья;
6. Большинство ребят считает, что в 10-14 летнем возрасте подростки начинают приобщаться к табаку-42 чел., что составило 64,6%;
7 .Большинство ребят получает информацию в школе о вреде курения-49 чел., что составило 75,4%.
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили , что проблема табакокурения среди учащихся нашей школы существует и вызывает большие опасения.
Глава 2. ПРОБЛЕМА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
Алкоголизм делает больше опустошения,
чем три исторических бича, вместе взятые:
голод, чума, и войны.
У. Гладстон
Алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности.
(Краткий словарь по социологии. с. 9)
2.1. История распространения алкоголя в мире и России.
Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов - Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались. В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: " Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина". Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются "царевы кабаки", приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ "продавать водку по одной чарке человеку". Запрещалось выдавать вино "питухам" (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять", чем фактически поддерживалось пьянство. С 1894 года продажа водки стала царской монополией.
Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде "ударных доз": большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый "северный" тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если в 1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 - 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск рекордный. Официально мы приблизились к мировым "питейным стандартам". А неофициально? Госкомстат СССР в то время проводил секретные исследования на предмет самогоноварения. Самогон, оказывается, давал прибавку еще в размере 5 с лишним литров. Итого 13,2 литра на каждого.
Четырнадцатого июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству, которая потрясла все основы общества. Бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних, а тех еще полновесных рублей, в два раза возросло потребление самогона. Тем не менее, именно к 1987 году возросла средняя продолжительность жизни. Это произошло без уменьшения смертности от отравлений и несчастных случаев. В результате, как бы мы не ругали кампанию, она сберегла жизнь приблизительно 700 тысячам россиян, да и заболеваемость снизилась.
Сегодня проблема алкоголизма является одной из самых актуальных социальных поблеем в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем. Проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации. В современной России злоупотребление алкоголем - главная причина того, что продолжительность жизни среди мужчин ниже, чем в десятках более бедных стран, таких как Йемен, Бангладеш, Мавритания, Гондурас, Таджикистан и Сенегал. Ежегодно пьянство приводит к преждевременной смерти около полумиллиона россиян (примерно 700 тысяч).
Среди находящихся на свободе мужчин смертность примерно в 3 раза выше, чем среди находящихся в местах лишения свободы. И в этом тоже виновата «эпидемия алкоголизма. Суммарные экономические потери от алкоголизации населения оцениваются в 10% ВВП. А кроме этого: распад семей, криминализация общества, дорожно-транспортные происшествия и многие другие проблемы.
2.2. Алкоголизм как социальная угроза. Причины алкоголизма среди современной молодежи.
Употребление алкоголя молодежью - массовое явление, связанное с такими социальными категориями, как традиции и обычаи, с одной стороны, общественное мнение и мода, с другой. Также потребление алкоголя связано с психологической особенностью личности, отношению к алкоголю как к «лекарству», согревающему напитку и т.п.
К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение, снизить психическую напряженность, заглушить чувство усталости, моральной неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми заботами и переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других, особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения, показателем «мужества», «взрослости».
Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием.
Нужно отметить, что алкоголизм является одной из разновидностей наркомании. В основе его развития лежит психическая и физическая зависимость от алкоголя. Алкоголизм может развиться как под воздействием внешних, так и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся особенности воспитания и проживания молодого человека, традиции региона, стрессовые ситуации. Внутренние факторы представлены генетической предрасположенностью молодого человека к развитию алкоголизма. На данный момент существование такой предрасположенности не составляет сомнения. У членов семьи больных алкоголизмом риск развития этой патологии примерно в 7 раз выше, чем у людей, в чьих семьях не было алкоголиков.
Первое знакомство молодежи с алкоголем в последнее время относится к подростковому возрасту, и всё чаще подростки оценивают его как «новый стиль жизни», отсюда и «культивирование» состояния опьянения.
При регулярном употреблении алкоголя (до 2–3 раз в месяц) устойчивость подростка к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании сверстников как признак особой «силы и крепости», отличающий лидера. Стиль жизни, принятый в «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается как естественный и нормальный. Нормой поведения считается употребление спиртных напитков в выходные дни, при встрече с друзьями, во время проведения мероприятий и т.д.
Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется спектр поводов и мотивов пьянства: «пью для повышения настроения», чтобы «развеселиться», «приятно пить» и т.д. Употребление алкоголя становится практически основным смыслом жизни. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности» и т.д.
Для несовершеннолетних пьющих характерны наигранность, бесцеремонность, развязность, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью. Они затрудняются прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка.
В целом алкоголизм не привычка, а болезнь. Привычка контролируется сознанием, от нее можно избавиться. Пристрастие к алкоголю преодолеть сложнее из-за отравления организма. Около 10 процентов молодых людей, употребляющих алкоголь, становятся алкоголиками. Алкоголизм развивается по такой схеме:
Начальная фаза: опьянение с выпадением памяти, «затмение». Молодой человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к спиртному.
Критическая фаза: утрата контроля над собой после первого же глотка алкоголя. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У молодого человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинается запой, его друзьями становятся случайные собутыльники, он вынужден бросить учёбу или уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному.
Хроническая фаза: ежедневное похмелье, распад личности, помутнение памяти, сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.
У молодого человека с алкогольной зависимостью ослаблена воля - и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.
Нередко во время праздничных застолий можно наблюдать, как молодые люди после выпитых спиртных напитков ведут себя развязано, их движения становятся более неуклюжими. Сразу заметно воздействие на них алкоголя. И если спросить его участников как часто они выпивают, большинство ответит, что нерегулярно.
Однако даже после однократного приема алкоголя у людей ночь проходит беспокойно, а на утро они встают разбитыми, с опухшим лицом и больной головой. У работников умственного труда после приема алкоголя основательно ухудшаются мыслительные процессы, падает быстрота и точность вычислений.
Итак, даже после нерегулярного, случайного употребления алкоголя наступают серьезные неполадки в организме, свидетельствующие о тяжелом его отравлении. Если же употребление алкоголя принимает систематический характер, человек пьет по любому случаю, выискивая любой повод, чтобы напиться, то это уже называется бытовым пьянством. Для пьяницы не имеет значение смысл праздничного события, ему безразлично одобряют ли его поведение другие.
В этой стадии приобщения к спиртному в значительной мере изменяется отношение пьющего к окружающим, к общепринятым и допустимым нормам поведения. Для пьяницы самыми близкими людьми становятся собутыльники, пусть даже они впервые оказались за одним столом. Время, место и обстановка, в которой люди пьют, теряют значение.
Таким образом, разница между эпизодическим приемом спиртного и пьянством заключается не только в количестве выпитого за один раз, но и в психологической установке пьющего.
В первом случае человек отмечает какое-либо торжественное или значительное событие, а во втором - пьет только чтобы привести себя в состояние опьянения. Если вовремя удержать человека от пьянства, это предупреждает его падение и развитие алкоголизма.
В настоящий момент многие специалисты рассматривают в качестве одной из самых важных проблем современного российского общества пивной алкоголизм среди молодёжи. Наркологи отмечают, что, борясь с наркотиками, государство совсем забыло об алкоголизме. От алкогольной зависимости, прежде всего, это касается пива, страдает всё больше и больше молодых людей.
Наркологам приходится прикладывать немалые усилия, чтобы оградить молодёжь от разрушительного влияния алкоголя. Однако получается это у них плохо, что можно объяснить их ограниченными возможностями и отсутствием поддержки со стороны государства.
Молодёжный алкоголизм - явление не менее страшное, чем наркомания. Несмотря на это, государство не прикладывает никаких усилий, чтобы бороться с данной проблемой. Как следствие, в выигрыше остаются только компании, которые занимаются изготовлением пива, потому что именно оно пользуется наибольшей популярностью среди современной молодёжи.
Между тем, фармакологическое воздействие пива на организм таково, что оно действительно в немалой степени способствует появлению чувства расслабленности и покоя. Благодаря этим особенностям в 1920-е годы пиво даже рекомендовалось как эффективное седативное средство. Следовательно, выпивая пиво, молодой человек или девушка приучает себя не только к алкоголю, но и к седативному средству.
По прошествии некоторого времени пиво становится необходимой составляющей отдыха и покоя. В итоге возрастают дозы потребляемого пива, а затем появляются алкогольные эксцессы. Впоследствии у пивного алкоголика начинают возникать и провалы в памяти, выражаемые в переносе первой за день выпитой бутылки пива на более позднее время.
Таким образом, пиво рано или поздно становится неотъемлемой частью жизни и вовлекается во все жизненно важные процессы молодого организма. Когда же организм полностью поражён пивом, у молодого человека или девушки формируется алкоголизм. Если учесть, что пивных алкоголиков среди молодёжи с каждым годом становится всё больше, нетрудно догадаться, какое будущее нас ожидает.
Большое значение имеет то, что потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде или пище, и потому сам по себе алкоголь не имеет побудительной силы для человека. Однако, эта потребность, как и некоторые другие «потребности» человека (например, курение), появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением. Разумеется, что эти привычки не присущи всем в одинаковой степени.
Социальная значимость алкоголизма определяется материальным ущербом, который он наносят обществу, а также медико-биологическими последствиями для здоровья нынешних и последующих поколений.
Таким образом, сегодня ни для кого не секрет, что в нашей стране широко распространено употребление алкоголя в молодежной среде. Согласно статистическим данным, употребляют спиртные напитки 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь приобщается к вредоносному зелью, составляет 10-12 лет. Часто это происходит под присмотром родителей на семейных праздниках, где алкогольные напитки наливают сами родители. В настоящее время одной из самых важных проблем современного российского общества стал пивной алкоголизм среди молодёжи. От алкогольной зависимости, прежде всего, это касается пива, страдает всё больше и больше молодых людей. Многих из нас уже не удивляет, когда непринужденно беседующие парень с девушкой, отхлебывают пиво из пластиковых стаканчиков. Нередка картина, когда молодые мамаши и папаши пьют пиво на лавочках или в летних палатках, поставив рядом коляски с детьми. Или когда студенты после учебы расслабляются недалеко от института с парой-тройкой бутылочек пива. Зимой все подъезды, а летом — скамейки нашего города заполонены молодежью с бутылками пива (или чего покрепче) в руках. Все это уже мало кому режет глаза, настолько, к сожалению, все это стало привычным и обыденным.
Пиво в общественном мнении — почти не алкоголь. Пивная алкоголизация создает ложное впечатление благополучия. Потребность выпить пива не вызывает такую тревогу у человека, как потребность в водке. Пивной алкоголизм развивается более вкрадчиво, коварно, чем водочный. Но уж когда развивается, то это очень тяжелая зависимость. Безвредность пива — миф
По некоторым данным, в России в среднем молодые люди выпивают еженедельно три литра пива, при пересчете на водку — это грамм 300. Если каждый день пить хотя бы полстакана водки, что можно ожидать от этого человека в будущем? Пиво по вредности можно сравнить разве что с самогоном. В него входят сивушные масла, альдегиды, метанолы, эфиры. А многие уверены в том, что это природный безвредный напиток. Когда идет реклама о живительном напитке пиве, утоляющим жажду и бодрящем, конечно, ничего не говорится о каких-то побочных действиях. К примеру, горькие вещества и хмель усиливают аппетит, становясь причиной "пивного" живота и избыточного веса. Горечи относятся к категории психоактивных веществ. В малых дозах они обладают снотворным седативным действием, а в больших — оказывают галлюциногенное воздействие. Есть даже кадоверин, относящийся к трупным ядам, и тирамин и путресцин, которые вместе и вызывают похмельный синдром и головную боль. Есть прямая связь между употреблением пива и повышением артериального давления.
В пиво входит кобальт, "стабилизатор пивной пены", обладающий повреждающим действием на сердечную мышцу, на передачу импульсов. Еще в пиве есть сивушные масла, альдегиды, есть канцероген Nнитрозодиметиламин — вещество, вызывающее рак. Этот специфический ракообразователь, действует часто на молочную железу. То есть стакан пива, выпитый раз в неделю увеличивает риск развития рака молочной железы в 40 раз!
В своем развитии алкоголизм проходит три стадии: начальную, критическую и хроническую – от временного опьянения до ежедневного похмелья и распада личности.
Подростковый алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет, именно в этот период у многих подростков развивается первая стадия заболевания.
2.3. Результаты эмпирического исследования
Целью данного исследования является изучение мнения молодежи относительно употребления спиртных напитков, в том числе пива.
Исследование было проведено среди учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ № 37 г. Улан-Удэ. Всего в ходе исследования было опрошено 66 респондентов.
Анализ результатов анонимного опроса дал следующие результаты:
1. Пробовали ли Вы алкоголь, в том числе пиво?
А) Да-51чел.(78,5%) Б) Нет-14чел.(21,5%)
2. Употребляете ли Вы алкоголь, в том числе
А) Да-14чел.(21,5%) Б) Нет-35чел.(53,8%) В) Иногда-16чел.(24,7%)
3. Как Вы считаете, во сколько лет начинают употреблять алкоголь, в том числе пиво ,
современные подростки?
А) 7-10 – 9чел.(13,8%) Б) 10-14 – 36чел.(55,4%) В) 15-17-20чел.(30,8%)
4. Употребляют ли алкоголь, в том числе пиво, ваши родители (мать или отец)?
А) Да-13чел.(20%) Б) Нет -13чел.(20%) В) Иногда-39чел.(60%)
5. Вредит ли употребление алкоголя, в том числе пива, человеку и обществу в целом? А) Да-55чел.(84,6%) Б) Нет- 8чел.(12,3%) В) Не знаю-2чел.(3,1%)
6. Почему употребляют алкоголь, в том числе пиво подростки?
А) Чтобы забыть о проблемах и расслабится-27чел.(41,5%)
Б) Чтобы выглядеть крутым и модны-24чел.(36,9%)
В) Другое-22чел.(21,6%)
7. Достаточно ли вы получаете информации в школе о вреде употребления алкоголя, в том числе пива?
А) Да -45чел.(69,2%) Б) Нет-29чел.(30,8%)
Таким образом, в ходе исследования я пришла к следующим выводам:
1. Большинство ребят понимает , что алкоголизм вредит в целом человеку и обществу (55 чел. , что составило 84,6%);
2. Большинство ребят пробовало употреблять алкоголь, в т.ч. и пиво-51 чел., что составило 78,5%, но осталось верным этой вредной привычке 14, что составляет 21,5%.
3. У некоторых ребят оказывают негативное влияние постоянно употребляющие алкоголь родители- 13 чел., что составляет 20%;
4. Большинство ребят считает, что причиной употребления алкоголя является желание забыть проблемы и расслабиться-27 чел., что составляет 41,5%.
5. Большинство ребят считает, что в 10-14 летнем возрасте подростки начинают приобщаться к алкоголю-36 чел., что составило 55,4%;
6.Большинство ребят получает информацию в школе о вреде алкоголя-45 чел., что составило 69,2%.
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили , что проблема употребления алкоголя, в том числе и пива в нашей школе среди учащихся 10-11 классов существует и вызывает большую тревогу.
Глава 3. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ
Наркотик – сильнодействующее вещество, преимущественно растительного происхождения, вызывающее возбудительное состояние и парализующее центральную нервную систему. Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – безумие, восторженность)в медицине-болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма; в социологии – вид отклоняющегося поведения.
Толерантность (переносимость) к наркотику увеличивается по мере того, как организм привыкает к нему. С увеличением толерантности возрастает количество наркотика, необходимое для оказания на организм прежнего эффекта.
Зависимость – это термин, используемый для описания состояния, при котором организм привыкает функционировать под воздействием наркотика. Когда прием наркотика прекращается, наркоман испытывает крайний дискомфорт, именуемый синдромом отмены.
3.1. История знакомства человечества с наркотиками
Человечество познакомилось с наркотиками, как считают археологи, около 40 тысяч лет назад. В древних цивилизациях — Месопотамии, Египта, Древней Греции, Индии, Китая, майя и ацтеков — уже знали о том, что некоторые растения способны усыплять или опьянять, а грибы вызывать галлюцинации. Эти странные грибы и растения становились для древних народов воплощением таинственных сил — даром богов или порождением дьявола. Использовали их в основном в магических и религиозных обрядах, иногда для лечения, установив строгие ограничения на их употребление. «Приобщались» к таинству только избранные — жрецы, шаманы.
В Европу органические наркотики привезли с Ближнего Востока крестоносцы в XIII веке, но долгое время главной сферой их применения оставалась медицина. Поворотным стал XIX век, когда психостимуляторы благодаря развитию торговли распространились по всему миру и начали использоваться в немедицинских целях. Другим самоубийственным шагом человечества стало создание сначала сильных экстрактов на основе растительных наркотиков (морфий из опиума, кокаин из листьев коки), а затем и синтез искусственных наркотических веществ.
В XX веке наркотики начали настоящий «крестовый поход» против человечества. К этому времени во многих странах Центральной и Юго-Восточной Азии производство наркотиков — в том числе синтетических — стало массовым. Сбытом и распространением наркотиков занялась мафия. Напуганные масштабами «наркотической эпидемии», правительства европейских стран пытались создать даже специальную «опиумную комиссию» уже в 1909 году. В нее вошли представители 13 государств, в том числе России. Серьезная вспышка наркомании в нашей стране случилась после I мировой войны. Практика применения наркотиков в армии была в то время обычной для многих стран. В полевых госпиталях раненые массово получали морфий и кокаин. В Англии даже существовал особый медицинский набор с названием «Полезный подарок для друга, едущего на фронт» со шприцем и ампулами с морфием и кокаином. Но больше всего наркомания распространилась в среде поэтов, писателей, людей искусства. Кокаин царил в литературных клубах и кафе, на собраниях художников и артистов, ежегодно унося жизни и разрушая судьбы.
Вторая половина XX века принесла человечеству новые синтетические яды. Наркотики к 1970–1980-м годам превратились в постоянный элемент массовой культуры на Западе, но и Россию смертельное шествие наркомании не обошло. Вот только в советское время об этом мало кому было известно. Безусловно, развитие наркомании связано с распадом СССР, открытием границ, разрушением авторитарного строя, что вызвало появление многих свобод, среди которых, к сожалению, и наркотики. Наркотики входят в моду... Наркотики теперь можно купить везде: на рынках, в метро, дискотеках, школах, ВУЗах.
В начале 1990-х годов Россию постигла настоящая эпидемия наркомании — с 1985 по 1995 год число только зарегистрированных наркоманов выросло в 5 раз. Ситуация ухудшается тем, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, переходят от «легких» наркотиков к «тяжелым». В 1997 году на лечении в Московском НИИ наркологии число наркоманов, принимавших героин, составляло 30%, а уже через год их стало 75%! Сейчас в России на учете официально состоит 493 тысячи наркоманов. На самом деле их в как минимум в 10 раз больше — а это едва ли не каждый 20-й житель страны. Число наркоманов растет в геометрической прогрессии: каждый наркоман в год затягивает в наркотический омут еще 10–15 человек! Таким образом, наркотические вещества, с давних времен использовавшиеся как обезболивающие препараты, на сегодняшний день стали реальной угрозой для существования человечества. Ужасающие темпы распространения наркомании во многих странах сравнивают с эпидемией.
Наркотическая ситуация в современной России в последние годы значительно ухудшилась. Распространение наркомании происходит угрожающими темпами и имеет тенденцию к обострению. Возросло потребление наркотических средств и психоактивных веществ, неуклонно растет объем незаконного оборота наркотиков и количество преступлений, совершаемых на почве наркотиков и наркомании. Наркомания стремительно молодеет, все большее число несовершеннолетних приобретают "опыт" потребления наркотических и психотропных препаратов, возрастает число женщин – потребителей наркотиков, новым опасным явлением стало появление "семейной наркомании", вовлечение в наркоманию малолетних детей собственными родителями, резко возросла заболеваемость ВИЧ-инфекцией, увеличилась смертность от употребления наркотиков, особенно среди детей.
3.2. Причины развития наркомании
Необходимо отметить, что одному человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно немного - любимая песня, книга или просто солнечная погода. Другого ничего не радует: вроде бы все в порядке, но жизнь не приносит удовольствия и подчас просто невыносима. Он часто хандрит, изводит близких по пустякам и предается пустым мечтаниям. И, что самое интересное, даже если он сказочно разбогатеет, встретит великую любовь или переедет жить в солнечную страну на берегу моря, ему вряд ли станет лучше. Оказывается, это не причуды дурного характера, а особенности генетического кода. Так считает известный ученый и врач, президент Американского Общества генетики человека Дэвид Камингс [10]. Его исследования на примере десятков тысяч людей показали: имея от природы определенные сочетания генов, человеку трудно чувствовать себя комфортно. Специалисты называют это - синдром дефицита удовлетворенности. В основе синдрома лежит нарушение обмена нейромедиатора дофамина в мозге, в структурах, входящих в так называемую «систему удовлетворения».
По мнению ведущих зарубежных исследователей, именно синдром дефицита удовлетворенности является основной причиной роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.
Схожее мнение высказывают и отечественные наркологи: «Проведенные молекулярно-биологические и генетические исследования показали, что индивидуальная предрасположенность к алкоголизму и наркоманиям генетически детерминирована, проявляясь особенностями функций «системы удовлетворения» мозга».
Некоторые дети с самого раннего возраста очень непоседливы (гиперактивны). Другие – напротив: постоянно замкнуты, с трудом осваивают школьную программу, быстро устают, иногда им попросту неинтересно учиться, трудно заставить себя делать то, что от них требуют взрослые. Дело здесь не только в воспитании! Оказывается, все эти особенности поведения могут быть проявлением синдрома недостатка удовлетворенности. Те, кто страдают дефицитом удовлетворенности, с самых ранних лет неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения. Нередко это - вызывающее поведение, с целью привлечь к себе внимание. Многие так называемые «трудные дети» относятся к этой группе. Вместе с тем, одним из наиболее значимых и одновременно вредоносных способов компенсации неудовлетворенности является поедание сладостей. У детей до 20-ти летнего возраста поедание сладкого вызывает гораздо более яркие, чем у взрослого, сначала ощущения «сладкой неги» (приятные нежные переживания), а затем состояния душевного дискомфорта, иногда даже подавленности и тоски. Обычно депрессивные состояния, возникающие вследствие приема сладкого, никогда не связывают с рационом питания. Это особенность перепадов настроения обусловлена тем, что усвоение сладкого организмом, как человека, так и млекопитающих сопровождается резким увеличением концентрации метэнкефалина (вещества отвечающего за состояние душевного комфорта), а затем резким его падением ниже среднего уровня.
Таким образом, компенсируя неудовлетворенность сладкой едой и достигая временные состояния комфорта, люди расплачиваются еще более сильным дискомфортом, от которого пытаются избавиться или очередным приемом сладкой пищи или другими способами. Ребенок с наличием дефицита удовлетворенности, которому приходится жить на низких уровнях комфорта (в душевной тоске), видит окружающий мир совсем не так, как его более счастливые и стабильные родители. Когда у человека хорошо на душе, даже рутинная работа бывает в радость, если ему плохо - только особо приятные виды поведения способны доставить ему удовольствие. Все остальное вызывает неприятие, причиняет душевную боль и становится отвратительным. «Счастливые» родители воспитывают «несчастных» детей, навязывают правильную (на их взгляд) манеру поведения и образ мыслей. Однако, «несчастным» детям это не в «кайф» и поэтому отвратительно. Более того, дети не могут высказаться и объяснить свое душевное состояние взрослым. Примерно так же, как говорят в пословице: «Сытый голодного не разумеет». Поэтому современные дети примерно за полчаса до прихода родителей с работы стараются убежать из квартиры во двор. Там они встречают себе подобных, с которыми им легко удается найти общий язык. В уличной компании дети ищут выход из мучительного душевного состояния. Обратим внимание на различия в методах выбора поведения людей стабильно счастливых и людей, которые все время пытаются хоть ненадолго избавиться от душевного дискомфорта. Если для стабильных и счастливых людей основной ценностью в выборе являются моральные принципы, то для групп несчастливых наиболее ценным является крутизна взлета вверх по шкале удовлетворенности. Недаром молодежь ввела в свой словарь слово «круто», чем «круче», тем и ценнее данное поведение или вещество, модифицирующие душевное состояние. Наркотик - это самое крутое, а значит и самое ценное вещество, способное с лихвой покрыть расстояние между нехваткой метэнкефалина к его избытку. Не случайно, что при первом употреблении наркотика говорят: это то, что я искал всю жизнь. Тогда уже молодежь не обращает внимание на то, что «Минздрав предупреждает…». Ради принятия во внутренний круг дворового сообщества «удачливый» новичок вынужден принять идеалы старших товарищей. Они уже нашли свое «лекарство» от душевной боли и живут по своим принципам, считая «крутостью» употребление наркотиков, как и употребление алкоголя, курение, хулиганство или совершение правонарушений. Делая это - ты становишься своим. Так формируется молодежная субкультура. Эти люди слушают свою музыку, смотрят свое кино, ходят в свои клубы, читают книги, вызывающие у других, в лучшем случае, непонимание.
Так, бессознательно, в поисках лекарства от душевного дискомфорта, молодежь приходит к употреблению «уличных лекарств», то есть наркотиков. Именно у них в большинстве случаев развивается химическая зависимость, наркомания - тяжелое хроническое заболевание, с разрушительным патологическим влечением к наркотическому веществу.
Необходимо отметить, что кроме синдрома дефицита удовлетворенности, есть и другие предрасполагающие факторы возникновения наркотической зависимости, например, неблагоприятная обстановка в семье и школе. Такими фактором может быть также наличие психологических и физических травм, сильных стрессов.
Как и в других видах болезненных пристрастий, причины, побуждающие подростков употреблять наркотики, различны в каждом конкретном случае. Однако наиболее распространенными, по нашему мнению, являются любопытство, скука и зависимость от группы сверстников. Не умение сказать «нет», не хватает воли и сил.
Сама процедура принятия наркотиков, в особенности летучих растворителей, происходит в группе, что предоставляет подростку суррогатную возможность заняться неким подобием социальной деятельности. Таким образом, подростки удовлетворяют присущую возрасту потребность в общественной деятельности. Причиной, приводящей к нюханию тех же растворителей или клея, может быть стремление присоединиться к группе сверстников или страх выпасть из нее. Нередко такой причиной является бравада перед сверстниками. Но это с одной оговоркой, если человеку всё же есть чем заняться, у него есть цель. Вряд ли он выйдет на улицу и пристраститься к наркотикам. В одном случае сработает разум, в другом не позволит воспитание.
Мы считаем, что не только синдром дефицита удовлетворенности, но и отсутствие у большинства подростков прочной жизненной позиции, нежелание выделяться из «толпы», а также любопытство и желание найти свое место в обществе провоцируют прием наркотиков. Без сомнения, чем насыщеннее и интереснее будет жизнь у молодого человека, чем больше ценностей он осознает, тем меньше шансов будет у наркодилера.
3.3. Результаты эмпирического исследования
Целью данного исследования является изучение мнения молодежи относительно употребления спиртных напитков, в том числе пива.
Исследование было проведено среди учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ № 37 г. Улан-Удэ. Всего в ходе исследования было опрошено 66 респондентов.
Анализ результатов анонимного опроса дал следующие результаты:
1. Пробовали ли Вы наркотики?
А) Да-19чел.(29,2%) Б) Нет-46чел.(70,8%)
2. Употребляете ли Вы наркотики ?
А) Да-2чел.(3,1%) Б) Нет-63чел.(96,9%) В) Иногда
3. Как Вы считаете, во сколько лет начинают употреблять наркотики современные подростки?
А) 7-10-4чел.(6,2%) Б) 10-14-8чел.(12,3%) В) 15-17-53чел.(81,5%)
4. Употребляют ли наркотики ваши родители (мать или отец)?
А) Да-2чел.(3,1%) Б) Нет-63чел.(96,9%)
5. Вредит ли наркомания человеку и обществу в целом?
А) Да-62чел.(95,4%) Б) Нет-1чел.(1,6%) В) Не знаю-2чел.(3%)
6. Почему употребляют наркотики подростки?
А) Чтобы забыть о проблемах и расслабится.21чел.(32,3%)
Б) Чтобы выглядеть крутым и модным.20чел.(30,8%)
В) Другое-24чел.(36,9%)
7. Достаточно ли вы получаете информации в школе о вреде наркотиков?
А) Да-47чел.(72,3%) Б) Нет-24чел.(27,7%)
Таким образом, в ходе исследования я пришла к следующим выводам:
1. Большинство ребят понимает , что наркомания вредит в целом человеку и обществу (62 чел. , что составило 95,4%);
2. Большинство ребят НЕ пробовало употреблять наркотики-46 чел., что составило 70,8%.
3. Большинство ребят НЕ употребляет наркотики-63 чел., что составило 96,9%.
4. У большинства ребят родители НЕ употребляют наркотики-63чел., что составило 96,9%
5. Большинство ребят считает, что причиной употребления наркотиков является любопытство, скука и зависимость от группы сверстников-24чел.(36,9%);
6. Большинство ребят считает, что в 15-17 летнем возрасте подростки начинают приобщаться к наркотикам-53 чел., что составило 81,5%;
7.Большинство ребят получает информацию в школе о вреде наркотиков-47 чел., что составило 72,3%.
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили , что проблема употребления наркотиков в нашей школе среди учащихся 10-11 классов хоть и незначительная, но в перспективе вызывающая тревогу и озабоченность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема распространения табакокурения, алкоголизма, наркомании возникла уже давно, но в наши дни достигла апогея.
2. Молодёжь - социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
3. В поведении молодёжи имеет место парадоксальное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
4. Одной из самых острых проблем современной молодежи является приверженность к табакокурению, злоупотреблению спиртными напитками и увлечение наркотиками. Особенно тревожит тот факт, что средний возраст приверженцев этих проблем постоянно снижается. Алкоголь усугубляет положение молодежи и становится катализатором для распространения таких явлений в молодежной среде, как наркомания, проституция, преступность и др. Отсутствие у большинства подростков прочной жизненной позиции, увлекательных, интересных дел ,нежелание выделяться из «толпы», а также любопытство и желание найти свое место в обществе провоцируют прием табака, алкоголя, наркотиков. Без сомнения, чем насыщеннее и интереснее будет жизнь у молодого человека, чем больше ценностей он осознает, тем меньше шансов будет у наркодилеров и торговцев табаком и алкоголем.
5. Алкоголизм и наркомания – тяжелые хронические болезни, в большинстве случаев трудноизлечимые. Они развиваются на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и наркотиков, характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному и наркотикам, изменением степени его переносимости, деградацией личности. Употребление табака, алкоголя, наркотиков в конечном итоге калечит и убивает население, особенно пугают перспективы вовлечения молодежи – будущего страны.
6. Важное значение приобретает профилактическая работа государственных органов различных направлений со всеми слоями населения, особенно с молодежью, прежде всего со стороны школы.
7. Многие считают , что преодоление привычки к алкоголю и курению было их в жизни первым и наиболее сильным испытанием воли. Самое трудное - суметь преодолеть искушение наедине с самим собой, когда голова заполнена предательскими мыслями, а желание выпить, закурить , понюхать или уколоться кажется всепоглощающим. Вот тут-то человек и познает себя, испытывает и закаляет свою волю, вырабатывает самодисциплину, совершенствует самоорганизацию. Выдержал, сдержал однажды данное самому себе слово - значит научился владеть собой.
Так все-таки, что же это за продукты такие: табак и алкоголь, так необходимые нашему народу, что ими круглые сутки торгуют на улице и рекламируют по телевидению? Никакие это не продукты, а самые опасные на земле наркотики, которые пущены в широкую продажу и которые приносят столько горя и слез нашему народу.
Самое страшное, что может сделать и уже делает алкоголь – это уничтожить и смести с лица земли целые народы. Как только индейским вождям, индейской верхушке ввели в традицию употреблять алкоголь – прошло 40 лет и от индейцев ничего не осталось. Гитлер в 1942 году сформулировал основы оккупационной политики на завоеванной восточной территории. В своей краткой директиве он написал всего три предложения: "Необходимо свести славян до языка жестов. Никакой гигиены, никаких прививок. Только водка и табак". Но Гитлер был враг и знал, чего хотел. Он знал, что водка и табак выведут ненавистных ему славян через одно поколение, без всяких крематориев и газовых камер.
То, что алкоголь и табак являются оружием массового уничтожения, знают все претенденты на "мировое господство". Все знают, что это мощнейшее и наиглавнейшее оружие геноцида. Что касается завета Гитлера: водка и табак для славян, – он, оказывается, успешно претворяется в нашей стране и сегодня! Духовное, физическое и экономическое возрождение – все это возможно только на фундаменте отрезвления. Если не отрезвимся, мы ничего не сделаем, даже не сообразим и не поймем, что с нами произошло, как индейцы. Необходима жесткая государственная программа . Если кратко сформулировать требования властям всех уровней это будет:
–Запретить любую рекламу и пропаганду алкоголя, табака;
– Признать пиво опаснейшим товаром, которое прокладывает путь в алкоголизацию детям,подросткам,женщинам;
––Восстановить ограничение на торговлю этими товарами;
---Ввести государственную монополию на производство и продажу табачных и алкогольныхизделий;
–– Ввести смертную казнь для дельцов наркомафии и наркобизнеса;
---Восстановить сухой закон, в условиях которого наша страна прекрасно жила с 1914 по 1925 год.
Решить алкогольно-наркотическую проблему можно и нужно! Нужна лишь политическая воля руководства нашей страны. И чем быстрее эта проблема будет решена, тем больше шансов у нашего народа выжить, а у нашего государства сохранить свою независимость и величие!
Список использованных ресурсов
1. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. Пер. с болг., М.:
Просвещение, 1989.
2. Деларю В.В. Губительная сигарета. - М.: Медицина, 1987.
3. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. -
М.: Профиздат, 1990.
4. З.Коробкина. Особенности пивного алкоголизма.
5. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.:
Просвещение, 1986.
6. hhtt:// med-service.ru
Рецензия на работу
ученицы 11 «б» класса МБОУ СОШ № 37 г. Улан-Удэ Ширеторовой Эржены
Тема представленной работы «Проблемы социализации современной молодежи: курение, алкоголизм, наркомания».
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных ресурсов, содержит 28 страниц и 1 приложение – презентацию. Содержание соответствует теме. Тема раскрыта полностью. Автор провела исследование по одним из актуальных проблем на сегодняшний день – табакокурение, ранний алкоголизм, наркомания. Почти все учащиеся знают о их, о последствиях, однако число курильщиков, алкоголиков и наркоманов не уменьшается! В работе четко прописаны актуальность темы, объект исследования, методы исследования, предмет исследования, цель и задачи.
В основной части представлены: история табакокурения, обозначены состав табака, последствия курения; особенности действия никотина на организм; история алкоголя, обозначены его состав , последствия ; особенности действия на организм; история наркомании, обозначены состав наркотиков, особенности действия на организм.
В данной работе была проведена эмпирическая форма исследования, в виде анкетного опроса, результаты которого представлены в работе.
Практическая значимость работы заключается в ряде дальнейших мероприятий, направленных на борьбу с этими социальными проблемами:
1. Ознакомление учащихся с работой и данными исследования на классных часах;
2. Последующая разъяснительная работа о вреде курения, алкоголя и наркотиков предполагает: показ социальных видеороликов, выступлений агитбригады школы, выпуск стенгазет и др.
Рецензент:
учитель обществознания
МБОУ «СОШ № 37»
Булутова Н.Н.
Слайд 1
«Проблемы социализации современной молодежи: курение, алкоголизм, наркомания»Слайд 2
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом. Л.Н.Толстой
Слайд 3
«Каждая выкуренная сигарета – это вбитый железный гвоздь в крышку своего гроба» Народная пословица
Слайд 4
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин углекислый газ окись углерода синильная кислота аммиак смолистые вещества органические кислоты и другие
Слайд 5
Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией в 12 раз - инфарктом миокарда в 10 раз - язвой желудка курильщики составляют 96 - 100% всех больных раком легких каждый седьмой долгое время курящий болеет тяжким недугом кровеносных сосудов
Слайд 6
Узнав результаты научных исследований, люди ужаснулись! от 1 до 9 сигарет от 10 до 19 от 20 до 39 сигарет Если человек курит в день Он сокращает жизнь на 4,6 года на 5,5 года на 6,2 года
Слайд 7
Подсчитано У детей, матери которых курили во время беременности,имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. При обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении и письме.
Слайд 8
Вообще курение может спровоцировать развитие около 100 заболеваний
Слайд 9
Лёгкое курильщика
Слайд 10
По данным Всемирной организации здравоохранения, от болезней, вызванных курением, в мире ежегодно умирают около 5 миллионов человек.
Слайд 11
Ученик, если ты хочешь: сохранить свое здоровье состояться в жизни как личность выглядеть молодо и привлекательно всегда быть в хорошей спортивной форме родить и вырастить здоровых детей быть самостоятельным человеком не быть рабом вредной привычки
Слайд 12
Не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои возможности и поставь большую жирную точку. Ведь твой выбор – никогда не начинать!
Слайд 13
Минздрав России предупреждает: «Курение опасно для вашего здоровья!»
Слайд 22
Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны. У. Гладстон
Слайд 23
Пиво не является безвредным слабоалкогольным напитком! Производители пива, рекламируя свой товар, стремятся увеличить приток покупателей тем, что пиво не алкогольный, а слабоалкогольный, якобы безвредный и чуть ли не полезный "напиток! Реклама пива умалчивает о вреде пива!!!
Слайд 24
Пиво не является безвредным слабоалкогольным напитком! За последние годы содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14% (т.е. соответствует по спиртосодержанию винам), тогда как в бытность СССР крепость пива в зависимости от сорта колебалась в пределах 1,5-3,5%.
Слайд 25
Вредное воздействие пива на сердце Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива - больное сердце или, как назвал его немецкий врач профессор Болингер , баварское "пивное сердце". Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце и др.
Слайд 26
Вредное воздействие пива на сердце Признано, что эти изменения связаны с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Содержание в пиве этого токсического элемента в сердечной мышце у употребляющих пиво превышает допустимую норму в 10 раз. Кроме того, у употребляющих пиво кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке.
Слайд 27
Пиво вредно влияет на гормоны человека У женщин, употребляющих пиво, возрастает вероятность заболеть раком, а если это кормящая мать, то у ребенка возможны эпилептические судороги. Также у женщин становится грубее голос и появляются так называемые "пивные усы".
Слайд 28
Пиво - наркотик, вызывающий агрессию Потребление пива является первопричиной искалеченных судеб миллионов наших соотечественников. Наркологи утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Этим и объясняется завершение пивных вакханалий драками, убийствами, изнасилованиями и грабежами.
Слайд 29
Согласно современным исследованиям, пиво - это первый легальный наркотик, прокладывающий путь другим, более сильным нелегальным наркотическим средствам.
Слайд 37
Наркомания- это многолетнее наслаждение смертью
Слайд 38
Наркоманы
Слайд 39
Тебе это надо?
Слайд 40
Разве это не страшно ?
Слайд 41
Молодость за дозу!
Слайд 42
Это наверное больно!
Слайд 43
Живой скелет… Пока ещё живой!
Слайд 44
Так он и умер…
Слайд 45
Узники концлагеря? Нет. Дети подземелья.
Слайд 46
Пока ещё живые…
Слайд 54
Спасибо за внимание! Берегите себя!
Как нарисовать портрет?
Почта
Рисуем подснежники гуашью
Пейзаж
Прекрасное далёко