Проблема, актуальность темы: Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной, особенно в преддверии 70-летия Великой Победы. Ветеранов войны и трудового фронта становится все меньше и меньше, молодое поколение все меньше знает о войне, и поэтому, необходимо говорить, писать, показывать о ней и ее героях все больше, ведь это часть нашей истории, ее славное прошлое, которая воспитывает чувство патриотизма, уважения к истории страны, к ее героям, необходимо сделать все для того, чтобы сохранить историческую память. Эта тема также становится особенно актуальной в современных условиях роста международной напряженности, когда поднимают голову неофашисты в разных странах, например в соседней братской Украине, когда неправильно интерпретируется история Великой Отечественной войны.
Некоторые представители, в первую очередь современной молодежи, особенно западной части нашей России, представляют себе, что больший вклад в дело Победы внесли жители именно этой части нашей страны и я решил доказать своей исследовательской работой, что это далеко не так, что жители далекой от военных действий Бурятии, такие как Е.М. Стулев, внесли посильный вклад в дело Победы.
Цель моей работы: исследование роли Е.М. Стулева в Великой
Отечественной войне, его личного вклада в дело Великой Победы.
изучение его боевого пути, наград.
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 80 КБ |
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ СОШ № 37
НПК «Подвиг ваш бессмертен, память наша вечна!»
Он защищал Родину
Выполнил: Эрдыниев Юрий ,
ученик 10 «а» класса
МАОУ СОШ № 37
Руководитель:
Булутова Надежда Николаевна,
учитель истории МАОУ «СОШ № 37»
г. Улан-Удэ
2014
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
3. Глава I. Из истории полка «Нормандия-Неман»
4. Глава II. Боевой путь Е.М. Стулева
5. Заключение
6. Источники
Введение
Война еще изчезнуть не готова.
Те годы-миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Почти семьдесят
лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но,
несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне
продолжают вспоминать героев, которые отдавали свою жизнь за нашу
возможность жить и радоваться миру.
Однажды я просмотрел с родителями художественный фильм о знаменитой французской авиаэскадрилье «Нормандия-Неман», летчики которой воевали в годы Великой Отечественной войны в СССР против фашистов. После просмотра фильма родители рассказали, что в нашем поселке Аэропорт жил ветеран войны Е.М. Стулев, который в годы войны воевал вместе с французскими летчиками в составе эскадрильи. Я заинтересовался этим фактом и решил узнать побольше о Е.М. Стулеве, о его фронтовом пути. Так родилась тема моей исследовательской работы «Е.М. Стулев-житель поселка Аэропорт Республики Бурятия, защитник Родины, герой Великой Отечественной войны».
Проблема, актуальность темы: Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной, особенно в преддверии 70-летия Великой Победы. Ветеранов войны и трудового фронта становится все меньше и меньше, молодое поколение все меньше знает о войне, и поэтому, необходимо говорить, писать, показывать о ней и ее героях все больше, ведь это часть нашей истории, ее славное прошлое, которая воспитывает чувство патриотизма, уважения к истории страны, к ее героям, необходимо сделать все для того, чтобы сохранить историческую память. Эта тема также становится особенно актуальной в современных условиях роста международной напряженности, когда поднимают голову неофашисты в разных странах, например в соседней братской Украине, когда неправильно интерпретируется история Великой Отечественной войны.
Некоторые представители, в первую очередь современной молодежи, особенно западной части нашей России, представляют себе, что больший вклад в дело Победы внесли жители именно этой части нашей страны и я решил доказать своей исследовательской работой, что это далеко не так, что жители далекой от военных действий Бурятии, такие как Е.М. Стулев, внесли посильный вклад в дело Победы.
Цель моей работы: исследование роли Е.М. Стулева в Великой
Отечественной войне, его личного вклада в дело Великой Победы.
изучение его боевого пути, наград.
В своём исследовании я поставил задачи:
1. собрать сведения о герое Великой Отечественной войны Е.М. Стулеве;
2. познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами;
поработать с семейным архивом, в музее школы;
3. проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о Великой Отечественной войне;
4. по карте-схеме проследить военный путь Е М. Стулева;
5. рассказать о своей работе одноклассникам и всем заинтересованным
лицам.
Гипотеза исследования: мой земляк, житель поселка Аэропорт, в котором я живу, Е.М. Стулев был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внес посильный вклад в Великую Победу.
Объект исследования: Великая Отечественная война, ветеран Великой Отечественной войны Е.М. Стулев и его фронтовой путь.
Предмет исследования: Вклад Е.М. Стулева в победу над фашистской Германией.
Методы исследования: изучение семейного архива, беседа с родственниками Е.М. Стулева, сопоставление полученных фактов биографии Е.М. Стулева с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.
Практическая значимость темы: развитие творческих способностей, в частности, исследовательских, воспитание чувства патриотизма, уважения к истории страны, к ее героям.
Глава I
Из истории полка «Нормандия-Неман»
Изучив материалы Интернет-ресурсов, я узнал о том, что в конце 1941 года председателем Национального комитета Свободной Франции генералом Шарлем де Голлем в Лондоне было сделано важное заявление о том, что война СССР с Германией решает судьбу мира, и что он больше всего хотел бы, чтобы французы сражались против немцев вместе с советскими войсками. На предложение генерала Шарля де Голля в начале 1942 года направить в СССР группу французских летчиков и техников советское правительство дало согласие. На авиационной базе Раяк в Ливане началось формирование добровольческой истребительной группы № 3 Военно-воздушных сил Свободной Франции, названной именем наиболее пострадавшей от фашистской оккупации провинции Нормандия. Эмблемой группы был выбран герб Нормандии - два льва на красном фоне щита.12 ноября 1942 года личный состав «Нормандии» направился из Ливана через Сирию, Ирак в Персию в составе 15 летчиков, 39 техников и 4 штабных офицеров. 28 ноября личный состав вылетел из Тегерана на двух советских самолетах ЛИ-2 в тот же день, выполнив посадку в Баку, прибыл в Гурьев и затем в город Иваново, где до марта 1943 года проходили обучение и тренировку летчики и техники «Нормандии». В апреле 1943 г. «Нормандия» вошла в состав 303 Смоленской истребительной авиадивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Захаров Г.Н. Эскадрилья «Нормандия» была французским национальным формированием: летчики носили темно-синюю униформу французских ВВС и знаки различия, командование эскадрильи было французским, команды на земле и в воздухе отдавались на французском языке. Эскадрилья «Нормандия» особо отличилась в знаменитой Орловско-Курской битве летом 1943 года. Ее летчиками было выполнено более 120 боевых заданий, одержано 30 побед, в боях погибли 6 человек. В неравном бою 17 июля 1943 года пал командир эскадрильи майор Жан-Луи Тюлян, накануне - его заместитель капитан Альберт Литтольф. С апреля по июнь 1943 г. эскадрилья «Нормандия» базировалась на одном аэродроме с 18 гвардейским истребительным авиационным полком и была его 4-й эскадрильей. 5 июля 1943 года эскадрилья была переформирована в 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия» Сражающейся Франции. Командиром полка был назначен Пьер Пуяд - опытный командир, патриот и антифашист. Летчики полка «Нормандия» принимали активное участие в освобождении городов Спасс-Деменск, Ельня и Смоленск. Полк участвовал в военных действиях по освобождению Белоруссии и Литвы, Витебска, Орши, Борисова, Минска, Вильнюса, Каунаса, Алитуса и др. За активное участие в освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских захватчиков и в форсировании реки Неман (21 июня 1944года) приказом Верховного Главнокомандующего от 2 августа 1944 года полку было присвоено наименование «Неманский». Французским летчикам и советским техникам были вручены советские и французские правительственные награды. Летчикам Марселю Альберу и Ролану де ля Пуапу, а несколько позже Жаку Андре и Марселю Лефевру было присвоено звание Героя Советского Союза. В знак уважения к посланцам французского народа в августе 1944 года по указанию Главнокомандующего ВВС Главного маршала авиации А.Л.Новикова полк был перевооружен новейшими скоростными истребителями ЯК-3, благодаря чему французские летчики отличились в Восточно-прусской операции. Только 15 октября 1944 года ими было сбито 29 самолетов противника без собственных потерь. Итог боевой работы полка за 1944 год - 122 сбитых самолета противника. Всего за годы войны летчиками полка выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника, уничтожено и повреждено 132 грузовых и 24 легковых машины, 22 паровоза, атаковано 27 поездов, подвергнуто штурмовке 5 аэродромов и потоплено 2 катера. 9 июня 1945 года газета «Правда» сообщала об отбытии из Советского Союза на родину французского авиаполка «Нормандия-Неман». По указанию Верховного Главнокомандующего авиаполку «Нормандия-Неман» переданы в дар от Советского Союза самолеты и авиационное вооружение, которым французские летчики пользовались на советско-германском фронте. 5 июня 1945 года полк «Нормандия-Неман» вылетел с аэродрома Эльбинга в Париж.
Глава II
Боевой путь Е. М. Стулева (из воспоминания Е.М. Стулева)
Свою работу я начал с встречи и беседы с родственниками Стулёва Ермила Михеевича, его дочерью ….. Вот что они мне рассказали: «Е. М. Стулев 1921г. рождения, участник Великой Отечественной войны, майор в отставке, был призван в ряды Красной Армии в 1939 г. Проходил службу на Дальнем Востоке, где окончил одногодичную авиатехническую школу и по распределению был направлен в 6-й авиационный полк, дислоцированный близ г.Хабаровск. В связи с началом войны авиаполк перебазировался на северо-западный фронт, где принял первое боевое крещение 24 июля 1941г. в районе г. Новгород. Здесь полк противостоял количественно превосходящей немецкой авиации смешанного корпуса генерала Ренгофена. То были жаркие бои. Отступая вместе с наземными войсками на восток, авиаполк сражался на Калининском фронте, принимал участие в разгоне немцев под Москвой в декабре 1941г. Это были ожесточённые бои войск, отступивших до Москвы и затем подкреплённых сибирскими дивизиями. Меня впечатляло, что эти сибирские дивизии были оснащены не винтовками, а уже автоматами, одеты в полушубки, маскхалаты, валенки. Надо сказать, что сибиряки легче перенесли погодные условия этого периода - под Москвой в это время свирепствовали морозы. Немцы укрывались в деревнях. Наши войска были вынуждены выкорчёвывать огнём немцев, и в связи с этим я видел много сожженных деревень. За боевые действия в этот начальный период войны наш 18-й полк был удостоен звания Гвардейского авиаполка и в феврале 1942г. лётно-технический состав полка был направлен на пополнение и переучивание на новую авиационную технику. И в апреле 1942г. на самолётах Як-7, полученных на Новосибирском авиатехническом заводе имени Чкалова, вновь возвратились под Москву, и затем на Центральный фронт в Калужской области. В последующем полк участвовал в Орловско-Курской битве в июле-августе 1943г.
В начале 1943г. к нам прибыли 25 французских лётчиков и 30 французских авиатехников из образованной авиаэскадрильи «Нормандия-Неман», которая вошла в состав нашего полка. Впоследствии оказалось, что французские авиатехники плохо знали материальную часть наших самолётов и не могли обеспечить грамотно их эксплуатацию. Французские лётчики попросили заменить их советскими авиатехниками и механиками. Так я оказался в составе эскадрильи «Нормандия-Неман». Моим командиром был Жак Риссо.
Во время войны произошло много неординарных случаев и событий, о которых я часто вспоминаю. Например, в мае 1943г. был совершен штурмовой налет немецкой авиации на наш полевой аэродром, расположенный севернее г. Орёл. Но не понеся каких-либо серьёзных потерь, немцы улетели. Наши самолёты были замаскированы на стоянках, рассредоточенных на опушках леса. Мы вышли из укрытия и вдруг видим, как с бреющего полета, остерегаясь обстрела зениток, на полосу аэродрома приземлился новейший немецкий истребитель Фокке-Вульф-190. Подняв из кабины самолёта одну руку, показывая, что он сдается, немец подрулил к КП (командному пункту полка). При допросе он заявил, что не хочет и не может воевать за Гитлера. Я отчетливо видел этого немца. Много лет спустя, будучи в Москве в 1958г., я увидел этот самолёт Фокке-Вульф №72 на выставке трофеев военной техники в парке имени Горького. А самого лётчика-немца, которого звали Ганс, я встретил в 1963г. в Ленинграде. В это время я работал заместителем командира Улан-Удэнского авиапредприятия и обучался тогда на курсах усовершенствования начальствующего состава при Ленинградской академии гражданской авиации. В этот же период на этих курсах обучались 4 немца из Германской Демократической Республики. В одном из них я и опознал этого лётчика-немца. У меня не вызывало сомнения, что это он, так как я увидел на его левой щеке родимое пятно овальной формы. Лётчик говорил свободно по-русски. Он обрадовано подтвердил и рассказал, что до конца войны он находился в одном из красноярских леспромхозов, возглавляя группу немецких пленных. В общежитии академии наши комнаты находились рядом, и Ганс часто заходил к нам. Оказалось, что он полюбил русскую баню и звал меня попариться за компанию. Возвратившись после войны в ГДР, он стал работать в Управлении гражданской авиации начальником лётно-штурманского отдела.
Из своей фронтовой жизни я часто вспоминаю эпизод, произошедший лично с моим участием, в котором я на своих коленях держал матёрого немецкого лётчика. Это случилось в июне 1944г. Наш авиаполк с полевого аэродрома близ села Заольша, что в Витебской области, выполнял боевые операции по освобождению Витебска. В один из дней произошёл воздушный бой наших истребителей с немецкими самолётами. Мы наблюдали с КП и увидели падающий на землю сбитый «Миссершмидт» и опускавшегося на парашюте летчика. Чтобы предотвратить его бегство после приземления в лес, командир полка дал команду летчику легкомоторного самолёта ПО-2 взлететь и перехватить его живым, а если не удастся – уничтожить. При этом командир спросил нас: «Кто знает немецкий язык, сядьте в самолёт!» Вызвался я. Мы взлетели и произвели посадку на поляне. Немецкий лётчик выпутывался из парашюта. Наш летчик дал предупредительный огонь, а я прокричал немцу: «Hande hoch! Commen Sie hier!» и взвёл пистолет на боевой взвод. Лётчик обезоружил немца, а я связал ему руки. Мы посадили его в свой самолёт. В задней кабине было только одно место, поэтому мне пришлось держать пленного на своих коленях.
Вскоре после этого над Заольшей произошел второй более массированный воздушный бой. С нашей стороны в нём участвовало 8 истребителей, из них 4 советских и 4 французских лётчика. В этот день было облачно. Вскоре на землю рухнули 2 немецких самолёта. Но в этой боевой карусели произошел трагический для нас случай. При разворотах на миг оказались в лобовой атаке ошибочно 2 наших самолёта Як. В одном из них был советский лётчик Архипов, в другом – французский лётчик Десейн. Француз ошибся, признав во встречном самолёте немецкий «Мессершмидт» и открыл огонь, нажав гашетки пулемётов. Самолёт тяжело раненого Архипова крутым планированием пошёл к земле и приземлился грубо на фюзеляж. Архипов скончался на месте в кабине самолёта. С глубокой горечью и скорбью похоронили мы своего товарища Алексея Архипова. На похоронах слёзно рыдал Десейн. Советские и французские лётчики выступали с прощальными словами. Один из выступавших, грузин Мотошвили вгорячах сказал: «Мы отомстим за смерть Алексея Архипова!» Среди французов произошло замешательство. Они стали переглядываться друг с другом. Тогда выступил комиссар нашего полка Фёдоров, который смягчил ситуацию, заявив: «Этот случай произошёл во время нашей общей борьбы с врагом. Наша месть фашистам будет утроена!» В последующем лётчик Десейн геройски сражался в воздушных боях с немцами, сбил 5 вражеских самолётов. Но незадолго до конца войны с ним произошла вторая трагедия. В Восточной Пруссии при перелёте на другой аэродром в воздухе загорелся двигатель от возникшей неисправности. Резкий запах и дым хлынули в кабину. Лётчик по радио сообщил о случившемся на КП. Оттуда последовала команда ему покинуть самолёт на парашюте. Но Десейн ответил: «Не буду прыгать, потому что мне надо спасать своего механика, который находится сзади в кабине». Но дальнейший полёт оказался невозможен. Задыхаясь в дыму, Десейн не мог управлять самолётом. И при попытке посадки самолёта в поле на фюзеляж с убранными шасси, самолёт разрушился. Оба, и лётчик, и механик, белорус Миша Белозуб, погибли.
Однажды наш авиаполк выполнял боевое задание на побережье Балтийского моря вблизи морского порта г.Кранца. На рассвете немцы под прикрытием военных кораблей высадили в этом морском порту крупный десант. Создалась угроза уничтожения и захвата наших самолетов. Авиаполк вынужден был покинуть аэродром и перелететь на другой. Состоялся массированный спешный взлёт наших самолётов, на которых улетали также механики, расположившись во вторых кабинах. Взлёт происходил в сторону моря. При этом немцы производили обстрел наших самолётов с зенитных орудий, находившихся на военных кораблях. Осколком разорвавшегося вблизи снаряда я был ранен в ногу. По прибытии на новый аэродром у меня был извлечен осколок медиками. Позже я получил ещё одно ранение при артиллерийском обстреле нашего аэродрома близ Хайльлигенбаль.
Создание эскадрильи «Нормандия – Неман» происходило по инициативе генерала Шарля де Голля, который возглавлял движение «Сопротивление» в оккупированной немцами Франции. Он также принимал активное участие в подборе кадров авиаторов для боевых действий на советско-германском фронте. Де Голль не раз посещал Москву в годы войны. А в апреле 1945г. он вместе с главным маршалом авиации СССР А.А.Новиковым прилетал в расположение наших полков, базировавшихся в то время юго-западнее Кёнигсберга. Здесь произошла горячая впечатляющая встреча французского генерала со своими земляками. За годы войны эскадрилья пополнялась вновь прибывающими французскими летчиками. Она преобразовалась в полк. Всего было 100 лётчиков. Из них 42 погибли. А оставшиеся 58 возвратились во Францию на подаренных им новейших в то время самолётах Як-3.»
В полку, где воевал Е.М. Стулев воевали 8 человек из Улан-Удэ. Из них трое погибли (Александр Семенов, Владимир Литвин и Василий Куликовский). В родной город после окончания Великой Отечественной войны вернулись пятеро: Пётр Белоглазов, Григорий Меркушев, Дмитрий Зотов, Еремей Шаглаев и Ермил Стулёв. После войны Е. М. Стулев более 30 лет посвятил себя работе в гражданской авиации республики. В течении 19 лет Е.Стулев был начальником штаба Улан-Удэнского авиаотряда, долгие годы работал заместителем командира Улан-Удэнского авиапредприятия, был, по его словам, «прожженным политработником». Прошли многие послевоенные годы. Поредели ряды ветеранов. И сегодня нет с нами Е.М. Стулева, но память о нем жива.
Заключение
Пришло мирное время, но отголоски той войны остались в каждом городе и селе. В этом году наша страна отмечает 70- годовщину Великой Победы. День Победы - «праздник со слезами на глазах». И невольно хочется сказать что-то важное, хорошее. Человек должен помнить о своих корнях, тогда история страны не будет казаться далёкой. Вспоминая те трудные годы, годы военного лихолетья, удивляешься, сколько горя и тяжёлых испытаний выпало на долю нашей Родины. Не забывайте никогда о тех утратах! Главным действующим лицом, героем этой войны и ее победителем был многонациональный народ СССР. Победа ковалась массовым героизмом тружеников тыла, подвигами рядовых участников войны, в числе которых был Е.М. Стулев. И мы, молодое поколение, никогда не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость своей Родины, наше счастливое детство! Нам надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Пусть написанная мною работа о войне, о моем земляке будет благодарностью за счастливое детство.
В ходе моей работы я пришел к следуюшим выводам:
занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, я увидел, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной мою республику, мой поселок. Мой земляк, ветеран войны Е.М. Стулев житель маленького поселка Аэропорт, который находился очень далеко от военных действий, в котором я сегодня живу и учусь, был готов отдать за свободу Родины собственную жизнь. Об этом свидетельствуют полученные боевые награды ветерана. Я сделал вывод о том, что Е.М. Стулев был защитником Родины, героем, он являлся непосредственным участником исторических событий нашей Родины и его история перекликается с историей моей страны. Гипотеза, выдвинутая мной в начале работы, нашла подтверждение.
К сожалению, я не смог восстановить более подробные боевые события
так как Е.М. Стулев умер, а родственники не могут вспомнить все рассказы своего отца, деда.
Источники
Астрономический календарь. Май, 2019
Два Мороза
Каргопольская игрушка
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ветер и Солнце