Учебно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
vnimanie-proektor.docx | 400.38 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №11»
ВНИМАНИЕ: ПРОЕКТОР!
Быкова Анастасия Дмитриевна
Шапошникова Екатерина Николаевна
Руководитель: Сороколетова Ольга Владимировна
учитель химии и биологии
г. Петрозаводск
2014
ВВЕДЕНИЕ
Проектор — это оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране [1].
Проектор в современной школе стал таким же незаменимым атрибутом, как доска и мел. Если раньше учителя должны были располагать плакатами и порой сами изготавливали демонстрационный материал, то сегодня можно найти как готовые плакаты, картинки или видеоролики в интернете, так и сделать их самим, только уже не гуашью на ватмане, а, к примеру, в PowerPoint.
Гипотеза: проектор в нашей школе используется правильно
Цель работы: исследовать правильность использования такого современного технического средства обучения как проектор в нашей школе
Методы: работа с источниками информации, наблюдение, анкетирование, математические методы
Задачи:
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПРОЕКТОРА
Слово проектор произошло от латинского слова «projectus» - «брошенный вперед».
Когда же был изобретён проектор? Трудно поверить, но этому изобретению человечества почти три века! Так называемый «волшебный фонарь» придумал учёный Христиан Гюйгенс в середине 17 века. Проектор был создан с целью сделать наглядными научные лекции. Так появилась первая проекционная система, которая соединяла в себе, как ей и положено, источник света, носитель изображения и линзу [2].
1995 год — год рождения мультимедийного проектора.
И сейчас технологии зашли так далеко, что появились интерактивные проекторы. И проекторы стали доступнее. Их можно увидеть не только в университете на лекциях, а даже дома не редкость. Какую сферу жизни не возьми — везде проекторы сослужат добрую службу [2].
ПРОЕКТОР В ШКОЛЕ
Проектор относится к техническим средствам передачи учебной информации (ТСО).
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения в школе ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.
Необходимость ТСО так же обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников.
Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличия программно-методического обеспечения [3].
ПРАВИЛА ГРАМОТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ
Опасными факторами при работе с проектором являются:
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Классы | Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
1 - 2 | 10 | 15 | 15 | 15 |
3 - 4 | 15 | 20 | 20 | 15 |
5 - 7 | 20 | 25 | 25 | 20 |
8 - 11 | 25 | 30 | 30 | 25 |
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 1)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В нашей школе за последние 3 года количество проекторов увеличилось в 2 раза.
2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | |
Мультимедийные проекторы | 8 | 10 | 16 |
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ
Проводя анкетирование (Приложение 2), мы ставили целью вывить следующее:
Мы опросили 170 человек (153 обучающихся и 17 учителей), в результате анкетирования выявили, что 95% обучающихся и 100% учителей положительно относятся к использованию проектора на уроке. По мнению учителей, положительными сторонами использования проектора являются: наглядность, доступность материала, смена видов деятельности. При этом учителя считают, что неправильное использование проектора может оказывать отрицательное воздействие на здоровье учеников (например, приводить к ухудшению зрения).
Большинство респондентов (51% учащихся и 83% учителей) считают, что продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках составляет 20 минут, что соответствует требованиям СанПиН для начальной школы.
19% обучающихся чувствуют усталость глаз после уроков с использованием проектора. Однако упражнения для профилактики утомления глаз обучающихся в течение урока с использованием проектора проводят только 33% учителей, принявших участие в анкетировании (Приложение 3).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ В 8А КЛАССЕ
Исходя из результатов наблюдений в течение двух недель и математических методов, было выявлено, что больше всего в нашем классе проектор используется на уроках информатики, обществознания, истории (Приложение 4).
При этом не соблюдаются требования СанПиН к продолжительности непрерывного применения технических средств обучения на уроках именно на уроках истории и обществознания.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектор - современное техническое средство, которое облегчает обучение, делает его более интересным, эффективным и наглядным. Однако не всегда проектор на уроке используется с соблюдением всех правил и норм. Это может привести к ухудшению состояния здоровья обучающихся, поэтому всем участникам образовательного процесса необходимо знать и соблюдать правила грамотного использования проектора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
КОМПЛЕКСЫУПРАЖНЕНИЙДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ ГЛАЗ
Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.
Приложение 2
АНКЕТА
для обучающихся 5-11 классов | для учителей |
1.Кто вы? А) мальчик; Б) девочка 2. Как Вы относитесь к тому, что учителя на уроках используют проекторы? А) положительно; Б) отрицательно 3. Считаете ли Вы использование проекторов эффективным при проведении уроков? А) да; Б) нет 4. Как вы считаете, сколько минут за урок можно проводить за проектором? А) 10 минут; Б) 20 минут; В) 40 минут; Г) больше 40 минут 5. Считаете ли Вы, что проектор облегчает обучение? А) да; Б) нет 6. Чувствуете ли вы усталость глаз после уроков с использованием проектора? А) да; Б) нет; В) иногда | 1. Как часто Вы используете проектор на своих уроках? А) часто; Б) иногда; В) не использую 2. Перечислите положительные сторон использования проектора на уроке? 3. Перечислите отрицательные стороны использования проектора на уроке? 4. При использовании аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в классах среднего и старшего звена не должна превышать: А) 10 минут; Б) 20 минут; В) 30 минут; Г) 40 минут 5. Проводите ли Вы зарядку для глаз с учениками после работы с визуальными средствами обучения? А) да; Б) нет; В) иногда |
Приложение 3
Приложение 4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ В 8А КЛАССЕ
Исходя из результатов наблюдений в течение двух недель и математических методов, было выявлено, что больше всего в нашем классе проектор используется на уроках информатики, обществознания, истории.
Предмет | Время общего использования проектора на уроке (% от общего времени урока) |
Информатика | 92% |
Обществознание | 87% |
История | 46% |
Моя Карелия | 38% |
Русский язык | 36% |
Биология | 25% |
География | 25% |
Физика | 22% |
Английский язык | 1% |
Химия | 1% |
Приложение 5
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ ГЛАЗ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Химические упражнения для глаз:
1) «Вслед за электроном». И.п. – сидя. Закрыть глаза. Представить и плавным движением глаз описать траекторию движения электрона.
2) «Формы электронных облаков». И.п. – сидя. Глаза открыты или закрыты. Представить и плавным движением глаз описать форму s, p, d – электронных облаков.
3) «Напиши формулу». И.п. – сидя. Глаза закрыты. Представить и плавным движением глаз описать нужную химическую формулу
Биологические упражнения для глаз:
Исторические упражнения для глаз:
Филологические упражнения для глаз:
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Новогодние гирлянды
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Пчёлы и муха
На берегу Байкала