Мы знаем о себе всё: сколько часов сна делает нас бодрыми, какую пищу не принимает наш организм, какие привычки губят наше здоровье. Быть здоровым – это, прежде всего, любить себя и разумно к себе относиться. Проблема здоровья человека приобретает все большее значение. Проблема здоровья учащихся становится одним из главных направлений развития современной школы. К сожаленью, мы видим, что кризис здоровья школьников не только в физическом состоянии, но и в падении нравственных идеалов, в потребительском и в эгоистическом отношении к жизни. А безразличие, бесцельность существования приводит к росту преступности. Одним из путей выхода из этой проблемы мы видим в пропаганде среди учащихся примеров здорового образа жизни. Ведь не секрет, что мы берем примеры поведения людей из СМИ, телевидения, которые оказываются не всегда положительными… Цель исследовательской работы – пропаганда здорового образа жизни через примеры великих людей. Ведь Россия всегда славилась своими богатырями, героями, полководцами, которые обладали не только крепким здоровьем, но, прежде всего, духовно-нравственными принципами: умениями преодолевать препятствия, ставить и достигать благородные цели, мужеством, патриотизмом в служении Родине.
Вложение | Размер |
---|---|
propaganda_zozh.docx | 55.69 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя России С.Л. Яшкина » г.Перми
Пропаганда ЗОЖ
на примере биографии
писателей-классиков
Автор: Бызова Валерия,
ученица 6Б класса;
Руководитель: Гусева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Пермь 2015
Содержание
Введение …………………………………………………………………………… 2
Глава I. Здоровый образ жизни как один из факторов успешности ………. 4
1.1.Здоровый образ жизни ……………………………………………………. 4
1.2. Успех. Успешность ……………………………………………………….. 5
1.3. Великий человек ………………………………………………………….. 6
Глава II. Здоровый образ жизни писателей-классиков ……………………... 8
Глава III. Практическая часть ………………………………………………... 12
Заключение ………………………………………………………………………. 14
Список литературы ……………………………………………………………... 15
Приложение ……………………………………………………………………… 16
Введение
Древнегреческий государственный деятель Апатий Клавдий писал: «Каждый кузнец собственного здоровья». Действительно, если человек дышит чистым воздухом, правильно организует свой труд, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то, мы думаем, такого человека можно назвать кузнецом собственного здоровья.
Каждый из нас ещё и сам себе доктор. Мы знаем о себе всё: сколько часов сна делает нас бодрыми, какую пищу не принимает наш организм, какие привычки губят наше здоровье. Быть здоровым – это, прежде всего, любить себя и разумно к себе относиться.
Проблема здоровья человека приобретает все большее значение. Проблема здоровья учащихся становится одним из главных направлений развития современной школы.
В связи с актуальностью данного вопроса, тема научно-исследовательской работы звучит так: «Пропаганда ЗОЖ на примере биографии писателей-классиков».
К сожаленью, мы видим, что кризис здоровья школьников не только в физическом состоянии, но и в падении нравственных идеалов, в потребительском и в эгоистическом отношении к жизни. А безразличие, бесцельность существования приводит к росту преступности. Одним из путей выхода из этой проблемы мы видим в пропаганде среди учащихся примеров здорового образа жизни. Ведь не секрет, что мы берем примеры поведения людей из СМИ, телевидения, которые оказываются не всегда положительными…
Цель исследовательской работы – пропаганда здорового образа жизни через примеры великих людей.
В ходе работы мы планируем выполнить следующие задачи:
1) раскрыть основные понятия: «здоровый образ жизни», «великий человек», «цель в жизни»;
2) исследовать жизнь и деятельность писателей с точки зрения ведения им здорового образа жизни;
3) провести анкетирование среди учащихся 6 классов с целью выявления их отношения к ЗОЖ.
4) с помощью примеров жизни и деятельности писателей-классиков мотивировать учащихся к здоровому образу жизни.
При отборе и изучении литературы мы столкнулись с проблемой: в источниках нет связи между здоровым образом жизни и успехами великих людей, т. е. не рассматривается ЗОЖ как один из факторов достижения успеха. Исходя из этого, и была выдвинута гипотеза исследовательской работы: является ли здоровый образ жизни одним из условий успешности личности.
Новизна работы в том, мы провели исследование жизни М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого с точки зрения физического и нравственного здоровья.
В своей работе использовали методы отбора и работы с научной литературой, провели анкетирование среди учащихся, проанализировали информацию из компьютерных источников.
Поскольку здоровье человека зависит на 70-80 % от него самого, от его выбора, мы надеемся, если даже мы с вами и не станем великими людьми, но их здоровый образ жизни будет для нас примером для подражания. А ведь Россия всегда славилась своими богатырями, героями, полководцами, которые обладали не только крепким здоровьем, но, прежде всего, духовно-нравственными принципами: умениями преодолевать препятствия, ставить и достигать благородные цели, мужеством, патриотизмом в служении Родине.
Глава 1. Здоровый образ жизни как один из факторов успешности
1.1.Здоровый образ жизни
Способность к трудовой деятельности, гармоническое развитие личности, познание окружающего мира, самоутверждение – все это возможно благодаря здоровью.
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное здоровье, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье обеспечивает возможность вести здоровый образ жизни, т.е. образ жизни, рационально организованный, активный, трудовой, закаляющий, защищающий от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Благодаря здоровому образу жизни мы поддерживаем хорошую физическую форму, что помогает выполнять наши планы, решать поставленные задачи, поэтому, чтобы добиваться успеха, очень важно укреплять здоровье.
Факторы, влияющие на здоровье:
генетический 15 – 20 %
экологический 20 – 25%
медицина 8 – 10%
образ жизни человека 50 – 55% [6].
Из этой статистики видно, что в основном здоровье человека зависит от него самого. Если поделить признаки нашего повседневного поведения на две группы, то можно будет определить, какой образ жизни мы ведем:
Признаки здорового образа жизни | Признаки нездорового образа жизни |
нормальный, оптимальный или соответствующий возрасту уровень двигательной активности | недостаточный или ограниченный уровень двигательной активности |
рациональный режим дня и отдыха | несоблюдение или отсутствие режима дня |
правильно организованное питание | неправильно организованное питание |
правильная реакция на стрессовую ситуацию (конфликт, чувство напряжения, страха тоски и т.д.) или соблюдение психогигиены | повышенная ответная реакция на стрессовую ситуацию (несоблюдение психогигиены) |
соблюдение правил личной гигиены | нарушение правил личной гигиены |
отсутствие вредных привычек | наличие одной или нескольких вредных привычек: - употребление напитков - табакокурение - употребление токсических веществ |
Всестороннее физическое развитие обеспечивает крепость мускулов, надежность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата. Но мы все чаще и больше говорим не только о физическом, но и о психическом здоровье.
Психическое здоровье – вера в достижение главной цели. Каждый день человек с положительными установками принимает решения, ведущие к цели.
Здоровый образ жизни это совокупность физического и психического здоровья. ЗОЖ помогает нам добиваться высоких результатов в разных сферах деятельности нашей жизни.
1.2. Успех. Успешность
Как ЗОЖ помогает достичь успеха?
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, успех – это «удача в достижении поставленной цели, общественное признание».
Как сказал Уильям Хенли, каждый «хозяин своей судьбы» - успех человека зависит от него самого. Он заключен в двух составляющих: положительный склад ума и конкретные действия, направленные на достижение цели.
Значение положительного склада ума очень велико. Например, взять какого-нибудь нищего, который, сидя в кресле-каталке, просит милостыню с чашкой в руке. Он сам себя оправдывает тем, что после тяжелой болезни лишился возможности ходить. Но ведь остальные части тела у него здоровы, и самое главное – у него здоров мозг. Но в данный момент этот человек выбрал путь страха. Так как его мозг не принимает никаких решений, а его тело постоянно находится в бездействии, то и эти, пока еще здоровые, части его тела вскоре полностью атрофируются.
Но был в Вашингтоне один человек, которого постигло такое же несчастье – он не мог самостоятельно передвигаться. Он выбрал совсем иной путь. Когда ему пришлось выбирать, по какой дороге идти – страха или веры – он выбрал последнюю, и она привела его в президентское кресло в Белом доме. Этого человека звали Рузвельт. Он компенсировал свой физический недостаток сильной волей и высоким интеллектом. До сих пор Рузвельта вспоминают, как самого активного и самого деятельного президента США.
Есть много примеров людей, выросших в бедных семьях, но добившихся высокого места в обществе и накопивших огромные состояния. Это типичный пример представления для многих людей успеха. Такой успех можно назвать материальным.
Но есть более важный успех – самосовершенствование, накопление духовных богатств, т.е. приобретение ценных нравственных качеств (самодисциплина, умение учиться на ошибках своих и других, инициативность).
Из этого мы делаем вывод, что здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в тоже время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Это стиль жизни, способный обеспечить успех каждого человека.
1.3. Великий человек
Великие люди были во все времена и во всех странах. Великими считали и художников, и ученых, и спортсменов, и политических деятелей. Сейчас к ним еще относят звезд эстрады. В наше время довольно полно сформировалось понятие «великий человек»:
Великий человек – человек, достигший высоких результатов в какой-либо сфере деятельности, ставший примером для всех, поведший людей за собой, открывший новые методы изучения, использования каких-либо предметов или явлений, достигший признания окружающих.
В русскую историю вошло немало людей, чьи целеустремленность и здоровый образ жизни достойны внимания и подражания. Согласитесь, что просто так достичь звания «великий человек» невозможно! Иначе бы простые заурядные люди могли добиться признания окружающих. Только яркие, волевые люди с крепким физическим здоровьем, устойчивой психикой могут преуспеть в сегодняшнем мире.
Великий человек – это человек, превосходящий других в какой-либо области жизни. Это люди, чьи имена вошли в историю, сделавшие вклад в развитие науки, политики или искусства. Великий человек – это не просто талантливый человек, а человек, сочетающий в себе гениальность и большую тягу к труду, благодаря чему сделавший многое для окружающих.
Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной мере зависит от того, как мы к нему относимся. Утраченное здоровье мешает воплощению задуманных планов, закрывает дорогу к осуществлению многих замечательных замыслов и совершений. Успех человека невозможен без хорошего здоровья. Формула успеха состоит из множества слагающих: обучение и использование знаний и умений, опыта людей, самодисциплина, сила воли, забота о физическом здоровье. Преуспеть в жизни и завоевать признания окружающих людей в определенной степени стать великим человеком.
Глава II. Здоровый образ жизни писателей-классиков
Так, на уроках литературы по изучению биографии Михаила Юрьевича Лермонтова узнаем, что Михаил рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам. Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная, яркая жизнь в Тарханах. Закончив повседневные дела, выходили селяне, если позволяла погода, на улицу. Всюду царило оживление, особенно среди детей и молодёжи. Многолюдие служило главным стимулом для возникновения массовых подвижных игр.
Дети играли в жмурки (или слепни, как говорили в Тарханах). Одному завязывали глаза полотенцем или платком и кричали: « Тарас, Тарас, ищи три года нас». Он, разведя руки в стороны, ловил остальных. Кого поймает или коснётся рукой, тот становится очередным слепнём. Нужно было изловчиться и увернуться от объятий слепня, неслышно поднырнуть под его растопыренные руки или замереть и не дышать, в напряжении удержаться на месте и не выдать себя. Эту игру очень любил Михаил Лермонтов.
Распространённой детской игрой были прятки, или хоронушки (от слова «хорониться», т.е. прятаться). С весны до осеннего ненастья, нередко даже по морозу бегали часами вперегонки мальчишки и девчонки, а среди них будущий великий поэт России. Надоедят прятки – примутся ребята за другие игры, где можно вдоволь порезвиться, показать свою ловкость и выносливость.
Самыми любимыми у мальчишек были «Чиж» и «Шарок». Обе эти игры, кроме подвижности и расторопности, требовали меткости и натренированности руки, силы и выносливости. Например, надо было палкой попасть в шар, вырезанный из липы диаметром 10 сантиметров. Ставили его в 8-10 шагах от кона, то есть от черты, от которой бросали в него биту (палку). В таком случае надо было не только попасть, а ударить мощно: угодить в него серединой палки, чтобы он откатился быстро и как можно дальше. Пока после удара шар катился, за ним бежал водящий, тот тоже не дремал, а что есть мочи устремлялся за своей палкой, чтобы водящий не опередил и не занял твоего места. Если кто допускал промах, то в таком случае становился водящим.
Много разных игр было в Тарханах, но с лаптой соперничать не могла ни одна. О том, как проводили досуг в Тарханах, М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём романе «Вадим».
Много интересного из жизни М.Ю. Лермонтова можно узнать из воспоминания современников поэта. Кратко перечислим некоторые факты.
А. Корсаков, один из исследователей биографии и творчества поэта, сообщил такой факт: «В свободные от уроков часы дети проводили время в играх, между которыми Лермонтову особенно нравились те, которые имели военный характер. Так, в саду у них было устроено что-то вроде батареи, на которую они бросались с жаром, воображая, что нападают на неприятеля. Охота с ружьём, верховая езда на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и гимнастика были также любимыми упражнениями Лермонтова». [4]
Сохранилось много документов, подтверждающих, что Лермонтов был прекрасным наездником – это, кстати, однажды спасло ему жизнь, когда трое черкесов гнались за ним, но он ускользнул от них на своём карабахском коне.
Лермонтов знал толк в русском кулачном бое. И.К. Шугаев, один из тархановских старожилов, вспоминал: «Михаил Юрьевич любил устраивать кулачные бои между мальчишками Тархан и победителей всегда щедро оделял сладкими пряниками, что послужило темой для «Песни про купца Калашникова…», в которой он блестяще показал кулачные бои на льду Москвы-реки» [4]
Постиг М.Ю. Лермонтов и искусство фехтования. Это гарантировало ему безопасность во время дуэли с французом де Барантом.
«М.Ю. Лермонтов был довольно силён, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который известен был по всей школе как замечательный силач – он гнул шомпол и делал узлы как из верёвок», - писал А.М. Меринский в своих мемуарах. [4]
Изучая воспоминания современников М.Ю. Лермонтова, мы обратили внимание на один интересный факт.
М.Е. Меликов писал: «Помню одну характерную черту Лермонтова: он был ужасно прожорлив и ел всё, что попадалось. Это вызывало насмешки и шутки окружающих, особенно барышень, к которым Лермонтов вообще был неравнодушен. Однажды нарочно испекли ему пирог с опилками; он, не разбирая, начал его есть, а потом страшно рассердился на эту злую шутку». [4]
Посмеявшись над этой историей, мы сделали важный для себя вывод: только постоянная круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный образ жизни делает существование человека полноценным.
«Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями», - читаем мы у П.Анненкова, первого библиографа поэта. Из воспоминаний об Александре Сергеевиче, из его писем, мы отмечаем, что «поэт увлекался боксом, был спарринг-партнёром у князя Вяземского, купался в ледяной Сороти, принимал ванны со льдом, устраивал тир в михайловском погребе и тренировался в стрельбе из пистолета, выпуская до сто зарядов в утро, обожал верховую езду и был неутомимым ходоком». [8]
Интересную информацию находим мы о роли физической культуры в жизни Льва Николаевича Толстого. Дневники и воспоминания о нём дают богатейший материал. Бег, плаванье, коньки, гимнастика на турнике и верховая езда – вот небольшой список забав известного писателя.
А.И. Шифман вспоминал: «В молодости Лев Николаевич был страстным охотником. Целыми днями, а порою и неделями он вместе с братом Николаем, поэтом А.А. Фетом и другими друзьями пропадал в лесах, охотясь на волков, медведей, лисиц и зайцев». [9]
Нельзя не улыбнуться, читая в «Отрочестве» о том, как Л.Н. Толстой приучал себя «спокойно переносить все неприятности жизни». Он, например, разогревал около печки руки и потом высовывал их в форточку на мороз. Или брал тяжёлые лексиконы и держал их на вытянутых руках до тех пор, пока «жилы, казалось, готовы были оборваться». Всё это он проделывал для того, чтобы переносить тепло, холод, боль; закаливать волю и приучаться к тяжёлому труду. И так всю жизнь.
Лев Николаевич, семидесятилетний, принёс в Хамовники две гири, которые купил, чтобы ежедневно тренироваться. В 1898 году Софья Андреевна пишет в дневнике: «Он очень занят развитием мускулов, делает гимнастику с гирями…»
А ещё Лев Николаевич очень много ходил. После завтрака совершал прогулку. Часа на два, иногда и больше. Это составляло 8 – 10 километров по снегу, по сугробам, через ухабы. Прогулки доставляли большое удовольствие Льву Николаевичу. Ему, видимо, приятно было уже то, что он, несмотря на свои восемьдесят, может столько ходить.
Таким образом, считаем, что физкультурно-спортивная жизнь писателей интересна для школьников. Она помогает многое понять как в судьбе, так и в личности автора, а главное, стать примером для самих учащихся, но совсем не доказывает, что здоровый образ жизни является одним из условий успешности личности.
Глава III. Практическая часть
В шестых классах МАОУ «СОШ № 6» г.Перми мы провели анкетирование. (Приложение № 1).
В ходе анализа анкет выяснилось, что большинство респондентов частично соблюдают режим дня (86%). 8% опрошенных не соблюдают режим дня и только 6% соблюдают его.
Двигательная активность у подростков оставляет желать лучшего – всего у 64% респондентов оптимальная двигательная активность, у 11% недостаточная, а у 25% достаточная.
Вопрос о соблюдении личной гигиены. 97% процентов соблюдают правила личной гигиены, и лишь 3% соблюдают частично.
Заставляет задуматься вопрос о вредных привычках: в возрасте 12 – 13 лет уже некоторые имеют вредные привычки (но еще не факт, что остальные писали полностью откровенно). У 86% респондентов нет вредных привычек, у 9% опрошенных есть тяга к алкоголю, и у 6% табачная зависимость.
Рационально питаются половина опрошенных, 42% оценивают свое питание как частично рациональное, 8% нерационально питаются.
Что касается занятий спортом, то результаты следующие: 61% регулярно занимается спортом, 31% редко и 8% никогда! Это еще одна проблема сегодняшней молодежи – нежелание заниматься спортом, и отсюда как следствие вытекает низкая двигательная активность.
На вопрос «Помогает ли ЗОЖ достигать успеха в жизни?» 83% ответили положительно, 6% отрицательно и 11% посчитали, что ЗОЖ помогает в достижении успеха в жизни частично.
Более половины опрошенных (58%) не смогли назвать примеры людей, которые достигли успеха благодаря ЗОЖ, остальные назвали таковых.
Значит, пропаганда здорового образа жизни, в том числе и на примере жизни и деятельности великих людей, необходима школьникам.
Заключение
В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия».
Изучив биографию М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, мы видим: они всего этого достигли: и физического, и духовного совершенства.
Пример духовности – это их жизнь, с их именами связаны самые блестящие страницы литературы. А это уже социальный успех! Таких результатов они достигли именно с помощью целенаправленной деятельности.
Анкетирование учащихся (приложение №1) показывает, что у учащихся 6 классов нашей школы отношение к здоровому образу жизни положительное. Значит, надо пропагандировать положительные примеры здорового образа жизни. С этой целью результаты нашей работы можно использовать на уроках литературы и на внеклассных мероприятиях.
Но это вовсе не означает, что здоровый образ жизни обязательно влияет на успешность личности. А может быть, мы не все знаем о жизни писателей. Наверное, это материал для будущей работы.
Список литературы
Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Анкета для 6 класса
1) Соблюдаете ли вы режим дня?
А) соблюдаю Б) соблюдаю частично В) не соблюдаю
2) Какова ваша двигательная активность?
А) недостаточная Б) ограниченная В) достаточная
3) Соблюдаете ли вы личную гигиену?
А) соблюдаю Б) соблюдаю частично В) не соблюдаю
4) Есть ли у вас вредные привычки? Какие?
А) алкоголь Б) табакокурение В) отсутствуют
5) Ваше питание сбалансированное?
А) да Б) частично В) нет
6) Постоянно ли вы занимаетесь спортом?
А) регулярно Б) редко В) никогда
7) Как вы думаете, помогает ли ЗОЖ в достижении успеха в жизни?
А) да Б) нет В) частично
8) Знаете ли вы примеры людей, достигших успеха, благодаря ЗОЖ?
Приложение 2
1) Соблюдаете ли вы режим дня?
2) Какова ваша двигательная активность?
3) Соблюдаете ли вы личную гигиену?
4) Есть ли у вас вредные привычки? Какие?
5) Ваше питание сбалансированное?
6) Постоянно ли вы занимаетесь спортом?
7) Как вы думаете, помогает ли ЗОЖ в достижении успеха?
8) Знаете ли вы примеры людей, достигших успеха, благодаря ЗОЖ?
Хитрость Дидоны
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Четыре художника. Осень
Заяц, косач, медведь и весна
Есть ли лёд на других планетах?