Статья размышление ученика 11 класса, Курочкина Д. ,о фашизме
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnoe_chvanstvo_1.docx | 14.94 КБ |
Национальное чванство
C давних времен находились люди, уверенные в своей исключительности, которые пытались ставить себя неизмеримо выше других и считали, что имеют на это неоспоримое право: вожди, кесари, короли, диктаторы. За примером далеко ходить не приходиться – ещё века не прошло с того момента, как пал Третий Рейх, чье правление должно было длиться тысячу лет. Конечно, можно задуматься и о наших нынешних лидерах, однако разговор идёт о тех, кто не считается с человеческими жизнями, о тех для кого люди – лишь «масса». И я это наглядно увидел. 28 января я со своим классом ходил на показ фильма «Обыкновенный фашизм». Предыдущее число – 27 января – очень много значит, как для моего родного города, так и для почти всех народов Европы. 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда, а ровно через год этот же день советские войска освобождали крупнейший концентрационный лагерь и лагерь смерти Освенцим. Как я понимаю, именно к этим двум событиям и был приурочен наш поход в кино.
Так же, как и мои одноклассники, я не ожидал чего-то особенного от этого фильма и был в полной уверенности, что мы будем смотреть ОДИН ИЗ советских документальных фильмов про Великую Отечественную войну, которые по сути своей не сильно отличаются друг от друга. Лишь название фильма ненавязчиво намекало на то, что больше внимания будет уделено самому фашизму, как явлению, чем войне, им вызванной. Скажу честно, после первой половины картины мой скептицизм окончательно улетучился. Фильм совсем не о войне. Это исключительно история судьбы фашизма, как идеологии, проникнувшей во все сферы жизни общества. Автор фильма Михаил Ильич Ромм перед началом фильма предупреждает, что невозможно в пределах одной картины полностью осветить такое явление, как фашизм. Однако ему удалось выделить самое главное, что очень четко характеризует это уродливое явление.
В плане фактов я бы не назвал фильм актуальным – и о лагерях смерти, и о пропаганде Геббельса, и о способе прихода фашистов к власти нам рассказывают ещё на уроках истории. И всё же фильм, созданный 49 лет назад, актуален – ведь кадры немецких хроник помогают осознать фашистскую идеологию в целом, как чудовищную машину порабощения людей, а не отдельные её части, не дающие чёткого понимания. В этом плане почти за полвека он не утратил своей значимости. Пусть это и лишь поверхностное обозрение под колкие юмористические комментарии Ромма, в котором нет ни четкой завязки, ни середины, ни конца. И, к сожалению, не хватает глубинного анализа фашизма. К тому же фильм определенно не для всех возрастов – на просмотр фильма ходили 9-11 классы, но я считаю, что ученики 9-х классов ещё не совсем готовы к такому. Фильм тяжёлый. Есть моменты, когда ком подступает к горлу, ты хочешь отвернуться от экрана, но что-то удерживает, и ты продолжаешь смотреть на, например, кадры аморального поведения немецких солдат с мирным населением.
В наши дни в бывшем «логове фашизма» - Германии – проповедают идеалы всеобщего равенства и толерантности, то есть терпимости. Терпимости даже к тому, чего терпеть бы однозначно не стоило. Но это уже другой вопрос. Так, погиб ли фашизм с гибелью Третьего Рейха? С одной стороны – определенно да! Никаких официально учрежденных государством лагерей смерти ни в одной стране мира не существует. А вот с другой… В истории немецкого фашизма особое место занимает так называемый Пивной путч – попытка национал-социалистической партии во главе с Гитлером захватить основные государственные учреждения и организации, чтобы таким образом придти к власти в Германии. Попытка была неудачная, да. Но больший интерес представляет одна определенная часть этого события - в Мюнхене сторонники Гитлера захватили штаб-квартиру сухопутных сил в военном министерстве. И сразу вспоминается вооруженный захват городской администрации Киева активистами «Майдана», а в частности представителями «Правого сектора» во главе с Дмитрием Ярошем. Ну, как тут не задуматься о цикличности истории?.. Фашизм – это же не просто лидеры и солдаты, символика, танки. Фашизм – это идея. А идею не так-то просто уничтожить.
Можно задаться вопросом – если эта идея возродилась на Украине в местах, которые всего век назад называли Малороссией, то что может случиться здесь, в Большой России. Я считаю, что ничего. Ну, нет у фашизма в нашей стране возможности на существование. Как поётся в гимне: «от южных морей до полярного края» - и сколько же народов вмещает такая огромная территория! На протяжении всей истории России – мы захватывали, нас захватывали. А потом крови захватчиков смешивались с кровями захваченных. Также нельзя не упомянуть и об ассимилированных народах. Москва, будучи столичным городом, манит людей со всей страны. Надо ли говорить, что этот город уже давно превратился в «плавильный котел»? Как тут ужиться идее о чистоте крови и генетики одной расы! Да любого русского человека «поскрести» - найдётся, к примеру, татарская кровь, являясь отголоском нападений Золотой Орды.
Таким образом, фашизм, будучи для его сторонников способом компенсировать свои комплексы, оправдать жизненную несостоятельность и освободиться от права выбора, то есть от самой свободы, является омерзительным и жалким социальным явлением, которому нет места в современной России. А странам, в которых появляются такие сторонники национального чванства, как американец Дэвид Лэйн со своими «88 заповедями» о превосходстве белой расы, остается лишь посочувствовать.
Мороз и заяц
Есть ли лёд на других планетах?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Дымковский петушок
Ручей и камень