Память о событиях Великой Отечественной войны глазами современного подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
albom_pamyati.docx | 602.62 КБ |
albom_moey_pamyati.ppt | 2.31 МБ |
Окружной этап Городского конкурса научно-исследовательских
и мультимедийных проектов
«История моей семьи в истории России»
Номинация: Семейные проекты о семейных династиях, реликвиях, традициях.
«Альбом моей памяти»
Проектная работа ученика 7 класса ЧУ СОШ «Личность» Коваленко Николая
Руководитель – учитель истории Третьякова О.А.
Москва 2015
1. Введение.
Тема войны, она бесконечна… Когда мы были маленькими, то играли в войну. Теперь на компьютере есть игры про войну, у меня есть друзья, которые любят посбивать противника на самолётах или поучаствовать в танковых сражениях. Да и в школе мы постоянно слышим о войне, пишем сочинения, встречаемся с ветеранами, возлагаем цветы к памятникам… Каждый раз нам говорят о том, что мы должны не забывать о подвиге нашего народа , должны помнить тех, кто защищал нас тогда в 41, 42… Так было с первого класса. Но в этом году для меня всё изменилось. Я даже не мог представить себе, что те далёкие года станут для меня такими близкими и понятными. А всё началось с акции «Нам завещаны память и слава», которая проходит в школе и приурочена к 70-летию Великой Победы. Нет, всё началось намного раньше, когда я в очередной раз вместе с мамой открыл наш старый семейный альбом. Я вновь увидел своего деда, такого молодого и улыбчивого, и мне вдруг захотелось рассказать о нём своим одноклассникам. Рассказать друзьям, о том, что он сделал, как он жил. Рассказать о его подвиге, о том, что он сделал для меня, моей мамы, бабушки, для моей сестры. Помогали мне все мои родственники, меня активно поддержали в школе: одноклассники, классный руководитель, учитель истории. Мы приняли решение начать исследование.
Проблему мы увидели в опасности утратить историческую память о важнейшем уроке истории – жертвах нашего народа, принесённых на алтарь Победы над фашизмом, и, как следствие этого возможности его возрождения и угрозы новой войны.
Цель нашего исследования: «оживление» исторической памяти о Героях войны. Наши задачи: 1) изучение судеб людей, семьи, рода; 2) приобщение к этой памяти тех, кто составляет с нами одно поколение, от которого зависит будущее нашей страны, нашего народа.
Материалы, собранные нами, войдут в экспонаты школьного музея. Мы горды тем, что можем принять участие в его создании и считаем важным для себя и символичным, что мы начали эту работу в год семидесятилетия окончания Великой Отечественной войны. Мой поисковый проект рассчитан на весь учебный год. Частично собранный материал будет представлен на классных часах, на страницах школьной газеты, на общешкольном мероприятии в феврале, а затем, в более полном объёме – на школьном праздновании Дня Победы. Свою часть исследования мы представляем в этой работе сейчас, но планируем продолжить исследование.
В процессе работы мы обращались к архивным источникам, к «Книге Памяти России», к фотоматериалам, но столкнулись с необходимостью самим фотографировать, снимать видео, расспрашивать, анализировать, делать выводы.
2. Основная часть.
Начал я своё исследование с изучения фото материалов семейного альбома. В этом мне помогали беседы с мамой, бабушкой и с тетей. От них я узнал много интересного и жизни прадедушки. Мой прадедушка, Косса Михаил Ильич, родился 20 ноября 1921 года в селе Малокатериновка Запорожского района Запорожской области Украины в многодетной крестьянской семье. Кроме него, в семье было еще 5 детей. Вырос Михаил Ильич на берегах прекрасной реки Днепр, до которой от его дома было рукой подать. Он часто любил гулять там и мечтать. Мечтать о небе. С самых ранних лет, как рассказывали мои родственники, Михаил Ильич просто бредил небом и мечтал стать лётчиком. После того, как он закончил 7 классов школы в Малокатериновке (где с ним учились еще 6 будущих лётчиков), немного поработав ретушёром в фотоателье (Михаил Ильич прекрасно рисовал), он поступил в аэроклуб в Днепропетровске (Украина), который потом с успехом закончил.
В 1940 году Михаил Ильич был призван в ряды Советской Армии, и с 1940-1941 учился в знаменитом Качинском военно-авиационном училище лётчиков, которое закончил с отличием в июне 1941 года, незадолго до начала Великой Отечественной войны.
На фронтах Великой Отечественной войны Михаил Ильич стал сражаться с февраля 1942 года. Он служил в составе 247-го истребительного авиационного полка, 42-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Четвёртой Воздушной армии под руководством маршала авиации К.А.Вершинина (с которым потом его будет связывать крепкая дружба).
Материалы для исследования я продолжил находить в музеях и на сайтах (Люберецкий краеведческий музей, Подвиг народа.ру, Мемориал.ру, Герои страны.ру.) Я читал наградные листы, газетные заметки, музейные документы. Из этих материалов я узнал, что мальчик, мечтавший о небе, сразу проявил себя храбрым воздушным бойцом, которому не страшны никто и ничто. Много раз он выходил в бой тогда, когда сил противника было значительно больше. В одном из его наградных листов даже описывается случай, когда он вышел в бой в одиночку против 60 самолётов «Люфтваффе».
Характеристики Михаила Ильича в то время были такими (цитата из наградного листа к ордену Красного Знамени): «Службу сопровождения выполняет отлично. Боевое оружие и технику всегда содержит в полной исправности, отлично обеспечивает и содержит самолёты в полной боеготовности. Не имеет случаев поломок и аварий. Среди старых и молодых лётчиков пользуется заслуженным деловым авторитетом». Другая цитата из наградного листа, в 1943 г., гласит : «… он смело, до дерзости производил атаки по вражеским бомбардировщикам, шедшим группами до 66 самолётов бомбить передовой край наших войск. В результате атак он сбил 1 Хе-111, который упал горящим 9 км. севернее Крымская. Из горящего самолёта выбросились 4 немецких парашютиста, которые были взяты в плен».
В 1943 году, как один из опытных летчиков полка Михаил Ильич был командирован в 212-ый авиаполк для передачи боевого опыта. Он проводил лекции для молодого лётного состава. Также Михаил Ильич был зам. командира эскадрильи. Также в 1943 году о нём и его боевых товарищах в газете «Крылья Советов» была написана заметка (название заметки).
Во время войны Михаил Ильич выполнял разведывательные (в том числе и ночные), полеты на сопровождение и истребительные полёты. Также летал в группе с другими лётчиками, в том числе, с Героем Советского Союза Иваном Горбуновым (они долгое время летали в паре) и на сопровождение знаменитого аса Александра Покрышкина, который также воевал в 4 Воздушной армии.
Последний самолет Михаил Ильич сбил 1 мая 1945 года под Берлином.
Всего за Великую Отечественную Войну он провел 377 боевых вылетов, в которых сбил 15 немецких самолётов (7 бомбардировщиков и 8 истребителей). Также в составе группы сбил 4 самолета и подбил лично 4 самолёта.
Как один из самых результативных лётчиков 4 ВА, Михаил Ильич был назначен ассистентом знаменосца сначала полка, а потом и всего 2 Белорусского фронта, в составе которого и находилась Четвёртая Воздушная армия. 24 июня 1945 года Михаил Ильич участвовал в Параде Победы на Красной Площади (был ассистентом знаменосца 2-го Белорусского фронта).
Конечно, такие боевые успехи моего прадедушки не могли остаться без наград. Михаил Ильич заслуженно был награждён такими орденами и медалями, как тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», «За победу в Великой Отечественной Войне», «30 лет Советской Армии и флоту». Но самое главное и почётное звание Михаил Ильич получил 15 мая 1946 года. В этот день он был удостоен звания «Герой Советского Союза» - самой высокой военной награды СССР. У моей бабушки до сих пор, как семейная реликвия, хранится в архиве газета с указом о присвоении звания «Героя Советского Союза» Косса Михаилу Ильичу.
После окончания войны, Михаил Ильич в звании майора, в составе 4 Воздушной Армии, был направлен сначала в Польшу(1946-47), в город Познань, а потом в Москву, где Михаил Ильич поступил в Высшую офицерскую школу штурманов ВВС, куда был направлен по приказу командующего 4 Воздушной Армии К.А.Вершинина. На этих курсах учились только лучшие из лучших, те, кто проходил строжайший отбор. 1 мая 1949 года он окончил эти курсы. Позднее мой прадедушка работал инструктором в учебном центре ДОСААФ в селе Ротмитровка Киевской области Украины.
Мне бы очень хотелось сказать о том, что у Михаила Ильича и дальше всё складывалось так же блестяще, как во время войны. Но, к сожалению, обстоятельства его жизни сложились иначе. Как и многие, он был репрессирован, а потом расстрелян 20 апреля 1950 года, всего в 28 лет. 1 июня 1966 года он был реабилитирован. У него осталась семья – жена - Анастасия (моя прабабушка) и две дочери – Светлана (которой было всего 2 года в 1950 г.), и Галина - моя бабушка - ей не было и года. Светлана стала химиком, а моя бабушка Галина продолжила династию, окончила Московский Авиационный институт и много лет работала в гражданской авиации. Долгое время было неизвестно, где захоронили моего прадеда, но на данный момент уже подтверждено, что он захоронен на Донском кладбище (метро Шаболовская). Так же в школе, в которой учился Михаил Ильич, установлена мемориальная доска в память об учащемся здесь Герое советского союза.
3. Заключение
Я вырос, я повзрослел, я стал понимать всю трагедию судьбы поколения войны. Я понял, что без связи с родом невозможно понять себя, свою жизнь. И те далёкие времена стали для меня близкими и нужными как никогда. Мой дед жив, пока жива моя память. Я рассказываю теперь о нём своей младшей сестре, буду рассказывать своим детям и внукам. Ведь пока мы помним о них, они живы и улыбаются нам со старых фотографиях альбома.
Работая над проектом, я чувствовал себя настоящими исследователями истории Отечественной войны и своей семьи. Для меня это первый такой опыт. Возникло замечательное чувство – чувство сопричастности истории своей Родины, гордость за свою семью.
Мы убедились, что, не смотря на то, что не все представители нашего поколения хорошо знают о героических подвигах своих предков, ниточка памяти, к счастью, ещё не оборвалась. Она сегодня в наших руках. Значит, передаётся такая память только от человека к человеку, от поколения к поколению, от сердца к сердцу. Сохранение исторической памяти народа сегодня важнейшая задача и мы – молодое поколение можем внести свой вклад в её сохранение, если будем активны и неравнодушны.
Ещё одним выводам нашего исследования, является мысль о том, что мы не случайно пришли к этой теме. Огромную роль сыграли рассказы взрослых: наших родных и близких, наших учителей, ветеранов. Много о войне со мной говорила бабушка и моя мама.
Нам видится очень важным не быть «Иванами, не помнящими родства». Дороги жизни – мирные и военные очень трудны, не сбиться с верной дороги помогает людям достойный пример предков. Сегодня мы можем сказать: «Я помню, я горжусь!».
Список источников
1. Семейные архивы.
2. Музейные архивы Люберецкого краеведческого музея.
3. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь/Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. – М.: Воениздат, 1987. – Т. 1/Абаев – Любичев/. –911 с. – 100 000 экз. – ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
3. Сайты
http://www.warheroes.ru/about.asp
.
Рисуем белые грибы пастелью
Л. Нечаев. Яма
Глупый мальчишка
Колумбово яйцо
Карандаши в пакете