«Конец света», который ждали прошедшей зимой, всё-таки наступил: встаёшь - ещё темно, приходишь с кружков, секций уже темно. Что же случилось? Дело в том, что в 2011 году отменили переход на «зимнее время». Я стал замечать, что по утрам трудно просыпаться, я стал быстро утомляться, на первых уроках работоспособность стала низкой, всё время хотелось спать. Неужели это из-за того, что мы не перевели стрелки лишь на один час назад? Цель проекта - изучение влияния «зимнего времени» на самочувствие. Задачи: изучить источники информации по теме исследования; провести мониторинг самочувствия одноклассников в зимние месяцы; провести анкетирование; познакомиться с мнением медсестры; подобрать рекомендации.
Тема исследования актуальна для меня, так как, позволяет проследить зависимость состояния организма от одного из абиотических экологических факторов – света; направлена на выявление возможности регулирования состояния здоровья и разработку рекомендаций, направленных на улучшение самочувствия в зимние месяцы.
Чтобы проследить зависимость самочувствия моих одноклассников от времени наступления «светлого времени суток», я каждый день на протяжении декабря, января, февраля перед первым уроком просил их отметить своё самочувствие в бланках в соответствии с предложенной трехбальной шкалой.
Занятия в школе начинаются в 8.00ч. В декабре рассвет наступал 8.58, к началу второго урока. В январе 8.58-8.25 ч. Анализ самочувствия одноклассников показал, что с 21 декабря по 30 января 125 раз отмечен вариант А– «Проснулся тяжело, хочется спать», а вариант С- «Проснулся хорошо, спать не хочется», всего 66 раз.
11 февраля момент рассвета совпал с началом первого урока -8.00, а к концу месяца рассвет наступал на полчаса раньше занятий в 7.23.и самочувствие учеников 8 кл. значительно, улучшилось. Как показывает анализ данных вариант С – «Проснулся легко, спать не хочется» отмечен 114 раз, а вариант А только 51 раз. По данным фиксации самочувствия был составлен график за все дни наблюдения. Линии графиков ломанные, это объясняется тем, что на самочувствие и настроение влияет много факторов, но линии тренда четко показывают изменение соотношения вариантов А и С за время наблюдений. Точка «смены настроений» приходится на 30 января, рассвет в этот день начинается в 8.27ч.
Анализ данных анкет показывает, что - 48% опрошенных отрицательно относятся к отмене перехода на зимнее время, 46% ощутили ухудшение самочувствия, 20% удовлетворены отменой перехода; 50% респондентов, указывают на то, что стало труднее просыпаться, 28% - стало труднее работать (учиться) по утрам, 14% отметили участившиеся депрессии или плохое настроение, а 8% связывают отмену перехода на зимнее время с участившимися болезнями. В результате 66% хотели бы вернуть переход на зимнее время и только 18% против перехода.
Реакция на «зимнее время» индивидуальна, опрос мнения педагогов показал, что среди них есть такие, кто не заметил произошедших изменений, а некоторые отреагировал очень болезненно.
Пока проблема исследуется и решается на государственном уровне, мне кажется, в нашей школе она может быть решена более поздним началом занятий, например в 8.30 и коррекцией расписания занятий секций и кружков.
Чтобы облегчить приспособление организма к новому времени, следует соблюдать некоторые правила: не подвергать себя чрезмерным нагрузкам, стараться меньше нервничать, отводить для отдыха и сна больше времени, принимать витаминные комплексы, иммуностимуляторы, ввести в рацион больше продуктов, богатых витамином С, вести активный образ жизни.
Прислушайтесь к советам, и следующая зима не покажется вам такой же тяжелой, как предыдущая. Будьте здоровы и счастливы!
Вложение | Размер |
---|---|
homenko_tekst_ulyanovskaya.docx | 738.87 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа Радищевского района
Объединение «Оберег» ОСЮН
«Конец света» и самочувствие, или
нужно ли возвращать «зимнее время»?
Выполнил Хоменко Алексей, 9 класс
Руководитель – Карпова М. Н.,
учитель биологии,
руководитель объединения
п. Октябрьский
2013 г.
Оглавление
Переход на зимнее время: против
Как адаптироваться к зимнему времени?
Материалы и методы исследования
«Конец света», который ждали прошедшей зимой, всё-таки наступил: встаёшь - ещё темно, приходишь с кружков, секций уже темно. Что же случилось? Почему же стало так темно прошедшей зимой?
Дело в том, что в 2011 году отменили переход на «зимнее время». Я не обращал внимания на споры и дебаты, развернувшиеся в прессе и на телевидении по этому поводу, но вскоре стал замечать, что по утрам стало трудно просыпаться, я стал быстро утомляться, чаще болеть. Утром, по дороге в школу на меня давила темнота на улице и на первых двух урока работоспособность была очень низкой, всё время хотелось спать. Неужели это всё из-за того, что мы не перевели стрелки всего лишь на один час назад? Я решил разобраться в этом и изучить, как отмена зимнего времени влияет на самочувствие, настроение и работоспособность человека.
Цель проекта - изучение влияния «зимнего времени» на самочувствие.
Задачи:
Гипотеза - если время начала активной деятельности человека не совпадает с временем наступления светлого времени суток, самочувствие ухудшается, работоспособность снижается.
Тема исследования актуальна для меня, так как, во-первых, позволяет проследить зависимость состояния организма от одного из абиотических экологических факторов – света, во-вторых, направлена на выявление возможности регулирования состояния здоровья через изменение времени бодрствования, и, в-третьих, направлена на обобщение рекомендаций, направленные на улучшение самочувствия в зимние месяцы.
Зимнее время — время, вводимое на зимний период, сдвинуто на 1 час назад относительно времени, принятого в данном часовом поясе. Вводится во многих странах на зимний период. В большинстве стран, применяющих сезонный перевод часов, производится в ночь с субботы на воскресенье.
Критики летнего времени говорят о негативном влиянии перевода часов на здоровье людей и указывают на то, что экономическая польза летнего времени не доказана.
В России переход существовал с 1981 по 2011 годы.[5]
В последнее время многие жалуются на болезненные реакции в связи с переводом стрелки часов при переходе на зимнее или летнее время. Характерно: люди из совершенно различных регионов дают негативную оценку этим ежегодным искусственным вмешательствам в наши биоритмы.
А что говорят по этому поводу специалисты?
Исследования ведущих биоритмологов свидетельствуют, что главный фактор, определяющий наиболее целесообразный ритм нашей жизнедеятельности,— суточное вращение планеты. При этом первостепенное значение для синхронизации суточных ритмов организма имеет цикл «свет — темнота» и «день — ночь». Рецептор света (глаз) по своей спектральной чувствительности настроен на определенный диапазон солнечного излучения. С первыми лучами солнца в организме активизируются процессы, обеспечивающие повышенную работоспособность.
Надо сказать, этот природой заложенный суточный ритм наиболее консервативен и плохо поддается перестройке. Перемещение человека в другие часовые пояса подтвердило: приспособление к новому часовому ритму длится от 10 до 25 суток. Нарушение привычного ритма сопровождается головной болью, ухудшением аппетита, бессонницей, сбоем пульса и артериального давления, снижением работоспособности. Ученые В. Доскин и Н. Куинджи на основе многочисленных исследований сделали вывод о том, что переход с зимнего на летнее время не проходит бесследно даже у детей. Более того, дети и подростки более чувствительны к изменению временной среды, нежели взрослые.
Результаты научных исследований многих специалистов позволяют считать наиболее оптимальным, физиологичным такой ритм жизнедеятельности, когда он совпадает с реальной в данной местности сменой дня и ночи, с восходом и заходом солнца. Искусственное выделение часовых поясов, не согласованных с естественными ритмами светового режима, может стать дополнительным стрессовым фактором для населения данного региона. Именно при переходе на летнее или зимнее время, как свидетельствует статистика, возрастает психосоматическое напряжение, ухудшается самочувствие людей.
Особенно отрицательно сказывается переход на летнее время. Реакция на него сравнима с реагированием на перемещение в восточном направлении. А это, по данным исследователей, приводит к более длительному нарушению биоритмов, чем перемещение на запад.
В этой связи еще раз хочется напомнить: мы должны жить в полном согласии с ритмами Вселенной. И постараться исключить из нашей жизни все, что расшатывает эту гармонию, способствует развитию метеопатии. Это в полной мере относится и к социальным, и к рабочим, и к домашним ритмам. Именно так, а не наоборот! Нельзя зависеть от ритмов, навязанных нами же самими — своей неорганизованностью, авралами! Этот вывод уже давно подтвержден в научных изысканиях Б. Алякринского: чем больше динамика нагрузки соответствует биологическому ритму работоспособности, тем выше производительность.
Таким образом, перевод каждого региона в часовой пояс, который бы соответствовал истинному географическому времени, является одним из важнейших звеньев профилактики метеопатии. И тут есть о чем подумать местным властям. [4]
Системой перевода стрелок часов весной и осенью сейчас пользуются жители более 110 стран мира. В России перестали придерживаться разделения на зимнее и летнее время в 2011 году. В результате на территории страны стала действовать система исчисления времени, опережающая астрономическое на два часа.
После отмены перехода на зимнее время многие стали испытывать хроническое недосыпание и усталость. Особенно тяжело новое исчисление времени далось жителям Урала, Сибири и Дальнего Востока. В начале сентября в Госдуму РФ внесен законопроект, предусматривающий возврат перевода стрелок на зимнее время.
Перевод стрелок на час назад воспринимается большинством жителей безболезненно и практически не отражается на естественном биоритме человека, в отличие от перехода на летнее время.
Шведские ученые пришли к выводу, что увеличение ночного сна на один час способствует снижению частоты возникновения инфаркта миокарда на 5%.Переход на «зимнее время» : за
Большинство россиян, лишенных зимнего времени, испытывают симптомы хронической усталости и недосыпания. Они вынуждены терять четвертую фазу сна, обеспечивающую восстановление центральной нервной системы.
Двухчасовая разница с астрономическим временем вынуждает вставать на работу задолго до рассвета, что негативно влияет на самочувствие и настроение большей части людей. Кроме того, сокращение продолжительности сна провоцирует обострение хронических заболеваний.
Заложенный природой суточный ритм человека с трудом приспосабливается к изменениям. Осенний перевод стрелок способен инициировать такие болезненные симптомы, как головная боль, снижение аппетита, бессонница, нарушения пульса и артериального давления. Переход на зимнее время может привести к обострению гипертонии, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка, эндокринных заболеваний и т.д.
Перевод часов вызывает временной стресс, сказывающийся на психоэмоциональном состоянии человека. Нарушение синхронизации внутреннего биологического времени с внешним вызывает раздражительность, угнетенность настроения, депрессию. Этому же способствует необходимость вносить изменения в сложившийся ритм повседневной жизни, подгоняя его под новый режим.
Болезненное состояние после перевода стрелок может длиться до двух недель. Чтобы облегчить приспособление организма к новому времени, следует соблюдать некоторые правила.
Солнечное излучение является основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. В спектре солнечного излучения можно выделить три области, различные по биологическому действию: ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную. Ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,290 мкм губительны для всего живого, но они задерживаются озоновым слоем атмосферы. До поверхности Земли доходит лишь небольшая часть более длинных ультрафиолетовых лучей (0,300 - 0,400 мкм). Они составляют около 10% лучистой энергии. Эти лучи обладают высокой химической активностью - при большой дозе могут повреждать живые организмы. В небольших количествах, однако, они необходимы, например, человеку: под влиянием этих лучей в организме человека образуется витамин Д.
Видимые лучи с длиной волны от 0,400 до 0,750 мкм (на их долю приходится большая часть энергии - 45% - солнечного излучения), достигающие поверхности Земли, имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения за счет этого излучения синтезируют органическое вещество (осуществляют фотосинтез), которое используют в пищу все остальные организмы. Для большинства растений и животных видимый свет является одним из важных факторов среды. Большинство животных способны различать спектральный состав света - обладают цветовым зрением, а у растений цветки имеют яркую окраску для привлечения насекомых-опылителей.
Инфракрасные лучи с длиной волны более 0,750 мкм глаз человека не воспринимает, но они являются источником тепловой энергии (45% лучистой энергии). Эти лучи поглощаются тканями животных и растений, вследствие чего ткани нагреваются. Многие хладнокровные животные (ящерицы, змеи, насекомые) используют солнечный свет для повышения температуры тела (некоторые змеи и ящерицы являются экологически теплокровными животными). Световые условия, связанные с вращением Земли, имеют отчетливую суточную и сезонную периодичность. Почти все физиологические процессы у растений и животных имеют суточный ритм с максимумом и минимумом в определенные часы: например, в определенные часы суток цветок у растений открывается и закрывается, а у животных возникли приспособления к ночной и дневной жизни. Длина дня, или фотопериод, имеет огромное значение в жизни растений и животных.
Изучение фотопериодизма растений и животных показало, что реакция организмов на свет основана не просто на количестве получаемого света, а на чередовании в течение суток периодов света и темноты определенной длительности. Организмы способны измерять время, т.е. обладают “биологическими часами. “Биологические часы” - также управляются сезонными циклами и другими биологическими явлениями. “Биологические часы” определяют суточный ритм активности как целых организмов, так и процессов, происходящих даже на уровне клеток, в частности клеточных делений. [1]
Два века назад человечество вставало "с петухами" и ложилось спать с заходом солнца. Светло – бодрствую, темно – сплю: по такому суточному циклу "день-ночь" строилась жизнь человека. Со времени промышленной революции и изобретения электрического освещения общество постепенно увеличивало активный период жизни до 24-часового. Количество людей, живущих и работающих в рамках "подвижного суточного графика", резко возросло: в разных странах это число колеблется от 15 до 25% всех занятых в производстве, сфере обслуживания и на транспорте. Справиться с последствиями неестественного ритма жизни им могут помочь не чудо-лекарства, а… обычный дневной свет.
В последние 20 лет, благодаря различным открытиям в биологии и медицине, свет в качестве важной составляющей здоровья и хорошего самочувствия стал оцениваться весьма высоко. Особенно после того, как стало известно о свойствах и механизмах воздействия так называемого окулярного света (то есть света, проходящего через глаз, но связанного не только со зрительным восприятием). После проведения исследований по фотобиологии стало очевидно, что именно окулярный свет является связующим и контролирующим звеном большого количества физиологических и психологических процессов в организме человека. В частности, он контролирует "биологические часы" человека и напрямую влияет на его настроение и самочувствие.
В хронофотобиологии свет является самым важным фактором в контроле наших внутренних биологических часов (рис. 1). Они расположены в особом отделе гипоталамуса мозга – его супрахиазматическом ядре (СХЯ). Окулярный свет передает сигналы в специальные ганглиозные ячейки ретины. Оттуда по нервам сигналы, входя в СХЯ, контролируют суточный (циркаидальный) и сезонные (циркануальные) ритмы.
Суточные ритмы напрямую связаны с гормональными колебаниями в организме человека. Утром падает уровень "гормона сна", мелатонина, зато возрастает уровень кортизола – идет подготовка тела и разума к активности наступающего дня. Вечером, напротив, возрастает уровень мелатонина, повышается сонливость, а работоспособность падает – мы готовимся к циклу сна (рис. 2).
В естественных условиях окулярный свет синхронизирует внутренние часы относительно 24-часового земного цикла "день-ночь". Но в отсутствие света биологические часы начинают срабатывать с периодом около 24 часов 15 минут и, соответственно, отстают день ото дня от часового времени окружающей среды.
Симптомы такого "отставания" знакомы всем, кто совершает перелеты на реактивных самолетах через разные временные зоны. Они исчезают лишь спустя несколько дней, когда свет "подстраивает" десинхронизированные внутренние часы под новый режим дня и ночи, и привычный суточный ритм восстанавливается. [2]
Великий естествоиспытатель, создатель учения о биосфере В. И. Вернадский писал: «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волн – от волн, длина которых исчисляется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемых километрами». В этом диапазоне лежат и излучения оптической области спектра лучистой энергии – свет солнца, неба и искусственных источников света.
На сегодняшний день в различных областях и сферах жизни широко применяются источники лучистой энергии. Вследствие чего человек подвергается воздействию есте6ственных и искусственных источников лучистой энергии с различной спектральной характеристикой и обширным диапазоном интенсивности: от 100000 лк и более днем при прямом солнечном свете 0.2 лк ночью при свете луны. К сожалению, о роли лучистой энергии, а в частности света, в биологии человеческ5огго организма мы знаем очень мало.
Все виды излучения оптической области спектра имеют одинаковую физическую природу. Но каждый отдельный участок спектра (видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи) имеет определенные длины волн и частоту электромагнитных колебаний, что в свою очередь характеризует эти участки
Спектра, их биологическое действие и гигиеническое значение. [6]
В течение суток мы не раз переживаем приступы сонливости, бодрости, усталости, повышение и понижение работоспособности и колебания настроения. На смену ритмов, впрочем, влияет не только время суток, но и сезон, погода, даже окружающая зрительная среда. В наших широтах сезонные отличия в настроении, уровне энергии и жизненных сил наблюдаются у существенной части населения. Многочисленные исследования показывают: воздействие "сезонных колебаний" можно снизить или вовсе нейтрализовать, грамотно используя освещение. Даже один час работы под яркой настольной лампой (обеспечивающей освещённость 2500 лк) улучшал показатели самочувствия, настроения и уровня энергии более чем у половины (точнее, у 62%) испытуемых – здоровых офисных служащих. Изучение уровня стресса и недовольства людей проводилось в условиях комбинированного освещения – электрического и дневного. И было замечено, что постоянное искусственное освещение того же уровня освещенности, что и дневной свет, сводит на нет различия в уровне стресса летом и зимой. Если же сотрудники работали в светлое время при дневном освещении, а вечерами и ночью – при электрическом, с разными уровнями освещенности, показатели стресса летом и зимой сильно различались (не в пользу зимы, разумеется). Ученые сделали вывод: большая составляющая дневного света летом обеспечивает уменьшение уровня стресса.
Научно подтверждено, что в дневное и ночное время работы – разные показатели бодрствования, работоспособности, по количеству несчастных случаев и их риску, а также по прогулам. Другими факторами являются индивидуальные различия, условия работы, зрительные задачи и биологические часы. Ночная смена, в частности, гораздо более трудна для выполнения многих типов зрительных задач и куда более травмоопасна, нежели дневная. В некоторых исследованиях показано, что за ночную смену происходит на 20% больше несчастных случаев, чем в дневную (при этом на 80% больше тяжелых), вполовину больше аварий, а работоспособность падает по сравнению с дневной сменой на 10–20%.
Как сделать свет здоровым? К сожалению, до сих пор уровень освещенности в помещениях измеряется на горизонтальных поверхностях. Гораздо правильнее было бы измерять ее "на глазок" – точнее, непосредственно на глазах. Если на глаза "подопытного" три часа воздействовать светом в 1000-2000 лк, это может привести к временному сдвигу его "биологических часов" от 2 до 4 часов.
На биологические часы человека влияют не только время суток, но и уровень освещенности. Имеет значение и спектр излучения. Недавние исследования по подавлению мелатонина и открытие нервного ганглиозного элемента показали, что "гормон сна" подавляется наиболее успешно, если длины волн, которые воздействуют на глаз человека, находятся в диапазоне 410–460 нм. Другими словами, для того, чтобы сделать свет наиболее здоровым, нужно думать не только о том, когда светить и сколько светить, но и как светить. И в каждом конкретном случае использовать лампы с различным специальным спектральным распределением излучения.
Многие медицинские и биологические исследования доказали, что электрический свет может быть таким же эффективным, как и естественный. Но лишь при условии, что он будет достаточно интенсивным. Ведь обычно искусственная освещенность в помещениях значительно ниже даже самой "тусклой" естественной.
Чтобы понять, к какому идеалу стремиться работодателю, которому страшно не повезло с офисом "без окон без дверей", стоит запомнить следующее. Согласно данным исследований, люди предпочитают работать в комнатах с преобладанием дневного освещения и высоким уровнем дополнительного электрического освещения (в среднем 800 лк). Именно в этом случае свет на рабочем месте будет по-настоящему "оздоровляющим", а люди – бодры и веселы.
Последствия плохого освещения в помещениях, где люди вынуждены проводить существенную часть суток, крайне неприятны. Это повышенная усталость, утомление глаз, частые головные боли, повышение уровня стресса, снижение внимания и работоспособности. Чем меньше приспособлены источники света для решения конкретных зрительных задач, тем выше негативные последствия. Головные боли и стресс иногда возникают также из-за пульсации света – она появляется при использовании разрядных ламп с электромагнитными балластами, работающих при частоте сети электропитания (50 Гц). Поэтому такие балласты следует заменять на электронные, работающие на высоких частотах (0,4–25 кГц) и не вызывающие вредного воздействия пульсации. Другим возможным вариантом снижения воздействия пульсации является расфазировка люминесцентных ламп в многоламповых светильниках с электромагнитными ПРА.
Словом, свет имеет важное биологическое значение для человеческого здоровья и самочувствия, физиологических и психологических ритмов, настроения. Новые решения в освещении, основанные на недавних открытиях в области рецепторов сетчатки и их спектральной чувствительности, могут существенно улучшить производительность и организацию труда. Но, конечно, увеличение производительности труда лишь частично обусловлено улучшением зрительных условий. Если работник ленив и неаккуратен, к порядку его не призовет даже круглосуточное ясно солнышко над головой. [2]
В ходе работы над проектом были использованы разнообразные методы:
1.Анализ источников информации, интернет – ресурсов;
2.Анкетирование и интервьюирование жителей поселка с целью изучение мнения о переходе на «зимнее время»;
3.Ежедневный опрос одноклассников об их самочувствии утром;
5. Беседа со школьной медицинской сестрой.
6. Статистическая обработка данных.
Анализ источников информации, интернет – ресурсов показал, что существует множество противоречивых мнений об отмене «зимнего времени».
Я решил проверить зависимость самочувствия моих одноклассников от времени наступления «светлого времени суток». С этой целью я каждый день перед первым уроком просил их отметить своё самочувствие в специальных бланках в соответствии с предложенной трехбальной шкалой (Приложение 1,2) Затем я подсчитал количество человеко-дней с различным самочувствием и проанализировал их.
Мне удалось проследить динамику самочувствия одноклассников на протяжении самых тяжелых месяцев: декабря, января, февраля.
Анкета, с которой я обратился к жителям поселка, выглядела следующим образом:
Исследование проводилось в ноябре-апреле 2012-2013 г.
2.1. Ежедневный опрос одноклассников об их самочувствии был направлен на выявление зависимости самочувствия учащихся от времени наступления светлого времени суток.
Занятия в школе начинаются в 8.00ч. В декабре рассвет наступал 8.58-8-59, то есть ровно на час позже начала занятий, к началу второго урока, в январе 8.58-8.25 ч. Анализ таблиц учета самочувствия одноклассников (Приложение 1,2) показал, что с 21 декабря по 30 января 125 раз отмечен вариант А– «Проснулся тяжело, хочется спать», а вариант С- «Проснулся хорошо, спать не хочется», всего 66 раз. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1.
Самочувствие учеников 8 класса в декабре-январе
11 февраля момент рассвета совпал с началом первого урока -8.00, а к концу месяца рассвет наступал на полчаса раньше занятий в 7.23.и самочувствие учеников 8 класса значительно, улучшилось. Как показывает анализ данных диаграммы 2 вариант С – «Проснулся легко, спать не хочется» отмечен 114 раз, а вариант А только 51 раз.
Диаграмма 2.
Самочувствие учеников 8 класса в феврале
По данным фиксации самочувствия одноклассников был составлен график за все дни наблюдения. (Диаграмма 3)
Диаграмма 3.
Самочувствие учащихся 8 класса в декабре-феврале 2012-2013 г.
Линии графиков ломанные, это можно объяснить тем, что на самочувствие и настроение влияет множество факторов, но линии тренда четко показывают изменение соотношения вариантов А и С за время наблюдений. Точка пересечения и смены направлений линий приходится на 30 января, рассвет в этот день начинается в 8.27ч.
Таким образом, данное исследование подтвердило предположение о наличии прямой зависимости настроения и самочувствия от времени рассвета.
2. 2.Анкетирование жителей поселка
было направлено на выявление отношения к переходу на зимнее время у учащихся школы и их родителей. Результаты анкетирования отражены в диаграммах 4-7:
Диаграмма 4.
Анализ данных диаграммы показывает, что 48% опрошенных отрицательно относятся к отмене перехода на зимнее время и лишь 20% удовлетворены отменой перехода.
Диаграмма 5.
46% ощутили ухудшение самочувствия. (Диаграмма 5)
Диаграмма 6.
50% респондентов, указывают на то, что стало труднее просыпаться, 28% - стало труднее работать (учиться) по утрам, 14% отметили участившиеся депрессии или плохое настроение, а 8% связывают отмену перехода на зимнее время с участившимися болезнями.
Диаграмма 7.
В результате 66% хотели бы вернуть переход на зимнее время и только 18% против перехода.
2.3. Результаты опроса населения с целью изучение мнения о переходе на «зимнее время»:
Мнение Тараториной Елены Васильевны, учителя истории:
«Я считаю, что возвращать зимнее время не нужно, чтобы не было «метаний» на час вперед-назад. Я уже привыкла и пусть остается все как есть».
Мнение Юдахиной Татьяны Михайловны, учителя информатики:
« Я считаю, что отказ от зимнего времени отрицательно влияет на наше самочувствие. Нужно, чтобы наша активность была согласована с природной».
Мнение Карповой Марины Николаевны, учителя биологии:
«Эволюционно человек формировался как существо с дневной активностью. Именно поэтому солнечный день повышает настроение, а темнота вызывает ощущение страха, неуверенности, поэтому нельзя ломать ритм, устанавливаемый веками. Лично я испытывала нынешней зимой большой дискомфорт, а иногда и депрессию».
2.4. Беседа со школьной медицинской сестрой О.А.Пашиной.
-Ольга Анатольевна, как вы относитесь к отмене перехода на зимнее/летнее время?
Как это влияет на здоровье учащихся?
- Я отношусь к этому отрицательно. На здоровье учащихся это влияет, скорее, в худшую сторону.
-Обращаются в этот период ученики за медицинской помощью ?
-Да. Чаще всего с такими симптомами: сонливость, головокружение, усталость, недомогание.
- А болеют чаще?
-Да, зимой этого года заболеваемость ОРВИ была немного выше, чем в предыдущие.
-Ольга Анатольевна, нужно ли возвращать переход на зимнее/летнее время? И какие рекомендации вы посоветуете, чтобы не заболеть в это время.
-Да, я считаю, что это нужно.
В первую очередь, я посоветую физические упражнения. Нужно вести активный образ жизни, но не забывать о необходимости полноценного здорового сна, чтобы не переутомляться.
Не грустить, и любыми способами поднимать себе настроение. Ну, и, конечно же, необходимо здоровое питание, фиточай, больше витаминов.
Проанализировав различные источники, я обобщил некоторые рекомендации, чтобы легче пережить зимний период:
Во-первых, нужно обязательно повышать иммунитет. Это — ваша защита от всех недугов. О чем же нужно позаботиться зимой? О достаточно калорийной пище. Пускай Вас не пугает это слово, ведь в холодный зимний период организму требуется гораздо больше энергии, чем летом. Это нужно и для обогрева, и для сопротивления многочисленным вирусам. Обязательно надо регулярно есть горячую пищу, в рационе должны присутствовать мясо и рыба.
Во-вторых, не забывать о витаминах. В снежную пору наш организм особо нуждается в поддержке. Самое простое и верное решение — поливитамины, в состав которых должны обязательно входить витамины группы В, витамин Е, витамин С. Принимайте рыбий жир. Цинк и железо тоже подойдут. Их лучше купить отдельно.
В-третьих, не бойтесь холодного зимнего воздуха. Как минимум получасовые пешие прогулки — это самый простой и приятный способ закаливания зимой. Одевайтесь по погоде, ноги держите в тепле. Если освоите какой-либо зимний вид спорта, то сделаете своему здоровью огромный подарок.
В-четвертых, если есть возможность отложить какие-то дела, то их желательно передвинуть. Также необходимо увеличить продолжительность сна.
В- пятых, пейте больше жидкостей. Например, зеленый чай. Он хорошо тонизирует и дает необходимую энергию
И последний совет: посещайте бассейн. Так приятно поплавать в теплой водичке, когда за окном кружатся снежинки. Регулярные физические нагрузки способствуют выбросу в кровь гормона счастья — эндорфина. Так что 40 минут в бассейне могут превзойти по количеству счастья съеденную перед телевизором шоколадку. Будьте бодры. Поднимайте себе настроение! Силы сопротивления организма у человека в подавленном состоянии сильно снижаются, иммунитет падает.
В ходе работы над проектом я отработал навыки сбора, обработки и анализа данных и сформулировал выводы:
Проведенное исследование позволило убедиться в том, что свет является одним из важных экологических факторов, определяет комфортность жизни человека.
Исследование показало наличие прямой зависимости настроения и самочувствия учащихся 8 класса от времени рассвета; наихудшее настроение отмечено в декабре, когда рассвет совпадал с началом второго(!) урока: точка «смены настроений» приходится на 30 января, рассвет в этот день начинается в 8.27ч;
Анкетирование показало, что 48% опрошенных отрицательно относятся к отмене перехода на зимнее время и лишь 20% удовлетворены отменой перехода. 46% ощутили ухудшение самочувствия.
50% респондентов, указывают на то, что стало труднее просыпаться, 28% - стало труднее работать (учиться) по утрам, 14% отметили участившиеся депрессии или плохое настроение, а 8% связывают отмену перехода на зимнее время с участившимися болезнями.
В результате 66% хотели бы вернуть переход на зимнее время и только 18% против перехода.
Реакция на «зимнее время» индивидуальна, опрос мнения педагогов показал, что среди них есть такие, кто не заметил произошедших изменений, а некоторые отреагировал очень болезненно;
Медицинская сестра Пашина Ольга Анатольевна считает, что отмена перехода на зимнее время отрицательно влияет на здоровье учащихся;
Таким образом, в ходе работы над проектом нашла подтверждение гипотеза: если время начала активной деятельности человека не совпадает с временем наступления светлого времени суток, самочувствие ухудшается, работоспособность снижается.
Пока проблема исследуется и решается на государственном уровне, мне кажется, в нашей школе она может быть решена более поздним началом занятий, например в 8.30 и коррекцией расписания занятий секций и кружков.
Чтобы облегчить приспособление организма к новому времени, следует соблюдать некоторые правила.
Прислушайтесь к советам, и следующая зима не покажется вам такой же тяжелой, как предыдущая. Будьте здоровы и счастливы!
Планируется продолжить исследования влияния различных экологических факторов на здоровье человека.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Ласточка
Ребята и утята
Привередница
Сила слова