Работа рассказывает о деятельности учёных во время войны, о людях, которые жили, работали, воевали для победы.
Этот материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, на классных часах и уроках, посвященных нравственному воспитанию учащихся, победе в войне 1941-1945г.
Вложение | Размер |
---|---|
apuhtina_a.docx | 259.38 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
143120 Московская область, Рузский район, п. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.
тел. 8(496)27-65-689 e-mail: wolruz@yandex.ruсайт:http://51-sch-nv.edumsko.ru
проектная работа
тема:
Выполнила:
ученица 7 класса
Апухтина Анастасия
Константиновна
Руководитель:
учитель физики и математики
Гобзова Н.П
.
2015
В этом году исполняется 70 лет со Дня победы в Великой Отечественной войне. Весь народ дни и ночи на фронте и в тылу ковал эту победу. Свой вклад внесли и учёные-физики нашей страны. Их открытия и изобретения, сыграли немаловажную роль в победе над фашизмом.
Моя работа рассказывает о деятельности учёных во время войны, о людях, которые жили, работали, воевали для победы.
Этот материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, на классных часах и уроках, посвященных нравственному воспитанию учащихся, победе в войне 1941-1945г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..4-5
Глава 1. Авиация Великой Отечественной войны.……………………………………6-10
1.1Самолеты-истребители.
1.2. Самолеты- бомбардировщики.
Глава 2. Герои войны…………………………..11-14
2.1.Виктор Васильевич Талалихин..
2.2.Иван Никитович Кожедуб
2.3.Алексей Петрович Маресьев
Глава 3. Труд ученых- теоретиков .……………………15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………………...17
Приложение…………………………………………………………………18-19
Введение.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, чтобы поработить ее и уничтожить. Для всех советских людей началась священная и грозная битва за жизнь, свободу и независимость, началась Великая отечественная война.
В первые дни войны прозвучала по радио песня "Священная война", в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.
Я не знаю, что такое война, но по увиденному, услышанному могу представить, что это такое.
Война – это миллионы погибших, тысяча сожженных деревень и разрушенных городов. Люди сражались «ни ради славы, ради жизни на земле»...
…Дорога к победе была долгой и трудной. Каждая тропинка, отходящая от этой дороги, - это кровь и смерть, боль и горе, гибель людей, и радость маленьких побед. 1941-1945 годы – это истинно суровые годы, годы испытаний на прочность и верность человеческих отношений…
…Идут года, сменяются поколения, а память о войне жива и не забудется никогда то, что выпало на долю нашего народа.
В своей работе я хотела осветить следующие вопросы:
Как защищали небо нашей страны?
Как наука физика и ученые помогали сражаться в Великой отечественной войне?
Актуальность.
В настоящее время патриотизм считается не модным, поэтому мало кто знает и помнит о том мужестве, героизме,которыми было завоевано наше мирное небо над головой, наша счастливая жизнь. Мой проект посвящен 70-летию Победы.
Цель работы: Рассказать об оружии, которое «ковало» победу в Великой Отечественной войне; о подвигах ученых- физиках, конструкторах , создавших это оружие.
Объект исследования: Авиационное оружие в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Познакомиться с достижениями в авиации в годы Великой Отечественной войны.
2.Выделить наиболее интересные значимые моменты изобретений физиков в Великой Отечественной войне.
3. Рассказать о подвигах летчиков в годы войны.
4. Доказать взаимодействие физики и техники и их значительную роль в победе над фашизмом.
Продукт проекта:
- выпуск газеты;
- подготовить презентацию об оружии, которое «ковало» победу в Великой Отечественной войне;
- выступление с презентацией на классном часе перед одноклассниками и перед учащимися младших классов.
Глава 1. Авиация Великой Отечественной войны.
1.1Самолеты- истребители.
Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои силы, знания, весь свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма.
«Все для фронта, все для победы!» – эти слова стали девизом миллионов.
Как никогда был ясен тезис о войне: «…берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины…» Развернулась битва, которую можно назвать « войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли».
Знаменитый авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин писал:
«Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем.»
В суровые военные будни Лавочкиным был создан новый быстроходный, маневренный, хорошо вооруженный истребитель Ла-5.
Новый самолет был создан в кратчайший срок. Уже через две недели после испытания опытного образца его производство было запущено в серию, вскоре машины пошли в бой. Первые полки истребителей Ла-5 участвовали в сражениях уже осенью 1942 года: они громили фашистов под Сталинградом и помогли превратить небо над городом в «грандиозную мясорубку для немецкой авиации».
Максимальная скорость: 575 км/ч
Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными преимуществами перед фашистскими самолетами такого же класса. Его скорость при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей противника. Фюзеляж - полумонокок, выклеенный из березового шпона толщиной 1,15-0,75 мм в пять-восемь слоев, с уменьшением толщины от носа к хвосту.
. Крыло - площадью 17,56 квадратных метров и размахом 9,8 м, с предкрылками.
Обшивка крыла - фанера в 3 мм. Вооружение Ла-5 состояло из двух синхронных пушек ШВАК. Оперативность выполнения большого объема доводочных работ в ходе испытаний Ла-5 в значительной степени определялась тесным взаимодействием КБ С.А.Лавочкина с другими конструкторскими бюро. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки решить множество вопросов, связанных в основном с компоновкой силовой установки, и довести Ла-5 до серии.
А до Ла-5 Конструкторы: Лавочкин, Горбунов, Гудков - создали самолет серии ЛАГГ
Внедрение самолета не проходило гладко, так как самолет и его чертежи были еще достаточно "сырые", не доработанные до серийного выпуска. Наладить поточное производство не удавалось. С выходом серийных самолетов и их поступлением в воинские части стали приходить пожелания и требования усилить вооружение и увеличить объем баков. Увеличение емкости бензобаков позволило увеличить дальность полета с 660 до 1000 км. Были установлены автоматические предкрылки, но в серии больше шли обычные самолеты. Заводы, выпустив около 100 машин ЛаГГ-1, начали строить его вариант — ЛАГГ-3. Все это выполнялось, но самолет утяжелялся и летные качества его снижались.
Кроме того, зимний камуфляж — шершавая поверхность окраски — ухудшил аэродинамику самолета. Общая культура веса в самолетах ЛАГГ и Ла была ниже, чем в самолетах Як, где она была доведена до совершенства. Но живучесть конструкции ЛАГГ была исключительной. ЛаГГ-3, в первый период войны, был одним из основных фронтовых истребителей. В 1941-1943 гг. заводы построили свыше 6,5 тыс. самолетов ЛаГГ.
Было построено более 6500 самолетов ЛаГГ-3, поздние варианты имели убирающееся хвостовое колесо и возможность переносить сбрасываемые топливные баки. Из вооружения устанавливалась 20-мм пушка, стрелявшая через втулку винта, два пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), и подкрыльные крепления для неуправляемых ракет или легких бомб.
Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель.
В феврале 1943 г. завершилась постройка истребителя Як-1М. Он представлял собой дальнейшее развитие самолета Як-1, от которого отличался, в основном, меньшим весом и крылом меньшей площади. Летные данные машины заметно улучшились, максимальная скорость на высоте 4430 м возросла до 633 км/ч, время набора высоты 5000 м при взлетном весе 2655 кг сократилось до 4,1 минуты. В сентябре 1943 г. года был подготовлен улучшенный вариант- Як-3.
Особенно запомнился летчикам бой 16 июля 1944 года, который показал что самолеты Як-3 с успехом могут вести борьбу с численно превосходящим противником. Бой начали десять Як-3 против восьми Ме-109 и четырех ФБ-190 с наращиванием сил с нашей стороны до 18 и до 24 самолетов со стороны противника. В итоге было сбито 15 вражеских истребителей и лишь один Як-3.
Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что делало неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов. Другой недостаток - слабое крепление верхней обшивки крыла. Были даже зафиксированы случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Зная опасную особенность машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы, потому неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро завоевал популярность.
Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому, что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом советского истребителя предвестником Победы.
В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым.
По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко отличался от большинства своих серийных современников.
И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя.На самом деле И-16 стал практически недостаточно устойчивым, особенно на планировании, требовал большого внимания от летчика, реагировал на малейшее движение ручки.
И наряду с этим не было, пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на современников своими скоростными качествами. Маленький И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. После каждой модификации скорость, потолок и вооружение самолета возрастали.
Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и двух пулеметов. И-16 принимали участие в боях с немецко-фашистской авиацией. И-16 принял участие в начальном периоде Великой Отечественной войны для пикирующего бомбового удара.
Один из самых грозных боевых самолетов Второй мировой войны Ил-2 производился в огромных количествах. Советские источники называют цифру 36163 самолета. Характерной особенностью двухместного самолета разработанного в 1938 г. Сергеем Ильюшиным и его Центральным конструкторским бюро, была бронированная оболочка, которая составляла единое целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель, радиаторы и топливный бак. Первый опытный образец поднялся в воздух 12 октября 1940 г.
Самолеты Ил-2 использовались ВМС СССР для противокорабельных операций, кроме этого, разрабатывались специализированные бомбардировщики-торпедоносцы Ил-2Т. На суше этот самолет использовался при необходимости для проведения разведки и постановки дымовых завес.
Чтобы обеспечить замену штурмовику Ил-2, в 1943 г. было разработано два разных опытных самолета. Вариант Ил-8, сохранив близкое сходство с Ил-2, был оснащен более мощным двигателем АМ-42, имел новое крыло, горизонтальное хвостовое оперение и шасси, объединенные с фюзеляжем самолета Ил-2 позднего производства. Он прошел летные испытания в апреле 1944 г., но от него отказались в пользу Ил-10, который являлся совершенно новой разработкой цельнометаллической конструкции и усовершенствованной аэродинамической формы.
Массовое производство было начато в августе 1944 г., а оценка в действующих полках – два месяца спустя. Впервые этот самолет стал использоваться в феврале 1945 г., а к весне его производство достигло пика. Перед капитуляцией Германии многие полки были переукомплектованы этими штурмовиками; значительное их количество принимало участие в коротких, но широкомасштабных действиях против японских захватчиков в Маньчжурии и Корее в течение августа 1945 г.
1.2. Самолеты-бомбардировщики.
Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков.
Днем 22 июня 1941 г. 17 самолетов Пе-2 5-го бомбардировочного авиаполка разбомбили Галацкий мост через реку Прут. Этот скоростной и достаточно маневренный самолет мог действовать днем в условиях превосходства противника в воздухе. Так, 5 октября 1941 г. экипаж ст. лейтенанта Горслихина принял бой с девятью немецкими истребителями Bf 109 и сбил три из них.
12 января 1942 г. в авиационной катастрофе погиб конструктор этого самолета В.М.Петляков. Самолет Пе-2, на котором летел конструктор, по пути в Москву попал в мощный снегопад, потерял ориентировку и врезался в холм в районе Арзамаса. Место главного конструктора занял А.М.Изаксон, а затем его сменил А.И.Путилов. Выпуск Пе-2 завершили зимой 1945 -1946 гг.
Самолет Петлякова Пе-8 был единственным в СССР тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком во время Второй мировой войны.
Уцелевшие самолеты интенсивно использовались в 1942-43 гг. для ближней поддержки, а с февраля 1943 г. для доставки бомб весом 5000 кг для точной атаки на специальные цели. После войны, в 1952 г., два Пе-8 сыграли ключевую роль в основании арктической станции, совершив беспосадочные перелеты дальностью 5000 км (3107 миль).
Во время войны были созданы и усовершенствованы другие типы самолетов. В 1943 году был создан пикирующий бомбардировщик Ту-2 конструктора А.Н. Туполева, поднявший 3000 кг бомб, развивающий скорость 547 км/ч. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полёта – по горизонтали и при пикировании.
Создание самолета Ту-2 (фронтового бомбардировщика) началась в конце 1939 года конструкторской группой во главе с А.Н.Туполевым. В январе 1941 года вышел на испытания, опытный самолет, обозначенный "103". В мае того же года начались испытания его улучшенного варианта "103У", отличавшегося более сильным оборонительным вооружением, измененным расположением состава экипажа, который состоял из летчика, штурмана, стрелка-радиста и стрелка. Самолет оснащался высотными моторами АМ-37. На испытаниях самолеты "103" и "103У" показали выдающиеся летные качества. По скорости на средних и больших высотах, дальности полета, бомбовой нагрузке и мощи оборонительного вооружения они существенно превосходили Пе-2. На высотах более 6 км они летали быстрее всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю МиГ-3.
В июле 1941 года было принято решение о запуске "103У" в серию. Однако в условиях начавшейся войны организовать выпуск моторов АМ-37 не удалось. Поэтому конструкторам пришлось переделывать самолет под другие моторы. Ими стали М-82 А.Д. Шведкова, которые только что начали выпускаться серийно. Самолеты этого типа применялись на фронтах с 1944 года. Производство этого типа бомбардировщиков продолжалось еще несколько лет после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики. Всего было построено 2547 самолетов.
О наших самолетах говорили:
«Славьтесь гордые в атаке «Илы»,
«Лавочкины», «Яки» – боевые корабли».
Глава 2. Герои войны
"Подвиг этот, будет в памяти жить
И в наших сердцах гореть!
Тех, кто с врагом был готов разделить,
Поровну только смерть!"
Ким Добкин
2.1.Виктор Васильевич Талалихин..
Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что получил орден Красной Звезды (1940).
Поздним вечером 6 августа 1941 г. Талалихин на истребителе И-16 вылетел для отражения очередного налета вражеской авиации на столицу. На высоте около пяти километров над деревнями Добрыниха и Щеглятьево летчик заметил германский бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор немедленно пошел на сближение с врагом и, поймав «немца» в прицел, открыл огонь. «Хейнкель» Дважды умело увернулся от пулеметных очередей советского «ястребка». Наконец Талалихину удалось поразить правый двигатель бомбардировщика, но тот, постепенно снижаясь и ведя ответный огонь, продолжал упрямо двигаться к Москве...
Пулей Талалихина ранило в руку. И патроны, как на грех, кончились. «Надо таранить», – понял летчик и, резко увеличив скорость – будь что будет! – бросил своего «ишачка» на хвост «Хейнкеля»... Ночной таран (на часах было 23.28) оказался успешным. Вражеский бомбардировщик беспомощно закувыркался вниз.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за ночной таран вражеского бомбардировщика. Надо заметить, что Талалихин не был первым летчиком, применившим ночной таран. Еще 25 октября 1937 г. в небе Испании советский старший лейтенант Евгений Степанов на своем И-15 успешно таранил бомбардировщик «Савойя-Маркетти-79». Но в русском небе первый ночной таран совершил именно Талалихин.
Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. 27 октября Виктор Талалихин отправился во главе звена из шести истребителей на прикрытие наземных войск в район Подольска. Над деревней Каменка звено было атаковано шестеркой «Мессершмитов-109». Талалихин принял бой и сбил один вражеский самолет. На него тут же «насели» сразу три «мессера». В неравном бою Виктору удалось зажечь еще одного противника. Но тут рядом с его самолетом разорвался снаряд...
Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.
Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске установлен памятник, в Москве – бюст Героя.
2.2. Иван Никитович Кожедуб
Иван Никитович Кожедуб (1920– 1991), маршал авиации, Герой Советского Союза в войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, заместитель командира полка, провёл 120 воздушных боёв; сбил 62 самолёта.
Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника,из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. Один из самых памятных боев Кожедуб провел 19 февраля 1945 г.
В этот день он вылетел на свободную охоту в паре с Дмитрием Титаренко. На траверсе Одера летчики заметили самолет, быстро приближавшийся со стороны Франкфупта-на-Одере. Самолет шел вдоль русла реки на высоте 3500 м со скоростью, гораздо большей, чем могли развить Ла-7. Это был Ме-262. Кожедуб мгновенно принял решение. Летчик Ме-262 понадеялся на скоростные качества своей машины и не контролировал воздушное пространство в задней полусфере и внизу. Кожедуб атаковал снизу на встречно-пересекающемся курсе, надеясь поразить реактивный самолет в брюхо. Однако раньше Кожедуба огонь открыл Титаренко. К немалому удивлению Кожедуба преждевременная стрельба ведомого пошла на пользу.
Немец развернулся влево, навстречу Кожедубу, последнему оставалось лишь поймать мессершмитт в прицел и нажать на гашетку. Ме-262 превратился в огненный шар.
Вечером 17 апреля 1945 г. Кожедуб и Титаренко выполняли четвертый за день боевой вылет в район Берлина. Сразу же после пересечения севернее Берлина линии фронта охотники обнаружили большую группу FW-190 с подвешенными бомбами. Кожедуб начал набирать высоту для атаки и доложил на командный пункт об установлении контакта с группой из сорока фокке-вульвоф с подвешенными бомбами. Немецкие летчики ясно видели, как пара советских истребителей ушла в облака и не предполагали, что они появятся вновь. Охотники появились.
Сзади сверху Кожедуб в первой атаке сбил ведущего замыкающей группу четверки фоккеров. Охотники стремились создать у противника впечатление от наличия в воздухе значительного количества советских истребителей. Кожедуб бросил Ла-7 прямо в гущу самолетов противника. Немцы поддались на уловку – фокке-вульфы стали освобождать от бомб, мешающих вести воздушный бой. Однако, пилоты люфтваффе скоро установили наличие в воздухе всего лишь двух Ла-7 и, пользуясь численным преимуществом, взяли гвардейцев в оборот. Одному FW-190 удалось зайти в хвост истребителю Кожедуба, однако Титаренко открыл огонь раньше немецкого летчика ,самолет взорвался в воздухе.
К этому время подоспела помощь – группа Ла-7 из 176-го полка, Титаренко и Кожедуб смогли выйти из боя на последних остатках топлива. На обратном пути Кожедуб увидел одиночный FW-190, пытавшийся все-таки сбросить бомбы на советские войска. Ас спикировал и сбил вражеский самолет. Для него он был 62-м.Иван Никитович Кожедуб отличился также в битве на Курской дуге.
2.3.Алексей Петрович Маресьев
Алексей Петрович Маресьев - летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.
Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году.
Служил в ней инструктором-лётчиком.
Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех.
4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.
Маресьев добирался ползком до места. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.
В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.
24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту А.П.Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Легендарной судьбе А.П.Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".
Глава 3. Труд ученых- теоретиков.
Хотя видов и типов самолетов было много, но проблема уязвимости самолетов оставалась. И существовали конструкторские бюро, где ученые думали над формами крыла, точностью бомбометаний., прочности стекла.
«Современная война - это не только война танков, самолетов, живой силы, это, помимо всего прочего, еще война научных лабораторий.»
Академик И.В. Курчатов
В докладе "Физика и война" , который сделал академик А. Ф. Иоффе в 1942 году на общем собрании АН СССР говорится:
"Я не могу подробно рассказать о той поистине героической работе, которую ведут многие из научных работников в условиях войны, но я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение трех недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же на столах, но за три недели закончили громадную работу так, что она могла быть направлена на испытания. Я видел, как работали у нас в Казани при 40-45°С мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но, тем не менее, ни один из сотрудников не отставал "
Академик С.А. Христианович построил теорию изменения основных аэродинамических характеристик крыла самолета при переходе к полетам на больших скоростях, предложил для выбора наилучшую форму крыльев.
Академик Н.Е. Кочин развил теорию «круглого крыла», которая позволила точно рассчитывать силы, действующие на крыло.
Работы М. Г. Бруевичапомогли точности авиационного бомбометания. Сотрудник Физико-технического института Н.Н. Давиденков выполнил цикл исследований механических свойств сталей, в первую очередь их прочности и пластичности. Этот труд имел важное оборонное значение и в 1942 году был отмечен государственной премией.
Под руководством И.И. Китайгородского в 1942-1943 гг. была решена сложнейшая научно-техническая задача: разработан рецепт получения стекла прочностью в 25 раз большей, чем у обычного – бронестекла, – и на его основе создана прозрачная пуленепробиваемая броня для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора окружающего пространства во время боя.
Заключение.
Вся страна была свидетелем того, как героически и самоотверженно, «денно и нощно, не щадя сил и времени, с истинным энтузиазмом трудились советские ученые в годы войны, чтобы оказать реальную помощь фронту». Академик А. Ф. Иоффе по этому поводу говорил: «…видел, как в Казани физики, выполняя оборонное задание, работали на открытом воздухе при сорокоградусном морозе с приборами, к которым прилипала кожа рук».
За научные исследования, способствовавшие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой
Отечественной войны, свыше 500 ученых были награждены Государственными премиями. Солдаты, моряки, летчики, партизаны, те, кто непосредственно сражался с врагом, были бесконечно признательны людям науки за их серьезную поддержку в борьбе с захватчиками.
Вот только один документ, свидетельствующий об этом,— выдержка из письма моряков-балтийцев: «нам никогда не забыть, что в тяжелые дни зимы 1941—42 г. советские ученые и специалисты, работавшие… в Ленинграде, истощенные голодом и холодом, находили в себе силы, чтобы деятельно помогать нам строить и оснащать новейшей техникой боевые корабли и готовить их к бою. Большое краснофлотское спасибо за все это работникам советской науки!»
Родина высоко оценила вклад ученых, конструкторов, инженеров, техников, изобретателей в разгром фашизма.
И мы , выросшие в мирные послевоенные годы, должны знать об этом гражданском подвиге, совершенном для страны и в научных кабинетах и лабораториях, на полигонах, где проверялось новое оружие, в цехах предприятий, где создавалась более совершенная промышленная технология.
И не только знать, но и с благодарностью помнить тех, кто помог завоевать для нас мирную счастливую жизнь.
http://volnye-strelki.ucoz.ru/photo/6
http://school20-6b.narod.ru/victory.htm
http://www.edu.vologda.ru/~vipusknik/2005/int301/sidorowa/itogi.htm
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
В Китае испытали "автобус будущего"
Как напиться обезьяне?
10 осенних мастер-классов для детей
Лягушка-путешественница