Данная работа носит исследовательский характер и посвящена выявлению особенностей демографической ситуации в МОУ Лицей г.Черемхово.
Материал собран в период с сентября по апрель 2015 года в форме изучение документов МОУ Лицей г.Черемхово, материала по демографической ситуации России, Иркутской области, а также анкетирования обучающихся.
Вложение | Размер |
---|---|
demogr.docx | 150.43 КБ |
Управление образования администрации города Черемхово
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей г. Черемхово»
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«В МИР ПОИСКА, В МИР ТВОРЧЕСТВА, В МИР НАУКИ»
Демографический портрет лицея
Вид работы: исследовательская
Автор:
Хорошенина Юлия,
учащаяся 7 класса «Б»
МОУ Лицей г. Черемхово
Руководитель:
Булгакова Светлана
Владимировна,
учитель биологии
высшей квалификационной
категории
МОУ Лицей г. Черемхово
Черемхово
2015
Содержание
I. Введение………………………………………………………………. 3
II. Основная часть……………………………………………………… 5
1.Демографические понятия……………………………………………. 5
2. Демографическая ситуация в лицее…………………………………. 5
2.1 Динамика численности учащихся за последние 5 лет……. 5
2.2 Половой состав учащихся лицея……………………………. 6
2.3 Возрастной состав учащихся лицея……………………...…. . 8
3. Это интересно……………………………………………………….. 8
III. Заключение………………………………………………………. 13
IV. Используемые литературные источники……………………. 15
V. Приложения………………………………………………………..16
Введение
В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь.
Чтобы ответить на этот вопрос мы задались целью «нарисовать» современный портрет лицея, и его изменения во времени.
Данная работа носит исследовательский характер и посвящена выявлению особенностей демографической ситуации в МОУ Лицей г.Черемхово.
Материал собран в период с сентября по апрель 2015 года в форме изучение документов МОУ Лицей г.Черемхово, материала по демографической ситуации России, Иркутской области, а также анкетирования обучающихся.
Цель исследования: составление демографического портрета нашего лицея, а также привлечение внимания учащихся к демографическим проблемам в России, в Иркутской области и городе Черемхово на примере лицейской демографической ситуации.
Задачи:
Актуальность темы: Лицей - это уменьшенная модель страны. Поэтому основные демографические процессы в обществе должны отражаться и в лицее.
Объект исследования: учащиеся лицея.
Предмет исследования: влияние современных проблем страны на демографическую ситуацию нашего лицея
Гипотеза: демографические проблемы страны отражаются на демографической ситуации моего города и лицея
Методы:
Основная часть.
Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселения населения). (Демографический энциклопедический словарь).[5]
Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости (Демографический энциклопедический словарь).
Для составления демографического портрета нашего лицея нам нужно изучить численность учащихся лицея за последние 5 лет, половозрастной состав учащихся.
2.1. Динамика численности учащихся за последние 5 лет.
Чтобы проследить динамику численности учащихся за последние 5 лет, нам пришлось обратиться к заместителю директора школы по учебной части и проанализировать цифровые данные ежегодных статистических отчётов. Полученные данные были занесены в таблицы. Для того чтобы проследить изменения численного состава обучающихся лицея, мы провели анализ ежегодных статистических отчетов. Полученные данные мы поместили в таблицу.(таб.1)
Таб.1. Численность учащихся лицея г.Черемхово (чел.)
2010-2011г | 2011-2012г | 2012-2013г | 2013-2014г | 2014-2015г | |
Всего учащихся | 259 | 294 | 295 | 328 | 343 |
Из них девочек | 147 | 166 | 168 | 193 | 204 |
Кол-во классов | 12 | 13 | 14 | 15 | 15 |
Изучив данные, мы получили следующее: за пятилетний период ( 2010-2015гг.) количество учащихся увеличилось на 84 человека. Увеличение количества детей хорошо просматривается на диаграмме (см. Приложение №1). Это можно объяснить увеличением количества классов - комплектов . С 2012 года в лицее открылась начальная школа. За счёт этого количество классов-комплектов увеличилось на 3. В то же время наблюдается уменьшение количества классов на старшей ступени обучения. Если в 2010-11 учебном году их было 6, то в этом учебном году только 4 класса.
На 1 января 2015 года в России было 899 тысяч мальчиков до года и 851 тысяча девочек того же возраста. Мальчиков всегда рождается больше, чем девочек. Соотношение составляет примерно 105-106 к 100. [4]
Рождение 5690 детей зарегистрировали сотрудники отделов в управлении государственной регистрации службы записи актов гражданского состояния Иркутской области за два первых месяца 2015 года. Из них 2987 актов о рождении мальчиков и 2703 – о рождении девочек. В 57 семьях родились «двойняшки».[4]
В городе Черемхово с начала 2015 года родилось 205 мальчиков и 175 девочек.[3]
Мы проанализировали половой состав учащихся лицея на данный момент. Результаты показаны в таблице № 2.[1]
Таб.2. Половой состав учащихся лицея
1 | 2 | 3 | 5а | 5б | 6а | 6б | 7а | 7б | 8а | 8б | 9а | 9б | 10 | 11 | |
М | 16 | 10 | 9 | 7 | 7 | 12 | 10 | 8 | 5 | 8 | 14 | 10 | 9 | 11 | 6 |
Ж | 14 | 12 | 13 | 15 | 11 | 12 | 12 | 17 | 15 | 14 | 11 | 14 | 14 | 15 | 16 |
Мальчики | 139 |
Девочки | 204 |
Полученные данные не соответствуют тому, что в России и в мире мальчиков рождается больше, чем девочек и их количество выравнивается только к 20 годам. Количество мальчиков и девочек хорошо просматривается на диаграмме. Анализ таблицы показал: сегодня в лицее учатся 139 мальчиков и 204 девочки. (см. Приложение №2). Преобладание количества девочек над мальчиками наблюдается во всех классах кроме 8Б. Мы сравнили наши данные с данными в целом по городу среди детей этих годов рождения. В 2000, 2001, 2005 и 2006 годах среди новорожденных преобладали мальчики (см. Приложение № 2). Поэтому это тоже погрешности нашего микрорайона.
2.3.Возрастной состав учащихся лицея
Таб.3
Год | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 |
Кол-во | 3 | 25 | 21 | 25 | 1 | 36 | 51 | 42 | 48 | 41 | 27 | 22 | 1 |
Анализируя данную таблицу и диаграмму (см. Приложение №3), мы определили, что в нашем лицее обучается больше детей 2002 и 2000 годов рождения, то есть учащихся 6-х и 8-х классов. Сравнивая со статистическими данными родившихся в городе за эти 11 лет (1996-2008), мы узнали, что максимальное число рождений тоже приходится на эти же годы. Данные предоставлены главным специалистом отдела ЗАГС Шевня Еленой Валентиновной.
Увеличение количества родившихся в последние годы, мы считаем, объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и на региональном уровнях: ипотека, помощь молодым семьям, различные виды пособий матерям – одиночкам, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение медикаментами детей в возрасте до 3-х лет, единовременные губернаторские выплаты семьям при рождении ребенка, «материнский капитал» и т.д.
3. Это интересно.
Самый многочисленный класс нашей школы: 1 класс - 30 учеников.
Самый «Мужской» класс- 8Б
Самые распространённые имена в лицее:
Мужские имена- Александр, Артем, Евгений;
Женские имена- Александра, Алина, Анастасия, Анна ,Ксения, Катя.
Редкие имена: Алсу, Богдан, Георгий, Глеб, Доллер, Ева, Ефим, Изида, Лера, Марк, Нина, Оля, Оксана, Рада, Роллан, Руфина, Тимур, Яна.
Как и за последние четыре года в Иркутской области самыми популярными женскими именами стали Анастасия (124), Дарья (109), Мария (105) и Виктория (104), а мальчиков чаще всего называют Артёмом (197), Александром (130), Кириллом (111) и Дмитрием (106). Встречаются среди имен и довольно необычные и редкие, такие как Добрыня, Радомир, Лаврентий, Эрнест, Роберт, Ермак, Мухамед-Али, Лиана, Мелания, Джули, Лерика, Олимпиада, Вивьен, Юнона, Держава и Чадо.
В городе Черемхово по статистическим данным в 2015 году самыми популярными являются имена девочек Настя, Маша, Поля, Даша, Анна, Катя. Редкими стали имена: Марина, Наташа, Люба, Суссана. Мальчиков в Черемхово чаще всего называют Артемами, Димами, Сергеями, Иванами, Андреями. Редкие стали Макар, Глеб, Юрий.
Чтобы составить более полный портрет учащихся лицея мы разработали анкету «Что я знаю о себе».
Вопросы анкеты « Что мы хотим узнать о себе».
1.Фамилия, имя, отчество.
2.Дата и место рождения
3.Сколько детей (включая тебя) в твоей семье?
4.В какое время года ты родился?
5.Какую профессию ты хотел бы получить?
6. Какое образование ты хотел бы получить (9 классов – основное, 11 классов – среднее, после школы – среднее специальное, высшее)?
7. Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?
8. Участвуешь ли ты во внеурочной жизни школы? (да, нет). Если да, то как часто (постоянно, иногда, никогда).
Данные анкетирования представлены в работе в виде таблиц и диаграмм.
Количество детей в семьях учащихся
В основном в семьях учащихся один или два ребенка, на них приходится 24,2% и 57,1% соответственно. На многодетные семьи из числа опрошенных (три и более детей) приходится всего лишь 18,7%.
Сколько из опрошенных детей родились:
Профессиональные предпочтения учащихся
Один из вопросов анкеты был «Какую профессию ты бы хотел получить?» Оказалось, что ребята хотят овладеть различными профессиями.(Таб.4)
Таб. 4
Профессии | Количество обучающихся | |
медицина | 26 | |
парикмахер | 13 | |
программист | 30 | |
инженер - строитель | 33 | |
полиция | 35 | |
экономист | 27 | |
учитель | 2 | |
спортсмен | 10 | |
налоговая служба | 25 | |
автомеханник | 3 | |
ветеринар, следователь, электрик | по 10 чел. | |
журналист, музыкант, артист, слесарь | по 7 чел. | |
не определились | 24 |
В лицее проводится большая профориентационная работа, учащиеся ориентируются в мире профессий. Обучающиеся школы задумываются о своем будущем.
Предполагаемый уровень образования: высшее – 80% ( несколько учащихся планируют получить не менее 2 высших образований). Учащиеся понимают, что в современных условиях стране нужны образованные, высококвалифицированные кадры. (рис1)
Рис.1
Увлечения учащихся
В свободное от учебы время учащиеся занимаются разными дополнительными видами деятельности по своим интересам: спорт, творчество, Интернет. Для занятий во внеурочное время предлагают свои услуги дом культуры Горняк, детская юношеская спортивная школа, музыкальная школа, библиотека, лыжная база, а также учреждения дополнительного образования.(рис.2)
Рис.2
Участие во внеурочной жизни лицея.
Во внеурочной жизни постоянно участвуют 56% опрошенных, иногда- 36%. Вообще не участвуют – 8% . В связи с этим следует обдумать , как привлечь этих учащихся к общественной жизни лицея. Это должно заинтересовать наше лицейское самоуправление.(рис3)
Рис.3
Заключение.
Составляя демографический портрет нашего лицея , мы получили ответы на интересующие нас вопросы.
Несмотря на увеличение числа родившихся, в городе сохраняется по прежнему отрицательный естественный прирост и потребность в увеличении рождаемости остается актуальной. Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.
Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего города. Будущее городов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие городов, на улучшение качества жизни в городах, на развитие отраслей промышленности. А также на привлечение инвестиций, на создание новых рабочих мест, на расширение базы наукоёмких и трудоёмких сфер деятельности. Будет увеличиваться численность населения города, соответственно количество детей школьного возраста и школы города, в том числе и наша, будут существовать многие годы.
Демографическая ситуация в лицее, представленная в работе довольно наглядно, отражает положение учеников в школах по всей стране. Подобные материалы могли бы давать вузам более наглядное представление о будущих абитуриентах, поможет им избежать многих проблем национального и экономического характера, а так же решить проблему с недобором на места или слишком большим конкурсом. Также наши материалы помогут администрации лицея при анализе и планировании работы на будущее.
Выражаем благодарность за предоставление статистических данных заместителю директора лицея по учебной части, а также сотрудникам отдела ЗАГС г. Черемхово.
Используемые литературные источники:
1. Цифровые данные статистических отчетов лицея
2. Классные журналы
3. Статистические данные, предоставленные работниками отдела ЗАГС
г. Черемхово.
4. Интернетресурсы:
5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. Москва, Дрофа, 2008, 4-е изд., 495 стр.
Приложение 1.
«Динамика численности учащихся за последние 5 лет»
Приложение 2.
«Половой состав учащихся лицея по классам»
Приложение 3.
«Возрастной состав учащихся лицея»
Притча о гвоздях
Есть ли лёд на других планетах?
Простые новогодние шары из бумаги
Осенняя паутина
Астрономический календарь. Декабрь, 2018