История Шарангского района
Вложение | Размер |
---|---|
Кушнурская школа в годы Великой Отечественной войны-помощь в тылу и на фронте | 506.42 КБ |
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
I. Кушнурская школа Шарангского района в годы Великой Отечественной войны- помощь в тылу и на фронте
1. Работа Кушнурской школы в военные годы -
помощь в тылу………………………………… ……………5
2. Учителя школы на фронтах Великой Отечественной…….7
3. Выпускники Кушнурской школы- участники
боевых сражений 1941-19годов…………………………….9
II. Заключение…………………………………………………………..11
III. Список использованной литературы………………………………………………………………12
IV. Приложения………………………………………………………….13
Введение
Кушнурская школа была открыта в 1892 году как церковно-приходская школа. Менялся её статус- школа колхозной молодёжи ,семилетняя, восьмилетка, девятилетняя школа, а с 1990 –средняя школа. За годы своего существования из её стен вышли знаменитые выпускники- Герой Советского Союза А.М.Рогожников, кавалер многих орденов генерал –майор И.И.Ермолин, военный врач-хирург Чиркова З. М и другие. Все события в истории нашего государства нашли отражение в истории школы- судьбах учителей и учащихся. Много лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но память о ней живёт. Страшные потери и нелёгкие испытания выпали на долю нашего Отечества в 1941-1945 годах. Военное лихолетье нанесло удар по системе образования в стране. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, из-за нехватки бумаги школьники писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось . Оно велось даже в осаждённых Москве, Севастополе, и Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. Фронт находился далеко от нашего района, но с первых дней Великой Отечественной войны район перестроился на военный лад. Продолжали работать школы Шарангского района, внося посильный вклад в дело Победы.
Цель исследования- показать вклад учителей и учащихся Кушнурской школы как в тылу, так и на фронтах Великой Отечественной войны.
Задачи:выбор проблемы ,сбор информации через изучение источников по истории Шарангского района, подбор методик исследования (изучение литературы в Шарангской библиотеке, материалов районного и школьного музея ,беседа, опросы старожилов села), обработка полученных данных, письменное оформление материала в виде исследовательской работы.
Актуальность исследования- систематизация материала по роли Кушнурской школы в судьбе Отечества в 1941-1945 для использования на уроках истории и краеведения.
Объект и предмет исследования- учебное заведение- Кушнурская школа,
судьба учеников и учителей в судьбе всей страны.
Методы работы- изучение литературы, источников в районном и школьном музеях, опросы, беседы, изучение фотографий, писем с фронта, оформление исследования.
1. Работа Кушнурской школы в военные годы -помощь в тылу
В трудные годы Великой Отечественной войны Кушнурская 7-летняя школа работала особенно напряжённо (приложение1). Многие учителя ушли на фронт. В школе было в военные годы 11 классов-комплектов. Наполняемость классов- 40-42 ученика. Одноразовое питание. Дрова в отопительных печах растопляли сами учащиеся и учителя. Возили их на санках. В классах было очень холодно. При школе был интернат, находящийся в 2х -этажной деревянной школе. Но в нём переночевать могли ученики из дальних деревень и дети погибших на фронтах войны. «Кормили довольно скудно: варили картофель, свёклу, капусту. Хлеб пекла техслужащая. При школе было подсобное хозяйство, лошадь. Несмотря на трудности , учились очень старательно. Успеваемость была неплохой, часто отмечали Кушнурскую школу с положительной стороны. Дети всегда были дисциплинированны, нарушений не было.» [1]
В эти годы труд учителей проходил в непростых условиях: частные квартиры- конурки учителей, нехватка дров, хлеба, обуви, одежды. На работающего давали по 9 кг муки наполовину с мякиной, по талонам керосин, жидкое мыло, спички, грузинский чай. В летнее время работали на колхозных полях, заготовляли дрова, пахали на себе огороды, возили на санках из леса топливо. Школы отапливались сырыми дровами. Но не было случаев, чтобы закрыть , отменить занятия из-за низкой температуры. Не знали , да и не применяли в речи слова –грипп. ОРЗ, а если немного и болели, только из-за простуды. Одевались просто, строго и скромно. В школах начали вводить для учащихся формы. «Родители были первыми и основными помощниками в работе. Не хватает наглядных пособий, школьных письменных принадлежностей. Наглядные пособия готовили сами учителя.
Устраивались при методическом кабинете выставки наглядности, образцы ведения ученических тетрадей, планов учебно-воспитательной работы.
Строгие выполнения единого орфографического режима, обучение красивой каллиграфии по грамматике, расположение работ по арифметике- основной критерий в работе школ. В годы войны и после очень строго ценилось время. Учитель не мог без разрешения заведующего РОНО выехать в район. Не было пропусков уроков, срыва занятий. Совещания заведующих и директоров школ проводились по субботам и воскресеньям. В 1943 году - в районе 1 средняя , 7 семилетних, 33 начальных школы. При средних и семилетних школах работали кустовые методические объединения- КМО.»[2] Директора школы в военные годы: Пасынкова Ефросинья Николаевна-1941 Лозницкая Валентина Ивановна (из эвакуированных)-1943-1944, Бузник –1944-45, Мосунова Анастасия Павловна -1945-1946.. В свободное от уроков время ученики собирали колоски на колхозном поле, пололи, многие пахали на быках , а было- то этим пахарям по 10-12 лет!« Закрепили за мной быка .Однажды бык побежал, не смог я его удержать и упал на опрокинутую борону, ногу повредил. Нога потихоньку зажила».[3]«Было мне 9 лет. Вместе с подружками пасли колхозных свиней. Пришли волки, а взрослых рядом не было. Чудом остались живы- забрались на стог сена, громко плакали и звали на помощь. К нашему счастью, свиньи так разъярились, что волкам пришлось уступить».[4]
В военное время вся информация о положении дел на фронте в районе велась через газету « Сталинский клич» и через агитаторов из числа учителей Кушнурской школы , которые на протяжении всего года встречались с народом. Проводили собрания и читали политинформации , ведь радио в колхозе не было. Наступило 9 мая 1945 года- в колхозе часов в 11 собрали население в клуб на митинг и объявили – День Победы! Были радость и слёзы, и объятия. Наступило мирное время . Один за другим стали появляться в колхозе демобилизованные солдаты и до осени вернулись почти все пожилого возраста.
2.Учителя школы на фронтах Великой Отечественной
Пётр Григорьевич Киселёв с сентября 1929 года по июль 1936 года учился в Кушнурской школе. Затем заканчивает Санчурское педучилище и направлен на работу в Шарангский район. « В феврале 1940 года был призван в ряды Красной Армии. Пётр Григорьевич служил в роте аэродромного обслуживания в 4 километрах от г. Митавы ( г.Елгава) Латвийской республики. Так его и застала война. После эвакуации части в тыл ушёл добровольцем на передовую линию фронта, служил миномётчиком, дважды был ранен. На фронте же стал кандидатом в члены ВКП(Б). Домой вернулся в марте 1944 года на костылях.» [5] В 1947-1953 годах был учителем истории и директором Кушнурской семилетней школы(приложение2).
Киселёв Николай Дмитриевич- воевал в партизанском отряде «Истребитель» бригады имени Ворошилова. Награды- партизанская медаль, медаль победы над Германией, орден Отечественной войны 2 степени. Работал учителем математики и физики, в 1958-60 годах- директором Кушнурской семилетней школы. пришёл в родную школу на работу учителем. « Первая любовь у всей девичей компании Николай Дмитриевич Киселев – молодой, красивый, высокий. Сначала вел физкультуру, затем математику. Был добрым, оценки ставил с улыбкой. Списывала как – то домашнее задание, он видел сзади, но ничего не сказал.»[6]
Призван в 1941 году Шарангским РВК. Пехотинец. Рядовой
Западный фронт. Погиб 30 апреля 1945 года на северной окраине Берлина.
3.Выпускники Кушнурской школы- участники боевых сражений
1941-1945 годов
В июне 1941 года, в первые же дни после нападения немецких захватчиков на нашу Родину,в Шарангский военный комиссариат поступило свыше ста заявлений о добровольном направлении на фронт. Рядом со зданием нашей школы находится памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Из стен Кушнурской школы вышел Герой Советского Союза Рогожников Андрей Михайлович (приложение3) «Ушёл на фронт в 1942 году. Командир отделения 195 отдельного сапёрного батальона ( 139 стрелковая дивизия, 50-я армия, 2й Белорусский фронт).Сержант Рогожников отличился 28 июня 1944 года при форсировании Днепра, в районе Могилёва руководил наведением плавучего стометрового моста. Несмотря на обстрел, бомбёжку и смертельную усталость сапёров. Мост был сооружён за одну ночь. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Андрею Михайловичу Рогожникову было присвоено звание Героя Советского Союза.»[8] Выпускники школы приняли участие во многих военных операциях по освобождению СССР и стран Восточной Европы от фашизма. Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство оказались настолько велики, что немцы продвинулись в глубь советской земли на 350-600 км. В мае 1941 года призван на фронт Андрей Фёдорович Толмачев, сразу попал в плен. За неподчинение конвоирам отправлен в концлагерь Мацхаус. После освобождения дослуживал во Львове. С 1941 года в лыжном батальоне под старой Руссой служил Иван ВасильевичКиселёв. Был ранен. После госпиталя попал в артиллерийские войска. Победу встретил в Германии. В 1942 году на фронт добровольцем уходит мой прадедушка Ефремов Леонид Павлович. Закончил Лепильское миномётное училище , получил звание младшего лейтенанта. « Служил на севере- Карельский фронт( Беломорский военный округ). Защищал город Мурманск. Войну закончил в Норвегии на полуострове Петсамо. Награждён орденом Отечественной войны.»[9]Другой мой прадедушка-(приложение4) Стариков Иван Ильич. Также добровольцем уходит на фронт в 1943 году. Служит под Наро-Фоминском. Задачей его полка была охрана столицы нашей Родины с помощью артиллерийских установок, прозванных «Катюшами». На тракторах тянули ящики со снарядами. « Однажды от взрыва бомбы сани с ящиками перевернулись. Ивану Ильичу раздробило правый тазобедренный сустав. Попал в госпиталь . Был списан по ходатайству военкомата. Сразу же поставлен председателем колхоза в д.1е Гусево».[10] Советские войска к концу 1943 года освободили почти половину всех территорий, оккупированных противником. Однако враг ещё оставался слишком силён. Предстояла серьёзная и долгая борьба, в которой участвовали и выпускники Кушнурской школы. В1944-45 годах освобождали от фашизма страны Восточной Европы.
II. Заключение
В своей работе мне удалось показать помощь учащихся и учителей Кушнурской школы в работе тыла в военные годы. Проследить боевой путь некоторых выпускников и учителей школы на фронтах Великой Отечественной войны. Конечно, в рамках данной работы затронуты не все имена , но это –перспектива на будущее в исследовательской работе. Данный материал станет подспорьем для работы школьного музея- на уроках и при проведении классных часов. Ежегодно 9 мая проходит митинг у памятника воинам-землякам, погибшим в войне(приложение 5). К сожалению, уже не осталось в живых ветеранов войны, всё меньше тружеников тыла. Наша задача- хранить память о своих земляках через знание своей родословной, беречь военные реликвии-фотографии прадедов, солдатские треугольники, военные билеты, знать судьбу своей семьи в судьбе истории нашей страны.
III.Список использованных источников и литературы
Источники- материалы районного и школьного музеев:
А) Воспоминания Колесовой Н.Г.,1932 г.р.
Б) Воспоминания Тараевой Л.М.. Альбом по истории школ Шарангского района ( в РКМ)
В) Воспоминания Киселёвой Зинаиды Романовны 1932 г.р., д. 1е Гусево
Г) Воспоминания Яморзова Василия Петровича.,1932 г.р.,с . Кушнур
Д) Воспоминания Куклиной В.И.,почётного жителя Шаранги, выпускницы Кушнурской школы
Е) Воспоминания Стариковой Нины Ивановны, дочери Старикова И.И.
2.Использованная литература
А) Киселёв Пётр Григорьевич [Текст]: Сборник/ сост.Т.В.Петунина// Память о прошлом.- 2008.-С.87-89
Б)Книга памяти работников образования Нижегородской области
В). Вспоминают ветераны. Победа. Правда. Память. Деком. Нижний Новгород-Шаранга. 2005.
Г)Ефремов Леонид Павлович: Биография:буклет-Шаранга: МУК «МЦБС» ШР,2011.
Д)Чесноков М. Верный подписчик[ Текст] // Знамя победы.-2002.2 ноября.-С.3
Е) Царегородцев А. Переправа на Днепре[Текст]// Победа. Правда. Память.-Нижний Новгород:Деком,2005.-24-27
IV.Приложения
Приложение 1
Кирпичное здание Кушнурской семилетней школы в 1941-1945 годах
Приложение 2
Учителя-фронтовики Киселёв Николай Дмитриевич, Киселёв Пётр Григорьевич (сидят в центре)
Приложение 3
Герой Советского Союза
Рогожников Андрей Михайлович,
выпускник Кушнурской школы,
участник боевых действий
Приложение 4
Стариков Иван Ильич, (мой прадедушка)
выпускник Кушнурской школы,
участник обороны Москвы в 1943 г
Приложение 5
У памятника погибшим воинам - выпускники Кушунрской школы-участники боевых действий Мокеров Б.И.,Аганин Н.М.,
Торощин В.А,Севрюгин М.А
[1] Из воспоминаний Колесовой Н.Г.,1932 г.р.
[2] Из воспоминаний Тараевой Л.М.. Альбом по истории школ Шарангского района ( в РОО)
[3] Из воспоминаний Яморзова Василия Петровича.,1932 г.р.,с . Кушнур
[4] Из воспоминаний Колесовой Нины Георгиевны. ,1932 г.р.с. Кушнур
[5] Киселёв Пётр Григорьевич [Текст]: Сборник/ сост.Т.В.Петунина// Память о прошлом.- 2008.-С.87-89
[6] Из воспоминаний Куклиной В.И.,почётного жителя Шаранги, выпускницы Кушнурской школы
[7] Книга памяти работников образования Нижегородской области
[8] Царегородцев А. Переправа на Днепре[Текст]// Победа. Правда. Память.-Нижний Новгород:Деком,2005.-24-27
[9] Ефремов Леонид Павлович: Биография:буклет-Шаранга: МУК «МЦБС» ШР,2011.
[10] Из воспоминаний Стариковой Нины Ивановны, дочери Старикова И.И.
Три орешка для Золушки
В Китае испытали "автобус будущего"
Зимняя сказка
Нарисуем попугая цветными карандашами
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)