Исследовательская работа о Второй Мировой войне
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 845 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Могилёвка
Районная научно-практическая конференция краеведческая конференция «Бегущие столетия не сотрут их славных дел»
Исследовательская работа
«С Западного фронта на Восточный»
Работу выполнил: Рудых Дмитрий Алексеевич
Ученик 9 класса, МБОУ СОШ с. Могилёвка
Руководитель: Кружаев Александр
Владимирович, учитель истории и
обществознания, МБОУ СОШ с. Могилёвка
Могилёвка, 2015
ПЛАН.
Введение_________________________________________3
Из жизни Владимира Никитовича Письменного________6
Биография Русанова Леонида Матвеевича_____________8
История Николая Петровича Грищенко_______________9
Заключение______________________________________12
Список источников и литературы____________________14
Приложения
Введение.
Мир сегодня находится на крутом переломе, связанном со сменой исторических эпох. Проблемы нового мироустройства проявляются через нарастание конфликтности в международных отношениях. Один из примеров - «взрывоопасная» ситуация на Украине. Все вышеизложенное является обоснованностью выбора темы.
Мир снова идет к войне: насилие; террор; локальные конфликты; борьба за энергоносители; одержимость и стремление некоторых стран к неоспоримому военному превосходству; опасность распространения неонацистского «вируса». Человечество вновь стоит на грани великой катастрофы, которая может затмить Отечественную войну, ведь теперь есть ядерное оружие. В свете этого, тема Великой Отечественной войны приобретает актуальность, как никогда прежде.
Великая Отечественная война, затронула практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. В последнее время имеется тенденция к фальсификации фактов ВОв, попытки ее переписать. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее. Как сказал известный русский историк В. О. Ключевкий : "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем".
В этом году наша страна отмечает 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Отечественными войнами называют войны, в которых одна из сторон борется за сохранение своего ОТЕЧЕСТВА, своей страны, как независимого государства. Во время нашествия фашистской Германии в 1941-45 годах Советский Союз вел войну именно за это. Победа врага означала утрату государственной самостоятельности страны, потерю народом своей свободы, своего права жить в независимом государстве, утрату своего Отечества. Русские люди воевали не за какие-то куски земли или какие-то трофеи, а за своё существование. Весь народ поднялся на борьбу, от мала до велика, независимо от пола и возраста. Сражались не только вооруженные силы страны, специально подготовленные и обученные, на смертельную борьбу за свое существование, за свое отечество, встал весь народ страны - мужчины и женщины, дети и старики. Характерными были массовый героизм и самопожертвование народа ради победы над врагом, особая жестокость войны, никакой пощады ни себе, ни врагу. Либо мы, либо они. Жизнь или смерть. Другого выбора нет. Все это - Отечественная война.
Великая Отечественная война- это решающая часть Второй мировой войны, самой кровопролитной и жестокой в истории человечества, унесшей миллионы жизней. За победу в 1945 году советскому народу пришлось заплатить самую большую цену. По официальным данным группы исследователей под руководством консультанта Военно-мемориального центра ВС РФ Григория Кривошеева в 1993 году, общие демографические потери (включая погибшее мирное население) составили 26,6 млн человек. Важно так же подчеркнуть, что хозяйству страны был нанесен едва поправимый урон.
Цель работы: осознать вклад советского народа в дело Победы в Великой Отечественной войне.
Задачи: актуализировать знания по теме; создать позитивное отношение к славе предков; собрать воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны; проанализировать полученную информацию и дать ей историческую оценку.
Основные боевые действия проходили в Европе, но обстановка на Дальнем Востоке оставалась также чрезвычайно напряженной: в Маньчжурии были сконцентрированы войска военно-политического союзника Германии - милитаристской Японии, достигавшие численности 1 миллиона человек.
Героическими усилиями всего советского народа гитлеровская Германия была повержена. Капитуляция Германии означала конец войны на европейском континенте, но на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана война все еще продолжалась.
Сосредоточенная у нашей дальневосточной границы Квантунская армия японских захватчиков представляла серьезную опасность. Наша страна ровно через три месяца после капитуляции фашистской Германии начала военные действия против Японии.
В августе-сентябре 1945 года Дальневосточный фронт в полном составе принял участие в военной кампании по разгрому наиболее сильной группировки японских сухопутных войск в Маньчжурии, на Южном Сахалине и Курилах.
Среди хорошо отмобилизованных и обученных советских войск, имевших за своими плечами опыт войны с немецко-фашистскими армиями, были и наши земляки – жители края, района, села, внесшие весомый вклад в разгром врага и приближение мира на земле.
О советском солдате существует множество стереотипов, созданных зарубежными и отечественными исследователями. При всем внимании к истории войны, точном знании о составе вооружения и ключевых битвах, до сих пор еще толком не исследована такая тема, как солдат Красной Армии. О том, кто он такой, «обыкновенный» солдат той войны, мы попытаемся рассказать на примере наших земляков – лазовцев.
Из жизни Владимира Никитовича Письменного.
Владимир Никитич Письменный родился31 мая 1923 года в 1941 году был призван в армию Переяславским военкоматом и направлен для прохождения службы в Спасск-Дальний. Здесь, пройдя месячный курс молодого бойца, был записан в школу младших авиационных специалистов – ШМАС. По окончании ее в 1942 году получил назначение в 304 истребительный полк, который осуществлял противовоздушную оборону восточных рубежей страны. Пока шла война, именно с этим городом и полком была связана жизнь В.Н.Письменного. Обстановка требовала того, чтобы все воинские подразделения находились в постоянной воинской готовности. Ежедневно на аэродроме боевую вахту несли дежурное звено и приставленный к ним технический персонал. По первому сигналу самолеты были готовы подняться в небо для того, чтобы отразить атаку противника. Остальной состав совершенствовал свое мастерство на теоретических занятиях и в полевых условиях. Тренировочными базами специалистов были Гайворон и Лифанча, где находились лагерь и запасной аэродром. Именно здесь отрабатывались навыки, так необходимые при ведении боевых действий.
«Нас очень серьезно готовили к обороне дальневосточных рубежей», - вспоминает Владимир Никитович. – «О том, что здесь будет война, никто прямо не говорил, но само ощущение ее витало в воздухе. За все время моей службы в небе над Спасском ни разу не появился ни один японский самолет, но это не значит, что обстановка была спокойной. Разведка сообщала о множественных случаях нарушения границы японскими шпионами. Только в 1944 году таких случаев было более двухсот. Противник хотел знать все о нашей армии, о численности и составе войск, о системе охраны границы и системе связи между воинскими частями».
«Вечером мы были в Лифанче, на запасном аэродроме», - рассказывает Владимир Никитович. – «Нас собрали и сказали: объявлена война. Всю ночь мы не спали, готовили самолеты, и рано утром 9 августа наши истребители поднялись в небо и взяли курс на Маньчжурию, на ее важнейший стратегический город Мудад-зян. Истребители сопровождали советские бомбардировщики, обстреливали эшелоны, стоявшие на западных путях города. Цель была обрезать маньчжурскую армию от побережья, выйти на северную Корею и ликвидировать базы, через которые Япония снабжала свою армию всем необходимым. В этом направлении действовал 1–й Дальневосточный фронт. 2-ой Дальневосточный шел в направлении Малого Хингана, задействовав Амурскую речную флотилию. Наиболее же сложный участок достался Забайкальскому фронту. При поддержке вооруженных сил Монголии он должен был отразить маньчжурскую армию от Центрального Китая и не дать ей возможность уйти дальше. Преодолевая засушливые пустыни и форсируя Большой Хинган, участники этого фронта планировали объединиться с Первым Дальневосточным и заключить японцев в кольцо».
Трудности были неимоверные: узкие дороги, глубокие колеи, постоянные перепады температур и смена погодных условий. Но наши войска успешно наступали. К середине августа вопрос был почти решен: Япония согласилась прекратить военную деятельность и отдать Маньчжурию, рассчитывая сохранить позиции на Курилах, Сахалине, в Корее. Но Советский Союз настаивал на полной капитуляции, и потому война продолжалась весь август. Наконец, 2 сентября на американском корабле «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии.
«Часто можно услышать что война с Японией – это малая война, легкая победа», - продолжает В.Н.Письменный. – «Я с этим категорически не согласен. Это была не легкая прогулка – мы несли большие потери, сражались самоотверженно. К примеру, за годы войны на западе свыше двухсот человек повторили подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. На востоке за один месяц этот подвиг повторили 11 человек. Это о многом говорит».
После того как закончилась война, началась постепенная демобилизация военнослужащих. Владимир Никитович Письменный один из первых отправился домой. Как человек образованный, все-таки закончил десять классов, и имеющий опыт работы учителем, который приобрел еще на Алтае, он направился для дальнейшей работы в школу. 5 января 1946 года В.Н.Письменный был уже в Переяславке и в этом же году принял 1 класс.
«Я и сам тут же определился на учебу», - продолжает Владимир Никитович Письменный.- «В том же 46-м поступил в Биробиджанское педагогическое училище. Тогда же закончил его экстерном и опять поступил в Хабаровский учительский институт. Одолев его в 1952 году, поступил в Хабаровский педагогический институт, учебу завершил в 54-м году. Таким было мое профессиональное образование. А вот семейным человеком стал в 1950 году. За год до этого в Переяславку из Ивановского педагогического института по направлению Министерства просвещения приехала моя судьба – Ирина Иванова. Она стала преподавать историю, а я тогда уже работал завучем. Познакомились, полюбили друг друга, поженились. Родилась у нас дочка, а я получил новое назначение: стал директорам школы. Так и пошло: года через три возглавил районный отдел образования, открыл школу рабочей молодежи, у нас родился сын. Как и все, мы свою жизнь определяли этими важными вехами, добросовестно работали, любили свое дело, были преданы ему. А Великая Отечественная война была и остается для людей моего поколения главным испытанием на прочность, на патриотизм, на способность противостоять любым трудностям. Но такого испытания я лично никому не пожелаю, лучше постигнуть науку мирной жизни, чем видеть смерть, разруху и страдания людей. Пожелаю всем нам никогда больше не видеть войны».( Приложение 1)
Биография Русанова Леонида Матвеевича.
Русанов Леонид Матвеевич, родился в 1916 году 3 июля в селе Вешное Котлаского района Архангельской области, из крестьян-бедняков, член КПСП с октября 1949 года, образование – среднетехническое.
В 1937 году работал секретарем района имени Лазо, перед призывом на Отечественную войну работал военруком Оборской средней школы района имени Лазо. Мобилизован на Отечественную войну 26 июня 1941 года Лазовским РВК.
Участник Великой Отечественной войны с 26 июня 1941 года по май месяц 1945 года, воинское звание – старшина. Воевал под Сталинградом в качестве связиста-помощника командира взвода в составе 5-го механизированного корпуса 13-ой армии под командованием Генерала Родимцева, впоследствии в составе 6-ой гвардейской танковой армии, 2-ой украинской армии – командовал 5-ым механическим корпусом. В составе 6-ой Танковой армии и 2-го украинского фронта прошел много боев от Сталинграда до города Прага в Чехословакии, там 9 мая 1945 года встретил день Победы.
Ранен под Сталинградом, разрывной пулей в левое ухо. В 1943 году Леониду Матвеевичу было присвоено воинское звание младший лейтенант – служил командиром роты – полк связи, 6-ой гвардейской танковой армии.
В 1945 году в составе полка связи 6-ой гвардейской танковой армии 2-го Дальневосточного фронта под командованием Генерала Малиновского воевал против империалистической Японии.
Леонид Матвеевич имеет много наград: орден Красной звезды – 2(убил немецкого генерала, взял в плен Японского офицера контрразведки); медали: За боевые заслуги – 2; За оборону Сталинграда; За взятие Будапешта; За взятие Вены; За освобождение Праги; За победу над Германией; За победу над Японией; медаль МНР - за победу над Японией. От имени Верховного главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина объявлены 24 благодарности за отвагу, мужество, мастерство.
( Приложение 2)
История Николая Петровича Грищенко.
«Я родился и вырос в Могилевке, в многодетной семье, у меня девять братьев и сестер. Жить, конечно, тяжело было, и я после школы пошел в Бикинский ФЗУ учиться на столяра. Специальность хорошая, востребованная. А в армию в сорок втором году призвался, и отправили меня сразу в Приморье, в школу снайперов, шесть месяцев учился», - рассказывает Николай Петрович. – «Служить мне довелось и на Дальневосточном фронте, и на Западном фронте, и в Маньчжурии. С флота-то меня отправили на фронт не только как снайпера, но и как водителя, технику нужно было перегонять. Надо сказать, что среди нашего брата - снайпера, много дальневосточников оказалась, особенно нанайцев, удэгейцев, других коренных народов. Стреляли они хорошо, их и учить не надо было. Не то что западный мужик, одного такого мне как-то в напарники дали. Длинный был, как оглобля, его и замаскировать то сложно было».
«Фашистов мы на деревьях ждали. У каждого из нас был пароль. Я, как старший группы, должен был сигнал условный давать и называть пароль того, кто стреляет. Вот сидим мы как-то в засаде, мимо идет фашистская колонна. Надо сказать, что самое сложное в работе снайпера – «снять» офицера с первого выстрела. Здесь не только меткость, но и выдержка нужна. А напарник мой выстрелил и промазал. Нас тут же обнаружили, стали обстреливать. Пришлось уходить. Хорошо, что сразу на наших вышли, да только потом долго мне еще объясняться в разных инстанциях пришлось».
«В 45 году вернулся на Дальний Восток, побывал дома. И опять воевать, теперь уже с Японией. Как-то в Приморье мы обнаружили вражескую школу разведчиков. Она располагалась под землей, где было множество хитроумных ходов. Много нас тогда погибло, но мне повезло, я, как говорится, в рубашке родился. Довелось мне так же воевать в портах Сесин и Расин. А потом пришлось опять за баранку сесть, технику к нам перегоняли. Все было: и бомбежки, и засады, и смертники на нас нападали. Но, слава богу, домой живым вернулся».
Встретив Победу, Николай Петрович вернулся на свою малую родину поднимать сельское хозяйство. Здесь и проработал на комбайне до самой пенсии.
«Мы прожили хоть и тяжелую, но хорошую жизнь», - говорит Николай Питрович. – «И работали, и веселились, и детей на ноги подняли. Надеемся, что и у них все сложится так, что можно будет сказать: жизнь прожита не зря».
За боевые заслуги Иван Петрович имеет множество наград: Орден Отечественной войны; медаль «За победу над Японией»; 10 юбилейных медалей «За победу». ( Приложение 3)
Заключение.
Советско-японская война 1945 г. относится к числу событий истории, которые вызывают непреходящий интерес. На первый взгляд, ничего особенного и не произошло: неполные три недели боев на заключительной стадии фактически завершенной Второй мировой войны. Однако по ожесточенности, по масштабам она может сравниться не только с другими войнами ХХ столетия, но даже с такими операциями Второй мировой войны, как Московская, Сталинградская, Курская битвы.
Победа Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке в сентябре 1945г. досталась ценой жизни многих тысяч советских военнослужащих. Общие потери советских войск (с учетом санитарных) составили 36456 человек.
Каковы же были итоги советско-японской войны 1945г.? Каково было ее историческое значение , какова роль Советского Союза в победе над Японией и тем самым завершении Второй мировой войны? Какую роль сыграл ОН – простой солдат?
Главным итогом войны СССР против Японии явилось ее поражение в этой войне. Важную роль в победе сыграл советский военно-промышленный потенциал и положительные изменения в военной доктрине нашей страны.
Не учла японская военная доктрина и качественно усилившуюся боевую мощь вооруженных сил нашей страны. Но главную роль в разгроме милитаристской Японии сыграл советский народ, среди которого были и бойцы – лазовцы.
“Победить или умереть” – так стоял вопрос в войне, и наши воины понимали это. Найдется немало ярких примеров, олицетворяющих богатырский дух наших солдат. Самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом - часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляют бойца, вливает в него новые силы.
Народ славит тех, кто храбро сражался и погиб смертью героя, приближая час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены не только в списки личного состава Вооружённых Сил, но и в память народную. О героях народ слагает легенды, ставит им прекрасные памятники, их именами называет лучшие улицы своих городов и сёл.
Война показала глубину, передовой характер, духовную силу советского народа. В суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества. Вечная память погибшим на этой войне, слава русскому народу!
Список источников и литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Яблоко
Есть ли лёд на других планетах?
Мороз Иванович
Вода может клеить?
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)