В данной исследовательской работе отражены следующие задачи: 1) узнать как правильно говорить: «ноль» или «нуль»; 2) выяснить историю возникновения нуля; 3) познакомиться со значением нуля; 4) доказать, почему на нуль делить нельзя.
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_chislo_nul.pptx | 2.9 МБ |
udivitelnoe_chislo_nul.docx | 95.81 КБ |
buklet.docx | 2.39 МБ |
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОБЕРЕЗКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Конкурс творческих проектов «Математика вокруг нас» Удивительное число нуль Авторы работы : учащиеся 5 - а класса МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 Матросова Валерия, Чиркова Александра Руководитель работы: Ананченко Александра Анатольевна, учитель математики I квалификационной категории пгт. Белая Берёзка 2015 г.Слайд 2
7:0 9:9 0:15 6:6 8 - 8 Выберите шарики с ответом «0»
Слайд 3
Удивительное число нуль Цель исследования: выяснить, почему делить на нуль нельзя Задачи исследования: 1. Узнать, как правильно говорить: «ноль» или «нуль». 2.Выяснить историю возникнове ния нуля. 3.Познакомиться со значением нуля. 4.Доказать, почему на нуль делить нельзя.
Слайд 4
Объект исследования: число нуль. Участники исследования : учащиеся 5 «А» класса. Методы исследования: анализ, опрос учащихся 5 «А» класса, сбор информации из книг, журналов, сети Интернет. Результаты исследования : приведено доказательство утверждения: «На нуль делить нельзя».
Слайд 5
Как правильно говорить : «ноль» или «нуль»? Опрос учащихся 5 «А» класса Варианты ответа Количество опрошенных «НОЛЬ» 11 «НУЛЬ» 11 Всего в классе 22 ученика "НУЛЬ" или "НОЛЬ"
Слайд 6
"НУЛЬ" или "НОЛЬ" В словарях русского языка С. Ив. Ожегова и Дм. Н. Ушакова употребляются обе формы слова - и "нуль", и "ноль". В толковом словаре живого великорусского языка Вл. Ив. Даля можно найти также и два прилагательных: "нолевой" и "нулевой". И только в словаре трудностей русского языка Д.Э. Розенталь, М.А.Теленковой мы смогли найти различие в употреблении этих двух форм числа: « НОЛЬ , ноля – НУЛЬ , нуля. Совпадают в знач., но различаются употреблением. Как правило, ноль употребляется в обиходной речи и в ряде устойчивых сочетаний, нуль – в терминологии, в научной речи. НОЛЬ или НУЛЬ ?
Слайд 7
"НУЛЬ" или "НОЛЬ" 0 : 0 Температура опустится ниже НУЛЯ Равно НУЛЮ Всё сводится к НУЛЮ Начинать с НУЛЯ НОЛЬ целых 12:00 Двенадцать ноль - ноль Счёт «НОЛЬ: НОЛЬ»
Слайд 8
Ноль и нуль – одно и то же. Нуль как цифра – пустота! Нуль потрогать каждый может, Пробуй сам, пожалуйста! Присмотрись к велосипеду, У него есть два нуля. На нулях к реке поеду Через рощу и поля. Хула-хуп кручу руками. Посмотреть сюда изволь. Талией кручу, ногами Обруч, словно цифру ноль.
Слайд 9
Когда-то многие считали, Что нуль не значит ничего И, как ни странно, полагали, Что нуль совсем не есть число.
Слайд 10
Образцы докладов учащихся 5 «А» класса по теме: «Нуль. История происхождения нуля»
Слайд 11
Счёты (русский абак) Как появился нуль? Абак 5 сотен 2 единицы 0 десятков 502
Слайд 12
В Вавилоне (современный Ирак) ученые изобрели число ноль в 4 веке до нашей эры. Но их изобретение не получило широкого распространения, потому что в их математике было не 10, а 60 цифр.
Слайд 13
Независимо от вавилонян ноль изобрели племена Майя , населявшую Центральную Америку. Ноль у Майя был не числом, а лишь значком пробела и не участвовал в математических операциях. Майя пользовались цифрами двух типов: простой основывался на точках и черточках: более сложный — на глифах, гротескных лицах
Слайд 14
Вот так в течение веков изменялось написание арабских цифр. Родиной настоящего нуля считают Индию!
Слайд 15
Цифра ноль – пустое место Или просто - ничего. Ноль раздулся в знак протеста, Чтоб заметили его.
Слайд 16
Слово «цифра» (инд. « сунья », араб. « аль-сифр », лат. C iffra ) - ноль . НОЛЬ - это мера пустого множества, число элементов в множестве, в котором нет ни одного элемента " nullus " ( греч.)- " никакой" Подстричь "под НОЛЬ " НОЛЬ литров молока в бидоне
Слайд 17
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля даёт следующее определение числа НУЛЬ м. ноль - счислительный знак, означающий ничто, ничего (0); но поставленный после другой цифры (справа), повышает ее десятью, умножает на десять. В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова : ноль и нуль, ноля, м. -цифровой знак: 0. Отсутствие величины (мат.). В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. можно встретить следующее определение: НОЛЬ, -я и НУЛЬ, -я, м. 1. В математике: действительное число, от прибавления которого никакое число не меняется. Сводиться к нулю (перен.: терять значение, превращаться в ничто). 2, Цифровой знак "0", обозначающий такое число, а также, в составе цифровых обозначений, отсутствие единиц какого-н. разряда.
Слайд 18
Что получится, если яблоко разделить на НУЛЬ частей? А три? А два яблока? 1:0=1 Почему нельзя делить на НУЛЬ ? 2:0=2 Значит, любое число поделённое на нуль даст это же число??? 3:0=3 Попробуем разобраться! а+в=с с-а=в а в=с . с а=в . . Из четырёх действий арифметики (сложение, вычитание, умножение и деление) математики признают полноценным только два из них - сложение и умножение. Все остальные действия строятся из этих двух. а+в=с а в=с .
Слайд 19
Что значит выражение : 5-3=х х+3=5 Тоже самое происходит с делением и умножением: 8:4=х 4 х=8 . Делаем вывод : 5:0=х 0 х=5 . При умножении на 0 всегда получается 0 Наша задача не имеет решения
Слайд 20
Что получится, если яблоко разделить на НОЛЬ частей? 1:0=1 А два яблока? 2:0=2 А три? 3:0=3 На НУЛЬ делить нельзя !
Слайд 21
А можно ли НУЛЬ делить на НУЛЬ ? 0:0=х 0 . = 0 Х 0 1 5 Подставим любое значение Х : , , , 127 На НУЛЬ нельзя делить даже НУЛЬ ! При любом значении Х получается НОЛЬ. А раз так, то эта запись не имеет смысла 0 0 1 0 0 5 127 0
Слайд 22
Р езультаты работы : Выяснили историю возникновения НУЛЯ Узнали, как правильно говорить: "НУЛЬ" или "НОЛЬ " Показали количественную составляющую НУЛЯ Доказали, почему нельзя делить на НУЛЬ Спасибо за внимание!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОБЕРЕЗКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Конкурс творческих проектов
«Математика вокруг нас»
Удивительное число нуль
Авторы работы: учащиеся 5 - а класса
МБОУ Белоберезковская СОШ № 1
Матросова Валерия, Чиркова Александра
Руководитель работы:
Ананченко Александра Анатольевна,
учитель математики I квалификационной категории
пгт. Белая Берёзка
2015 г.
Содержание
Введение
Заключение
Список литературных источников
Приложение
Введение
- Саша, давай вспомним задание устного счёта из урока математики «Выбери шарики с ответом 0»! Какие шарики ты выбрала?
- Я выбрала зелёный, жёлтый и красный шарики!
-Какую ошибку ты допустила?
-Я выбрала красный шарик с примером 7:0, а на нуль делить нельзя!
-А почему?
- Еще в начальной школе учительница сказала нам правило: «На НУЛЬ делить нельзя!»
- Интересно! Прибавлять, отнимать, умножать можно, а делить нельзя!!!
-Давай мы попробуем исследовать это правило, и во всём разобраться!
Тема нашей исследовательской работы: «Удивительное число нуль»
Гипотеза: на нуль делить нельзя.
Цель исследования: выяснить, почему делить на нуль нельзя.
Задачи исследования:
Объект исследования: число нуль.
Участники исследования: учащиеся 5 «А» класса.
Методы исследования: анализ, опрос учащихся 5 «А» класса, сбор информации из книг, журналов, сети Интернет.
Результаты исследования: приведено доказательство утверждения: «На нуль делить нельзя».
- Начиная исследовать число нуль, у нас возник вопрос: «Как правильно говорить: «ноль» или «нуль»»?
Мы решили обратиться за помощью к одноклассникам. Провели среди них опрос.
Как правильно говорить: «ноль» или «нуль»?
Варианты ответа | Количество опрошенных |
«Ноль» | 11 |
«Нуль» | 11 |
Всего в классе 22 ученика.
Судя по результатам ответов, можно говорить, применяя оба варианта.
Решили проверить с помощью словарей.
В словарях русского языка С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова употребляются
обе формы слова - и "нуль", и "ноль".
В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля можно найти также и два прилагательных: "нолевой" и "нулевой".
И только в Словаре трудностей русского языка Д.Э. Розенталь, М.А.Теленковой мы смогли найти различие в употреблении этих двух форм числа:
«НОЛЬ, ноля – НУЛЬ, нуля. Совпадают в знач., но различаются употреблением. Как правило, ноль употребляется в обиходной речи и в ряде устойчивых сочетаний, нуль – в терминологии, в научной речи. Ноль целых. Ноль часов. В двенадцать ноль – ноль. Ноль внимания (прост.). Ноль без палочки (прост.).
Абсолютный нуль. Ниже нуля. Равно нулю. Свести к нулю.»
Итак, разница между терминами «нуль» и «ноль» невелика, но она есть:
1) в разговорной речи чаще всего употребляется слово ноль, а в научной речи и терминологии - нуль;
2) есть ситуации, когда возможен только "НОЛЬ": ноль целых, ноль часов, ноль-ноль, ноль внимания, полный ноль.
Но "вероятность равна нулю", все сводится к нулю, температура опустится ниже нуля...
Ноль и нуль — одно и тоже.
Нуль, как цифра — пустота!
Нуль потрогать каждый может,
Пробуй сам, пожалуйста!
Присмотрись к велосипеду,
У него есть два нуля.
На нулях к реке поеду,
Через рощу и поля.
Хула-хуп кручу руками.
Посмотреть сюда изволь.
Талией кручу, ногами
Обруч, словно цифру ноль.
Мы настолько привыкли к этому числу, постоянно используем этот символ для математических расчетов. А ведь когда-то его не было, и люди обходились в математических операциях без этого знака.
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего
И, как ни странно, полагали,
Что нуль совсем не есть число.
Как же возникло данное число?
Вновь мы обратились за помощью к своим одноклассникам. Ими были написаны доклады на тему: «Нуль. История происхождения нуля».
Вот что у нас получилось.
В Древнем Риме для совершения подсчётов использовали счёты – абаки. Абак в разных обличьях оказался весьма живучим изобретением. Абаки и счёты были разделены на несколько позиционных рядов. Так, чтобы обозначить на счётах число пятьсот два, на первой проволоке (разряд единиц) отбрасывали в сторону две костяшки, на третьей (ряд сотен) – пять, а на второй (разряд десятков) ничего не отбрасывали, так как десятков в числе не было.
Вот этот пробел, это пустое место и стало первым прообразом нуля. Говоря образно, нуль как число и цифра появился практически из ничего. Произошло это, конечно, не сразу. Одно дело – пустое место, другое дело – знак, и уж совсем третье – число. Первые шаги от пробела к знаку сделали вавилоняне.
В Вавилоне учёные изобрели число нуль в 4 веке до нашей эры. Но их изобретение не получило широкого распространения, потому что их математический аппарат базировался не на десятичной, а на 60-ричной системе счисления. Иными словами, в их математике было не 10, а 60 цифр. Суть позиционной системы заключалась в том, что каждый новый разряд записывался одними и теми же знаками, только располагали их левее предыдущего разряда. У вавилонян знаков было два: вертикальным клинышком обозначали единицу, а горизонтальным – десятку. Таким образом, записывали числа до 59, а число 60 снова обозначали вертикальным клинышком.
Если какой-нибудь разряд отсутствовал, вавилоняне ставили пробел, а в V в. до н.э. стали обозначать пропущенный разряд двумя клинышками.
Таким образом, мы видим, что изначально нуль не использовали как самостоятельное число, но лишь как некий пунктуационный знак, помогающий правильно распознать число.
Независимо от вавилонян нуль изобрели племена Майя, населявшую Центральную Америку. Нуль у Майя был не числом, а лишь значком пробела и не участвовал в математических операциях. Очень интересно было узнать, что Майя пользовались цифрами двух типов: простой основывался на точках и черточках,а более сложный — на глифах, гротескных лицах.
Родиной настоящего нуля по праву считают Индию. Гениальным итогом индийской математики стала запись любых чисел с помощью десяти цифр, которыми мы пользуемся сейчас и которые не совсем справедливо называем арабскими (cами арабы, кстати, всегда называли их индийскими). Позже всех знаком наградили злосчастный нуль. Само понятие нуля (индийцы называли его «сунья/шунья» – пустое), по-видимому, возникло в середине V века. Первое же изображение нуля было обнаружено в числе 270, начертанном на стене г. Гвалиора (876 г.). Очень важно, что ноль здесь впервые стоит в конце числа и внешне напоминает знакомую нам дырку от бублика (разве что немного меньше других цифр).
Вот так в течение веков изменялось написание арабских цифр.
После величайшего открытия цифры 0 для обозначения отсутствующей величины, стало возможным возникновение десятичной системы!
- Кстати, Лера, а ты знаешь, что долгое время слово «цифра» означала именно «нуль» и ничто другое!
- Нет, я не знала! Интересно, а ещё что означает понятие «нуль»?
Цифра нуль – пустое место
Или просто – ничего.
Нуль раздулся в знак протеста,
Чтоб заметили его.
Мы продолжили исследование понятия «числа нуль» по книгам и словарям, и вот к какому результату пришли: слово «цифра» действительно означала именно «нуль» и ничто другое (инд. «сунья», араб. «аль-сифр», лат. ciffra). От ciffra произошло множество названий, включая слова «шифр» и «зеро», хорошо известное любителям игры в рулетку. Позже термин «цифра» распространился на все знаки арабской нумерации.
Слово же «ноль/нуль» вошло в обиход в XVI веке. НУЛЬ («nullus» греч. – «никакой»)- это мера пустого множества, число элементов в множестве, в котором нет ни одного элемента (ноль литров молока в бидоне, подстричь «под ноль»).
Толковые словари дают следующие определения нуля:
Исходя из данных толкований понятия «ноль/нуль», мы сделали вывод: имеется два варианта использования 0, оба очень важные, но немного различные:
- Как много интересного мы узнали о нуле! Давай же теперь попробуем ответить на наш главный вопрос: «Почему на нуль делить нельзя?»
«Делить на нуль нельзя!» — большинство школьников заучивают это правило наизусть, не задаваясь вопросом: «Почему?» А ведь на самом деле очень интересно и важно знать, почему же нельзя?!
Всё дело в том, что четыре действия арифметики — сложение, вычитание, умножение и деление — на самом деле неравноправны. Математики признают полноценными только два из них — сложение и умножение. Эти операции и их свойства включаются в само определение понятия числа. Все остальные действия строятся тем или иным образом из этих двух.
Рассмотрим, например, вычитание.
- Что значит 5 – 3?
Школьник ответит на это просто: надо взять пять предметов, отнять (убрать) три из них и посмотреть, сколько останется.
Но вот математики смотрят на эту задачу совсем по-другому: нет никакого вычитания, есть только сложение. Поэтому запись 5 – 3 означает такое число х, которое при сложении с числом 3 даст число 5.
То есть 5 - 3 = х, если x + 3 = 5.
В этом уравнении нет никакого вычитания. Есть только задача — найти подходящее число.
Точно так же обстоит дело с умножением и делением.
Запись 8 : 4 можно понимать как результат разделения восьми предметов по четырем равным стопкам. Но в действительности частное при делении числа 8 на число 4 - это такое число х, что произведение x на 4 равно 8.
То есть 8 : 4 = х, если х· 4 = 8.
Вот тут-то и становится ясно, почему нельзя (а точнее невозможно) делить на ноль. Запись 5 : 0 сводится к заданию найти такое число, которое при умножении на 0 даст 5, т.е. x · 0 = 5. Но мы знаем, что при умножении на нуль всегда получается 0. Это неотъемлемое свойство нуля, строго говоря, часть его определения.
Такого числа, которое при умножении на 0 даст что-то кроме нуля, просто не существует. То есть наша задача не имеет решения. (Да, такое бывает, не у всякой задачи есть решение.) А значит, записи 5 : 0 не соответствует никакое конкретное число. Следовательно, эта запись ничего не обозначает, так как не имеет смысла. Бессмысленность этой записи кратко выражают, говоря, что на ноль делить нельзя.
А можно ли нуль делить на нуль?
В самом деле, ведь уравнение 0 · x = 0 благополучно решается. Например, можно взять x = 0, и тогда получаем 0 · 0 = 0. Выходит, 0 : 0=0?
Но не будем спешить.
Попробуем взять x = 1. Получим 0 · 1 = 0. Правильно? Значит, 0 : 0 = 1? Но ведь так можно взять любое число и получить 0 : 0 = 5, 0 : 0 = 127 и т. д.
Но если подходит любое число, то у нас нет никаких оснований остановить свой выбор на каком-то одном из них. То есть мы не можем сказать, какому числу соответствует запись 0 : 0. А раз так, то мы вынуждены признать, что эта запись тоже не имеет смысла. Выходит, что на нуль нельзя делить даже нуль. (В математическом анализе бывают случаи, когда благодаря дополнительным условиям задачи можно отдать предпочтение одному из возможных вариантов решения уравнения 0 · x = 0; в таких случаях математики говорят о «раскрытии неопределенности», но в арифметике таких случаев не встречается.)
Вот такая особенность есть у операции деления. А точнее — у операции умножения и связанного с ней числа нуль.
Заключение
Деление на нуль - это «вечный двигатель», это «философский камень». Это попытка сделать много-много всего из пустоты и из ничего.
Надо сказать, что математики, в той математике, которая называется высшей, придумали, как выкрутиться из такого трудного положения. Они объявили, что при делении на нуль в результате получится бесконечность. Это легко объясняется с философской точки зрения. Ведь угостить «нулем» мороженого можно сколько угодно человек! Вот идти по улице и всем подряд выдавать по «нуль» мороженого! «Нуль» зарплаты вообще можно ежедневно выплачивать всему миру, то есть бесконечное число раз бесконечному числу людей!
Какое же это удивительное число — нуль! Но все равно: делить на него нельзя!
Таким образом, цель нашей исследовательской работы была достигнута, задачи решены: мы познакомились с историей возникновения нуля, с различными трактовками этого понятия, доказали почему на нуль делить нельзя.
В ходе выполнения исследовательской деятельности мы научились работать в команде, оказывать взаимопомощь и поддержку, взаимоконтроль.
Данная работа предназначена для расширения кругозора учащихся, способствует развитию познавательного интереса к математике.
Она может быть использована на уроках математики по теме: «Натуральные числа», «Деление натуральных чисел» в 5 классе, «Целые числа» в 6 классе; во внеклассных мероприятиях по математике.
Главные выводы работы будут размещены на стенде в кабинете математики, для того, чтобы ими могли пользоваться учащиеся других классов. Презентацию по нашей работе можно использовать на предметной неделе.
Список использованной литературы
Любили тебя без особых причин...
Смекалка против Змея-Горыныча
Вокруг света за 80 дней
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
За чашкой чая