В течение всей жизни человеку приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Одним из таких периодов школьной жизни, является период адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе.
В работе Вы найдёте ответы на актуальные вопросы: можно ли сгладить возникающие трудности при адаптации, какие факторы способствуют более успешной и быстрой адаптации в профильной школе?
Особый интерес для читателей будут представлять новый подход к определению критериев адаптации и подбору методик для тестирования, практические рекомендации учащимся для более успешной адаптации.
Исследовательская работа рассчитана на широкий круг читателей- учащихся 10-11 классов, учителей профильной школы, родителей, и всех, кто интересуется вопросами адаптации учащихся к обучению в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
научная статья | 55.79 КБ |
план исследований | 35.9 КБ |
аннотация | 25.34 КБ |
приложение | 37.43 КБ |
Социально-психологическая адаптация учащихся
10-х классов к обучению в профильной школе
Кузьмина Нина Романовна
Российская федерация, Забайкальский край, город Краснокаменск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» 10 «Б» класс
Научная статья
Десятый класс открывает последний этап обучения в профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новой образовательной среде.
Сегодня редко кто продолжает учиться в том же классном коллективе, что и раньше. Кто-то переходит в другую школу, кто-то в параллельный класс. Кто-то остается в своем классе, но сюда приходят новые ученики. Ведь при создании профильных классов большинство коллективов формируют из учеников разных классов, выбравших определенное направление обучения. Иными словами, классный коллектив оказывается совсем другим. При этом меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и десятикласснику вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих. Поскольку из школы после девятого класса уходят чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним, а хорошист – слабым учеником.
Эти процессы протекают параллельно с процессом увеличения учебной нагрузки и требований педагогов по определенному профилю обучения. Часто школьники, выбирая профильный класс, не отдают себе отчет в том, что их ждет, не знают, как в будущем применить полученные знания, вследствие чего теряют мотивацию и учатся только по инерции.
Другая нередко встречающаяся в десятом классе проблема – установка на продление моратория. Ярко выраженное желание «отдохнуть» после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Старшеклассники чувствуют себя уставшими от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками, снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу. Безусловно, старшекласснику необходима передышка.
Но есть и большая опасность ученик может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Большинство учащиеся десятых классов сталкиваются с такими проблемами, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей, неумением распределять своё время и силы, планировать режим труда и отдыха и др. Всё это усложняет учебный процесс, продуктивная работа в школе для старшеклассника становится проблематичной [9].
Специфика адаптации десятиклассников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора [6].
Профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям базисного учебного плана для реализации учащимся активной пробы сил.
Педагогическая практика показывает, что если выбранное направление обучения соответствует физиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям обучающегося то, несмотря на высокие требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Возникает вопрос можно ли сгладить трудности при адаптации? Какие факторы способствуют более успешной и быстрой адаптации в профильной школе? В психологической литературе опубликовано много наработок по адаптации учащихся первых и пятых классов, а тема адаптации десятиклассников почти не освещается.
Мы решили изучить данный вопрос, так как в профильные классы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» ежегодно приходят учащиеся из разных школ муниципального района. За последние три года в 10 классы пришло 74 человека (2012г. -14 человек, 2013г.- 25 человек, 2014г. - 35 человек).
Цель: изучение особенностей протекания адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе.
Объект: адаптация учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе.
Предмет исследования: социально-психологические особенности адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе.
Гипотеза: детерминантами адаптации учащихся к обучению в профильной школе могут быть их профессиональные намерения, можно предположить, что лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Этапы исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования заключается в определении критериев адаптации, выявлении и описании особенностей протекания адаптации, разработке практических рекомендаций для более успешной адаптации к обучению учащихся 10-х классов в профильной школе. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике для эффективной организации образовательного процесса в профильной школе.
Изучив литературу по данной теме, мы узнали, что проблемы адаптации человека являются предметом исследования целого ряда наук, включая гуманитарные и медико-биологические науки. Термин «адаптация» первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире.
В философско-социологическом аспекте общепринятое содержание термина «адаптация» означает приспособление, процесс приспособления к условиям среды. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «живое существо - среда жизнедеятельности» возникают довольно значимые изменения.
Вопросы адаптации личности освещены в трудах отечественных (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Ф.Б. Березин, В.А. Петровский, А.А. Налжаджян, А.А. Реан) и зарубежных (З. Фрейд, Г. Гартман, Р. Хенки, Л. Филлипс, Т. Шибутани) исследователей.
В течение всей жизни человеку приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
Одним из таких периодов школьной жизни, является период адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшей профильной школе.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды предполагает:
По мнению А.А. Налчаджяна социально-психологическую адаптацию можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои потребности, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [3].
В рамках нашего исследования, мы говорим об адаптации, обеспечивающей полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья, и оптимального самочувствия.
Обычно необходимость социально-психологической адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У десятиклассников изменяется как социальное окружение, так и система деятельности.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Юноши и девушки переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о новой образовательной среде. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации (интеллектуальной, поведенческой, коммуникативной, соматической, эмоциональной).
Ведь даже психологически благополучный выпускник основной школы, успешно справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться с учителями и сверстниками, не всегда чувствует себя, комфортно придя в десятый класс.
Из выше изложенного следует, что адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
У каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). В зависимости от состояния здоровья адаптация протекает по разному: легкая – 1 учебная четверть; средней тяжести - первое полугодие; тяжелая - учебный год [2].
У большинства школьников относительно устойчивое приспособление наступает на 5,6-йнедели обучения. О степени адаптации судят по утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья, дневной динамике работоспособности, субъективный индикатор, отражающий удовлетворенность пребыванием в школе - эмоциональное состояние.
Согласно исследованиям А.А. Реана успешность адаптации зависит от жизненных целей, ценностных ориентаций, их поведенческой реализации, социальной среды, в которой происходит их реализация. Важную роль играет уровень активности личности, степень её мобилизации [5].
Проведенный анализ литературы и диагностических исследований по данной проблеме, позволил нам выделить следующие критерии адаптации:
Характер адаптации ученика к изменившимся условиям образовательной среды отражается на трех основных уровнях:
Для того чтобы выявить социально-психологические особенности протекания адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе мы использовали методы психодиагностики.
В исследовании приняли участие учащиеся 10-х профильных классов МАОУ «СОШ № 7» г. Краснокаменска Забайкальского края в количестве 59 человек в возрасте 15-16 лет.
Профильные классы:
Социально-психологические факторы, связанные с адаптацией к профильному обучению, изучались с помощью методик «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова, «Социометрия», специально разработанных нами анкет «Личные профессиональные планы», «Я и мой класс».
На основе ответов учащихся оценивались такие характеристики, как:
Анализ данных диагностики по методике «Социализированность личности» показал, что учащиеся 10-х классах имеют разную степень адаптированности. Высокая степень 11 человек (19%), средняя- 34 человека (57%), низкая- 14 человек (24%). При этом большинство десятиклассников 76% успешно адаптировались к обучению в профильной школе.
В рамках нашего исследования мы не ставили задачи сравнивать особенности протекания адаптации исходя из профиля обучения. Однако анализ данных позволяет нам сделать следующие выводы. Из трех классов более успешно адаптировались учащиеся 10 «А» физико-математического и 10 «Б» социально-экономического классов, менее успешно протекает адаптация в 10 «В» классе. Следует обратить внимание, на, то, что в 10 «В» классе обучаются две профильные группы учащихся химико-биологического и информационно- технологического направлений. По результатам анкетирования и из беседы со школьниками двух направлений профилизации некоторые ученики 10 «В» класса имеют недостаточно осознанный выбор профиля обучения и как следствие частично сформированные профессиональные намерения (приложение 1).
Анализируя результаты анкетирования «Личные профессиональные планы», мы выяснили, что 93% учащихся 10-х классов (55 человек) осознанно выбрали профиль обучения.
92% (54 человека) считают, что сделали правильный выбор, и обучение в профильном классе поможет им при поступлении в Вуз, пригодится в профессиональном будущем.
У многих учащихся 93% (55 человек) интересы, так или иначе, связаны с выбором будущей профессии.
По мнению большинства учащихся 90% (53 человека) уровень учебной нагрузки соответствует их физическим возможностям (приложение 2).
С помощью методики «Социометрия» и анонимного анкетирования «Я и мой класс» определили успешность социальных контактов учащихся 10-х классов. Нами было выявлено, что на момент тестирования классные коллективы сформированы, налажено межличностное взаимодействие в группах, в каждом классе есть «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отверженные» в количестве 3-х человек (5% от общего числа десятиклассников) есть только в двух классах (приложение 3).
Проведя анализ анкетирования, узнали, что большинству десятиклассников 80% (47 человек) нравится класс, в котором они учатся, 73% (43 человека) отмечают, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, 78% (46 человек) считают, что в классе им комфортно. В каждом классе есть ребята, которые постоянно принимают участие в классных и школьных мероприятиях (44% 26 человек), другая часть (66% 33 человека) принимает участие в большинстве случаев, на параллели нет ни одного ученика, который бы не принимал участие в мероприятиях.
Наряду с анкетированием решили проанализировать уровень активности учащихся по результатам методики «Социализированность личности», анализ данных подтвердил, что действительно у большинства учащихся 96 % (57 человек) отмечается высокий уровень активности личности (высокая у 32 и средняя степень у 25 человек) (приложение 4).
По информации тьютора старшеклассники действительно принимают активное участие в мероприятия различного уровня.
Большинство учащихся 10-х классов стали участниками Всероссийских молодежных предметных чемпионатов, 1 человек - краевого фестиваля клубов молодых и будущих избирателей «За будущее Забайкалья», 16 человек - муниципального этапа Всероссийских предметных олимпиад, 5 человек - районной научно-практической конференции, 25 человек - «Дорожной олимпиады» ЗабИЖТ, 7 человек - районных экономических и правовых игр, 7 человек играют в городской команде КВН, 3 человека - члены молодежной рок- группы.
Для проверки достоверности гипотезы нами были сопоставлены результаты диагностик по 4 выше перечисленным характеристикам по каждому респонденту.
Сравнительный анализ данных показал, что 71% респондентов (42 человека) от общего числа десятиклассников имеют сформированные профессиональные намерения и высокую или среднюю степень адаптации к обучению в школе (приложение 5).
В результате проведенного исследования мы можем сделать вывод, о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями.
Кроме того определили, что важную роль при социально-психологической адаптации играют внешние и внутренние критерии. В школе функционируют три профильных кабинета: горного дела, горных машин и оборудования, маркшейдерского дела, химико-технологический.
Все учителя старшей школы имеют высокую образовательную и квалификационную подготовку из них два педагога являются «Учителями профильной школы».
С учащимися 10-х классов работает тьютор: построение образовательной и профессиональной траектории, занятия социально-психологического тренинга.
Внутренними критериями являются такие факторы как, активность личности, коммуникабельность, самоорганизация учебной деятельности (приложение 5).
Исследование показало, что не все ученики на момент тестирования справились с трудностями адаптационного периода и им необходима помощь взрослых: родителей, классных руководителей, тьютора.
Изучив литературу, мы систематизировали ряд рекомендаций для учащихся для более успешной адаптации к обучению учащихся 10-х классов в профильной школе (приложение 6).
На классных часах ознакомили учащихся с результатами диагностики и с рекомендациями для более успешной адаптации. Разместили буклеты и брошюры в школьной библиотеке, классных кабинетах для того, чтобы все желающие старшеклассники могли ознакомиться с ними более подробно и подобрать для себя наиболее эффективные способы.
В январе месяце на совещании при директоре тьютор ознакомил педагогов школы с общими результатами нашего исследования.
Аналитические данные переданы директору школы для практического использования при проведении малого педагогического совета, родительских собраний (приложение 7).
В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме и выяснить, как взаимосвязана адаптация с личностными особенностями и показателями учебной деятельности.
Библиография
Социально-психологическая адаптация учащихся
10-х классов к обучению в профильной школе
Кузьмина Нина Романовна
Российская федерация, Забайкальский край, город Краснокаменск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» 10 «Б» класс
План исследований
Большинство учащиеся десятых классов сталкиваются с такими проблемами, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей, неумением распределять своё время и силы, планировать режим труда и отдыха и др. Всё это усложняет учебный процесс, продуктивная работа в школе для старшеклассника становится проблематичной.
Специфика адаптации десятиклассников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора.
Педагогическая практика показывает, что если выбранное направление обучения соответствует физиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям обучающегося то, несмотря на высокие требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Возникает вопрос можно ли сгладить трудности при адаптации? Какие факторы способствуют более успешной и быстрой адаптации в профильной школе? В психологической литературе опубликовано много наработок по адаптации учащихся первых и пятых классов, а тема адаптации десятиклассников почти не освещается.
Мы решили изучить данный вопрос, так как в профильные классы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» ежегодно приходят учащиеся из разных школ муниципального района. За последние три года в 10 классы пришло 74 человека (2012г. -14 человек, 2013г.- 25 человек, 2014г. - 35 человек).
Цель: изучение особенностей протекания адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе.
Объект: адаптация учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе.
Предмет исследования: социально-психологические особенности адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе.
Гипотеза: детерминантами адаптации учащихся к обучению в профильной школе могут быть их профессиональные намерения, можно предположить, что лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Этапы исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования заключается в определении критериев адаптации, выявлении и описании особенностей протекания адаптации, разработке практических рекомендаций для более успешной адаптации к обучению учащихся 10-х классов в профильной школе. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике для эффективной организации образовательного процесса в профильной школе.
Изучив литературу по данной теме, мы узнали, что в течение всей жизни человеку приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Одним из таких периодов школьной жизни, является период адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшей профильной школе.
Для того чтобы выявить социально-психологические особенности протекания адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе мы использовали методы психодиагностики.
В исследовании приняли участие учащиеся 10-х профильных классов МАОУ «СОШ № 7» г. Краснокаменска Забайкальского края в количестве 59 человек в возрасте 15-16 лет.
Социально-психологические факторы, связанные с адаптацией к профильному обучению, изучались с помощью методик «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова, «Социометрия», специально разработанных нами анкет «Личные профессиональные планы», «Я и мой класс».
На основе ответов учащихся оценивались такие характеристики, как: социальная адаптированность; профессиональные намерения; самочувствие после уроков; активность; успех социальных контактов.
Анализ данных диагностики по методике «Социализированность личности» показал, что учащиеся 10-х классах имеют разную степень адаптированности. Высокая степень 11 человек (19%), средняя- 34 человека (57%), низкая- 14 человек (24%). При этом большинство десятиклассников 76% успешно адаптировались к обучению в профильной школе.
Из трех классов более успешно адаптировались учащиеся 10 «А» физико-математического и 10 «Б» социально-экономического классов, менее успешно протекает адаптация в 10 «В» химико-биологического и информационно-технологического класса. По результатам анкетирования и из беседы со школьниками некоторые ученики 10 «В» класса имеют недостаточно осознанный выбор профиля обучения и как следствие частично сформированные профессиональные намерения.
Анализируя результаты анкетирования «Личные профессиональные планы», мы выяснили, что 93% учащихся 10-х классов (55 человек) осознанно выбрали профиль обучения.
92% (54 человека) считают, что сделали правильный выбор, и обучение в профильном классе поможет им при поступлении в Вуз, пригодится в профессиональном будущем.
У многих учащихся 93% (55 человек) интересы, так или иначе, связаны с выбором будущей профессии.
По мнению большинства учащихся 90% (53 человека) уровень учебной нагрузки соответствует их физическим возможностям.
С помощью методики «Социометрия» и анонимного анкетирования «Я и мой класс» определили успешность социальных контактов учащихся 10-х классов.
Нами было выявлено, что на момент тестирования классные коллективы сформированы, налажено межличностное взаимодействие в группах, в каждом классе есть «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отверженные» в количестве 3-х человек (5% от общего числа десятиклассников) есть только в двух классах. При анализе «Социометрии» нас интересовало только общее количество положительных выборов, полученных каждым участником. Поэтому в этой работе мы не рассматривали ни взаимность выборов, ни структуру группы, ни наличие лидеров, ни особенности взаимоотношений юношей и девушек.
Проведя анализ анкетирования, узнали, что большинству десятиклассников 80% (47 человек) нравится класс, в котором они учатся, 73% (43 человека) отмечают, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, 78% (46 человек) считают, что в классе им комфортно. В каждом классе есть ребята, которые постоянно принимают участие в классных и школьных мероприятиях (44% 26 человек), другая часть (66% 33 человека) принимает участие в большинстве случаев, на параллели нет ни одного ученика, который бы не принимал участие в мероприятиях различного уровня.
Наряду с анкетированием решили проанализировать уровень активности учащихся по результатам методики «Социализированность личности», анализ данных подтвердил, что действительно у большинства учащихся 96 % (57 человек) отмечается высокий уровень активности личности (высокая у 32 и средняя степень у 25 человек).
Для проверки достоверности гипотезы нами были сопоставлены результаты диагностик по 4 выше перечисленным характеристикам по каждому респонденту.
Сравнительный анализ данных подтвердил нашу гипотезу 71% респондентов от общего числа десятиклассников имеют сформированные профессиональные намерения и высокую или среднюю степень адаптации к обучению в школе.
В своей работе мы опирались на исследования следующих авторов:
Социально-психологическая адаптация учащихся
10-х классов к обучению в профильной школе
Кузьмина Нина Романовна
Российская федерация, Забайкальский край, город Краснокаменск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» 10 «Б» класс
Аннотация
Цель: изучение особенностей протекания адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; психодиагностика с использованием методик «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова, «Социометрия», анкет «Личные профессиональные планы», «Я и мой класс»; сравнительный анализ.
В ходе исследования было установлено, что в течение всей жизни человеку приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Одним из таких периодов школьной жизни, является период адаптации учащихся 10-х классов. Педагогическая практика показывает, что если выбранное направление обучения соответствует физиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям обучающегося то, несмотря на высокие требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
По результатам тестирования выявлено, что 76% десятиклассников успешно адаптировались к обучению в профильной школе; 92% считают, что сделали правильный выбор, и обучение в профильном классе поможет им при поступлении в Вуз, пригодится в профессиональном будущем; 80% нравится класс, в котором они учатся; 73% отмечают, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками.
Сравнительный анализ данных показал, что 69% респондентов от общего числа десятиклассников имеют сформированные профессиональные намерения и высокую или среднюю степень адаптации к обучению в школе.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями. Кроме того выяснили, что более успешной социально-психологической адаптации способствуют такие факторы как, активность личности, коммуникабельность, самоорганизация учебной деятельности.
Приложение 1
Социальная адаптированность учащихся 10-х классов МАОУ «СОШ №7»
Класс | Высокая степень | Средняя степень | Низкая степень |
10 «А» ФМ- 22 чел. | 6 чел. (27%) | 12 чел. (55%) | 4 чел. (18%) |
10 «Б» СЭ- 21 чел. | 4 чел. (19%) | 13 чел. (62%) | 4 чел. (19%) |
10 «В» ХБ, ИТ- 16 чел. | 1 чел. (6%) | 9 чел. (56%) | 6 чел. (38%) |
Итого: 59 чел. | 11 чел. 19 % | 34 чел. 57% | 14 чел. 24% |
Приложение 2
Самочувствие учащихся 10-х классов МАОУ «СОШ №7»
Класс | «Не устаю» | «Немного устаю» | «Устаю» |
10 «А» ФМ- 22 чел. | 9 чел. (41%) | 11 чел. (50%) | 2 чел. (9%) |
10 «Б» СЭ- 21 чел. | 1 чел. (5%) | 19 чел. (90%) | 1 чел. (5%) |
10 «В» ХБ, ИТ- 16 чел. | 3 чел. (19%) | 10 чел. (62%) | 3 чел. (19%) |
Итого: 59 чел. | 13 чел. 22 % | 40 чел. 68% | 6 чел. 10% |
Приложение 3
Социометрические статусы учащихся 10-х классов МАОУ «СОШ №7»
Класс | «Звезда» | «Предпочитаемый» | «Принятый» | «Отверженный» |
10 «А» ФМ- 22 чел. | 1 чел. (5%) | 11 чел. (50%) | 8 чел. (36%) | 2 чел. (9%) |
10 «Б» СЭ- 21 чел. | 2 чел. (10%) | 9 чел. (43%) | 10 чел. (47%) | 0 |
10 «В» ХБ, ИТ- 16 чел. | 1 чел. (6%) | 4 чел. (25%) | 10 чел. (63%) | 1 (6%) |
Итого: 59 чел. | 4 чел. (7%) | 24 чел. (41%) | 28 чел. (47%) | 3 чел. (5%) |
Приложение 4
Активность учащихся 10-х классов МАОУ «СОШ №7»
Класс | Высокая степень | Средняя степень | Низкая степень |
10 «А» ФМ - 22 чел. | 12 чел. (55%) | 9 чел. (41%) | 1 чел. (4%) |
10 «Б» СЭ- 21 чел. | 12 чел. (57%) | 8 чел. (38%) | 1 чел. (5%) |
10 «В» ХБ, ИТ- 16 чел. | 8 чел. (50%) | 8 чел. (50%) | 0 |
Итого: 59 чел. | 32 чел. 54 % | 25 чел. 42% | 2 чел. 4% |
Приложение 5
K> 3 – высокая степень (зеленый)
3>K>2 – средняя степень (синий)
K<2 – низкий уровень (красный)
Сравнительный анализ по 4-м характеристикам адаптации:
Результаты психодиагностики 10 «А» класса
физико-математического профиля обучения
№ | Социальная адаптированность | Профессиональные намерения | Активность | Успех социальных контактов | Вывод по гипотезе |
1 | 2,2 | сформированны | 2,2 | Принятый | П |
2 | 1 | сформированны | 1,8 | Принятый | Н |
3 | 2,8 | сформированны | 3 | Предпочитаемый | П |
4 | 2,2 | сформированны | 2,4 | Предпочитаемый | П |
5 | 3,2 | сформированны | 3,2 | Предпочитаемый | П |
6 | 2,2 | сформированны | 2,8 | Принятый | П |
7 | 3 | сформированны | 3,6 | Принятый | П |
8 | 2,6 | сформированны | 2,6 | Предпочитаемый | П |
9 | 2,8 | не сформированны | 3 | Принятый | Н |
10 | 1,6 | сформированны | 2,6 | Предпочитаемый | Н |
11 | 2,4 | сформированны | 3 | Предпочитаемый | П |
12 | 2,6 | сформированны | 3,4 | Звезда | П |
13 | 3,2 | сформированны | 3,2 | Предпочитаемый | П |
14 | 3 | сформированны | 2,6 | Отверженный | П |
15 | 1,8 | сформированны | 2,2 | Принятый | Н |
16 | 2,6 | сформированны | 3 | Предпочитаемый | П |
17 | 1,6 | сформированны | 2,4 | Предпочитаемый | Н |
18 | 3 | сформированны | 3,6 | Отверженный | П |
19 | 2,6 | сформированны | 2,8 | Принятый | П |
20 | 2,4 | сформированны | 3,2 | Принятый | П |
21 | 3 | сформированны | 3,8 | Предпочитаемый | П |
22 | 2,4 | сформированны | 3,4 | Предпочитаемый | П |
СП | 2,6 | 21/1 | 2,9 | 17/5 77%/23% |
Результаты психодиагностики 10 «Б» класса
социально-экономического профиля обучения
№ | Социальная адаптированность | Профессиональные намерения | Активность | Успех социальных контактов | Вывод по гипотезе |
1 | 2,2 | частично сформир. | 2,6 | Принятый | Н |
2 | 2,4 | сформированны | 3,4 | Предпочитаемый | П |
3 | 3 | сформированны | 2,8 | Звезда | П |
4 | 3,2 | сформированны | 3,2 | Предпочитаемый | П |
5 | 2,2 | сформированны | 2,2 | Принятый | П |
6 | 2,2 | сформированны | 2,6 | Предпочитаемый | П |
7 | 2,2 | не сформированны | 2,2 | Предпочитаемый | Н |
8 | 1,4 | сформированны | 2,8 | Предпочитаемый | Н |
9 | 1,8 | частично сформир. | 3,2 | Принятый | П |
10 | 2,6 | сформированны | 3,4 | Принятый | П |
11 | 1,8 | сформированны | 2,8 | Принятый | Н |
12 | 3,4 | сформированны | 3 | Предпочитаемая | П |
13 | 3,2 | сформированны | 3,8 | Предпочитаемый | П |
14 | 2,4 | сформированны | 3,6 | Принятый | П |
15 | 2,8 | сформированны | 1,8 | Принятый | П |
16 | 2,8 | сформированны | 2 | Принятый | П |
17 | 2,8 | сформированны | 3 | Предпочитаемый | П |
18 | 2,6 | сформированны | 3,6 | Звезда | П |
19 | 1,6 | сформированны | 3 | Принятый | Н |
20 | 2,8 | сформированны | 3,6 | Принятый | П |
21 | 2 | сформированны | 3,4 | Предпочитаемый | П |
СП | 2,4 | 18/2/1 | 3 | 16/5 76%/24% |
Результаты психодиагностики 10 «В» класса
химико-биологического и информационно-технологического профиля обучения
№ | Социальная адаптированность | Профессиональные намерения | Активность | Успех социальных контактов | Вывод по гипотезе |
1 | 3 | сформированны | 3 | Принятый | П |
2 | 1,6 | не сформированны | 2,2 | Принятый | П |
3 | 2,4 | сформированны | 2,4 | Принятый | П |
4 | 1,4 | сформированны | 2,4 | Принятый | Н |
5 | 2,4 | сформированны | 3 | Предпочитаемый | П |
6 | 2,6 | сформированны | 2,8 | Звезда | П |
7 | 2,2 | частично сформир. | 2 | Предпочитаемый | Н |
8 | 2,6 | сформированны | 3,2 | Принятый | П |
9 | 2,4 | сформированны | 3,2 | Предпочитаемый | П |
10 | 1,8 | сформированны | 2,4 | Предпочитаемый | Н |
11 | 2 | сформированны | 3 | Принятый | П |
12 | 1,8 | сформированны | 3,2 | Отверженный | Н |
13 | 1,6 | сформированны | 3 | Принятый | Н |
14 | 2 | сформированны | 2,4 | Принятый | П |
15 | 1,8 | сформированны | 2,6 | Принятый | Н |
16 | 2,4 | частично сформир. | 3 | Принятый | Н |
СП | 2 | 13/2/1 | 2,7 | 9/8 56%/44% |
Приложение 7
Выписка из протокола совещания педагогических работников при директоре
МАОУ «СОШ №7» от 19.01.2015 года.
Четвертый вопрос: «Итоги адаптации учащихся 10-х классов».
Заслушали В. В. Чегодаеву, тьютора, выполняющего функциональные обязанности координатора ППО и ПО.
Виктория Викторовна, представила педагогам результаты изучения процесса адаптаци учащихся 10-х классов полученные в ходе выполнения исследовательской работы ученицей 10 «Б» класса Н. Кузьминой.
Пояснила, следующее: для того чтобы выявить социально-психологические особенности протекания адаптации учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе были использованы методы психодиагностики. В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 59 человек.
Особенности адаптации изучались с помощью методик «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова, «Социометрия», анкеты «Личные профессиональные планы», «Я и мой класс».
На основе ответов учащихся оценивались такие характеристики, как:
Представила общие результаты тестирования по каждой характеристике по параллели 10-х классов в целом.
Подвела итоги адаптации: большинство десятиклассников 76% успешно адаптировались к обучению в профильной школе. Обратила внимание, на, то, что были сопоставлены результаты диагностик по 5 выше перечисленным характеристикам по каждому респонденту. И сравнительный анализ данных показал, что 71% респондентов от общего числа десятиклассников имеют сформированные профессиональные намерения и высокую или среднюю степень адаптации к обучению в школе.
Заострила внимание педагогов на том, что исследование показало, что не все ученики на момент тестирования справились с трудностями адаптационного периода и им необходима помощь взрослых: родителей, классных руководителей, учителей- предметников, тьютора.
Решение: В январе месяце провести малый педагогический совет в рамках которого, рассмотреть полученные аналитические данные в разрезе каждого класса и каждого ученика. В феврале провести родительское собрание с приглашением тьютора. Результаты полученные в ходе исследования использовать в процессе работы с учащимися и их родителями.
20.01.2015г.
Секретарь, учитель русского языка и литературы И.А. Багреева
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем лошадь акварелью
Две снежинки
По морям вокруг Земли
Прекрасная арфа