Проектную работу выполнили учащиеся 8д класса МОБУ СОШ №7 Республики Саха (Якутия) , Николаева Дайаана и Николаев Роберт. В 1-й главе данной работы вы сможете ознакомиться с основными аспектами деятельности международной программы культурного обмена "FLEX", с общими данными о данной программе, понятиями, что такое FLEХ, что FLEX всегда была вне политики, кто финансировал программу, как делался отбор студентов, кто мог принять участия в программе. Во 2-й главе вы сможете узнать об особенностях и преимуществах программы, каково это жить, учиться в США и что дала участникам эта международная программа культурного обмена «FLEX" и даётся оценка достижений международной программы «FLEX» в обучении, воспитании и развитии «Будущих Лидеров» на основе полученных отзывов и проведенных интервью с участниками-финалистами международной программы «FLEX». В заключении выявлены особенности и преимущества программы на основе отзывов и интервью с участниками-финалистами данной действительно успешной и полезной школьной программы обмена и выражением несогласия с закрытием такой программы и желания скорейшего возобновления..
Вложение | Размер |
---|---|
osob-ti_i_preimushch-va_mezhdunar.progr_._flex.docx | 38.12 КБ |
Республика Саха (Якутия)
МОБУ «Средняя Общеобразовательная школа №7»
Проектная работа на тему:
«Особенности и преимущества
международной программы культурного обмена «FLEX»
Выполнили учащиеся 8«д» класса:
Николаева Дайаана, Николаев Роберт
Руководитель: Соловьева Р. Г.
Якутск, 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие сведения о международной программе FLEX………………5
Глава 2 Особенности и преимущества международной программы «FLEX»
(на материале отзывов и интервью с финалистами)………………. 8
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников информации……………………………14
Введение.
Сегодня мир открыт для общения. Интеграция в мировое экономическое и образовательное пространство открывает для этого новые горизонты и возможности. Возросла социальная потребность в иностранных языках, как средстве межкультурного общения. А для успешного общения необходимы знания не только самого языка, но и иноязычной культуры. В противном случае пользоваться языком как инструментом общения практически невозможно.
Международная программа культурного обмена FLEX (Future Leaders Exchange – Обмен Будущими Лидерами) была создана в 1992 году при поддержке правительства США. Программа была рассчитана на ребят из стран бывшего Советского Союза. Каждый школьник, прошедший строгий отбор специальной комиссией и сдавший ряд тестов, мог поехать в США на академический год, который он проводил в обществе американской семьи. Программа позволяла лучше осознать культуру США, поделиться историей и традициями своей страны. FLEX – это была возможность найти хороших друзей за рубежом, расширить кругозор, установить важные связи.
Социальная значимость работы определяется тем, что каждый учащийся средней общеобразовательной школы, школы-интернат, детского дома, дети инвалиды Российской Федерации имели равные права в участии в этой программе. Не было никаких ограничений, где ты жил и как ты учился.
Актуальность исследования заключается в том, что значительная часть учащихся хотели бы участвовать в этой программе и поехать учиться в США на один академический год. Однако успешное решение этой задачи непосредственно было связано с уровнем подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, их конкурентоспособностью, т.к. в настоящее время идет процесс всеобщего изучения английского языка, где у них есть огромная возможность посещать языковые школы, лицеи и гимназии с уклоном изучения иностранных языков.
Целью нашей проектной работы является изучение особенностей и преимуществ международной программы обмена учащихся «Флекс» для процесса взаимопонимания между народами;
Предметом проектной работы является международная программа двустороннего обмена старшеклассниками между США и Россией;
Объектом проектной работы являются учащиеся-участники международной программы «обмена будущими лидерами»;
Гипотеза исследования – действительно ли международная программа культурного обмена FLEX оправдывает “ореол престижа”, созданный для него мировым сообществом?
Методы исследования – методы изучения, анализа.
Предполагаемые результаты – выявление особенностей и преимуществ программы, создание информационного ресурса о международной программе культурного обмена FLEX.
В проектной работе были поставлены и решены следующие задачи:
· изучить общие сведения о международной программе культурного обмена «FLEX»;
· проанализировать особенности и преимущества международной программы для укрепления межкультурного обмена и налаживания дружественных отношений между народами;
· дать оценку достижений «FLEX» в обучении, воспитании и развитии «Будущих Лидеров»;
Глава 1. Общие сведения о программе культурного обмена FLEX
В данной главе мы хотим привести общие сведения о международной программе культурного обмена «FLEX», осветить об основных аспектах деятельности международной программы: её финансирования и отбора учащихся на участие в программе, кто финансирует программу, как делается отбор студентов, кто может принять участия в программе.
По-прежнему первым иностранным языком остается английский язык. Российские школьники охотно участвовали в международной программе культурного обмена «FLEX», которая полностью спонсировалась Американским советом по Международному образованию. Ежегодно российские учащиеся становились финалистами конкурса и направлялись в США, где жили в американских семьях и учились в государственных школах. Международный обмен опытом расширяет не только границы языкового познания, но и границы между государствами и людьми.
Программа молодёжных обменов с республиками Советского Союза начали осуществляться в восьмидесятые годы, в самый разгар холодной войны между США и Советской Россией. Но ещё раньше, в пятидесятые годы, проводились программы обменов для аспирантов и научных работников из США и СССР. Программа FLEX стала первой большой долгосрочной программой обменов для школьников старших классов. В 1992 году Сенатор США Билл Брэдли совместно с конгрессменом Джимом Личем стали инициаторами и способствовали утверждению исторического законопроекта, обеспечивающего проведение программы двустороннего обмена школьниками между США и странами Советского Союза. В настоящее время эта программа обмена носит название FLEX, в сокращении с английского FutureLeadersExchange (Обмен Будущими Лидерами). Жена Билла Брэдли имела опыт проживания и обучения за рубежом, и Билл был поражён тем, как этот опыт её изменил, сделав её более толерантным, понимающим и эрудированным человеком. В России тогда происходили огромные изменения, сенатор Билл Брэдли и его команда просто загорелись идеей достижения большего взаимопонимания между двумя державами, которые некогда стояли на пороге ядерной войны и предоставления школьникам шанса увидеть другую страну, и понять, что Америка – это вовсе не наш враг. Это не способ «промыть мозги», увезти российских детей во враждебную державу или навязать им чужие ценности. Программа всегда была вне политики. Это способ дать молодёжи возможность получить опыт, который значительно изменит их жизнь и расширит их кругозор, и образование, которое поможет им достичь многого в профессиональном плане. Большинство из нас являются патриотами. Мы очень любим нашу родную русскую, якутскую культуру, и, как бы все вокруг не пытались это оспорить, огромное количество выпускников программы никуда не уезжают и не «продают себя западу». Большинство из выпускников остаётся в России, работает на её благо и платит нашему государству налоги.
Проведением отборочных конкурсов и организацией поездок занимались «Американские Советы» - некоммерческий проект при гос. Департаменте США с представительством по всему миру. В России, помимо программы FLEX, сотрудники «Советов» развивал студенческий проект EducationUSA, который помогал абитуриентам поступать в американские университеты, оформлять документы на стипендию и встречаться с носителями языка.
Независимые комиссии в США, состоящие из высококвалифицированных специалистов в области образования и международных обменов, отбирали финалистов и альтернативных кандидатов программы. Конкурсный отбор базировался на полном и исчерпывающем комплекте поданных документов, рекомендации учителя, показанном кандидатом готовности студента к годичному пребыванию в США в качестве студента по обмену. Все желающие, принимающие участие в конкурсе по отбору студентов, должны соответствовать требованиям возраста, класса, кстати эти требования для каждой страны-республики разные, например, в Украине в программе могут участвовать уже с восьмого класса, в других республиках уже с девятого, десятого класса, в Таджикистане школьники могут участвовать в программе только с одиннадцатого класса. Но общими остаются основные пять правил: первое – На момент проведения конкурса учиться в средней школе; во-вторых – Иметь хорошие и отличные оценки; в-третьих – Студент должен изучать ранее английский язык и показать знание английского языка на момент участия в конкурсе; в-четвёртых – отвечать требованиям по выдаче американской въездной визы; и наконец – быть гражданином любой республики СНГ и иметь возможность получить загранпаспорт в стране, в которой они участвуют в конкурсе. Школьники также должны будут предоставить медицинские документы, показывающие, что состояние их здоровья позволяет им совершить перелёт в другой континент, и вообще участвовать в программе. Желающие участвовать в программе должны быть на момент начала регистрации в центре тестирования, определённом Американскими Советами, и иметь с собой удостоверение личности (свидетельство о рождении или паспорт), одну фотографию размером 3х4, сделанную в последнее время, и ручку. Места расположения центров тестирования будут объявлены через периодическую печать и по радио. Также информацию можно получить в Интернете.
Ещё кое-что о правах участия в программе: Учащийся не имеет права участвовать в конкурсе, если он/она: не отвечает указанным ранее критериям по месту жительства и возрасту; он/она проживал/проживала в США три и более месяца в течении последних пяти лет; его/её семья или член семьи: подавали или подают документы на эмиграцию в США; собираются эмигрировать в США или уже эмигрировали;
После извещения о статусе финалисты, альтернативные кандидаты и их родители получат материалы, которые помогут им подготовиться к отъезду. Они должны будут официально, в письменной форме известить своего представителя программы FLEX о том, что принимают выделенную им стипендию и согласны предоставлять требующиеся дополнительные документы. После этого, американские организации обменов весной подберут для финалистов принимающие семьи и обеспечат им поступление в местные средние школы. В течении лета финалистов будут подготавливать к отъезду. В августе состоится их отъезд в США, где они будут размещены в принимающих семьях. Участники программы обязаны в день, определённый Американскими Советами вернуться на родину, срок не может быть исправлен или продлён.
Даже удивительно, что программа Future Leaders Exchange дожила до наших дней, ведь это такой же символ начала девяностых, как напиток «Зуко», приставка «Денди» и программа «Звездный час». Ее придумал сенатор от Демократической партии Билл Брэдли — бывший баскетболист, олимпийский чемпион 1964 года, автор семи книг, неутомимый борец с бедностью и, похоже, просто неисправимый романтик. Именно он убедил Конгресс в том, что «лучший способ добиться длительного мира и взаимопонимания между США и Евразией — предоставить молодежи возможность узнать о демократии из первых рук, через свой собственный опыт». И в 1992-м появился FLEX — невероятный шанс для школьников, еще недавно носивших красные галстуки, своими глазами увидеть США. Именно тогда в русском языке прочно закрепилось выражение «поехать по обмену». Конечно, международные программы для школьников действовали и раньше, но FLEX отличалась от них, как настоящие американские джинсы от советской варенки. Во-первых, попробовать сдать экзамены мог абсолютно каждый школьник, никакого предварительного отбора не было. Во-вторых, счастливчики уезжали не на месяц, не на два, а сразу на целый год. И главное, программа была абсолютно бесплатной — США полностью покрывали все расходы, включая билет на самолет и даже ежемесячные карманные деньги. Самое смешное, что никакого «обмена» на самом деле не было — программа просто не предусматривала приезда американских школьников в Россию.
С тех пор условия программы практически не менялись. Сейчас в ней участвуют девять стран: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Украина . «Программа FLEX предоставляет учащимся возможность познакомиться с народом и культурой Соединенных Штатов Америки, — говорится в последней на данный момент версии правил, — В свою очередь, стипендиаты программы — «юные посланники» — научат американцев лучше понимать людей и культуру их родной страны». Принципы те же: участвуют все желающие старшеклассники (если у них нет родственников в США), минимальный возраст — 14 лет, Госдепартамент оплачивает все расходы. При этом в правилах несколько раз подчеркивается, что участники FLEX «обязаны вернуться на родину по окончании программы». Американская виза, выданная участнику программы, «не может быть изменена или продлена ни по каким причинам». Более того, участникам программы запрещен въезд в США еще два года после окончания программы. С 1992 года с помощью FLEX в Штатах побывали более 22 тысяч старшеклассников, из них 8 тысяч россиян.
В главе 1 мы, изучив и исследовав материалы о международной программе культурного обмена «FLEX», ознакомили вас с основными аспектами деятельности этой программы, её финансирования и отбора учащихся на участие в программе. И основываясь на общие данные о международной программе культурного обмена «FLEX», мы дали понятия, что такое FLEХ, что FLEX всегда была вне политики, кто финансировал программу, как делался отбор студентов, кто мог принять участия в программе.
Глава 2. Особенности и преимущества программы (на материале отзывов и интервью с финалистами)
Мы провели исследование, чтобы узнать об особенностях и преимуществах программы, каково это жить, учиться в США и что дала участникам эта международная программа культурного обмена «FLEX». И хотим ознакомить вас с некоторыми отзывами от самих финалистов разных лет.
Осинова Алена, Красноярск, Россия. FLEX-Finalist 2006-2007 г.г.:
«Одним из многих преимуществ, которые дает FLEX, является дружная и крепкая международная команда. В последующей общественной жизни очень помогает знание языка: университетские олимпиады, различные конкурсы на стажировки заграницей, поиск работы, да и многое другое было бы не таким доступным без свободного владения пусть и американским, но английским языком».
Максим Костецкий, Украина, Киев, FLEX-Finalist 2007-2008 г.г.:
«Программа дала мне очень многое. С моей точки зрения, это одна из немногих действительно успешных школьных программ обмена. В первую очередь, FLEX помог мне повзрослеть. Во-вторых, это английский язык. После года обучения в США я смог выучить разговорную речь и выйти на уровень свободного владения английским языком. В-третьих, это знакомство с другой культурой, другими обычаями. Когда ты понимаешь, как это все происходит на практике, ты начинаешь другими глазами смотреть на мир. Лучший способ борьбы со стереотипами!»
Марина Павлова, Москва, Россия, FLEX-Finalist 2008-2009г.г.:
«Будут моменты, когда захочется сдаться, уехать, бросить все, обнять друзей, но ни в коем случае нельзя сдаваться, даже если очень тяжело. Этот год стоит того, чтобы быть полностью проведенным в Америке, усилия стоят того, чтобы найти новых друзей, а в будущем приобрести новые перспективы в собственном развитии. FLEX - это не только программа обмена, но и школа жизни. Используйте этот опыт с пользой, наслаждайтесь каждым днем, узнавайте новый мир!»
Дмитрий Решётников, FLEX-FINALIST 2013-2014г.г.: «Свой год я провёл в штате Луизиана, в прекрасной семье, которая стала моим вторым домом. Учился я в школе Чалмет Хай и был в выпускном классе. Целый год знакомился с культурой США, узнавал традиции, обычаи и ритм жизни. Но главное, что я считаю одним из важных компонентов программы, это то, что я знакомил американцев с Россией, показывал множество презентаций про нашу Родину и с гордостью отвечал на все вопросы американцев. Большинство людей первый раз в жизни видели человека из-за океана, а тем более из России. Это и является главной идеей программы: в начале я передаю свой опыт и знания Американцам, а затем, по возвращению домой, рассказываю соотечественникам о США. Получается двусторонний обмен».
Юлия Аверьянова, финалистка «FLEX» 2013-2014г.г.: «Я ездила на учебный год в штат Южная Каролина, училась в выпускном, двенадцатом, классе. На мой взгляд, программа имела колоссальное значение. Холодная война закончилась, но холодные отношения между странами остались. Многие ребята в Америке до сих пор считают, что у нас на улице медведи гуляют и, что у нас страшно холодно. А тут приехали ребята из России, и они, оказывается, совершенно нормальные, как мы. За год я открыла много нового для себя: например, стала играть в женской команде по футболу, это оказалось очень классно. Ситуация стала накаляться, когда я ещё была в Америке, а люди там недоумевали, в чем дело и почему портятся отношения между нашими странами. Даже сейчас, американцы жалеют о закрытии программы в России»
Мы гордимся, что из нашей родной школы учащиеся стали победителями-финалистами международного конкурса «FLEX»: 2008-09г.г. – Вася Соловьёв (учитель Антонова С. В.) и 2012-13г.г. – Вася Егоров (учитель Соловьёва Р. Г.). И мы взяли интервью с них.
Вася Соловьев, финалист программы «FLEX» 2008-2009г.г: «Я начал путешествие в Америку в штате Мичиган, г. Детройт. Учился я, с обычными детьми в обычной высшей школе “Dakota High School”. Меня приняла простая американская семья, семейка Geoft. Мать звали Jamie Geoft, она работала на ФБР. Отца звали Geff , обеспечивал он свою семью, работая в местном автозаводе. Они встретили меня очень радужно, как родного человека. Старшие классы разделяют на три уровня. В Американских школах дают выбирать свои учебные предметы, но обязательными остаются: Английский, История Америки, Западная Цивилизация, Здоровье. Помимо этих предметов, я выбрал: Историю Среднего Востока и фотографирование. В конце учебного года все ученики 10 класса обязаны были сдавать один экзамен по всем предметам, экзамен «АСТ». Я могу сказать, что в американской школе учиться «не хуже, не лучше, а просто по-другому». Сейчас, после окончания СВФУ ИЗФИР, по специальности регионоведение Америки, я учусь в магистратуре, работаю учителем английского языка в МОБУ СОШ №1 г. Якутска, также являюсь сотрудником языкового центра «I Speak English». «FLEX» дала мне очень богатый жизненный опыт, резкий скачок в будущее, расширение кругозора. Я узнал, как живут люди в других странах. У меня появилось много новых друзей, в другой стороне нашей планеты».
Вася Егоров, финалист программы «FLEX» 2012-13г.г.: «Мне посчастливилось стать одним из последних участников программы по обмену старшеклассников ФЛЕКС. Одним из последних, так как эта программа прекратила своё существование. Для меня этот год стал в первую очередь огромным опытом, я повидал много новых мест, познакомился с множеством новых людей и увидел другой конец многополярного мира, и должен сказать то, что я увидел, мне понравилось, так как теперь я знаю, что такое “Не хуже, не лучше, а просто по-другому”. Если хорошо знать английский, то можно принять участия в программе и поехать в любой город США, выиграть путёвку в Америку. Там не учишься больше, там больше живёшь. Там узнаёшь о культуре Американской и о культуре других стран. И о своей культуре, узнаешь больше. Америка – это многонациональная страна. По обмену старшеклассников, как я из России, были такие же дети из Италии, Испании, Мексики, ну в общем со всего мира. У меня появилось много друзей со всего мира, с которыми мы до сих пор поддерживаем отношения. Надо будет путешествовать, чтобы встретиться с ними … Я жил в городе Батавия около Чикаго, штат Иллинойс. Там учился в обычной школе для старшеклассников. Цель обмена – это культурный обмен, например, я рассказываю про культуру России, культуру Якутии, и они рассказывают мне про свою, показывают свои культурные особенности. Говорили, конечно, на английском. Каждый имел большой шанс. Каждый мог принять участие в программе. О турах. Первый тур – это знание английского, такие базовые знания. Там главное, как ты относишься ко всему этому, способен ли ты прожить год за границей, без родителей, один… и, что ты готов делиться своей культурой, и готов окунуться резко в другую страну, как ты ориентируешься, стоя у кассы. Во втором туре эссе. Потом третий тур – это было собеседование. По-английски разговаривают и смотрят твоё отношение ко всему этому. Поездка в Америку дала мне много полезного. Изменила моё мировоззрение, мое свободное владение этим языком».
Первый тревожный звонок для FLEX прозвучал в апреле 2014 года на волне истерии вокруг «иностранных агентов». Тогда Владимир Путин заявил на коллегии ФСБ, что «Россия не допустит использования неправительственных организаций на своей территории для деструктивных целей, как это было на Украине». Уже через несколько дней Минюст потребовал перерегистрации «Американских советов по международному образованию» — крупной НКО, которая занимается международными образовательными программами, в том числе и FLEХ. Организация заявила о готовности пройти все необходимые процедуры, однако чиновники внезапно потребовали полностью приостановить деятельность «Советов» до окончания перерегистрации. После этого несколько сотрудников «Советов» было выслано из страны. О закрытии программы на ближайшие два года заявил посол США в Москве Джон Теффт. Конкретные причины прекращения работы обмена он не сообщил, но выразил сожаление о решении российских властей. Позже высказался уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Он заявил, что Россия приостановила участие в программе обмена, поскольку власти США нарушили правило по «безусловному возвращению прибывших на обучение школьников из РФ»: во время программы на одного из участников была оформлена опека гражданами США. Инцидент произошел в октябре 2014 года. Что происходило дальше, неизвестно. Но Программа была закрыта.
Во 2-й главе показаны особенности и преимущества взаимообмена старшеклассников и дана оценка достижений международной программы «FLEX» в обучении, воспитании и развитии «Будущих Лидеров» на основе полученных отзывов и проведенных интервью с участниками-финалистами международной программы «FLEX». А также приводится факт закрытия программы на ближайшие два года. Мы провели исследование, чтобы узнать об особенностях и преимуществах программы, каково это жить, учиться в США и что дала участникам эта международная программа культурного обмена «FLEX». Согласно мнениям самих участников этой программы нужно отметить такие особенности и преимущества:
Заключение.
Изучив и исследовав материалы о международной программе культурного обмена «FLEX», мы ознакомились с основными аспектами деятельности этой программы, её финансирования и отбора учащихся на участие в программе. И основываясь на общие данные о международной программе культурного обмена «FLEX», в 1-й главе мы дали понятия, что такое FLEХ, что FLEX всегда была вне политики, кто финансировал программу, как делался отбор студентов, кто мог принять участия в программе.
Далее мы провели исследование, чтобы узнать об особенностях и преимуществах программы, каково это жить, учиться в США и что дала участникам эта международная программа культурного обмена «FLEX». И во 2-й главе мы дали оценку достижений международной программы «FLEX» в обучении, воспитании и развитии «Будущих Лидеров» на основе полученных отзывов и проведенных интервью с участниками-финалистами международной программы «FLEX». Согласно мнениям самих участников этой программы нужно отметить такие особенности и преимущества:
В заключении мы выражаем несогласие с закрытием международной программы «FLEX» и искренне желаем скорейшего возобновления деятельности такой полезной для нас, учащихся, программы, указывая на роль и значение в укреплении межкультурного обмена, взаимопонимания и налаживания дружественных отношений между двумя великими державами мира.
Список использованных источников информации:
Мороз и заяц
Есть ли лёд на других планетах?
Два Мороза
Карандаши в пакете
Прекрасная арфа
Комментарии
Проект про международную программу FLEX
Проектную работу выполнили мои учащиеся 8д класса МОБУ СОШ №7 Республики Саха (Якутия) , Николаева Дайаана и Николаев Роберт. В 1-й главе данной работы вы сможете ознакомиться с основными аспектами деятельности международной программы культурного обмена "FLEX", с общими данными о данной программе, понятиями, что такое FLEХ, что FLEX всегда была вне политики, кто финансировал программу, как делался отбор студентов, кто мог принять участия в программе. Во 2-й главе вы сможете узнать об особенностях и преимуществах программы, каково это жить, учиться в США и что дала участникам эта международная программа культурного обмена «FLEX" и даётся оценка достижений международной программы «FLEX» в обучении, воспитании и развитии «Будущих Лидеров» на основе полученных отзывов и проведенных интервью с участниками-финалистами международной программы «FLEX». В заключении выявлены особенности и преимущества программы на основе отзывов и интервью с участниками-финалистами данной действительно успешной и полезной школьной программы обмена и выражением несогласия с закрытием такой программы и желания скорейшего возобновления.