Творческая работа ученика 7 "Б" класса по Истории Западной России
Вложение | Размер |
---|---|
kant.doc | 267 КБ |
Тема: Биография Иммануила Канта
(1724 - 1804)
Выполнил: Набока Николай,
ученик 7 «Б» класса.
Учитель: Купцова О.В.
Ладушкин, 2015г.
Иммануил Кант(1724-1804).
Собственные сообщения Канта о его детстве и жизни в родительском доме очень скудны. У его друзей было даже впечатление, что он как будто избегал говорить об этом. С братьями, сестрами и остальными родственниками Кант почти не имел связей, так что и с этой стороны информация отсутствует. Даже утверждают, что со своими сестрами, также жившими в Кенигсберге, вообще не разговаривал в течение 25 лет. Эта отчужденность от родственников тем более заметна, что о своих родителях он всегда говорил только в выражениях высочайшего уважения и любви. Личное отчуждение пытаются объяснить большим расстоянием, которое возникло между высоко летящим разумом всемирно известного мудреца и мещанскими интересами и взглядами его родственников, ведь его сестры все первоначально были прислугами, а затем вышли замуж за мелких ремесленников.
Из имеющихся сведений мы получаем следующую картину жизни в родительском доме: родители жили друг с другом мирно и в благочестии, которое в бюргерских кругах того времени подразумевалось само собой. Доверие набожной матери к директору «пристанища пиэтистов» выражалось также и в том, что она спрашивала у него советов относительно своего Иммануила. Следствием этого было то, что высокоодаренный мальчик был принят в Фридрихсколлегиум и предназначен для учения. Это решение не было легким для отца, ведь он с трудом зарабатывал для пропитания своей семьи. Разумеется, избытка не было в обычной по своей многочисленности в те времена семье Кантов (девять детей, из которых, однако, некоторые умерли в детстве). Отец дал нашему Канту на всю жизнь честный ум, образцовую любовь к порядку и высокие моральные чувства. «Никогда, ни разу я не слышал от моих родителей чего-нибудь неприличного, никогда не видел чего-либо недостойного», — говорил часто Кант своим друзьям.
Большее влияние, чем отец, на развитие Канта оказывала его мать, которая к сыну была значительно ближе и по возрасту (напомним, отец был старше матери на 14 лет). Как «Фрау Айа» прививала любовь к фантазированию молодому Гете, так и мать Канта внушала похожему на нее также и физически глубокую богобоязненность и открывала ему глаза на красоту и величие природы. «Она часто водила меня за город, обращала мое внимание на дела божии, выражалась с благочестивым восторгом о его всемогуществе, мудрости и доброте, вкладывала в мое сердце глубокое благоговение перед создателем всех вещей. Никогда не забуду свою мать, ведь она посеяла и питала во мне первые семена добра, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои понятия и ее наставления имели непреходящее благотворное влияние на мою жизнь».
Начальное образование Кант получил в форштадтской Госпитальшуле, которую он в Михайлов день 1732 года, на девятом году жизни, сменил на Фридрихусколлегиум, бывший тогда, как уже говорилось, твердыней пиэтизма в Кенигсберге. Пиэтическое воспитание, однако, сделало из Канта не набожного лицемера, а человека с твердыми нравами. Биографы Канта представляют его в школьные годы как слабосильного и застенчивого, даже робкого, кроме того рассеянного и забывчивого. Относительно последнего качества, о котором говорят лишь единичные факты, мы не уверены, что оно действительно имело место. Сообщают также о доказательствах его силы духа и рассудительности.
В 1746 году Кант закончил свои университетские занятия. Теперь начались долгие годы странствий, которые, точнее говоря, подошли к концу только в 1783 году, когда Кант приобрел собственный домик на Принцессинштрассе.
Кант должен был после смерти отца оставить, родительский дом и родной город, чтобы в качестве домашнего учителя зарабатывать свой хлеб в провинции. В течение девяти лет (по его собственным словам «в течение нескольких лет») продолжалась эта жизнь в провинции.
Канту уже был 31 год, когда он вернулся в родной город. 12 июня 1754 года он получил степень доктора философии и осенью того же года начал свои лекции.
С 1755г. преподавал в Альбертине математику, природоведение, антропологию, географию, логику, метафизику, теологию, философию нравственности, педагогику, фортификацию и пиротехнику.
Еще раньше он опубликовал свои статьи. Кант поэтому уже не был безвестным человеком ни среди ученых, ни среди населения. Его известность уже распространилась настолько, что он узрел на своей вступительной лекции не только переполненную аудиторию в квартире профессора Кипке, у которого тогда жил, но и переднюю, и лестницу, переполненные «почти невероятной толпой студентов», как рассказывает биограф Канта Боровский. Для разъяснения следует заметить, что в то время, а также и значительно позже профессора читали лекции в своих квартирах. Также и в собственном доме Канта на Принцессинштрассе находится лекционная аудитория.
Утром в пять часов он вставал, безразлично к тому, что было за окном — летняя жара или зимние бури. До 7 или 8 часов готовился к лекциям, которые большей частью продолжались до 10 часов: затем работал до обеда, который бывал в час.
Обед Кант умел превращать благодаря своему гостеприимству в отдых и развлечение, в самом лучшем смысле этих слов, для себя и своих гостей. Число ежедневных застольных товарищей Канта было небольшим, редко более трех или четырех. Говорили, что Кант всегда приглашал гостей в количестве, заключенном между числом граций, т.е. тремя, и числом муз, т. е. девятью. Он выбирал своих гостей из самых различных слоев общества, чтобы избежать односторонности разговора, который обычно посвящался естествознанию, политике и современности.
Посетивший около 1777 года Пруссию астроном Бернулли, член Берлинской академии наук, рассказывает о Канте, когда тот уже был профессором: «Этот знаменитый философ является в общении с людьми настолько живым и учтивым человеком и ведет такой образ жизни, что нелегко представить себе, каким он обладает глубоко исследующим духом; много остроумия выражают подчас его глаза и черты лица». Другие описывают Канта как маленького, узкогрудого, ходящего слегка горбясь господина, который одевался с большим вкусом.
«Лучше до глупостей следовать моде, чем быть старомодным» — так звучало одно из основных правил Канта. Он носил маленькую треугольную шляпу, маленький, белокурый, добела напудренный парик с кошельком для волос, черный галстук, верхнюю рубашку с жабо и манжетами, сюртук на шелковой подкладке с жилетом и штаны из тонкого сукна, цвет которого был обычно смесью черного, коричневого и желтого цветов, серые шелковые чулки, башмаки с серебряными пряжками и шпагу, когда ее еще носили, а позже трость. Сюртук, жилет и штаны были по тогдашней моде отделаны золотым шнуром, а пуговицы обтянуты золотой оболочкой или шелком. Повсюду люди уступали дорогу «господину профессору», которого они почтительно приветствовали, когда он шел по улице.
Позади Канта шел таким же размеренным шагом его слуга Лампе, который нес под рукой зонтик, чтобы в непостоянную кенигсбергскую погоду в случае дождя защитить от него своего хозяина.
Свою ставшую знаменитой прогулку Кант, как правило, совершал после обеда, всегда один, чтобы никто ему не мешал в его мыслях или наблюдениях над природой. Он шел обычно через Зеленые ворота, наслаждался с Зеленого моста прекрасным видом на Преголь и затем шел далее к Филозофендамм, которая была отличным местом для прогулок.
По дороге он имел обыкновение останавливаться у определенного дома напротив Шиффсбауплац и прислоняться к кирпичной стене, чтобы немного отдохнуть и насладиться видом на Преголь. Владелец этого дома был настолько внимателен, что поставил для Канта скамеечку для отдыха.
Вернувшись с прогулок, Кант вновь садился за рабочий стол и читал до наступления темноты. В столь благоприятный для размышлений «час сумерек», обдумывал прочитанное и произнесенное во время лекции, сидя как зимой, так и летом около печки, от которой он через окно мог видеть башню Лебенихтской церкви.
Памятник И.Канту на фоне Альтштадской кирхи. Гравюра А.Клосса по рисунку Г.Шенлебена, 1881г.
18 октября 1864 года в Кенигсберге был поставлен памятник на Кантберге, а в 1885 году он был перенесен на Парадеплац.
Однако пусть памятник стоит где угодно, одно неоспоримо: творение Рауха достойно великого мыслителя. Кант стоит, как бы высказывая свои самые сокровенные мысли!
«Две вещи наполняют нашу душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще и настойчивее мы предаемся размышлениям: звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Список использованной литературы.
Карль «Кант и старый Кенигсберг», перевод с немецкого Хованского А.Н., Битекар – Калининград, 1991г.
Пчёлки на разведках
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Снежная книга
В Китае испытали "автобус будущего"
Три способа изобразить акварелью отражения в воде