Тезисы к Проекту «Ритуальные обереги коряков»
Маленький ребёнок наблюдает за окружающими, слушает сказки и разные истории, учится делать нарты, капканы, снасти для рыбалки, запрягать оленей и собак, делать домашнюю утварь, обрабатывать шкуры, шить одежду и обувь. Кочуя вместе с родителями и стадом оленей, ребёнок узнает маршрут кочёвки, увидит родовые угодья и священные места своего рода. Ритуальные обереги и охранители коряков бережно передавались из поколения в поколение, тщательно скрывались от посторонних глаз, чтобы не привлечь вредоносных духов. Семейными охранителями были оккамакль и гычгий – фигурки из сучков и дерева. Особый интерес вызывают магические камни-обереги, имя которым – Аняпэль, при помощи которого давали имя новорожденному. Шаманы поднимали их по берегам рек, морей или в тундре. Над ними произносили заклинания, которые усиливали их защиту. Аняпэль всегда держали в маленьком мешочке из выделанной шкуры оленя. По бокам и внизу мешочка пришивали нитки разного бисера и мешочек с заячьим пухом. Считалось, душа человека во время опасности могла спрятаться в сквозное отверстие бусины и стать невидимой для вредоносных духов. Во время гадания аняпэль с помощью сухожилия подвешивали к концу двух палок, соединённых вместе. Во время гадания отец или старшая родственница обращались к магическому камню, перечисляя имена умерших родственников. Как только камень начинал сильно раскачиваться при произнесении того или иного имени, считали, что оно угадано правильно. После этого магический камень гладили сверху вниз, «кормили» его костным мозгом или жиром оленя. Аняпэль был защитником матери и ребёнка. Обрядовые куклы изготавливались из обработанного меха оленя – замши, сухожилия оленя использовали вместо нитей, иголку делали из рыбьей кости. Волосы кукле делали из шерсти соболя или росомахи. Запрещалось изображать черты лица, потому что это могло притягивать злых духов. Пастухи-оленеводы брали куклы с собой на пастбище, на охоту или рыбалку. Они считали, что обереги сохранят их стада от волков и медведей. Обряды и праздники, как и многие явления культуры, не останавливаются в своём развитии. История коренных народов хранит много тайн и открытых страниц.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt._ritualnye_oberegi_koryakov.doc | 82.5 КБ |
Министерство образования и науки Камчатского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа имени В.С. Завойко
Петропавловск-Камчатского городского округа
Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся «Отечество»
Краеведческая исследовательская работа по направлению «Этнография»
Тема:
РИТУАЛЬНЫЕ ОБЕРЕГИ КОРЯКОВ
Выполнили:
Аношкина Ксения,
Каменева Ирина,
учащиеся 10-А класса
Руководитель: Арсланова Ольга Геннадьевна, учитель истории, руководитель школьного музея МБОУ СОШ № 17 им. В.С. Завойко
г. Петропавловск-Камчатский
2011
Тезисы к Проекту «Ритуальные обереги коряков»
Маленький ребёнок наблюдает за окружающими, слушает сказки и разные истории, учится делать нарты, капканы, снасти для рыбалки, запрягать оленей и собак, делать домашнюю утварь, обрабатывать шкуры, шить одежду и обувь. Кочуя вместе с родителями и стадом оленей, ребёнок узнает маршрут кочёвки, увидит родовые угодья и священные места своего рода. Ритуальные обереги и охранители коряков бережно передавались из поколения в поколение, тщательно скрывались от посторонних глаз, чтобы не привлечь вредоносных духов. Семейными охранителями были оккамакль и гычгий – фигурки из сучков и дерева. Особый интерес вызывают магические камни-обереги, имя которым – Аняпэль, при помощи которого давали имя новорожденному. Шаманы поднимали их по берегам рек, морей или в тундре. Над ними произносили заклинания, которые усиливали их защиту. Аняпэль всегда держали в маленьком мешочке из выделанной шкуры оленя. По бокам и внизу мешочка пришивали нитки разного бисера и мешочек с заячьим пухом. Считалось, душа человека во время опасности могла спрятаться в сквозное отверстие бусины и стать невидимой для вредоносных духов. Во время гадания аняпэль с помощью сухожилия подвешивали к концу двух палок, соединённых вместе. Во время гадания отец или старшая родственница обращались к магическому камню, перечисляя имена умерших родственников. Как только камень начинал сильно раскачиваться при произнесении того или иного имени, считали, что оно угадано правильно. После этого магический камень гладили сверху вниз, «кормили» его костным мозгом или жиром оленя. Аняпэль был защитником матери и ребёнка. Обрядовые куклы изготавливались из обработанного меха оленя – замши, сухожилия оленя использовали вместо нитей, иголку делали из рыбьей кости. Волосы кукле делали из шерсти соболя или росомахи. Запрещалось изображать черты лица, потому что это могло притягивать злых духов. Пастухи-оленеводы брали куклы с собой на пастбище, на охоту или рыбалку. Они считали, что обереги сохранят их стада от волков и медведей. Обряды и праздники, как и многие явления культуры, не останавливаются в своём развитии. История коренных народов хранит много тайн и открытых страниц.
Аннотация
Работа включает в себя исследование материала, связанного с изучением обрядов коренных народов Камчатки, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия многонациональной России.
Знакомство, изучение и исследование обрядов, взаимодействия в них национального и интернационального, традиционного и нового представляет не только научный интерес для этнографов и специалистов, но особенно важно для самих носителей культуры. Актуальным является изучение обрядов малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, поскольку это территория активного промышленного освоения и, прежде всего, территория на которой проживаем мы.
Внедрение регионального компонента на уроках истории Отечества как элемента духовно-нравственного просвещения и воспитания очень важно для городских школьников, так как утрачиваются связи между традиционной и современной культурой, между городом и сёлами края.
Работа содержит три раздела, посвящённые исследованию и обобщению материалов о ритуальных обрядах коренных народов Камчатки и практической работе с непосредственными объектами – бесценными экспонатами, предоставленными коренными жителями. Сотрудничество с хранителем родовых традиций коряков Алексеевой Ольгой Каккиковной, проживающей в селе Тигиль КАО, делают проект интересным и уникальным, приближающим современную городскую молодёжь к прошлому. Богатый фактический материал (фотографии, экспонаты) даёт возможность не только прикоснуться к культурно-историческому наследию коренных народов Камчатки, но и воочию ощутить связь времён и поколений.
Содержание
Введение ………………………………………………………………..4-5
Глава 1. Традиционные знания и культура народов Камчатки……….6
Глава 2. Ритуальные обереги коряков, связанные с рождением
ребёнка…………………………………………………………………..7-9
Глава 3. Современные семейно-бытовые праздники и обряды
коряков………………………………………………………………..10-11
Заключение ……………………………………………………………..12
Список литературы …………………………………………………….13
Приложение 1-2. Ритуальные куклы-обереги коряков. ………………
Приложение 3. Проведение ритуального обряда «Кормление куклы
гычгый». Краеведческий музей с. Тигиль, КАО………………………
Приложение 4. Выставка «Народные промыслы»…………………….
Приложение 5. Изучение ритуальных кукол-оберегов на занятиях краеведческого кружка…………………………………………………
Приложение 6-7.Экспонаты краеведческого музея СОШ № 17
им. В.С. Завойко. ……………………………………………………….
Приложение 8. Справка о проведении выставки «Ритуальные
Куклы-обереги коряков»………………………………………………
Приложение 9. Справка о проведении корякской сказки-спектакля
«В гостях у Кутха»……………………………………………………..
Введение
Современная культура народов Севера состоит из общемировой культуры, сведения о которой почерпнуты во время изучения истории Отечества, из книг, средств массовой информации, и традиционной культуры, полученной от того маленького сообщества людей, среди которых родился представитель того или иного северного народа.
Сохранение территории расселения, среды обитания и традиций коренных малочисленных народов, возрождение и развитие традиционного образа жизни как способа существования, основанного на историческом опыте предков в области природопользования, социальной организации, проживания, рыбных промыслов, самобытной культуре, обрядах, традициях и обычаях – главное условие выживания и развития народов в современных условиях.
Знакомство учащихся с традициями, фольклором, праздниками и обрядами народов многонациональной России, привитие бережного отношения школьников и молодёжи к самобытной культуре, национальному искусству, художественным промыслам, традициям, обычаям и обрядам коренных народов Севера, реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод коренных малочисленных народов, воспитание толерантности должно стать приоритетной задачей национальной политики Правительства Камчатского края и государства в целом.
Теме изучения культурного наследия коренных народов нашего края посвящена наша работа. Объектом данной работы является изучение ритуальных оберегов коренных народов Камчатки. Цель – изучение, анализ и систематизация фактов.
Поводом для написания работы стал тот факт, что в краеведческом музее СОШ №17 им. В.С. Завойко проходила выставка национальных промыслов и ритуальных оберегов народов Камчатки. Мы познакомились с удивительно редкими экспонатами – предметами быта, обрядовыми куклами-оберегами коряков, возраст которых, по словам руководителя музея, более 200 лет. Изучая историю открытия и освоения Камчатки, культуру России XVIII-XIX вв. на уроках истории, мы вновь соприкоснулись с уникальными предметами. Возникло желание глубже узнать и изучить эти экспонаты, необычные для современного городского школьника предметы культуры и быта коренных народов Камчатки.
Данная работа содержит информацию в методологическом и практическом аспектах: изучение теоретической информации из литературных источников, по фотографиям, совместная работа с сотрудниками музеев Камчатского края, а также практическое исследование материалов – экспонатов.
При написании работы использованы опубликованные литературные источники, воспоминания, материалы сотрудничества и переписки с коренным жителем Камчатки, уроженкой корякского села Седанка, методистом Тигильского районного краеведческого музея Алексеевой Ольгой Каккиковной.
Итогом данной работы является презентация «Ритуальные куклы – обереги коряков», которая была представлена на традиционной школьной конференции по защите поисковых заданий весной 2011 года. Пока это первая «ласточка» уникального проекта. Городские школьники и педагоги на уроках истории и внеклассных мероприятиях в школьном музее смогут соприкоснуться с культурой, бытом малочисленных народов Камчатки – частичкой истории и культурным наследием многонациональной России.
Глава 1. Традиционные знания и культура народов Камчатки
Маленький ребёнок, познавая мир, наблюдает за окружающими, слушает сказки и разные истории, постепенно постигая, что такое хорошо и что такое плохо. Знакомясь с родственниками, слушая родовые предания, он узнаёт историю своего рода, осознаёт своё место в нём. Наблюдая за работой взрослых, ребёнок учится делать нарты, капканы, снасти для рыбалки, запрягать в нарты оленей и собак, делать домашнюю утварь, обрабатывать шкуры, шить одежду и обувь. Старшие родственники расскажут ему о повадках животных и птиц, о лекарственных и съедобных растениях, покажут, где они растут, возьмут с собой в лес за грибами и ягодами, на охоту или на рыбалку. Кочуя вместе с родителями и стадом оленей, ребёнок узнает маршрут кочёвки, увидит родовые угодья и священные места своего рода. Участвуя в обряде или празднике, он узнает обычаи своего племени, научится танцевать и петь песни своего народа. Весь этот мир, который ребёнок познает в первые годы своей жизни, и составляет традиционную культуру, базирующуюся на традиционных знаниях, о которых не прочтёшь в книге и не узнаешь из телевизионных программ. Традиционные знания передаются от человека к человеку путём рассказа и показа, и составляют основу национальной культуры народов Севера.
Ритуальные обереги и охранители коряков – часть многовековых традиций, которые бережно передавались из поколения в поколение, тщательно скрывались от посторонних глаз, чтобы не привлечь вредоносных духов. Семейными охранителями домашнего очага и хозяйства были оккамакль и гычгий (Приложение 2) – фигурки из сучков и дерева. Женщины «кормили» их костным мозгом оленя или жиром, закрывали шкурой. К деревянным фигуркам привязывали фигурки «пастуха», сделанные из кусочков оленьей кожи и пришитыми мешочками, наполненными заячьим пухом («одежда»). Но особый интерес вызывают магические обереги, имя которым – Аняпэль. (Приложение 7).
Глава 2. Ритуальные обереги коряков, связанные с рождением ребёнка
Корякская семья всегда с нетерпением ожидала новорожденного. Ещё до рождения коряки проявляли заботу о будущем новорожденном. Но забота проявлялась не в шитье одежды, изготовлении люльки (колыбели) или заготовке необходимых ему для жизни вещей. Заранее, ещё до рождения, запрещалось шить одежду для младенца. Забота заключалась в обеспечении необходимых условий для рождения малыша: «Он должен ещё родиться», – говорили коряки.
Будущей матери запрещалось проявлять внимание к собакам и другим животным. Когда будущая мать уходила в тундру собирать ягоды и коренья, за ней обязательно шла одна из жительниц стойбища или селения и «топтала» её следы. В противном случае на неё мог напасть медведь или другой какой-нибудь зверь. Поэтому муж, уходя в тундру выпасать оленей, выполнял специальное обрядовое действие. Для этого он брал небольшой камень и бросал его за ворот неподпоясанной кухлянки. Если не делал этого, то с его будущим ребёнком, как считали коряки, обязательно что-то случится. Все несчастные случаи, связанные в прошлом с нападением медведя на пастухов-оленеводов, по словам старожилов, были следствием невыполнения, по неведению или забывчивости, этого обрядового действия будущими отцами.
Новорожденного обтирали влажным мхом и заворачивали в заячью шкурку. Отрезанную пуповину и детское место ребёнка яяна («жилище») складывали в мешочек, который считался их одеждой. Этот мешочек зарывали в землю или под очаг, клали в тундре под кочку или уносили в труднодоступное место. Отпавший пупок – килкил – помещали в женскую сумочку или привязывали к магическому камню аняпэль («маленькая бабушка»). Предварительно его обшивали кусочком выделанной шкуры, который также считался одеждой. Пупок хранился в течение всей жизни человека.
Имя новорожденному давали через некоторое время, в зависимости от обстоятельств. У оленеводов северо-западной части Камчатки (Тигильский район) – на другой день, в северо-восточной части полуострова (олюторские коряки), – через три дня. Но были случаи, когда имя давали и через два месяца. Обряд определения имени был тесно связан с представлением о переселении «душ». Ребёнок получал имя одного из умерших родственников, который, как считали коряки, возвращался на землю в несколько изменённом виде.
Существовало несколько способов определения возвратившегося родственника. Наиболее распространённым было гадание с помощью специального камня аняпэль. Камни играли важную роль в ритуальной жизни коряков. Подобно всем охранителям, магические камни необходимый атрибут каждой семьи. Коряки, чаще шаманы, поднимали их по берегам рек, морей или в тундре. Особенно ценились камни необычной формы. Прежде чем использовать камни в качестве оберегов, над ними произносили определённые заклинания, которые, как считалось, усиливали их защитную функцию.
Аняпэль (дословно «маленькая бабушка») являлся индивидуальным покровителем корякской женщины. Его всегда держали в маленьком мешочке из выделанной шкуры оленя, который обозначал детскую одежду. По бокам и внизу мешочка пришивали по две нитки разного бисера. Верхние считали руками, нижние – ногами аняпэль. Заячий пух, привязанный к ремешкам сумочки или положенный внутрь, считался одеялом инийы. Во время гадания, которое проводили рано утром, при ясной погоде, аняпэль с помощью ремешка или сухожилия подвешивали к концу тонкой палочки или двух палок, соединённых вместе. (Приложение 2). В гадании принимали участие мать, отец и две пожилые родственницы. Мать одной рукой придерживала ребёнка, а другой держалась за одну из палок. Прежде чем начать гадание, отец или старшая родственница обращались к магическому камню: «Давно мы не работали, давно не гадали. К нам приехал (пришёл) ребёнок. Кто он? Как его зовут?». После этого перечисляли имена умерших родственников по линии отца и по линии матери. Как только камень начинал сильно раскачиваться при произнесении того или иного имени, считали, что оно угадано правильно. Как только аняпэль останавливался и не двигался, гадание заканчивалось. После гадания магический камень аняпэль гладили сверху вниз и, подняв сжатую в кулак руку, дули в неё. Гадальный камень «кормили», смазывая его костным мозгом или жиром оленя. На некоторых старинных гадальных камнях аняпэль сохранились места «кормления» – жирные пятна. В знак благодарности к ремешкам привязывали бусы кыллыл или низку бисера. Благодарили гадавших, их угощали, на руку им надевали сухожильную нить или узкий ремешок с тремя-пятью бусинами. В том случае, если во время гадания камень оставался неподвижным, ребёнка называли Аняпэль. Такие факты были зафиксированы у коряков-паланцев (Тигильский район). Аняпэль был защитником матери и ребёнка. Уходя из дома, мать могла оставить ребёнка одного, уверенная в том, что аняпэль оградит его от нападения вредоносных духов. Такой оберег хранили под подушкой или привязывали в изголовье кровати. Аняпэль обильно украшали бусами и бисером. Считалось, душа человека всегда в период опасности могла спрятаться в сквозное отверстие бусины и стать невидимой для вредоносных духов. В то же время бусина могла стать ловушкой для вредоносных духов. Попадая в него, духи – нинвиты – начинали крутиться в отверстии по кругу, утрачивая свою силу и не могли навредить человеку.
Вместо аняпэль коряки иногда использовали при определении имени новорождённого череп медведя, который также подвешивали в месте соединения двух оленьих палок.
Глава 3. Современные семейно-бытовые праздники и обряды коряков
Многовековые традиционные обряды, связанные с родами, наречением новорожденных и заботой о них, постепенно отмирают. Значительную роль в этом сыграло развитие медицинского обслуживания. Забота о роженицах и новорожденных сократила детскую смертность. В связи с этим редким явлением стало ношение амулетов и различных оберегов, которым раньше приписывалась защитная функция. Правда, и сейчас, особенно в отдалённых посёлках Тигильского района, такие амулеты пожилые женщины всё равно привязывают к руке ребёнка или подвешивают в изголовье его кровати. Но делают это в отсутствие молодых матерей или тайно от них.
Через месяц после рождения ребёнка регистрируют в местной администрации. Право выбора имени принадлежало и принадлежит родителям ребёнка. В более отдалённых посёлках, среди людей старшего поколения, особенно у оленеводов, сохранялись и сохраняются представления о возрождении умерших и практикуется старый обычай называть детей их именами. Пожилые женщины, чаще всего бабушки ребёнка, определяют второе, корякское имя гаданием с помощью камня аняпэль или по снам молодой матери. В том случае, если ребёнок часто болеет, национальное имя ему, как и прежде, меняют. Береговые коряки гадание не практикуют, и, как правило, дают имя любого умершего члена семьи, в том числе деда или бабушки. Вторым именем коряки пользуются только в кругу своей семьи или в семье ближайших родственников.
В жизнь коряков вошёл обычай отмечать рождение ребёнка в кругу семьи. Но иногда появление малыша становится большим праздником для жителей посёлка. В честь новорожденного устраивают гонки на оленьих упряжках, национальную корякскую борьбу – еннингыйнын и другие национальные состязания.
Другой национальный корякский праздник пастухов-оленеводов – Килвэй с применением ритуальных оберегов гычгый, весенний праздник рогов и молодого оленя. Деревянное огниво гычгый «кормят» костным мозгом оленя. Для гостей забивают жирного оленя, варят мясо, готовят кровяной суп и намазанные костным жиром оленя котлеты из варёного мяса. В это время женщины обходят меховые палатки, по ходу солнца, бросают наверх жилища жертвенную пищу из кусочков варёного мяса оленя. Пастухи при наличии снега устраивают гонки на оленях и собачьих упряжках, соревнуются в национальной борьбе. К сожалению, Килвэй, как и многие другие обряды и праздники, трансформировался, утратил большую часть религиозных обрядов.
Заключение
Анализ семейно-бытовых обрядов и предназначения ритуальных оберегов коряков позволил глубже выделить в их формировании несколько этапов, каждый из которых связан с тем или иным уровнем социально-экономического развития и мировоззрения коренного народа.
Обряды и праздники, как и многие явления культуры, не останавливаются в своём развитии. К сожалению, экономическая ситуация последних десятилетий способствовала частичному либо полному исчезновению некоторых, очень хороших по содержанию и духовному настрою, праздников и обрядов. Редкими стало и проведение праздников на территории традиционного расселения коренных народов.
Осознание народом необходимости сохранения своих традиций действительно очень важно. Нам, подрастающему поколению и гостям Камчатского края, необходимо лучше понять народ, с которым мы проживаем, общаемся, соседствуем, сотрудничаем. А сами коряки, как и другие аборигены Камчатки, глубже осознают ценности созданного предками многих поколений этого пласта духовной культуры, который является уникальным звеном мировой культуры.
Выполнение проекта дало возможность не только прикоснуться к культурному наследию многонациональной России, но и воочию ощутить связь времён, связь поколений.
История коренных народов хранит много тайн и открытых страниц. Именно современная молодёжь должна бережно чтить и помнить традиции своих предков.
Список литературы
1. Горбачёва В.В. Обряды и праздники коряков. Санкт-Петербург, «Наука», 2004, 151с.
2. Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. СПб., 1997.
3. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М., 1986.
4. Стеллер Г. Описание земли Камчатки. М., 1990.
5. Чесноков Ю.В. Сбор и обработка фольклора. Окружной научно-методический центр научного творчества и культпросветработы. Пос. Палана, КАО, 1994, 22с.
6. Традиционные знания, культура и природопользование народов Севера. М., АКМНСС и ДВ РФ, 2005, 99с.
РЕЦЕНЗИЯ
На исследовательскую работу «Ритуальные обереги коряков»
Авторы: Аношкина Ксения, ученица 11-А класса, Каменева Ирина, ученица 11-А класса МБОУ СОШ № 17 им. В.С. Завойко ПКГО.
Исследовательская работа «Ритуальные обереги коряков» ориентирована на духовно-нравственное воспитание и развитие познавательной активности школьников в изучении культурно-исторического наследия народов России, в частности коренных народов Камчатки. В аннотации авторы дают обоснованность исследования и реализации проекта.
Проект содержит исторический материал и практические результаты поисково-исследовательской работы старшеклассников по данной теме. Авторы проявляют глубокий интерес к изучению культурно-исторического наследия коренных народов Севера, анализируют изменения в определённом историческом периоде развития малочисленных народов.
Работа заслуживает положительной оценки и в дальнейшем будет иметь продолжение исследования данной темы.
Учитель истории, руководитель школьного краеведческого музея
СОШ № 17 им. В.С. Завойко ПКГО /О.Г. Арсланова/
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Волшебная фортепианная музыка
Если хочется пить...
Дымковский петушок