Исследование истории Великой Отечественной войны в наше время не утратило своей актуальности. Чем дальше в прошлое уходят годы войны, тем яснее выступают основные события, крупнейшие сражения, образы выдающихся героев. История войны через призму жизни и подвигов героев вызывает интерес своей трагичностью и уроками. Задача усвоить эти уроки стоит сегодня как никогда остро: общество, которое отказывается от своего прошлого, не знает будущего, и мы, современная молодёжь должны этому противостоять.
В ряду прославленных героев войны достойное место занимает и молодой восемнадцатилетний парень – патриот Родины, Герой Советского Союза, матрос Пётр Иванович Ильичёв. Он навсегда вошёл в историю Отечества, повторив подвиг Александра Матросова. Его имя связано с освобождением Курильских островов от японских милитаристов, победой СССР во Второй Мировой войне. Его жизнь, такая короткая и прекрасная, один из ярких примеров служения Родине.
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_kurilskogo_desanta_pyotr_ilichyov.docx | 41.03 КБ |
Министерство образования и науки Камчатского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 17 имени В. С. Завойко
Петропавловск-Камчатского городского округа
Поисково-исследовательская работа
по теме:
Герой Курильского десанта
К 85-летию со дня рождения
Героя Советского Союза
Петра Ивановича Ильичёва
Выполнили:
Шишко Ирина, ученица 8-А класса
Кондратьева Ольга, ученица 8-А класса
Руководитель: Арсланова Ольга Геннадьевна,
учитель истории, руководитель школьного
музея МБОУ СОШ № 17 им. В.С. Завойко
г. Петропавловск-Камчатский
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Подвиг Петра Ильичёва…………………………………………...5
Глава 2. Я живу на улице Героя………………………………………..…..10
Глава 3. Письма матери Героя Натальи Сергеевны Ильичёвой…............12
Заключение……………………………………….…………………………...16
Библиография………..……………………………………………………….16
Этапы поисково-исследовательской работы………………………………17
Результаты поисково-исследовательской работы…………………………18
Приложение 1. Сочинения учащихся 5-Б класса о Петре Ильичёве……….
Приложение 2. Сценарий торжественного мероприятия, посвящённого….
85-летию со дня рождения Героя Советского Союза П.И. Ильичёва………
Приложение 3. Сценарий Митинга у памятника Герою Советского
Союза П.И. Ильичёву на склоне сопки микрорайона Завойко……………..
Приложение 4. Фотоотчёт «Листая страницы Курильской операции
1945 г.»...............................................................................................................
Приложение 5. Копии периодических изданий с информацией по теме…..
АННОТАЦИЯ
Исследование истории Великой Отечественной войны в наше время не утратило своей актуальности. Чем дальше в прошлое уходят годы войны, тем яснее выступают основные события, крупнейшие сражения, образы выдающихся героев.
История войны через призму жизни и подвигов героев вызывает интерес своей трагичностью и уроками. Задача усвоить эти уроки стоит сегодня как никогда остро: общество, которое отказывается от своего прошлого, не знает будущего, и мы, современная молодёжь должны этому противостоять.
В ряду прославленных героев войны достойное место занимает и молодой восемнадцатилетний парень – патриот Родины, Герой Советского Союза, матрос Пётр Иванович Ильичёв. Он навсегда вошёл в историю Отечества, повторив подвиг Александра Матросова. Его имя связано с освобождением Курильских островов от японских милитаристов, победой СССР во Второй Мировой войне. Его жизнь, такая короткая и прекрасная, один из ярких примеров служения Родине.
ВВЕДЕНИЕ
В микрорайоне Завойко всего две улицы. Но какие! Их названия – историческое прошлое нашего города Петропавловска – города воинской славы. И это не случайно. Оборона Петропавловска 1854 года и подвиг Героя Советского Союза Петра Ильичёва легли в основу героической летописи нашего города.
Наша школа находится на улице Петра Ильичёва, совершившего подвиг при освобождении Курильских островов в августе 1945 года. И кто, как не мы должны знать, на какой улице мы живём, с какими именами и событиями связаны названия наших улиц, посёлков и памятников.
Мы собрали и исследовали материалы, документы по теме «Герой Курильского десанта» о подвиге Героя Советского Союза Петра Ильичёва в войне с милитаристской Японией. На конкретных исторических фактах мы познали, какой ценой нам досталась победа.
Актуальность работы определяется необходимостью глубокого изучения истории России и, в особенности, трагических страниц Курильской десантной операции 1945 года, в которой участвовали моряки и солдаты последнего военного призыва.
Объектом исследования являются письма матери героя, воспоминания участников Курильского десанта 1945 года, фото видео документы.
Предмет исследования – подвиг советских моряков-десантников в годы Второй мировой войны.
Цель исследования – изучить исторические факты Курильской десантной операции, на примере подвига Петра Ильичёва рассказать, какой ценой досталась победа советских моряков в ходе освобождения Курил.
Задачи:
1. Выявить музейные предметы, изучить и исследовать письма-воспоминания матери героя и очевидцев военных событий, военную и художественную литературу, периодические издания, материалы краевой библиотеки и музеев по данной теме.
2. Провести источниковедческий анализ и восстановить события освобождения Курильских островов на примере подвигов его участников.
Методы исследования: изучение, анализ первоисточников, литературы и периодических изданий, воспоминаний очевидцев изучаемых событий; выявление; посещение памятных мест и выставок о событиях Курильской десантной операции, написание сочинений по теме, систематизация исследованного материала, составление сценариев и презентаций, проведение мероприятий; пополнение фондов школьного музея.
Наша работа основана на подлинных фактах, событиях. Мы изучили письма матери Петра Ильичёва, имя которого носит наша улица. Это делает поисково-исследовательскую работу интересной, приближающей нас, современную молодёжь, к тому далёкому тревожному времени. Фактический материал (фотографии, письма) даёт возможность не только прикоснуться к военной истории России, но и ощутить связь времён, связь поколений.
Новизна и практическая значимость исследования заключается в том, чтобы переосмыслить исторические факты по данной проблеме на узком круге источников, так как события того далёкого времени остаются загадкой и для военных историков. Как молодым, ещё не обстрелянным советским морякам при минимальном вооружении удалось победить оснащённую по последнему слову военной техники милитаристскую Японию? Какие испытания, тяжести и лишения пришлось выдержать десантникам, но выстоять и не сдаться?
Социальная значимость проекта – передать и оставить школьникам достоверные факты военной истории нашей Родины, в особенности, её Дальневосточных рубежей, напоминать и взрослым и детям, на какой улице мы живём. Мы хотим, чтобы жители нашего города берегли историческую память о героях, чьими именами названы улицы. Материалы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных мероприятиях в Дни воинской славы, экскурсиях в школьном музее.
ГЛАВА 1 ПОДВИГ ПЕТРА ИЛЬИЧЁВА
28 января – день памяти Героя Советского Союза Петра Ивановича Ильичёва, совершившего бессмертный подвиг при освобождении Курильских островов от милитаристской Японии в августе 1945 года.
Пётр Иванович Ильичёв родился 28 января 1927 года в сибирской деревне Пугачёво Омской области. В 1944 году поступил на службу в Тихоокеанский Военно-Морской Флот, был членом комсомольской организации (ВЛКСМ). С марта 1945 года назначен рулевым морского военного крейсера МО-253 (морской охотник).
В августе 1945 года на Дальнем Востоке проходили тяжёлые бои по освобождению Курильских островов от японских милитаристов. При формировании десанта на Курильский остров Шумшу, занятый японцами, матрос Пётр Ильичёв доказывал своему командиру, что он, как никто другой, имеет право бить самураев, чтобы отомстить за погибшего на войне отца. Курильская десантная операция стала для него последней.
В ночь с 17 на 18 августа 1945 года советские боевые корабли взяли курс из Петропавловска-Камчатского к берегам самого северного острова в Курильской гряде – Шумшу. Этот остров был основным опорным пунктом милитаристов. Японцы оборудовали его множеством мощных инженерных укреплений, дотов, дзотов, туннелей. Здесь базировались пехотная бригада, 60танков, полк ПВО, крепостной артиллерийский полк.
Переход от Камчатки до Шумшу был достаточно экстремальным – суда шли в тумане. Это благоприятствовало достижению внезапности действий, но вносило трудности в организацию перехода – было запрещено подавать какие-либо сигналы.
В 4 часа 20 минут 18 августа корабли открыли огонь по берегу и начали высадку первого броска десанта, на одном из которых был Пётр Ильичёв. Из-за перегрузки и большой осадки десантные суда остановились в 100-150 м от берега на глубине до 2 м, поэтому бойцы под огнём противника добирались до берега вплавь.
Когда морской десантный батальон высадился на остров Шумшу, японцы обрушили шквал артиллерийского огня по советским морякам. На берегу бойцы имели при себе только стрелковое оружие, полевая артиллерия оставалась на транспортах. Высадка второго десанта также проходила при сильном обстреле японской артиллерией. В итоге боя за высадку десант потерял сторожевой катер и четыре судна, восемь получили серьёзные повреждения.
К 5 часам дня передовой отряд десанта полностью высадился на берег и захватил прибрежные орудия и плацдарм. Затем морская пехота начала продвигаться вглубь острова.
Навстречу нам разъярённо
Японцы били в упор
Из дзотов железобетонных,
Из скал и расщелин гор.
Десантные башни горели,
Из взрывов кипела вода.
Но мы отдохнуть не хотели,
За этим мы шли сюда.
Первыми бросились в бой бойцы ударного батальона майора Т. А. Почтарёва. Несмотря на сильный огонь противника, две траншеи были захвачены с ходу, но оставалась ещё одна. Завязалась жестокая схватка. Из каждого японского дота били пулемётные очереди. Советские моряки несли большие потери. Неравный бой продолжался более 2-х часов. Японское командование, убедившись, что силы десанта на берегу невелики, предприняло контратаку батальоном пехоты, который поддержали 20 танков.
Особенно ожесточённый характер принял бой за высоту 171 – ключевую позицию японцев. Необходимо было ликвидировать эту огневую точку. Моряки поднялись в рукопашную, но путь им вновь преградил сильный огонь японских пулемётов. Завязалась жестокая схватка за высоту. Продвигаться вперёд было крайне сложно, по морской пехоте из амбразур дота беспрерывно строчили японские пулемётчики.
Ожили дикие скалы,
Моря не слышен шум.
Братишки в тельняшках алых
Падают на берегу.
Первый, второй, десятый.
Стоны, и кровь, и пот.
Сжав зубы и сжав гранату
К доту двинулся Ильичёв!...
Пётр Ильичёв в числе первых подполз к огневой точке и бросил в амбразуру связку гранат. Пулемёт замолчал, но через несколько минут огонь возобновился. Гибли товарищи, и тогда Пётр Ильичёв бросился к амбразуре и закрыл её своим телом. Наступила тишина… Высота 171 была взята…
На безжизненном теле героя в приколотом к тельняшке военном билете десантники нашли письмо Петра к матери:
«Дорогая мама, сестра Поля и брат Василий! Сегодня мы идём в бой. Не беспокойтесь, родные, за меня краснеть не придётся. Я с честью выполню долг перед любимой Родиной, и клятву, которую давал перед боем, сдержу до конца».
В том бою противнику удалось потеснить передовой отряд, но, потеряв до 15 танков и 100 человек, он прекратил контратаку и вернулся на исходный рубеж.
К исходу 23 августа 1945 года на о. Шумшу было пленено свыше 12 тысяч японских солдат и офицеров. Северные острова Большой Курильской гряды были исключительно заняты войсками Камчатского оборонительного района, а к югу от него – войсками, переброшенными на кораблях с Южного Сахалина. Курильскую операцию завершил десант, высадившийся утром 1 сентября 1945 года на острове Кунашир.
2 сентября 1945 года японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала Акт о безоговорочной капитуляции.
Камчатка с радостью встречала освободителей Курил и Дальнего Востока на улицах города.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01 сентября 1958 года матросу Петру Ивановичу Ильичёву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Пётр Ильичёв похоронен на Курильском острове Шумшу недалеко от дота, места гибели. Памятник, сооружённый на острове в 30-летия Победы, прост – две бетонные волны взметнулись вверх. На них табличка с именами храбрых моряков, Героев Советского Союза Петра Ильичёва и Николая Вилкова.
Петру Ильичёву было всего восемнадцать лет.
И после нам чудом казалось,
Что нашим десантом взята
Вон та, что огнём огрызалась,
Вулкану под стать высота.
ГЛАВА 2 Я ЖИВУ НА УЛИЦЕ ГЕРОЯ
В честь Героя Советского Союза, участника Курильской десантной операции Петра Ильичёва, восемнадцатилетнего парня, не пожалевшего своей жизни за счастье и покой нашей Родины, названа улица, на которой мы живём. На берегу Авачинской бухты, на склоне сопки установлен памятник Петру Ильичёву, у подножия которого всегда живые цветы и шумят берёзки и в Дни воинской славы приходят моряки, наши учащиеся и жители города, чтобы поклониться герою.
2 сентября жители Петропавловска-Камчатского возлагают венки и цветы к обелиску освободителям Курильских островов в Сквере Свободы.
Наша школа чтит память Героя Петра Ильичёва. В конце 60-х годов в школе был создан музей Боевой славы, который существует до настоящего времени. На протяжении многих лет следопыты и поисковые группы совместно с шефами-военнослужащими собирают материалы об истории, культуре и традициях школы, посёлка Завойко и края. Центральное место в музее занимает бюст Героя Советского Союза П.И. Ильичёва, диорама его подвига и письма матери. В музее имеются бесценные экспонаты с мест боевых действий на Курильских островах: гильзы, снаряды, каски, фрагменты японских орудий, предметы военно-морской истории, военной формы, стенды об освобождении Курильских островов, материалы поисковых заданий.
В 1958 г. в посёлке Завойко был открыт памятник Герою Советского Союза П.И. Ильичёву. Войсковые части №№ 40194, 71764 и 19960 совместно со школьникам взяли шефство над памятником. Зародилась традиция – проведение митингов памяти героев Курильской десантной операции. От воинской части № 40194 школа получила в подарок бюст П. И. Ильичёва, который находится в музее. Из архива Камчатского края мы узнали, что ещё в 1971 году музей школы № 17 по итогам работы школ Камчатской области по военно-патриотическому воспитанию был признан одним из лучших. Ребята совместно с в/ч 40194 шефствовали над памятником Герою Советского Союза Петру Ильичёву. («Растить боевую смену. Из опыта работы школ по военно-патриотическому воспитанию. П-К, 1971, с.7,9»). Школьный музей и сегодня победитель краевых и всероссийских конкурсов и проектов, славно продолжает и передаёт накопленные традиции.
1 сентября 2010 года состоялось торжественное открытие восстановленного памятника Петру Ильичёву, в котором приняли участие первые лица края, ветераны, школьники и военнослужащие.
Ежегодно 28 января и в Дни воинской славы наша школа совместно с военнослужащими несут вахты памяти и проводит митинги в музее, посвящённые героическому подвигу Петра Ильичёва, возлагает цветы к памятнику, проводит Уроки мужества и встречи с военными, ветеранами, гостями школы. Школьники и шефы-военнослужащие продолжают исторические и воинские традиции Отечества.
Учащиеся 5-Б класса на уроке русского языка написали сочинения о том, что они знают о Петре Ильичёве. Рассуждения младших школьников не стали неожиданными, это результат кропотливой работы учителя, который сумел заложить в детские души сердечность, гордость, уважение к прошлому. Изучение героического прошлого увлекает, мы понимаем, что делаем благородное и нужное дело. И взрослые, и школьники, и даже воспитанники детского сада №9 – постоянные посетители нашего музея, с гордостью говорят, на какой улице они живут и почему она носит имя Героя Советского Союза.
Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой и на Курильских островах
История запомнит навсегда.
Пусть многие сегодня не в строю,
Мы помним всё, что делалось тогда
И обещаем Родину свою
Сберечь для дела, мира и труда.
ГЛАВА 3 ПИСЬМА МАТЕРИ ГЕРОЯ
В нашем школьном музее бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные наливной ручкой листочки в конвертах с поблекшими на них штампами. Их немного, бережно хранимых материнских писем. Письма матери – это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу матери героя, понять её мысли и чувства. Как ждала мать своего сына, как ждала его весточки-треугольники! Как гордилась за него!
Этим письмам уже за сорок. И, несмотря на «возраст» писем, они актуальны и бесценны, потому что по-другому понимаешь, насколько сильна память о сыне, ценность жизни в мирное время и бессмысленность любой войны.
Давайте ещё раз прочитаем письма матери Героя Петра Ильичёва. По этическим соображениям мы не имеем права читать письма, но так как эти письма адресованы нам, школьникам, и находятся в школьном музее, то они стали доступны каждому заинтересованному человеку. Мы сохранили стиль и пунктуацию писем, чтобы глубже понять, с какой душой и уважением к нам, потомкам, они обращены.
1962 год. Телеграмма. Петропавловск-Камчатский. Рученая 6 кв. 5 Бахметьеву= «Благодарю за поздравление присвоения моему сыну Петру высокого звания героя желаю вам личному составу успехов боевой и политической подготовки охране границ нашей Родины=Ильичёва». 17.01.1962. Нижний Омск.
1965 год. «Дорогие ребята! Отвечаю на ваше письмо, написанное 13.02.1964 г. извините, что долго не отвечала, сама я неграмотная, внучка ещё маленькая. Я горжусь вами, что вы носите имя моего сына, учитесь так же, как учился и жил мой сын Петя. Он родился 28 января 1927 года. Учился в Лавринской восьмилетней школе хорошо, был дисциплинированным, всеми уважаемым. В колхозе работал всегда с огоньком и с комсомольским задором. Желаю вам, дорогие ребята, доброго здоровья и долгих лет жизни, отлично учиться и быть всегда примером во всём. Поздравляю с наступающим 1965 годом. С уважением Ильичёва Наталья Сергеевна».
1969 год. «Здравствуйте, дорогие ребята! Получила от Вас письмо, очень рада вашим успехам в учёбе, а так же в труде. Я вам очень благодарна за то, что свято храните память о моём сыне Петре Ивановиче Ильичёве, очень рада, что вы там так далеко от меня, мои юные друзья, но однако торжественно отмечаете день рождения моего сына. Я вам желаю доброго и крепкого здоровья на долгие годы, а так же отлично закончить учебный год и с отличием перейти в следующие классы, осуществить свои заветные мечты и быть всегда и везде примером. Свято храните те достижения, которые завоевали ваши отцы и деды, а также и старшие братья. У нас сейчас в Сибири стоят сильные морозы 30-50 и даже были 48, но наши пионеры и школьники так же проводят зимние спортивные игры на приз «звания Героя Советского Союза Петра Ильичёва. С уважением к вам мать героя – Ильичёва Наталья Сергеевна. Пишите о своих делах. Я буду очень рада.31.1.1969 г. Н.С. Ильичёва»
1969 год. «Здравствуйте, дорогие ребята! Письмо ваше получила, но ответ долго не давала, потому что долго лежала в больнице… Дорогие ребята, Вы просите личные вещи Петра, но к великому сожалению у меня ничего не сохранилось. Когда он остался дома, были тяжёлые годы войны, так что он донашивал вещи отца и табель успеваемости и тетради так же не сохранились, ведь прошло очень много лет. Если что и осталось, так я … разослала по другим школам и пионерам. Мне пишут очень много и все просят то фотографию, то письма и я просто не в состоянии иногда удовлетворить все просьбы и желания. Стих сочинённый Вами мне очень понравился большое Вам материнское спасибо за внимание ко мне. С этим письмом ознакомились много учеников нашей Антоновской десятилетней школы… они Вам передают … привет и ждут от Вас писем на их имя. В этом письме я Вам посылаю фотокарточку … памятник Петра, который воздвигнут на его родине и в нашем селе Пугачёво. Ещё раз спасибо большое за внимание… пока до свиданье с крепким материнским приветом к Вам Ильичёва Наталья Сергеевна. 4.07.69 г.»
Стихотворение, о котором упоминает Наталья Сергеевна, было написано учителем нашей школы Кащенко Марией Васильевной в далёком 1968 году. В основу стихотворения легли строки из писем матери героя. Но с какой любовью и нежностью наш учитель сумела передать воспоминания старенькой мамы о своём сыне, не вернувшемся с войны. В этих строках и печаль, и гордость за подвиг старшего сына, отомстившего за смерть отца, за всех, кто сражался с ним рядом, за всех, кто подарил нам чистое синее небо и мерцающие звёзды.
ПИСЬМО МАТЕРИ
Я сегодня письмо получила
От ребят с далёкой Камчатки.
Вы просили, чтоб я сообщила
Всё, что знаю о Пете, ребятки.
Петя мой был простым и весёлым,
Никакого труда не боялся.
На работе в колхозе был первым.
Мать жалел и в учёбе старался.
Только Петя домой не вернулся.
Он погиб на Шумшу в 45-м.
Жил мой Петя простым комсомольцем,
А погиб – стал бессмертным солдатом.
Когда сопки цветами зальются,
Вы их больше, ребята, нарвите
И от имени старенькой мамы
К обелиску венок положите.
Я, как мать, проклинаю все войны,
Но прошу вас, мои вы ребятки,
Коль придётся, то будьте достойны
Ильичёва, героя – солдата!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поисково-исследовательская работа по данной теме началась в октябре 2011 года и очень увлекла. В своей работе мы использовали самые разнообразные ресурсы и источники. Нашими консультантами стали научные сотрудники. По результатам наших поисков и исследований были составлены сценарии школьных и городских мероприятий, презентации.
27 января 2012 года в нашей школе прошло торжественное мероприятие, посвящённое 85-летию со дня рождения Героя Советского Союза П.И. Ильичёва, с участием ветеранов войны, труда и локальных конфликтов.
8 мая 2012 года наша школа совместно с представителями правительства Камчатского края и общественными организациями приняла участие в Митинге у памятника Петру Ильичёву.
22 февраля 2012 года в нашем музее были замечательные люди – руководитель Камчатско-Курильской экспедиции Евгений Михайлович Верещага и научный руководитель, почётный гражданин города Ирина Васильевна Витер. Они подарили нам бесценные предметы с боевых мест на Курилах, показали документальный фильм, рассказали о своей поисково-исследовательской работе и предложили нам исследовать поступившие предметы и сообщать о результатах исследования.
18 декабря 2012 года мы посетили выставку «Курилы: от истории к современности» в Камчатской краевой библиотеке им. С.П. Крашенинникова, встретились с И.В. Витер и представили свои первые результаты исследований, которые будут опубликованы на сайтах Курильской истории. Общение с такими людьми оставили у нас незабываемые впечатления.
Именно такими мы увидели актуальность и значимость наших поисков и исследований. Наша задача – передать и оставить подрастающим школьникам достоверные факты военной истории нашей Родины и, в особенности, её Дальневосточных рубежей. Восстановить историю, сохранить и сделать всё, чтобы она не затерялась в последующих поколениях – в этом смысл жизни в мирное время.
БИБЛИОГРАФИЯ
ЭТАПЫ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Иван Васильевич меняет профессию
Машенька - ветреные косы
Ёжикина Радость
Император Акбар и Бирбал