(учебно - исследовательская работа на XI региональную научно-исследовательскую конференцию учащихся)
Секция: краеведение
Вложение | Размер |
---|---|
21_u_voyny_ne_detskoe_litso.doc | 184 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Киселёвского городского округа
«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»
У войны не детское лицо…
(учебно - исследовательская работа на XI региональную научно-исследовательскую конференцию учащихся)
Секция: краеведение
Бычкова Лилия,
обучающаяся объединения «Радуга»
МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»,
ученица 8 класса «Б» школы №16,
Минаева Екатерина,
обучающаяся объединения «Радуга»
МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»,
ученица 8 класса «Б» школы №16,
Руководитель:
Кубарь Светлана Викторовна,
педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «ДДЮТЭ».
Киселёвск 2015
Содержание
Введение …………………………………………………….……….……..…...…2
I. Судьбы детей, лишённых детства…………….…………………..…...3
Заключение……………………………………………………………………...15
Библиографический список…………………………………….…………....16
Приложения…………………………………………………….………………17
Введение
Два года назад мы выполнили учебно – исследовательскую работу «Их закалила война», в которой собрали сведения о киселевчанах, переживших Великую Отечественную в детском возрасте и определили степень влияния войны на их дальнейшую судьбу.
Но сегодня, в канун 70 – летия Победы в Великой Отечественной войне, в Донбассе вновь рвутся бомбы, свистят пули, гибнут дети. Война опять отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, играми и праздниками. Значит, тема детей на войне актуальна и сегодня. Мы провели опрос среди наших одноклассников и выяснили, что они мало знают о военном детстве своих родных. Поэтому мы решили продолжить работу и показать несовместимость понятий «дети» и «война».
В своей работе мы хотим рассказать о детях военной поры на примере судеб наших героинь, которые в годы Великой Отечественной войны побывали в немецком плену и пережили блокаду Ленинграда. А также нам захотелось узнать, что думают о войне дети Луганской и Донецкой областей Украины.
Новизна работы обусловлена тем, что данная тема в материалах периодической печати раскрыта достаточно слабо. Имеются только публикации о Шайдук Т.М., об остальных героях исследовательской работы ничего найдено не было. Но мы думаем, что факты военного детства наших героинь будут очень интересны жителям города. В Интернете также очень мало информации о детях Донбасса, на долю которых выпали нечеловеческие испытания войной, а нашим сверстникам обо всём этом знать нужно, чтобы научиться ценить мир.
Целью исследовательской работы является выявление трагичности судеб детей военного времени и доказательство несовместимости понятий «дети» и «война». Для достижения цели были поставлены задачи:
Объектом исследования стало военное детство.
Предметом исследования являются судьбы киселевчан, переживших Великую Отечественную войну в детском возрасте и детей Донбасса, страдающих от военных действий в Украине.
Нами были выбраны следующие методы исследования: анкетирование, интервьюирование, анализ источников, метод фотофиксации и систематизации.
Данная работа имеет прикладное значение. В главе «Рабыня немецкого барона» рассказывается о подростковом возрасте Светличной П. Т., которая в военные годы была в германском плену; в главе «Детство за колючей проволокой » отражено военное детство Ерохиной Н. Н., которая в малолетнем возрасте была узницей концлагеря; в главе «Блокадное детство» описывается жизнь Шайдук Т. М, которой пришлось пережить блокаду Ленинграда в 7-летнем возрасте; в главе «Украденное детство» зафиксировано отношение детей Донбасса к войне в Украине в настоящее время.
Прикладная ценность полученных результатов заключается в том, что материалы, собранные в ходе поисково – исследовательской работы, помогут в создании экспозиции «Дети и война» в музее Дома туризма, а также могут быть использованы для проведения Уроков мужества и передвижных выставок в образовательных организациях города.
В своей работе мы опирались на различные источники. В управлении социальной защиты нам предоставили данные о жителях города Киселёвска, которые в период Великой Отечественной войны, будучи детьми, были в германском плену и пережили блокаду Ленинграда [10]. Мы использовали воспоминания Светличной П. Т. [7], Ерохиной Н. Н. [8], Шайдук Т. М. [13], Нестерова Димы и его мамы - беженцев с Украины, которые в данный момент проживают в пункте временного проживания [15]. А также работали и с Интернет – источниками:
- из сообщения, размещенного в социальной сводке Донецкой области «На Донбасе убили около полусотни детей» мы узнали о заявлении Детского фонда ООН ЮНИСЕФ о гибели детей Донбасса [12];
-на страничке «24СМИ. НОВОСТИ» мы прочитали информацию под заголовком «Украденное детство. Война на Донбассе глазами детей» [11].
Работая над данной темой, мы изучили следующую литературу:
- в книге «Был город - фронт, была блокада...» познакомились с рассказами, стихами, страничками дневников, воспоминаниями солдат и офицеров Ленинградского фронта, школьников блокадных лет, их учителей [1];
- из книги Верейской Е.Н. «Три девочки. История одной квартиры» узнали о том, как переживали блокаду девочки - соседки по коммунальной квартире [2];
- в книге Костина И. А. «Судьба. Сборник воспоминаний бывших малолетних узников фашистских концлагерей» мы прочитали воспоминания бывших узников немецкого плена, у которых война отняла их детство [3];
- в статье «Блокадное детство Таисии Михайловны Шайдук», опубликованной в газете «Киселёвские вести» от 23.01.14., познакомились с её детскими воспоминаниями о войне [4];
-из статьи «Ребёнок № 77325…», опубликованной в газете «Аргументы и факты» №4, 2015 год, прочитали о том, как мать ищет дочь по номеру на руке. Этот номер был выжжен на руке у маленькой девочки в Освенциме в годы войны [5];
- из статьи «Ненужная», опубликованной в газете «Аргументы и факты» №49, 2014 год, прочитали выдержки из дневников бывших узников концлагерей [6].
Глава 1. Судьбы детей, лишённых детства
Вы вынесли голод и выжили в холоде,
Сквозь грязь, униженья прошли.
Так дай же Вам Бог!.. И, позвольте, мне голову
В поклоне склонить до земли.
(С. Мальцев, В Шалобаева).
Война – тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения.
Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их. «Мы родом из войны»,- говорят те, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы, когда легче было умереть, чем выжить[3]. Хочется крикнуть: «Почему и за что приготовила война такие нечеловеческие испытания этим невинным детям?». Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить много.
В постоянном страхе жили дети на территориях, захваченных фашистами. Немецкие захватчики входили в населённые пункты и сразу чувствовали себя хозяевами: издевались над стариками и детьми, поджигали дома, устраивали публичные расправы, угоняли мирных жителей с обжитых мест в неизвестном направлении. Массовые расстрелы пленных детей стали для фашистов нормой. Так обрывалось детство, еще не начавшись.
Дети блокадного Ленинграда. Это дети, спасенные и вынесенные из гибельного пламени. Их всех объединял необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, и глаза, в которых застыл ужас блокады [1]. В городе не было отопления, света и воды. На окнах - светомаскировка. Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки на целые сутки. И везде тела погибших от бомбёжек и умерших от голода [2].
Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе [3].
Не всем выпадало счастье вернуться домой и остаться в живых. Дети, пережившие Великую Отечественную войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди.
Прошло семьдесят лет, и вновь страдают невинные дети. Украина, почти 70 лет не знавшая войны, скатилась в пучину братоубийственной бойни.
И кто мог знать, что всё так обернётся?
Что снова мир услышит о войне...
Что боль и страх опять людей коснется,
Что Украина будет утопать в огне.
19 декабря 2014 года на брифинге в Женеве выступила представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Кристен Элсби. По её словам, в Донбассе во время боевых действий погибло 44 ребёнка, в тяжелом положении оказались до 1,7 млн. детей. В районах Донецкой области, где идут бои, закрыты 147 школ. На территории, контролируемой правительством Украины, повреждено 187 зданий учебных заведений. 1 сентября 2014 года в школу не смогли пойти 50 тыс. украинских детей. Вследствие конфликта в Донбассе 130 тыс. детей покинули свои дома, более 60% , находящихся в зоне военного конфликта, получили психологическую травму, в результате того что стали свидетелями насилия и военных действий [11].
Нас очень тронула тема детей на войне, и нам захотелось поближе познакомиться с очевидцами этих страшных событий. Мы решили разыскать в нашем городе людей, которые во время Великой Отечественной войны были в немецком плену и пережили блокаду Ленинграда. Мы обратились в управление социальной защиты населения с просьбой предоставить информацию. Из неё мы узнали, что на данный момент в нашем городе проживают 9 жителей блокадного Ленинграда и 25 малолетних узников концлагерей (приложение 3).
Все эти люди уже преклонного возраста, и здоровье не всегда позволяет им встречаться с детьми. Некоторые, из переживших войну, не хотят вспоминать о ней. Но мы нашли киселевчан, которые поделились с нами воспоминаниями о своём военном детстве. Это Светличная Полина Тимофеевна, угнанная подростком в Германию (приложение 17), Ерохина Нина Никитична, детство которой прошло за колючей проволокой концлагеря (приложение 18), и Шайдук Таисия Михайловна, пережившая ужасы блокады (приложение 19).
После беседы с этими удивительными людьми мы решили, что их жизненный путь достоин внимательного изучения, поэтому приводим вопросник, по которому проводилось интервью:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата и место рождения.
3. Расскажите о своей семье.
4. Где Вас застала война?
5. Приведите примеры самых запомнившихся историй военного времени?
6. Как сложилась Ваша судьба после войны?
7. Как Вы думаете, совместимы ли понятия «дети» и «война»?
Так случилось, что в здании Дома туризма, где мы занимаемся, летом размещался Пункт временного пребывания для беженцев из Украины. В нём проживало 35 человек. Многие из беженцев в данный момент проживают в Киселёвске. Мы встретились с Нестеровым Дмитрием и его мамой, приехавшими в наш город из Луганска и задали им несколько вопросов (приложение 23,24). А чтобы больше узнать о судьбах детей Донбасса, страдающих от военных действий в Украине, мы обратились к материалам сети Интернет (приложение 4).
Оказалось, что истории судеб детей войны одновременно похожи и не похожи друг на друга, но каждая из них заслуживает особого внимания.
(Из воспоминаний подростка 40-х годов Светличной Полины Тимофеевны)
«Я была рабыней немецкого барона», - именно этими словами начала свой рассказ о войне наша героиня Светличная Полина Тимофеевна (приложение 9), которая родилась 2 мая 1925 года на станции Синельниково Днепропетровской области. Полина была последним - третьим ребёнком в семье.
Когда началась война, два старших брата Полины ушли на фронт, а она, 16- летняя девчонка, только что закончившая 7 классов, осталась с родителями в селе. Всё лето они работали в поле. В октябре 1941 года немцы захватили их село и начали устанавливать там свои порядки. Они грабили, убивали, непокорных травили собаками.
Весной 1942 года стали угонять молодежь в Германию. В дом, где жила Полина, пришла повестка с требованием явиться на вокзал в указанный день и час. Ещё там было написано, что если Полина не придет сама, то в Германию угонят и её больных родителей. Полина пожалела родных и пришла на вокзал. Там пришлось очень долго ждать, потому что немцы разыскивали и пригоняли с собаками всех тех, кто не явился сам. Забирали не только подростков, но и молодых женщин с маленькими детьми. На вокзале стоял гул, кричали все: и матери, и дети.
В Германию они ехали в товарном поезде в ужасающих условиях. В вагоне с маленьким зарешеченным окном, на полу лежало немного соломы. Людей в вагоне было столько, что даже сидя, нельзя было вытянуть ноги, а от духоты люди теряли сознание. Кормили их одни раз в день: давали по кусочку хлеба и питье. Многие умирали, не доехав до пункта назначения. Товарные составы с узниками часто попадали под бомбежку. В вагонах были раненые и убитые. Находились смельчаки, которые пытались сбежать, но полицаи с собаками их сразу же возвращали. Из Днепропетровской области в Германию было угнано 75 тыс. человек.
На границе с Германией был контрольный пункт. Там сначала всех осматривали и выявляли болезни. У подруги Полины обнаружили какую – то болезнь, и её снова вернули в Россию. Немцам не нужны были больные работники.
Затем всех стригли наголо, фотографировали, предварительно присвоив номера, и брали отпечатки пальцев. А потом везли вглубь страны. На станциях людей группами выводили из вагонов и продавали, как рабов. Вот так Полина Тимофеевна стала рабыней немецкого барона.
Немцы разбирали приезжих людей. Они оглядывали узников с ног до головы, выбирая тех, кто покрепче, а потом платили деньги и увозили в свои дома в качестве работников.
Полину выбрала немецкая зажиточная семья с пятью детьми из села Амерслихт. Ей приходилось работать там с 6 утра и до позднего вечера. Она присматривала за детьми, работала в поле, рубила дрова, ухаживали за скотом… Кормили её два раза в день похлёбкой. Трудно было физически пережить эти условия, но больше всего угнетала тоска по Родине и родителям и обижало варварское отношение немцев к своим работникам.
Когда закончилась война, американские солдаты освободили Полину и других узников из немецкого плена и отправили домой, на родину в Днепропетровскую область. Отец Полины к тому времени уже умер, средний брат погиб на фронте. Послевоенные пять лет Полина с матерью и семьёй старшего брата жили в родном селе в родительском доме. Она была счастлива тем, что слышала русскую речь, могла обнять свою маму и брата. Но омрачала её жизнь подозрительность и недоверие со стороны окружающих, которые видели в ней немецкую шпионку.
Весной 1951 года Полина Тимофеевна встретила свою любовь. К ним в село, в гости к соседу, приехал брат из Сибири: молодой и красивый парень. Он сразу обратил внимание на Полину, полюбил её и предложил поехать на его родину. Полине очень трудно было опять расстаться с родными, но она согласилась, ведь в Сибири никто не узнает о её немецком прошлом, и она сможет начать новую счастливую жизнь. Вот так она оказалась в городе Киселёвске. Полина Тимофеевна и Валентин Митрофанович в любви и согласии прожили 64 года. У них два сына и два внука.
(Из воспоминаний ребёнка войны Ерохиной Нины Никитичны)
Воспоминания о войне у Нины Никитичны Ерохиной вызывают слёзы, она сразу представляет себя за колючей проволокой в немецком концлагере.
Родилась Нина Никитична 6 ноября 1940 года в деревне Саково Жуковского района Брянской области (приложение 5). Кроме Нины в семье было ещё двое детей: сын Владимир 1934 года рождения и дочь Мария 1937 года рождения. Родители Нины Волковы Анна Федоровна и Никита Николаевич работали в колхозе.
В июле 1941 года отца Нины забрали в армию. Мать осталась одна с тремя детьми на руках. В сентябре 1942 года их деревню захватили фашисты. Они сразу начали грабить местных жителей: отбирали скот, забирали продуктовые запасы, лишая жителей пропитания.
Фашисты селились в лучшие деревенские дома, заставляя хозяев прислуживать им. Дома с людьми больными тифом немцы сжигали, не давали возможности спастись ни людям, ни животным. Председателя сельсовета расстреляли, а в сельсовет поселили немецкое начальство.
В брянских лесах прятались партизаны, которые взрывали немецкие машины, поджигали дома с немцами. Немцы боялись, что партизаны сожгут и сельсовет с начальством, поэтому пригнали в сельсовет женщин с малыми детьми и заставили жить там. Среди этих женщин была и мама Нины Никитичны с тремя малыми детьми. Кормили их супом из картофельных очисток и шелухой от овса.
Немцы преследовали тех, кто, по их мнению, помогал партизанам. Они их вешали на глазах у всех жителей деревни. Подростков немцы отправляли в Германию, издевались над молодыми девушками.
Через месяц или больше немцы объявили жителям деревни о том, что будут всех эвакуировать дальше от фронта. В назначенный день они выгнали всех на дорогу и под конвоем погнали. Так они шли с утра до вечера три дня до центрального района области. Гнали людей вброд через реку, так как мосты были взорваны. Было уже холодно, идти было тяжело. Давали минут десять отдыха, и снова заставляли идти. Немцы ели сало, а пленные - траву. Того, кто хотел убежать, отставал или падал – расстреливали.
Потом всех везли в товарных вагонах, кормили один раз в день. Через несколько суток привезли в Белоруссию, в поселок Люкча.
На территории Белоруссии фашистами было создано 260 лагерей смерти. Лагеря находились недалеко от заводов, куда узников гоняли на работу.
Так наша героиня оказалась за колючей проволокой (приложение 6). В лагере пленных фотографировали и выкалывали номер на руке. Нумеровали всех, даже грудных младенцев. Такой номер был и у Нины Никитичны. Он, конечно, смылся со временем, но какие – то очертания остались.
Жили узники в холодных бараках, лежали на двух- или трехъярусных деревянных нарах. От укусов вшей и клопов чесалось все тело заключенных. Фашисты очень боялись болезней и вшей и поэтому требовали чистоты тела. Нина Никитична, со слов мамы, знает, что их гоняли в очень горячую баню, где «прожаривали», отчего дети нередко теряли сознание.
Дети постарше работали по 12 часов в сутки – рыли канавы, а совсем малыши были просто предоставлены сами себе. Кормили всех супом из отходов. Иногда детей из концлагеря на повозках возили в госпиталь. Там у них брали кровь для немецких солдат. Многие дети после таких процедур теряли сознание.
Спасение пришло в 1944 году, когда советские войска освободили Белоруссию. В товарных вагонах бывшие военнопленные поехали домой. Когда мама Нины Никитичны с детьми вернулась в деревню, то с ужасом обнаружила, что их дома нет, поэтому они жили в погребе. Дом Волковых восстанавливали всем селом. Когда он был уже готов, в дом пришла новая беда: в 1946 году серьёзно заболела и умерла мама нашей героини. А отец ещё не вернулся с войны. Поэтому дети остались с тётей Данилиной Дарьей Фёдоровной и бабушкой Агриппиной. Колхоз выдал сиротам тёлочку.
В 1947 году вернулся отец. Он очень быстро женился на соседке Тамаре, которая стала мачехой для нашей героини. Отца не устраивала жизнь в деревне, и он решил семью перевезти в Баку. Так как в семье не было денег, то ехали на крыше вагона. Во время остановки отец с мачехой куда – то пропали.
Дети оказались в приюте, потом в детском доме. Так как никаких документов при детях не было, а по виду Нина была очень маленького роста, её поместили в детский дом для малышей, а сестру и брата в другой детский дом для школьников. Впервые в жизни детей разлучили, поэтому Нина очень скучала по сестре и брату. Только через год дети встретились в школе, когда Нина пошла в первый класс (приложение 8).
В 1955 году брат Нины Никитичны Владимир служил в армии в Москве. После службы он остался в городе, женился и забрал своих сестер в Москву. Через несколько лет Нина Никитична по комсомольской путёвке приехала в город Белово на строительство деревообрабатывающего комбината. Там встретила будущего мужа и за ним приехала в Киселёвск. У неё сын, дочь и два внука. Нина Никитична имеет много наград (приложение 7).
1.3.Блокадное детство
(Из воспоминаний ребёнка войны Шайдук Таисии Михайловны)
«Шесть нас блокадников осталось в Киселёвске», - начала свой рассказ Таисия Михайловна Шайдук, которой довелось пережить ленинградскую блокаду (приложение 15).
Она родилась 1 декабря 1933 года в деревне Терешково Идрицкого района Калининской области (приложение 10). В 1937 году мама маленькой Таи Ольга Захаровна Петрова, похоронив мужа, собрала двух своих дочерей и уехала из деревни в Ленинград искать лучшей доли для себя и дочек. Устроилась работать швеей, получила квартиру. Таисия была старше своей сестры на 3 года, поэтому в отсутствии мамы оставалась хозяйкой в доме.
Их тихую мирную жизнь 22 июня 1941 года прервало сообщение по радио, возвестившее о начале войны. Семилетняя Тая не совсем понимала значение слова «война». Весь ужас народной трагедии она осознала лишь тогда, когда они с сестрой по привычке отправились в кино. На ясном небе внезапно появились вражеские самолёты, взвыли сирены. Кто – то из взрослых, схватив Таю и Верочку за руки, потащил в укрытие. Домой девочки возвращались медленно, они боялись перешагивать через многочисленные тела убитых горожан.
Ещё до сентября в квартирах ленинградцев были электричество и вода. А потом жители лишились этих благ цивилизации. Восьмого сентября 1941 года объявили блокаду города. С наступлением холодов всем выдали буржуйки и определили хлебные пайки – 125 граммов хлеба в сутки. Таисия Михайловна показала нам этот маленький кусочек и рассказала, как ей постоянно хотелось есть (приложение 11). Дети с мамой часто собирали картофельные очистки и сгнившие капустные листы и варили из них похлёбку. Мама приносила с работы мебельный клей, разводила его водой и поила своих дочек, не давая им умереть с голоду.
Маленькой Тае приходилось каждое утро ходить за хлебом, и она очень хорошо помнит, как прямо в очереди падали и умирали обессилившие ленинградцы. А ещё она помнит, как один мальчик, получив хлебный паёк на всю семью, съел его сразу, и умер от заворота кишок.
Таисия Михайловна рассказала нам, что однажды возбуждённая мама вбежала в квартиру, схватила нож и ничего не поясняя, убежала обратно. Через некоторое время она притащила в дом какую – то кость. Оказалось, что неподалёку от их дома упала и умерла лошадь. Жители окрестных домов разделали тушу и варили из неё суп. В городе не осталось ни кошек, ни собак – они тоже становились пищей для людей. А семья, которая проживала в квартире напротив Петровых, целую неделю скрывала умершую дочь, получая на неё хлебный паёк.
Особенно запомнилась маленькой Тае страшная картина, когда после бомбёжки они увидели взорванный дом: с разных этажей свисали и болтались остатки вещей, мебели, чьи-то руки и ноги. Из – под завалов доносились стоны раненых. Покойников обессилившие от голода люди увозили на санках на Пискарёвское кладбище и хоронили в общих могилах (приложение 12).
В январе 1942 года ленинградских детей стали готовить к отправке в Ташкент. Но по какой - то причине мама Таи не успела оформить документы на своих дочек. Оказалось, что Тае с сестрой повезло: фашисты разбомбили эшелон с детьми, направлявшийся в Ташкент.
В марте 1942 года семья Петровых была увезена из окружённого Ленинграда через Ладожское озеро. Девочкам опять повезло: их автобус успешно преодолел эту дорогу жизни, в то время как другие машины на глазах у испуганных людей уходили под воду. Так Таисия Михайловна оказалась в Сибири.
С мая 1942 года Таисия Михайловна Шайдук проживает в нашем городе. Здесь она училась, вышла замуж, родила сына Сергея. После окончания Новокузнецкого педагогического училища 5 лет работала в Детском доме при шахте «Дальние горы». А потом 28лет отработала заведующей детского сада №34 в районе машзавода. Таисия Михайловна имеет много наград (приложение 13) и поздравительную открытку от президента страны в честь 70 – летия блокады Ленинграда.
В 1966 году Таисия Михайловна с мамой ездила в Ленинград. Ходили на Пискарёвское кладбище, чтобы помянуть знакомых ленинградцев, погибших во время блокады. И там, уже постаревшая Ольга Захаровна, на фотографии узнала себя и дочек. Какой - то фотограф запечатлел их в то страшное время. Было очень больно от нахлынувших воспоминаний. И тогда Таисия Михайловна решила, что постарается забыть то страшное время. Долгие годы она старалась не вспоминать о блокаде. Но в последнее время воспоминания захлёстывают, она не может спать, постоянно думает о тех событиях.
Таисия Михайловна написала письмо в редакцию газеты «Киселёвские вести» (приложение 14) и захотела поделиться своими воспоминаниями о пережитых днях блокады. 23 января 2014 года, читая статью «Блокадное детство Таисии Михайловны Шайдук», жители нашего города вместе с героиней переживали те страшные события блокады города на Неве [4].
1.4.Украденное детство
(Война в Донбассе глазами детей)
Война не где-то там, а за стеною!
И мертвые не на экране, - тут!
Все это происходит здесь, со мною!
На улице моей бои идут!
У детей востока Украины необъявленная война украла детство, мир и счастье. У некоторых война уже успела отнять матерей и отцов. Эти дети сегодня не лепят замки в песочницах, не играют в казаки-разбойники, подростки не ходят на свидания и дискотеки, в этих городах отменены народные гуляния и выпускные вечера. Детям вместо учёбы и игр приходится укрываться в подвалах своих домов от обстрелов украинской армии.
Нестеров Дмитрий – уроженец Луганска и его мама Вера Николаевна, которые на данный момент проживают в нашем городе, а Дима учится в школе №35, рассказали нам, что первую бомбу на их родной Луганск сбросили 2 июля 2014 года. Бомба была огромной силы, она упала возле здания городской администрации. Здание было разрушено. Сильно пострадала и детская площадка, где играли дети. Погибло несколько ни в чём не повинных детей. Вера Николаевна видела своими глазами самолёт, который летел очень низко в сторону центра города, а потом был взрыв.
В городе началась паника. Люди боялись выходить из дома. На выходных, семья Нестеровых решила уехать подальше от центра города в дачный посёлок. Они думали, что найдут там спасение от взрывов. Но их надежды растаяли в 6 часов вечера, когда начались обстрелы уже и этой местности. Земля дрожала от взрывавшихся бомб. Когда приближался самолёт, в расположенной неподалёку воинской части, ополченцы включали сирену. Диме было очень страшно, он закрывал уши подушкой. Из-за обстрелов семья Нестеровых 3 дня не могла выехать с дачи, но родителям Димы нужно было выходить на работу.
Следующие две недели территорию Луганска постоянно обстреливали. Дима с мамой прятались в подвале. Через несколько дней разбомбили здание больницы, где работала Вера Николаевна, а потом и школу, в которой учился Дима. Диме пришлось сидеть дома с бабушкой.
Когда жителям пострадавших районов Украины было предложено уехать в Россию, семья Нестеровых долго не раздумывала. Поехали в Киселёвск, так как у Веры Николаевны здесь проживает тётя.
Таким образом 8 – летний Дима из Луганска вновь может ходить в школу, смотреть телевизор и играть с детьми, но не всем детям так повезло. Многим детям из Луганской и Донецкой областей пришлось на себе испытать ужасы военных действий.
Корреспондент газеты «Комсомольская правда» Александр Жилин, находясь в Луганске, размышляя о детях, пишет: «На них невозможно смотреть без слез. Фашистская хунта обстреливает их круглосуточно. Целится в больницы, детсады, дома ребенка, интернаты…Что они переживают, о чем размышляют, находясь в зоне огня?» И сам же приводит ответы на свои вопросы тех, кто на себе испытал ужасы войны [11].
Ксюша Яковлева, 6 лет, Луганск: «Больше всего я боюсь, чтобы не убили маму и папу. А то я не смогу спасти младшего братика, которому 6 месяцев. Пусть лучше убьют меня…»
Сережа, 4 года, Луганская область: «Мой папа ушел на войну. Мама и бабушка каждый день плачут и ничего мне не говорят. От этого мне становится еще страшнее… Может, папы уже нет?»
Саша Горобэць, 5 лет, Луганская область: «Я знаю, как пахнет война. Она пахнет подвалом, где мы ночуем с мамой…»
Саша Беспалов, 3 года, Донецкая область: «Я очень хочу кушать. Всегда…»
Таня Махиня, 5 лет, Мариуполь: «У нас страшнее, чем в фильмах ужасов. Похороны каждый день…»
Света Абрамчук, 4,5 года, беженка из Славянска: «Наш дом разбомбили. Мы с мамой и бабушкой жили в погребе. Когда бомба упала во двор снова, я стала заикаться…»
Ваня Лосько, 4 года, Краматорск: «Когда бубухнула бомба, я испугался и описался. И писаюсь теперь каждую ночь, когда гром гремит, а мама смотрит на меня и сильно плачет…»
Сергей Фиоктистов, 8 лет, Луганская область: «Я не боюсь быть убитым, но если убьют маму, папу или бабушку, я этого не переживу…»
Евгения Ляшенко, 9 лет, Донецкая область: «На войне начинаешь верить в Бога по-настоящему. Потому что понимаешь: только Бог может тебя защитить…»
Тамара Овдеенко, 6 лет, беженка из Славянска: «Война - это когда вокруг тебя только зло, а добро убито и похоронено где-то далеко…»
А Татьяна Черненко своё отношение к событиям, происходящим в Украине, высказала в стихотворении «Дети Донбасса против войны».
Мы, дети Донбасса, лишенные детства,
Не понаслышке знаем о войне…
Слышна стрельба и взрывы по соседству,
От пуль отметины остались на стене.
Не слышно больше радостного смеха,
Скрипят качели одиноко во дворе.
От взрывов раздается громко эхо,
Мы содрогаемся от ужаса во сне.
В кровавых лужицах — осколки неба,
Не видно солнца. Серый дым кругом.
Таится тихо снайпер где-то…
Быть может, под прицелом и наш дом.
А мы молчим. Смерть рядом. Страшно.
Лишь тихий плачь и шепот наших мам.
Гуляет ветер в щелях бесшабашно
По темным комнатам и по пустым углам.
Весну украли, а теперь нет лета.
Всё чаще слышно слово «экстремизм».
Донбасса дети просят всю планету
Стать на защиту мира и за жизнь.
Услышьте люди крик детей Донбасса:
«Мы не мишени… и Земля не тир!»
Пусть в каждом доме раздается фраза:
«Конец войне. Мы все за мир!»
Заключение
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
Несут они в себе наследство –
И боль, и радость прошлых лет…
Для каждого нормального человека чувство отвращения вызывает любое насилие. Ужасно, когда мишенью зла становятся дети. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях, горькое сиротство - вот что стало уделом сотен тысяч детей. А ведь детство – самая счастливая пора в жизни каждого человека. Но так случилось, что дети Великой Отечественной не видели этой поры. У них не было детства. Как нет его сейчас у детей Донбасса.
Чтобы более четко увидеть разницу в понятиях «война» и «дети», мы сравнили их. Итак, что же такое детство? В чем оно проявляется? Что для него характерно?
Детство - это смех и радость.
Это песни, это дружба и мечты.
Детство – это краски радуг.
Детство - это я и ты.
А что же такое война?
Война! Это воющий голос металла,
Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков.
Это липкая слякоть, привычная злая усталость,
Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.
Эти сравнения еще раз подтверждают наши предположения, что война и дети понятия несовместимые. В этом же убеждают нас слова А. Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».
Дети и война! Страшное сочетание двух противоестественных слов. Но они стоят рядом, и с этим не поспоришь. Мы считаем, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые должны сопровождать его. Мы хотим показать несовместимость понятий «дети» и «война» на примере судеб героев нашей исследовательской работы.
Обратимся к истории Светличной Полины Тимофеевны. На первый взгляд, обычная женщина, но как необычна ее судьба. Полина Тимофеевна в 16 – летнем возрасте была угнана в Германию и стала рабыней у немецкого барона.
Мы знаем, что в подростковом возрасте к детям приходит первое чувство любви, девочки влюбляются, строят планы, а Полине пришлось принимать недетское решение, от которого зависела её судьба и судьба её родителей. Когда в их дом пришла повестка с требованием явиться на вокзал, Полина стояла перед выбором: смириться с судьбой или подвергнуть опасности родителей. Она пожалела родных и пришла на вокзал.
Нечеловеческое унижение Полина испытала в Германии, когда на станции людей группами выводили из вагонов и продавали, как рабов. Полине трудно было физически пережить те страшные 3 года рабства, но больше всего угнетала тоска по Родине и родителям, и обижало варварское отношение к ней. Разве такой должна быть жизнь девочки - подростка?
Самые обездоленные дети войны – это малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб и детство – у них отняли Родину, свободу и жизнь. Ерохина Нина Никитична, которая выжила в этом страшном аду, помнит, как в концлагере выкалывали номер на её руке. Этот номер до сих пор напоминает ей об ужасе, который ей пришлось пережить в самом раннем возрасте. А в 6 лет маленькой Нине казалось, что жизнь закончилась, потому что умерла её дорогая мамочка. Нина не просто повзрослела, она постарела на целую войну. А ей так хотелось быть ребенком!
Обратимся к истории Шайдук Таисии Михайловны. Ей в 8- летнем возрасте довелось пережить блокаду. Ужасы войны навсегда запали в душу ребёнка. Разве было детство у этой маленькой девочки?! Разве такие события должны были волновать маленького ребёнка?! А где игры и развлечения, походы в кино и занятия во Дворце творчества, которые так любила посещать до войны маленькая Тая? Всё это забрала война.
А теперь поговорим об украинских детях, у которых война отняла детство уже в наше время. Нестеров Дима – беженец из Луганска, на данный момент, проживающий в нашем городе, как взрослый рассуждает о войне на его Родине. Разве об этом должен думать 8 – летний мальчишка? Разве такие проблемы должны волновать его?
В постоянном страхе живут дети на территории Донецкой и Луганской областей Украины. Ксюша Яковлева из Луганска предпочитает умереть сама, только бы были живы родители. Таня Махиня из Мариуполя очень боится ежедневных похорон. Света Абрамчук из Славянска от перенесённого ужаса страдает от заикания. Евгения Ляшенко из Донецкой области во время войны начала верить в Бога. А Татьяна Черненко в своём стихотворении «Дети Донбасса против войны» кричит всем взрослым на земле: «Конец войне. Мы все за мир!».
Разве мог кто – то подумать, что через 70 лет после Победы вновь будут страдать и гибнуть дети?!
Итак, мы видим, что все рассмотренные примеры из жизни наших героев убеждают нас в том, что дети военного времени лишены детства, они не испытывают тех радостей, которые характерны для данного возраста.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы выявили трагичность судеб детей военного времени и доказали несовместимость понятий «дети» и «война». Мы поняли, каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Ведь дети войны познают горечь жизни раньше, чем учатся понимать эту жизнь.
В ходе работы нами были решены поставленные задачи. Мы познакомились с судьбами детей в годы Великой Отечественной войны и войны в Украине, зафиксировали воспоминания Светличной П. Т., Ерохиной Н. Н. и Шайдук Т. М.. А также мы встречались с ребёнком, который в наше мирное время не понаслышке знает, что такое война. Мы убедились в том, что любая война отнимает у детей детство и донесли собранную информацию до жителей нашего города.
Практическое применение нашей работы заключается в том, что материалы, собранные в ходе поисково – исследовательской деятельности, помогли в создании экспозиции «Дети и война» в музее Дома туризма, а также используются для проведения Уроков мужества и передвижных выставок в учебных организациях города.
Мы думаем, что тема детей на войне всегда будет актуальной, так как послевоенный период характеризуется многочисленными локальными конфликтами, в которых по-прежнему в большей степени страдают дети, получая не только физические увечья, но и неизгладимые психические потрясения. Нам, детям мирной России, трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей. И так хочется, чтобы все дети на Земле о войне узнавали только из книг и фильмов.
Играют дети всей земли в войну.
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Библиографический список
Литература:
Источники:
Приложения
Эта весёлая планета
Ах эта снежная зима
Шум и человек
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Новый снимок Юпитера