Знаем ли мы в полном объёме свои права, а самое главное - умеем ли мы ими пользоваться? Это совершенно не пустые вопросы, ведь в реальной жизни мы видим факты нарушения прав детей официальными структурами разных уровней, должностными лицами и даже родителями.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_imeyu_pravo.docx | 97.27 КБ |
Георгиевский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25 пос. Новоульяновского»
Конкурс творческих работ «Имею право и обязан», посвящённый
25-летию со дня принятия Конвенции ООН о правах ребёнка
Номинация: исследовательская работа
Я человек и имею право
Автор: Карась Злата Александровна
9 класс, 15 лет
2014г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты изучения нормативной базы по защите
прав детей …………………………………………………………………4
1.1 Историческая обусловленность появления законодательной
базы по защите прав детей ………………………………………………4
1.2. Основные положения Конвенции глазами детей ………………….5
2. Практический раздел…………………………………………………..7
2.1 Выявление проблем в соблюдении прав детей…………… ………7
2.2 Знаю ли я свои права?................................................................... . .8
2.3 Источники информации о правах …………………………...… 9
2.4 Как защитить свои права?.......................................................... .. 9
Заключение……………………………………………………………… ..11
Использованные источники………………………………………………12
Введение.
Для меня не важно, на чьей стороне сила;
важно то, на чьей стороне право.
В. Гюго
«Право»- довольно смутное представление у нас по отношению к содержанию этого слова в детском возрасте. У многих детей оно ассоциируется с тем, что позволяют делать родители. И только с возрастом начинаешь понимать его истинное содержание: дети имеют конкретные права, зафиксированные в официальных документах. Это логично: ребёнок тоже человек, а значит у него, как и у взрослого, тоже есть права. Но нельзя забывать о том, что дети даже в правовой области отличаются от взрослых. К этим отличиям мы отнесём:
1) наличие меньших возможностей защитить самого себя;
2) обладание физической и психологической незрелостью;
3) ранимость - более болезненное восприятие неудач, поражений;
4) зависимость от опеки старших.
Эти особенности заставляют взрослых подходить к формулировке наших прав более вдумчиво, корректно, с чувством «заботы». Понимание этих прав и приобретение опыта правового поведения является важным в подготовке подростков к жизни в демократическом обществе.
Наше знакомство с понятиями прав человека происходит, прежде всего, в школе при изучении таких предметов, как: история, обществознание, география, литература. Кроме этого большую роль играют СМИ, родители, общественность. Но всегда ли эти источники достоверны, доступны и корректны? Знаем ли мы в полном объёме свои права, а самое главное - умеем ли мы ими пользоваться? Это совершенно не пустые вопросы, ведь в реальной жизни мы видим факты нарушения прав детей официальными структурами разных уровней, должностными лицами и даже родителями. Я часто задумываюсь о жестоком обращении с детьми, о детской эксплуатации, о детях, которым необходима психолого-педагогическая поддержка взрослых.
Вышеперечисленные проблемы подтверждают актуальность проблемы прав детей: чтобы найти возможные пути защиты наших прав, мы должны знать свои права, уметь их отстаивать и защищать.
Цель исследования: через изучение прав детей выяснить насколько они являются востребованными и реализуемыми на практике.
Из данной цели вытекают задачи работы:
1. показать историческую обусловленность появления законодательной базы по защите прав детей
2. раскрыть содержание главного нормативного документа, направленного на защиту наших прав - Конвенции ООН 1989года;
3. на основе исследований подвергнуть анализу и обобщению ситуацию со знанием и реализацией прав детей в реальной жизни.
Объект исследования: права детей и знания по их защите.
Методы: описание, исследование, анализ, обобщение, прогнозирование
1. Теоретические аспекты изучения нормативной базы по защите прав детей
1.1 Историческая обусловленность появления законодательной базы по защите прав детей
Развитие идеи о правах и свободах человека имеет длительную историю. Упоминания о правах человека имеются в библейском Ветхом Завете: его 10 заповедей призывают человека соблюдать права окружающих людей и тем самым иметь возможность реализовать и свои права. Большой вклад в распространение идей о правах и свободах личности внесли древнегреческие философы. В условиях феодального общества права человека трактовались, как, своего рода, привилегии, дарованные правителями своим вассалам. Уже в средние века слова о правах и свободах человека существенно расходились с делами. К сожалению, это «несовпадение» декларируемых и реальных прав не изжито и по сей день.
Вполне понятно, что все это было причиной многочисленных общественных конфликтов, бунтов и восстаний. Естественно, что перед лицом этой угрозы изыскивались меры смягчения напряжения путем принятия законов, кодексов о равных правах всех людей. Очень известна была принятая в 1215 году в Англии Великая Хартия вольностей – первый кодекс прав человека, в котором ограничивались права правителя. Но лишь в XVIII веке появляются серьёзные правовые акты по защиты прав человека . Были приняты следующие важные документы:
♦ Американская Декларация независимости (1776 г.);
♦ Декларация прав человека (Франция, 1789 г.).
В XIX веке начинается международное сотрудничество в области защиты прав человека. Государства стали договариваться о совместной деятельности по соблюдению прав человека.
XX век вывел эту идею на международный уровень: Международной Ассамблеей ООН были приняты важные документы по защите прав человека, в том числе, о правах ребенка:
■ Декларация прав ребенка – 1959 год;
■ Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов – 1974 год;
■ Конвенция о правах ребенка – 1989 год и другие.
Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса особенно проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей группы - польский профессор Адом Лопатка.
Работа над Конвенцией продолжалась 10 лет и была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Великой хартией вольностей для детей и даже Мировой конституцией прав ребенка. Через год она была ратифицирована нашей страной.
1.2. Основные положения Конвенции глазами детей
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений. Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.
В первой части Конвенции (статьи 1-40) дается определение понятия «ребенок», утверждается приоритетность интересов детей перед интересами общества, самое главное, определяются права детей в самых различных областях жизни общества.
Во второй части (статьи 41-45) зафиксированы способы информирования основных положений Конвенции и механизмы контроля за их исполнением.
Третья часть Конвенции (Статьи 46-54) указывает решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.
Проанализировав Конвенцию о правах ребенка, я упростила ее и сделала доступной для понимания детьми разных возрастов, так, например:
Права – это загадочный и интересный мир, о котором нужно знать.
2. Практическая часть
2.1 Выявление проблем в соблюдении прав детей.
Сегодня, именно дети страдают больше всего от различных социальных конфликтов, от тяжёлых семейных проблем, от страшных пороков нашего общества (алкоголизм, наркомания, табакокурение и др.) А главное, никто до конца не понимает, а порою просто не хочет понимать и признавать, что речь идёт в полном смысле слова о нарушении прав детей. Анализ проблем в жизни подростков поможет нам это чётко увидеть. ( Таблица№1)
Таблица №1
Проблемы в соблюдении прав подростков
№ | Проблемы | Статистика | Нарушение Конвенции |
1 | Брошенные дети | По данным Фонда профилактики социального сиротства ежегодно в России около 13000 новорожденных детей остаются без попечения родителей в результате отказа матери в родильном доме. | Ст. 7 |
2 | Наркомания | Государственный научный центр психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ: потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. | Ст. 33 |
3 | Воспитание в семье | Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. | Ст. 5 |
4 | Дети беженцы | 50% беженцев с Украины составляют дети | Ст. 22 |
5 | Незаконное перемещение. | По данным Правового центра России ежегодно в России исчезают около 20 тысяч детей | Ст.11 |
6 | Сексуальная эксплуатация. | По данным МВД, в 2010 году в России было совершено 7435 преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних | Ст.34 |
Данные таблицы показывают серьёзные нарушения прав детей, закреплённых Конвенцией о правах ребёнка. Это в очередной раз доказывает, насколько подростки беззащитны в этом страшном мире, наполненном жестокостью и коварством.
2.2 Знаю ли я свои права?
С целью выявления уровня знаний документов о защите прав ребенка, в 8-9-х классах проведена анкета «Знаю ли я свои права?» Опрошенных всего- 50 человек. Результаты ответов позволяют сделать следующие выводы ( Схема №1):
7.10%- эта цифра вызывает беспокойство - а сколько же тогда это будет в масштабе страны?
Рис. №1 Знание учащимися своих прав
2.3 Источники информации о правах
Опрос учащихся с целью выяснения источников информации о правах детей показал, что порою в качестве источников они используют далеко не приемлемые варианты, которые даже вызывают сомнение в достоверности предоставляемой информации.
Из предложенных вариантов респонденты на первый план поставили рекламу, второе место заняли боевики, затем ночные программы и только 5% отдали предпочтение прессе. (Схема №2). Данные источники информации негативно действуют на психику детей, они зачастую пропагандируют жестокость, бескультурье, идеи решения проблем с помощью силы.
Рис. №2. Источники информации
2.4 Как защитить свои права?
Знать свои права – это очень важно для человека, но не менее важно уметь их защитить. Вот здесь и кроется главная проблема для детей и подростков. Из опрошенных мною 30 человек 13-14-летнего возраста только 10 смогли более - менее разумно объяснить, что они предпримут в случае нарушения их прав, 12 просто запутались в своих объяснениях, а 8 вообще не смогли ничего сказать. Прослеживается очень нехороший фактор: разрыв в знаниях и возможностях применения их на практике.
Рис. №3. Как защитить свои права?
Следующий вопрос: «Куда ( к кому) вы обратитесь за помощью, если будут нарушены ваши права?» показал следующее: из тех же 30 человек – только 6 ответили – в суд, 12 к друзьям, 3 – к родителям и 9- собираются решать проблемы самостоятельно ( хотя не имеют достаточного представления о том, как они это будут делать). Можно сделать вывод, что подростки предпочитают или самостоятельное решение проблем, или с участием друзей. А это значит, что пока ещё нет понимания, что 8-ми, 9-ти классники- это уже взрослые люди, которые должны использовать цивилизованные методы решения проблем
( Схема №4)
Рис.№4 «Куда ( к кому) вы обратитесь за помощью, если будут нарушены ваши права?»
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта, провозглашающий ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было никогда. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
На основании исследования можно сделать следующие выводы:
1.В современном мире существует масса проблем, которые связаны с нарушением Конвенции о правах ребёнка, а это значит, что государствам необходимо проработать дополнительные положения по укреплению действенности данного нормативного документа.
2. Большинство детей знают свои права, но их должны знать все без исключения.
3. Подросткам необходимо расширить круг источников, дающих нужную и достоверную информацию о их правах и свободах
4. Знание прав должно сочетаться со знанием способов их защиты, что позволит говорить о их действенности на практике.
Использованные источники
1 Конвенция о правах ребенка. М. 2009г.
2. Ефремова Н.П. Твои права, подросток. М.,Библиотека. – 2008.
3. Ребенок должен знать свои права. М.,Библиотека. – 2010.
4. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М.: Международные отношения, 2008.
6.Образцова О.Ю. Из истории идей прав человека в XX веке, М.: 2010,
Сказки пластилинового ослика
Шум и человек
Денис-изобретатель (отрывок)
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Швейня