Как сделать серебряное зеркало?
Вложение | Размер |
---|---|
Серебряное зеркало | 633.21 КБ |
Слайд 1
Серебряное зеркалоСлайд 2
Почти 2 века назад в одной из пирамид Египта археологи обнаружили странный металлический диск. На нем не было иероглифов, зато был солидный слой ржавчины. Диск был закреплен на тяжелой статуэтке в виде молодой женщины. О предназначении диска спорили долго. Одни ученые утверждали, что это кухонная утварь вроде современной сковороды, другие были уверены, что такие диски использовались как опахало. Однако оказалось, что ржавый металлический круг – это зеркало .
Слайд 3
Как делали зеркала в древности ? Зеркала в Древнем Египте делали из бронзы. Они давали нечеткое и тусклое изображение, а из-за высокой влажности быстро темнели и теряли свои отражающие свойства. Шли века, и в Европе стали делать серебряные зеркала. Отражение в них было достаточно отчетливым, но главным врагом таких зеркал было время. Серебро тускнело, а кроме того, стоило очень дорого. На Руси в домах богатых людей были булатные зеркала, сделанные из стали. Однако они быстро теряли первоначальный блеск, мутнели и покрывались красноватым налетом – ржавчиной. Тогда люди еще не знали, что предотвратить порчу отражающей поверхности можно достаточно просто: защитить ее от воздействия влаги и воздуха. Нужен был тонкий и прозрачный материал. Например, стекло. Но ни египтяне, не римляне, ни славяне прозрачные стеклянные листы делать не умели. Только муранским мастерам это удалось. Именно венецианцы смогли оптимизировать процесс и постичь тайны изготовления прозрачного стекла. Случилось это в конце XII-начале XIII века. Кстати, именно рабочие с острова Мурано придумали, как выдуваемый стеклянный шар превратить в плоский лист. Однако соединить отполированную до блеска металлическую поверхность и стекло никак не удавалось. В холодном виде они не склеивались плотно, а в горячем стекло неизменно лопалось. Необходимо было на толстый лист стекла нанести тонкую металлическую пленку. И наконец технология была разработана. На гладкий мраморный постамент клали лист олова и поливали его ртутью. Олово в ртути растворялось, а после остывания получалась пленка толщиной с папиросную бумагу, которая получила название амальгама. На нее сверху клали стекло. Амальгама прилипала. Так было сделано первое зеркало, более-менее похожее на современное. Венецианцы несколько веков хранили тайну технологии изготовления зеркал. Правители европейских стран, а затем богачи и знать были готовы отдать большую часть своего состояния, лишь бы купить зеркало.
Слайд 4
Носить при себе крохотное зеркальце стало модным при дворе большинства европейских государств. Французский министр Кольбер не спал ночами, понимая, что французские деньги буквально уплывают в Венецию и никогда не вернутся. И тогда он поклялся раскрыть секрет венецианских мастеров-зеркальщиков. Посол Франции отправился в Венецию и подкупил трех венецианцев, владевших секретом изготовления зеркал. Одной темной осенней ночью на лодке с острова Мурано сбежали несколько мастеров. Во Франции их спрятали настолько хорошо, что шпионам так и не удалось их найти. Спустя несколько лет в нормандских лесах открылся первый французский завод зеркального стекла. Венецианцы перестали быть монополистами. Зеркало стало стоить значительно меньше. Купить его вполне могли себе позволить не только дворяне, но и купцы, и зажиточные ремесленники. Богачи уже и не знали, куда бы еще пристроить очередное купленное зеркало. Отражающий стеклянный лист крепили на кровати, шкафы, столы и стулья. Крошечные кусочки зеркал даже вшивали в бальные платья. В Испании существовала зеркальная пытка. Человека сажали в комнату с зеркальными стенами, зеркальным потолком и полом. В комнате из всей обстановки была только всегда горящая лампа. А со всех сторон человек видел лишь свое отражение. Через несколько дней пленник зеркальной комнаты просто сходил с ума. Однако даже лучшие мастера не могли сделать зеркала большого размера. Да и качество оставляло желать лучшего. Стеклянный лист был неровным, а потому отражение искажалось.
Слайд 5
Эволюция технологии изготовления зеркал Французам все-таки удалось сделать большие зеркала. На широкие и длинные железные столы с бортами-ограничителями они выливали расплавленное стекло, потом раскатывали его валом, сделанным из чугуна. Но стекло оставалось все равно неровным. И тогда на этот лист насыпали песок, а сверху клали еще одно стекло и начинали смещать листы относительно друг друга. Работа была однообразной, утомительной и кропотливой. Для создания небольшого по размеру зеркала два мастера занимались шлифовкой около 30 часов. Однако после песчинок стекло становилось матовым из-за огромного количества микроскопических царапин. Полировали стекло маленькой дощечкой, обитой войлоком. На эту работу уходило до 70 часов. Через некоторое время всю работу стали делать машины. На круглый стол наливали гипс. При помощи подъемного крана сверху клали стеклянные листы. Затем стол подкатывали под диски шлифовального, а затем и полировального, станка, которые быстро вращались. Впоследствии вместо олова на стеклянную поверхность стали наносить ртуть. Однако все известные человечеству виды и составы амальгамы давали слишком бледное отражение, а при изготовлении мастера постоянно имели дело с вредными парами ртути. От этой технологии отказались примерно 150 лет назад. На стеклянный лист стали наносить очень тонкий слой серебра. Чтобы его не повредить, сверху поверхность покрывали краской. Такие зеркала по качеству отражения почти не уступали современным, но были дороги. Сейчас в вакуумной камере на стекло напыляют не серебро, а алюминий. На 1 квадратный метр уходит не более 1 грамма металла, а потому зеркала дешевы и общедоступны.
Слайд 6
Стекло, предназначенное для изготовления зеркал, должно быть хорошего качества, ровное, без всяких изъянов и хорошо отшлифовано. Для изготовления небольших зеркал можно с успехом применять стекла старых фотографических пластинок. Негативный слой можно удалить при помощи раствора соды или же погружением пластинок на 5-10 минут в раствор, состоящий из 1 части формалина, 1 части едкого натра и 50 частей воды, после чего негатив ополаскивают водой и переносят в раствор, состоящий из 1 части соляной кислоты, 1 части глицерина и 20 частей воды. В этом растворе негативный слой сам отделяется от стекла. Важное значение для достижения хороших результатов имеет как чистота применяемых для изготовления растворов для серебрения, солей и воды, так и безукоризненная чистота самого стекла. Молочные пятна, заметные при рассмотрении стекла в наклонном положении, не смываются и исправлены могут быть лишь при помощи шлифовки крокусом. Перед серебрением стекла должны быть тщательно вымыты, для чего их помещают сначала в слабый раствор каустической соды с целью удаления жирных и маслянистых пятен. Вместо каустической соды можно пользоваться едким кали или обыкновенной содой. После промывания стекла в щелоке его хорошо обмывают чистой водой и намазывают до употребления мелким порошком отмученного мела или венской извести. Перед употреблением просушенное стекло хорошо очищают мягкой тряпкой и тщательно промывают водой, после чего оно готово к серебрению. Для удаления краски или лака со старых зеркал, погружают их в раствор каустической соды. Для удаления со старых зеркал серебряного слоя можно пользоваться или азотной кислотой или смесью из азотной и соляной кислот (1 часть азотной и 3 части соляной). Для удаления старой наводки можно также пользоваться так называемой хромовой смесью. В 400-500 г воды растворяют 10-12 г хромпика и приливают 4-6 см 3 концентрированной серной кислоты. Хромовая смесь смывает также и краску, ею же можно пользоваться для мытья посуды, применяемой в зеркальном производстве. После применения кислот или хромовой смеси, стекло необходимо тщательно промыть чистой водой. После промывки стекла, а также при серебрении, к стеклу нельзя прикасаться руками, так как пальцы рук оставляют невидимые глазом жирные пятна, вследствие чего серебряный слой в месте прикосновения не пристанет. Стекла следует брать чистыми тряпочками, резиновыми перчатками или деревянными зажимами. Сам процесс серебрения может осуществляться двумя способами: серебрением "лицом вниз" (погружением в раствор) и серебрением "лицом кверху". Последний способ применяется обычно при серебрении больших стеклянных поверхностей. Посуду для серебрения можно применять любую только не металлическую, , а именно: стеклянную, фаянсовую, глиняную, кюветы из папье-маше и т. д. Можно также пользоваться деревянной или металлической посудой, но необходимо предварительно покрыть их слоем расплавленного парафина, асфальта или вара.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Сорняки
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Злая мать и добрая тётя
Снег своими руками