Электронное учебное пособие включает в себя электронное пособие и рабочую тетрадь по развитию речи для учащихся 5 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
13.1uchebnoe_posobie_po_razvitiyu_rechi.zip | 2.58 МБ |
Рабочая тетрадь
К электронному пособию по развитию речи
для учащихся 5 классов «Развиваем нашу речь».
_____________________
_____________________
Научный руководитель:
Педан Марина Викторовна
учитель русского языка и литературы
От авторов.
Дорогие учащиеся! Предлагаем вашему вниманию рабочую тетрадь по русскому языку. Она адресована вам, и может быть рекомендована учителям русского языка для использования на уроках и дополнительных занятиях в качестве закрепляющего и развивающего средства обучения, а также для разных форм контроля – самостоятельных промежуточных работ, контрольных работ итогового характера.
Рабочая тетрадь прилагается к электронному пособию для 5 класса «Развиваем нашу речь». Задания, которые даны в пособии для 5 класса, даны и в рабочей тетради, в расширенной форме.
В тетради предлагаются задания разноуровневого характера. Простые задания ни чем не выделены, задания средней сложности выделены одной звездочкой, например Задание 3 **, ну а задания повышенной сложности – двумя звездочками – Задание 5**.
Такой подход позволяет повышать качество знаний, умений и навыков.
Мы как авторы надеемся, что эта тетрадь будет нужна не только учителям, но и ученикам.
Тема: Введение в курс развития речи.
Упражнение 1. Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Почему вы так думаете? Сочините сказку на тему «Как появилась письменная или устная речь».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Упражнение 2. Ответьте на вопрос письменно. Когда мы пользуемся устной формой речи, когда - письменной?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3*. Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово «речь»? Запишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 4. Напишите мини-сочинение о своем друге (или о своих друзьях). При подготовке подумайте над вопросами, затем ответьте на них письменно:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как началась ваша дружба? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какой он, ваш друг? Что нравится в нем окружающим людям, одноклассникам, вам? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В чем проявляется ваша дружба? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мини-сочинение.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5. Подберите две- три пословицы, в которых бы говорилось о слове как о речи.
Образец: От его словца не дождешься и конца.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 6*. Прочитайте и попытайтесь объяснить значение выделенных слов письменно.
Речь делает возможным для людей последних живущих поколений знать все то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 7. Определите, в каком значении употреблено слово (слово как единица речи или слово как речь).
Труд и связанное с ним слово сделали нас людьми.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Типы монологической речи.
Упражнение 1. Прочитайте тексты, данные в пособии после заданий. Какой из трех текстов вы считаете примером монолога? Почему? Ответьте письменно.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 2. В каком тексте из примеров передается диалог? Прочитайте этот текст сначала полностью, а потом только диалог по ролям. Составьте свой небольшой диалог.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3**. Почему Е. Носов (см. текст 1.) противопоставляет слова любознательность и любопытство? Можно ли сказать праздное, пустое любопытство? А «праздная, пустая любознательность».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 4**. Запомните стихотворение поэта Р. Сефа. Как вы думаете, почему Коле и его друзьям никогда не было скучно?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5*. Прочитайте стихотворение «Добрые слова» и раскройте смысл «добрых слов». Выпишите слова, которые относятся к добрым словам.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Текст и его признаки.
Упражнение 1*. Из предложений, данных в пособии, составьте текст. Запишите его.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 2*. Опишите картинку, данную в пособии. Что изображено на ней?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3**. Составьте небольшой рассказ по картинке.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Главное в тексте – идея, основная мысль.
Упражнение 1. Прочитайте две записи, данные в пособии. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте ее, запишите; подчеркните главные члены предложений; обозначьте время глаголов-сказуемых.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 2*. Составьте на основе записи текст.
___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3. Прочитайте текст, данный в пособии, укажите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста, запишите его. Выпишите словосочетания, которые можно использовать при передаче основного содержания текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 4. Прочитайте рассказ в пособии. Почему у ребят не получилось стихотворение? Что бы вы им посоветовали. Сочините свое стихотворение. Запишите его.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5*. Прочитайте рассказ «Отважный пингвиненок» в пособии. Найдите в начале и в конце рассказа предложения, в которых сформулирована основная мысль. Укажите те слова, словосочетания и предложения, которые, по вашему мнению, особенно важны для раскрытия основной мысли рассказа.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Тема: Повествовательный текст.
Прочитайте текст «Плохо» - пример повествовательного текста. Ответьте на вопрос письменно. Почему мальчикам должно было быть стыдно?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 1*. Рассмотрите картинку, которая дана в пособии. Подумайте: что на ней происходит? Попытайтесь сочинить рассказ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 2. Прочитайте предложения. Во всех ли предложениях текстов сообщаются новые сведения, т. е. везде ли есть развитие мысли? Если найдете повтор мысли, устраните. Запишите в отредактированном виде.
___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3. Восстановите текст. Для этого из двух предложений в скобках выберите одно, более удачное в данном тексте. Запишите. Выбор объясните, почему вы выбрали именно это предложение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 4*. В пособии даны два текста. Какой из них является повествованием? В каком тексте действия мальчика передаются подробнее? Чего достигает этим автор? Какими средствами названы действия, какие слова помогают нам лучше представить картину?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5. Прочитайте текст в пособии. Найдите в нем неудачный повтор. Как вы думаете, почему он возник у автора; устраните его. Запишите в отредактированном варианте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 6*. Какой есть недочет в сочинении, приведенном в пособии? Исправьте его, воспользовавшись не только заменой синонимов, но перестройкой предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 7. О каком зверьке идет речь в отрывке, по каким признакам вы его узнали? Однако является ли этот текст описанием предмета? Докажите. Вставьте вместо точек слова и выражения со значением времени. Перепишите. Назовите действия, с помощью которых автор рисует происходящее. Устно перескажите отрывок близко к тексту.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Описание как тип речи.
Упражнение 1. Прочитайте в пособии начало сочинения ученика. Чем оно интересно?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 2**. Опишите картинку. Составьте несколько вопросов к ней.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3. Определите, повествованием или описанием является каждый из текстов. Почему вы так считаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Упражнение 4*. Прочитайте в пособии темы сочинений. Вдумайтесь в формулировки этих тем. Тексты, какого стиля они предполагают? Объясните.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5*. Каким типом речи вы воспользуетесь, рассказывая, как вы провели день? Почему вы выбрали этот тип речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Оглавление.
Игра-повторение по сказке «Колобок» (повторение изученного материала в 5 классе).
Шелковая горка
Зимний лес в вашем доме
Весёлая кукушка
Два петушка
Император Акбар и Бирбал