Представленная работа посвящена исследованию политической культуры старшеклассников МОБУГ № 2 г. Новокубанска Краснодарского края. Тема актуальна, так как в условиях становления в России правового государства и гражданского общества важной становится проблема формирования политической культуры у молодежи. В работе раскрываются признаки, структура, функции, типы политических культур, Автор на основе анализа данных социологического опроса делает вывод о преобладании патриархального типа политической культуры у старшеклассников школы. В исследовании даны рекомендации по формированию демократической политической культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_efremov.doc | 605 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Политическая культура
и ее формирующие факторы
(по данным социологического опроса
старшеклассников МОБУГ №2 города Новокубанска)
Секция: «Политология»
Автор:
Ефремов Станислав Геннадьевич,
10 класс, МОБУ гимназия № 2
Новокубанский район, г. Новокубанск
Научный руководитель:
Иваненко Ольга Борисовна,
учитель общественно-исторических
дисциплин МОБУГ № 2 г. Новокубанска.
2013 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….………….……..3
1. Политическая культура: сущность, типы, функции………………………………….5
2. Определение типа политической культуры старшеклассников МОБУГ № 2..........9
Заключение……………………………………………………………………….………..12
Список использованной литературы………………………………………………….…13
Приложения………………………………………………………………………………..14
Политическая культура и ее формирующие факторы
Ефремов Станислав Геннадьевич
Россия, Краснодарский край, город Новокубанск, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №2, 10 класс
Научный руководитель: Иваненко Ольга Борисовна, учитель общественно-исторических дисциплин муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения гимназии №2
Введение.
Важнейшей политической задачей современной России является построение правового государства и гражданского общества, что возможно только при демократическом режиме. Становление демократии тесно связано с политической культурой граждан страны: только активные неравнодушные люди способны влиять на управление обществом, обеспечивать его жизнеспособность и стабильность.
Политическая культура – это стиль поведения человека, обусловленный его ценностными представлениями и реализуемый им в политической жизни общества. От того какой стиль поведения сформирован в стране зависит его дальнейшее процветание.
В последнее время активизировалась политическая активность россиян. В средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о митингах, манифестациях, акциях протеста, где граждане поднимают проблемные вопросы российской действительности. Наиболее активны в выражении своего мнения жители крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ставрополя, а в нашем родном Новокубанске – все спокойно. Почему такая разница? Зная, что стиль поведения людей зависит от политической культуры, мы решили провести исследование «Тип политической культуры старшеклассников МОБУГ №2 города Новокубанска».
Тема актуальна, так как определение политической культуры молодежи – будущего страны поможет скорректировать государственную политику по воспитанию демократического стиля поведения у граждан.
Предмет исследования - политическая культура старшеклассников МОБУГ №2 города Новокубанска.
Объект исследования – данные социологического опроса старшеклассников нашей школы.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме;
-провести социологический опрос старшеклассников;
-обобщить имеющиеся данные;
-порекомендовать мероприятия по формированию демократической политической культуры у старшеклассников.
В работе использовались методы анализа научной литературы, обобщения, классификации, социологических опросов.
Проблема политической культуры освещается в трудах Г.А.Алмонда, А.И. Арнольдова, Ю.Р. Вишневского, Ю.А Жданова, Н.С. Злобина, Л.Г. Ионина, Ю.И. Семенова, П.А. Сорокина, В.С. Степина, В.Т. Шапко. Статистические данные по отношению российской молодежи к политике размещены на сайте центра социологических исследований Юрия Левады.
Новизна нашей работы заключается в обобщении теоретических данных и использовании их для определения политической культуры старшеклассников нашей школы.
1.Политическая культура: сущность, типы, функции.
По мнению большинства политологов, политическая культура – это ценностные представления человека, лежащие в основе его гражданской позиции и поступков, его идеалы, убеждения, представления о справедливости и несправедливости, которые определяют поведение человека в политической жизни общества. Подлинным носителем политической культуры является личность. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот немецким философом-просветителем И.Г. Гердером(1744 - 1803).
Как было замечено, существуют различные подходы к определению политической культуры. В политологической литературе особое значение придается результатам исследования данного вопроса, полученным американскими социологами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Политическая культура - по Г. Алмонду - особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. [1. с. 98]
В структуру политической культуры входят:
Сфера сознания включает:
а) уровень знаний о политике;
б) отношение к политике, политическим деятелям, политическим структурам;
в) готовность принять участие в различных политических акциях – митингах, демонстрациях, выборах и т. д.;
г) отношение к закону, понимание границ дозволенного и недозволенного.
Политическое поведение, в свою очередь, включает в себя:
а) формы и степень участия в политической жизни общества;
б) способы участия человека в политической жизни общества;
в) поведение людей во время выборов, референдумов и т. д.
Также политическая культура является носителем нескольких компонентов:
- познавательный (знания о политической системе и ее возможных разновидностях);
-оценочный (критерии, при помощи которых личность или любой другой субъект вырабатывает оценку событий и реалий, имеющих политическое значение);
-эмоциональный (эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни и к участию в ней);
-поведенческий (действия, которые совершает человек как участник политической жизни: 1) формы и степень участия в политической жизни; 2) формы и уровень взаимодействия с политическими институтам; 3) формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества; 4) тип электорального поведения. Данный компонент тесно связан с другими компонентами, так как является их проявлением в виде деятельности.
Типы политической культуры:
1)Патриархальный тип;
2) Подданнический;
3)Активистский.
Первый тип включает в себя
Второй тип включает в себя:
И, наконец, третий тип включает:
Функции политической культуры:
1) Познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;
2) Интегративная – помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;
3) Коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;
4) Регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения;
5) Воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политике, содействует политической социализации.
Каждому обществу свойственен свой тип политической культуры. Отношения между политической системой и политической культурой носят двусторонний характер. С одной стороны, политическая культура определяет отношения в политической системе общества. Люди, участвующие в политике действуют на основе имеющихся у них политических знаний, ценностей, установок и ориентаций. Политическая, в свою очередь, влияет на политическую систему: определяет характер политических организаций, наполняет ценностным содержанием политические и правовые нормы. Активистская политическая культура необходимый фактор становления демократии. Как писал президент Чехословакии Э. Бенеш: «Кардинальное требование демократии состоит в том, чтобы не только руководители, но и сами руководимые массы, участвуя в дискуссиях, критике, выборах и вообще политической жизни, стремились приблизиться к идеалу демократического героя. А именно: получить образование, понять свои великие задачи и приблизиться к идеалам и требованиям, которые предъявляет демократия к зрелому человеку-гражданину» [2. с. 240]
Для определения типа политической культуры старшеклассников нашей школы мы провели социологический опрос по вопросам отношения молодежи к политике 100 человек: 40 девятиклассников, 30 десятиклассников и 30 одиннадцатиклассников. Проверялись уровни политических знаний, политических убеждений и политического поведения.
Для проверки степени политического сознания мы задали респондентам вопрос: «Хорошо ли вы знакомы с государственными органами власти нашей страны?» 69 % ответили да, 31 % - нет. Но второй вопрос: « Как называется высший орган законодательной власти в Российской Федерации» правильно ответили только 36% респондентов. На третий вопрос: «Назовите возрастной ценз на должность Президента РФ» правильно ответило еще меньше – 12 %, что заставило усомниться в достоверности ответа на первый вопрос о знаниях политической системы. Больше правильных ответов дали ученики одиннадцатых классов, что является следствием наибольшего времени обучения. Из первых трех вопросов мы увидели, что мало кто действительно знаком с политическим строем нашей страны, что не соответствует демократическому типу политической культуры.
Центральное место в структуре политической культуре личности занимают политические ценностные ориентации. Мы протестировали наших респондентов по вопросу «имеют ли они собственные мнения, суждения о политических идеалах, принципах желаемого общественного устройства, способах его достижения». 52% старшеклассников, по их мнению, вообще не интересуются политикой. 73% респондентов не имеют представления о будущем нашей страны. То есть в среднем у 63% не сформирован оценочный компонент политической культуры. Есть представления о будущем страны у 27%, и регулярно обсуждают политические события с друзьями 29% учеников.
Высокие показатели мы получили по вопросу отношения к экстремистским методам воздействия на власть: 91% респондентов не одобряет такие методы, что говорит о хорошей постановке воспитательной работы по профилактике экстремизма в нашей школе.
82% не доверяют органам власти нашей страны. С одной стороны цифра тревожная, но с другой стороны говорит о неравнодушии в оценке современной действительности. Высокая степень критичности по отношению к власти при отсутствии попытки что-либо изменить характерна для подданнической политической культуры.
Знания и политические ценностные ориентации предопределяют политическое поведение. Важным показателем модели политического поведения является отношение к выборам. Не верят в действенность выборов 74% опрошенных, а не участвуют в политической жизни общества 72 %. Эти показатели говорят о низкой политической активности старшеклассников школы.
Таким образом, получилось, что 76% старшеклассников имеют слабые политические знания, 63% респондентов не сформировали собственного мнения о политике, и 73% проявляют пассивность к политике. То есть представителями подданнической политической культуры являются приблизительно 70 % , а остальные 30% представителями демократической политической культурой. Результаты исследования подтверждаются реальной жизнью. Невооруженным глазом видно, кому «все надо», а кому – «ничего».
Показатели по России негативного отношения к политике следующие: не интересуются политикой 54% молодых людей (в Новокубанске - 52%), нет представления о будущем России и работе органов власти у 31% (в Новокубанске -73%), не верят в действенность выборов – 62% российских подростков (в Новокубанске – 74%). [3. с. 59]. Показатели по России и по школе несильно отличаются, обнаружен высокий процент негатива к политике, что говорит о потребительском отношении к власти современного молодого поколения.
В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями демократической культуры, 30% - подданнической, 10% - патриархальной. Данные по нашей школе свидетельствуют о преобладании подданнических настроении в политике.
Для успешного движения к правовому государству необходимо большее количество граждан с активисткой культурой. По мнению большинства опрошенных, для активизации участия в политической жизни необходимы: уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат и даст возможность повлиять на принятие важных решений.
Заключение.
Исследование политической культуры старшеклассников МОБУГ № 2 г. Новокубанска показали, что около 70% подростков пассивны в общественной и политической жизни, то есть являются представителями подданнической политической культуры.
Политическая культура не берется из ниоткуда, она формируется под воздействием реальной жизненной практики, это процесс долгий, требующий смены нескольких поколений людей. В России процесс становления демократии начался в 90-е годы, и это объясняет преобладание подданнической культуры. Мы еще на пути формирования демократических традиций в поведении и мышлении.
От политической культуры зависит целостность и устойчивость общества, его жизнеспособность и стабильность. Для дальнейшего движения по пути демократии необходимо формировать активистский тип политической культуры, в первую очередь – у молодежи. Первое требование к человеку, желающему участвовать в политической жизни, - политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы поможет изучение истории, курса обществознания, изучение законов своего государства, чтение газет и журналов. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организации. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, верно оценивать ее. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь.
Активистская политическая культура – инструмент для обеспечения демократического общества, гражданина и государства. Как сказал американский писатель Генри Джордж: «В действительности совсем не короли и аристократы, не земледельцы или капиталисты порабощают повсюду народ, а его невежество».
Приложение 1.
Анкета по теме: «Оценка политической культуры старшеклассников
МОБУГ №2 г. Новокубанска»
1) Хорошо ли вы знакомы с государственными органами власти нашей страны:
а) да;
б) нет.
2) Как называется высший орган законодательной власти в Российской Федерации:
а) Парламент;
б) Конгресс;
в) Федеральное собрание;
г) Правительство.
3) Сколько лет составляет возрастной ценз на должность президента Российской Федерации:
а) 12;
б) 17;
в) 35;
г) 10.
4) Интересуетесь ли вы политикой, и если да, то в чем выражается этот интерес:
а) не интересуюсь;
б) внимательно слежу за информацией о политических событиях;
в) обсуждаю политические события с друзьями.
5) Могут ли такие люди, как вы повлиять на ситуацию в стране, участвуя в выборах?
а) да;
б) нет.
6) Как вы относитесь к экстремистским методам воздействия на власть:
а) одобряю;
б) не одобряю;
в) мне это безразлично;
г) ничего об этом не знаю;
д) затрудняюсь ответить.
7) В какой мере вы доверяете органам власти нашей страны:
а) доверяю;
б) не доверяю.
8) Если ли у вас представление о будущем нашей страны:
а) да, есть;
б) нет;
в) мне все равно;
г) затрудняюсь ответить.
9) Приходилось ли вам участвовать в политической жизни страны:
а) да;
б) нет.
10) Что нужно для того, чтобы лично вы участвовали в общественной и политической и политической жизни:
а) Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат;
б) Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию;
в) Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких;
г) Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений
Приложение 2.
Таблица результатов социологического опроса «Оценка политической культуры старшеклассников МОБУГ №2 г. Новокубанска»
№ вопроса | Вариант ответа | 9 класс, % | 10 класс, % | 11 класс, % | Всего, % |
1 | да | 14 | 23 | 25 | 69 |
нет | 26 | 7 | 5 | 31 | |
2 | правильно | 8 | 11 | 17 | 36 |
неправильно | 32 | 19 | 13 | 54 | |
3 | правильно | 2 | 3 | 7 | 12 |
неправильно | 38 | 27 | 23 | 88 | |
4 | Не интересуюсь | 28 | 15 | 9 | 52 |
Внимательно слежу за информацией о политических событиях | 4 | 7 | 8 | 19 | |
Обсуждаю политические события с друзьями | 8 | 8 | 13 | 29 | |
5 | да | 6 | 7 | 13 | 26 |
нет | 34 | 23 | 17 | 74 | |
6 | Одобряю | 0 | 0 | 0 | 0 |
Не одобряю | 33 | 25 | 26 | 84 | |
Мне это безразлично | 4 | 2 | 2 | 8 | |
Ничего об этом не знаю | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Затрудняюсь ответить | 3 | 3 | 2 | 8 | |
7 | доверяю | 11 | 5 | 2 | 18 |
Не доверяю | 29 | 25 | 28 | 82 | |
8 | Да, есть | 5 | 11 | 12 | 27 |
нет | 22 | 18 | 16 | 67 | |
Мне все равно | 1 | 0 | 1 | 2 | |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 | 1 | 4 | |
9 | да | 2 | 4 | 5 | 11 |
нет | 38 | 26 | 25 | 89 | |
10 | Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат | 2 | 4 | 2 | 8 |
Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию | 5 | 3 | 3 | 11 | |
Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких | 33 | 23 | 25 | 81 | |
Возможность повлиять на действие власти, на принятие важных решений | 0 | 0 | 0 | 0 |
Приложение 3.
Диаграммы результатов социологического опроса «Оценка политической культуры старшеклассников МОБУГ №2 г. Новокубанска»
Злая мать и добрая тётя
Снежная книга
Извержение вулкана
Цветок или сорняк?
Любили тебя без особых причин...