История ювенальной юстиции берет начало еще с 70-х годов XIX века в США, где граждане г.Бостона предложили судьям не применять к несовершеннолетним, способным стать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора. В июле 1899 года в Чикаго был учрежден первый детский суд. В Великобритании ювенальная система начала развиваться с 1908 года, во Франции по примеру США – с 1914. В России ювенальная система получила развитие в далеком 1914 году, затем на долгое время была забыта, а с 2001 года вновь внедрена в Ростовской области. Первый ювенальный суд в современной России был открыт в 2004 году в Таганроге.
Школа №2 г.Малоярославца отличается от других тем, что в ней уживаются ученики разных конфессий: это православные, евангелисты, небольшое количество мусульман. Как правило, в вопросах веры их воззрения сильно расходятся, но в отношении проекта о введении института ювенальной юстиции в России мы могли наблюдать их неожиданное единство, что и обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования – выявить причины неприятия верующей части населения института ювенальной юстиции.
Вложение | Размер |
---|---|
yuvenalnaya_yustitsiya_shk.docx | 359.72 КБ |
Исследовательская работа на тему: «Некоторые аспекты введения института ювенальной юстиции в России в свете православных традиций»
Выполнила: Черникова Виктория Вадимовня, ученица 10 класса,
Руководитель: Зенина Евгения Анатольевна, учитель истории и обществознания
Введение.
История ювенальной юстиции берет начало еще с 70-х годов XIX века в США, где граждане г.Бостона предложили судьям не применять к несовершеннолетним, способным стать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора. В июле 1899 года в Чикаго был учрежден первый детский суд. В Великобритании ювенальная система начала развиваться с 1908 года, во Франции по примеру США – с 1914. В России ювенальная система получила развитие в далеком 1914 году, затем на долгое время была забыта, а с 2001 года вновь внедрена в Ростовской области. Первый ювенальный суд в современной России был открыт в 2004 году в Таганроге.
Школа №2 г.Малоярославца отличается от других тем, что в ней уживаются ученики разных конфессий: это православные, евангелисты, небольшое количество мусульман. Как правило, в вопросах веры их воззрения сильно расходятся, но в отношении проекта о введении института ювенальной юстиции в России мы могли наблюдать их неожиданное единство, что и обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования – выявить причины неприятия верующей части населения института ювенальной юстиции.
Достигнуть цели представляется возможным при решении следующих задач:
При написании работы были использованы следующие методы:
Круг использованной при исследовании вопроса литературы не очень широк. Это: Библия, опубликованный проект «Об основах системы ювенальной юстиции», статьи Интернет- ресурсов, освещающие проблемы внедрения и становления института ювенальной юстиции в России, Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы РФ, Конвенция о правах ребенка.
I. Защита прав ребенка согласно теории ювенальной юстиции.
Проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» в РФ разработан докторами юридических наук А.С.Автономовым и Н.Л.Хананашвили. Согласно ст.2 проекта, под «системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего)»[6] . Статья 6. проекта относит к государственным органам и учреждениям cистемы ювенальной юстиции ювенальные суды, уполномоченных по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностных лица и иных работников прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующихся на работе с детьми, специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику, воспитательные колонии и иные специализированные пенитенциарные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей [6]. Как видно из текста статьи, ничего принципиально нового проект не предлагает.
Кроме того, проанализировав ряд источников российского права, можно прийти к выводу, что необходимые для защиты ребенка механизмы уже существуют.
Ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет за ребенком от рождения права и свободы человека и гражданина.
В свою очередь глава 11 Семейного Кодекса РФ устанавливает механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье [2].
В ст.4 проекта д.ю.н. А.С.Автономова и д.ю.н. Н.Л.Хананашвили «Об основах системы ювенальной юстиции» освещены принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции. Среди них приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка, открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов; приоритет профилактического подхода; защита прав, свобод и законных интересов ребёнка, поддержка государством семьи, доступность социально-правовой помощи, создание системы активного взаимодействия с ребенком.
Так что же здесь нового? Зачем изобретать колесо?
Если обратиться к зарубежной практике, то можно увидеть достаточное количество негативных моментов. Зачастую объектом профилактики преступлений против детей ювенальная юстиция считает в числе прочих и родителей. Предусматривается введение жесткого контроля над семьей со стороны государства: расширение прав ребенка и ограничение прав родителей, что нередко влечет за собой ограничение или лишение родительских прав, разлучение ребенка с семьей. Однако, посмотрим План действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей: «Семья несет основную ответственность за обеспечение питания и защиту детей с младенческого до подросткового возраста. В семье начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Для всестороннего и гармоничного развития личности дети должны расти в семейных условиях, в атмосфере счастья, любви и понимания» [7], «Необходимо делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей».
II.Проблемы российского законодательства в области защиты прав ребенка.
К сожалению, в российском законодательстве на сегодняшний день существует множество проблем. В чем же состоит несовершенство законов? В результате анализа статей 56, 122, 64 ч. 2 , 68 ч. 2 , 70, 73, 77, 121, 122 Семейного Кодекса, а также ст. 23 и 28 Закона РФ № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» был сделан вывод о том, что ряд неточных формулировок дает простор для излишне широкого их толкования, а также для злоупотреблений органами опеки и попечительства своими полномочиями.
Следовательно, в правовой системе защиты ребенка существуют необходимые институты и нормы права, которые требуют доработки и совершенствования, но их потенциал далеко не исчерпан. Возможно, необходимо урегулировать механизм реализации этих правовых норм и не придется создавать новую систему под названием «ювенальная юстиция», в которой, конечно же, тоже будут присутствовать свои недостатки.
III. Позиция Православной Церкви по вопросу введения института ювенальной юстиции.
Категорически против введения ювенальной юстиции выступает Православная Церковь. В чем причины такого резкого непрятия?
В ходе работы над проектом было проведено интервью с отцом Сергием, священником Свято-Никольского Черноостровского монастыря. По его мнению, основные методы ювенальной юстиции, о которых уже говорилось выше, дают государству широкий спектр прав и возможностей вмешательства в дела каждой семьи, что ведет к ее разрушению. В ювенальной системе координат ребенка убеждают, что не родители главные в семье, а судья, прокурор, государство. Тем самым авторитет родителей подрывается, сметая все устоявшиеся позиции воспитания ребенка, который в силу возрастных особенностей порою не в состоянии дать адекватную оценку действиям родителей. Фактически создается система повального доносительства. Это естественным образом ведет к вседозволенности, подросток ощущает, что ему все можно. Известны случаи шантажа родителей под угрозой лишения родительских прав.
Что это – попытка государства установить тотальный контроль государства над семьей, в т.ч. в сфере воспитания? Традиционный семейный уклад, уничтожаемый ювенальной юстицией, позволяет воспитывать сильную, свободную, духовно и психологически здоровую личность, которой так не хватает современной России.
Россия – страна с многовековыми православными традициями, основанными на православии. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20-12). «Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей; потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей». Библия. Притчи. гл. 1:8-9. «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти. Отца своего и мать свою он злословил; кровь его на нём». Тора. Левит. гл.20:9.
В свою очередь, нами было проведено небольшое социологическое исследование общественного мнения среди учащихся нашей школы и их родителей (родственников), на основании которого можно сделать вывод о том, что ни школьники, ни их родители (родственники) не считают необходимым введение института ювенальной юстиции в России, так же как и излишнего вмешательства в частную жизнь семьи со стороны государства.
В ходе проведенного исследования по вопросу введения института ювенальной юстиции было сделано много достаточно противоречивых выводов.
Государство считает своим долгом защищать каждого гражданина, но какими методами? Такими, которые открывают возможность для злоупотреблений чиновников, призванных защищать ребенка, порою необоснованных лишений родительских прав при опоре на абсурдные факты и доказательства. В нашей стране уже существуют необходимые механизмы защиты ребенка. И если они не работают, то нет смысла вводить какой-либо дополнительный орган или закон, защищающий несовершеннолетних граждан РФ, гораздо разумнее заставить механизмы работать, рационально их усовершенствовав и не подменяя семейные ценности интересами отдельных представителей органов власти. Хочется верить, что государство прислушается к голосу разума и многовековые православные традиции не будут бездушно разрушены.
Использованные источники и литература
Приложение 1
Социологический опрос.
Знаете ли Вы, что такое Ювенальная Юстиция? Готовы ли Вы воспитываться в приемной семье?
Готовы ли Вы находиться в детдоме, приюте в том Стали бы Вы обращаться в органы внутренних
случае, если Вас не устраивает собственная семья? дел с жалобами на своих родителей?
Считаете ли Вы себя полностью защищенным в семье?
Вывод: большинство школьников либо ничего не знают о ювенальной юстиции как о системе, защищающей их права (5-6 классы), либо (10-11 классы) имеют смутное представление о ней, так как данная проблема практически не освещается в СМИ, также ученики не считают нужным излишнее вмешательство в семью со стороны государства, и наконец, большая часть опрошенных не готова разлучаться с семьей, хотя вызывает опасение тот факт, что единицы опрошенных все же допускают такую возможность.
Социологический опрос
Знаете ли Вы, что такое ювенальная юстиция? Знакомы ли Вы с проблемами ювенальной
юстиции в РФ?
Готовы ли Вы принимать участие в митингах Считаете ли Вы, что в российском
против введения института ювенальной юстиции? законодательстве, защищающем права
ребенка, вообще нужно что-то менять?
Какова Ваша гражданская позиция по вопросу введения института ювенальной юстиции?
Вывод: взрослые (родители, родственники) также в большинстве своем (больше половины) не ознакомлены с такими понятием как «ювенальная юстиция», ее проблемами нашей стране. Те же, кто хотя бы в общих чертах знаком с данной системой, возмущены по поводу введения института ювенальной юстиции, чуть меньше половины опрошенных готовы принимать участие в митингах. Больше половины участников опроса считают нужным реформирование российского законодательства в области защиты семьи, ее прав, независимости, а значит, и не считают необходимым введение ювенальной юстиции в России и вмешательство государства в частную жизнь семьи.
3 загадки Солнечной системы
Снежная книга
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Заповеди детства и юности
Белый лист