Научно-исследовательская работа на тему "Что такое дружба"
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 200.51 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 7 (143003, Московская область, г.Одинцово, ул. Северная, д.60) Тел. 596-30-00 КОНКУРСНАЯ РАБОТА Литературное чтение Выполнила: Белик Диана, 4 "Р" класс Московская область, г.Одинцово, ул. Северная, д. 44, кв. 87 Руководитель: Лукашова Елена Михайловна, учитель начальных классов Одинцовской гимназии № 7 Одинцово 2015 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение стр. 3
2. Теоретическая часть
2.1 . Происхождение слова «друг»
2.2 .Важность дружбы.
2.3.У всех ли есть друзья?
3. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение:
Актуальность исследования:
Друг — это другой Я. (Зенон Элейский)
Тема дружбы заинтересовала меня неслучайно. В моем классе был проведен классный час на тему «Умеете ли вы дружить?», и в соответствии с темой был проведен устный опрос, который показал, что далеко не все ученики представляют себе, как именно нужно дружить. Мне показалось, что полезно было бы выяснить, можно ли помочь тем детям, которые дружить не умеют. Так в чем же сложность? Как известно, большинство современных учащихся основную часть дня проводят в школе, а в дальнейшем в различных кружках и секциях. Соответственно, им приходится очень много взаимодействовать друг с другом. Тщательное наблюдение за одноклассниками и учащимися гимназии показало, что какой-то части детей без труда удается поддерживать дружественные отношения с коллективом, в то время как для некоторых детей наладить и сохранить этот контакт составляет определенные трудности. Причин этому много – обилие различных гаджетов, заменяющих «живое» общение, неправильные установки, данные родителями в детстве, природная стеснительность и многие другие. Таким образом мы пришли к выводу, что необходимо проанализировать причины этих трудностей и попытаться составить определенные правила, следуя которым можно научиться дружить.
Объект исследования: учащиеся гимназии
Предмет исследования: навыки взаимодействия учащихся в стенах гимназии и вне их.
Цель:
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, формирование представления о дружбе как важнейшей человеческой ценности.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие "дружба";
2) Выяснить, что дети знают о дружбе, каким себе представляют идеального друга;
3) Провести анкетирование;
4) Выяснить причины, которые мешают дружбе;
5) Создать книгу "Правила дружбы!"
Гипотеза исследования: существуют определенные правила дружбы, соблюдая которые можно научиться дружить.
Методы исследования: анкетирование, опрос, сбор информации из различных источников, изучение литературы по данной проблеме, систематизация, анализ полученной информации.
Планируемый результат:
- С помощью составленных таким образом «Правил дружбы» повысить уровень коммуникативных навыков у детей и интереса к внутреннему миру другого человека.
- Сформировать культуру межличностного общения, -
- Научить оценивать поступки с позиции нравственных представлений.
Теоретическая часть:
2.1. Что такое дружба?
О дружбе сказано и написано огромное количество статей, книг, докладов и рефератов. О дружбе снято множество замечательных фильмов, развлекательных, как один из них любимых детьми фильмов советского периода «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», поучительных, как «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», создано множество мультфильмов, которые с удовольствием смотрели дети предыдущего поколения и смотрят дети сейчас, таких как «По дороге с облаками», «Крошка Енот», все серии мультфильмов о Коте Леопольде, и множество других, написано множество стихотворений – «Мы с приятелем» Сергея Михалкова, «Друзья-товарищи» Самуила Маршака, написано огромное количество произведений: «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» Марка Твена, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова и других.
Автор каждого из этих произведений старается донести до читателя свое понимание этого явления. У некоторых авторов описана дружба классическая – друзья помогают друг другу, защищают, поддерживают, учатся друг у друга («Тимур и его команда» А. Гайдара»), но есть и неоднозначные персонажи, такие как Карлсон из «Приключений Малыша и Карлсона» А.Линдгрен. Пример бескорыстной, верной дружбы дают главные герои приключенческого романа А.Дюма «Три мушкетера». Их взаимное уважение, бесстрашие и готовность в любую минуту прийти на помощь друг другу несомненно вызывают уважение. Сколько авторов, столько и представлений о дружбе.
Понятие дружбы не может быть единым для всех, ведь дружба это взаимодействие нескольких человек, каждый из которых имеет свои особенности характера, свою точку зрения, свой темперамент. Тем не менее попытаемся установить рамки взаимоотношений, которые станут своеобразным компасом в поиске «золотой середины» дружеских отношений. Для начала приведем определение понятию «Дружба». Одно из таких определений дано на сайте всемирной энциклопедии «Википедия» : Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Каждый ресурс дает свое определение дружбе, но все они едины в одном – основная составляющая дружбы – это личная расположенность одного человека к другому. Симпатии двух людей вполне достаточно для начала дружбы. Но для успешной долгой дружбы необходимо иметь определенные навыки, такие как терпимость к чужому мнению, умение выслушать и многие другие. Стоит добавить к определению дружбы обязательно искреннее уважение к другу и несомненную ответственность за свои поступки по отношению к другу.
Из сочинений учащихся:
"Дружба - это очередной дар человеку. Одна из составляющей дружбы - это общение. Общение с теми, с кем хочется поделиться своими проблемами, на кого можно положиться, довериться, спросить совета и просто поговорить ни о чем. Ведь одно из самых главных качеств дружбы является понимание.
Чтобы сохранить дружбу, надо очень постараться. Нельзя забывать о своих друзьях, о важных событиях в их жизни. Нельзя проводить с ними только счастливые дни, оставляя их, когда у них неприятности или горе".
2.2.Происхождение слова «друг».
Этимология, то есть происхождение слова «друг» подсказывает, что другом некогда был попутчик – тот, с кем шли вместе одной дорогой, или, по-старославянски «драгой». И шли не просто так, а воевать. Толпу таких «друзей», выступивших в поход, раньше называли «дружиной». Далее, уже появилось и производное от слова «друг» - понятие «дружба». Само понятие «друг» родилось в мужском обществе и поначалу имело смысл только по отношению к мужчине. И до сих пор многочисленные исследования подтверждают, что мужчины ценят дружбу гораздо больше, чем женщины. Дружинное общество мыслилось как боевое братство. Поэтому для мужчин до сих пор слова «друг» и «брат» - почти синонимы. Друг – это тот, кто пойдет за тобой в огонь и в воду, в идеале – на смерть.
Очень часто на вопросы о том, с кем ребенок дружит, он с легкостью отвечает, что у него много друзей. Чаще всего большая часть из них является не друзьями в настоящем понимании этого слова, а знакомыми, приятелями, товарищами. Следует отличать истинных друзей и товарищей. Слово «товарищ» иногда приближается по своему значению к слову «друг», как например, в выражении «друзья-товарищи». Но все-таки оно выражает совсем другие отношения между детьми. Слово «товарищ» происходит от «товар». Товарищей связывают не личные чувства, а временное общее дело – например участие в школьном спектакле, совместное посещение кружка. Иногда «товарищество» носит меркантильный интерес –например периодическое общение ради взаимной помощи с домашним заданием. Часто бывает неравноценная дружба – один «дружит», то есть пытается вложить межличностные отношения, а для другого это всего лишь временное «товарищество». Возникает непонимание, обида. Таким образом, важно уметь определить характер взаимоотношений между двумя детьми.
2.3.Важность дружбы.
Почему же настолько важно уметь общаться с друзьями? И нужно ли это вообще?
Конечно, нужно. С другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другими людьми. Однако такой характер отношений между друзьями более распространен среди девочек. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, и они, как правило, меньше раскрываются перед друзьями.
Дружба также может быть средством самовыражения. Дети иногда выбирают друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Открытый или эмоциональный ребенок может выбрать своим близким другом более замкнутого или сдержанного. Отношения между ними дают каждому из них возможность самовыразиться. Тем не менее у тех, кто дружит давно обычно все-таки схожие интересы и увлечения.
Иногда зародившаяся в детстве дружба продолжается всю жизнь, но гораздо чаще детская дружба прерывается. Лучшие друзья могут уехать жить в другой город или перейти в другую школу, — и тогда оба испытывают дискомфорт, пока не находят новых друзей. Бывает, что недавним друзьям становятся просто интересны другие люди, а иногда они просто постепенно отдаляются друг от друга или же у них появляются иные интересы.
Из сочинений учащихся:
" Дружба должна быть у всех людей. Если у тебя нет брата или сестры, то друг должен быть обязательно. Важность дружбы в том, что нужно доверять другу, говорить правду в глаза, не обманывать.Дружба-это самое лучшее, что есть у человека. Ты не должен обманывать своего друга-это самое страшное, что может произойти в дружбе".
2.4. У всех ли есть друзья?
К сожалению, не у всех детей есть друзья. Многим постоянно не везет в попытках найти друга. Обычно причиной является неумение правильно себя вести – сильная агрессия, напористость, либо наоборот, излишняя застенчивость, неумение определять эмоции и настроение окружающих, неумение вовремя подстраиваться под ситуацию. Следует понимать, что умение дружить – это не врожденное качество. Грамотная и своевременная помощь родителей, их желание помочь и научить – залог успешной дружбы в старшем возрасте. Чтобы выяснить насколько родители участвуют в жизни детей, насколько они в курсе окружения детей, перед основным исследованием нами был проведен предварительный опрос родителей, результатом которого явилось подтверждение нашего предположения о том, что большая часть родителей, к сожалению, слабо интересуется окружением своих детей.
Но кроме невнимания к жизни ребенка, есть и другая сторона родительского участия – это гиперопека. Она приводит к тому, что ребенок становится слабым, испуганным, нервным и, как следствие, не вызывает уважения у сверстников. Таким образом, родителям необходимо соблюдать «золотую середину» - умело и грамотно направлять своего ребенка, подсказывать и интересоваться всеми аспектами его школьной жизни.
Из сочинений учащихся:
"Каждый ребенок имеет много друзей, но не каждый из них может стать настоящим. Часто друг может быть ближе родственников. Только честный, добрый и правдивый человек может стать настоящим другом.
Я думаю, что друзья есть у всех.Мы знакомимся и дружим в школе, в различных поездках, в сети интернет.
Тяжелее найти друзей детям-инвалидам. Поэтому,интернет для них, возможно, единственный способ познакомиться и найти друзей.
Я бы хотела иметь много друзей."
Из другого сочинения:
"Друзья есть не у всех. Не может быть друзей у того, кто думает тольео о себе. Друзья есть у того, кто помогает ближним. Я хожу к лучшим подругам в гости. Мы дарим друг другу подарки, играем в интересные игры, читаем и гуляем вместе. Хорошо иметь преданных друзей"
Практическая часть
Исследование проводилось в МБОУ Одинцовской гимназии № 7 на учащихся 3-4 классов, в количестве 58 человек (из них 35 девочек и 23 мальчика).
Цели нашего исследования:
-понять , умеют ли ребята дружить;
- на чем по мнению ребят основывается настоящая дружба;
- что мешает дружбе между детьми.
Перед исследованием детей было проведено небольшое анкетирование (см. приложение 1)в группе родителей. Результаты представлены на рисунке 1.
.
Рис. 1. Знаете ли вы окружение своего ребёнка?
По результатам анкетирования мы получили следующие данные:
- 45% родителей совсем не интересуются жизнью ребенка;
- 25 % следует быть более внимательными к выбору друзей ребенка;
- 30% оказались очень внимательными родителями.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что в неумении дружить нет вины самого ребенка, а есть неправильный подход родителей к воспитанию. Но неспособность найти правильный подход к людям – это вовсе не приговор. Родителям необходимо пересмотреть систему ценностей – свою и ребенка, определить пробелы в воспитании, и ввести в семейный обиход сформулированные ниже правила дружбы. Без помощи взрослых отвергаемый коллективом ребенок будет запутываться в хитросплетениях отношений все больше, что сформирует у него сильнейшие комплексы и оставит отпечаток на
всю жизнь. В совсем сложных ситуациях лучше довериться психологу, но и родительское участие станет огромным шагом к успеху.
Для того чтобы узнать умеют ли ребята дружить мы провели опрос учащихся 3-4-х классов (см. приложение 2)
По результатам опроса мы получили следующие результаты (см. рисунок 2).
Рис. 2. Умеете ли вы дружить?
Из полученных результатов следует, что лишь 17 % ребят являются хорошими друзьями, 54% нужно быть внимательнее к своему другу, а 29% ребят стоит всерьез задуматься, хорошие ли они друзья.
Результаты опроса дали нам пищу для размышлений –всего 17% можно было назвать хорошими друзьями, большая же часть детей оказалась не очень внимательной к своим друзьям. Таким образом участливость и внимательность – стали одним из критериев дружбы.
Далее, мы решили выяснить, на чем же, по мнению младших школьников основывается настоящая дружба и что мешает дружбе между детьми. Для этого мы провели анкетирование (см. приложение №2).
По результатам анкетирования мы получили следующие результаты
(см. рис.3 и рис. 4).
Рис. 3. На чем основывается настоящая дружба
По мнению детей, настоящая дружба основывается:
Рис. 4 .Дружбе между детьми мешает.
По мнению детей, дружбе мешает:
Чтобы ответить на вопросы опросника «На чем основывается настоящая дружба?» ребятам потребовалось гораздо больше времени. В результате выяснилось что основная часть детей хочет видеть в друге поддержку, опору и дружеское плечо в трудную минуту. Это стало следующим важным аспектом дружбы.
Интересный результат дал следующий опрос группы учащихся. Как оказалось самым неприемлемым для детей оказалось недоверие и ложь, а вот отсутствие общих интересов помешает лишь 17% учащихся. Все эти особенности были учтены нами при составлении наших «Правил дружбы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы провели опрос, анкетирование и тестирование учащихся 3-4-х классов.. Вопросы были составлены таким образом, чтобы определить как дети понимают дружбу, умеют ли дружить, что они считают приемлемым в дружбе, а что недопустимым, что способствует дружбе, а что ей мешает.
Таким образом, проанализировав полученные нами данные, мы решили составить правила, необходимые детям для успешной, долгой дружбы «Правила дружбы» и издать их в виде книги. свое место в социуме похож на корабль, идущий на полном ходу в сильном тумане, а наши «Правила дружбы» сродни маяку, который освещает путь и помогает увидеть долгожданный берег.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
Дополнительно выяснилось, что среди 43 первоначально установленных правил дружеского поведения есть более важные и менее важные.
Более важных оказалось 13.
Максимально важных оказалось 6.
Эти 13 более важных правил дружеского поведения были распределены на 4 группы:
взаимообмен, личные отношения, отношение к чужим, взаимодействие.
Итак:
Взаимообмен:
Делиться новостями о собственных успехах
Оказывать эмоциональную поддержку
Добровольно помогать в случае нужды
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе
Стараться возвращать долги, оказывать ответные любезности, делать взаимные комплименты вне зависимости от их серьезности
Личные отношения:
Доверительность по отношению друг к другу и уверенность в том, что друг не проболтается
Отношение к чужим:
Защищать друга перед другими людьми в его отсутствие
Быть терпимым к остальным его друзьям
Не критиковать друга в присутствии других людей
Сохранять доверенные тайны
Не ревновать друга к другим людям и не критиковать его иные дружеские отношения
Взаимодействие:
Не придираться и не ворчать
Не быть назойливым, уважать автономию друга
Из этих 13 правил самыми важными, как показали исследования, являются следующие шесть:
1) делиться новостями о собственных успехах,
2) оказывать эмоциональную поддержку,
3) добровольно помогать в случае нужды,
4) стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе,
5) доверительность по отношению к другу и уверенность в том, что друг не проболтается,
6) защищать друга в его отсутствие
Также существуют правила поддержания отношений с теми, кого можно назвать «товарищами» или «приятелями», потому что при близкой дружбе такие правила могут нарушаться:
Близкие друзья не считаются друг с другом одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость. А вот знакомые и приятели вряд ли это поймут.
Список литературы
Приложение № 1
Анкета для родителей.
1.Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какие игры предпочитает?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. С кем чаще играет?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Как ведёт себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив ?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Знаете ли вы друзей своего ребёнка, их родителей ? Общаетесь ли вы?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6.Приходят ли к вам в гости приятели сына, дочери?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 2
А вы умеете дружить? Давайте проверим.
Друг не пришёл в школу. Что ты будешь делать?
А) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.
Б) Подожду до завтра. Если и завтра не придёт – позвоню.
В) Пойду к нему и узнаю, в чём дело.
Вы договорились поиграть, но другу нужно ещё помочь маме принести воды. Что ты сделаешь?
А) Буду играть и ждать его.
Б) Подожду его у него дома.
В) Помогу носить воду и вместе пойдём играть.
В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?
А) Дам свою.
Б) Не буду огорчаться: попросит у кого–нибудь.
В) На переменке помогу найти запасную.
Приложение 3.
Анкета для детей.
1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?
2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?
Фокус-покус! Раз, два,три!
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Белый лист
"Разделите так, как делили работу..."
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт